Профориентация школьников
Содержание:
- Формы и методы работы
- Билет в будущее
- Профессии будущего
- Методики профориентации
- Как помочь ребенку выбрать профессию
- Цели профориентации школьников
- Функции профориентации
- Три модели выбора профессий
- Проходим тесты, находим свое место
- Что такое профориентация
- Проблемы профориентации школьников
- Оценка эффективности профориентационной работы в школе
- Окно в профессию
- Что такое профессиональная ориентация?
Формы и методы работы
Анкетирование. Разнообразные опросники и тесты направлены на выявление заинтересованности учащихся в определённо виде деятельности, задатков и способностей. На основании результатов выстраивается дальнейшая работа с классом в целом и каждым учеником в частности.
Беседы. Тематические обсуждения существующих родов занятости можно начинать ещё в младшей школе, двигаясь от наиболее известных профессий (учитель, врач, полицейский) до специфических и узконаправленных (технолог, методист, финансовый аналитик и т.д.). Обсуждения могут проводиться как на классном часу всем коллективом, так и в индивидуальных группах.
Написание сочинения. Этот вид работы помогает детям задуматься, осмыслить и изложить свои мысли по поводу трудовой деятельности. Используется как в младших, так и в старших классах. Дети могут рассказать о профессиях своих родителей, о том, кем хотят стать они сами, что привлекает в данной специальности, почему и т.п.
Деловые игры. Воспроизведение на уроке жизненных ситуаций, связанных с определённой профессией, поможет детям примерить на себя роль специалиста.
Встреча со студентами. Диалог с ребятами, которые всего на несколько лет старше, также поможет школьникам на этапе самоопределения. Иногда даже старшеклассники всё ещё больше прислушиваются к сверстникам, чем к старшим.
Посещение Дней открытых дверей. На подобных мероприятиях школьники получают возможность подробнее узнать о профессии уже от преподавательского коллектива вуза.
Встреча со специалистами. Продуктивной формой работы будет приглашение на классные и внеклассные мероприятия людей, которые смогут интересно рассказать о своей профессии, ознакомить детей с её спецификой и «подводными камнями». Это могут быть как известные личности творческих профессий, так и родители самих учеников.
Экскурсии на предприятия. Ещё более наглядной и информативной будет посещение заводов, офисов, мастерских, где ученики ознакомятся и вживую увидят, как происходит рабочий процесс.
Факультативы и кружки. Вовлечение учащихся во внеурочные собрания по интересам помогут им раскрыть свои способности, развить уверенность в себе, получить минимальные необходимые знания, навыки и умения.
Родительские собрания. Профориентационная деятельность вовлекает не только школьников, но и их семьи. На сборах классный руководитель и преподаватели обмениваются с родителями информацией о наклонностях учащихся, их интересах и достижениях.
Тематические встречи для родителей
Информирование родителей является равноценно важной задачей, как и информирование детей. На них педагогический коллектив также предоставляет данные о существующих специальностях, возможности получения высшего образования в родном населённом пункте либо в другом городе/ стране, проводит встречи с представителями той или иной професии
Билет в будущее
Ольга Васильева рассказала об одном из самых масштабных профориентационных проектов для российских школьников. Речь идет о «Билете в будущее» – это новый государственный проект, который предлагает школьникам пройти тестирование и выбрать профессию. Принять участие могут ученики 6-11 классов. Школьник проходит тестирование в три этапа. Первый шаг – развивающий опросник, определяющий готовность ученика к выбору профессии (его должны организовать в школе). Второй шаг – диагностика важных способностей и «мягких» навыков. Третий шаг определяет, много ли ученик знает о различных перспективных направлениях, здесь проверяются «твердые» навыки. Два последних теста школьник проходит самостоятельно.
После тестирования участник может пройти профессиональные пробы – мастер-классы, хакатоны, конкурсы и другие практико-ориентированные мероприятия, которые позволяют погрузиться в какую-либо профессиональную сферу. На профпробы записываться нужно заранее: в списке множество компетенций – от блокчейна до флористики. В рамках проекта в каждом регионе планируют провести масштабные фестивали, где школьники смогут ближе познакомиться с разными профессиональными сферами: фармацевтикой, энергетикой, ракетостроением, технологиями искусственного интеллекта и другими. После профессиональных проб у школьника появится свой личный наставник – школьный учитель, студент профильного вуза, который будут дистанционно помогать в изучении будущей профессии.
«На площадках недавно запущенного проекта «Билет в будущее» я и мои коллеги наблюдаем живую картину общения педагога, представителей профессий и заинтересованных молодых ребят. Более ста тысяч детей уже остались благодарны наставникам после подобных уроков, а кто-то сделал выбор той или иной профессии», – написала Ольга Васильева.
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Экономика образования
100 профессий будущего
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Экономика образования
Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас
Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.
Методики профориентации
В предыдущем пункте мы разобрались, что профориентация — это целая система, в которой задействовано очень много участников. И как всякая система, она имеет свои методы.
- Например, геймификация. Эту методику применяют в настольных играх, интерактивных занятиях. Суть в том, чтобы в процессе игры выяснить природные склонности и таланты человека, определить способ его мышления.
- Более традиционные методики — тестирование, опросы, консультирование. Их можно применять как в работе с конкретным человеком, так и для статистики. Например, чтобы выяснить, откуда выпускники конкретного класса узнают информацию о нужных вузах.
- Многие специалисты сейчас считают самым эффективным метод «погружения в профессию». Это когда ребёнок или студент работает над реальным проектом (иногда в команде) и добивается понятных ему результатов.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Словенский школьный психолог Роберт Пене Зор считает, что самый важный фактор при выборе профессионального пути — это семья ребенка. «На этапе принятия решения о выборе будущей профессии абитуриентам необходимо как можно больше информации», отмечает он. Расширить представление ребенка о современном рынке труда могут родители:
✎ Рассказывайте ребенку, какие специальности существуют, чем занимаются те или иные специалисты, где этому учат.✎ Знакомьте подростка с людьми разных профессий, устраивайте ему тематические разговоры с вашими знакомыми, работающими в разных сферах.✎ Наблюдайте за новыми профессиями, формами занятости, трендами, которые предлагает рынок.✎ Отлично могут сработать кружки и секции, в которые ходит ребенок. То, что ему неинтересно, отсеется само, останется то, что получается и увлекает.✎ Определиться с выбором специальности помогут различные программы. В РФ действуют несколько государственных проектов по профориентации детей и молодежи. Например, масштабный «Кванториум». Это 110 высокотехнологичных детских технопарков в 76 регионах. Ребенок может выбрать себе занятие по душе из огромного количества направлений. Детей берут с десяти лет, преподают молодые аспиранты и ученые, сотрудники предприятий реального сектора экономики, обучение бесплатное.
Цели профориентации школьников
Основной целью профориентационной работы, конечно же, является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности. Также такая работа ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.
К задачам же можно отнести такие:
- Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
- Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применятся в воспитательной работе.
- Поддержка школьников, у которых прогнозируются трудности в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
- Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.
Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста
Профориентация младших школьников (1-4 класс).
Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.
Профориентация для школьников 5-7 классов.
На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.
Профориентация школьников 8-9 классов.
Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.
Старшеклассники (Класс 10-11).
Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.
Функции профориентации
Как у любой системы, у профориентации есть несколько функций. Что это за функции и как они работают? Если коротко, то примерно так:
- Диагностическая. Главная цель — определить ваши склонности и таланты, сильные и слабые стороны. Инструменты — тестирования, опросы, консультации, исследования;
- Организационная. Здесь основное направление — это организация передачи знаний, опыта, навыков и впечатлений между разными поколениями и категориями людей;
- Информационная. Ее основные формы — это ярмарки вакансий, дни открытых дверей и онлайн-мероприятия, главная цель которых — дать максимум цифр и фактов участникам профориентации;
- Профилактическая. Основная задача этой функции — предотвратить неправильный выбор профессий и исключить тех самых «летунов», которые находятся в постоянном поиске и вечных профессиональных метаниях.
Три модели выбора профессий
— Заметны ли какие-то тенденции и тренды в том, как люди выбирают профессии?
— Мы называем эти тенденции моделями профориентации. Бывают традиционная, индустриальная и постиндустриальная модели. Подробно об этом пишут Игорь Станиславович Сергеев и Николай Фёдорович Родичев.
— Традиционная модель — это какая?
— Это когда выбора, по большому счёту, нет. Мы иногда в шутку называем её феодальной профориентацией: сын мельника становится только мельником. В России это до сих пор кое-где существует. Например, в моногородах, где работу можно найти только на градообразующем предприятии. Или когда родители говорят: «У нас вся семья работает в полиции, значит, и тебе туда надо», и другие варианты даже не рассматриваются.
Индустриальная модель профориентации — это когда человек выбирает из множества профессий и соотносит со своими склонностями. Эта модель была распространена в ХХ веке, да и до сих пор много где она ключевая. В Германии, Швейцарии, Австрии, например, она хорошо работает.
— А постиндустриальная модель что из себя представляет?
— Это когда профессий как таковых нет, но есть человек со своими особенностями, из которых можно сформировать сложносочинённые компетенции и придумать на их основе уникальную профессию. Это большой вызов для профконсультантов, когда нужно не профессию порекомендовать, а сформулировать сложную компетенцию и подумать, где она может быть востребована.
— Сейчас какая модель преобладает?
— Наши данные пару лет назад продемонстрировали, что индустриальной модели становится меньше, она сужается, а постиндустриальная и традиционная, наоборот, расширяются.
— Любопытно. Постиндустриальная модель, я догадываюсь, по какой причине растёт — потому что мир сильно меняется. Но традиционная сейчас почему активизировалась?
— Да, постиндустриальная модель растёт, потому что молодому человеку, оканчивающему сейчас школу и выбирающему вуз, в будущем понадобятся самые разные компетенции, и его работа, скорее всего, будет подразумевать очень широкий спектр разнообразных задач. К тому же в будущем количество рабочих мест будет сокращаться, значит, нужно учиться самому себе создавать работу. А для этого необходимы предпринимательские компетенции.
Что касается традиционной модели, то её популярность связана с тем, что люди боятся изменений. Поэтому выбирают семейное ремесло, некое дело, которым занимается близкое им сообщество.
— Наверное, постиндустриальная модель растёт в больших городах, а традиционная — в маленьких?
— В основном, так, конечно. Хотя благодаря интернету образовательные возможности есть и в малых городах. Сейчас вообще, пожалуй, самое лучшее время для образовательных возможностей. Можно учиться разным профессиям и навыкам, комбинировать их в самых разных вариантах. Раньше у человека, который жил где-нибудь в глубинке в маленьком городе или в селе, не было доступа к специалистам высокого уровня, у которых можно было бы чему-то научиться. А теперь — пожалуйста.
Проходим тесты, находим свое место
Различные исследования по профессиям проходить нужно, но выбирать методики надо тщательно. Обычно при этом учитывают год составления, образование авторов, наполненность и информативность заданий и результатов. Мы предлагаем всем школьникам пройти несколько тестов.
«Активизирующая профориентационная методика»
Составил тест Николай Пряжников, доктор педагогических наук и профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Всего в тесте 34 вопроса. На каждый из них нужно ответить, выставив определенное количество баллов. После данные проанализирует педагог и объяснит вам результат.
Плюсы:
- Большой выбор профессий.
- Тщательная проработка пожеланий школьника.
- Быстрый результат.
Минусы:
- Мало современных и востребованных профессий.
- Есть странные ответы, например: квартирный вор.
- Тест не учитывает личностные характеристики и таланты, только пожелания и настроение тестируемого.
«Матрица выбора профессии»
Эта методика создана Московским областным центром профориентации молодежи. Разработкой занималась Г. В. Резапкина, старший научный сотрудник Академии социального управления. Галина Владимировна – профессиональный консультант по выбору профессий и специальностей.
Тест скорее похож на увлекательную игру. Ответьте на 20 вопросов (по 10 в двух частях теста) и сведите результаты каждой части в специальной матрице. В точке их пересечения находится ваша будущая профессия.
Плюсы:
- Интересно проходить тест.
- Быстрый результат.
Минусы:
- Расплывчатый и неточный результат.
- Не учитываются какие-либо характеристики, кроме пожеланий тестируемого.
- Нет современных профессий.
Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)
Тест создан в середине прошлого века, состоит из 43 пар профессий. При прохождении вам нужно выбрать понравившуюся специальность из пары. После получения результатов можно определить тип личности, а на основе этого результата уже подобрать будущие занятия.
Плюсы:
- Интересный результат, много информации.
- Более точный выбор по сравнению с предыдущими тестами.
- До сих пор применяют в Европе на собеседовании в высших учебных заведениях и во время приема на работу.
Минусы:
- Нет современных профессий.
- Редко применяется для профориентации в России.
Методика определения типа будущей профессии: тест ДДО Е. А. Климова
Создан в середине прошлого века профессором, психофизиологом, доктором психологических наук, академиком АПН СССР Евгением Александровичем Климовым. Популярный тест, который обычно используют во время исследований в школах или Центрах занятости. Методика определяет психотип личности, а по нему рекомендует лучшие профессии для школьника.
Плюсы:
- Легко найти в сети.
- Быстрый результат.
Минусы:
- Ответы очевидны. Тест со 2–3-го вопроса начинает сам «подводить» тестируемого к определенной специализации.
- Все профессии смешаны. Создатель методики хотел получить точный результат, но не смог связать все результаты в рамках направления или специализации.
Вывод:
Ни один из популярных тестов по профориентации не даст точного результата, но пройти их стоит все. Так вы получите список возможных профессий и направлений обучения, которые подходят вам по темпераменту, интересам и увлечениям. Эта информация даст возможность приступить к следующему шагу в выборе своего жизненного пути.
Экскурсии на производство – хороший тест на профориентацию
Что такое профориентация
На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).
Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.
Проблемы профориентации школьников
Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:
- Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
- Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
- Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
- Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
- Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
- Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
- Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.
Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.
По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Окно в профессию
Важно, чтобы учитель старался помочь ребятам в профессиональном самоопределении. Например, вёл календарь профориентации, где будет отмечать все важные события в этой сфере: дни открытых дверей вузов, программы стажировок и практик для школьников
О днях открытых дверей вузы заранее сообщают на своих сайтах, нередко там появляются объявления и о наборе участников летних школ и стажировок. Например, с 17 по 24 июня на территории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого будет проходить летняя школа «Твой город – цифровой». Это образовательный интенсив для учеников 9-10 классов, которые смогут почувствовать себя в роли специалистов будущего, познакомиться с новыми техническими разработками. В программе – мастер-классы, лекции, практические занятия, экскурсии и тренинги, а также конференция, где лучшие команды представят свои проекты. На каникулах летние школы и профориентационные фестивали для школьников пройдут на площадках вузов по всей стране.
Что такое профессиональная ориентация?
Ученики старших классов сталкиваются с необходимостью определиться со своей будущей профессиональной деятельности. Однако в этом возрасте далеко не все школьники обладают достаточно широким кругозором и устоявшимися взглядами. Поэтому педагоги помогают своим ученикам, проводя профориентационные работы.
Профориентация в школе — это система мероприятий, направленных на ознакомление учащихся с миром профессий, выявление их личностных склонностей и интересов, и помощь в выборе дальнейшего рода деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями. Эта работа является комплексной, поскольку затрагивает психологические, педагогические, медико-физиологические, социальные, экономические аспекты. Поэтому результаты работы по профессиональной ориентации зависят от слаженной работы сотрудников учебного заведения.
Заместитель директора по воспитательной работе планирует, координирует и анализирует деятельность коллектива; проводит педагогические собрания, совещания; организует участие одарённых детей в олимпиадах и конкурсах.
Классный руководитель создаёт план профориентационной работы и реализует его; анализирует психологические особенности, таланты, склонности учеников; организует встречи школьников со студентами и сотрудниками разнообразных предприятий.
Учителя-предметники формируют интерес к своей дисциплине, отслеживают склонности учащихся. Библиотекарь производит подбор литературы для педагогов и детей, на основе читательских интересов подбирает и советует книги и учебники; устраивает тематические выставки. Психолог анализирует психологические особенности учащихся, их готовность к профессиональному самоопределению; проводит консультации для педагогов, школьников и их семей.