Задание 8 по русскому языку егэ 2022: теория
Содержание:
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- Корни с безударными проверяемыми гласными
- Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
- ↑ Формулировка 8 задания ЕГЭ
- ↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022
- Суффиксальные
- Знаки препинания в предложениях с вводными словами
- 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- ↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
- Корни с чередующимися гласными
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
- Смешанные
- Приставочные
- ↑ Теория. Типы речевых ошибок.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-
- Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
- В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку
- Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
- Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
- Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
- При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)
Например:
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например:
Например:
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
- Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
- Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
↑ Формулировка 8 задания ЕГЭ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ
Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. | |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемымБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) ошибка в построении предложения с однородными членамиГ) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомД) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед. |
А | Б | В | Г | Д |
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
-
к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
-
к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).
↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234
Суффиксальные
(смотрим на буквенные сочетания)
Н-ВЕНН
- Бедный — бедственный
- Безответны безответственный
- Благодарный — благодарственный
- Великий — величественный
- Единичный — единственный
- Искусный — искусственный
ЧЕСК-ЧН
- Артистический — артистичный
- Гармонический — гармоничный
- Демократический — Демократичный
- Дипломатичный — дипломатический
- Драматический -драматичный
- Иронический — ироничный
- Микроскопический — микроскопичный
- Органический — органичный
- Практический — практичный
- Публицистический — публицистичный
- Романтический — романтичный
- Сценический — сценичный
- Технический — техничный
- Фактический — фактичный
- Хищнический — хищный
- Экономический — экономичный — экономный
- Эстетический — эстетичный
- Этический — этичный
НН — СК
- Враждебный — вражеский
- Звериный — зверский
- Жизненный — житейский
- Зрительный — зрительский
- Изобретательный — изобретательский
- Популярный — популистский
- Просвещенный — просветительский
- Ритмичный — ритмический
- Соседний — соседский
- Конный — конский
ИСТ-Н
- Болотистый — болотный
- Глинистый — глиняный
- Каменистый — каменный
- Лесистый — лесной
Прил. на ТЕЛЬ
- Благотворительный — благотворный
- Сравнительный — сравнимый
- Унизительный — униженный
- Желательный — желанный
- Длительный — длинный
- Обвинительный — обвиненный
- Представительный — представительский
- Признательный — признанный
ТН
- Высокий — высотный
- Скрытый — скрытный
ОВОЙ — ЧН
- Вековой — вечный
- Звуковой — звучный
ОВАНН
- Гарантированный — гарантийный
- Лакированный — лаковый
ОСТН — Н
- Личностный — личный
- Целостный — цельный (целый)
Материал на — ЯН
- Костный — костяной
- Ледовый — ледяной
Существительные на — ОСТЬ
- Выгода — выгодность
- Наличие — наличность
- Гордыня — гордость
- Гуманизм — гуманность
- Раздражение — раздражительность
- Эффективность — эффектность
- Сопротивление — сопротивляемость
ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)
- Дождливый — дождевой
- Доверчивый — доверительный
- Неудачливый — неудачный
- Памятливый — памятный
- Удачливый — удачный
- Продуктивный — продуктовый
- Эффективный — эффектный
- Пугливый — пуганый
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Вводные слова – это слова, которые входят в состав предложения, но не вступают в грамматическую связь с членами предложения.
Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:
Различная степень уверенности
конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др. Чувства к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
Источник сообщения (кому оно принадлежит) по мнению, по словам, по сообщению и др. Порядок мыслей и их связь во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др
Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателей одним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
- Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
- Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
- Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
- При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
- Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
- Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом. Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
- якобы,
- словно,
- даже,
- едва ли,
- вдруг,
- буквально,
- будто,
- ведь,
- вряд ли,
- всё-таки,
- как раз,
- к тому же,
- по решению,
- по представлению,
- поэтому,
- вдобавок,
- в конечном счете,
- небось,
- как будто
Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):
Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.
Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций
Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции:
Мой рассказ, наверное, расстроил её.Мой рассказ расстроил её.Омонимичные слова нельзя опустить, они являются членами предложения:Было очевидно, что она нервничала.Озеро казалось бездонным.
Видеоразбор 18 задания ЕГЭ по русскому языку
- Решай задание 18 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительный материал:
Знаки препинания:
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- при обособленных определениях и обстоятельствах
- в сложноподчиненном предложении
- в сложных предложениях с разными видами связи
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
Корни с чередующимися гласными
Правило | Примеры / Исключения |
Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар- | |
Без ударения пишется буква -о- |
|
Корни -зор-/-зар- | |
Под ударением пишется -о- Без ударения пишется -а- | |
Корни -плав-/-плов- | |
Корень -плав- пишется во всех случаях |
|
Корни –лаг-/-лож | |
Перед -ж- пишется -о- перед -г- пишется -а- |
|
Корни -раст- / -ращ- / -рос- | |
Перед -ст- и -щ- пишется -а- В противном случае пишется -о- |
|
Корни -кас- / -кос- | |
В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н- В противном случае пишется -а- | |
Корни -скак- / -скоч- | |
Перед -к- пишется -а-, перед -ч- пишется -о- |
|
Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- | |
С суффиксом –а- пишется –и- |
|
В остальных случаях пишем -е- |
|
Корни -мок-,-моч-, -мак- | |
-мок-,-моч-: в словах со значением «(не)пропускать жидкость; менять свои качества при взаимодействии с водой»-мак-: в словах со значением «погружать в жидкость» | |
Корни -равн-/-ровн- | |
-равн-: пишется в словах со значением «равный, наравне, одинаковый»-ровн-: пишется в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» |
|
Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Типичные случаи нарушения синтаксических норм
-
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
благодаря (кому) другу вопреки (чему) ожиданию согласно (чему?) расписанию
по приездЕ в Казань по истечениИ срока по прибытиИ домой
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
- Нарушение согласования
-
Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
- сложносочиненные (состоят из равноправных частей)
- сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей)
- сложные предложения с разными видами связей
- Нарушение в построении предложения с обособленным определением
-
Неправильное употребление им. числительного Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
- Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
- Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
- Неправильное употребление местоимения.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
- Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
- Не должно быть избыточного использования союзов.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
- Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
- Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
- Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
- Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
- Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
- Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Смотри также:
- Морфологические нормы (образование форм слова)
- Лексические нормы
- Теория по заданиям ЕГЭ русского языка.
Смешанные
- Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
- Годичный — годовалый — годовой
- Гуманистический — гуманитарный — гуманный
- Деловитый — деловой — дельный — деляческий
- Действительный — действенный — действующий
- Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
- Дружный — дружественный — дружеский
- Информативный — информационный — информация — информированность
- Исходный — исходящий
- Красочный — крашеный — красящий
- Коренастый — коренной — корневой
- Комфортабельный — комфортный
- Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый
- Мороженый — морозильный — морозный
- Покупательный — покупательский — покупной
- Производительный — производственный — производительность
- Почтенный — почтительный — почетный
- Царский — царственный – царствующий
Практика ЕГЭ по русскому языку:
- решай 5 задание
- тренировочные варианты
Приставочные
(в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред)
- Вдох — вздох
- Выбирая — избирая
- Выдача — отдача — передача — раздача
- Выплата — оплата — плата — уплата
- Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить
- Вырастить — нарастить — отрастить
- Выращивание — наращивание — отращивание
- Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить
- Занизить — понизить — снизить
- Заплатить — оплатить
- Заполнить — наполнить — переполнить
- Заполнен — наполнен — переполнен
- Надеть — одеть
- Напоминание — упоминание
- Обрывок — отрывок
- Обхватить — охватить
- Ограничить — отграничить — разграничить
- Оклик — отклик Отклонение — уклонение
- Отклоняться — уклоняться
- Отличать(-ся) — различать(-ся)
- Отличие — различие
- Перетерпеть — претерпеть
- Предоставить — представить
↑ Теория. Типы речевых ошибок.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки |
Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов:Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости:
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок:
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
задание 5 ЕГЭ