Семинар-практикум «ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения»
Содержание:
- В каком возрасте стоит определиться с профессией
- Задачи и цели
- Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?
- Необходимость мероприятий
- Профориентация по-новому
- Основные инструменты
- Тест на профориентацию по методике Е.А. Климова
- Основные этапы
- Дополнительное образование в рамках национальных проектов
- Ранняя профориентация: плюсы
- Игра как важный метод
- Инженерное направление в школе
- Уроки самоопределения
- Времена меняются
- Возможные проблемы
- Тесты на профориентацию
- Ранняя профориентация: минусы
- Среда инженерной культуры
- Профессии будущего
- Подведем итоги
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Экономика образования
Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Для начала профориентации некоторые специалисты возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.
Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.
Задачи и цели
Дошкольный возраст самый благоприятный для педагогического воздействия. Поэтому очень важна работа воспитателей. С детьми проводятся интересные мероприятия, цель которых показать малышу, какие есть профессии. Рассказать о следующем:
- трудности, возникающие при выборе профдеятельности;
- какие достоинства у разных ремесел;
- какие качества нужны для определенной профессии;
- в чем суть работы и т. д.
Важно, чтобы малыш знал о профессиях, кем работают его родители и какие у них обязанности. В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду
Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности
В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду. Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности.
Все профессии важны
Нужно лишь определить направление и обязательно дать свободу выбора. Также не навязываются размышления о том, что есть престижные или малооплачиваемые специальности. Помните, каждая профессия важна и интересна по-своему.
Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?
Итак, вашему ребенку точно нужна ранняя профориентация, если вы:
- хотите, чтобы он выбирал будущую профессию исходя из своих способностей и желаний;
- заинтересованы в том, чтобы он уже с 12-13 лет знал о мире профессий и задумывался о своем будущем;
- не можете определиться с внешкольными дополнительными занятиями для развития вашего ребенка;
- имеете разные взгляды со вторым родителем на его будущее;
- сами в свое время пошли не по тому пути и не хотите, чтобы ваш ребенок повторил эту ошибку.
Иными словами, ранняя профориентация нужна, если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично и занимался тем, что ему по-настоящему нравится. В этом вам помогут специалисты нашего образовательного центра. Они знают психологию детей и хорошо понимают тенденции рынка труда. Благодаря этому они найдут ту самую специальность, которая подойдет именно вашему ребенку.
Необходимость мероприятий
Дошкольный возраст идеален для знакомства с профессиями. Дети очень любопытны, они впитывают новую информацию с большим интересом.
Чтобы ребенок выбрал для себя любимую профессию в будущем, нужно систематически знакомить его с профессиями еще в раннем детстве. Профориентация детей дошкольного возраста является необходимым звеном в формировании личности.
Ребенка следует знакомить еще и с требованиями, которые будут предъявляться в той или иной профессии, чтобы он учился оценивать свои способности и стремился достигать поставленных задач. Интересоваться мнением о профессиях, которые ему нравятся, тем самым помогая формировать право выбора
Важно давать в этот период необходимую поддержку, чтобы он ощутил веру в собственные силы, развил уверенность. Профориентация должна способствовать самоопределению
Профориентация по-новому
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:
«Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру. Для этого явления пока нет адекватно переведенного термина. В международном контексте это звучит как career guidance, career education. В России до сих пор используется термин «профориентация». Современный рынок труда предлагает новые типы карьер и траекторий: фриланс, работа из дома, гибкость и междисциплинарность. Все движется к тому, что узкодисциплинарные знания начинают пересекаться. Например, успешным будет программист, который еще и разбирается в социологии или дизайне, который к тому же коммуникабелен, может найти специалистов под свою задачу, имеет зачатки исследовательских навыков, умеет искать информацию. В университете этому не учат, но на современном рынке труда эти навыки уже могут рассматриваться как отдельный капитал».
Основные инструменты
Реализуется профориентация для дошкольников с помощью ролевых игр. В процессе дети усваивают сведенья о профдеятельности взрослых, пробуют для себя разные роли. С помощью ролевых игр удобно и эффективно закреплять знания, полученные в процессе образовательной работы. Во время таких занятий имитируются:
- производственные сюжеты;
- коллектив;
- оборудование и рабочие места;
- модели межличностных отношений;
- типы профессионального поведения (дружба в коллективе, конфликтные ситуации, спорные моменты, увольнения, принятие на работу, общение с партнерами и т. д.).
Иногда в садике подобные игры реализовать тяжело. По возможности детей водят в специальные детские центры, где есть Город профессий. В таких заведениях есть множество комнат, каждая из которых отдельный офис, представляющий определенное ремесло.
Игра «Скорая помощь»
Детям выдается униформа, необходимое оборудование или приборы, объясняют, что нужно делать. Программа профориентации дошкольников разрабатывается воспитателями и соцработниками. Она обязательно должна быть предоставлена для просмотра родителям и может внедряться только после их одобрения
Во внимание берутся правки и предложения, т. е
план мероприятий разрабатывается совместно.
Тест на профориентацию по методике Е.А. Климова
1) Что нужно знать о методике Е.А. Климова?
Климов Евгений Александрович – один из известнейших советских и российских психологов ХХ века.
Российский психолог Е.А. Климов
На его счету – свыше трех сотен научных трудов, в том числе – по психологии труда и профессиональной ориентации.
Климов считал, что все люди делятся на 5 основных типов, посему и профессию должны выбирать в соответствии со своим типом.
Если учесть, что методика российского ученого быстро набрала популярности в СССР и не утратила своей актуальности до сих пор, он был прав.
Тест на профориентацию по методике Е.А. Климова может пройти любой человек – он простой и понятный в исполнении. И много времени на его выполнение тратить не придется.
2) Как пройти тест на профориентацию Климова?
Ваша задача – выбрать одно из утверждений в каждой паре и записать свой ответ.
№ | Вариант А | Вариант Б |
---|---|---|
1. | Ухаживать за братьями нашими меньшими | Работать с автомобилями |
2. | Лечить различные заболевания | Писать компьютерные программы |
3. | Иллюстрировать печатную продукцию | Ухаживать за растениями |
4. | Изготавливать из материалов (дерева, ткани, пластика и т.п.) продукцию | Работать в сфере маркетинга и продвижения товаров |
5. | Читать и обсуждать научные труды | Наслаждаться искусством и художественной литературой, обсуждать свои впечатления от того или иного произведения |
6. | Работать с животными | Работать с детьми |
7. | Рисовать или играть на музыкальном инструменте | Водить автомобиль или другую технику |
8. | Проводить экскурсии | Организовывать увеселительные и культурные мероприятия |
9. | Заниматься ремонтными работами | Работать с текстами |
10. | Лечить болезни у животных | Работать с цифрами |
11. | Заниматься селекцией растений | Придумывать новые модели одежды или чего-то другого |
12. | Улаживать конфликты | Работать с документацией |
13. | Проводить кружки самодеятельности | Изучать мир микробов |
14. | Работать с медицинскими приборами | Оказывать первую помощь пострадавшим |
15. | Составлять детальные отчеты | Описывать красочно и интересно события |
16. | Работать в лаборатории | Работать непосредственно с больными |
17. | Красить стены и другие поверхности | Заниматься разборкой или монтажом |
18. | Организовывать культпоходы | Выступать на сцене |
19. | Строить здания, заниматься сборкой техники | Строить здания, заниматься сборкой техники |
20. | Спасать растения от болезней | Работать на компьютере |
3) Результаты теста
Результаты теста на профориентацию:
- Ч-Ч (Человек-человек). Вы легко социализируетесь, находите общий язык с людьми и не можете долго находиться в одиночестве. Соответственно им нужно выбирать профессию, направленную на работу с людьми: сфера обслуживания, педагогика, медицина, журналистика, маркетинг и т.п.
- Ч-Т (Человек-техника). Наверняка вы с детства любили копаться в технике, что-то чинить или мастерить. Грех закапывать такие способности в землю. Вы можете многого добиться, если выберите профессию автомеханика, авиаконструктора, инженера, изобретателя, ремонтника, электрика и т.п.
- Ч-П (Человек-природа). Вы любите растения, быстро находите контакт с братьями нашими меньшими, заботитесь об окружающей среде. Вам следует выбрать профессию эколога, ветеринара, работника сельского хозяйства, агронома, ландшафтного дизайнера, флориста и т.п.
- Ч-З (Человек-знаковая система). Ваши сильные стороны – логическое мышление, рациональность, математический склад ума. Вы легко разбираетесь в цифрах и решаете даже сложные задачки. Вам подойдет работа финансиста, экономиста, бухгалтера, программиста, юриста и т.п.
- Ч-Х (Человек-художественный образ). Тонкая душевная организация, тяга к искусству и наличие ярко выраженного таланта всегда выделяли вас среди других. Вы с малолетства участвовали в художественной самодеятельности, конкурсах талантов и т.п. Настало время сделать свое увлечение основной профессией и стать писателем, актером, музыкантом, художником, режиссером, ювелиром, дизайнером и т.п.
Если хотите подтвердить выбор своей профессии с помощью еще какого-то теста, посмотрите вот это видео:
Оно поможет вам определиться с родом будущей деятельности, опираясь на линии на вашей ладони.
Любой из предложенных тестов на профориентацию подскажет вам, в каком направлении лучше двигаться. Но, конечно, выбор, как и где строить свою трудовую жизнь, остается за вами.
Основные этапы
Развитие ребенка очень быстро происходит в период от 2 до 7 лет. Ранняя профориентация дошкольников может быть разделена на три этапа:
- младший дошкольный возраст;
- средний дошкольный возраст;
- старший дошкольный возраст.
В эти этапы дети по-разному реагируют на информацию и воспринимают ее.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). В этом возрасте они способны понять виды труда и трудовые операции. Они уже проявляют способность к определенному виду деятельности. Опираясь на способности и на психологическое развитие, можно спрогнозировать предпочтения в выборе профессии.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). На данном этапе они хорошо воспринимают информацию о профессиях, учатся сравнивать и различать различные трудовые деятельности, учатся искать цели деятельности и выявлять пользу. В этом возрасте они хорошо анализируют полученные знания и выделяют для себя понравившиеся виды труда.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). Появляется способность систематизировать полученные ранее знания, выявить результаты труда, расширяет знания о технике выполнения работы.
Он может получать знания о профессиях и их трудовых особенностях через совместную деятельность со взрослыми, через различные формы подачи информации:
- прочтение сказок,
- беседа,
- просмотр фильма,
- прочтение сказки,
- просмотр картинок,
- игра ,
- просмотр театрализованных представлений,
- экскурсии на предприятия и т.д.
Выбор формы подачи можно выбирать в зависимости от ситуации.
Дополнительное образование в рамках национальных проектов
Национальный проект «Образование» сформулировал стратегическую политическую цель государства, суть которой сводится к повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям современного общества.
В связи с этим разработано несколько федеральных программ, включающих конкретные направления, призванные обеспечить комплексное оснащение для реализации дополнительного и профильного образования в школах.
Центры «Точка роста»
Федеральный проект «Современная школа» нацелен на улучшение материально-технической базы сельских школ. С помощью центров «Точка роста» инновационные методы образования, включающие и профориентацию, будут доступны для детей в отдаленных уголках страны.
Центры «IT — куб»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» ставит перед собой глобальную задачу — технологический прорыв страны. Центры цифрового образования «IT — куб» призваны обеспечить ускоренное обучение в сфере информационных технологий школьников разного возраста.
Детские технопарки «Кванториум»
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» создаются специальные площадки с цехами и лабораториями, укомплектованные современным высокотехнологичным оборудованием. Подобные технопарки открываются во всех регионах страны. Задачей «Кванториумов» является развитие в научно-техническом направлении и формирование изобретательского мышления у детей, начиная с пяти лет.
Ранняя профориентация: плюсы
Проводить профориентацию для учеников младшей школы не всегда разумно. Дети еще слишком малы, поэтому их увлечения и склонности могут не проявиться достаточно четко. Поэтому лучше всего заняться поиском профессии по душе в средней школе, начиная с 7-8 класса. И вот почему:
1. Выявление наклонностей, способностей, типа мышления школьника
В результате можно получить целый ассортимент подходящих профессий и начать знакомить с ними ребенка за несколько лет до выпускных классов. Знание определенного набора данных ученика поможет сориентироваться в целой сфере специальностей. К тому же это станет плюсом в воспитательных и коммуникативных моментах для родителей.
Игра как важный метод
Интересной формой подачи информации для дошкольников является игра. Примерять различные роли на себя очень любопытно, потому что в форме игры он может представить себя продавцом, поваром, учителем, врачом, космонавтом, танцором и т.д.
Представляя себя взрослым с определенной профессией, он будет совершать действия, связанные с этой профессией. Взрослому лишь необходимо ознакомить изначально с особенностями деятельности и регулировать процесс. Игровые атрибуты помогут значительно упростить процесс и надолго вовлечь в игру.
Помогая ребенку развиваться способности с раннего возраста , взрослые готовят его к осознанному выбору в будущем. Дети дошкольного возраста , которые знакомы с определенными видами деятельностями, сами заинтересованы в развитии определенных навыков. Они стремятся узнавать больше о понравившихся профессиях не только в младшем, но и в школьном возрасте.
Ранней профориентации детей в последнее время стали уделять внимание в различных дошкольных образовательных учреждениях. Но родители также должны знакомить малыша с разнообразием трудовых специальностей, т.к
чем больше он узнает, тем легче ему будет сделать выбор. Дети очень быстро растут, поэтому не стоит откладывать такой важный момент.
Каждый ребенок обладает своей неповторимой уникальностью, иногда необходима индивидуальная профориентация дошкольников , чтобы раскрыть потенциальные возможности. Чем больше внимания и времени уделяется малышу в детстве, тем счастливее он становится в будущем.
Инженерное направление в школе
Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:
-
Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.
-
Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.
-
Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.
Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:
Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:
-
5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».
-
5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».
-
5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».
-
7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».
-
7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».
-
7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».
-
8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»
-
9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».
-
10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».
Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:
Уроки самоопределения
Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.
В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:
-
Формирование знаний о личностных качествах.
-
Выявление личных стремлений и потребностей.
-
Эмоциональное развитие ребенка.
-
Выявление интеллектуальных способностей.
-
Уточнение определенных профессиональных склонностей
-
Знакомство с видами профессий.
-
Правила успешной профессиональной карьеры.
Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.
Компания «Логия» предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» — центров «Точка роста», «IT-куб» и технопарков «Кванториумы». Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.
Времена меняются
С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.
Возможные проблемы
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.
Тесты на профориентацию
Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.
Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.
- Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
- Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
- Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.
Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.
Экономика инноваций
16 типов личности: как строить отношения с коллегами на удаленке
Ранняя профориентация: минусы
1. Ранняя профориентация может «зациклить» школьника на одной профессии
При знакомстве с миром профессий важно грамотно преподнести ребенку возможности выбора и особенности современного мира, где люди меняют профессии и во взрослом возрасте. Необходимо донести до школьника, что его компетенции и мировоззрение будут меняться на протяжении всей жизни, ровно как и желание работать по разным специальностям
2. Быстрая смена профессий в современном мире
В детстве ребята по-прежнему играют во «врачей», «поваров» и «водителей». Но одновременно, когда вырастут, хотят стать видеоблогерами и снимают тиктоки. Новые профессии сейчас появляются каждый год, некоторые из них уходят так же стремительно.
При этом множеству профессий, которые были востребованы десятилетиями – например, бухгалтер или корректор – пророчат скорую невостребованность. Поэтому ориентация в мире профессий со средних классов может оказаться просто неактуальной. К окончанию школы рынок специальностей может сильно измениться.
Среда инженерной культуры
Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.
Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:
-
Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
-
Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
-
Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
-
3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.
Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Экономика образования
100 профессий будущего
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Экономика образования
Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас
Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.
Подведем итоги
Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников.
Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.