Что такое методы исследования в дипломной работе

Содержание:

Как сделать оглавление (содержание) в Microsoft Word

Вы удивитесь, но в Word сделать это можно намного быстрее и приятнее, чем вручную. Здесь есть функции автоматического создания заголовков и подзаголовков, разделов и подразделов.

Итак, вот пошаговое руководство о том, как вставить автоматическое оглавление в вроде:

  1. Во всей работе выделяем заголовки при помощи специальных стилей ворда. Если поля со стилями у вас нет на панели инструментов, найти их можно по следующему пути: заходим в меню документа – вкладка Главная – ищем в ленте группу Стили.
  2. Вручную подбираем для заголовка/подзаголовка нужный стиль. Например, для заголовков выбираем стиль Заголовок 2, для подзаголовков – Заголовок 3. Заголовок 1, как правило, используется для названия всей работы.
  3. В месте, где планируем создавать оглавление, ставим курсор. Переходим в пункт меню Ссылки, ищем кнопку Оглавление и нажимаем.
  4. Появится выпадающий список, в котором выбираем нужное, например, Автособираемое оглавление 1.
  5. Выбранный шаблон вставляется в заданное место. Оно уже будет содержать информацию по имеющимся разделам и подразделам, которые мы изначально выбирали.

Вот образец, как вставить и пронумеровать оглавление в Ворде:

Здесь нет ничего сложного, но работа довольно кропотливая и требует усидчивости. Так что настройтесь на то, что придется попотеть. А если у вас не получается оформить или написать содержание к дипломной работе самостоятельно, то вы можете обратиться к сервису помощи студентам!

А вот и видео, где вы можете увидеть, как составить содержание дипломной работы в ворде:

Как правильно определить объект и предмет

Грамотно расставить приоритеты и определить основные характеристики исследования необходимо для достижения достойного результата при выполнении дипломного проекта. Сформулировать основные понятия научных изысканий непросто. Следует обратиться за консультацией к научному руководителю, а также внимательно изучить методические рекомендации к написанию диплома. Первые вопросы, которые необходимо задать себе:

  • о чем исследование;
  • что изучает дипломная работа в целом.

Нередко в формулировках объекта можно встретить слово «совокупность». К примеру, совокупность правил английского языка в работах учащихся филологического факультета. Для обозначения предметной характеристики следует понять, что именно предстоит исследовать, определить ключевой аспект дипломного проекта. Предмет перекликается с тематикой исследования, а также определяется проблематикой и актуальностью темы.

Примеры методов исследования дипломной работы

Ищите помощь с дипломной работой? Узнайте стоимость и срок выполнения работы. Опытные преподаватели. Гарантия качества. Оформление по ГОСТу.

Узнать стоимость работы или удобно через форму заказа на сайте. Укажите предмет, объем, требования, тему. Приложите файлы с требованиями. Это поможет менеджерам лучше оценить работу.

Методологическая основа исследования (методы исследования) описывается во введении к каждой дипломной работе. Безусловно, этот пункт обязателен. Так как выбор способов проведения любых изысканий намечает их ход и влияет на конечный результат. Рассмотрим примеры методов исследования дипломной работы.

Именно грамотный отбор адекватных и эффективных методов исследования определяет глубину изучения проблемы. А так же помогает решить поставленные задачи. Кроме того служит твердой базой достижения намеченных целей.

Узнайте, как сделать правильно оформление дипломной работы по ГОСТ. Полезная статья с рекомендациями, образцами файлов и примерами.

Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний.

Более того, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:

  • во-первых, общие – универсальные для всех отраслей знания;
  • во-вторых, частные – применяемые в определенных сферах науки.

Общенаучные методы

Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности. И безусловно относятся к базовым. Потому что подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов.

Частно – научные методы

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала. А также сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам. Чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности. Поэтому может повлечь за собой неверные выводы.

Следовательно, при перечислении использованных в дипломной работе методов,  желательно обосновать их выбор. То есть уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования. Многие студенты уже знают, что возможно сделать работу и получить оценку отлично, а так же уважительное отношение преподавателя.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Частные методологии

Если универсальные методы можно смело применять в любых сферах, то частные предназначены для конкретной отрасли науки. Их достаточно много, выбираются они в строгом соответствии с темой проекта. Например, для решения экономических задач и целей используются:

  • методы прогнозирования;
  • сравнение коэффициентов;
  • экономико-математическое моделирование;
  • построение гипотез;
  • функциональный, нормативный, статистический и динамический анализ.

В области психологии наиболее актуальными являются проведение бесед и интервьюирование, групповая дифференциация и педагогические наблюдения, а также анализ творческой работы испытуемой группы, анкетирование и ранжирование. В свою очередь, методы, используемые в дипломной работе по правовым наукам, не удастся применить к большинству гуманитарных отраслей (сравнительно-правовой, системный анализ, теоретико-системное прогнозирование, логический и т. д. ).

Методология дипломной работы предполагает комплексный подход, использование не одного, а нескольких приемов исследования, что позволяет получить максимально объективный и точный результат. На основании полученных данных студент не только делает выводы, но и вносит свои предложения в рамках разработанного проекта (повышение эффективности деятельности, снижение затрат, психологическое воздействие и т. д. ). Любая выпускная квалификационная работа — это научная деятельность, поэтому она должна быть актуальной и отличаться новизной.

Дипломный проект является многоуровневым сложным исследованием, включает множество мероприятий. Но если правильно спланировать свою работу, можно избавиться от лишних трудоемких действий. Бессистемный подход приводит к тому, что студент затрачивает большую часть своих сил на поиски литературного материала, подбор теоретической информации. Приходится обрабатывать огромные объемы данных, но проект не двигается с места, а научный руководитель требует переходить от теории к практическому применению знаний, для чего и потребуются частные методы.

https://youtube.com/watch?v=ByHqXZL1jMQ

Как подготовиться к исследованию

Понятное дело, само исследование проводится до написания диплома, а не в процессе: на преддипломной практике, которая проводится за 2-4 недели до оформления работы и защиты. Есть 4 простых правила подготовки, придерживаясь которых вы используете отведенное время с пользой:

  1. Утвердите все ключевые моменты будущей работы заранее (тему, объект, предмет, цели и др.).
  2. Определитесь с методикой исследования. Методика задает направления исследованию и очерчивает его особенности. Например, нужна ли будет в процессе посторонняя помощь и специальные технические средства.

Для методов, предполагающих предварительную подготовку, обязательно составление плана.

  1. Позаботьтесь о способах обработки и анализа полученных данных. Здесь нужно понять, когда это делать, с помощью программ или вручную, оценить необходимость различных чертежей, схем и прочего наглядного материала.
  2. Выберите когда и где проведете исследование (если у вас есть такая возможность). В противном случае место и время определит преподаватель.

Частные методы

Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:

  • специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
  • гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
  • констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.

Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Примеры теоретической и практической значимости в работе

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы пишутся во введении. Нет необходимости расписывать эти вопросы на несколько листов, достаточно будет нескольких информативных и лаконичных предложений. 

Теоретическая значимость дипломной работы, примеры

Тема Теоретическая значимость работы
Современные методы социологических исследований В работе использована принципиально новая методика обработки результатов опросов, что позволяет получить более достоверные данные.
Способы разрешения конфликтов в коллективе Полученные результаты исследования выявляют и научно обосновывают наиболее эффективные пути разрешения конфликтов, возникающих в коллективе. 

Практическая значимость дипломной работы, примеры

Тема Практическая значимость работы
Приобщение к искусству как один из аспектов нравственного воспитания подростков из неблагополучных семей. Результаты работы могут применяться педагогами школьных образовательных учреждений, а также использоваться при подготовке специалистов по специальности «Педагогика».
Целевое управление бизнесом на примере компании «Рабинович и Ко» Методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в компаниях при совершенствовании систем ключевых показателей.

Нет времени на то, чтобы самостоятельно разбираться с тонкостями написания диплома? Обращайтесь за помощью в профессиональный студенческий сервис.

Как внедрить методы исследования в дипломную работу?

Среди сотен методов автору предстоит выбрать несколько самых выгодных вариантов для ведения проекта. Стоит включать не только общие, но и частные научные методы, например правовой в юриспруденции. Можно взять и теоретические, и практические методы.

Нельзя включать в работу данные о той методологической базе, которую вы не использовали. У комиссии может появиться множество вопросов – опишите реальные данные исследования. Методы дипломной работы, пример которых указан выше, оформляется во введении, через запятую.

Допустим: «Мы использовали следующие методы исследования…», или «Объект был изучен с помощью следующих методов…». Можно рассмотреть несколько предметов, произвести сравнение, а затем анализировать свойства.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Подробнее о введении в дипломной работе (вкр)

По логике вводная часть должна быть проработана в самом начале проектирования но на практике лучше подготовить введение когда уже дипломная работа будет готова. Но есть одна оговорка — у вас изначально должны быть прописаны (как минимум в голове) цели
и задачи вашего проекта . А потом по завершению основной части вы и соберете все в одну кучу изложив их во вступительном разделе. 

Структура введения в дипломную работу 

Написание введения в дипломную работу одновременно подчиняется нескольким главным задачам. Обязательно необходимо обосновать актуальность проблемы, качественно представить предмет исследования, указать главную цель работы, а после этого подробно расписать
поэтапную программу действий. 

Стандартные блоки введения в дипломную работу: 

  1. Общая актуальность и необходимость исследования. 
  2. Проблема, которая вытекает из исследуемой темы. 
  3. Частный предмет и общий объект. 
  4. Тщательный анализ источников. 
  5. Гипотеза, метода. 
  6. Цель и задача разработки. 

Последовательность, в которой должны располагаться элементы, лучше всего уточнить на кафедре, либо лично у своего преподавателя. 

Но не стоит впадать в панику, если следовать определенным советам и ответственно выполнять работу, то написать диплом будет не так сложно, как кажется на первый взгляд. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector