Методы исследования, используемые при написании дипломной работы
Содержание:
- Практические (частные) методы исследования
- Подготовка к исследованию
- Прикладные методы исторического исследования
- Интерпретационные методы
- Базовые методы исследования
- Примеры записи методов исследования
- примеров
- Советы по выбору методологии исследования
- Методы изучения живых объектов
- Теоретическая стадия
- Узкоспециализированные методы
- Эмпирические методы исследования в психологии
- Заключение
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Подготовка к исследованию
Определяем задачи исследования
цель исследования
- Дать общую характеристику среде, в которой будет работать сайт;
- Определить целевую аудиторию сайта и её потребности;
- Определить, за счёт чего сайт может стать лучше своих конкурентов;
- Определить направления развития сайта (если это требуется).
Какие данные мы должны получить
Что мы должны знать о ЦА
- Нужен ли ей такой сайт и, если да, то зачем.
- Чем она будет руководствоваться при оценке сайта: почему сайт понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сайты (если есть опыт взаимодействия).
- Какие задачи и как будут решаться на таком сайте.
- Каковы основные сценарии использования сайта.
- Каковы ожидания от результатов взаимодействия и поведения сайта.
Определяем методы исследования
- Анализ документов (источников) — литературы, документов клиента, интернет-сайтов и так далее.
- Глубинное интервью с ключевыми лицами — пользователями и экспертами.
количественные данныеподготовиться к качественному исследованиюинформацию качественного характера
План интервью
после исследования источниковВопросыпример плана исследованияшироко и подробнокороткимибудут менятьсяне больше одного часа
Прикладные методы исторического исследования
Прикладные методы чаще всего относятся к междисциплинарным, так как задействуют инструменты разных наук. В исторических исследованиях чаще всего можно встретить следующие методики.
Антропологический метод
Антропологический метод в науке делает основной акцент на роль человека в историческом развитии общества. Чаще всего его используют в рамках цивилизационного подхода.
Пример: изучение истории и культуры древних скифов и их влияние на развитие европейских цивилизаций.
Антропологический подход появился благодаря Л. Февру и М. Блоку. Эти учёные открыли тот факт, что отдельная личность имеет большое значение для исторического процесса, как участник событий, так и свидетель.
Метод контент-анализа
Этот метод изучает документальные исторические данные. Причём документами могут считаться не только официальные законы или правила, выпущенные в изучаемую эпоху, но и объявления, газеты, надписи, найденные на подручных предметах и так далее.
Пример: контент-анализ берестяных грамот, как пример памятника исторической эпохи.
Палеонтологический метод
Палеонтологические методики помогают устанавливать точный возраст исторических источников и делать объективные выводы. В качестве инструментов используют два способа:
- сравнивают культурные слои;
- изучают составы различных пород.
Пример: сравнение культурных слоев при раскопках в Калужской области.
Интерпретационные методы
После анализа данных логически следует их интерпретация, то есть, выводы. Интерпретационные методы можно назвать объяснительными, поскольку они придают смысл и объясняют весь объем полученных данных. В качестве методов интерпретации Ананьев выделяет:
- Генетический. Представляет собой линейную интерпретацию — выделение определенных стадий развития личности, семейной системы или группы. Такая интерпретация характерна, например, для лонгитюдных исследований.
- Структурный. Позволяет дать интерпретацию связи отдельных частей личности, принципов их взаимодействия, выявить общую систему, структуру, если говорить кратко.
Большое количество методов исследования, применяемых в психологии, обусловлено многоэтапностью психологического исследования и разноплановостью работы психолога. Часть из них применяется только в рамках научной деятельности, а часть — используется в консультировании в качестве диагностики. Множество методов исследования психология почерпнула из других дисциплин, таких как биология, физика, математика. Все шире применяется в исследованиях медицинская аппаратура. Однако приведенные выше методы остаются классикой психологического исследования.Рекомендуем вам также просмотреть интересное видео на эту тему.
Базовые методы исследования
На сегодняшний день биология представляет собой отдельную изучаемую науку, но до ХХ века она подходила под понятие «пакет наук». Ее тесно связывают с биохимией, биофизикой, космической и молекулярной биологией, экологией (в данный момент она представляет отдельную науку).
Существует теоретическое разделение биологии на следующие области:
- общую — молекулярная, клеточная, тканевая, раздел органов и систем, раздел популяция и природные сообщества;
- наука организмов — ботаника, зоология, микология, микробиология.
Универсальные пути исследований
Суть любого научного исследования — это использование методов познавательного характера, методологии и экспериментов в общей совокупности. Такие пути изучения предмета позволяют описать, классифицировать, объяснить и частично предположить дальнейший путь развития любого микроорганизма. Классификация методов биологических исследований в таблице:
Метод | Суть метода |
Описательный | Применялся учеными в глубокой древности. Состоит в сборе фактического материала, наблюдении, описании различных объектов, явлений и их свойств в определенной среде. |
Сравнительный | Сравнение и систематизация полученных при использовании других методов данных. Основное применение — анатомия, эмбриология, клеточная теория, палеонтология и проч. В современных исследованиях сравнительный метод часто заменяют на мониторинг, как более эффективный путь изучения предмета. Мониторинг позволяет проводить постоянное наблюдение, создавая отдельную биосферу или экосистему для конкретного объекта. Тщательное мониторинговое исследование включает в себя аналитику и дальнейший прогноз в отношении изучаемого предмета или явления. |
Исторический | Выяснение закономерностей в возникновении живых организмов и их развитии, в становлении как структуры, в функциональности на фоне геологической истории земного шара. Метод позволил создать учение об эволюционном развитии органического мира. |
Экспериментальный | Исследование основано на практическом опыте изменения базовых (природных) данных и на результатах наблюдений. Эксперимент может быть полевым или лабораторным. Именно он показывает самую полную и достоверную картину. |
Этапы эмпирической стадии
Описываемые в таблице основные методы изучения биологии составляют эмпирическую стадию познания этой естественной науки. Данная стадия состоит из нескольких обязательных шагов. Их соблюдают в определенной последовательности, но перед этим необходимо поставить цель, сформулировать задачу, выдвинуть гипотезу. А далее ученый приступает к сбору доказательств:
- Наблюдение явления, процесса, объекта или смоделированного эксперимента.
- Фиксация полученных данных, их максимально строгая оценка.
- Первичная обработка данных на предмет выявления закономерностей и связей. Классификация информации, описание с помощью специализированной научной терминологии.
- Сравнительный анализ с ранее полученными данными.
Примеры записи методов исследования
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Методы исследовательской работы»:<a href=»http://obuchonok.ru/metody» target=»_blank»>Методы исследования в исследовательской работе</a>
Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/metody]Методы исследования
примеров
Аналитический метод используется в большом количестве различных дисциплин; но в целом, это чаще встречается в тех, которые имеют дело со сложными явлениями и которые не легко наблюдать непосредственно, такие как психология или питание.
В этом разделе мы увидим реальный пример аналитического исследования, которое поможет вам лучше понять, из чего состоит этот метод исследования..
Мета-анализ насилия и видеоигр
В своем исследовании «Влияние жестоких видеоигр на агрессивное поведение, агрессивное познание, агрессивный аффект, физиологическое возбуждение и просоциальное поведение: мета-аналитический обзор научной литературы», опубликованном в журнале «Психологическая наука», Андерсон и Бушман разыскиваются изучить имеющиеся данные о связи между видеоиграми и насилием.
В своем литературном обзоре авторы поняли, что более чем полувековые исследования о воздействии на насильственные сериалы и фильмы дали следующие результаты:
— Даже кратковременное воздействие насилия в СМИ приводит к значительному увеличению частоты агрессивного поведения..
— Дети, которые постоянно подвергаются воздействию насилия, чаще становятся агрессивными взрослыми.
Однако данных о том, вызывают ли видеоигры подобный эффект, недостаточно. Авторы попытались ответить на два вопроса в своем метаанализе: связаны ли жестокие видеоигры с ростом агрессии? И, если это правда, как этот процесс будет работать??
Чтобы собрать все возможные данные по этой теме, ученые изучили более 35 научных статей по таким темам, как видеоигры, насилие, враждебность и просоциальное или поддерживающее поведение. В общей сложности было собрано более 50 независимых образцов с более чем 4000 участников.
Результаты расследования
Мета-анализ показал, что существует прямая связь между воздействием жестоких видеоигр и некоторыми факторами, такими как агрессивное поведение, агрессивные мысли или агрессивные чувства. Хотя причина этих отношений не известна, результаты показывают, что это действительно существует.
Однако из-за ограничений этого метода исследования мы не можем утверждать, что воздействие агрессивных видеоигр является причиной увеличения частоты агрессивного поведения. Мы знаем, что оба элемента встречаются одновременно, но может быть и другой, известный как «странная переменная».
странная переменная это фактор, который одновременно влияет на два элемента, которые должны быть связаны в научном исследовании, и которые по разным причинам не были приняты во внимание. Единственный вид исследования, в котором можно утверждать, что нет никаких посторонних переменных, это экспериментальный
В этом случае, например, возможно, что дети, подвергающиеся жестоким видеоиграм, играют с ними, потому что их среда полна агрессии. Таким образом, они будут стремиться воспроизвести то, что они видят вокруг себя, играя в такие игры, а также ведя себя агрессивно..
Завершение исследования
Заключение мета-анализа отношений между видеоиграми и насилием, кажется, доказывает, что эти отношения действительно существуют. Однако необходимо собрать больше данных о причине этого влияния, если это возможно, с помощью экспериментального метода..
Советы по выбору методологии исследования
Из всех существующих методов, вы должны выбрать несколько. Как это сделать?
- Выбирайте те, которые принесут максимум пользу и будут соответствовать исследуемому объекту и предмету.
- Убедитесь, что с их помощью вы решите поставленные задачи.
- Делайте акцент на актуальность и современность. Старая методика себя изживает.
- Методы должны быть взаимосвязаны и работать сообща на один результат.
- Изучите другие курсовые работы и посмотрите, какая методология используется чаще других.
- Посмотрите, соответствуют ли выбранные вами методы принципам научных изысканий;
- Проверьте наличие прогностичности и научной обоснованности.
Методы изучения живых объектов
Код ОГЭ: 1.1. … Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Живая природа является системой, компоненты которой можно расположить в строгом порядке: от низших к высшим. Данный принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни и дает комплексное представление о жизни как о природном явлении. Живая природа является сложной, многокомпонентной и строго упорядоченной системой.
В настоящее время выделяют 5 основных уровней организации живой материи:
- клеточный;
- организменный;
- популяционно-видовой;
- биогеоценотический;
- биосферный.
Методы изучения живых объектов: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Описательный метод широко применялся ещё учёными древности, которые занимались сбором фактического материала и его описанием. В основе этого метода лежит наблюдение. Практически до XVIII в. биологи в основном занимались изучением и описанием животных и растений, делали попытки первичной систематизации накопленного материала.
Сравнительный метод стал применяться в XVII в. и позволил выявлять сходства и различия между организмами и их частями. Использование сравнительного метода позволило получить данные, необходимые для систематизации растений и животных. В XIX в. метод был использован при разработке клеточной теории и обосновании теории эволюции.
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине XIX в. благодаря работам Ч. Дарвина, который с его помощью научно обосновал закономерности появления и развития организмов, становления их структур и функций во времени и пространстве.
Благодаря появлению в XX в. новых приборов для проведения биологических исследований ведущим в биологии стал экспериментальный метод. Широко применять в биологии этот метод стали лишь с начала XIX в., прежде всего при изучении физиологических процессов. Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта. Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внёс Г. Мендель. Он, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал биологический эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов.
Наблюдение — целенаправленное выявление объектов и закономерностей в естественных условиях;
Описание — фиксация сведений об объекте средствами естественного или искусственного языка (в биологии сформированы научные понятия, обозначаемые специальными терминами);
Измерение — сравнение объекта по каким-либо свойствам с эталоном (с граммом, с метром и др.);
Биологический эксперимент — выявление свойств живых объектов в искусственно созданных условиях.
Современное научное исследование
Сначала на основании собранных фактов учёным формулируется проблема исследования. Для её решения выдвигаются гипотезы, каждая из которых проверяется экспериментально, путём применения соответствующих методов исследования, в процессе чего могут быть получены новые научные факты. Если эти факты противоречат выдвинутой гипотезе, то она отвергается. Если же гипотеза согласуется с полученными фактами и позволяет делать верные прогнозы, то она может стать теорией. Некоторые теории устанавливают связи между различными явлениями. Это правила и законы. Из правил возможны исключения, а законы действуют всегда.
В биологических исследованиях всё шире применяют моделирование, которое считают высшей формой эксперимента. Так, ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем или даже всей биосферы (например, в случае глобальных климатических или техногенных изменений).
В настоящее время в биологии широко применяют различные виды микроскопии (в том числе электронную), биохимические методы, разнообразные методы культивирования и прижизненного наблюдения культур клеток, тканей и органов, метод меченых атомов, рентгеноструктурный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографию и т. д.
Это конспект по биологии «Методы изучения живых объектов». Выберите дальнейшие действия:
- Найти конспект по Кодификатору ОГЭ.
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
Теоретическая стадия
В сравнении с основными (универсальными) путями проведения исследования, теоретический подход, так же как и кибернетический, является более современным. Все биологические объекты становятся частью системы со своей иерархией. С учетом того, что все конструкции многоступенчатые, каждая ее часть может рассматриваться и как система, и как элемент более высокого порядка. Такой принцип справедлив для всех уровней — от макромолекул до земной биосферы.
В противоположность эмпирической стадии теоретический уровень предполагает использование вторжение в природу объекта, раскрытия его внутренней текстуры, устройства становления, источников возникновения, описание функционирования.
Статистический путь исследования биологии
Метод основан на использовании полученного материала (моделирования, различных экспериментов, наблюдений), его обработке, всестороннем анализе, выявлении закономерности и окончательном изложении в виде статистического заключения. Это общее определение статистического пути исследования.
Необходимость в данном исследовании возникла как естественный переход от описательного метода, предоставляющего первоначальные данные наблюдений, к его окончательному анализу и выводам. Именно математическая статистика позволяет систематизировать данные и извлечь максимально возможную полезную информацию из всех остальных базовых методов. Исследование проходит в 3 этапа:
- Наблюдение и сбор первичных данных для составления статистики.
- Обработка и анализ результатов, группировка полученных результатов. Сведение данных в статистические таблицы. На данном этапе происходит переход от характеристики единичного объекта к сводным характеристикам совокупности в целом или ее группы.
- Анализирующая статистика. Заключительный этап, на котором методом обобщения всех показателей проводят анализ и осуществляют оценочный прогноз.
Статистический анализ — это заключительный, наиболее важный этап исследования. Он выявляет особенности и причины данного явления, сравнивает его с другими, принятыми за основу (в результате исторического метода), формулирует выводы, предположения, гипотезы и прогнозы, проводит статистическую проверку по всем указанным данным. Анализ является завершающей стадией статистического (математического) метода.
Метод моделирования
Создание моделей дает техническую возможность для изучения и измерения процессов, явлений и объектов, которые невозможно познать в естественных условиях. Моделирование частично заменяет эксперимент. Но у него есть и несколько дополнительных положительных преимуществ:
- Имея единичный комплекс данных, возможна разработка некоторого числа моделей, для которых будет применена различная интерпретация исследуемого процесса. В итоге выбирается наиболее перспективная и плодотворная версия для теоретических истолкований.
- При моделировании можно производить различные изменения, вводить дополнения, использовать упрощение.
- Возможно совмещение экспериментального метода и теоретического (модельные эксперименты). Пример: синтез аминокислот по Миллеру.
- В сложных многоструктурных моделях большинство задач выполняют с помощью компьютерных технологий, что существенно упрощает процесс исследования.
Помимо неоспоримых достоинств, у теоретических методов исследования присутствует один, но неоспоримый недостаток: они не могут оказывать воздействие на наблюдаемые процессы, объекты или явления. Они только помогают их обнаружению и выявлению скрытых закономерностей.
Узкоспециализированные методы
В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:
- экономика;
- педагогика/психология;
- филология.
Экономика
Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:
- разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
- метод финансовых коэффициентов;
- сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
- метод единства исторического и логического;
- остроение экономических гипотез;
- метод «при прочих равных условиях».
Педагогика и психология
В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:
- изучение продуктов творчества учеников;
- интервью и беседа;
- изучение групповой дифференциации;
- включённое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания (тестирование);
- анкетирование (опрос);
- ранжирование;
- шкалирование;
- регистрация.
Филология
Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:
- разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
- лингвистический эксперимент;
- биографический метод;
- контент-анализ;
- лексикографическая статистика;
- дифференциальный анализ оппозиций;
- нарративный метод;
- дихотомия;
- трансформационный синтез и анализ;
- метод «Конкретное литературоведение»;
- семиотический метод.
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии
Обсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
- лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
- естественный — исследование проводится в обычных условиях;
- явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
- скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
- психологическое тестирование;
- анкетирование;
- опросы;
- интервью;
- беседа;
- проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Заключение
Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.
Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.
И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!