Образование в республике беларусь

Исторический контекст

У человечества, как некоторой системы, есть какие-то собственные параметры, в том числе частоты течения различных процессов. Одна из основных — это частота смены поколений, которая характеризует скорость обновления биологической составляющей человечества. Она примерна равна 25 годам — это среднее время появления у женщины первого ребёнка. Эта частота практически не менялась на протяжении многих тысяч лет.

Социальная составляющая, также присущая человечеству как виду, меняется с иной скоростью. Её изменения легко проследить, оценив на примере какой-то отрасли частоту смены поколений технологий в ней, в которой выражается скорость обновления информационной среды.Возьмём транспорт. Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолёта обновление отрасли уже занимает единицы лет.

Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды на нынешнем пути развития человеческой цивилизации подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически передаваемую от поколения к поколению информацию, то есть не передаваемую посредством генетического аппарата.

И получается, что скорость обновления социальной составляющей обогнала биологическую к середине XX века. Это явление смены соотношения частот обновления биологической и социальной составляющих и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.


Изображение: newyouthpolicy.org

Какие у белорусского высшего есть трудности

Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.

Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:

Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.

Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.

Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы

При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.

Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.

Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям

Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.

Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.

Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.

Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).

Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.

Дошкольное образование


Отметим, что в 2016 — 2020 годах следует ожидать падения численности детей в учреждениях дошкольного образования, поскольку поколению, родившемуся после 1991 года в 2016 как раз исполняется 25 лет, что соответствует среднему возрасту появления первого ребёнка. А значит, в перспективе 3 — 4 лет упадёт количество родившихся детей, поскольку после 1991 года по всему пространству Советского Союза сильно упала рождаемость, что видно на графике естественного прироста Беларуси и соседней Украины:
Изображение: bdg.by

Та же картина была и в России.

И сейчас в наших странах подходит момент, когда родившиеся во время прохождения этой ямы будут, в свою очередь, рожать детей. А значит, необходимо предусмотреть это в государственной программе развития образования, однако в ней об этом ни слова.

Сейчас в программе написано о том, что:

А когда в детских садах начнётся недобор детей, и даже этого числа обученных и не очень кадров станет много, то как будут «оптимизировать» их педагогический состав? Увольнять?

Учитывая сказанное в первом разделе статьи об историческом контексте, в котором мы сегодня живём, очень странными выглядят меры по совершенствованию системы образования:

Задача по совершенствованию качества дошкольного образования будет выполняться за счёт:— оснащения учреждений дошкольного образования средствами обучения;

— приобретения компьютерной техники, закупки программных продуктов;

— создания сайтов учреждений дошкольного образования;

— подготовки и выпуска учебных изданий, учебно-программной и учебно-методической документации (в том числе электронных средств обучения);

— методической литературы и учебных пособий.

На решение задачи по обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования направлены следующие мероприятия:

— осуществление капитального ремонта учреждений дошкольного образования;

— внедрение автоматизированной системы по учёту и контролю за качеством питания; приобретение оборудования (технологического и другого).

Ни слова нет о том, что необходимо пересмотреть подходы к образованию дошкольников. Некоторые телодвижения в этом направлении можно заподозрить в пункте о подготовке методической литературы или учебно-методической литературы, но вряд ли вся эта писанина приведёт к качественному скачку системы образования, как системы образования и воспитания кадров для будущего.

Отсутствие такого рода задач наблюдается в целом во всех подпрограммах, так что дошкольное образование в этом смысле не выделяется, но об этом чуть позже.

Видно, как уменьшается и количество учреждений среднего образования, и учеников, что связано с той самой демографической ямой 90-х. Это явно видно по количеству детей: до 2000 года их численность сохранялась практически неизменной, а вот после 2000 — пошла на убыль.

А решение задач подпрограммы будет осуществляться за счёт:

— повышения квалификационного уровня учителей;— разработки и издания обновлённых учебных программ по учебным предметам, учебных картографических пособий;

— подготовки и издания новых учебников и учебных пособий;

— использования в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;

— ежегодного проведения мониторинга качества общего среднего образования;

— совершенствования национальной системы оценки качества общего среднего образования;

— увеличения средней наполняемости классов в УОСО, расположенных в городской местности.

Всё в целом, как и с дошкольным образованием: в задачах ни слова нет о пересмотре подходов к образованию как таковому. Нет ничего о кардинальном изменении образовательных стандартов.

Это общее плачевное положение в системе образования весьма своеобразно подтвердил на большой пресс-конференции 17 ноября 2016 года Президент Бедаруси:

Говоря о негативных тенденциях в белорусской системе образования в начале 90-х, Лукашенко обратил внимание на последствия пересмотра учебных программ и то, что ситуацию удалось исправить:

Хотя бы в этом понимание вернулось. Следующий шаг — пересмотр образовательных стандартов в целом и принципов образования, в частности, но вряд ли их выработка по плечу тем, кто своим мышлением уже «врос» в сложившуюся систему образования. Возможно, в этой области могут помочь общественные инициативы и организации, которые лучше чувствуют «вызовы времени».

Сколько лет учатся на дистанционной форме

Вузы Беларуси предлагают несколько вариантов обучения удаленно. Если ты поступаешь после 11 класса, можешь сдать ЦТ и поступить в БГУИР или другой вуз на дистанционную форму сроком 5 лет. Если ты окончил среднее специальное учреждение и работаешь по специальности, можешь сдать экзамены по профильным предметам и обучаться дистанционно 3 года, как например, в БНТУ на специальности «Экономика и управление на предприятии». В таком случае ты освоишь программу заочной сокращённой формы.

Дистанционное обучение в Беларуси пока развивается и некоторые вузы находятся на стадии экспериментов. Поэтому, если выбрал этот путь получения знаний, проверь на сайте учреждения информацию: вдруг появились новые специальности или изменились условия приёма.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были тебе полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Университеты Белоруссии

Белорусский Государственный Университет

Система образования в Белоруссии, дает право определять место получения высшего образования.  Для этого предоставлены такие университеты Белоруссии:

  •  университет классического направления;
  • университет за профилем или академия;
  • институт;
  • колледж высшего уровня аккредитации.

Срок обучения во многих вузах – 5 лет. Для получения образования можно рассматривать следующие университеты:

Поступая в любой университет, вы подаете такие документы:

  • заявление, подается вместе с документами;
  • документ об образовании (оригинал);
  • медицинская справка (оригинал) дающая право на обучение;
  • копия паспорта и свидетельство о рождении (копия);
  • фотографий 4х6 см , 6 или 8шт.

После определения с местом учебы, вы начинаете сдавать ТЦ и подаете документы. После всего вы узнаете, что вы все-таки поступили и начинаете решать свой жилищный вопрос. Во многих белорусских вузах есть общежития, но думать, что туда можно легко попасть, нет смысла, так как мест недостаточно в огромном городке общежитий БГУ. Остается один выход – арендовать по месту учебы отдельную квартиру или комнату с хозяевами, в этой стране такая услуга стоит намного дешевле. Снять в самом Минске однокомнатную квартиру можно, уплатив за нее двести долларов, за комнату просят – 80 долларов. Цены на жилье в областных центрах еще ниже. После выпуска из учебного заведения, в Белоруссии до сих пор происходит система распределения, как в советское время, правда для россиян этот этап остается добровольным.

Более подробно о валюте Беларуси можно прочитать здесь.

Более подробно о посольстве Беларуси можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Беларуси можно прочитать здесь и здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Бресте можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Гомеле можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Витебске можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Могилёве можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Минске можно прочитать здесь.

Более подробно об открытии бизнеса в Гродно можно прочитать здесь.

Разница между бакалавриатом и магистратурой

До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.

  • бакалавриат – первая и обязательная ступень высшего профобразования;
  • магистратура – второй и необязательный этап высшего профобразования.

Какая между ними разница?

Определение и значение

Бакалавриат – доступная для всех выпускников общеобразовательных школ, гимназий и колледжей первоначальная ступень высшего образования. Закончивший обучение человек становится обладателем диплома бакалавра, открывающего доступ ко второй ступени высшего профессионального образования, магистратуре.

Магистратура – дальнейшая, вышестоящая образовательная ступень после бакалавриата. На ней студенты получают узкоспециализированные знания по выбранному направлению.

Сравнение бакалавриата и магистратуры

Фото: выпускники бакалавры

Несмотря на то, что бакалавриат является начальной, первой ступенью высшего образования и продолжается 4 года, он дает полноценный объем знаний. После его окончания дипломированный выпускник – уже специалист в той или иной области и может устраиваться на соответствующую работу. В бакалавриате проходят обучение как по общеобразовательным дисциплинам, так и по избранной специальности.

Таким образом, диплом бакалавра – свидетельство о приобретении качественного высшего образования. Он открывает доступ к профессии или же к продолжению обучения, но уже на втором уровне – в магистратуре.

Фото: магистратура

Чему же обучают в магистратуре? Простыми словами, там готовят ориентированных на науку специалистов. Поступление на этот уровень проводится на конкурсной основе. Будущие магистры занимаются совершенствованием уже полученных знаний. А на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, в ходе которой развиваются аналитические и академические навыки; математические, проектные и другие высокие способности.

В отличие от знаний «широкого профиля», полученных в бакалавриате, магистратура – определенно шаг вперед в саморазвитии и совершенствовании профессиональных навыков. Диплом магистра выдается после 2-х лет обучения. Дальше с ним можно выходить на работу или поступать в аспирантуру. Практика показывает, что выпускников магистратуры охотнее принимают в штат престижных отечественных и зарубежных компаний.

Фото: магистратура гуманитарного института, вручение диплома выпускникам

Важный момент: в магистратуру не принципиально поступать сразу же после окончания бакалавриата. Между двумя ступенями высшего профессионального образования может быть перерыв. Через некоторое время, если человек захочет повысить свой профессионализм в более узкой специализации или вообще сменить направление деятельности, он может подать документы в магистратуру. Однако придется выдержать конкурс.

Интересно, что бакалавром можно быть в одной выбранной специализации, а магистром стать в совершенно другой области. С дипломом бакалавра российского вуза можно обучаться в магистратуре многих зарубежных вузов, причем как весь двухлетний срок, так и его часть.

Согласно Болонской декларации, бакалавр и магистр должны одинаково оцениваться работодателем, то есть их шансы при приеме на работу равны. Однако на практике, как мы уже писали выше, этот закон не всегда соблюдается.

Отличие бакалавриата от магистратуры: выводы

1. Обучение в бакалавриате по результатам ЕГЭ доступно любому выпускнику общеобразовательной школы, гимназии, колледжа. В магистратуру можно поступить только после того, как получен, диплом бакалавра.

2. На бакалавра учатся четыре года, диплом магистра получают через два года обучения в магистратуре.

3. Бакалавриат дает своим студентам знания «широкого профиля» и основы, достаточные для работы по избранной специальности. Магистратура выпускает узких специалистов в выбранной деятельности и совершенствует научно-исследовательские навыки.

4. По закону магистр и бакалавр равны в шансах при приеме на работу. Однако на практике, особенно в зарубежных компаниях, преимущество у обладателей диплома магистра.

5. Чтобы поступить в аспирантуру, быть бакалавром – мало, нужно пройти обучение в магистратуре.

 968 смотрели,  13 сегодня

Когда высшее нужно

Высшее образование необязательное и без него можно прекрасно жить, построить успешную карьеру, открыть доходное дело. Но бывает, без него не обойтись.

Вышка необходима:

  1. Чтобы освоить профессию, которой невозможно научиться другим способом
    Вот пример: когда работала в издательстве, познакомилась с тремя дизайнерами. Все трое окончили разные курсы по верстке или дизайну и отлично справлялись со своей работой, каждый день оформляли газеты, журналы и книги. Стоило ли им получать высшее образование? Скорее всего, нет.

    Но большинство профессий невозможно, опасно или неэтично изучать вне вуза + квалификационные требования для большинства позиций содержат высшее. Вы не научитесь самостоятельно лечить людей, проектировать машины, исследовать планеты или преподавать в университете сопромат.

  2. Попасть «в среду»

    Если говорить об очном (и дистанционном, если вуз позаботился), высшая школа погружает в особую академическую среду, где студенты учатся мыслить творчески, критически, исследовательски.

    Есть мнение, когда мы взаимодействуем с человеком с высоким уровнем интеллекта, мы считываем и усваиваем его модели и механизмы мышления и поведения. На парах (видеолекциях), семинарах (вебинарах), конференциях и просто в коридорах (чатах, форумах веб-университетов) студент находится в круговороте умных, интересных и заинтересованных людей. Косвенно это взаимодействие дает большой интеллектуальный толчок. Как когда вы едете в другую страну на несколько месяцев и сами не замечаете, как начинаете свободно говорить на иностранном языке.

  3. Повысить общую эрудицию

    Специализация начинается только со второй трети обучения, первые 1,5-2 года – общее высшее образование в сфере, которое не имеет прямого отношения к профессии. Обычно из-за этого все возмущаются, а студенты считают, что непрофильные предметы святое дело прогулять. Но программа обучения составлена так, чтобы у специалиста было полное представление о том, как его сфера знаний вписывается в мироустройство.

    Это хорошо видно на медиках – сначала все получают общее медицинское образование, только на последних курсах выбирают узкую область. Например, чтобы работать со зрением, врач должен знать о нервах, мозге, кровеносной системе. Так же экономист, чтобы оптимизировать процессы в одной организации, должен понимать, как работают деньги, ресурсы, рынки в целом.

  4. Повзрослеть

    Для выпускников школ это плавный способ перейти к взрослой жизни из детства. Преподаватели отмечают, что первокурсники, иногда и второкурсники – это еще не те студенты, с которыми можно работать как со взрослыми, а наполовину детишки, которых все еще нужно вести за ручку, бранить и воспитывать. К медиуму они постепенно меняют поведение, отношение к учебе и себе. Переход ко взрослой жизни может быть травматичным, но вуз делает процесс более естественным и мягким.

    Для многих студенчество – запоминающееся время как продление беззаботной юности, не столько как академическая ступень. Сложно использовать это в качестве причины для поступления, но момент важный и совершенно нормально его учитывать при планировании будущего.

В первую очередь высшее дает квалификацию, надежный способ обеспечить себя работой и заработком. Затем – опыт развития и взросления, контролируемый с разных сторон и отлаженный. Можно выбрать другие пути становления, и не менее эффективные, но для этого нужно больше воли, целеустремленности и осознанности. Эти качества редко сформированы у выпускников школ и даже колледжей.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов — ведущие отраслевые.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.

В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (edu.gov.by).

В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.

Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчинёнными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию

В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям

В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями

Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения

В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

Дежурство по столовой

В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector