Что такое методы исследования в дипломной работе
Содержание:
- Как сделать оглавление (содержание) в Microsoft Word
- Как правильно определить объект и предмет
- Примеры методов исследования дипломной работы
- Эмпирические методы исследования в психологии
- Частные методологии
- Как подготовиться к исследованию
- Частные методы
- Количественные и качественные методы исследования в психологии
- Примеры теоретической и практической значимости в работе
- Как внедрить методы исследования в дипломную работу?
- Частные научные методы исследования в дипломе
- Практические (частные) методы исследования
- Подробнее о введении в дипломной работе (вкр)
Как сделать оглавление (содержание) в Microsoft Word
Вы удивитесь, но в Word сделать это можно намного быстрее и приятнее, чем вручную. Здесь есть функции автоматического создания заголовков и подзаголовков, разделов и подразделов.
Итак, вот пошаговое руководство о том, как вставить автоматическое оглавление в вроде:
- Во всей работе выделяем заголовки при помощи специальных стилей ворда. Если поля со стилями у вас нет на панели инструментов, найти их можно по следующему пути: заходим в меню документа – вкладка Главная – ищем в ленте группу Стили.
- Вручную подбираем для заголовка/подзаголовка нужный стиль. Например, для заголовков выбираем стиль Заголовок 2, для подзаголовков – Заголовок 3. Заголовок 1, как правило, используется для названия всей работы.
- В месте, где планируем создавать оглавление, ставим курсор. Переходим в пункт меню Ссылки, ищем кнопку Оглавление и нажимаем.
- Появится выпадающий список, в котором выбираем нужное, например, Автособираемое оглавление 1.
- Выбранный шаблон вставляется в заданное место. Оно уже будет содержать информацию по имеющимся разделам и подразделам, которые мы изначально выбирали.
Вот образец, как вставить и пронумеровать оглавление в Ворде:
Здесь нет ничего сложного, но работа довольно кропотливая и требует усидчивости. Так что настройтесь на то, что придется попотеть. А если у вас не получается оформить или написать содержание к дипломной работе самостоятельно, то вы можете обратиться к сервису помощи студентам!
А вот и видео, где вы можете увидеть, как составить содержание дипломной работы в ворде:
Как правильно определить объект и предмет
Грамотно расставить приоритеты и определить основные характеристики исследования необходимо для достижения достойного результата при выполнении дипломного проекта. Сформулировать основные понятия научных изысканий непросто. Следует обратиться за консультацией к научному руководителю, а также внимательно изучить методические рекомендации к написанию диплома. Первые вопросы, которые необходимо задать себе:
- о чем исследование;
- что изучает дипломная работа в целом.
Нередко в формулировках объекта можно встретить слово «совокупность». К примеру, совокупность правил английского языка в работах учащихся филологического факультета. Для обозначения предметной характеристики следует понять, что именно предстоит исследовать, определить ключевой аспект дипломного проекта. Предмет перекликается с тематикой исследования, а также определяется проблематикой и актуальностью темы.
Примеры методов исследования дипломной работы
Ищите помощь с дипломной работой? Узнайте стоимость и срок выполнения работы. Опытные преподаватели. Гарантия качества. Оформление по ГОСТу.
Узнать стоимость работы или удобно через форму заказа на сайте. Укажите предмет, объем, требования, тему. Приложите файлы с требованиями. Это поможет менеджерам лучше оценить работу.
Методологическая основа исследования (методы исследования) описывается во введении к каждой дипломной работе. Безусловно, этот пункт обязателен. Так как выбор способов проведения любых изысканий намечает их ход и влияет на конечный результат. Рассмотрим примеры методов исследования дипломной работы.
Именно грамотный отбор адекватных и эффективных методов исследования определяет глубину изучения проблемы. А так же помогает решить поставленные задачи. Кроме того служит твердой базой достижения намеченных целей.
Узнайте, как сделать правильно оформление дипломной работы по ГОСТ. Полезная статья с рекомендациями, образцами файлов и примерами.
Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний.
Более того, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:
- во-первых, общие – универсальные для всех отраслей знания;
- во-вторых, частные – применяемые в определенных сферах науки.
Общенаучные методы
Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности. И безусловно относятся к базовым. Потому что подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов.
Частно – научные методы
Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала. А также сбора и обработки информации, проведения экспериментов.
Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам. Чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности. Поэтому может повлечь за собой неверные выводы.
Следовательно, при перечислении использованных в дипломной работе методов, желательно обосновать их выбор. То есть уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования. Многие студенты уже знают, что возможно сделать работу и получить оценку отлично, а так же уважительное отношение преподавателя.
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии
Обсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
- лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
- естественный — исследование проводится в обычных условиях;
- явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
- скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
- психологическое тестирование;
- анкетирование;
- опросы;
- интервью;
- беседа;
- проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Частные методологии
Если универсальные методы можно смело применять в любых сферах, то частные предназначены для конкретной отрасли науки. Их достаточно много, выбираются они в строгом соответствии с темой проекта. Например, для решения экономических задач и целей используются:
- методы прогнозирования;
- сравнение коэффициентов;
- экономико-математическое моделирование;
- построение гипотез;
- функциональный, нормативный, статистический и динамический анализ.
В области психологии наиболее актуальными являются проведение бесед и интервьюирование, групповая дифференциация и педагогические наблюдения, а также анализ творческой работы испытуемой группы, анкетирование и ранжирование. В свою очередь, методы, используемые в дипломной работе по правовым наукам, не удастся применить к большинству гуманитарных отраслей (сравнительно-правовой, системный анализ, теоретико-системное прогнозирование, логический и т. д. ).
Методология дипломной работы предполагает комплексный подход, использование не одного, а нескольких приемов исследования, что позволяет получить максимально объективный и точный результат. На основании полученных данных студент не только делает выводы, но и вносит свои предложения в рамках разработанного проекта (повышение эффективности деятельности, снижение затрат, психологическое воздействие и т. д. ). Любая выпускная квалификационная работа — это научная деятельность, поэтому она должна быть актуальной и отличаться новизной.
Дипломный проект является многоуровневым сложным исследованием, включает множество мероприятий. Но если правильно спланировать свою работу, можно избавиться от лишних трудоемких действий. Бессистемный подход приводит к тому, что студент затрачивает большую часть своих сил на поиски литературного материала, подбор теоретической информации. Приходится обрабатывать огромные объемы данных, но проект не двигается с места, а научный руководитель требует переходить от теории к практическому применению знаний, для чего и потребуются частные методы.
https://youtube.com/watch?v=ByHqXZL1jMQ
Как подготовиться к исследованию
Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:
- Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
- Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.
Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.
- Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
- Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.
Частные методы
Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:
- специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
- гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
- констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.
Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.
Количественные и качественные методы исследования в психологии
Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.
Метод статистического анализа
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.
Метод качественного анализа
В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.
Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.
Примеры теоретической и практической значимости в работе
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы пишутся во введении. Нет необходимости расписывать эти вопросы на несколько листов, достаточно будет нескольких информативных и лаконичных предложений.
Теоретическая значимость дипломной работы, примеры
Тема | Теоретическая значимость работы |
Современные методы социологических исследований | В работе использована принципиально новая методика обработки результатов опросов, что позволяет получить более достоверные данные. |
Способы разрешения конфликтов в коллективе | Полученные результаты исследования выявляют и научно обосновывают наиболее эффективные пути разрешения конфликтов, возникающих в коллективе. |
Практическая значимость дипломной работы, примеры
Тема | Практическая значимость работы |
Приобщение к искусству как один из аспектов нравственного воспитания подростков из неблагополучных семей. | Результаты работы могут применяться педагогами школьных образовательных учреждений, а также использоваться при подготовке специалистов по специальности «Педагогика». |
Целевое управление бизнесом на примере компании «Рабинович и Ко» | Методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в компаниях при совершенствовании систем ключевых показателей. |
Нет времени на то, чтобы самостоятельно разбираться с тонкостями написания диплома? Обращайтесь за помощью в профессиональный студенческий сервис.
Как внедрить методы исследования в дипломную работу?
Среди сотен методов автору предстоит выбрать несколько самых выгодных вариантов для ведения проекта. Стоит включать не только общие, но и частные научные методы, например правовой в юриспруденции. Можно взять и теоретические, и практические методы.
Нельзя включать в работу данные о той методологической базе, которую вы не использовали. У комиссии может появиться множество вопросов – опишите реальные данные исследования. Методы дипломной работы, пример которых указан выше, оформляется во введении, через запятую.
Допустим: «Мы использовали следующие методы исследования…», или «Объект был изучен с помощью следующих методов…». Можно рассмотреть несколько предметов, произвести сравнение, а затем анализировать свойства.
Частные научные методы исследования в дипломе
Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.
Пример частных методов исследования в дипломной работе
Экономика | Педагогика, психология | Филология |
---|---|---|
|
|
|
Пример описания методов исследования в ВКР
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Подробнее о введении в дипломной работе (вкр)
По логике вводная часть должна быть проработана в самом начале проектирования но на практике лучше подготовить введение когда уже дипломная работа будет готова. Но есть одна оговорка — у вас изначально должны быть прописаны (как минимум в голове) цели
и задачи вашего проекта . А потом по завершению основной части вы и соберете все в одну кучу изложив их во вступительном разделе.
Структура введения в дипломную работу
Написание введения в дипломную работу одновременно подчиняется нескольким главным задачам. Обязательно необходимо обосновать актуальность проблемы, качественно представить предмет исследования, указать главную цель работы, а после этого подробно расписать
поэтапную программу действий.
Стандартные блоки введения в дипломную работу:
- Общая актуальность и необходимость исследования.
- Проблема, которая вытекает из исследуемой темы.
- Частный предмет и общий объект.
- Тщательный анализ источников.
- Гипотеза, метода.
- Цель и задача разработки.
Последовательность, в которой должны располагаться элементы, лучше всего уточнить на кафедре, либо лично у своего преподавателя.
Но не стоит впадать в панику, если следовать определенным советам и ответственно выполнять работу, то написать диплом будет не так сложно, как кажется на первый взгляд.