Навигатор дополнительного образования детей

Содержание:

Концессия даст школам больше возможностей

Дополнительное образование во многом зависит от возможностей школ, именно поэтому участники сессии сосредоточились прежде всего на теме создания образовательных учреждений нового типа. Алиса Денисова, руководитель направления «Современная образовательная среда» ВЭБ.РФ, напомнила, что в послании президента России были даны установочные цифры по вводу к 2024 году не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 года).

Это значит, что с 2021 года по 2024 год новых объектов будет порядка 800, как раз по новой программе, которую ведёт ВЭБ.РФ совместно с  Минпросвещения, — уточнила она.

Особенностью этой программы, по словам спикера, станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее — концессионное соглашение. Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер — инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это, считает Алиса Денисова, очень хорошо, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками.

Подобные концессионные соглашения уже активно заключаются в регионах. Например, в 2018 году «Сбер» объявил о финансировании концессии по строительству школы в Ханты-Мансийске, а в 2019 году одобрил финансирование создания большого учебного комплекса в Нижнем Новгороде. В апреле 2021 года портал РБК сообщал, что банк также планирует построить девять школ в Пермском крае. На ПМЭФ ВЭБ.РФ и федеральный концессионер «ПроШкола» (его финансовым партнёром выступает «Сбер») заключили с регионами сразу несколько соглашений — например, о строительстве трёх школ во Владимирской области.

Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Каким целям должно служить допобразование

Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.

Удовлетворение интересов детей

Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.

Источник радости и способ полюбить учиться

Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».

Ранняя профориентация

Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.

«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.

С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.

Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.

Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Как сегодня выглядит рынок ДПО

Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.

Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.

В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.

Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?

Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.

Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:

  • абитуриенты, которые поступают не по результатам ЕГЭ, а с дипломом о среднем профессиональном образовании или с зарубежным аттестатом (им, как правило, нужны подготовительные курсы до начала обучения);
  • свои же студенты по основным программам, которые хотят за время учёбы получить два диплома — например, параллельно с бакалавриатом по истории освоить ДПО-программу «Переводчик в области профессиональной коммуникации»;
  • сотрудники региональных министерств и муниципалитетов, которые повышают квалификацию по управленческим дисциплинам.

Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.

О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.

Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Как получить сертификат на дополнительное образование

Сертификат – это бюджетные деньги, которые предназначены для оплаты внешкольного образования детей. Смысл его введения в том, что теперь финансироваться будут только те программы, которые востребованы у родителей и детей, а не те, что были запланированы в рамках госзаказа.

До таких нововведений принцип распределения средств был аналогичным плановой экономике – учреждение составляло перечень программ и план по набору детских групп. Деньги из бюджета перечислялись в полном соответствии с этим планом. Главный недостаток такой системы был в том, что план не всегда соответствовал спросу.

Теперь все будет иначе. Финансирование из бюджета будет выделяться на детей, которые по факту выбрали ту или иную программу. Родители по такой системе станут непосредственными участниками распределения бюджета.

Персональный сертификат — это документ, выступающий гарантией ребенку со стороны государства. Он подтверждает, что конкретный ребенок может посещать выбранный кружок или секцию за счет бюджетных средств.

Бумажного формата сертификата не предусмотрено. Фактически он представляет собой электронную запись в информационной базе. В системе будет отображаться состояние счета и история списания денежных средств. Все данные надежно защищены.

Сертификат присваивается детям от 5 до 18 лет. У него есть конкретный номинал. Это реальные деньги, выделяемые из бюджета. Потратить их можно только по целевому назначению — на оплату занятий ребенка в секции или кружке. Размер номинала сертификата определяется местными властями.

Для получения сертификата в Навигаторе авторизованному пользователю «Навигатор дополнительного образования» необходимо в личном кабинете, во вкладке «Дети» нажать «Получить сертификат».

Система выдаст адреса учреждений, куда нужно будет прийти с документами, чтобы подтвердить данные о ребёнке/детях, данные о сертификате, оформить заявление на зачисление средств и согласие на обработку персональных данных. Из документов с собой нужно будет иметь:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка (или паспорт для детей от 14 лет).

Зачем нужен сертификат на дополнительное образование детей

С помощью внедрения новой системы государство стремится улучшить качество дополнительного образования для детей. На бюджетное финансирование смогут рассчитывать только программы, которые интересны населению. Остальные придется менять или ликвидировать.

Теперь родителям и детям будет удобно выбирать секции и записываться на них. Все доступные варианты размещены на едином портале. Тут доступна следующая информация:

  • кружки и секции, работающие в районе;
  • расписание;
  • отзывы других родителей.

В результате больше детей сможет обучаться в секциях на платной основе. Если раньше семья не могла себе позволить ходить на какой-то кружок, то теперь с помощью сертификата можно оплатить обучение ребенка частично или в полном объеме. Это будет зависеть от суммы, на которую выдан сертификат, и стоимости кружка.

Оплачивать по сертификату можно не только государственные, но и частные секции. Главное условие — частная организация и индивидуальный предприниматель должны иметь лицензию, а также быть включенными в систему бюджетного финансирования. Такие секции в Навигаторе отмечаются ярлыком «Доступна оплата сертификатом».

Что такое навигатор ДОД

Федеральный навигатор дополнительного образования детей (ДОД) – это единый информационный портал, облегчающий выбор направления развития ребенка и конкретного учреждения, которое готово этим заняться. Пользователь может задавать актуальные для него условия запроса (желаемая сфера подготовки, возраст, способности, особенности здоровья и прочие критерии). Проект получил мощную поддержку со стороны правительства. Федеральный навигатор ДОД включает региональные и местные разделы. Они, в соответствии с государственным планом, должны быть представлены отдельно по каждому субъекту и обязательно содержать:

  • актуальный для региона и города перечень программ ДОД;
  • сведения об организациях, в рамках которых проходит обучение;
  • независимую оценку работы учреждения, которую дают родители.

Идея создания единого информационного интернет-пространства, в котором были бы собраны все сведения о действующих в регионе программах дополнительного образования детей, не нова. Первые попытки внедрения таких систем предпринимались еще 10 лет назад.

  1. 2016–2017 гг. – федеральный пилотный портал dop.edu.ru (Единый национальный портал дополнительного образования детей). Его главное предназначение состояло в предоставлении сведений обо всех учреждениях, организующих детский досуг и отдельных программах подготовки. Из-за слабой наполняемости сайт вскоре прекратил работу (в Сети он есть, но данные на нем не обновляются). В 2017 году его база содержала максимум 200 программ, хотя по стране на тот момент было зарегистрировано более 3 500 организаций, занимающихся ДОД.
  2. 2017 г. – «Атлас доступного образования для детей России». Организатором экспериментального проекта стал Фонд новых форм развития образования. Созданный сервис должен был сделать систему дополнительного детского обучения более прозрачной и доступной, а также максимизировать использование всех имеющихся в этой сфере ресурсов (кадры, материально-техническое и информационное оснащение). В проект были включены не только муниципальные учреждения. Негосударственные структуры, более других заинтересованные в привлечении клиентов, также поучаствовали в наполнении базы. Платформа «Атласа» работает до сих пор, но информация тоже не обновляется в связи с окончанием эксперимента.
  3. 2017 год – федеральный навигатор + типовое решение для регионов от компании Inlearno. Самый успешный на текущий момент проект, получивший стремительное развитие. Его база наиболее актуальная и полная. Тем не менее до сих пор все регионы могут сами выбирать, на какой платформе создать свой навигатор и каким он будет.

Все российские порталы и агрегаторы детского досуга при разработке платформ учитывали опыт англоязычных стран (в частности Hoop из Великобритании и Sawyer из США). Суть всех сервисов сводится к следующему: они организуют поиск из существующих предложений по нескольким ключевым параметрам (возраст ребенка, расположение центра, направление обучения).

Организация ДОД

Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как дополнительное образование школьников и детей

О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях

Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.

Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.

Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

События | Организации | Методики | Программы

Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:

музыкальное творчество — формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов.

Введение в музыкальную культуру: сольфеджио, класс композиции, муз. литература, инструментальная музыка, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры.

Вокально-хоровое искусство: сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, авторская песня, хореографическое искусство, классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы.

театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи;

хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;

изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.

Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.

Эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры«.

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector