Статистика зарплат танцовщицы в россии

Содержание:

Как поступить после 9 класса?

Главное отличие экзаменов после 9 и 11 класса в ОГЭ или ЕГЭ. Обязательный государственный экзамен по сравнению с ЕГЭ сдать всегда проще, требования к подготовке сильно ниже, сами вопросы легче. Но в творческих профессиях главное – вовсе не оценки по русскому или математике, не предметы по выбору, а творческие испытания.

И сами испытания, которые необходимо выдержать при поступлении на хореографа после 9 класса от испытаний тех, кто поступают после 11 отличаются не сильно. Фактически, это одинаково сложно.

Среди самых востребованных колледжей и училищ, готовящих специалистов в области хореографии, можно выделить следующие:

  • Ленинградский областной колледж культуры и искусства
  • Московское государственное хореографическое училище имени Л.М. Лавровского
  • Хореографическое Училище Академии Натальи Нестеровой.

Эти учебные заведения находятся в достаточно крупных городах, что позволяет их учащимся сразу применять полученные знания на практике, участвуя в различных фестивалях, конкурсах, концертах. Также стоит сказать, что поступление на хореографа после 9 класса в колледж или училище имеет преимущество. Здесь не только больше внимания уделяется педагогическому аспекту деятельности хореографа, но и после окончания ссуза намного легче будет поступить творческий в вуз.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

В настоящее время рассматриваемая профессия достаточно востребована, особенно в крупных городах. Конечно, не стоит сразу рассчитывать получить работу, к примеру, в ледовом шоу или на телевидении, а вот найти работу постановщика танцев в частной школе достаточно просто.

Со временем, набравшись опыта и, возможно, нужных знакомств (они не помешают), показав себя в работе, можно рассчитывать на что-то большее.

В большом городе довольно просто найти работу в развлекательном клубе, школе танцев или детском учреждении. Кроме того, можно давать частные уроки — при определённом желании организовать это достаточно просто.

Кому подходит профессия

Прежде всего, необходимо обладать профессиональными качествами, о которых будет сказано ниже, а также соответствовать некоторым требованиям:

  1. Желательно владеть несколькими различными видами танцев.
  2. Возможность уделять большое количество времени работе (часто даже в ущерб личной жизни и свободному времени).
  3. Хорошее знание психологии и педагогики (в случае работы с детьми).
  4. Дополнительным бонусом будет знание иностранного (желательно английского) языка, если вы планируете работать в гастролирующем коллективе.
  5. Хорошее знание как репертуаров классических композиторов, так и современных веяний в музыке.
  6. Желательно обладать музыкальным чувством, чтобы иметь возможность соединять различные стили. Сейчас очень востребована эклектика — к примеру, хип-хоп или рок в соединении с классикой.
  7. Коммуникабельность в отношении подопечных (и их родителей, если речь идёт о детях), а также техперсонала, художника по костюмам, гримёра и др.
  8. Требовательность и умение добиваться результата.
  9. Помимо всех вышеперечисленных качеств, хореографу крайне желательно иметь знания в таких элементах постановки: свет, костюм, макияж, причёска, декорации, а также уметь всё это соединить в гармоничную композицию.

Как стать хореографом

В настоящее время получить профессию хореографа могут даже молодые танцоры, но чаще всего такие люди вряд ли могут рассчитывать на работу на высоком уровне.

Вероятнее всего, они ограничатся школой танца, фитнес-центром, частной постановкой любительских номеров (например, постановкой свадебных танцев, частными уроками латиноамериканского танца и т. д.), постановкой детско-юношеских номеров (выпускной танец в саду или школе).

Хореограф, работающий профессионально, должен начать занятия танцами в 5–7 лет. К 15 годам такие артисты, которых уже можно назвать профессионалами, поступают в колледжи или училища культуры.

Окончив училища, будущие специалисты получают высшее образование по профессии «хореографическое искусство» (балетмейстерский факультет). В момент поступления необходимо показать свои лучшие качества, такие как пластика, слух, техника выполнения элементов.

Стоит также отметить, что просто диплома хореографа для получения работы в профессиональном коллективе будет недостаточно. Менеджер группы сначала оценит, умеет ли претендент на вакансию работать с артистами, как он сам двигается, его личные качества и культурный уровень.

«Ты что, реально решила зарабатывать танцами?!»: как стартовать без поддержки

В моем окружении никто не занимался бизнесом. Поэтому и особой поддержки для своей идеи открыть школу танцев я не получала. Мне говорили: «Куда ты лезешь? Зачем оно тебе надо? Ты решила зарабатывать деньги танцами, серьезно?!» С таким негативом и сомнениями было трудно справиться. Но любовь к родному городу и танцам победила.

Я самостоятельно начала искать, как составлять бизнес-планы, решила изучить работу танцевальных студий Минска. Смотрела на то, как там преподают педагоги, как выстраивают системы абонементов.

Раз в месяц покупала безлимитный абонемент в одну из студий — и ходила ко всем преподавателям.Пыталась перенять положительный опыт и сразу же найти ошибки, которые совершать не стоит.

Так и стартовала моя школа танцев DSO. Мне не пришлось брать кредиты или искать инвесторов. К 2015 году у меня уже имелась «подушка безопасности» примерно в $ 1000. Этой суммы было достаточно для аренды помещения в Островце, небольшой рекламы и запуска. К тому же я начала более экономно тратить деньги — например, на бензин и развлечения стало уходить меньше. Окупились мои вложения в первую студию примерно за 3−4 месяца.

Работа хореографом и профессиональные обязанности

Задачи хореографа могут варьироваться в зависимости от места работы. Как правило, специалист данного профиля выполняет следующие обязанности:

  1. занимается отбором и оценкой танцоров;
  2. тренирует группу;
  3. готовит коллективные и индивидуальные постановки, проводит репетиции;
  4. подбирает музыку, костюмы, прически и пр. для танцевального произведения;
  5. присутствует на выступлениях группы;
  6. выполняет административную работу (занимается составлением отчетов и т.д.).

Для работы хореографом требуется постоянно тренироваться лично, чтобы поддерживать отличную физическую форму, следить за последними тенденциями в области танцев, оттачивать художественное мастерство в качестве руководителя группы, танцевальную технику учеников.

Как получить максимум?

Помните, что сначала — клиенты и команда, а уже потом — большие вложения в локацию. В танцевальной нише можно стартовать в бизнесе, не делая огромных вложений в первое время. 

Конкретизируйте отношения с командой. Не делайте из трудовых договоров и контрактов формальности. Пусть сотрудники знают, чего вы ждете от них и чего им можно ждать от вас. 

Сделайте из хореографов партнеров, разделив ответственность за привлечение прибыли в школу с ними. Продумайте гибкий KPI для тренеров разного уровня

Творческим людям важно признание. 

Вкладывайтесь в маркетинг и продажи. Это главная ценность бизнеса в танцевальной нише сегодня

Арендовать зал и начать преподавать люди могут и без вашей помощи. 

Оптимизируйте бизнес-процессы с помощью технологий. Сегодня рынок дает возможность выбора множества инструментов по доступным для малого бизнеса ценам. Не жалейте времени на то, чтобы их освоить и внедрить. Это сбережет ваши деньги, время и даст прозрачную аналитику для движения вперед.

«Горжусь, когда «дети» становятся последователями в танцах»: как нанимать кадры, которые не сбегут

Поначалу занятия во всех группах я вела одна. Но со временем начала нанимать педагогов. Поняла, что мне как хореографу хочется, чтобы мои «дети» потом тоже выросли в хороших хореографов и развивали танцевальную культуру. Сейчас в моей команде 4 преподавателя, которые начинали у меня как танцоры.

В Молодечно я пробовала нанимать педагогов по объявлению, но в итоге была большая текучка кадров: за 4 месяца сменилось 4 человека. Скорее всего, это произошло из-за неоправданных ожиданий.

Они хотели полные залы, большие зарплаты и чтобы все их сразу полюбили.Мы изначально всем говорим, что ничего не бывает сразу, ведь в Молодечно школе всего год, а значит, поток людей пока небольшой.

Главное — не психовать из-за того, что в первый месяц работы в студию пришли четыре человека. Это всего лишь процесс становления бизнеса.

https://vk.com/video_ext.php

Когда DSO еще только нарабатывала себе имя в новом городе, приходилось ночью придумывать новую хореографию, а потом в 9 утра приходить в студию и для 6−10 человек объяснять это так, словно перед тобой целый стадион и все хотят что-то спросить. Если я уже понимаю, что на старте нужно вкладываться, почти ничего не получая взамен, то люди, которые только пришли, хотели все и сразу.

Специализация, карьера и перспективы

Специализация у хореографов может быть следующей:

  • бальные танцы;
  • балетмейстер;
  • художественная гимнастика;
  • народные танцы и танцы различных национальностей;
  • театральные постановки;
  • фигурное катание и танцы на льду;
  • современные танцы;
  • цирковое искусство.

Что касается перспектив, то следует сказать, что занятость у представителей описываемой профессии может быть различной. Начинающим хореографам, без опыта работы, часто предлагают вакансии, условием которых является свободная занятость. Такие предложения не очень привлекательны в плане зарплаты. Достаточно большое количество молодых специалистов дополнительно преподают, дают частные уроки, танцуют, чтобы получать больше денег. Но, набравшись опыта, можно рассчитывать на повышение заработной платы.

Если вы решите найти работу в крупном городе, со временем вы можете попасть на телевидение в качестве постановщика какого-то шоу. Это отличный карьерный рост: после того как ваше имя начнут узнавать, заработки станут на порядок выше.

Требования к хореографу

Человек, выбравший описываемую профессию, помимо высокого личного мастерства, культурно-эстетического уровня, чувства прекрасного, должен обладать определённой жёсткостью, ведь танцы — тяжёлый труд, и часто хореографу нужно настаивать на продолжении работы танцора для его успешного развития.

Некоторые требования, необходимые хореографу для качественного выполнения своих обязанностей:

  • любовь к своей работе, возможность и желание посвящать ей большую часть своего времени;
  • крепкое здоровье;
  • физподготовка на должном уровне;
  • строгость и требовательность;
  • сдержанность и терпение;
  • артистизм;
  • художественно-эстетический вкус;
  • умение убедить подопечных в своей правоте.

ВУЗы, дающие образование по специальности «Хореограф»:

  • Институт современного искусства;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Московский государственный институт культуры;
  • ГИТИС.

Хореографические училища:

  • Академия русского балета имени А. Я. Вагановой;
  • Московское государственное хореографическое училище имени Л. М. Лавровского;
  • Московская государственная академия хореографии;
  • Ленинградский областной колледж культуры и искусства;
  • Хореографическое училище Натальи Нестеровой.

Хореограф — прекрасная специальность, очень востребованная в настоящее время. Если вы занимаетесь танцами и хотите овладеть этой профессией, следует помнить: не всегда она может подходить тем, кто хорошо танцует, для её получения нужно наличие и других качеств.

Профессия хореограф: видео

Плюсы и минусы профессии

В профессии хореографа есть свои плюсы и минусы. К положительным сторонам относятся:

  • развитие творческого потенциала;

  • работа с творческими людьми;

  • востребованность профессии;

  • возможность карьерного роста (открытие собственной школы танцев, работа по совместительству с киностудиями и т.д.);

  • есть возможность работать после выхода на пенсию (в качестве консультанта, члена жюри и т.д.).

К минусам профессии можно отнести:

  • постоянные личные тренировки;

  • высокая вероятность получить профессиональную травму;

  • частые командировки;

  • возможные конфликты с танцорами, руководителями и пр.

Пройти обучение

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Педагог-хореограф». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Хореограф». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.

О самом главном в работе

Специфика моей работы такова, что где бы я не работала, по сути это место является мини-школой. А все потому, что мои ученики они только мои, причем отвечать за них буду только я. Это происходит даже в том случае, даже если работаю “на дядю”.

Даже если ты сам хорошо умеешь танцевать, то это еще не гарантия того, что сможешь научить этому малышей. Личные навыки и умение передать свои умения детям — это очень разные вещи. Учеников очень много — порядка 800 человек, причем в подобающем большинстве дети. Очень многого дошколят, младших школьников и среднего звена, а вот старших куда меньше.

С малышами заниматься непросто, но очень интересно!

Интересней всего работать с детьми 

Я преподаю детские эстрадные танцы. Взрослых обучаю танцевальной технике belly dance. В школе еще очень популярен хип-хоп и современная хореография. Занятия проходят весело, а особенно с малышами 3 лет. Вообще, здесь все очень серьёзно, ведь за один учебный час у меня очень много задач:

  • поздороваться  — это поклон;
  • разминка — без этого ни как. Она может проводиться на месте или по кругу, но самое главное — все мышцы должны согреться и размяться;
  • проведение основной части урока. На этом этапе нужно выучить с детьми танец, научить слышать музыку, а ещё важнее — показать и научить, как правильно двигаться под неё.

Мои ученики занимают призовые места на различных конкурсах.

Мои подопечные всегда участвуют в выступлениях

Очень обидно, когда родители позволяют себе без серьёзных причин пропускать занятие, а бедный ребёнок потом не понимает что и куда. По этому у нас в студии нет переноса занятий, только отработка индивидуально ребёнка по справке, что бы педагог мог быстро вернуть его в струю.

Как дети, так и взрослые выступают в обязательном порядке, без выступлений они быстро потеряют всяческий интерес и просто-напросто бросят это не благодарное дело… Мои подопечные выступают на отчётных концертах студии, на конкурсах, причем минимум 2-4 раза в год (в зависимости от возраста). Как правило, количество выступлений бывает куда больше.

Доход хореографов всегда достойный  

Без рекламы в наше время невозможно развивать никакое дело. Для привлечения клиентов хороши все каналы — и социальные сети, и площадка Instagram, но лучше всего работает старый и добрый “сарафан”.  В настоящее время в танцевальной сфере конкуренция огромная. Однако спрос растёт с каждым днем, ведь люди от мала до велика хотят научиться танцевать. Это очень модно, да и просто прекрасно!

Я со своими подопечными.

Прибыли в других странах

Во многих зарубежных странах наши танцоры вызывают настоящий фурор. Поэтому их охотно приглашают работать в элитных клубах и знаменитых коллективах.

Тех, кто еще не успел зарекомендовать себя, ждут в развлекательных центрах и парках.

Наибольшим спросом профессионалы пользуются в Азиатских странах.

Китай

Предлагают места для солистов и подтанцовки в крупном развлекательном парке. Жалованье одного артиста $1550 в месяц. Требуются девушки ростом не менее 170 см и юноши 182 см, без аллергии на косметику и татуировок на теле.

Алжир

Востребованы танцовщицы для работы в аквапарке. За номера синхронного плавания, каждой из 6 участниц, платят $1200.

Турция

Приглашают девушек приятной внешности. Обязательное требование рост 170 см. Работа танцовщицами в кабаре, отеле и развлекательном центре. За восьмичасовой рабочий день нужно успеть:

  • провести репетицию;
  • подготовиться к шоу;
  • выступить на сцене.

Оплата труда зависит от профессиональных качеств и составляет от $1210 до $1350.

Совмещение приятного с полезным

Развлекая морских путешественников во время круиза, акробатическая сальса пара зарабатывает от $3200 до $8500 за двоих.

На международных линиях требуются танцоры латиноамериканских и бальных танцев, им платят ежемесячно от $1800 до $5000. Вместе с резюме просят присылать фотографии в концертных костюмах и видео с записями танцев в собственном исполнении.

Топ-10 богатейших профессионалов мира

В таблице представлены доходы самых выдающихся танцоров:

             Достижения Прибыль, млн $ Состояние

млн

Майкл Флетли ирландские народные танцы 289       600
Пола Абдул танцовщица, хореограф 2,5        30
Лориэнн Гибсон         7,5
Jabba Wockeez ансамбль танцоров 5
Дерек Хаф латиноамериканские танцы          3
Карина Смирнофф балет, акробатика, бальные танцы 3
Джастин Изэрик звезда интернета, танцовщица         2
Бенджамин Мильпье хореограф, танцор балета        0,9
Шерил Борк шоумен, танцовщица 0,5
Марк Баллол танцор балета, певец 0,45

Вакансии

  1. В стрип клуб «Белый медведь» требуется артист для проведения танцевального шоу. Зарплата до 200000 руб. ($2929).
  2. ООО «Тпо-Ивент», Санкт-Петербург, в шоу-бар требуются профессиональные танцоры для создания положительных эмоций и хорошего настроения у посетителей заведения. Оплата труда – 130000 ($1904).
  3. В фитнес клуб г. Москвы требуется тренер для проведения аэробики и ритмики. Оклад – 20000 ($293).

Качества хорошего хореографа

Чтобы работать хореографом, необходимо обладать определенными личностными качествами. В их число входит:

  1. отличные организаторские способности;
  2. требовательность, выдержка;
  3. творческое мышление;
  4. великолепный музыкальный и эстетический вкус;
  5. умение искать и воплощать идеи посредством танца;
  6. умение находить общий язык с разными людьми (для творческой постановки хореографу требуется общаться с группой, костюмерами, визажистами, продюсерами и т.д.);
  7. знание взрослой и детской психологии и физиологии;
  8. умение отлично танцевать;
  9. желание совершенствоваться, быть в курсе современных тенденций и пр.

Хореограф – это творческая профессия, требующая от специалиста любви к своей работе.

Работа хореографом отнимает много времени, что стоит учитывать при выборе профессии. К этому стоит добавить, что не все специалисты добиваются больших успехов и высокой заработной платы: чтобы получить желаемое, требуется много работать, проявлять себя в качестве профессионала, участвовать в международных конкурсах и пр.

Таким образом, профессия хореограф – это творческая востребованная специальность, требующая постоянного развития внутреннего потенциала, поддержание физической формы, отличного здоровья, наличия определенных личностных качеств.

«Осталось 5% учеников»: как я «вытаскивала» бизнес в пандемию

В начале пандемии я несколько месяцев провела исключительно в Островце — пыталась придумать способ не закрыть школу. Сидела дома и прокрастинировала, потому что учеников становилось все меньше — в Островецкой школе продолжили заниматься лишь 5% от всех танцоров. Порой я на бензин тратила больше, чем зарабатывала.

Но долго сидеть и убиваться от горя я не могла — стало скучно. Поставила себе цель — заработать даже в пандемию и доказать самой себе, что ничто не помеха для танцев.

Что мы предприняли:

1. Открыли детский танцевальный лагерь на свежем воздухе. Это позволило перекрыть затраты на аренду.

2. Запустили недельный танцевальный онлайн-курс, направленный на развитие различных частей тела «OXIGEN». Я созванивалась с клиентами в Zoom и танцевала вместе с ними. Курс состоял из двух онлайн-занятий и дополнительно записанных роликов, в которых разбирались неточности каждого.

Когда я только решила запустить этот проект, наняла администратора (примерно за 10% от выручки) и составила план курса. Хотела, чтобы в курсе было не только о танцах, но и о раскрытии своего творческого потенциала, чтобы люди лучше понимали, как двигается тело. Для этого сами ученики записывали много нестандартных видео и делали домашние задания. На выходе у нас получилось много крутого контента, который можно использовать для маркетинга и продвижения — видео с танцами в воде, в ванной, на песке, даже на крыше.

Мне нравился этот проект еще и тем, что я не продвигала его, но покупателей все равно было много. Каждый месяц с продаж курса я выручала около $ 1000. Из рекламы был только собственноручно настроенный неумелый таргет. Но он приносил, скорее, просмотры — около 15 000 на каждый видеоролик. Все те, кто покупал курсы, были подписаны на меня еще до пандемии и поэтому доверяли мне.

«Поехала на АЭС втюхивать резюме»: путь от найма до бизнеса

— В 2012 году я работала бухгалтером в Островецком райпо — это была моя первая должность. Зарабатывала тогда $ 60−80 в месяц. И мне этого даже вполне хватало — на еду, одежду и поездку в Минск раз в месяц, чтобы как-то развлечься. В таком режиме для меня прошли полтора года, а потом я, наконец, поняла, что пора что-то менять.

Взяла себя в руки и поехала на атомную станцию, чтобы втюхать свое резюме хоть куда-то.

Внутренний голос кричал: «Зачем ты это делаешь? Оставайся и работай дальше! Не лезь!На АЭС меня никто не ждал. Но благодаря обаянию и целеустремленности получилось попасть на встречу к одному из вышестоящих начальников. После беседы мне сказали, что перезвонят. И перезвонили!

Проработала на АЭС примерно 4 года. Получала зарплату, которая была выше моей предыдущей примерно в 3−4 раза. Для 20-летней девочки это были хорошие деньги. Часть из них я откладывала, но больше всего средств уходило на то, чтобы заниматься танцами и ездить на мастер-классы профи.

Танцевала я с детства. Сначала народные танцы, затем эстрадные в Островце. А потом каждое воскресенье ездила в Минск на электричке, чтобы 1,5 часа позаниматься Jazz-funk. Ходила на мастер-классы профи, смотрела, как они преподают, и загорелась.

Оксана Говановская. Фото: личный архив

Я поняла: пускай меня и устраивает работа на АЭС, я не могу назвать ее делом своей жизни. А я ведь не хочу тратить время на то, чем не горю. Поэтому я поняла, что просто обязана попробовать начать свое дело и преподавать. Причем именно в родном городе, где у людей не так много вариантов, чтобы учиться танцевать.

Не вкладывайтесь в помещение сразу

Большинство предпринимателей в танцевальной нише — это тренеры, решившиеся работать на себя. Это хорошо, потому что люди знают специфику, и плохо, потому что воспринимают проект как хобби и творческую реализацию, а не бизнес. 

Например, одна из самых распространенных ошибок начинающих — вложить деньги в помещение. 

Многие такие хореографы мечтают о своей уютной студии, оформленной по собственному вкусу, где будет встречать и провожать довольных учеников. Это здорово, но на первых порах зачастую дорого и нецелесообразно. Меня же не отягощали мечты об идеальном интерьере в школе танцев, я изначально относился к этой задумке как к бизнесу. 

Вначале бизнес-модель выглядела так: я договаривался с помещением и с преподавателями, которых привезу в Уфу, делал анонсы и под них собирал предоплату. 

Тогда (десять лет назад) самым работающим способом были листовки в ТЦ. Так как это было ново, молодежь быстро реагировала, люди несли деньги. На собранные средства я оплачивал аренду и зарплату педагогу. 


Занятие с приглашенным педагогом из Москвы

Я звал людей из Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Питера и договаривался с ними на месяц работы. Я обеспечивал трафик учеников и наполняемость групп. Один преподаватель в свой месяц работы закрывал все часы занятий. Он работал целый день. Такая схема окупалась.

В месяц выходило:

  • 60 тысяч — заработная плата педагогу;
  • 50 тысяч рублей — аренда помещения;
  • 100 учеников; 
  • 50 тысяч рублей — мой личный доход.

Через год, когда доход можно было спрогнозировать, я стал искать первое постоянное помещение. Вокруг школы сложилось сообщество, появились постоянные ученики.

Я смотрел на существующие школы в других городах и видел, как много значит «тусовка» вне занятий в зале.


Workshop с Борисом Заварицким, 2010 год

Я арендовал помещение в 150 квадратных метров  в спальном районе Уфы за 40 тысяч рублей. Ранее там располагался маленький спортивный клуб, поэтому в ремонт вкладываться практически не пришлось. Был один зал для тренировок и просторная зона общения. Помню, как у нас там школьники даже уроки делали перед занятиями. Приходили за час-два, чтобы пообщаться с друзьями.

Еще через год мы переехали ближе к центру. Я арендовал такое же по площади пространство на этаже офисного центра. Постепенно мы расширились до 300 квадратных метров. Сейчас там пять танцевальных залов. За это время мы открыли еще четыре локации в разных районах Уфы. 

В среднем запуск локации обходится в 500 тысяч рублей. В это входит стоимость месяца аренды и ремонт. Для школы танцев не требуется много оборудования. Самые дорогие статьи расходов — это напольное покрытие и вентиляция.

Также вполне прозрачны цифры по должной окупаемости. Два танцевальных зала в одной локации до 200 квадратных метров, по нашей статистике, должны приносить не меньше 150 тысяч рублей прибыли в месяц. Тогда мы считаем локацию успешной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector