Задание 16 егэ по русскому языку 2019-2020. теория и практика
Содержание:
- Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- ↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
- Как правильно выполнить задание 9: алгоритм
- Разбор 9 задания: теория и практика
- 9-15
- ↑ Теория. Типы речевых ошибок.
- Как рассчитываются баллы?
- Структура ЕГЭ по русскому языку
- Задание 11
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- 27
- 1-3
- Вспомогательный краткий конспект
- ↑ Список наречий меры и степени
- Как переводить первичные баллы в тестовые?
- 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- Изменения в Задании №16
- 8
- 4-7
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например:
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
Как правильно выполнить задание 9: алгоритм
Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому производится в соответствии со следующим алгоритмом:
Отметить, что нужно искать.
Сразу отмечать корни: иногда знакомая комбинация букв может входить в состав морфемы на другое правило (например, отвар — похоже на -твар-/-твор-, но корнем будет в слове -вар-, а от- — приставкой).
Сразу исключать ряд, в котором попадается не подходящее под задание слово. Это поможет сократить время на выполнение КИМ-а
Чтобы облегчить себе задачу, можно сразу пометить все чередования.
Если необходимо найти безударные, то требуется обратить внимание на все гласные, на которые не падает ударение и которые находятся в корне. Если хоть одна из них попадает под правило (проверяется или не проверяется), то слово и ряд не исключается.
Разбор 9 задания: теория и практика
Для того чтобы набрать максимум на экзамене, необходимо разобраться, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому. Начать нужно с изучения теоретической информации, в первую очередь основ морфемики и основных чередующихся гласных.
Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания. При этом, стоит учесть, что с помощью окончания образовывается иная форма слова, а с помощью приставок и суффиксов — другое слово.
Помимо стандартного чередования, не стоит забывать о -и-/-а-(-я-): прижимать — прижать, принимать — принять.
Чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, требуется практика. Лучше использовать новые номера. Например, здесь требуется найти чередование:
- возложить, понимание, собираться
- перила, скачать, поплавок
- расстилать, сжимать, вытирать
- отраслевой, новостной, отмерять
- изложение, озарять, отменить
Сразу стоит обратить внимание на то, что проверяется, а далее рассматривается каждое слово отдельно:
- возложить — -лож-/-лаг- (ЧГ, возлагать),
- понимание — -поним-/-поня- (ЧГ, понять),
- собираться — -бир-/-бер- (ЧГ, соберусь);
- поплавок — -плав-/-плов- (ЧГ, пловчихи),
- перила — НГ в -перил-,
- скачать — ПГ в -скач- (скачивание);
- расстилать — -стел-/-стил- (ЧГ, расстелить),
- сжимать — -жим-/-жа (ЧГ, сжать),
- вытирать — -тир-/-тер (ЧГ, вытереть);
- отраслевой — ПГ (отрасль) и НГ в -отрасл-,
- новостной — ПГ (новость) и НГ в -новост-,
- отмерять — омоним, ПГ в -мер- (мера);
- изложение — -лож-/-лаг- (ЧГ, излагать),
- озарять — -зар-/-зор- (ЧГ, зори),
- отменить — ПГ в -мен- (отмена).
Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому показывает, что в этом номере правильным ответом будет 13. Чтобы понять, как проводить такой разбор и как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно знать алгоритм.
9-15
Здесь проверяется, помнят ли выпускники различные правила орфографии. Эти вопросы оцениваются 1 баллом.
9 задание оценивает умение правильно писать безударные и чередующиеся гласные. Проще всего это задание выполнять методом исключения, начиная именно с последних. Чередований в русском языке гораздо меньше, чем словарных слов. Расставив во всех чередованиях буквы, Вы убедитесь, что некоторые варианты отпадут, а словарные слова в этом номере несложные, поэтому вы обязательно справитесь.
10 номер проверяет знание правописания приставок. Что здесь точно будет – приставки «пре» и «при», а также приставки в слове, корень которого начинается на «и». Надежнее всего – повторить это простое правило и исключения, их не так много.
11 задание – правописание суффиксов
Особое внимание надо обратить на «о», «е» и «ё» после шипящих, а также на суффиксы наречий
12 вопрос проверяет умение спрягать глаголы и ставить нужное окончание в зависимости от спряжения. Также стоит повторить исключения из правил (брить, стелить как глаголы I спряжения; смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать как глаголы II спряжения).
13 номер – одно из нелюбимых заданий, потому что проблема с написанием «не» есть в любом возрасте, даже через много лет после школы. Здесь также можно использовать метод исключения. Прочитав в задании точную формулировку того, какое именно слово надо выделить (слитно или раздельно написанное), найти среди предложенных вариантов те, которые пишутся точно слитно (не употребляются без «не») или точно раздельно (глаголы и деепричастия). Это значительно сузит круг поиска.
14 задание проверяет, различает ли сдающий приставку и предлог (чаще всего это касается написания наречий). Помочь может то, что даны два слова. Если не уверены в написании одного – проверяйте второе, может быть, на его основе можно отмести этот вариант ответа. Помочь в выполнении может то, что при раздельном написании между словами можно поставить еще одно слово или опустить второе.
15 вопрос также часто не нравится многим, так как выбор одной или двух «н» — тяжелое испытание. И тут действует все тот же метод исключения: выбирайте сначала самые простые для себя случаи и исключайте их (или наоборот, записывайте как один из ответов), так рассматривайте каждое слово.
Чтобы быстро и качественно подготовиться к этим заданиям, нужно повторить все те правила и исключения, которые спрашиваются на экзамене. Их здесь немного, поэтому все уместится в небольшую шпаргалку, которая поможет оперативно справляться с заданиями в процессе подготовки. На экзамен ее лучше не брать (от греха подальше), ведь человек довольно скоро запоминает то, с чем сталкивается регулярно, и Вы точно запомните правила, если будете время от времени обращаться к шпаргалке, написанной собственной рукой.
↑ Теория. Типы речевых ошибок.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки |
Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов:Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости:
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок:
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
задание 5 ЕГЭ
Как рассчитываются баллы?
За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий №8 и №26) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
В каких заданиях имеет значение порядок ответов
-
№8 — за каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу
- 5 баллов: нет ошибок
- 4 балла: допущена одна ошибка
- 3 балла: допущено две ошибки
- 2 балла: верно указаны две цифры
- 1 балл: верно указана только одна цифра
- 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие
-
№26 — верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу
- 4 балла: нет ошибок
- 3 балла: допущена одна ошибка
- 2 балла: допущено две ошибки
- 1 балл: верно указана только одна цифра
- 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие
Таблица распределения заданий по видам работы с языковым материалом
Вид работы с языковым материалом | Количество заданий (№ заданий) | Максимальный первичный балл | Максимальный тестовый балл |
Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений | 15 (№4–20) | 21 | 36 |
Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте | 12 (№1–3, №21–26) | 12 | 21 |
Работа над письменным монологическим высказыванием | 1 (№27) | 25 | 43 |
Итого | 27 | 58 | 100 |
Структура ЕГЭ по русскому языку
Экзамен состоит из 27 заданий, на выполнение которых даётся 210 минут: 24 вопроса относятся к базовому уровню сложности, а 3 — к повышенному. На ЕГЭ проверяется знание норм орфографии и пунктуации, лексики и фразеологии, а также умение работать с текстом.
За выполнение всех заданий можно получить максимум 59 первичных баллов, которые будут переведены в стобалльную систему. За самое сложное задание — сочинение — можно получить максимум 25 первичных баллов. Для получения аттестата за все задания необходимо набрать минимум 36 баллов. Допуском к Единому государственному экзамену является «зачёт» за декабрьское итоговое сочинение.
Задание 11
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый Ответ:____________________
Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.
Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-
- Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
- В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку
- Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
27
Сочинение по тексту дает значительную часть баллов (24 из 58), поэтому их стоит писать в большом количестве. Все задания ЕГЭ требуют практики и самых элементарных знаний. Даже сочинение не требует особенных творческих способностей. Всего лишь соблюдения плана и следование критериям. Здесь Многомудрый Литрекон подробно описал, как написать сочинение на ЕГЭ. Вы найдете новый план, пример и рекомендации педагогов по оформлению и содержанию работы. А еще рекомендуем Вам обратиться к статье, где обозначены все критерии оценки задания 27.
Примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку перед Вами:
- Проблема ревности
- Проблема войны
- Проблема лицемерия
- Проблема патриотизма
- Проблема равнодушия
ЕГЭ пугают школьников с первого класса. Однако анализ ЕГЭ по русскому языку показал, что бояться этой неприятной, но преодолимой ситуации не стоит. Практика – залог успеха на экзамене. Даже если у вас технический склад ума, то помните главное правило: качество знаний увеличивается прямо пропорционально количеству выполненных заданий. Удачи!
1-3
Задания этой группы привязаны к небольшому тексту. Они достаточно просты и требуют всего лишь внимательного прочтения заданных нескольких предложений. Все вопросы оцениваются 1 баллом.
В задании 1 это определение истинности трех высказываний о тексте. Как готовиться? Чтобы уметь определить суть текста, необходимо научиться размышлять над прочитанным. Этот навык приходит на практике, поэтому пробуйте формулировать главные мысли обильных постов в любимом паблике, журналистских и блогерских материалов. Это помогает чувствовать себя уверенно в работе с информацией и безошибочно в ней ориентироваться.
В номере 2 нужно сделать выбор пропущенной частицы по смыслу. Чтобы осуществлять эту операцию на автомате, больше читайте. Комментарии под мемами вряд ли подойдут, но вот информационные материалы об интересующей Вас сфере – вполне. Есть много полезных и грамотных блогов о красоте, здоровье, литературе, технике, компьютерных играх и т.д.
В 3 вопросе нужно выбрать подходящий вариант значения слова в тексте (именно в тексте, нельзя забывать об этом факте). Активный читатель вообще не считает этот пункт за задание. Если Вы чувствуете родной язык, проблем с выполнением не возникнет. Как научиться этому? Откройте для себя мир чтения, и Вы увидите, что понимание значения слова придет само собой. Ну и регулярная работа с подобными задачами тоже сделает свое дело.
Вспомогательный краткий конспект
ПРИСТАВКА
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка выделяется
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.
ПРИСТАВКИ НА З(С)
В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться
Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать
Надо запомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу. Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З. Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд. Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.
Приставки ПРЕ-/ПРИ-
Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.
Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать. 6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:
Надо запомнить:
Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.
ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:
играть – подыграть, разыграть, сыграть искать – отыскать, подыскать, разыскать.
Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь. Надо запомнить: взимать.
После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.
После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.
СУФФИКС
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс обозначается острой крышечкой
Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.
Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.
↑ Список наречий меры и степени
Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.
Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.
Как переводить первичные баллы в тестовые?
Первичный балл | Тестовый балл | Первичный балл | Тестовый балл |
30 | 54 | ||
1 | 3 | 31 | 55 |
2 | 5 | 32 | 56 |
3 | 8 | 33 | 57 |
4 | 10 | 34 | 59 |
5 | 12 | 35 | 60 |
6 | 15 | 36 | 61 |
7 | 17 | 37 | 62 |
8 | 20 | 38 | 64 |
9 | 22 | 39 | 65 |
10 | 24 | 40 | 66 |
11 | 26 | 41 | 67 |
12 | 28 | 42 | 69 |
13 | 30 | 43 | 70 |
14 | 32 | 44 | 71 |
15 | 34 | 45 | 72 |
16 | 36 | 46 | 73 |
17 | 38 | 47 | 76 |
18 | 39 | 48 | 78 |
19 | 40 | 49 | 80 |
20 | 41 | 50 | 82 |
21 | 43 | 51 | 84 |
22 | 44 | 52 | 86 |
23 | 45 | 53 | 88 |
24 | 46 | 54 | 90 |
25 | 48 | 55 | 93 |
26 | 49 | 56 | 95 |
27 | 50 | 57 | 97 |
28 | 51 | 58 | 99 |
29 | 53 | 59 | 100 |
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на ЕГЭ по русскому языку
1 | Различные виды анализа | |
1.1 | Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов | |
1.2 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | |
1.3 | Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм | |
1.4 | Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов | |
1.5 | Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов | |
2 | Чтение | |
2.1 | Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи | |
2.2 | Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | |
2.3 | Владеть основными приемами информационной переработки письменного текста | |
3 | Письмо | |
3.1 | Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст | |
3.2 | Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка | |
3.3 | Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
3.4 | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем | |
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, непроверяемые на едином государственном экзамене | ||
4 | Знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык; язык межнационального общения | |
5 | Знать сходства и различия фонетической, лексической и грамматической систем русского и родного языков, речевого этикета русского народа и других народов России | |
6 | Осознавать национальное своеобразие русского языка | |
7 | Вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации | |
8 | Переводить с родного языка на русский тексты разных типов |
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
Изменения в Задании №16
Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.
Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:
- в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
- во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
- в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
- в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
- в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».
Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.
8
Задание оценивается 5 баллами, в нем требуется сделать то, что большинство так любит – найти чужие ошибки
Здесь следует обратить внимание на сочетаемость слов внутри предложения. Чаще всего требуется знать, что причастный оборот должен сочетаться с определяемым словом по числу и падежу, деепричастный должен относиться к глаголу, названия в кавычках (их называют несогласованными приложениями) могут склоняться только без определяющего их слова (то есть нужно говорить «на картине «Грачи» А
К. Саврасова» и «на «Грачах» А. К. Саврасова»).
Наиболее сложные места для себя можно выявить и проработать, решая множество заданий этого типа. Регулярное чтение также поможет заметить проблему, ведь правильность деепричастного оборота может определить и тот, кто вообще не знает правила, зато чувствует родной язык и мыслит логически. Согласитесь, ведь очевидно, что здесь ошибка: «Снимая кепку, его голова обнажилась». Получается, что кепку снимала голова, а это абсурд. Таким образом, чтобы найти недочет, спрашивайте себя, кто совершил дополнительное действие, к чему обращено причастие и т.д.
4-7
Эти задания между собой не связаны, но в каждом из них нужно выбирать ошибочный вариант. Все вопросы оцениваются 1 баллом.
Номер 4 проверяет знание ударений (если это вызывает сложности, поможет орфоэпический словарь). Нельзя забывать, что выписывать надо именно неверный вариант в той форме, в которой он представлен в словосочетании.
5 задание проверяет знание паронимов (в помощь для этого соответствующий словарь)
Обратите внимание: здесь нужно заменить неверный пароним правильным (нестерпимый)
6 номер также направлен на знание лексики, здесь требуется исключить лишнее слово. Чтобы это сделать, нужно внимательно прочитать предложение, подумать над значением каждого слова. Где-то значения соседних слов могут совпадать, то есть одно из них является лишним.
7 задание проверяет умения склонять и образовывать формы множественного числа. Самое главное, что нужно повторить для данного вопроса – склонение числительных, местоимений и существительных во множественном числе (особенно в родительном падеже).
Во всех случаях поможет постепенное освоение этого типа заданий и содержимого словарей. Возьмите за правило прорабатывать по 20-30 слов в день. Просто выпишите их и расставьте ударения правильно, или (в случае с паронимом) подберите правильную пару, выписав значения паронимов. То же самое можно проделывать со сложными числительными и местоимениями во множественном числе. Запомнить весь этот объем информации поможет простое упражнение: нужно сочинять предложения и фразы со словами, которые желательно запомнить, и употреблять их в переписке, беседе, словом, в повседневной жизни. Подготовка по заданиям – это не только «натаскивание» на демоверсиях, но и обретение реальных знаний, которые существенно обогатят Ваш культурный и образовательный багаж.