Предмет и объект курсовой работы: как не ошибиться?

Содержание:

Зачем это нужна данная часть введения курсовой работы

Эта часть введения нужна, прежде всего, самому студенту, как напоминание о том, что же именно нужно проанализировать. Сегодня поиск информации очень упростился по сравнению с предыдущими годами

Кроме огромных преимуществ это несет такие недостатки как сложность отбора наиболее важного материала, множество устаревшей информации, желание охватить как можно больше аспектов. Предложенный министерством образования подход позволит вам понять, изучение чего именно необходимо для выполнения проекта

Если вы потом правильно распишите задачи, то получите готовый порядок этапов, тщательное выполнение которых позволит получить отличную оценку. После написания вступления у вас будет определена цель, которую нужно достичь, очерчен круг направлений для анализа, где может попасться полезная информация, выбрано, что именно из этих данных нужно откладывать для написания проекта.

Предмет исследования в дипломе

Обычно предмет исследования предоставляет куратор дипломной работы

При оформлении диплома определять объект и предмет исследований важно не только с точки зрения документального оформления работы, но и относительно ее общей реализации. Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома

Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома.

Общие принципы отражения предмета исследований в дипломных работах полностью аналогичны упомянутым ранее:

  • во-первых, предмет неотделим от объекта, так как он является его субсвойством, субчастью.
  • во-вторых, предмет исследований должен быть уже объекта в контексте общего рассмотрения, что «вытекает» из предыдущего пункта списка.

Так как темы дипломных работ представляют собой очень широкие сферы изучения, важно уметь грамотно определять их объект и предмет. Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах»

Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши. Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности

Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах». Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши

Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности

Как правило, он предоставляется куратором научной работы. Но если предмет исследований потребуется определять самостоятельно, то нужно выбирать субчасть объекта, довольно-таки узкую в плане рассмотрения.

То есть, при объекте исследований – «Программирование в компьютерных системах», для хорошего диплома следует выбрать, например, программирование в прикладных средах. Выбрав слишком широкий предмет исследований, исследователь рискует не справиться с работой.

Особенно важно учитывать это именно при работе над дипломом

Структура введения

Рекомендуется писать введение уже после того, как написана вся работа, когда можно выделить главное. Структура введения выглядит так:

  • Актуальность;
  • Цели и задачи;
  • Объект и предмет;
  • Теоретико–методологическая часть.

Актуальность

В этом пункте прописывается важность проводимого исследования в современном развитии общества. Для более точного изложения, необходимо дать ответы на следующие вопросы:

  • Значимость выбранной темы для сегодняшнего дня. Острота и востребованность вопроса, рассматриваемого в курсовой;
  • Поднимается ли данный вопрос в разных источниках. Здесь рекомендуется сослаться на периодические издания, где данная тема была освещена;
  • Были ли попытки решения исследуемого вопроса, как он трансформировался за предыдущие периоды;
  • Почему автором курсовой был выбран именно эта тема, какое влияние она оказывает на специализацию студента.

Цели и задачи

Без поставленной цели исследования, курсовая работа даже не будет принята к рассмотрению, а тем более к защите. Как правило, формулировка цели происходит по основной проблеме, которая решается в течение всего проекта. Для указания цели можно использовать следующие фразы:

  • Определить специфику;
  • Раскрыть сущность;
  • Рассмотреть особенности.

Для реализации цели необходимо определить круг вопросов, уточняющих ее. Они исходят из названий пунктов, с помощью которых формулируются задачи. Задачи рекомендуется выделить во введении и начинать со слов:

  • «Список задач, направленных на достижение целей рассматриваемой проблемы»;
  • «Решение задач, приведенных ниже, поможет достижению рабочих целей».

Если курсовая работа содержит небольшое количество глав, то задачи следует формулировать по каждому из них, чтобы цели были освещены по максимуму.

Отдельными пунктами следует указать объект исследования – это то, что необходимо изучить, и предмет исследования – то, почему следует изучать объект.

Теоретико-методологическая основа

Этот пункт чаще всего встречается в диссертациях и дипломных работах. Нередко в требованиях к оформлению курсовых старших курсов, прописывают требования размещения данного элемента. 

Теоретико-методологическая основа содержит перечень источников информации, использованной для написания курсовой работы. После все будет оформлено в отдельном пункте под названием «Список литературы».

Здесь можно не просто описать, откуда были взяты данные, но привести примеры того, что думают ученые по выбранной тематике и, обязательно, указать мнение самого автора работы.

Дополнительным пунктом следует указать методы, используемые для исследования. Их должно быть два:

  • Теоретические. Указать классификации, аналогии, мысленное моделирование;
  • Практические. Сравнение, наблюдение, эксперименты.

В работе должны указываться только те методы, которые были использованы в работе, чтобы при защите суметь четко объяснить, где они использовались и какие были достигнуты результаты.

Каждый пункт введения должен начинаться с нового абзаца. При этом должна сохраниться логическая последовательность. 

Понятие об объекте работы

Давайте разберемся, что такое объект курсовой работы. Чтобы понимать сущность такого термина, стоит привести простой пример из жизни. Объектом может считаться студенческая жизнь учащегося – это и ВУЗ, в который он ходит, и посещение кафе и мест развлечений, отдых и домашние дела.

И даже если студент изменит город проживания, место обучения, станет посещать другие кафе, реальным объектом будет все тот же образ жизни. Отсюда можно сделать выводы касательно того, что такое объект курсовой работы:

  • объект – это абстрактное понятие;
  • в понятие «объект» вписывается огромный комплекс процессов и предметов;
  • объект курсовой – это все то, что студент собирается изучать без конкретики, а в целом.

Объект исследования в курсовой работе – это отдельный процесс в действительности или явление, которые изучаются в рамках заданной тематики в поле одной дисциплины. Объект чаще всего содержит в себе сразу несколько предметов, а задачей студента будет выявление актуальной проблемы, подробное ее рассмотрение.

Эмпирическая база исследования: что это такое

Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования? 

Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.

Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.

Что может составлять эмпирическую базу

Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:

  1. В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
  2. В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
  3. В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
  4. В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
  5. В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
  6. В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.

В эмпирическую базу могут входить как первичные, так и вторичные данные. Первичные получают из первых рук — годовая отчётность на предприятии, результаты социального опроса. А вторичные — из открытых официальных источников. Например, законы, нормы и акты российского правительства.

Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Для основательного исследования, стоит собрать больше данных

Месторасположение эмпирической базы в работе

Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.

Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:

  • показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
  • уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
  • привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
  • объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.

Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.

Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.

Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.

Как связаны понятия объекта и предмета между собой?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.

Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Способы, которые помогают определить предмет исследования

Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:

Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня

Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.

Роль руководителя работы

Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:

  • выбор темы;
  • систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
  • контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
  • консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
  • помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
  • рекомендации по поводу используемых источников.

Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны

Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны

Примеры объектов и предметов исследования

Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:

Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.

Как писать гипотезу в курсовой работе

Гипотезу в работе можно формулировать разными способами:

  • причинно-следственная связь;
  • в начале следствие, потом причина;
  • аргумент, который связывает причину и следствие.

Причинно-следственная связь

В этом случае студент может написать гипотезу в курсовой или дипломной работе, ориентируясь на принцип «Если, то…»

Образец гипотезы в педагогической области знаний:

Следствие, а потом причина

При такой формулировке гипотезы на первое место ставят факт, который имеет место быть, а уже после причины или условия, в которых это предположение планируют проверять на истинность.

Образец гипотезы из области географии:

Аргумент, который связывает причину и следствие

Данная формулировка предполагает, что есть ещё дополнительный аргумент, который связывает причину и искомый результат.

Образец гипотезы из медицинской области знаний:

Гипотеза в курсовой работе: что это такое

Что такое гипотеза в курсовой или дипломной работе и почему она важна? Ответить на этот вопрос нам поможет определение термина:

Все известные теории выросли из гипотез. Какими бы очевидными ни казались факты или наблюдения, прежде чем стать истиной, их необходимо исследовать и доказать. Для этого и используют метод гипотез.

Как правило, выдвигают две гипотезы для исследования: основную и прямо противоположную ей. Вторая нужна для того, чтобы показать её ошибочность и усилить доводы, подтверждающие истинность первой гипотезы.

Гипотеза исследования в курсовой работе — это основа научного поиска, которая задаёт определённую направленность цели студента, влияет на выбор исследовательских методов и направляет логику рассуждений в теоретической и практической части работы.

Ошибки при определении

  1. Объект не соответствует теме работы или установлены узкие границы.
  2. Границы так широки, что позволяют провести несколько исследований.
  3. Предмет не конкретизирует проблему или не входит в объект исследования.

Приведём примеры ошибок:

Тема

Объект

Предмет

Композиционные решения в классической музыке XIX века

Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн

Особенности композиционных решений в классической музыке

Реклама в деятельности туристических организаций

Туристическое бюро «Капитан»

Информационные технологии

Методы проведения статистических исследований

Муниципальное образование

Результаты анкетирования в муниципальном образовании

Разберём ошибки на одном из примеров: тема предполагает изучение рекламной деятельности в туристических организациях, а исследование ведется на примете одного конкретного бюро; понятие информационные технологии шире рекламы, поскольку её использование на просторах интернета является лишь частью. В этом примере информационные технологии могут выступать в качестве объекта других исследований.

Таким образом, каждая исследовательская работа должна начинаться с определения объекта и предмета изучения, которые должны соответствовать теме и позволять провести исследование в нужном направлении. Нельзя забывать, что предмет изучения обеспечивает научную новизну каждой работы.

Объект исследования

Зачастую многие при анализе этих двух понятий начинают путаться в их смысле, какое место отвести одному, куда поставить другое. Однако исследуемый объект несет в себе более глубокое понятие, чем предмет. Но в при этом ему уделяется наименьшее описание, чем предмету, которому посвящена вся работа.

Объект изучения достаточно просто определить и выявить. Например, в медицине объектом будет человек. В психологии – его внутреннее состояние. В образовании – обучение и изменение человека. В экономике – потребности человека.

Объект исследования всегда будет неизменен, в него нельзя будет внести свои рекомендации и предложения.

Для определения объекта и цели исследования, используется следующее разделение:

  • по видам восприятия и использования,
  • по стадиям,
  • по месту проведения,
  • по использованию подхода.

Если рассматривать виды исследования, то можно встретить следующие классификации: экспериментальное направление, теоретическое и третий вариант, который включает в себя первое и второе понятие.

Экспериментальные изучения основываются на визуальных материалах. Теоретические варианты – на фактах, изложенных в книгах, на сайтах.

По стадиям объект делится на три группы: поисковые, научные исследования и конструкторские изучения. Конструкторские объекты связаны с инженерными проектами и исследованиями в лабораториях.

Поиск в разработках проводится с целью получения новой информации, знания. Научное направление в исследовании объекта носит исключительно научный характер.

По месту проведения изучаемые материалы делятся на промышленные и лабораторные исследования.

По подходу бывают локальные (то есть конкретные) и комплексные (то есть групповые) исследования.

Стоит отметить: к одним и тем же объектам могут возвращаться неоднократно, тем самым открывается степень динамичности, частота возвращения к исследованию.

Как определить объект в курсовой работе

Объект в курсовой работе представляет собой некую изучаемую сферу, область науки. Это некое явление или же процесс, которые следует изучить для раскрытия выбранной темы. Это всегда менее конкретное понятие, чем предмет курсовой, оно достаточно обширно. Из-за этого объект исследования в курсовой работе вмещает несколько различных предметов и плана. Поэтому студент должен проанализировать материал по теме, чтобы определить один аспект, который будет рассматриваться, забыв про другие возможные направления исследования.

Чтобы определить объект темы курсовой, ориентируйтесь на ее тему. Между ними существует очень тесная связь. А также не стоит забыть о дисциплине, для изучения которой необходимо выполнение данного курсового проекта.

Рассмотрим пример подобной связи

У нас имеется тема: «Стратегическое планирование в некоммерческом учреждении». Исследование предполагает выделение такого объекта – стратегическое планирование на предприятии. Проект под названием «Факторы формирования международной конкурентоспособности предприятия на рынке услуг» предполагает такой объект, как международная конкурентоспособность предприятия на рынке услуг. В качестве объекта проекта под названием «Создание положительного имиджа организации средствами коммуникативного менеджмента» следует написать «имидж организации». Изучая особенности функционирования маркетинговой службы предприятий в издательском бизнесе, следует указать область «маркетинг в издательской отрасли».

Следует отметить, что не всегда эта область абсолютно размыта, во многих случаях ее вполне можно конкретизировать. Например, анализ выполняется на базе какой-то фирмы или отрасли. Конкретизация бывает более полной, с указанием названия конкретного предприятия.

Например:

  • Внешнеэкономическая деятельность ООО «Торговый Дом».
  • Процесс организации маркетинговой деятельности предприятия логистической сферы.
  • Процесс реализации рекламной кампании организации ООО «Элит-Декор».
  • Стратегическое планирование в АО «ОТП Банк».
  • Аутсорсинг в строительной отрасли России.
  • Позиционирование компании на страховом рынке.
  • Имидж банка.

То есть, наше исследование строится вокруг изучения конкретной отрасли, ее особенностей или же ограничивается рамками некого предприятия. Такая конкретизация подчеркивает наличие существенных отличий или же особенности изучаемой дисциплины.

Например, изучающие особенности управления банками, будут анализировать имидж не просто компании, а именно банковского учреждения. Но перед выделением такого узкого понятия как объекта изучения, рекомендуем проконсультироваться с научным руководителем. Во многом именно его взгляды определяют конечный вид формулировки.

Как оформить методы исследования в курсовой

Методологическая основа прописывается во введении к курсовой работе и оформляется по тем же правилам, что и весь текст. В одних случаях допустимо только перечислить способы работы с материалом, в других их придется расшифровать и обосновать. В любом случае этот смысловой блок занимает небольшой объем, 1-3 абзаца. 

Иное дело — оформление материала, полученного тем или иным методом, а также хода работы, то есть по сути всей основной части курсового проекта. Здесь нужно руководствоваться государственными стандартами, актуальными на 2021 год. Главный из них ГОСТ 7.32 — 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

В этом документе указано, как следует делать ссылки, сноски, оформлять таблицы, графики, иллюстрации, что можно вынести в приложение (например, анкеты и таблицы измерений). 

Этапы выполнения курсовой работы

Нет точного ответа на вопрос, сколько этапов выделяют при написании курсовой работы: многое зависит от предмета и конкретной темы. Мы подготовили приблизительную последовательность действий при подготовке курсового проекта:

  1. Выбор темы.
  2. Составление плана.
  3. Подбор и изучение источников.
  4. Проведение исследования.
  5. Формирование работы.
  6. Оформление.
  7. Подготовка презентации.
  8. Защита.

Расскажем подробнее о каждом этапе подготовки курсовой работы.

Выбор темы

Первая стадия, от которой зависят все последующие. Тема курсовой должна:

  • быть актуальной;
  • содержать научную новизну;
  • иметь теоретическую и практическую ценность.

Конечно, при этом она должна быть интересной и самому студенту, только тогда он сможет полноценно её раскрыть. С выбором темы помогут:

  1. Научный руководитель (возможно, вас заинтересует проблематика его исследований).
  2. Ваши знания (лучше выбирать тему по тому разделу предмета, который вы изучили лучше всего).
  3. Тематические мероприятия (на конференциях и тренингах можно узнать об актуальных проблемах отрасли).
  4. Практический опыт (вспомните о проблемах, с которыми вы столкнулись во время прохождения практики).
  5. Научные публикации (они отражают актуальные тенденции специальности).

Также можете прислушаться к нашим советам: мы подготовили список образцов тем по педагогике, истории, литературе, программированию, медицине и многим другим предметам.

Составление плана

Следующий этап написания курсовой работы — подготовка плана. Это делает студент под контролем научного руководителя: он расскажет, какие разделы стоит обязательно включить в проект. Большинство работ имеет такую структуру:

  • титульный лист;
  • ;
  • введение;
  • теоретическая часть;
  • практическая и исследовательская часть;
  • выводы;
  • список литературы;
  • приложения.

За весь период обучения студенту придётся написать 6-8 курсовых

Работа с источниками

В задачи научного руководителя также входит порекомендовать студенту основную учебную и научную литературу, которую стоит изучить по выбранной теме. Используйте публикации последних лет и сверяйте данные из разных источников.

Если позволяет знание языка, изучите также материалы зарубежных авторов: это даст вам более широкое понятие о теме.

Формирование работы

На этом этапе написания курсовой работы студент систематизирует теоретические данные и практические результаты и оформляет их в целостное исследование. Каждый готовый раздел несите научному руководителю: так вы сможете вовремя внести необходимые исправления.

Оформление

Этот этап курсового проектирования выполняется параллельно с предыдущим. Чтобы не допустить ошибок в оформлении, возьмите на кафедре методические указания по выполнению курсовой: там изложены требования к внешнему виду работы. Они могут отличаться в зависимости от вуза, но стандартными считаются такие параметры:

  • шрифт Times New Roman 14 пт;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • выравнивание по ширине;
  • абзацный отступ 1.25 см;
  • поля — по 2 см сверху и снизу, 3 см слева, 1 см справа.

Подготовка презентации

Когда работа готова и утверждена научным руководителем, следует заняться презентацией, которая понадобится на защите. Когда готовите презентацию, придерживайтесь структуры:

  1. На первом слайде нужно разместить информацию о теме, авторе и научном руководителе.
  2. На 2 и 3 слайде представляют актуальность, укажите объект, предмет и цель работы.
  3. Дальнейшие слайды последовательно раскрывают этапы исследования курсовой и содержат таблицы, графики, схемы.
  4. Если у автора есть научные публикации по теме курсовой, их можно указать в конце презентации.
  5. На самом последнем слайде нужно разместить выводы.

Советуем также отправить презентацию на проверку научному руководителю: он исправит ошибки и подскажет, что ещё можно добавить в слайд-шоу.

Защита курсовой

Завершающим этапом курсовой работы является её защита. Студент представляет результаты исследования комиссии и отвечает на её вопросы. Если вы хорошо поработали на предыдущих этапах, то и защита пройдёт гладко: преподаватели по достоинству оценят искренний интерес студента к теме работы и грамотно выполненную презентацию.

А если на каком-то из этапов работы над курсовой работой возникли сложности, решить их поможет студенческий сервис. Обращайтесь к профессионалам и получайте отличную оценку за реферат, курсовую или диплом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector