Судоводитель: плюсы и минусы профессии

Введение в специальность судовождение

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Основной образовательной программой по специальности 26.05.05 «Судовождение». Представлен материал, позволяющий будущему судоводителю познакомиться с особенностями выбранной профессии, ее прошлым и настоящим, особенностями обучения в Университете, последующем профессиональном становлении и росте.

Введение Глава 1 МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Роль морского транспорта в развитии мировой экономики 1.2. География мировых морских перевозок 1.3. Место морского транспорта в транспортной системе Российской Федерации Глава 2 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ СУДОСТРОЕНИЯ И МОРЕПЛАВАНИЯ 2.1. Основные этапы мировой истории судостроения 2.2. Современное гражданское судостроение и основные типы судов 2.3. Краткая история мореплавания Глава 3 ИСТОРИЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3.1. История высшего образования в России 3.2. Структура высшего образования в РФ. Нормативная база 3.3. Морское образование. Морские учебные заведения РФ Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 4.1. Общие положения. Права и обязанности студентов (курсантов) . 4.2. Организация сдачи зачетов и экзаменов 4.3. Обучение в вузе, учебная нагрузка студентов (курсантов) Глава 5 ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 5.1. Историческая справка об Университете 5.2. Правила внутреннего распорядка обучающихся в Университете 5.3. Положение о курсантах Университета и правилах внутреннего распорядка Глава 6 СТРУКТУРА И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИИ СУДОВОДИТЕЛЯ 6.1. Структура специальности 26.05.05 «Судовождение» 6.2. Составляющие профессии судоводителя 6.3. Понятие о дипломировании членов экипажей судов Российской Федерации 6.4. Должностные обязанности третьего помощника капитана и вахтенного помощника капитана Глава 7 ДИСЦИПЛИНЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СУДОВОДИТЕЛЯ 7.1. Судовождение как наука 7.2. Дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла 7.3. Дисциплины математического и естественнонаучного цикла, их роль и значение 7.4. Дисциплины профессионального цикла, их задачи и взаимосвязь Глава 8 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МОРЕПЛАВАНИИ 8.1. Главные международные конвенции по судоходству 8.2. Международные организации — участники подготовки международных конвенций по безопасности мореплавания Глава 9 ПОНЯТИЕ О ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ СУДОВОЖДЕНИЯ 9.1. Требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) к составу навигационного оборудования судна 9.2. Приборы для определения направлений в море 9.3. Приборы для измерения глубины 9.4. Приборы для измерения скорости и пройденного судном расстояния 9.5. Радионавигационные (радиотехнические) средства и автоматизированные комплексы судовождения Заключение Список литературы

Какими бывают морские профессии

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей. 

Для тех, кто хочет ходить по морю: 

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше. 
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.  
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей. 
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей. 
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей. 
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей. 
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса. 

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.  

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:  

Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов.  Средняя зарплата инженера-судостроителя 75  000 рублей. 

Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне

В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45  000 рублей. 

Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке

Средняя зарплата слесаря-механика – 75  000 рублей. 

Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100  000 рублей. 

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.  

Капитан корабля – это почти ТОП-менеджер, только сильнее, выше, быстрее

Профессиональная траектория

Профессиональные кластеры Морская техника и транспортные средства Профессиограмма «(Судовождение)»

Основные виды деятельности

производственно-технологическая Управление судном и его эксплуатация, погрузочно-разгрузочные операции; эксплуатация технических средств судовождения, палубных и других механизмов; ведение штурманской и другой судовой документации;

организационно-управленческая Организация работы коллектива исполнителей; выбор и планирование оптимальных маршрутов перехода в зависимости от конкретно обстановки; обеспечение безопасности плавания судна в различных условиях при транспортных операциях и других работах на море; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности судна; обеспечение техники безопасности на судне.

Специалист должен знать Методы управления судном в различных условиях; маневренные элементы судна, правила их определения и учета; влияние гидрометеорологических и других явлений на управляемость судна и его маневренные элементы; требования международной конвенции по подготовке моряков и несению вахты; организацию и принципы несения ходовой навигационной вахты и вахты на стоянке судна; требования международной морской организации по поиску и спасению на море; организацию, средства и способы связи и передачи информации; правила ведения документации; теоретические основы навигации, лоции, астрономии и гидрометеорологии, способы ведения счисления и определения места судна с использованием всего комплекса средств навигационного оборудования.

Специалист должен уметь Обеспечить безопасность судна при несении ходовой и стояночной вахт; пользоваться морскими навигационными картами и пособиями, выполнять их корректуру; определять местоположение судна в море всеми возможными способами; эксплуатировать гирокомпас и другие курсоуказатели, электронавигационные приборы, вести их эксплуатационную документацию, пользоваться метеоприборами и астрономическими инструментами; оформлять грузовые и таможенные документы на приход и отход судна из порта, вести вахтенный журнал; использовать судовые спасательные средства; вести финансовые расчеты по доходам и расходам в рейсе; составлять рейсовый отчет; использовать аппаратуру глобальной морской системы связи при бедствии; организовывать учения по борьбе за плавучесть судна.

Эту профессию вы можете получить в:

ГАОУ СПО АО «Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н. Орешкова» Сайт

AllTransportation

Понятие судовождения

Судовождение или как его ещё называют кораблевождение – наука о том, как провести корабль из одного пункта в другой безопасным и наивыгодным путём. Актуальной наука является и в наши дни, поскольку зная её, можно избежать многие опасности, которые могут попасться судну.

Практическая сторона судовождения отрабатывается в процессе личного освоения методов и приёмов вождения судов и управления ими.

В судовождение входят следующие дисциплины: навигация, лоция, технические средства судовождения, гидрометеорология, мореходная астрономия и др.

На реке, в морском прибрежном и шхерном плаваниях, при проходе узкостей судоводитель маломерного судна выбирает курс и определяет свое местоположение визуально (на глаз), т. е. пользуется методом лоцманской проводки — лоцманский способ судовождения. Основа этого метода — хорошее знание лоции района плавания и личный опыт судоводителей.

Моря, прилегающие к странам, подробно описаны, произведены промеры их глубин, наиболее опасные места обставлены маяками и иными знаками. Такое подробное описание морей и океанов, с указанием того, как пролагать по ним путь корабля, чтобы не только миновать опасности, но и примениться к господствующим ветрам и течениям, составляет предмет лоции. Совокупность способов определения места корабля на карте, пользуясь компасом и лагом, составляет предмет навигации. При продолжительном плавании вне вида берегов, определение места по приёмам навигации бывает ненадежно и неточно, в виду погрешностей компаса и лага, а главным образом – неизвестности скорости и направления морских течений, зачастую меняющихся от ветра, поэтому в плавании определяют по крайней мере раз в сутки, если погода не мешает, широту и долготу корабля из астрономических наблюдений. Совокупность служащих для этого способов и приёмов составляет предмет мореходной астрономии.

  • Судовождение как особый вид производственной деятельности
  • Сущность лоции
  • Мореходная астрономия
  • Понятие навигации

Актуальное на сайте:

Технический надзор за качеством ремонта пути по дистанции пути 1 Для повседневного наблюдения за состоянием пути и стрелочных переводов, предупреждения появления неисправностей, своевременное устранение обнаруженных неисправностей на участках, где были проведены капитальные работы ( капитальный ремон …

Предлагаемый вариант усовершенствования шиномонтажного стенда Для демонтажа «жестких» шин (Белшина, Красноярский ШЗ, Днепрошина, шины Китайского производства) предварительно необходимо сначала оторвать прикипевшее колесо от диска. Для этого используют специальное гидравлическое приспособление — отбо …

Анализ овладения перевозками Для выбора и обоснования технических параметров новой железной дороги на начальном этапе и на перспективу производим анализ овладения перевозками. Он выполняется на основе размеров перевозок на расчетные годы эксплуатации, расчетов пропу …

Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно. 

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.  

Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.  

Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт. 

Практические занятия на катере

Практика осуществляется только весной, летом и осенью. Однако некоторые центры предлагают проходить обучение и зимой (при этом снижают стоимость курса), так как есть незамерзающие акватории. Занятия допустимо проводить до -10 градусов. В южных городах уроки даются круглый год. При выборе обучающего центра рекомендуется поинтересоваться тем, на каких судах осуществляются уроки. В Хамовниках и других районах Москвы это могут быть следующие виды:

  1. Моторная яхта «Марина». Длина ТС 13 метров, ширина 3 метра, вмещает до двенадцати пассажиров. Установлен двигатель мощностью 150 лошадиных сил.
  2. Моторная яхта «Мэри». Обладает длиной 13,5 метров, шириной 3 метра, вмещает также 12 человек. Мощность мотора — 80 лошадиных сил, построена специально для учебных целей.
  3. Гидроцикл YAMAHA EX1050. Имеет длину 3,13 и ширину 1,13 метров, количество людей на борту — не более трех. Оснащен двигателем в 100 лошадиных сил, благодаря чему развивает скорость до 100 км/ч.
  4. Парусная яхта «Ассоль». Длина ТС 4,5 метра, ширина доходит практически до двух метров. Вмещает до 4 пассажиров, используется для обучения судоводителей и повышения квалификации на курсах IYT.
  5. Моторная яхта «Вега». Водный транспорт длиной 19 метров и шириной 5,2 метров с высотой борта 2,7 способен перевозить 12 человек (грузоподъемность более 7 тысяч кг). Установлен мощный двигатель в 150 лошадиных сил. Подходит для выхода в море и длительных рейсов.

Полученные знания позволят

— определять местоположения судна, планировать переход в точку назначения, маневрировать и управлять судном,
— обеспечивать техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи,
— контролировать погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки, организовывать безопасное выполнение этих действий,
— организовывать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара, при авариях, при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства, применять средства по борьбе за живучесть судна,
— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим,
— контролировать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды,
— соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса,
— организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

Специальность судовождение ВУЗы

В России ВУЗов, которые обучают судовождению, не так и мало, и есть среди чего выбрать. Помимо этого, некоторые предоставляют возможность получить образование бесплатно, то есть учиться на бюджете и при этом получать стипендию.

Среди популярных ВУЗов со специальностью судовождение можно выделить:

  • Государственный университет речного и морского флота имени адмирала Макарова ;
  • Московская академия водного транспорта;
  • Мурманский технический университет;
  • Морской университет имени адмирала Невельского .

Этот перечень не полный, и, кроме этого, по стране много филиалов вышеописанных ВУЗов, которые готовят судоводителей.

Полученные знания позволят

— определять местоположения судна, планировать переход в точку назначения, маневрировать и управлять судном,
— обеспечивать техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи,
— контролировать погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки, организовывать безопасное выполнение этих действий,
— организовывать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара, при авариях, при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства, применять средства по борьбе за живучесть судна,
— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим,
— контролировать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды,
— соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса,
— организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

Работа по специальности судовождение

Специальность судовождение кем работать:

  • Судоводитель или штурман;
  • Судовой механик;
  • Судовой корпусный ремонтник;
  • Судоводитель-инженер.
  • Капитан судна.

Получив диплом по судовождению специалист имеет право занимать руководящие должности на судне и это может быть как мужчина, так и представительница прекрасного пола! Получив специальность судовождение где работать:

  • военные корабли;
  • речной транспорт, занимающийся перевозками грузов;
  • рыболовецкое речное или морское судно;
  • организации, занимающиеся контролем водного транспорта;
  • плавучие буровые.

Специальность не только востребована на морских просторах, речные перевозки также нуждаются в опытных специалистах, потому как только настоящий профи сможет управлять судном на небольших реках России. Оплачивается эта профессия очень хорошо, но главным плюсом является возможность увидеть много нового, побывать как во многих уголках родной страны, так и в зарубежье.

Недостатки профессии судоводитель

Даже работа на гражданском судне по условиям больше похожа на суровые будни военных моряков. А все потому, что смысл профессии состоит в том, что рабочее место судоводителя находится не на берегу. Другими словами, он несет вахту вдали от дома, что накладывает отпечаток на бытовые условия жизни. Из-за того, что он часто находится вне дома, ему сложно решать семейные вопросы, заниматься обустройством дома и другими «сухопутными» вопросами.

Но организация быта и личная жизнь – далеко не самая большая сложность в жизни моряка. Современные пираты – не литературные персонажи приключенческих рассказов. Вероятность опасных для жизни встреч с ними существует даже сейчас. В особенности о таком развитии событий никогда не следует забывать помощнику морского капитана, находящегося в нейтральных водах или у чужих берегов.

Третий основной недостаток профессии больше относится к особо суровым климатическим условиям, в которых судоводителю приходится выполнять свои обязанности, например – в условиях Крайнего Севера. Даже современное оборудование судна не исключает развития хронических заболеваний, которые могут стать причиной списания на берег.

Походы, рано или поздно, заканчиваются, и моряку приходится обживаться на берегу. Социальная адаптация, необходимость приспосабливаться к обычным условиям – последнее, психологическое испытание, которое должен пройти человек, проживший в море долгие годы. В этом смысле судоводители, работающие на речном транспорте, больших затруднений не испытывают, потому что они чаще бывают на берегу и дома.

Какими личностными качествами должен обладать судоводитель?

Высокий уровень технической подготовки, необходимый для управления судном – не единственное требование к судоводителю. Учитывая все служебные обязанности, потребуются навыки ведения документации. Для руководства экипажем, работающим в замкнутом пространстве, в море, судоводителю пригодятся знания психологии и коммуникативные способности.

Основные знания и навыки, которыми должен обладать судоводитель, это:

  • Знание технических возможностей судна (маневренность, грузоподъемность и т.д.)
  • Отличный глазомер, чтобы определять расстояние и вес груза
  • Умение быстро производить расчеты
  • Знания метеорологии и особенностей фарватера (глубины, времени приливов и отливов, скорости ветра, течения и т. д.)

Высокая внутренняя самоорганизация, способность быстро принимать необходимые решения и точно их формулировать – качества, необходимые для командования экипажем, основа его безопасности в походе.

Несмотря на то, что современные суда оснащены по последнему слову техники, морская стихия непредсказуема. Судоводитель должен обладать высокой физической выносливостью, как и любой член команды. Как и тысячи лет назад, за штурвалом могут стоять только сильные, мужественные и выносливые люди.

Специальность судовождение — что сдавать, проходной балл, код специальности, форма и срок обучения

Судовождение — древнейшая профессия человечества. Люди сотни лет до нынешнего времени приобретали навыки управления кораблями, лодками, ладьями. И сейчас весь тысячелетний опыт, подкрепленный точными науками и географическими познаниями, используют в судовождении

Эта профессия считается не только важной и ответственной, но и немного романтичной, ведь большинство времени судоводители проводят на водных просторах, а семья с нетерпением ждет каждой встречи дома

Но для того, чтобы стать квалифицированным судоводителем, важно получить должное образование. По направлению судовождение есть возможность получить образование высшее и среднее специальное

По направлению судовождение есть возможность получить образование высшее и среднее специальное.

Специальность 26.02.03 судовождение рассчитана для колледжа. Зачисление происходит на базе среднего и неполного среднего образования при предъявлении аттестата. По окончанию колледжа студенту выдают диплом о среднем специальном образовании.

Для тех, кто мечтает освоить специальность судовождение в вузе, существует отдельный код специальности судовождения 26.05.05, который присваивает квалификационный уровень специалист.

Для поступления в ВУЗ требуется сдать экзамены по предметам русский язык, физика и профильная математика. В разных вузах проходной бал отличается, но в среднем результаты ЕГЭ не должны быть ниже 45. В ВУЗы на судовождение принимают после 11 класса.

На выбор студентам предлагают обучение по трем формам:

  • Стационар, срок обучения составляет 5 лет;
  • Смешанная, срок обучения 6 лет;
  • Заочная, обучение 6 лет.

Чем занимается

Для того, что бы сделать выбор в пользу той или иной профессии, человек должен знать, чем занимается тот или иной специалист.

В данном разделе статьи подробно расскажем, какие функции выполняет судоводитель.

  • Проводит планирование рейса, а именно проверяет документы на груз (если это грузовое судно), контролирует его расстановку;
  • Ведёт контроль за тем, как происходит размещение пассажиров;
  • Управляет наводным транспортом;
  • Отвечает за недопущение ущерба окружающей среде во время рейса;
  • Сохранность человеческого здоровья и жизни;
  • Несёт ответственность за техническое состояние судна.

Специальность судовождение ВУЗы

В России ВУЗов, которые обучают судовождению, не так и мало, и есть среди чего выбрать. Помимо этого, некоторые предоставляют возможность получить образование бесплатно, то есть учиться на бюджете и при этом получать стипендию.

Среди популярных ВУЗов со специальностью судовождение можно выделить:

  •  Государственный университет речного и морского флота имени адмирала Макарова;
  •  Московская академия водного транспорта;
  •  Мурманский технический университет;
  •  Морской университет имени адмирала Невельского.

Этот перечень не полный, и, кроме этого, по стране много филиалов вышеописанных ВУЗов, которые готовят судоводителей.

Полученные знания позволят

— определять местоположения судна, планировать переход в точку назначения, маневрировать и управлять судном,
— обеспечивать техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи,
— контролировать погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки, организовывать безопасное выполнение этих действий,
— организовывать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара, при авариях, при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства, применять средства по борьбе за живучесть судна,
— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим,
— контролировать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды,
— соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса,
— организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

Об отношении к женщинам

На всех пассажирских судах много девушек работает в сфере обслуживания — это и бортпроводницы, и бармены, и официантки. Но, судоводитель — я одна. Раньше, к тому что женщина управляет судном относились с недоверием. Как, когда-то к женщине за рулем автомобиля. Сейчас уже проще. Нас на Дунае уже четверо девушек-судоводителей. Но вообще, на Дунае ходит много голландских самоходок, а у них муж и жена работаю вместе — так принято. И для них это не такая дикость, как для нас.

Для женщин работа на флоте, особенно судоводителем, очень сложная. Мужчины чаще всего относятся с недоверием, скептически, не верят, что это надолго. Не раз от других слышала, что у меня мужской склад характера. Наверное, так и есть, и именно это мне помогло выстоять. Конечно, со временем отношение коллег-мужчин ко мне поменялось, мне стали больше доверять, я смогла доказать, что в этой профессии не на день, не на два и что собираюсь стремиться к новым высотам.

Общие сведения

К специальности судовождение относится сразу несколько профессий из высшего командного состава экипажа любого судна. Проще сказать, это люди, знающие науку кораблевождения. Внутри этой группы уже можно выделять более узкие специальности: капитан, штурман, механик и так далее. Все они в процессе учёбы получают навыки управления судами, навигации, метеорологии, связи и так далее. Поэтому их всех принято объединять под одним названием.

Люди начали плавать по морям и рекам много тысяч лет назад, и уже тогда поняли, сколь много требуется для этого знать и уметь. Весь этот многовековой опыт привёл к рождению одной из самых романтичных и трудных профессий. Устроиться на торговое судно простым матросом можно и без особого образования, но руководители, которым доверен экипаж, груз и пассажиры, не могут обойтись без длительной учёбы в специальных учебных заведениях.

Обучение

Желающие связать свои судьбы с флотом могут выбрать для обучения многие высшие учебные заведения. Например, такие:

  • Государственный университет речного и морского флота им. адмирала Макарова.
  • Нижегородское речное училище им. Кулибина.
  • Морской университет им. адмирала Невельского.
  • Новосибирское командное речное училище им. Дежнёва.
  • Морская академия при Мурманском техническом университете.
  • Арктический морской институт им. Воронина.
  • Московская государственная академия водного транспорта.
  • Санкт-Петербургский морской технический колледж.
  • Военно-морская академия им. Кузнецова.
  • Дальневосточное морское училище.

Список, конечно, не полный; учебных заведений по рассматриваемой специальности в России существенно больше.

О красноперке и субординации

Работа штурманом — не для слабых. Нужно знать навигационные условия реки. Дунай река очень суровая. Большое количество мостов, шлюзов. Если вода поднимается — можно не пройти под мостом, тогда разбирается рулевая рубка, если низкая — есть опасность сесть на мель. Это стрессовая работа: расхождение судов на близком друг от друга расстоянии, шлюзование, мелководье, высокая вода… много таких моментов.

У нас речной флот и традиции отличаются от морских. Если на морском флоте моряки проходят крещение при пересечении экватора, то на Дунае в первом шлюзе, которое проходит судно, мы крестим тех, кто первый раз вышел в рейс — обливаем водой и даем имя. Таким образом, посвящаем в моряки Дуная.

Для меня крещение было полной неожиданностью, я не знала об этой традиции. Когда мы прошли шлюз „Джердап-2“, на палубе меня окатили холодной дунайской водой и объявили, что я прошла крещение. Чаще всего во время крещения моряков-дунайцев называют в честь какой-нибудь рыбы. Меня, например, окрестили Красноперкой. Однако в дальнейшем моряки друг друга называют по имени или по имени отчеству, это зависит от субординации.

На флоте все строго придерживаются субординации. На капитанском мостике друг к другу обращаются по имени отчеству. Капитан пользуется большим уважением, также на теплоходе он является не только представителем судовладельца, но и представителем власти государства флага. Если в рубке находится капитан, следует спросить разрешения войти. Если он входит в помещение, все встают.

Теоретическая подготовка

Получить удостоверение судоводителя невозможно без сдачи теоретического экзамена

Важно отметить, что теорию преподают в обучающих центрах круглый год. Однако ее можно изучать дистанционно или самостоятельно, после чего пройти аттестацию судоводителей на право управления маломерным судном

Сделать это помогут учебные издания или специальные сайты, на которых есть билеты. В них представлены задания с вариантами ответов, но лишь один из них является правильным.

Внутренние водные пути

Если есть желание получить права на лодку, чтобы путешествовать по внутренним водным путям, придется изучить 20 билетов. В каждом по 10 вопросов с 4 вариантами ответа. Несколько вопросов, приведенных в качестве примера, можно найти ниже.

Вопрос 1. В случае совершения административного нарушения судно может быть задержано:

  1. До рассмотрения дела.
  2. До составления протокола.
  3. До вступления постановления в силу.
  4. До устранения причины.

Ответ: 4.

Вопрос 2. Для чего нужен барометр-анероид?

  1. Измеряет температуру воды.
  2. Отражает силу и направление ветра.
  3. Показывает атмосферное давление.
  4. Показывает влажность воздуха.

Ответ 3.

Вопрос 3. Что необходимо сделать, если патрульное судно Государственной инспекции по маломерным судам производит горизонтальное движение флагом-отмашкой?

  1. Остановить судно.
  2. Приблизиться к борту патруля ГИМС.
  3. Пройти по борту со стороны отмашки.
  4. Лечь на обратный курс.

Ответ: 1.

Билеты, которые будут на экзамене, можно найти на официальном сайте ГИМС МЧС РФ. Время от времени в них вносят изменения, поэтому перед тестированием не будет лишним ознакомиться с нововведениями.

Морские пути

Открыть категорию и район плавания морские пути возможно, выучив еще 20 билетов. В них также по 10 вопросов с 4 вариантами ответа. Во время теоретического экзамена выдается только один билет. Несколько заданий, которые могут быть на экзамене представлены ниже.

Вопрос 1. Выберете вариант административного наказания, предусмотренный за управление маломерным судном лицом, которое не имеет прав судоводителя?

  1. Предупреждения.
  2. Предупреждения или штраф.
  3. Лишение прав владельца судна.
  4. Только штраф.

Ответ: 4.

Вопрос 2. Кто может управлять водным транспортом?

  1. Лицо, у которого есть справка или сертификат о завершении курсов судоводителей.
  2. Лицо, имеющее действующий диплом на право занятия должности судоводителя.
  3. Лицо, у которого есть права судоводителя.
  4. Любой гражданин РФ, достигший восемнадцати лет.

Ответ: 3.

Внутренний экзамен

Каждому ученику в конце учебы необходимо подтвердить то, что он освоил весь материал во время прохождения курса, иначе сертификат не выдадут. Для этого в школе или обучающем центре проводят внутренние экзамены.

Кандидату назначается дата тестирования, в этот день раздаются билеты с вопросами, на которые нужно ответить. В большинстве городов этап осуществляется на компьютерах. При успешной сдаче теории ученик допускается к практической части. Как правило, трудностей со сдачей билетов не возникает, если будущий судоводитель изучал все правила и регулярно проходил тесты. Уже было сказано, что в билете всего 10 заданий, можно сделать не более двух ошибок. За неверные ответы дополнительные вопросы не задаются (как в случае с теоретическим экзаменом на автомобильные права, где за 1 ошибку добавляют 5 вопросов). Желающим управлять гидроциклом и получить на это удостоверение выдается еще один билет.

Преимущества профессии судоводитель

Пребывая в рейсе, судоводитель посещает самые отдаленные уголки планеты и знакомиться культурой народов мира, что расширяет кругозор.

Помимо романтики судоводитель обеспечен и с материальной точки зрения: он получает около 60-300 тысяч рублей, в зависимости от вида судна, отрасли, специфических условий и опыта работы. Поскольку зарплата выплачивается преимущественно в долларовом эквиваленте, его доход не зависит от колебаний валюты, а при увеличении ее стоимости, автоматически растет и заработная плата.

Высокая оплата труда позволяет быстро накопить на покупку недвижимости или отложить средства на будущее. Кроме того, судоводитель, как и вся команда, обеспечен в рейсе медицинской страховкой, жильем и питанием, что позволяет еще больше сэкономить.

Должность судоводителя – не предел развития карьеры. Прилагая усилия и демонстрируя свои лучшие стороны, можно дорасти до капитана. В зрелом возрасте, накопив опыт, можно перейти на работу в офис или готовить молодых моряков к рейсам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector