Кто такой дирижёр и что он делает
Содержание:
- Германия
- Кому подходит
- Музыка
- Описание профессии
- Примечания
- Приобретаемые навыки
- Кому подходит
- Куда поступать
- Примечания, ссылки и источники
- Известные дирижеры России
- Обучение на дирижера
- Лучшие вузы для обучения
- Перспективы профессии
- Для чего нужны дирижеры
- Плюсы и минусы дирижерства
- История профессии
- Когда появились дирижеры?
- Сколько получают
Германия
Город | Оркестр | Дирижер | Национальность |
Бамберг | Бамбергский симфонический оркестр | Якуб Хруша | чешский язык |
Берлин | Берлинский филармонический оркестр | Кирилл Петренко | русский |
Берлин | Симфонический оркестр Берлинского радио | Владимир Юровский | русский |
Берлин | Немецкий симфонический оркестр Берлина | Робин Тиччати | Британский |
Берлин | Концертхаусорчестер Берлин | Кристоф Эшенбах | Немецкий |
Берлин | Staatskapelle Berlin | Даниэль Баренбойм | Аргентинский |
Бремен | Deutsche Kammerphilharmonie Bremen | Пааво Ярви | эстонский |
Кёльн | Gürzenich Orchestra Кельн | Франсуа-Ксавье Рот | французкий язык |
Кёльн | WDR Funkhausorchester | Франк Штробель | Немецкий |
Кёльн | Симфонический оркестр WDR Кёльн | Кристиан Макелару | румынский |
Дортмунд | Дортмундерский филармонический оркестр | Габриэль Фельц | Немецкий |
Дрезден | Дрезденский филармонический оркестр | Марек Яновски | Польский |
Дрезден | Государственная капелла Дрездена | Кристиан Тилеманн | Немецкий |
Эссен | Эссенская филармония | Томаш Нетополь | чешский язык |
Франкфурт | Франкфуртская опера — оркестр музеев | Себастьян Вайгле | Немецкий |
Франкфурт | hr-Sinfonieorchester | Ален Алтыноглу | французкий язык |
Галле | Staatskapelle Halle | (должность вакантна) | |
Гамбург | Гамбургер Симфоникер | Сильвен Камбрелинг | французкий язык |
Гамбург | Симфонический оркестр NDR | Алан Гилберт | Американец |
Ганновер | НДР Радиофилармония | Эндрю Манце | Британский |
Гейдельберг | Филармонический оркестр Гейдельберга | Элиас Гранди | Немецкий |
Херфорд | Нордвестдойче филармония | Ив Абель | Канадский |
Hilchenbach | Филармония Südwestfalen | Чарльз Оливьери-Манро | Мальтийский |
Йена | Jenaer Philharmonie | Саймон Гауденц | Швейцарский |
Карлсруэ | Badische Staatskapelle | Джастин Браун | Британский |
Кобленц | Государственный оркестр Рейнской филармонии | Гарри Уокер | Британский |
Констанц | Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz | Ари Расилайнен | Финский |
Людвигсхафен-на-Рейне | Государственная филармония Рейнланд-Пфальц | Майкл Фрэнсис | Британский |
Лейпциг | Лейпцигский Гевандхаус Оркестр | Андрис Нельсонс | Латышский |
Лейпциг | Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio | Деннис Рассел Дэвис | Американец |
Любек | Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck | Рюсукэ Нумаджири | Японский |
Мюнхен | Симфонический оркестр Баварского радио | Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) | Британский |
Мюнхен | Баварский государственный оркестр | Владимир Юровский | русский |
Мюнхен | Мюнхенский камерный оркестр | Александр Либрейх | Немецкий |
Мюнхен | Мюнхенский филармонический оркестр | Валерий Гергиев | русский |
Мюнхен | Оркестр Мюнхенского радио | Иван Репушич | хорватский |
Мюнхен | Мюнхенский симфонический оркестр | Кевин Джон Эдусей | Немецкий |
Нюрнберг | Нюрнбергский симфонический оркестр | Кахчун Вонг | Сингапурский |
Recklinghausen | Neue Philharmonie Westfalen | Расмус Бауманн | Немецкий |
Штутгарт | Штутгартский филармонический оркестр | Дэн Эттингер | Израильский |
Веймар | Staatskapelle Weimar | Доминик Бейкирх | Немецкий |
Вупперталь | Sinfonieorchesters Wuppertal | Патрик Хан | Австрийский |
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Музыка
Занимая некоторое время в театре высокую должность, будучи натурой творческой и ранимой, он сильно оскорбился, потеряв там место. При этом всячески себя убеждал, что его время точно наступит. Каким образом ему удалось свести знакомство с Эдгаром Гроссе (член СС), который в ту пору работал худруком театра в Аахене, до сих пор остается загадкой, но эта связь позволила фон Караяну дирижировать там симфоническими концертами и оперными спектаклями. Его карьерой занимался эсэсовец Рудольф Веддер.
Embed from Getty ImagesДирижер Герберт фон Караян
С тех пор в биографии Герберта появилось немало пробелов, после окончания войны мужчина всеми силами пытался уничтожить следы знакомства с этими людьми. И уже позднее выступал против публикации сохранившихся документов касательно его жизни в те годы. И делал он это недаром, благодаря бумагам удалось доказать его двойное вступление в ряды НСРПГ, при этом дирижер яро отрицал предъявленные факты, называя их подделкой и недоразумением.
В 1938 году имя фон Караяна стало появляться в заголовках газет, это случилось после исполнения Берлинским филармоническим оркестром под его руководством оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». После этого музыканта стал продвигать сам Герман Геринг. Но не все так гладко складывалось в карьере Герберта, по какой-то причине он не нравился Адольфу Гитлеру.
Историки объясняли это большой любовью фюрера к творчеству Вагнера, он наизусть знал все оперы композитора. На одном из концертов музыкант дирижировал, но по ошибке певец исполнил не ту реплику. В зале был и Гитлер, списавший это недоразумение на счет австралийца, поскольку тот предпочитал работать без нот. С тех пор ему было приказано не спускать глаз с партитуры.
Ситуация в Германии с годами ухудшалась, а после концерта с оркестром Готфрида фон Эйнема у Герберта возникли еще большие проблемы. Дело в том, что австрийский композитор к тому времени уже несколько раз допрашивался гестапо по подозрению в сотрудничестве с антифашистами, и все, кто имел с ним связь, автоматически попадали в поле зрения эсэсовцев.
В 1945-м мужчина решает бежать из страны, хотя и имел в Германии большое количество поклонников, в том числе среди военных. В то время слава фон Караяна ходила уже далеко за пределами одной страны, и многие театры и оперы мечтали заполучить талантливого музыканта в свои ряды. Он стал худруком Общества друзей музыки, работал в миланском театре оперы «Ла Скала» и с лондонским оркестром «Филармония».
Embed from Getty ImagesГерберт фон Караян во главе Берлинского филармонического оркестра
В 1955 году фон Караяна в качестве преемника Вильгельма Фуртвенглера ставят во главу Берлинского филармонического оркестра. Одновременно с тем на протяжении 7 лет он работает с Венской государственной оперой в качестве художественного директора. Со временем прошлое дирижера забылось. Его обожали простые граждане, профессиональные музыканты и политики, которые с восхищением высказывались о любой работе Герберта.
Часто фон Караяна критиковали за то, что он записывал композиции, созданные до 1945 года, туда вошли «Реквием» Моцарта, а также работы Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Людвига ван Бетховена (концерт с Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем). Лишь изредка он делал исключения, выбирая для репертуара композиции современников, с удовольствием дирижировал оркестру, исполняющему «Адажио Альбинони» Ремо Джадзотто.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Примечания
- ↑ 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
- Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
- Рацер, 1975, с. 252—253.
- ↑ 123456 Рацер, 1975, с. 253.
- ↑ 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
- Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
- Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
- Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
- Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
- Адорно, 1999, с. 99.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
- Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
- Гинзбург, 1975, с. 187.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 254.
- Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 164.
- Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Адорно, 1999, с. 95.
- ↑ 12 Рацер, 1975, с. 255.
- ↑ 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 186.
- Гинзбург, 1975, с. 381—390.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
- Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
- Гинзбург, 1975, с. 390—391.
- Гинзбург, 1975, с. 391—392.
- Гинзбург, 1975, с. 186—187.
- Гинзбург, 1975, с. 389.
- ↑ 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 255.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
- Гинзбург, 1975, с. 7.
- Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
- ↑ 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
- Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
- Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.
Приобретаемые навыки
Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.
Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:
- Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
- Руководить творческими коллективами.
- Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
- Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
- Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
- Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
- Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Куда поступать
Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:
- Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
- Российская академия музыки имени Гнесиных;
- Государственная классическая академия имени Маймонида;
- Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
- Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Примечания, ссылки и источники
Источники
- Хилл, Ральф (1951). Музыка 1951 года . Хармондсворт: Пингвин. OCLC .
- Хант, Джон (1996). Создатели филармонии . Лондон: Джон Хант. ISBN 978-0-9525827-6-2.
- Хант, Джон; Петитт, Стивен (2009). Филармонический оркестр: полная дискография 1945–1987 . Лондон: Трэвис и Эмери. ISBN 978-1-906857-16-5.
- Кеннеди, Майкл (1987). . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-333-48752-5.
- Моррисон, Ричард (2004). Оркестр . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-21584-3.
- Осборн, Ричард (1998). Герберт фон Караян . Лондон: Chatto & Windus. ISBN 978-0-7011-6714-1.
- Павлин, Алан (1970). Отчет об оркестровых ресурсах в Великобритании . Лондон: Совет по делам искусств Великобритании. ISBN 978-0-11-981062-2.
- Петитт, Стивен (1985). Филармонический оркестр: запись достижений 1945–1885 гг . Лондон: Роберт Хейл. ISBN 978-0-7090-2371-5.
- Пируэ, Эдмунд (1998). Сладкие слышимые мелодии — История Лондонского филармонического оркестра . Хоув: Книжная гильдия. ISBN 978-1-85776-381-2.
- Паунд, Реджинальд (1959). Сэр Генри Вуд . Лондон: Касселл. OCLC .
- Превен, Андре (1979). Оркестр . Лондон: Макдональд и Джейнс. ISBN 978-0-354-04420-2.
- Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент: биография . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-241-91316-1.
- Робинсон, Пол; Сёртиз, Брюс (1976). Караян . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-354-04031-0.
- Шварцкопф, Элизабет (1982). Включено и выключено: мемуары Уолтера Легга . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-11928-8.
Известные дирижеры России
Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.
Известные дирижеры России (список):
- Александров Александр Васильевич.
- Башмет Юрий Абрамович.
- Безродная Светлана Борисовна.
- Богословский Никита Владимирович.
- Броневицкий Александр Александрович.
- Василенко Сергей Никифорович.
- Гаранян Георгий Абрамович.
- Гергиев Валерий Абисалович.
- Горенштейн Марк Борисович.
- Дягилев Сергей Александрович.
- Евтушенко Алексей Михайлович.
- Ермакова Людмила Владимировна.
- Кабалевский Дмитрий Борисович.
- Кажлаев Мурад Магомедович.
- Коган Павел Леонидович.
- Лундстрем Олег Леонидович
- Мравинский Евгений Александрович.
- Светланов Евгений Федорович.
- Спиваков Владимир Теодорович.
Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и языковой барьер, и разницу стилей.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Вузы
Московский государственный институт культуры
Дирижирование (Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств)
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дирижирование (Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Дирижирование (Факультет церковного пения)
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Для чего нужны дирижеры
На первый взгляд – все очень просто. Он держит оркестр или хор вместе и в одном времени. Но это только отправная точка. Самое главное, что дирижер служит для композитора посыльным. Их обязанность – понимать музыку и передавать ее жестами настолько прозрачно, чтобы музыканты в оркестре понимали ее в совершенстве. Эти музыканты могут затем передать публике единое видение музыки.
Wingardium Leviosa!
Люди использовали палочки для «дирижирования» музыки с 700 г. до н.э. Во времена Средневековья и Возрождения большинство небольших ансамблей слушали друг друга и играли без дирижера.
Позже, когда было изобретено больше инструментов и оркестры выросли в размерах, предпочтение перешло к использованию большого посоха, который лидеры колотили по земле, чтобы задавать темп и держать музыкантов вместе. Это было очень эффективно, потому что музыканты могли это слышать, но затем композитор Люлли ударил себя ножом в ногу, получил гангрену и умер… Да, такая история.
Поэтому люди начали искать другие способы дирижировать музыкой. Сейчас дирижеры используют либо палочку (для большого оркестра), либо руки. Существуют определенные шаблоны и жесты, которые передают ключевые особенности музыки, но, поскольку у исполнителей часто уже есть эти особенности, записанные в их партитуре, это не главная роль дирижера.
С годами эта работа превратилась в нечто, в первую очередь художественное; объединить музыкальные интерпретации всех музыкантов на сцене в общую картину.
Почему в рок или поп-музыке нет дирижеров?
На самом деле есть, просто они встречаются реже. В основном в таких ансамблях роль удержания всех в одном времени играет барабанщик. Если вы думаете о роке и попе в целом, вы часто слышите, как группы исполняют свою музыку, или вы можете послушать кавер-версию. Обложки могут сильно отличаться от оригинала из-за новой интерпретации художника.
А теперь подумайте о мире классической музыки: произведения всегда исполняются разными инструменталистами, в их истории сотни выступлений, многие композиторы давно умерли, а «группа» состоит из 100 человек. Внезапно согласиться с такой интерпретацией становится немного сложнее.
Вот где появляется дирижер. И дело не только в том, чтобы дирижировать по образцу, а в том, как они добавляют к жестам развитие, и формируют музыку. Это навык, который включает в себя психологию, язык тела, знание истории и чувствительность ко всему, что делает нас людьми.
Плюсы и минусы дирижерства
В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.
Разберем плюсы:
- Быть старшим и главным всегда приятно;
- Появляется значимость и уважение в коллективе;
- Частые гастроли;
- При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
- Есть вероятность стать медийной личностью;
- Высокий уровень оплаты труда.
А теперь о минусах:
- Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
- Придется долго учиться;
- Высокая ответственность;
- Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Когда появились дирижеры?
Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.
Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.
Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.
Интересно: Сохраняются ли витамины в ягодах и фруктах при заморозке?
В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.
В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.