Предмет и объект в дипломной работе

Содержание:

Как написать введение в дипломной работе: образец и советы специалистов

Поскольку многие студенты ищут информацию о том, как написать введение к дипломной работе, мы собрали в этой статье самую актуальную и важную информацию. Основные аспекты состоят в следующем:

Во введении важно отразить ссылки на цитаты известных авторов, которые, так или иначе, исследовали выбранную тему. Наряду с оформлением цитирования, исследование студента в обязательном порядке должно включать что-то новое, элемент творческой мысли, то есть то, чего не удавалось ранее другим авторам. За основу можно взять тот факт, что ни один из авторов, ранее исследовавших проблему, так и не смог в полной мере решить ее

Практически по каждому вопросу существуют спорные моменты, отразить которые студент может в своем проекте.
Необходимо правильно сформулировать методы проводимых исследований на выбранную тему. Большинство выпускников сталкиваются со сложностями в выполнении этой части введения. До настоящего времени нет единой системы методов, которая бы универсально подошла для любой ВКР. Но часто методология совпадает, так как используются метод анализа и синтеза, сравнение и обобщение, анкетирование, классификация, расчетный метод.
Создать акцент на практической значимости проводимого исследования. Студент отражает, в каких сферах можно использовать результаты исследования и рекомендации. Правильное написание этой части отражает компетентность студента и его хорошую подготовку.

За основу можно взять тот факт, что ни один из авторов, ранее исследовавших проблему, так и не смог в полной мере решить ее. Практически по каждому вопросу существуют спорные моменты, отразить которые студент может в своем проекте.
Необходимо правильно сформулировать методы проводимых исследований на выбранную тему. Большинство выпускников сталкиваются со сложностями в выполнении этой части введения. До настоящего времени нет единой системы методов, которая бы универсально подошла для любой ВКР. Но часто методология совпадает, так как используются метод анализа и синтеза, сравнение и обобщение, анкетирование, классификация, расчетный метод.
Создать акцент на практической значимости проводимого исследования. Студент отражает, в каких сферах можно использовать результаты исследования и рекомендации. Правильное написание этой части отражает компетентность студента и его хорошую подготовку.

Рассмотрим на примере шаблона, как писать введение в дипломе:

Образец структуры диплома по гуманитарным дисциплинам

В обширный кластер наук об обществе, культуре и человеке входят такие совершенно разные дисциплины, как искусствоведение, этнография, педагогика, филология и психология, но структуры выпускных квалификационных работ, которые пишут будущие учителя или художественные критики, тоже подчинены общей логике изложения сути любого научного исследования. Обычно основная часть дипломов гуманитариев состоит из двух глав, нередко только теоретических. Чаще всего так строятся ВКР историков, литературоведов, филологов, юристов.

Раздел Типовая структура Количество страниц
1. Введение 3–8
2. Основная часть
  1. Теоретическая глава

    1. Сущность проблемы (вопроса), обзор ее (его) исторического развития и современного состояния
    2. Обоснование выбора методов исследования
20–30
  1. Аналитическая или практическая (творческая) глава

    1. Анализ и сравнение отобранного для исследования материала
    2. Обобщение промежуточных выводов
    3. Авторская позиция и ее аргументация
20–30
В дипломных работах по всем дисциплинам структура глав и их смысловая последовательность определяются логикой изложения, а все заголовки должны ее демонстрировать. Не допускается дублирование названия всего диплома в наименованиях глав и параграфов.
3. Заключение 5–8
4. Список источников 3–5
5. Приложения 10–15
Всего: 50–100 (без приложений)

Содержание второй главы ВКР студентов творческих факультетов, журналистов например, может составлять непосредственно работа выпускника – публикация (одна или серия очерков, статей) в СМИ, теле- или радиопрограмма и т. д.

Этапы введения для дипломной работы

Изложите общую тему и дайте некоторую предысторию
Предоставите обзор литературы по теме
Определите термины и объем темы
Опишите текущую ситуацию
Оцените текущую ситуацию (преимущества / недостатки) и выявите пробелы
Определите важность предлагаемого исследования
Сформулируйте проблему / вопросы исследования
Укажите цели и / или задачи исследования
Сформулируйте гипотезы
Обозначьте порядок информации
Опишите методологию

Топ 5 советов по написанию введения для дипломной работы

Определите своих читателей

Прежде чем даже начать свое первое предложение, задайте себе вопрос, кто ваши читатели. Ваш первый и самый важный читатель — это ваш преподаватель, оценивающий вашу работу, и люди, в конечном итоге ответственные за получение вами диплома. Вы также должны учитывать читателей вашей дипломной работы, которые не являются специалистами в своей области. Написание для них простым языком поможет вам быть максимально ясным для понимания ими, что сделает вашу тему более понятной для них.

Захватите читателя и привлеките его внимание

Первое предложение имеет решающее значение. Оглядываясь назад на свое собственное исследование, сколько статей вы пропустили только потому, что, прочитав первые несколько предложений, они не смогли привлечь ваше внимание? Обычно начинают с вопроса или цитаты, но эти типы крючков стали использоваться слишком часто. Лучший способ начать свое вступление — это широкое и интересное предложение, которое плавно переходит в ваш аргумент. Кроме того, если начать с более широкого заявления, это понравится более широкой аудитории. Подумайте, для кого эта тема предназначена, а затем подумайте о чем-нибудь, что привлечет их внимание. Составьте список того, что интересно по вашей теме. Есть ли какие-либо текущие события, к которым он относится, или связанные с ним споры, которые могут быть интересны для вашего представления? Начните с широкого, а затем сузьте до конкретной темы и ваших мыслей в тексте

Предоставьте соответствующую информацию

Хорошее введение также должно содержать достаточно справочной информации, чтобы читатель мог понять смысл и аргументы. Объем необходимой справочной информации будет зависеть от темы. Информации должно быть достаточно, чтобы не тратить на нее слишком много времени в основной части диссертации, но не настолько, чтобы она стала неинтересной.

Дайте читателю общее представление

Сообщите читателю, какова цель исследования. Обязательно укажите следующие моменты:

  • Кратко опишите мотивацию вашего исследования (если вы еще не сделали этого в первом предложении)
  • Опишите тему и объем вашего исследования
  • Объясните практическую значимость вашего исследования
  • Объясните научную ситуацию, связанную с вашей темой — вы можете включить наиболее важные научные статьи и кратко объяснить их и то, как они связаны с вашим исследованием

Предварительно просмотрите ключевые моменты

Введение в вашу дипломную работу должно предвосхитить то, что будет дальше, и заинтересовать читателя достаточным пониманием ключевых моментов, но все же оставьте лучшее для основной части. В то время как основная часть вашего смысла объясняет основной аргумент, вы можете перейти к его изложению, кратко упомянув несколько основных вспомогательных деталей.

Часто задаваемые вопросы при написании введения для дипломной работы

В чем секрет написания отличного введения к дипломной работе?

Не существует единого способа написать введение, которое всегда будет работать для каждой темы, но эти советы помогут вам написать отличное введение:

Определите свою читательскую аудиторию
Привлечь внимание читателя
Предоставьте соответствующую информацию
Предварительно ознакомьтесь с ключевыми моментами

Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования — это ответы на вопрос: «Что именно мы изучаем?». Наименование объекта исследования отвечает на этот вопрос в широком смысле, предмета — в узком. Объект исследования — это рассматриваемое психологическое явление, а предмет исследования — изучаемый аспект, сторона, часть этого явления. Например:

Считается очень важным грамотно сформулировать объект и предмет исследования. При этом точки зрения на объект и предмет психологических исследований у разных научных руководителей могут различаться. Поэтому всегда нужно обсудить формулировки объекта и предмета исследования с научным руководителем.

Пример структуры дипломной работы по программированию

Образец подходит для дипломов по прикладной математике и механике, информатике, моделированию, кибернетике и другим точным наукам.

Раздел Типовая структура Количество страниц
1. Введение Кроме стандартных пунктов с обзором литературы, указанием актуальности, новизны, цели и задач, прикладной ценности также должно содержать описание результатов апробации. 2–5
2. Основная часть
  1. Теоретическая глава

    1. Обзор области исследования
    2. Гипотеза
    3. Сравнительные характеристики существующих вариантов решения проблемы
    4. Постановка проблемы и определение рамок исследования
10–15
  1. Аналитическая глава (решение проблемы на структурном уровне)

    1. Определение всех терминов, интерфейсов
    2. Описание принципов функционирования, в пределах которых будет решаться задача
    3. Новизна предлагаемого решения, его отличие от уже известных вариантов
10–15
  1. Экспериментальная глава

    1. Общие принципы решения обозначенной в задании на ВКР проблемы на технологическом уровне (для программ – это характеристика структур исходных данных и алгоритмов, а также описание методов решения проблемы).
    2. Описание сути проведенного исследования
    3. Оценка предложенного решения с применением математических методов.
    4. Сравнительная характеристика полученного варианта с имеющимися.
10 – 15
3. Заключение 2 – 5
4. Библиография 3 – 5
5. Приложения (Распечатки программ, статистика, результаты экспериментов, акт о внедрении и т.д.) 10 – 15
Всего: 35–55 (без приложений)

Проблема исследования

В процессе поиска и отбора информации мы приходим к выводу, что в данной области исследования есть проблема

Она следует из противоречия и показывает, что устранить это противоречие хотя и очень важно для нас в нашей работе, но это будет совсем не просто. Вот она — проблема! Иными словами, вы не можете сразу, сходу  ответить на вопрос, как эффективно устранить противоречие. Формулировка противоречия представляет собой вопрос

Вот примеры:

Формулировка противоречия представляет собой вопрос. Вот примеры:

«Каковы условия формирования нравственных качеств при обучении шестиклассников математике?»

«Выполнение каких требований приведет к снижению уровня загрязнения окружающей среды…?»

«Каковы методы снижения себестоимости продукции…?»

Всегда при описании проблемы максимально конкретизируйте ее, обращаясь к теме работы. Помните, как формулируется противоречие? В примерах вместо многоточия вы поставите расширенный до темы вариант.

Из написанной проблемы рождается цель исследования.

Основные характеристики дипломной работы: последовательность и структура

Диплом — следующая по сложности научная работа студентов после курсовой, и иногда создаётся на её основе.

Зачем писать диплом

Только после защиты диплома студенты получают квалификацию бакалавра, специалиста или магистра.

Иногда защиту диплома заменяют государственными экзаменами, но преподаватели считают, что диплом лучше показывает реальные знания и способности студентов. Поэтому чаще всё же защита диплома идёт бок о бок с госами.

Структура написания дипломной работы: что это

Так как диплом является научной работой, структура его написания должна соответствовать нормативам отчётов о НИР, которые устанавливает ГОСТ 7.32–2001. Его можно брать за основу, но в разных вузах есть свои дополнительные требования к структуре дипломной работы. Так, например, могут менять порядок подачи информации — из каких именно частей должен состоять диплом и какова их последовательность.

Структура диплома 2021 по ГОСТу как и прежде состоит из обязательных элементов оформления, а также содержательных частей диплома:

  1. Титульный лист.
  2. Задание на дипломную работу.
  3. Рецензия.
  4. Аннотация/автореферат.
  5. Список сокращений.
  6. Введение.
  7. Основная часть.
  8. Заключение.
  9. Список литературных источников.
  10. Приложения.
  11. Цифровой носитель с электронным вариантом диплома.

Как связаны понятия объекта и предмета между собой?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.

Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Способы, которые помогают определить предмет исследования

Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:

Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня

Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.

Роль руководителя работы

Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:

  • выбор темы;
  • систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
  • контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
  • консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
  • помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
  • рекомендации по поводу используемых источников.

Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны

Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны

Примеры объектов и предметов исследования

Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:

Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.

Что такое объект дипломной работы

Суть понятия «объект дипломной работы» проще всего сформулировать с опорой на общепринятое для всех отраслей научного знания и повседневной жизни значение слова «объект». В самом широком смысле оно подразумевает часть действительности, на которую направлена предметно-практическая, познавательная деятельность любого субъекта. Применительно к ВКР понятие сужается.

Объект дипломной работы – это явление, предмет, факт, событие, лицо, социальная группа, разные стороны и характеристики которых будут исследованы в связи с тем, что автором выявлена требующая решения определенная проблема в их состоянии или функционировании.

Объектом в дипломе могут быть:

  • сфера знаний, научное направление, учение, теория и т. д.;
  • социальные и правовые институты;
  • процессы и явления интеллектуальной или духовной жизни общества;
  • экономические законы, тенденции;
  • конкретные предприятия, инновационные материалы, методики работы, программное обеспечение и т. д.

Объект намечает границы, в которых проводится исследование, указывает узкую сферу определенной отрасли знаний, к которой относится тема.

Общие требования к оформлению дипломной работы

Правила оформления выпускных квалификационных работ для учащихся вузов и колледжей регулирует государственный стандарт от 2001 года с поправками от 7 сентября 2005 года.

Его полное название «ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

В этом документе описаны обязательные структурные элементы научно-исследовательской работы (НИР), требования к их содержанию и правила написания. 

Структура

Дипломная работа в обязательном порядке включает: 

  1. Титульный лист.
  2. Список авторов-исполнителей.
  3. Реферат (аннотацию).
  4. Вводную часть.
  5. Основную часть.
  6. Заключительную часть.
  7. Список использованной литературы (библиографию).

В зависимости от специальности обучения и специфики темы в работе могут присутствовать: 

  1. Приложение (формулы, графики, таблицы, математические расчеты, фотоматериалы).
  2. Список используемых обозначений и сокращений.
  3. Терминологический список-словарь.

Объем готовой работы строго не ограничен. В среднем это 75-90 страниц, но учебные заведения могут вносить свои корректировки, расширяя допустимые границы до 50-200 страниц. На введение отводят 3-5 страниц, на теоретическую часть (историю вопроса) – около 20 страниц, на само исследование – около 50 страниц, на выводы – 3-5 страниц.

Шрифт

Отчет о научно-исследовательской работе печатают на стандартных белых листах формата А4 с одной стороны. В отдельных случаях в приложении допускают использование формата А3, если в работе приведено большое количество иллюстраций или таблиц большого размера. 

Печать компьютерной или машинной (на печатной машинке). Шрифт обязательно черный, высота знаков не менее 1,8 мм, что соответствует 12 кеглю. Полужирное начертание не допускается. За неофициальный стандарт (в ГОСТе он не упоминается) во всем мире принят шрифт Times New Roman размером 14. Именно им рекомендуют воспользоваться в большинстве методических указаний. Межстрочный интервал – 1,5 строки, абзацный отступ – 1,25 см. 

Можно акцентировать внимание на терминах, теоремах и других важных фрагментах текста с помощью полужирного шрифта и подчеркивания, примеры можно выделять курсивом. 

Нумерация страниц

Три главных правила подсчета и проставления количества страниц:

  1. Нумерация страниц проставляется арабскими цифрами в нижней части листа, с выравниванием по центру, без точки.
  2. Титульный лист включают в общую сквозную нумерацию как первый, но на нем цифру 1 не пишут.
  3. Иллюстрации и таблицы на отдельных листах учитывают. Листы формата А3 считают за одну страницу. 

Поля

Размеры отступов от края листа строго прописаны в документе государственного стандарта:

  • верхнее – 20 мм;
  • нижнее – 20 мм;
  • правое – 10 мм;
  • левое – 30 мм.

Слева отступ делают больше для будущей прошивки листов. 

Заголовки

Основную часть дипломной работы делят на две главы (части) – теоретическую и практическую. Каждую из них делят на разделы и подразделы. Нумерацию ведут арабскими цифрами с нового абзаца. Точку между порядковым номером и заголовком не ставят! Например:

1 Виды Енисейской рыбы

1.1 Верхнее течение реки

1.1.1 Большой Енисей

1.1.2 Малый Енисей

1.2 Среднее течение реки

1.2.1 Выше Красноярской ГЭС

1.2.2 Красноярское водохранилище

1.2.3 Ниже Красноярской ГЭС

1.3 Нижнее течение реки и заливы

1.3.1 Енисей

1.3.2 Ангара

1.3.3 Северные реки Енисейского бассейна

1.3.4 Енисейский залив

2 Виды рыбы рек Хатангского бассейна

2.1 Рыбы, обитающие в реке Котуй

2.2 Рыбы, обитающие в реке Хета

2.3 Рыбы, обитающие в заливе моря Лаптевых

3 Виды рыб реки Лена

3.1 Верхнее течение

3.2 Среднее течение

3.3 Нижнее течение

Разделы и подразделы дипломной работы должны иметь заголовки, кратко и четко отражающие их содержание. Название каждой главы диплома пишут с прописной буквы без точки в конце и выставляют по центру строки. Названия подразделов также пишут с большой буквы и без точки, но располагают у левого края, с использованием абзацного отступа (напомним, он составляет 1,25 см).

Если заголовок состоит из двух или более предложений, между ними ставят точку. В конце точку не ставят! Например:

1.1.1 Вариация расцветок домашней кошки. Опыт наблюдения на материале кошек города Солонцы

Названия структурных частей диплома (слова «введение», «заключение», «приложение» и другие) пишут посередине строки, прописными (большими) буквами, без точки: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 

Предмет исследования в дипломе

Обычно предмет исследования предоставляет куратор дипломной работы

При оформлении диплома определять объект и предмет исследований важно не только с точки зрения документального оформления работы, но и относительно ее общей реализации. Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома

Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома.

Общие принципы отражения предмета исследований в дипломных работах полностью аналогичны упомянутым ранее:

  • во-первых, предмет неотделим от объекта, так как он является его субсвойством, субчастью.
  • во-вторых, предмет исследований должен быть уже объекта в контексте общего рассмотрения, что «вытекает» из предыдущего пункта списка.

Так как темы дипломных работ представляют собой очень широкие сферы изучения, важно уметь грамотно определять их объект и предмет. Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах»

Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши. Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности

Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах». Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши

Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности

Как правило, он предоставляется куратором научной работы. Но если предмет исследований потребуется определять самостоятельно, то нужно выбирать субчасть объекта, довольно-таки узкую в плане рассмотрения.

То есть, при объекте исследований – «Программирование в компьютерных системах», для хорошего диплома следует выбрать, например, программирование в прикладных средах. Выбрав слишком широкий предмет исследований, исследователь рискует не справиться с работой.

Особенно важно учитывать это именно при работе над дипломом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector