Что требуется для успешного лицензирования дополнительного образования детей и взрослых

Типы дополнительного образования

01.06.2012

Многие считают, что дополнительное образование тождественно второму (или любому другому) высшему образованию. На самом деле это не так, ведь дополнительное образование предполагает определенные типы:

1. Повышение квалификации;

2. Переподготовка профессионалов;

3. Переподготовка и получение дополнительной квалификации;

4. Стажировка;

5. Курсы по овладению необходимыми навыками (краткосрочные или долгосрочные);

6. Второе высшее образование;

7. Дополнительные образовательные услуги.

В зависимости от того, в какую возрастную и образовательную категорию входит потенциальный студент, он может выбрать для себя максимально корректное дополнительно образование.

Повышение квалификации

Данный вид дополнительного образования предусмотрен для специалистов с высшим образованием или средним специальным. Его суть заключается в краткосрочном обучении для владельцев дипломов с высшим образованием (до 100 часов) и в долгосрочном для специалистов со средним специальным образованием (до 500 часов). Соответственно, сроки зависят от степени первичной квалификации специалиста. По окончанию обучения специалисту присваивается определенная категория, которая повышает ценность данного кадра на рынке труда.

Переподготовка профессионалов

Переподготовка предполагает обучение для дипломированных специалистов (высшее и среднее специальное образования), но в контексте обучения человек осваивает новые навыки и получает определенные знания, которые не получил раньше. Обучение занимает около 500 часов аудиторных занятий. Все зависит от ВУЗа, который занимается переподготовкой. В результате, по окончанию обучения человеку выдается диплом о профессиональной переподготовки, который является дополнением к высшему образованию.

Получение дополнительной квалификации

Это практически тоже самое, что и переподготовка профессионалов. Категория слушателей остается та же. Но количество аудиторных часов увеличивается практически в два раза. Это связано с тем, что человек, по завершению обучения, получает диплом о переквалификации.

Стажировка

Стажировку могут проходить специалисты, получившие диплом о соответствующем образовании. Чаще всего это учебно-научная практика в заведениях, которые предполагают работу, соответствующие с дипломными данными специалиста. Это существенно повышает шансы студентов на поиск работы, т.к. стажировка считается опытом работы и серьезной практикой. Сроки стажировки могут длиться от одного до десяти месяцев. Они обусловлены спецификой образования.

Курсы

Мало кто не слышал о курсах. Сейчас есть курсы по изучению определенных дисциплин, по подготовке к поступлению в ВУЗы и т.п. Курсы, по окончанию которых слушатель получает дополнительное образование предполагают обучение от 30 до 100 часов обучения. В результате чего человек получает сертификат о выполненной программе (если это краткосрочные курсы, предполагающие дополнительные знания в конкретной сфере – тайм-менеджмент, заполнение планов и отчетов и т.п.) либо же удостоверение о навыках работы (долгосрочные курсы, которые обучают необходимым навыкам в конкретной сфере).

Второе высшее образование

Второе высшее образование не относится ни к одному из вышеперечисленных. По сути, если у человека есть желание или необходимость получить образование в другой сфере, то предыдущие виды дополнительного образования не дадут возможности этого сделать, по крайней мере, потому что количество часов для обучения слишком мало. Второе высшее образование предполагает обучение от двух до четырех лет обучения (в зависимости от смежности специальностей и количества общих предметов). В результате выдается отдельный диплом, свидетельствующий о получении дополнительных знаний.

Дополнительные образовательные услуги

Сюда входят: подготовительные курсы, олимпиады, классы, лектории, различные обучающие программы. В зависимости от специализации сроки обучения могут быть различными. Категория слушателей может начинаться школьниками и заканчиваться пенсионерами. Это курсы чаще всего, больше для общего развития. Сертификаты об их окончании далеко не всегда играют хоть какую-то роль при приеме на работу. Тем не менее, подобные «школы» реально дают определенные знания и навыки.

Выбирая для себя какой-либо вид из дополнительного образования нужно четко представлять причину данной необходимости. Только это будет обуславливать качество и перспективность полученных знаний.

Какие существуют типы занятий

В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

  • комбинированные — изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
  • подача нового материала;
  • повторение и усвоение пройденного — контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • закрепление знаний, умений и навыков — постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • применение полученных знаний и навыков — прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний. Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути

Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Основные задания и цели

Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:

  • Выработка навыков общения и работы в коллективе.
  • Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
  • Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
  • Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
  • Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.

Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, — доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает.

Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.

Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования — это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги — это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки.

Как сегодня выглядит рынок ДПО

Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.

Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.

В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.

Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?

Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.

Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:

  • абитуриенты, которые поступают не по результатам ЕГЭ, а с дипломом о среднем профессиональном образовании или с зарубежным аттестатом (им, как правило, нужны подготовительные курсы до начала обучения);
  • свои же студенты по основным программам, которые хотят за время учёбы получить два диплома — например, параллельно с бакалавриатом по истории освоить ДПО-программу «Переводчик в области профессиональной коммуникации»;
  • сотрудники региональных министерств и муниципалитетов, которые повышают квалификацию по управленческим дисциплинам.

Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.

О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.

Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Виды программ дополнительного образования детей

Программы дополнительного образования классифицируются на несколько видов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Примерная программа. Утверждается Министерством РФ и рекомендуется как шаблонная для того или иного образовательного направления.
  2. Модифицированная программа. Она адаптируется под специфику конкретного формирования, куда входит группа детей, а также под режим и условия реализации деятельности. Программа изменяется зависимо от индивидуальных результатов учащихся.
  3. Экспериментальная программа. Цель данного направления заключается в изменении содержания программы и педагогической базы обучения. Сюда входят новые предложения в области знаний и внедрение прогрессивных технологий обучения.
  4. Авторская программа. Составляется одним или несколькими педагогами. Суть заключается в том, что учебный курс содержит совокупность возможных средств решения вопросов в образовательной сфере. Их отличительная черта — новаторство и актуальность, следование новейшим педагогическим тенденциям.

Задачи авторских программ:

  • познакомить детей с культурой и ее ценностями;
  • создать как можно больше возможностей для раскрытия своего потенциала;
  • ответить на вновь возникающие потребности и запросы современной педагогики.

Существует и другая классификация по основанию моделей организации доп. образования. Всего выделяется четыре основных:

  1. Первая. Сегодня это самый распространенный вид, для которого характерен случайный набор секций и кружков. Их деятельность может не пересекаться друг с другом. Увы, в данном направлении программа дополнительного образования не имеет проработки. Но, несмотря на существенные минусы, у такой модели есть и преимущества: дети заняты определенной деятельностью во внеурочное время. Также здесь используются уникальные авторские программы.
  2. Вторая модель. Для данного направления характерно наличие внутренней организованности в каждой структуре дополнительного образования. Вместе с тем, здесь нет единой системы функционирования. В представленной модели представлены уникальные формы деятельности, которые объединяют группы детей и группы взрослых. Например, хобби-центр, ассоциации, творческие организации и др.
  3. Третья модель. Это направление дополнительного образования основано на тесном взаимодействии школы с другими образовательными организациями. Сюда могут входить: центр детского творчества, спортивная школа, библиотека, художественная школа и т.д. Данное сотрудничество должно быть регулярным. Школьное учреждение и другая организация создают план совместной деятельности, включающая в себя поэтапную образовательную программу.
  4. Четвертая модель. Образовательные организации существуют в рамках учебно-воспитательного комплекса. Сегодня это самая эффективная модель, т.к. она грамотно сочетает максимальные возможности для реализации как основного образования, так и дополнительного.

К примеру, в обычной общеобразовательной школе могут функционировать художественная школа, спортивная и др. Общеобразовательное учреждение часто включает в себя сети кружков и секций. Вузы, в свою очередь, могут иметь в своем составе другие образовательные объединения.

Деятельность УВК (учебно-воспитательных комплексов) наиболее эффективна для районов, которые удалены от центров. Особенно это актуально для мегаполисов. В небольших городах УВК также играют существенную роль для развития населения.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

  • в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
  • вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
  • возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
  • творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
  • личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
  • получении профессиональной подготовки.

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.

Какие существуют формы занятий

Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции — изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы — заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференции — совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции — поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта — обоснование проделанной работы;
  • круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку — коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий — все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Виды

Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.

Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:

  1. Общеобразовательные:
    • общеразвивающие;
    • предпрофессиональные.
  2. Профессиональные:
    • повышение квалификации;
    • профессиональная переподготовка.

По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).

Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.

В чем польза дополнительного профессионального образования?

Сначала о неочевидных преимуществах. Ученые уже давно доказали, что человеческому мозгу необходимо «давать работу». Запоминание новой информации, решение логических задач – отличная тренировка. Если разгадывание загадок и заучивание стихотворений воспринимаются как пустая трата времени, то курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки имеют практический характер. Дополнительное образование будет плюсом для работающего человека, подтверждением его вовлеченности в дело, желания совершенствоваться как специалист.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что сегодня информационное поле достаточно обширно, поэтому многие испытывают сложности с фильтрацией информации, вычленением важного и полезного для себя. Такой проблемы не испытывают люди, решившие учиться на курсах: они занимаются по конкретизированному учебному плану и не имеют дела с несистематизированными подборками статей, интервью и вебинаров по нужной теме

Все данные актуализированы, а знакомство с ними последовательно.

Обучение – это всегда новые знакомства. Даже если человек не общается со своей группой, он знакомится со своим преподавателем, что в дальнейшем может стать весьма ценным контактом.

Еще одно достоинство ДПО состоит в том, что само погружение в образовательную среду влечет за собой формирование полезных привычек, вырабатывает потребность изучать что-то новое, не останавливаться на достигнутом. Все эти качества определяют успешного и востребованного профессионала.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector