Критерии оценивания егэ 2019. структура егэ по русскому языку

Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.

Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для  самостоятельной подготовки к экзаменам, например:

  • Яндекс. ЕГЭ,
  • Решу ЕГЭ,
  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:

  • блок заданий с краткими ответами;
  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;
  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.

  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.
  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.
  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.
  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на онлайн-тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила правописания приставок или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».
  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Русский — «изи», сдаст любой!

Может ли сдать ЕГЭ по русскому обычный, в меру грамотный человек без специальной подготовки? Конечно, может. Его может сдать и тот, кто владеет русским языком хотя бы на слабую троечку. Это и есть базовый уровень — преодолеть порог в 40 тестовых баллов. Но вот сдать экзамен на высокий, профильный, уровень — 80 баллов и выше — далеко не просто. А уж получить 90+ или заветную «сотку» малограмотный троечник не сможет никогда. 

Оценить уровень сложности заданий под силу каждому — благо, тренажеров и сборников в интернете полно. Что, например, сложного в постановке ударений? Всего лишь нужно выучить около двухсот слов из орфоэпического словника, и никаких проблем. Это действительно несложно. При соответствующей подготовке. 

Здесь, в общем-то, примеры «простых» заданий ЕГЭ исчерпываются. Остальные задания требуют не только разносторонней теоретической подготовки, но и сформированных орфографических и пунктуационных умений, развитого на должном уровне языкового чутья, безупречного владения литературной нормой. 

Сыграть в «угадайку» не получится: неподготовленный ученик с неразвитой речью вообще не найдёт неверно использованный пароним, не говоря уже о том, чтобы подобрать нужный вариант взамен ошибочного. В процессе подготовки к ЕГЭ прорабатывается рекомендованный ФИПИ внушительный список паронимов, оттачивается умение распознавать речевую ошибку и исправлять ее (попробуйте «прокачать» этот навык самостоятельно, поработав с тренажером паронимов на сайте «Могу писать»).

Структура КИМов 2020 года

Экзаменационный билет ЕГЭ 2020 года по русскому языку состоит из 27 заданий, которые разделены на две части:

Часть

Кол-во заданий

Максимальный балл

Тип ответа

І

26 (с 1 по 26)

34

краткий (тесты)

ІІ

1 (27 задание)

24

развернутый (сочинение)

Выполнив правильно все задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ). Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый).

Это значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы

С запятыми все просто!

Возможно, кому-то лёгкими кажутся задания по пунктуации. Этот блок, кстати, тоже существенно усложнили в 2018 году, добавив задание, связанное с пунктуационным анализом предложений. Материал, подбираемый для других заданий, также далёк от примитивности.

Где-нибудь в школьном учебнике оговариваются подобные случаи? Нет. Каждый ли носитель русского языка распознает в слове «будучи» деепричастие? Тоже нет.

Вместе с тем школьники, приученные «вырезать» обособленный оборот из состава предложения, чтобы проверить правильность расстановки знаков, на экзамене оказались в патовой ситуации: в данном примере «вырезать» определение «склонным к анализу» не получится — фраза потеряет смысл. Несмотря на то что факультативность знака на месте цифры 2 была учтена составителями КИМов и в качестве правильных были засчитаны оба варианта ответа — 123 и 13, вывод напрашивается однозначный: включение подобных примеров в варианты реального ЕГЭ означает, что подготовка к экзамену не может ограничиваться рамками школьных учебников. Выпускник, претендующий на высокий балл, должен уверенно применять правила пунктуации, понимать внутренние синтаксические закономерности, быть в курсе актуальных научных проблем и дискуссий. Тогда подобные задания не заведут его в тупик и он не потратит драгоценное время на сомнения и метания, сбережет нервы. Может ли при грамотной подготовке к такого рода заданиям идти речь о «натаскивании на запятые»? Наверное, если считать глубокое погружение в теорию с последующей отработкой навыка — «натаскиванием»…

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора
  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..

Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

  • План
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише
  • Цитаты
  • Требования к оформлению
  • 10 важных советов при написании сочинения

Химия

Лия Менделеева, основатель онлайн-школы BuboUnicus, автор канала о ЕГЭ по химии на YouTube, популяризатор науки, преподаватель химии, Москва

Глобальных перемен я не вижу. Задание № 5 осталось практически неизменным, только теперь вещества — в табличке, а классы веществ вынесены списком. Принципиального отличия, кроме «подачи» задания, нет. 

Появился расчет по растворимости — теперь нужно лучше ориентироваться в pH. Лично для меня это в радость. За 6 лет работы с одинаковым материалом устаешь, а тут нужно пораскинуть мозгами, подумать, как лучше решать и как это доступно донести. 

Для учеников не вижу проблемы. Как правило, ребята начинают основательно готовится с 11 класса. А если и начали готовились раньше, то прекрасно! А пару новых задач за год разобрать уж точно можно.

Виктор Викторов, репетитор по химии

При должной подготовке никаких проблем у выпускников 2022 года возникнуть не должно. Адаптация учеников к новому формату не займет более одного-двух занятий. 

Однако стоит заметить, что суммарное количество баллов значительно уменьшилось — с 60 до 56, что может незначительно увеличить процент стобальников, и в то же время немного уменьшить средний балл остальных сдающих.

Изменения в Задании №16

Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.

Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:

  • в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
  • во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
  • в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
  • в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
  • в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».

Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.

Вторая часть

Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.  Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение

То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по четкому плану:

  • Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
  • Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
  • Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
  • Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
  • Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям.  Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.

Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее.  Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.

Начинайте готовиться, как можно раньше. Вы можете записаться на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, первое занятие бесплатное.

Материалы для подготовки

— Методическую помощь при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ:

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ-2022;
  • открытый банк заданий ЕГЭ;
  • навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

— Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников.

— ЕГЭ прошлых лет с 2015 года.

— Ютьюб-канал Рособрнадзора: видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2020–2021 годов.

— Тренажёры «Фоксфорда».

— Сборник «ЕГЭ-2022. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов». Цыбулько Ирина Петровна. Национальное образование, 2022.

Изображение на обложке: Orizon: UI/UX Design Agency / Dribbble

Ожидание результатов

Результаты экзамена станут доступны в установленные сроки на специальном ресурсе, посвященном ЕГЭ. Посмотреть их выпускник может самостоятельно. Если вы отслеживали свои результаты итогового декабрьского сочинения, то вы знакомы с системой получения результатов. Следует лишь в специальные поля на сайте ввести свои фамилию, имя и отчество, указать номер паспорта и выбрать свой регион из выпадающего списка. При правильности указанных данных происходит перенаправление на страницу выпускника. Там вы увидите все доступные результаты по сдаваемым предметам, включая результаты сочинения. 

В строке, посвященной русскому языку, вы сможете найти не только общее количество баллов, но и отсканированный бланк сочинения. Это позволит оценить выставленные за него баллы и в случае несогласия подать апелляцию.

Также результаты экзаменов можно узнать в своей школе у завуча или учителя-предметника (в нашем случае это учитель русского языка). Там же вам помогут и с апелляцией, если в ней есть необходимость.

Примерно так все и пройдет в день проведения экзаменов. Надеемся,  вы помните, что русский язык в расписании находится в числе первых. А если вы не выбирали ничего кроме обязательных экзаменов, то именно с русского языка и начнется ваша экзаменационная компания. Тогда вам точно не помешают знания процедуры проведения ЕГЭ. Мы работаем, чтобы вам было спокойнее на этом волнительном испытании. Пусть вас сопровождает успех на всех экзаменах!

Экзамены в Российской Федерации по закону 1992 года

После распада СССР российские выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам.

Девятиклассники писали обязательные экзамены в течение 4 часов, в 11 классе на математику отводилось 6 часов, на русский — 5.

Помимо выпускных экзаменов в школе старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. После «перестройки» 1991 года стали появляться негосударственные вузы, их число росло, и каждый институт, университет или академия проводили собственные вступительные испытания. Некоторые школы сотрудничали с вузами, и выпускные экзамены учеников засчитывались в качестве вступительных, но это было редкостью.

Для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников. Часто преимущественное право на зачисление отдавалось окончившим эти курсы. Университетские преподаватели подрабатывали репетиторами, натаскивая школьников на экзамены своего вуза. Нечестные сотрудники университетов умудрялись заранее раздобыть экзаменационные билеты и продать абитуриентам.

Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. Например, помимо школьной выпускной математики, ещё одну для поступления в педагогический вуз, и математику в другом формате — в технологический. В результате школьники испытывали чрезмерную интеллектуальную нагрузку в 10-11 классе, а родители часто отдавали последние деньги на подготовительные курсы и репетиторов.

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

В аудитории

До начала экзамена организаторы распечатывают контрольно-измерительные материалы на каждого участника, раздают их выпускникам. Затем проводится инструктаж по правилам поведения во время экзамена. Экзамен начинается с того момента, когда все участники заполнят бланки. Время начала и время окончания фиксируются на доске. Выпускники приступают к выполнению заданий. Разговаривать с другими участниками запрещается, как и нельзя передвигаться по аудитории. Помните, что вы имеете право выти из аудитории по разрешению организатора. За 30 минут, а затем за 5 до окончания экзамена организаторы напоминают о времени окончания испытания. Этим не стоит пренебрегать, иначе можно не успеть записать ответы в бланк.

Эффективная работа над сочинением

Отвечая на вопрос, как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, многие отвечают: «Решайте варианты!». Конечно, постоянная практика в решении тестов – это очень хорошо, однако такая стратегия не приведёт вас к 100 баллам. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку невозможна без написания сочинений. Ведь задание 27 с развернутым ответом может принести вам целых 24 балла! Секрет отличного экзаменационного сочинения прост: работа должна соответствовать определенной структуре. Разберём её.

Структура сочинения

В первом абзаце обозначьте главную проблему текста. Для того, чтобы определить её, задайте себе вопросы: «С какой целью автор написал этот текст? Какие вопросы его волновали?». Как бы продолжите фразу: «Автор хочет, чтобы читатели задумались о…». Помните, что проблема – это вопрос, над которым рассуждает писатель. Следовательно, это всегда нечто глобальное. Старайтесь подбирать абстрактные, общие понятия. Например, проблема отношения человека к природе, проблема исторической памяти, проблема эгоизма и т.д. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку станет продуктивнее, когда вы научитесь безошибочно определять проблемы текстов.

Во втором абзаце обязательно прокомментируйте проблему, проиллюстрировав её двумя примерами из текста. Выберете цитаты и эпизоды, которые подходят для доказательства, и напишите пояснения к ним. Ответьте на вопрос: «Как данный пример связан с проблемой текста?»

Важно, чтобы два аргумента не существовали отдельно друг от друга, а были связаны. Не забудьте указать на эту смысловую связь в сочинении!

Что писать в основной части сочинения ЕГЭ?

В третьем абзаце следует отразить позицию автора. Максимальный балл будет выставлен в том случае, если выпускник верно сформулировал её и не допустил фактических ошибок.

В четвёртом абзаце выскажите собственное мнение. Экзаменуемый должен обозначить согласие или несогласие с позицией автора, сформулировать тезис и обосновать его. В качестве аргументов можно привести примеры из художественной литературы и жизненного опыта

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не только про решение тестов и написание сочинений, важно читать литературные произведения и нарабатывать базу аргументов

Как следует закончить работу?

Пятый абзац – заключение. Подведите логический итог своим рассуждениям, проведите параллель со вступлением, снова вернитесь к проблеме текста.

Выводы

  1. В школе экзамен нужен, чтобы проверить качество подготовки выпускников. В вузе экзамен позволяет провести конкурсный отбор среди абитуриентов. ЕГЭ решает обе эти задачи сразу.
  2. И в царской России, и в Советском Союзе, и после «перестройки» выпускники сдавали экзамены. Отметки выставляли по пятибалльной системе, критерии были размытыми, сами проверяющие признавали, что оценивание субъективно.
  3. До введения ЕГЭ в российских вузах процветала коррупция: можно было поступить за деньги или вообще не попасть в вуз, если денег нет.
  4. Школьники из регионов имели меньше шансов стать студентами столичных вузов, ведь каждый вуз проводил собственный экзамен и готовили к нему тоже при вузе. ЕГЭ уравнивает возможности российских выпускников.
  5. Критики отмечают, что в ЕГЭ мало устных ответов, а сам экзамен не охватывает всю школьную программу.
  6. Система экзаменов постоянно меняется, одни вопросы убирают, другие добавляют. Возможно, в ЕГЭ по некоторым предметам через несколько лет будет больше устных заданий.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Всё для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021: комментарии, темы, аргументы, цитаты, литература

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Я и другие

Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».

Комментарий от ФИПИ

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

Комментарий от ФИПИ

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.

Комментарий от ФИПИ

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

  • Аргументы
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector