Виды и формы научно-исследовательской работы студентов
Содержание:
- Общие требования к оформлению научной работы
- 6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры
- Практические (частные) методы исследования
- Общепринятый план исследовательской работы
- Шаг 3. Выступить на конференции
- В чем польза проекта для школьника
- Результаты анкетирования
- Формы научно-исследовательских работ
- Структура исследовательской работы: что это такое и зачем это нужно
- Написание введения начинается с вводного слова
- Что такое научно-исследовательская работа студентов
- Научно-исследовательская деятельность
- Полезные советы
- Основные разновидности
- Научно-исследовательские работы педагогов: подбор материалов и темы
- Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Общие требования к оформлению научной работы
Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.
Титульный лист
Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда
Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа
Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.
Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.
должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.
Реферат
По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.
В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.
Введение
Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы
Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.
После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:
- Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
- Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
- Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
- Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
- Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
- Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
- Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
- Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
- Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
- Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
- Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.
Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.
Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках
Основная часть
Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.
Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.
В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.
6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры
Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд важно оформлять по строгим правилам:
- После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
- Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
- Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
- При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
- Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
- Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.
Вот и все правила оформления научно-исследовательской работы студентов, которые важно держать в голове. А чтобы крепче усвоить их, изучите наши примеры оформления НИР по ГОСТу:
А еще можете скачать образец НИР для наглядного знакомства с этим типом работ.
Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам. Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Общепринятый план исследовательской работы
Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным
Общераспространен следующий план:
- Титульный лист.
- Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
- Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
- Введение в научно-исследовательскую работу.
- Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
- Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
- Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
- Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.
Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.
Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.
Шаг 3. Выступить на конференции
Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.
Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.
Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.
Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.
Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.
В чем польза проекта для школьника
- Прокачать полезные навыки. Ребенок учится добывать и обрабатывать информацию, делать из нее выводы, формулировать гипотезы и доказывать их. Такие навыки пригодятся в жизни, чтобы научиться отличать фейковые новости от настоящих, доказывать свою точку зрения в любом споре и даже выбрать будущую карьеру.
- Научиться выступать. При подготовке к защите ребенок учится вычленять главное из всей проделанной работы для доклада на несколько минут. Да и нужно рассказать о проекте так, чтобы всем было интересно — еще один вызов, с которым сталкивается ребенок.
- Получить дополнительные баллы при поступлении. Не везде, но можно. Например, если прийти с проектом на конференцию «Наука настоящего и будущего», можно получить баллы в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова.
- Облегчить жизнь в университете. Там придется регулярно писать и защищать научные работы, и после подобного опыта в школе в вузе будет гораздо проще с этим справляться.
Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.
По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.
На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.
И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.
ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II
Результаты анкетирования
Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся третьих и шестых классов. В анкетировании приняло участие 47 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Любите ли Вы газированные напитки, сухарики, чипсы?
2. Часто ли Вы употребляете газированные напитки, сухарики, чипсы?
3. Используете ли Вы и ваши близкие для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре, лапшу, котлеты и т.д.)?
Анализ анкетирования показал, что все опрошенные учащиеся 95% употребляют те или иные продукты в своём пищевом рационе, 90% обучающихся ответили, что очень любят газированные напитки, сухарики, чипсы. Из них 30% употребляют газированную воду и 15% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день).
10% отметили, что в приготовлении домашней пищи они и родители используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша, картофель и т.д.).
Формы научно-исследовательских работ
Кроме индивидуальной, практикуются и массовые формы научной работы. Вот некоторые из них.
Работа в секциях
В вузах часто работают кружки — добровольные объединения студентов, занятых исследованиями. В секциях собираются люди с общими интересами, они обмениваются опытом и информацией, помогают друг другу продвинуться в работе. Участники собирают обсуждения или выставки, делают доклады, ставят опыты, готовят публикации для научных журналов, пишут заявки на исследовательские гранты. Обсуждают научно-популярные или научно-фантастические фильмы и книги. В зависимости от целей, секции делятся на проблемные и научные.
Студенческие конференции
Конференция — собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Участие студентов в конференциях поощряется, но не считается обязательным. Желающий готовит доклад по мотивам своей НИР. Это опыт публичных выступлений, возможность завести полезные знакомства и получить толковый комментарий к работе.
Публикации
Подготовкой статей для публикации в научных журналах студент занимается в соавторстве с научным руководителем или под его руководством. Для учащихся вузов это необязательно. Но в аспирантуре публикации — одно из условий получения степени. В идеале, публикация аспиранта — показатель качества научной работы.
Структура исследовательской работы: что это такое и зачем это нужно
Четкая структура НИР упрощает и написание ее, и проверку
Структура исследовательской работы не так сложна, как может показаться.
Но очень важно выстроить правильную последовательность разделов так, чтобы они друг друга дополняли и образовывали единое целое. С одной стороны, общепринятая структура научно-исследовательской работы призвана унифицировать поток курсовых, дипломов и диссертаций, чтобы упростить их проверку
С одной стороны, общепринятая структура научно-исследовательской работы призвана унифицировать поток курсовых, дипломов и диссертаций, чтобы упростить их проверку.
С другой — четкая структурная организация научной работы помогает самому исследователю, позволяет выстроить логику повествования, сделать работу удобной для восприятия, а значит и убедительной.
Написание введения начинается с вводного слова
Любое введение нужно начинать с вводного слова. У многих начинающих авторов, которые впервые сталкиваются с написанием научных работ, первые проблемы начинаются именно с вводного слова. Что же такое это вводное слово и как его правильно составить?
Вводное слово играет роль “опоры”, с которой должно начинаться дальнейшее описание. Без него введение будет неполным, поскольку нельзя начинать повествование сразу с актуальности или с описания целей и задач.
Если у вас будет отсутствовать вводное слово, то при защите у проверяющих могут возникнуть лишние и неприятные вопросы, которые доставят вам немало неприятностей.
Вводное слово, как правило, состоит из двух-трех страниц чистого текста, который по своему содержанию полностью раскрывает проблематику вашей темы.
Правильно написанное вводное слово должно содержать следующие основные пункты:
- Раскрытие основных понятий и проблематики исследования. Здесь вопросов быть не должно, вы просто указываете на основную проблему исследования и даете определение основным понятиям, с которыми будете работать.
- Вы должны показать особенности взаимодействия основного объекта вашего исследования с внешним миром. Это очень важный вопрос, который сможет показать ваш уровень понимания выбранной вами темы. Поскольку это основной пункт “введения к введению”, то мы более детально его опишем. Итак, выбранная нами тема будет звучать так:
Как видно из приведенного примера, автор сделал следующие шаги:
- провел четкую параллель между основными пунктами своей работы;
- кратко раскрыл суть их взаимодействия;
- показал, в чем состоит главной отличие одной сферы контроля от другой.
При таком описании, проблем на защите не возникнет.
После, идеально написанное вступительное слово должно содержать абзац, указывающий на развитие проблемной ситуации в определенных временных отрезках.
Как видно из примера, автор четко указал суть проблемы влияния времени на выбранную тему.
Это важно! Вводное слово должно быть кратким анонсом ко всему содержанию вашей работы. Нужна помощь в написании статьи?
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Что такое научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа (НИР) — это такое построение учебного процесса, при котором студенты исследуют и стараются решить проблемы своей профессиональной области. Студенты задействованы в НИР с первого курса.
Кажется, что научной работой лучше заниматься только одаренным учащимся. Однако для студентов новизна предложенного в НИР решения отходит на второй план. На первом — личные и профессиональные навыки, которые в итоге формируются. Например, умения разбираться в объеме информации, творчески подходить к решению задач, критически мыслить, быть любопытными и способными самообучаться. Это пригодится и в работе, и в жизни.
Впрочем, для некоторых студентов с НИР начинается путь в большую науку. НИР пишут и оформляют по логике и правилам самого настоящего научного труда — с анализом теории, построением гипотез и экспериментами.
Еще один результат самостоятельных исследований студентов — формирование доверия и уважения общества к научному знанию. Вуз выпустит в жизнь образованных граждан, которые знают, чем занимаются ученые и почему их работа важна.
Научно-исследовательская деятельность
Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося
Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.
Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы
Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения
Нир предусматривает несколько классификаций:
- фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
- поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
- прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.
Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.
Полезные советы
В вашей работе ни в коем случае не должно быть плагиата
Еще несколько советов, которые помогут написать качественную научную работу:
- Не нужно бояться переформулировать тему и другие фундаментальные предпосылки, даже если написано уже очень много. Новые данные могут показать, что изначальная тема или уже проработана, или попросту не несет в себе новизны и актуальности. В таком случае, фундаментально переосмыслить всю работу будет единственным верным выходом.
- О формальных правилах оформления НИР следует помнить всегда, желательно все необходимые манипуляции проводить уже в процессе написания чернового варианта, что поможет избежать многих проблем в будущем.
- Научный руководитель — это не просто преподаватель, который следит за процессом работы. Он направляет ее в нужное русло, редактирует и дает ценные советы. Не следует пренебрегать консультациями. Напротив, следует задавать как можно больше вопросов. В конце концов, этот человек помимо прочего имеет огромный опыт написания исследовательских работ.
- Необходимо тщательно следить за источниками. Многие отрасли научного знания развиваются очень быстро, и может выйти так, что статья, написанная буквально год назад, в настоящее время может быть недостоверной и устаревшей. Устаревшие данные в научной работе — серьезная ошибка, которая не пройдет мимо квалифицированного рецензента.
- Нужно внимательно следить за стилем повествования. В рамках научной работы избыток терминологии и даже канцеляризмов не считается ошибкой. Напротив, научный стиль имеет свои очень строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы содержание работы было воспринято правильно. В глазах рецензента и комиссии владение терминологией и строгое соблюдение норм научного стиля — только плюс.
- В работе должно быть цитирование и не должно быть плагиата. Любая мысль, которая принадлежит не автору, оформляется как прямая цитата. Обойти современные антиплагиаты достаточно сложно, к тому же наличие неоформленных заимствований мгновенно понижает ценность работы в глазах рецензента и любого другого читателя.
- Отрицательный результат — тоже результат. Следует помнить, что сказать что-то действительно фундаментально новое в рамках той или иной научной отрасли — это крайне сложно. С большой вероятностью, конечный результат работы не будет соответствовать изначально заявленному, и это нормально.
- Написанное стоит перечитывать. Всегда. И дело даже не в грамматических, синтаксических ошибках или опечатках. На свежую голову ранее написанное может восприниматься совсем по-другому.
И, конечно же, самая главная рекомендация — это максимально хорошо разобраться в теме своей работы. Широкий теоретический багаж не только поможет написать качественный диплом, курсовую или диссертацию, но и уверенно ответить на вопросы в процессе защиты.
Основные разновидности
Существуют разные виды научно-исследовательских работ, которые используются в профессиональных учебных заведениях. Каждый имеет характерные черты, особенности написания и оформления.
Эссе
Это малый жанр НИР, напоминающий сочинение на заданную тему. Специфика её заключается в свободном изложении собственных мыслей, взглядов, видения той или иной проблемы. Эссе обычно пишут студенты, обучающиеся на историко-правовых, гуманитарных факультетах.
Структура работы простая. Основу её составляют краткие тезисы, сопровождающиеся аргументами. Доказательства носят научный, представляют собой рассуждение на основе личного опыта пишущего. Преподавателям она показывает умение студента мыслить, строить высказывание, выражать собственную позицию.
Реферат
Данная НИР предназначена для представления теоретических знаний по теме, предмету. К реферату не предъявляют строгих требований. Но он должен показать, насколько студент владеет теорией, ориентируется в понятийном аппарате, терминологии, мнениях и опыте учёных. Эта работа не предполагает творческого подхода. Здесь важны глубина анализа и степень погружения в тему и предмет исследования.
Курсовая работа
Это НИР, которую пишут студенты 2,3,4-х курсов под патронажем преподавателя, который осуществляет научное руководство по её созданию. Она может иметь научно-исследовательскую или прикладную направленность.
Содержание курсовой – это сочетание теории и практики. По структуре она состоит из 3-х частей. Основная — делится на 2-3 главы. При её написании студент показывает уровень знаний по определённой дисциплине, демонстрирует практические навыки и умения отбирать и систематизировать материал, проводить анализ информации, видеть практическую значимость исследования. Объём курсовой – 20-30 печатных страниц А4.
Выпускная квалификационная работа
ВКР – это работа, выполнение которой является основанием для получения документа о профессиональном обучении. Её выполняют студенты колледжей, бакалавры, магистранты, диссертанты на выпускном курсе.
Специфика ВКР определяется уровнем образования, которое получает соискатель. Она направлена на проверку отраслевых знаний и практических профессиональных навыков, которыми должен обладать выпускник колледжа или ВУЗа.
Диссертация
Самой крупной по объёму и содержанию НИР является диссертация. Она бывает кандидатской (на соискание учёной степени) и магистерской (на получение квалификации магистра). В ней претендент проводит глубокое исследование проблемы с привлечением большого пласта теоретических знаний и проведением практических исследований.
Защита её проходит публично. Перед ней соискатель сдаёт кандидатский минимум (экзамены по предметам, утверждённым программой обучения). В случае успешного прохождения этого этапа магистрант, аспирант получает право на профессиональную преподавательскую деятельность.
Работа в секциях
Данная форма научной работы предполагает более глубокое погружение в профессию. С помощью преподавателей обучающиеся изучают тонкости дисциплины, разбирают узкие темы.
Секции имеют тематическую направленность. Студент сам выбирает, что ему интересно. Он учится работать в группе, заниматься коллективным исследованием, выполнять проекты, решать нестандартные задачи.
Студенческие конференции
Симпозиумы, конференции – коллективные мероприятия, к которым студенты готовят публичные доклады. В них представляют материалы различных исследований, статей. После выступления проводят обсуждение интересных или спорных моментов. На таких мероприятиях широко применяют метод дискуссии.
Научные статьи
За время обучения студенты пишут научные статьи. Удачные работы публикуют в вузовских сборниках, печатных изданиях. Этим занимаются выпускники. Обычно тема статьи перекликается с проблемой дипломной работы. При написании статей студенты кратко излагают суть большого исследования.
Публикации дают им возможность прославиться. Если работа вызывает отклик, её читают, рецензируют, принимают или не принимают точку зрения автора, это оказывает хорошее действие на дальнейшую судьбу автора.
Научно-исследовательские работы педагогов: подбор материалов и темы
Педагогические исследования, в зависимости от направленности, подразделяются на фундаментальные, прикладные и методические. Первые нацелены на разработку общих концепций, систематизацию педагогических достижений, моделирование педагогических процессов и систем. Вторые решают практико-ориентированные проблемы, связанные с содержанием и методами обучения, подготовкой специалистов, оценкой качества педагогического процесса. Решение конкретных практических проблем находит отражение в разработке пособий, методических рекомендаций, учебников и т. п.
Выбор темы зависит от масштабов исследования, его вида и специфики проблемы. Так тематика педагогической разработки может быть связана с созданием методической системы, авторского курса, разработке алгоритмов, правил и средств обучения. В свою очередь название фундаментального исследования должно быть ёмким, четким и отражать сущность предлагаемой концепции.
Материалы педагогических исследований отличают разнообразием и включают, помимо литературных и документационных источников, устные источники (лекции, материалы конференций, выступлений, докладов и т. п.), народные и семейные традиции воспитания, а также личный опыт работы учителя.
Посмотрите вебинар о том, как выбрать тему для исследовательской работы.
Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.
У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.
Чтобы помочь ребенку нащупать то, что его действительно вдохновляет, приходите на бесплатный интерактивный фестиваль Smartfest 16 октября. 38 экспертов соберутся вместе, чтобы ответить на вопросы родителей об образовании и воспитании в диджитал-мире, проведут открытые уроки и мастер-классы по раскрытию талантов ваших детей. Всем участникам — полезные подарки от школы Skysmart и подборка материалов об образовании.