Как определить цели дипломной работы

Как сделать доклад к дипломной работе: содержание и пример

В содержание доклада должны быть включены следующие пункты:

  1. Актуальность работы (2-3 предложения достаточно).
  2. Характеристика объекта и предмета исследования.
  3. Перечисление используемых методов исследования.
  4. Описание поставленных целей и задач.
  5. Краткий рассказ в логической последовательности о том, как вы решали поставленные задачи и к каким выводам пришли (краткий пересказ всех глав диплома с выводами).
  6. Внесение предложений и рекомендаций по улучшению и оптимизации предмета и объекта исследования.
  7. Приведение фактов научной и практической ценности предложений студента и выпускной квалификационной работы в целом.

Первые 4 пункта из списка можно взять из введения дипломной работы.

Если вы подготовили презентацию или другие раздаточные материалы (таблицы, рисунки, графики, чертежи, диаграммы, математические расчеты), их рекомендуется представлять вниманию слушателей во время пятого пункта (краткого рассказа о достижении задач).

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А вот хороший пример и образец доклада к дипломной работе.

В конце работы не забудьте поблагодарить за внимание – это простая вежливость. Многих мучает вопрос, можно ли читать доклад с листочка при защите диплома

Не рекомендуем этого делать. Ведь у комиссии создается впечатление, что студент не готов

Многих мучает вопрос, можно ли читать доклад с листочка при защите диплома. Не рекомендуем этого делать. Ведь у комиссии создается впечатление, что студент не готов.

Из чего состоит экономическая часть

Бизнес и предприятия могут быть представлены тысячами разновидностей: торговля, медицинские учреждения, учреждения образования, турагентства и базы отдыха… Все они сильно отличаются друг от друга и по реализациям, и по использованию этих реализаций.

Но в этой части диплома не стоит углубляться в разработку экономики в узком смысле. Тут достаточно будет показать основную схему работы предприятия, а также показать, как результаты диплома оказывают ее полезность и реальную экономическую эффективность.

Если быть точнее, то здесь указывается:

  • формирование прибыли,
  • уменьшение затрат,
  • способы экономии времени при выборе определенных работ и пр.

Структура

В идеале прочтения заключения должно хватить, чтобы понять суть работы и оценить ее значимость. Поэтому завершающая часть ВКР бакалавра или магистра должна представлять собой цельное сообщение, построенное по канонам литературной композиции, то есть состоящее:

  • из вступления – краткой информации по теме; описания проблемы, подтолкнувшей автора к исследованию;
  • основной части – согласующегося со структурой центральных глав изложения результатов, выводов, путей решения обнаруженной проблемы, тезисов, подтверждающих гипотезу;
  • заключения – раскрытия теоретической или практической значимости исследования, формулировки рекомендаций по усовершенствованию предмета изучения и внедрению результатов работы.

Объем заключения в дипломе примерно равен размеру введения и составляет от 2 до 5 страниц. Диаграммы, графики, рисунки в текст не вставляются.

Шаблон раздела «Заключение»

Поскольку во введении ставится цель (предположительный результат) и определяются задачи (этапы ее достижения), а в основной части описывается, как автор их решал и что делал, чтобы достичь цели, изложение материала в заключении логично выстроить по следующему плану:

  1. Сформулировать цель.
  2. Перечислить задачи («Для достижения обозначенной цели поставлены …»).
  3. Изложить суть проделанной по каждой задаче работы («Для решения задачи «…» изучен, рассчитан, составлен…, и привести основной вывод).
  4. Подвести итог («Задачи полностью выполнены, цель удалось достигнуть: разработаны рекомендации, произведено обоснование…»).

Чем дипломная работа отличается от проекта

Дипломный проект, как и дипломная работа, подводит итоги всего процесса обучения. Проект, в сравнении с работой, более сложен в написании, так как требует произведенных самостоятельно расчетов и разработки.

И проект, и работа служат одной цели — подвести итоги обучения студента

Дипломная работа, как уже отмечалось выше, состоит в закреплении знаний, приобретенных за весь учебный период в вузе. Из множества предоставленной литературы, точек зрения разных исследователей студент должен уметь формулировать итоги.

Важно уметь отстоять свою точку зрения, собственно поэтому процесс защиты диплома и называется защитой, а не просто чтением доклада. Для диплома характерен творческий подход, который применим больше для гуманитарных специальностей

Дипломный проект, помимо главных данных, содержит еще произведение расчетов, на основе которых делается заключение о функционировании исследуемого объекта. Студент должен обозначить его преимущества и недостатки, доказать выгоду в его реализации

Очень важно делать все расчеты правильно и точно, чтобы результаты были достоверными

Дипломные проекты пишутся в технических вузах и используют математические методы. Расчеты тщательно проверяются. Создание теоретической части проще и легче, так как информации много, достать ее не так сложно. Руководитель определяет ту тему, в которой сам хорошо разбирается, чтобы помогать студенту в создании проекта.

Дипломные работы характерны больше для гуманитарных, а проекты — для технических специальностей. Как следствие, дипломным работам свойственен творческий подход, приветствуются инновации.

Что касается проекта, то здесь все более точно и конкретно. Также ведется самостоятельная работа, но выводы должны быть подкреплены еще и расчетами.

В этом видео вы получите рекомендации по выполнению дипломного проекта:

Связь структуры дипломной работы и ее задач

По большому счету текст основной части ВКР – это описание задач, которые выполнялись автором для достижения цели. Поэтому ее структура (порядок и количество разделов: теория – аналитика – проект/практика) подчиняется логике проведения исследования, а названия глав и параграфов должны быть напрямую связаны с формулировками задач:

  • обычно первая задача связана с изучением состояния проблемы (теоретическая глава);
  • вторая задача ориентирована на организацию работы в рамках проекта (аналитическая глава, в которой описываются методы, технологии или анализируются собранные материалы);
  • третья задача диплома посвящается практической реализации задуманного (экспериментальная/проектная/графическая/технологическая глава);
  • четвертая задача предусматривает оценку предлагаемых решений (ее описанию может быть отведен параграф, а не целая глава).

По итогам выполнения задач формулируются сначала промежуточные выводы по главам, а затем в заключении – общие по всей дипломной работе.

Что нужно знать о дипломной работе?

Диплом – это последняя самостоятельная работа в жизни студента, которая систематизирует и обобщает полученные в стенах вуза знания

Именно поэтому так важно грамотно и своевременно написать дипломный проект и защитить его перед аттестационной комиссией

Дипломный проект содержит теоретическую и практическую составляющие, обязательно графическую часть и список справочной литературы

Отдельно стоит акцентировать внимание на введении, которое идет перед теорией

В содержании должен быть определен объект, грамотно и лаконично поставлены цели и задачи. Объект – это основа исследования, задачи ставит перед студентом последнего курса руководитель дипломного проекта, а вот определить цели придется самостоятельно.

Примеры заключения дипломной работы

Получить более полное представление о том, как писать заключение к диплому, помогут примеры работ по разным дисциплинам:

  • педагогика (дефектология) – для сравнения вместе с введением;
  • менеджмент – тоже с вводной частью;
  • юриспруденция;
  • экономика.

Заключительный раздел – это вполне самостоятельная, предельно информативная часть дипломной работы, в которой должен содержаться сжатый и согласованный с целями и задачами обзор ключевых выводов, сделанных на основании результатов исследования

Важно не только правильно написать, но и оформить заключение диплома. Технические требования: шрифт, расположение заголовков, точный объем, предпочтительная структура и рекомендуемое содержание – регламентируются в методических инструкциях вуза

Их выполнение гарантирует беспроблемный нормоконтроль.

Зачем нужен план дипломной работы?

Что такое типовая структура самостоятельной работы знает каждый студент. Речь идет о «графике», в котором расписана поэтапно последовательность работы учащегося, четко структурирован ход мыслей, отдельно прописана теоретическая часть работы, практический параграф, а также умозаключения.

Структура или как ее называют среди учащихся план конспект, направлена на то, чтобы показать читателю насколько объемно, логично и полно раскрыта тема дипломной работы, какой объект и предмет, ключевые задачи и проблемы решались, в чем вообще заключается актуальность рассматриваемой темы. Только зная, как правильно нужно составлять план проекта, студент сможет грамотно составить и саму работу, отчленив ненужную информацию.

Как писать дипломную работу

И проектные, и исследовательские дипломные работы пишутся под руководством научного куратора — преподавателя выпускающей кафедры, который закрепляется за студентом после выбора темы. Ее можно отобрать из предоставленного вузом списка или предложить самостоятельно: главное, чтобы она соответствовала специальности и поддавалась максимально полному раскрытию в рамках исследования.

Следующий этап — комплексный и заключается в определении целей, задач, методов исследования, подборе и систематизации релевантной им литературы и параллельном составлении плана дипломной работы, который представляет собой предварительный набросок структуры и содержания будущего студенческого научного труда.

При знакомстве с источниками информации надо учитывать их новизну. Периоды устаревания учебной литературы устанавливает приказ Минобрнауки № 1623 от 11 апреля 2001 г.:

  • для общегуманитарного, социально-экономического профиля и специальных дисциплин — пять лет;
  • для общепрофессиональных, естественно-научных, математических предметов — десять лет.

Мерки актуальности не касаются источников углубленного фундаментального изучения вопроса. Не оговаривает приказ и сроки, после которых исследовательские публикации: статьи, диссертации, доклады и т. д. — считаются устаревшими, но вузовские нормоконтролеры при проверке дипломной работы на соответствие стандартам почти всегда ориентируются на требования, установленные для учебников. В ознакомительных целях никто не запрещает их использовать, но чтобы избежать отправки готового диплома на доработку, в список использованной литературы лучше включать только труды не старше пяти лет.

В январе 2017 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1651, отменяющий действие приказов № 1623 и № 133, регулировавших обеспечение вузовских библиотек научно-учебной литературой (именно в них и были прописаны сроки ее устаревания). Новый документ вызвал немало вопросов у экспертов академического сообщества, а официальные ответы ведомства на них ясности в ситуацию не внесли, поэтому преподаватели по-прежнему предпочитают придерживаться старых нормативов, определяя «срок годности» источников, использованных для написания дипломной работы.

Как правильно сформулировать гипотезу в дипломе

Хоть гипотеза исследования в дипломе выдвигается в самом начале работы (во введении), продумывать, как ее составить, следует после написания основной части.

Дело в том, что для формулировки гипотезы необходимо тщательным образом изучить предмет, проанализировать библиографические источники, материалы, литературу. Только в этом случае вы будете спокойно ориентироваться в информации и сможете сделать собственные прогнозы по выявленной проблематике.

Если в ВКР есть еще и практическая глава, гипотеза будет предшествовать эмпирическим исследованиям, по итогам которых возможно будет необходима корректировка начальной формулировки, объекта, предмета, а иногда – и темы всей работы.

Вот подробная схема того, как пишется гипотеза в дипломной работе:

При написании гипотезы принято использовать следующие слова и формулировки:

  • предполагается… ,
  • следует ожидать… .

А вот выражений с субъективной оценкой следует избегать:

  1. Я думаю/допускаю/полагаю/считаю, что… .
  2. Мне кажется… .
  3. Если…, то… .

Давайте рассмотрим пример гипотезы в дипломе или курсовой. Допустим, студенту предложили написать работу на тему диетических свойств бразильского ореха. Студент начал готовить материал и понял, что не сможет насобирать информации даже на 65 листов диплома.

Тогда руководитель принимает решение изменить предмет исследования на кедровые орешки. Начальная гипотеза звучала так: местные бразильские орехи втрое полезнее импортируемых. После проведенных исследований стало ясно, что польза отечественных и ввозимых из-заграницы одинакова. 

Как выйти из положения? Перефразировать гипотезу: кедровые орехи такие же полезные (и даже больше), чем импортируемые. Если бы в ходе исследований выяснилось, что эти орехи менее питательны и полезны, чем заграничные, то пришлось бы менять и тему на «Заурядность диетических свойств кедровых орехов».

Что такое диплом

Дипломная работа — это письменное научное исследование на относящуюся к специальности выпускника тему, в котором он демонстрирует соответствие освоенного объема теоретических знаний и практических умений федеральным образовательным стандартам.

ВКР, или диплом, специалиста, в зависимости от специфики направления обучения может выполняться в виде:

  • дипломной работы — ее в большинстве случаев пишут студенты, изучающие естественные, гуманитарные, общественные науки или осваивающие творческие профессии, с целью систематизировать приобретенный в вузе теоретический багаж и показать владение навыками, необходимыми для самостоятельной работы;
  • дипломного проекта — его делают, как правило, выпускники технических вузов и прикладных специальностей, так как он подразумевает выполнение расчетов, подтверждающих предложенное автором решение конкретных практических задач, или содержит элементы проектирования — разработку методик, моделей, инструкций, программ, технологий, бизнес-планов.

Написать дипломную работу могут и «технари», если исследование носит фундаментальный академический характер, к примеру, в области физики, и, наоборот, гуманитариям по силам сделать полноценный проект с образцом инновационного алгоритма проведения соцопроса или прогрессивной методологией сбора и обработки данных.

Думать о том, как писать диплом, не надо только студентам-медикам — для подтверждения квалификации они сдают госэкзамены и проходят первичную профессиональную аккредитацию (за редким исключением: например, будущие врачи и провизоры, осваивающие свои специальности на факультете фундаментальной медицины МГУ, все-таки пишут дипломы). Остальным выпускникам высших учебных заведений для успешного окончания обучения без написания ВКР специалиста (или бакалавра, магистра) не обойтись.

Раздаточный материал в дипломной работе и его оформление

Раньше в качестве раздаточного материала служили рисунки, диаграммы, таблицы. Сегодня же все чаще используют мультимедийные презентации.

Но все же не стоит забывать и о классических элементах при оформлении раздаточного материала к дипломной работе. Раздав его на руки членам экзаменационной комиссии, вы докажете, что подготовились максимально тщательно.

Зачем нужен раздаточный материал?

Казалось бы, дипломный проект уже написан. Зачем заморачиваться еще и над созданием раздаточного материала?

Во-первых, это покажет членам комиссии вашу комплексную подготовку к защите.

Во-вторых, речь – это лишь один канал связи, который позволит лучше воспринимать материал на слух. Но не все одинаково хорошо понимают сказанное только словесно. Есть люди-визуалы, которые услышанное понимают с пятого раза, но, увидев раз, запоминают на всю жизнь.

В-третьих, раздаточный материал поможет максимально доступно изобразить научную и практическую составляющую сторону исследования.

Требования к оформлению раздаточного материала

Раздаточный материал – дело добровольное. Но если все же учащийся собрался его использовать, ему придется привести этот документ к соответствующему оформлению.

Вот основные требования:

  1. Грамотное оформление титульного листа. Здесь действуют те же правила, что и при составлении титульного листа к дипломной работе. Единственное отличие – название: «Раздаточный материал к дипломной работе на тему…».
  2. Обязательное содержание в раздаточном материале диаграмм, схем, рисунков, таблиц, графиков – любого наглядного материала, который будет успешно отражать основную направленность диплома.
  3. Общий объем раздаточного материала не превышает 15 листов формата А4. Большее количество страниц сделает его слишком громоздким и неудобным для просмотра и восприятия.
  4. Раздаточный материал оформляют по правилам составления дипломной работы: использование белой бумаги формата А4, одинаковый шрифт с общепринятым полуторным интервалом.
  5. Все материалы пронумерованы, а порядок размещения всех элементов соответствует их порядковым номерам. Не забывайте: аннотация является частью раздаточного материала и должна быть включена в общий перечень предоставляемых в рамках пакета документов.
  6. Если студент использует во время защиты мультимедийную презентацию, в раздаточном материале должны содержаться краткие комментарии к слайдам в точном порядке в соответствии с основной презентацией.
  7. Рекомендуется собрать все раздаточные материалы в одну презентабельную папку или брошюру в количестве нескольких экземпляров, чтобы каждый желающий мог взглянуть.

Студент не должен бояться составления раздаточного материала. Он работает над ним не один. Научный руководитель будет его активным помощником в составлении и проверке всех представленных в пакете данных, отсечении лишнего, добавлении недостающего.

Кстати, если с научным руководителям вам не так сильно повезло, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы, в том числе – и на раздаточный материал.

Примеры научной новизны в дипломных работах

Допустим, тема диплома звучит так: «Изучение динамики цен на топливо в условиях постапокалипсиса». Тогда обоснование научной новизны может быть таким: «Научная новизна работы заключается в эмпирической проверке гипотезы о том, что цены на топливо в смоделированных условиях скачкообразно вырастут. Подтверждение этой гипотезы может оказать влияние на ценообразование и экономику отрасли в будущем».

Другие примеры научной новизны работы:

  1. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые изучены аспекты употребления грибов и их влияние на творчество западных рок-групп 60-х.
  2. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе применены статистические методы, ранее не использовавшиеся в данной области знаний.
  3. Научная новизна работы состоит в том, что в ходе исследовании были предложены и проверены на практике альтернативные способы использования музыкальных инструментов.

Практически универсальная формулировка научной новизны работы: «Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые использовано/ изучено/рассмотрено/получено/сформулировано…

Что такое цель диплома, и каково ее значение?

Цель – это те актуальные составляющие дипломного проекта, которые при очередном выполнении позволяют достичь жалеемого результата, завершить написание итоговой работы.

Если правильно определить цели, на выходе получится лаконичный дипломный проект, к которому не возникнет много дополнительных вопросов со стороны представителей аттестационной комиссии.

Основные структурные составляющие цели дипломного проекта – это аспекты тематики и определение проблемы.

Поставленные задачи должны четко соответствовать теме дипломного проекта, поэтому лучше предварительно составить их на черновике и принести преподавателю на проверку, консультацию.

Останется только совместными усилиями подкорректировать цели и довести до совершенства. Только после этого можно преступать к освещению теории, не забывая о поставленных ранее целях. Проще говоря, это несложный план, в соответствии с которым предстоит действовать при создании дипломного проекта.

В зависимости от тематики диплома и запрашиваемого объема символов количество целей во введении варьируется в пределах 3-6.

Раскрывать их желательно последовательно, можно в разных составляющих итоговой работы, но максимально точно отражать необходимую информацию по теме.

Советуем почитать: Сколько времени нужно для написания дипломной работы?

Как говорится, главное – начать, и если правильно поставить задачи, написание дипломного проекта и вовсе не будет требовать серьезных корректировок после каждой проверки.

Подытожим: тему диплома определяет руководитель дипломного проекта из числа педагогов на кафедре. Студент составляет цели итоговой работы и грамотно расставляет задачи, после чего вновь советуется с проверяющим педагогом относительно актуальности собственных набросков на черновике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector