Профессия: кинооператор

Кто работает в команде с кинооператором

В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

  • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
  • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
  • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
  • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.

Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком

И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д

Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.

Остсутствие института страхования кинематографических рисков

Часто кинокомпании перекладывают свои риски на своих сотрудников. Сколько раз мы слышали от продюсеров жалобы на недобросоветсных спонсоров, тормозное финансирование с каналов, идиотов редакторов, не принимающих материал. В результате вы не получаете деньги вовремя или получаете, но не все. А почему, собственно?! Почему вас это должно волновать? Почему вы вообще должны делить продюсерские риски? Вы же не делите с ними прибыль. Как работодатель добудет деньги, которыми с вами расплатится, вас не должно беспокоить ни в малейшей степени. Ведь на кассе в магазине он не рассказывает, что канал не принял пока его гениальный сериал и он заплатит конкретно вот за этот вискарь в следующем месяце. Почему же вы дожны слушать все эти истории?

Вы никогда не задумывались, почему кинокомпании не страхуют свои риски? Ведь, казалось бы, это так естественно. Пуск ракеты страхуют — а вдруг упадет? А почему запуск фильма не застраховать — а вдруг провалится или, вообще, заказчик передумает его покупать? Ничего не страхуют в кино по очень простой причине — чтобы оформить страховку, придется предоставить бухгалтерские документы по проекту. Любой, работавший в кино может себе представить, какие невероятные финансовые трюки обнаружит непредвзятый наблюдатель в бюджете средней картины. Поэтому под страхом смерти ни один продюсер не будет страховать кинопроект. К тому же, он зарабатывает не на успехе фильма, а на его заказе. К концу производства он уже все заработал. Поэтому успех фильма его интересует, но не так сильно как американского коллегу. Заметно меньше.

Какие бывают операторы и в чем состоят их обязанности

Работают операторы во многих компаниях, занимающихся различной деятельностью. Эти специалисты встречаются в складских помещения и промышленных цехах, в киностудиях и в call-центрах, а также без них на обойтись на фабриках и заводах.

Что делает оператор на производстве

Существует оператор:

  • прокатного стана. Обслуживает оборудование и контролирует технологические процессы;
  • инкубатория. Следит за технологией процесса появления яиц;
  • по производству металлических изделий. Налаживает и обслуживает металлообрабатывающее оборудование, следит за качеством изготовляемой продукции.

Есть также операторы, задачей которых является работа на компьютерах.

В их обязанности входит:

  • обработка различной документации (счета, накладные, электронные письма, заявки от клиентов;
  • следить за информационной базой;
  • ведение и архивирование документов;
  • составление и оформление отчетов;
  • работа с оргтехникой.

Многие из нас регулярно являются клиентами сбербанка, многофункциональных центров, посты России. Так вот там тоже трудятся операторы.

Эти служащие предоставляют населению такие услуги:

  • прием платежей;
  • работа с переводами денег, письмами и почтовыми отправлениями;
  • продажа почтовой продукции (марки, конверт, газеты, журналы).

Бывают операторы, деятельность которых можно назвать творчеством. Это радиооператоры, от их мастерства зависит качество музыки и звука, видеооператоры, снимающие праздничные мероприятия, телеоператоры, без которых не обойтись при съемке телевизионных фильмов и программ.

В обязанности кинооператора входят такие обязанности:

  • подборка цвета;
  • грамотное выставление угла съемки;
  • выбор масштаба изображения и композиции кадра.

И, конечно, всем нам знакомы операторы, трудящиеся в call-центрах. Они отвечают на вопросы граждан и принимают самое непосредственное участие в решении вопросов, которые лежат в области их компетенции.

Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Кто нужен на киностудии

Если не брать во внимание «ключевых действующих лиц», кто исполняет главные и второстепенные роли и, конечно же, режиссеров, в список вакансий входят:

  • администратор по площадке;
  • фотографы;
  • сценаристы, редакторы, композиторы;
  • исполнители трюков, пиротехники;
  • хореографы;
  • ассистенты оператора;
  • гримеры, костюмеры, визажисты, стилисты, декораторы.

Мне несколько раз приходилось работать в группе сценаристов в юмористических проектах.

Сразу скажу, что этот процесс действительно затягивает, но со временем приходит понимание, что, либо должно быть призвание и тогда процесс поиска новых идей существенно упрощается, или это превращается в нескончаемую гонку, когда ты находишься на грани морального истощения.

За месяц с лишним мне тогда удалось заработать 50 тыс. р.

I. Общие положения

1. На должность телеоператора назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена («Кинооператорство») и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации, программе профессиональной переподготовки. 2. Опыт практической работы не требуется

3. Назначение на должность телеоператора и освобождение от нее производится приказом директора организации.

4. Телеоператор должен знать:

4.1. Законы видеомонтажа, системы нелинейного монтажа

4.2. Перспектива видеокадра

4.3. Принципы и правила использования съемочного оборудования

4.4. Основы композиции и экспонометрии

4.5. Основополагающие принципы функционирования организаций отрасли

4.6. Передовой отечественный и зарубежный опыт операторской работы

4.7. Проблемы в жизни страны и государств региона, входящих в сферу профессиональных интересов

4.8. Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности

4.9. Нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телевизионных программ

4.10. Основы работы со светом, световым оборудованием

4.11. Основы звукорежиссуры и записи звука

4.12. Технология съемок и последующего озвучивания

4.13. Правила расстановки микрофонов

4.14. Свойства звука, акустические характеристики помещений, предметов, инструментов

4.15. _____________________________________________________________________

5. Телеоператор подчиняется непосредственно _____________________.

6. На время отсутствия телеоператора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

7. ________________________________________________________________

Категорическая непрозрачность кинобухгалтерии в кино

Вы часто получали деньги «в белую»? Ровно ту сумму, которая была прописана в договоре? Думаю, что нет. А, между тем, с этого начинается «игра без правил». Соглашаясь поучаствовать в мошеннической схеме, вы в этот момент уже переходите из плоскости законодательных отношений к отношениям «понятийным». С этого момента разруливать ваши отношения будет не закон, а «понятия». Соглашаясь на черную выплату, вы таким образом соглашаетесь ее получить тогда, когда это будет удобно продюсеру, а не тогда, когда это положено по договору. Вы переходите на темную сторону и там на этой стороне надеяться можно только на порядочность продюсера, а надежды на нее нет никакой)

Российский продюсер — это настоящий «темный рыцарь» — невозможно узнать, сколько денег на самом деле потрачено на производство. Как правило, бюджеты, обращенные к заказчику, раздуты так, как будто снимается как минимум «Титаник». Согласно этим бюджетам на службе у продюсера самые дорогостоящие специалисты. Когда продюсер поворачивается лицом к площадке, съемочная группа узнает, что продюсер пустился в съемки без денег. И если вам на этом проекте заплатят, то из личных денег продюсера, просто потому что он хороший человек. Кино уникальное производство — здесь всегда можно раздуть бюджет в 10, 20 раз от существующего. Поэтому кино во всех странах всегда использовалось для отмывания денег. Что с этого нам? Не ведитесь на эту чушь — не слушайте продюсеров, которые жалуются на бедность. Вас это не должно волновать. Нет денег — не снимай кино. Вы продаете свой труд. И если вам за него не заплатили — это преступление, банальное воровство. Поэтому, друзья мои, не работайте под обещания, пожалуйста! Нету ножек, нету мультиков. Серьезно. Работой без денег вы развращаете этих изовравшихся жуликов (в хорошем смысле — продюсер должен быть жуликом и должен врать; честный продюсер — это оксюморон). Цените свой труд. Утром деньги, вечером стулья. Так победим.

Мауро Фиоре

Первый кинооператор, получивший «Оскар» за 3D-фильм.

Родился в 1964 году в коммуне Марци, Италия. В 1971 году переехал в США. В 1987 году вместе со своим однокурсником, двукратным обладателем «Оскара», Янушем Каминским отправляется в Голливуд.

Самая сложная и значимая работа для него как кинооператора — это фильм «Аватар». Съемки велись более года в Новой Зеландии. Была использована новая система захвата мимики: на голове у актера крепился шлем с маленькой камерой. Была впервые использована камера, с помощью которой можно было видеть виртуальные образы актеров во время реальной съемки. Такая колоссальная работа не осталась незамеченной, и фильм победил в трех номинациях, связанных с изображением.

Достоинства и недостатки профессии

Иногда оператор может подняться вверх по карьерной лестнице и вырасти, к примеру, до руководителя отдела или занять какую-нибудь другую высокооплачиваемую должность. Это возможно в тех случаях, когда профессионализм самого сотрудника находится на должном уровне, а престиж предприятия, где он подвизается, ни у кого не вызывает сомнений.

Плюсы и минусы профессии оператор можно перечислять долго, упомянем о некоторых недостатках:

  • сидячее положение в одной позе на протяжении целого дня утомляет и приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата;
  • монитор, за которым работает оператор, заставляет утомляться глаза;
  • за ошибки, даже непреднамеренные, приведшие к ущербу, трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность.

Рядовой оператор к тому же не может похвастаться высоким уровнем доходов. Обычно его зарплата не превышает зарплату кассира в супермаркете. Безусловно, при таком раскладе оператор не сможет позволить себе расслабляться, покупать дорогие автомобили, роскошно жить и питаться. В семье, где оба супруга работают операторами, планировать дорогое обучение для детей не принято — не тот размах.

В этой статье мы рассмотрели, оператор кто это такой, чем он занимается и какими качествами необходимо обладать, чтобы получить эту должность. Стать оператором в принципе может любой человек, достаточно лишь закончить трехмесячные курсы.

Spread the love

Степень: Кинооператор. Педагог Телеоператор. Педагог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Профессиональная деятельность кинооператора представляет собой синтез творческой составляющей фильма или постановки с его техническими аспектами. Специалисты данного направления в буквальном смысле рисуют высокохудожественное произведение посредством света, осветительных приборов. Развитие науки и техники приводит к появлению и широкому использованию в кинематографе современного оборудования, оперирование которыми входит в задачи целой команды, а управление этой командой, в свою очередь, является главной задачей кинооператора. Именно он решает, что показать в следующем кадре, он же решает и каким образом это сделать. Применяя в своей работе достижения отечественного и мирового кинематографа, вырабатывая свой собственный, уникальный и неповторимый стиль, кинооператор становится настоящим художником фильма, создавая образ постановки, обеспечивая единство сцен и кинокадров, оформляя внутренне содержание дискурса и выгодно оттеняя игру актеров.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.

Обучение режиссуре

Студенты МШНК выполняют около пятидесяти разных съемочных заданий. Есть задания «Парень встречает девушку» или «Человек идет на убийство»: здесь нужно поймать страсть, увлеченность или напряжение. Есть задание «Переснять сцену из фильма». Студенты снимают одну из сцен из существующих фильмов, например Вендерса или Фассбиндера. Есть пластические задания «Пространство», «Композиция» и многие другие. Есть множество заданий на контактные сцены, где взаимодействуют (ведут диалог) два человека и более. Есть задание «Открывающая сцена» — нужно снять сцену, которая вводит в фильм.

Книги, которые стоит прочитать начинающему (и не только начинающему) режиссеру

  • Андрей Тарковский. «Лекции по кинорежиссуре»

  • Андрей Тарковский. «Запечатленное время»

  • Пьер Паоло Пазолини. «Поэтическое кино»

  • Зигфрид Кракауэр. «Природа фильма»

  • Робер Брессон. «Заметки о кинематографе»

  • Пол Шредер. «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер»

  • Ингмар Бергман. «Картины»

  • Вим Вендерс. «Логика изображения»

  • «Кино Италии. Неореализм. 1939–1961»

  • Александр Клюге. «Хроника чувств»

  • «Антониони об Антониони»

  • «Бунюэль о Бунюэле»

  • Сатьяджит Рей. «Наши фильмы, их фильмы»

  • Люк Дарденн. «За спинами наших картин»

  • «Герман» (сост. Л. Аркус)

Профессии в театре: список

Профессии театра и кино во многом схожи, но театральное искусство имеет свою специфику:

  1. В театре отсутствует продюсер, его роль выполняют директор и художественный руководитель.
  2. Режиссёр театра уделяет много времени репетициям, особенно при подготовке нового спектакля.
  3. Для фильмов обычно ищут свежие оригинальные сценарии, в театре сценаристы часто занимаются адаптацией классики.
  4. Театральные актёры и актрисы должны играть более эмоционально, чтобы весь зрительный зал поверили разыгрываемой истории.
  5. Осветители выполняют ту же задачу, что и в кино: подбирают оптимально освещение для разных сцен.
  6. В театральных спектаклях, как правило, не бывает сложных трюков, поэтому в каскадёрах тоже нет надобности.
  7. Костюмеры и гримёры, как и при киносъёмках, создают образы для актёров с помощью костюмов и визажа.
  8. Роль кинокомпозитора в театре обычно выполняет музыкальный редактор: он подбирает музыкальное сопровождение спектакля.

Оператор, монтажёр, специалист по спец.эффектам в театре отсутствуют. Зато работают хореографы (занимаются постановкой танцевальных сцен) и бутафоры (отвечают за изготовление декораций).

Теперь вы знаете, что профессии работников театра и кино. Сделать карьеру в этой отрасли в России легче с дипломом профильного вуза или колледжа. А учиться там на отлично помогут специалисты студенческого сервиса.

Януш Каминский

Польский кинооператор, обладатель двух «Оскаров». Снял последнее черно-белое кино, получившее статуэтку за операторскую работу.

Родился в 1959 году. С 1981 года живет в Америке. С 1982 года учился в Колумбийском колледже вместе с Мауро Фиоре. После окончания перевелся в Консерваторию института кинематографии Америки.

Его первая операторская работа в кино — «Мрачные сказки прерий». Первый и единственный фильм режиссера Уэйна Коу, снятый в 1990 году.

С 1993 года сотрудничает со Стивеном Спилбергом. Вместе они сняли два фильма, за которые Януш получил «Оскар» — «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Примеры работ:

  • «Линкольн»;
  • «Мюнхен»;
  • «Терминал»;
  • «Приколисты»;
  • «Судья».

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Гримеры, визажисты, стилисты, декораторы

Считается, что перечень этих специальностей больше подходит для женщин – без исключения все любят себя украшать, но и мужчины в списке визажистов и стилистов уже отнюдь не редкость – их имена давно на слуху.

Каждой из этих профессий стоит уделить внимание:

  1. Гример. Здесь следует разделять, что художник-гример – руководитель процесса, который составляет план действий кого и как гримировать, контролирует работу, а вот непосредственно гример занимается париками, если необходимо старит героев, создает эффект ран, увечий. Согласно статистическим данным https://russia.trud.com в регионах больше всего зарабатывают гримеры Республики Татарстан – 45 тыс. р., минимум – порядка 17-18 тыс. платят в Новосибирской и Ярославской области.
  2. Визажист. Профессионал в области макияжа. Должен знать и применять основы анатомии, разбираться в косметологии, понимать, что такое рисунок и живопись.
  3. Декоратор. Главная задача создавать художественное решение фильма через оформление интерьеров и помещений.
  4. Стилист. В отличие от художника по костюмам, не изготавливают все элементы под каждого героя, а создает образ из уже готовых предметов одежды – формирует единый пазл, добавляя аксессуары и обувь.

Несколько моих знакомых студенток подрабатывает визажистами, ведь, чтобы начать зарабатывать, достаточно пройти базовый курс по основам макияжа за 20-60 тыс. и сделать себе в качестве примера небольшое портфолио.

Вакансий много, съемочные процессы идут повсеместно. Что касается крупных городов, средний доход визажиста составляет порядка 40-45 тысяч руб.

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

  • камеры (как ручные, так и подвижные);
  • операторские тележки;
  • оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Профессия: кинооператор

Впрочем, Анатолий Головня сумел лишний раз убедить меня в том, что мастера кино предшествующих нам поколений гораздо глубже смотрели на это искусство. Эйзенштейн, Пудовкин, Юткевич, Козинцев, Головня — все они берут дальний прицел, стараясь поднимать вопросы не только технические и ремесленные, но и смысловые, сущностные.

Когда я думаю об их уровне мышления, мне неизменно в голову приходит фраза немецкого философа Освальда Шпенглера:

Сегодня зачастую мы слишком сильно заняты проблемой успешности, моды, самолюбования, чтобы задуматься о сверхзадаче, о собственной художественной культуре.

Вот, например, что пишет Головня преемственности этой самой культуры:

Боюсь, это чрезвычайно актуальная мысль для российской кинематографии с её самозабвенным отрицанием всего своего, а уж тем более советского. Доходит до того, что Сергея Эйзенштейна и Дзигу Вертова лучше знают и любят за границей, чем на Родине.

Отдельное замечание делает автор «Мастерства кинооператора» и по поводу использования визуальных приёмов при съёмке:

 Полагаю, иной молодой кинооператор или режиссёр нередко в своей практике забывается и влюбляется в лихо придуманное решение, напрочь забыв задуматься о том, насколько оно органично будет выглядеть в рамках конкретного кинопроизведения. Всё чаще получает своё распространение дилетантское «Будет красиво!».

Также в книге затронута очень важная проблема, с которой мне лично приходилось пару раз сталкиваться – том, как кинооператор относится к артисту в кадре:

Теперь далеко не все это понимают. Как часто приходиться видеть кинематографистов, воспринимающих своих артистов лишь как болванчиков, деревянных истуканов, которых можно с лёгкостью таскать туда-сюда просто в качестве детали интерьера. В то время как актёр — и есть сердце фильма, его чувство, его эмоция. Понимание ценности артиста в кадре является чуть ли не обязательным условием для постановки хорошего кино. По крайней мере, с моей точки зрения.

Нашлись у «Мастерства кинооператора» и некоторые недостатки, хоть все они и обусловлены эпохой, в которую написана книга.

Один из них — это активные ссылки на марксизм-ленинизм и упоминания соцреализма. С некоторого времени наука СССР во всех сферах обрела нечто вроде обязательной к использованию терминологии, потому любой труд так или иначе в некоторых местах обязан был ссылаться на Маркса, Энгельса или Ленина (в эпоху товарища Сталина, ещё и на него).

Не знаю, искренне или нет Головня использует подобную терминологию, но мне показалось её применение неорганичным, выбивающимся из общего ровного профессионально-публицистического стиля. Упор на социалистический реализм тоже выглядит формальным, потому как восхваление этого стиля будто «врезано» в текст.

Второй момент даже нельзя назвать как таковым недостатком, скорее архаичностью. Я имею в виду большую концентрацию внимания автора на технологических вопросах проявки, печати копий, негатива и позитива и т.д. И это неудивительно, ведь в 65-м году весь кинематограф был основан на плёночной технологии, и ни о какой цифре ещё не могло быть даже речи. Однако сегодня, когда большинство крупных киностудий перешли на цифровой формат, а независимое кино тем более, акцент на плёночных сложностях смотрится неактуально.

Разумеется, я не охватил и малой толики того, что пишет Анатолий Головня в книге «Мастерство кинооператора». В мои задачи входило донести до читателя информацию о том, что эта книга существует, и что она действительно полезна для любого, кто собирается попрактиковаться в кинематографическом ремесле.

К тому же, она являет собой отличный пример высокой профессиональной культуры, столь малозаметной в последнее время в отечественном кино, и о которой, тем не менее, нам ни в коем случае нельзя забывать.

Направление: Творческие профессии

Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который обычно находится в тени славы режиссера, в то время как проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.

Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.

Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом. Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. Хорошо зная примеры из классики истории кино, живописи и художественной фотографии, а также выработав свой собственный художественный почерк, кинооператор отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им, ведь иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности. В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении, красивый эффект света луны, когда за окном день. А чего стоят одни только ночные съемки, когда ни в коем случае не нарушая впечатления кромешной тьмы, задуманной по сценарию, необходимо отделить киногероев от фона и, кроме того, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться, что за кадром, который он видит, находится огромное количество всяких приборов и ухищрений, он должен думать, что вся красота, происходящая перед его глазами, естественна и все так и было на самом деле.

Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции

На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины. Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Эммануэль Любецки

Мексиканец Эммануэль Любецки – один из немногих операторов, чью фамилию называют рядом с именем режиссера в рекламных кампаниях, обладатель трех «Оскаров» за операторскую работу. Его неспешные панорамные кадры в «Выжившем» дают почувствовать манящий и страшный простор дикого американского Среднего Запада. Снятые с рук долгие сцены без склеек в лентах «Бердмэн» и «Дитя человеческое» помещают зрителя в центр происходящего, почти физически сближая его с главным героем. Неловкая близость и вселенский простор эффектно сменяют друг друга в «Древе жизни» Терренса Малика, вторя замыслу режиссера изобразить многообразие человеческого существования через истории отдельных людей

Стиль Любецки никогда не оттягивает зрительское внимание, дополняя и усиливая магистральную идею картины

Оплата труда

Важные качества

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Знания и навыки

Профессия кинооператора требует специализированных знаний в индустрии кино, это, конечно же, умение обращаться с кинокамерой, осветительными приборами, а также отлично понимать в теории и на практике как работает свет, какие световые и текстурные эффекты можно применить для создания художественного образа фильма, как выразить настроение героев, как выделить с помощью световой композиции кадра главное и второстепенное. Он также знает как осуществляется монтаж кадров и какой материал необходимо отснять для каждой сцены. Кроме того, кинооператор знает историю кино и художественной фотографии, а также ему не обойтись без знаний из области истории живописи, которые помогают ему найти свой почерк в создании общей характерной композиции кинофильма.

Автор — Светлана Коровина.

Телеоператор

Телеоператор – человек, который чувствует и передает изображение зрителю. Именно он выбирает и представляет самые интересные материалы для аудитории. Профессия кинооператор охватывает широкий спектр программ: новости и спортивные события, документальные фильмы, телесериалы, студийные программы и даже музыкальные клипы.

Этот профессионал несет ответственность за запись различных эпизодов с помощью видеокамеры для телевизионных программ или фильмов. Оператор может работать с цифровыми, электронными или пленочными камерами в самых разных условиях. Иногда это находится внутри студии, а иногда и на открытом воздухе, в зависимости от программы.

Данная профессия имеет широкий круг обязанностей. Телеоператор работает в команде с режиссером и корреспондентом, чтобы определить максимально точное видение картинки. Но случаются ситуации, в которых оператору приходится справляться самостоятельно, поэтому здесь необходимо тщательно отработанное мастерство

Креативность, хорошие визуальные навыки, внимание к деталям – все это позволяет стать профи в своем деле

Специалисту необходимо самостоятельно осуществлять сборку и настройку оборудования, планирование различных ракурсов, решать проблемы, связанные с техническими или практическими вопросами. Оператор является достоянием любого телевизионного или кино-проекта, поскольку его усилия часто могут быть ключом к успеху. Оператор должен быть очень внимателен к деталям и способен действовать быстро и эффективно.

Курс операторского мастерства в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино» помогает приобрести профессиональные знания, либо улучшить уже имеющиеся. На лекциях и практических занятиях учащиеся знакомятся с такими техническими аспектами, как составление кадра, движение камеры и работа с освещением.

Также, в процессе обучения присутствует стажировка. Операторам необходимо будет экспериментировать и использовать полученный опыт в условиях, максимально близким к реальным ситуациям. Обучающиеся будут развивать свои навыки на всех крупных телевизионных и кино-студий под чутким наблюдением профессионалов.

Отличительная особенность высших операторских курсов заключается в том, что на всех занятиях учащиеся проходят практику с профессиональной техникой последней модели, что позволяет обучению идти в ногу со временем.

По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.

Условия поступления

Воплощая в жизнь замыслы режиссера и сценариста, специалисты данного профиля используют различные композиции фактуры, света и цвета кадра, находя креативные решения каждой отдельной сцены и достигая ее максимальной экспрессивности. Профессия кинооператора не любит случайных людей и наличие/ отсутствие у абитуриента того особого художественного вкуса, творческих способностей, позволяющих находить оптимальное решение оформления каждой сцены выявляется уже на этапе сдачи вступительных испытаний, в качестве которых выступают следующие:

  • русский язык;
  • физика;
  • литература (профильный).

Приоритетным экзаменом, от результатов которого во многом будет зависеть зачисление Вас на обучения, выступает творческий экзамен по фотосъёмке, а также собеседование, направленное на выявление общего культурного уровня абитуриента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector