Как правильно написать научно-исследовательскую работу (нир)?

Структура научно-исследовательской работы

Для отчёта по работе характерны структура научно-исследовательской работы и объём, зависящие непосредственно от содержания полученного задания и результатов, выявленных в ходе исследования.

К отчету о научно-исследовательской работе предъявляются требования ГОСТ 7.32 (ИСО 5966).

НИР должна иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение – здесь следует кратко описать задачи, цели и актуальность исследования, а также гипотезы;
  • аргументация базовых понятий и теоретической позиции;
  • изложение применяемой исследовательской методики и всех пройденных этапов;
  • изучение результатов, которые были получены;
  • решения и рекомендации;
  • заключение и выводы, сделанные по работе;
  • перечень используемой литературы;
  • приложения.

Отчет начинается с титульного листа.

Пример содержания:

Во введении должна быть раскрыта актуальность и социальная ценность темы применительно к теории и практике нашей страны и мира. В этом пункте даётся краткое описание целей и задач, предмета и объекта, а также базы научного исследования, научные гипотезы, методика сбора и анализа информации, аргументы в пользу выбора конкретных литературных источников.

Пример введения:

Основная часть отчёта о НИР должна содержать результаты выполненного исследования.

В заключении приводятся:

  • выводы по результатам работы в сжатом виде;
  • общая оценка решений по поставленным задачам;
  • разработанные рекомендации и исходные данные по возможному применению полученных результатов;
  • оценка эффективности их внедрения с технико-экономической точки зрения.

Пример заключения:

Составление библиографического списка выполняется согласно требованиям к такому описанию и располагается после основного текста.

В “Приложениях” указывается используемый вспомогательный материал. Необходимость в его применении может возникнуть, когда требуется более полно раскрыть содержание и результаты исследований. Включение ссылок на приложения в текст работы обязательно. Их число определяется обучающимся.

Выполнение НИР осуществляется согласно индивидуальному заданию. В процессе должны быть собраны различные научные материалы и выполнена работа научной направленности.

Защита научно-исследовательской работы (НИР)

Проведение защиты может осуществляться двумя способами:

  • работа оценивается научным руководителем;
  • НИР публично защищается во время проведения открытого заседания комиссии.

Первый вариант подразумевает завершение проверки работы оценкой, поставленной научным руководителем. Второй же означает проведение защиты на открытом заседании специальной комиссии.

Устная защита научно-исследовательской работы (НИР) заключается в изложении студентом основных результатов проделанной работы. Такое сообщение должно быть продолжительностью 5-7 минут. За это время обучающемуся надлежит продемонстрировать актуальность избранной им темы, задачи и цели проведённого исследования, а также представить собственные выводы.

Для устного доклада составляются тезисы для аргументации актуальности, описывается суть работы, приводятся основные термины и выводы. Для оформления доклада потребуется 2-3 отдельных листа. В день защиты доклад сдаётся председателю комиссии.

Речь должна быть продумана и строго выстроена. В выступлении обязательно должны прозвучать: тема, задачи и цель исследовательской работы, основные положения и выводы, к которым обучающийся пришёл в процессе научного изыскания. Особенно следует выделить те исследования, которые были проведены лично исполнителем. Если рассматриваемая проблема отличается новизной и у нее есть существенное практическое значение, то работа будет оценена по достоинству.

На какие виды делится НИРС

В научно-исследовательской работе студента можно выделить только два основных вида:

  1. Научная деятельность, которая проводится во время учебного процесса по действующим учебным планам. Сюда относятся: реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (диплом).
  2. Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом.

Реферат – это, пожалуй, самая популярная научная работа, которая касается не только студентов вузов, но и учащихся школ.

Под рефератом подразумевается краткое изложение на заданную тему или четко структурированный доклад.

Цель такой письменной работы – подбор и выделение наиболее важной и значимой информации по определенной теме, ее грамотное и лаконичное оформление. Брать данные для реферата можно как из нескольких источников, так и только из одного

В случае, если все сведения взяты из одного ресурса, работа будет называться монорефератом.

Курсовая работа в отличие от реферата уже сложнее в выполнении. Работая над курсовой, учащиеся стремительно движутся к научному творчеству, учатся искать нужную информацию в научной литературе и правильно с ней обращаться.

Во время работы с различной литературой студенты получают драгоценные навыки анализа информации и критического отбора. В разных вузах существуют разные требования к написанию курсовых работ.

В некоторых учащиеся начинают свою научную деятельность уже на первом курсе, некоторые только со второго. Общим остается тот факт, что на первых двух курсах выполнение курсовой не будет сильно тяжелым, так как кафедра выставляет минимальные требования.

Но на следующий учебный год требования повышаются, и вместе с этим растет уровень сложности и ответственности для студентов. Это делается для развития в учащихся навыков исследования и умения работать, учитывая все сроки.

Диплом или выпускная квалификационная работа – это последний рывок, после которого из стен учебных заведений выходят не просто студенты, окончившие вуз, а специалисты.

Цель написания дипломной работы – закрепление и развитие теоретических и практических знаний, а также полное исследование и изучение выбранной темы.

Преподавателям неинтересен диплом на неактуальную тему

Во время выполнения выпускной квалификационной работы предполагается, чтобы студент решил основные задачи профподготовки выпускника с высшим образованием:

  • раскладывание всей теоретической информации «по полочкам» или ее систематизация;
  • развитие навыков ведения научной деятельности и проведения практических исследований

Выпускная квалификационная работа выпускника вуза должна соответствовать ряду таких требований:

  • затрагивать только актуальную тематику и соответствовать перспективам совершенствования и развития выбранной научной области;
  • углубленное изучение поставленной проблемы и описание ее исторических предпосылок;
  • изучение научной литературы на выбранную тему дипломной работы, ее полный анализ и изучение;
  • грамотное и четко структурированное описание цели, задач, методов и предмета исследования;
  • подробный анализ проведенного студентом опыта для возможности решения затронутой проблемы;
  • формулирование выводов о проделанном научном исследовании и практических рекомендаций

На старших курсах многие учащиеся уже работают по специальности и получают драгоценный опыт, о котором они могут написать в практической части своей дипломной работы.

Таким образом это только сыграет на руку выпускнику вуза и повысит его шансы на увеличение научной ценности своей работы и получение отличной оценки.

Понятие научной статьи

Этим термином обозначают небольшое исследование, в котором рассматриваются вопросы, важные для какой-либо области науки. Автор, в одиночку или с коллегами-соавторами, представляет результаты проведенной работы и подводит итог, предлагая решить поставленную в статье проблему тем или иным способом.

Читатели таких статей — молодые или состоявшиеся ученые, которые занимаются той же или смежной сферой науки.

Пишущий при этом опирается на данные опытов и текстовые источники с подтвержденной достоверностью: труды других исследователей и справочные материалы. В научной статье не должно быть догадок, необоснованных гипотез и выводов, рассуждений не по теме.

Отчет по практике НИР

По результатам пройденной практики обучающийся подготавливает отчет. Форма утверждается университетом на основе действующих государственных образовательных стандартов. Чтобы отчитаться о проделанной работе, магистранту необходимо систематизировать собранные данные и предъявить их научруку.

Руководитель проверяет правильность и полноту выполнения задания, выставляет оценку. Затем отчет поступает на кафедру. К документу прикладывают дневник практики с подробным описанием ежедневной работы, отзыв научного руководителя и рецензию стороннего специалиста, если таковая предусмотрена. Дополнительно могут быть приложены другие документы, которые нужны для обоснования итоговых результатов.

Как отвечать на вопросы

Вопросы — это уникальная возможность узнать мнение специалистов и более широкой аудитории о вашей работе. Хотя многие считают вопросы из зала аналогом студенческих экзаменов и отвечают чересчур коротко, желая покончить с этим как можно быстрее. Вот несколько советов, которые помогут вам расслабиться, понять вопросы и выразительно на них ответить.

Во-первых, не забывайте про зрительный контакт с людьми, которые задают вопросы. Во-вторых, повторите вопрос теми же словами так, чтобы каждый мог его услышать (часто регулировка микрофонов на сцене и в зале разная, и другие слушатели могут не понять или не расслышать вопроса). Это также даст вам дополнительное время, чтобы лучше понять смысл сказанного. Проверьте по реакции оппонента, поняли ли вы смысл вопроса, и если нет — не стесняйтесь попросить объяснить ещё раз или переформулировать вопрос (особенно это актуально, если вопрос задаётся не на родном языке).

Выслушайте вопрос: мы часто начинаем отвечать немедленно после первых двух слов, как будто мы ожидали именно такой реакции. Но часто именно так можно попасть впросак.

Теперь, когда вам задали чёткий вопрос, согласитесь, что вопрос стоящий. Скажите «да» самой идее, потому что всякая идея имеет право на существование и обсуждение. Можно честно признаться: «я не знаю», «я не думал об этом прежде», «давайте поговорим об этом после лекции» или «это очень точное замечание».

К сожалению, некоторые вопросы на научных докладах задаются немотивированно агрессивным тоном

Тут важно отделить драматическое выступление — «музыку» (эмоциональное настроение) вопроса, — от содержания. Агрессивно заданный вопрос может вызвать интуитивную защитную реакцию, и вы не поймёте смысла спрошенного

Если же отделить агрессию от содержания, то у вас есть шанс ответить корректно и, в то же самое время, не испытывать терпения присутствующих. Это одновременно сведёт агрессию на нет и прибавит вам очков.

Очень важен первый вопрос, потому что ваша манера отвечать определит тон последующей дискуссии. Именно началу этой части выступления уделите максимум времени и внимания. И конечно, обязательно учтите все заданные вопросы при подготовке к следующему выступлению (начните опять с подготовительной фазы). Таким образом, вы предупредите появление одних и тех же вопросов снова и снова и сможете перейти к вопросам «следующего уровня».

Разновидности научных обзорных статей

Среди работ описываемого типа выделяют 4 подвида, которые пишут для достижения разных целей. У каждого из них свои особенности.

Оценка всей проделанной работы

В такой статье автор оценивает данные, полученные исследователями за обозначенный период, определяет их ценность для направления, науки как таковой, важность для общества. Написать исчерпывающий оценочный обзор получится у опытного ученого, который сам занимается выбранной областью

Специалист такого уровня может определить значимость источников, адекватность методов и достоверность результатов, а в конце грамотно подвести итог.

В обзорной статье делается оценка всей проделанной работы.

Описание (включает динамику исследований)

Здесь задача составителя — рассказать, как с течением времени продвигалось изучение какой-либо научной проблемы до настоящего момента. Автор анализирует нынешнее состояние узкой области знания. Обзоры этого типа используют в вузах, чтобы дать студентам и аспирантам всестороннее представление о рассматриваемом в статье объекте исследования.

Исчерпывающий обзор без авторского подхода

В этом случае обозреватель анализирует выбранные публикации по теме, комментирует их, но не высказывает субъективного мнения, основанного на собственном научном опыте.

Литературный обзор

Автор перечисляет источники, которые напрямую относятся к рассматриваемой проблеме. Анализ публикаций отсутствует, но приводится подробная библиография.

В статье автор делает литературный обзор.

Кроме того, бывают короткие мини-обзоры и полноразмерные статьи объемом в десятки и сотни страниц. В первых информация подается в сжатом виде, чтобы читатель составил общее представление о предмете исследования. Вторые отличаются большим количеством подробностей, но требуют времени для написания и прочтения.

Виды

По способам изучения проблемы работы условно можно разделить на несколько групп:

  • обзор литературы;
  • теоретические;
  • практические.

Выбирая написание обзора, автор анализирует, насколько данная тема изучена и какие перспективные направления в последующем. Научно-теоретические работы анализируют имеющийся материал, представленный в профильных изданиях, формулируют вытекающие из них выводы. Для написания практических научных работ необходимо иметь результаты собственных наблюдений, экспериментов. Часто используемые способы написания перекликаются. Тогда работы могут становиться обзорно-теоретическими либо теоретически-практическими.

Научные работы классифицируются и по целям их проведения

Так, если изложение материала призывает обратить внимание на проблему, это полемическая работа. Ее целью, как правило, является постановка призыв аудитории к обсуждению

Представление конкретных результатов и обобщений свидетельствует об исследовательской научной работе. Значит, автор провел определенную цепь экспериментов и, получив конкретные результаты, обобщил выводы.

Оформление также предусматривает деление работ на тезисные (объемом менее одной страницы), краткого описания (до 6 страниц), полного изложения (до 12 страниц).

Какие цели и задачи преследует НИРС

У научно-исследовательской работы студента всего три важнейшие и основные цели:

  • развитие и формирование творческих способностей профессиональные качества учащихся вузов;
  • привлечение студентов к научной, а также творческой и технологической деятельности; совершенствование способов для привлечения молодежи в различных исследованиях;
  • обеспечение повышения уровня подготовки будущих специалистов, имеющих высшее образование

К основным задачам отнесем следующие моменты:

  • обеспечение возможности для студентов участвовать в различных научных исследованиях, в творчестве технического характера и настоящих разработках научных и технических проектов;
  • обучение студентов методике правильного, рационального и эффективного добывания, использования знаний на практике;
  • развитие и создание молодежных творческих групп или объединений;
  • изучение современных технологий в области науки, техники, производства;
  • повышение у учащихся навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;
  • на фоне системы учебно-воспитательного процесса поиск и совершенствование новых способов объединения системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью.

Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью процесса образования. Их могут организовать как профессора и преподаватели учебного заведения, так и аспиранты или сотрудники исследовательских центров.

Сама организация научной деятельности для учащихся проходит либо на кафедрах, либо в специализированных лабораториях в зависимости от специализации. Также НИРС может осуществляться на научных конференциях, выставках и олимпиадах.

Студент должен осваивать знания на практике

Существуют и проектно-исследовательские работы.

Интересно то, что такой вид студенческой деятельности также имеет свою аббревиатуру:

  • П – проектно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Система ПИРС охватывает как учебное, так и внеучебное время учащегося.

Учебно-методический комплекс ставит перед собой одну единственно-важную цель – сделать систему проектно-исследовательских работ доступной для широкого использования в ежедневной практике как преподавателям, так и учащимся.

Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике

Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит — по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления — вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим — все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.

Правила написания научной статьи для студентов

Смысл написания студенческой статьи не в совершении серьезных исследовательских прорывов

Здесь важно показать умение пользоваться специализированной терминологией, логично идти от формулировки гипотезы к ее подтверждению или опровержению. При этом учащийся вуза показывает, что он готов придерживаться научных критериев в статье

Необходимо соблюдать общие правила:

  • ограничение исследования узкой тематикой;
  • строгое соблюдение формальных требований, оговоренных редакцией сборника;
  • употребление научного стиля, терминологии, соответствующей выбранной тематике и дисциплине;
  • своевременная отправка материалов (печатное издание выходит в конкретные сроки, поэтому действуют жесткие дедлайны по принятию присылаемых текстов).

Особое внимание нужно уделить такому параметру, как уникальность (приемлемым показателем считается не менее 75–80%). Чтобы не получить отказ редакции, необходимо достичь того уровня оригинальности, который оговорен в условиях того или иного журнала

Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны

Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов — ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать — если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.

Презентация

Хорошая презентация — это двусторонняя коммуникация с аудиторией. Поэтому в первую очередь необходимо установить со слушателями зрительный контакт. Не зарывайтесь в свои слайды — это признак страха и неуверенности перед аудиторией. Как и во время театральных представлений, аудитория сочувствует «герою» и идентифицирует себя с лектором. По сути, слушатели сами заинтересованы в том, чтобы доклад был интересным. Если же вы «отключитесь» от аудитории и сосредоточитесь только на слайдах, то и за вашим докладом перестанут следить. А когда вы устанавливаете зрительный контакт и заинтересовываете аудиторию, слушатели отвечают тем же.

Визуальный контакт даёт вам возможность понять состояние слушателей и приспособиться к еле заметным переменам в их настроении

Если вы ощущаете, что аудитория теряет внимание — измените интонацию или манеру жестикуляции, сделайте паузу или скажите то, что чувствуете прямо сейчас, например: «Становится жарко» или «Я чувствую запах кофе», — неважно, что именно, но что-то из того, что ощущает большинство людей в зале. Такая передышка позволит отдохнуть и восстановить нарушившийся контакт

Когда у вас накопится научный ораторский опыт, начните превращать формальный доклад в увлекательный рассказ. Расскажите историю — из какого наблюдения вытекла ваша работа, и какие были первые шаги. Вспомните, как росла напряжённость в предзнаменовании открытия. И наконец, вспышка: «Ах, вот же ответ». Грамотно представленный популярный рассказ о возникновении, становлении и решении проблемы чаше бывает более познавателен, чем сухой язык фактов.

Язык тела также важен для коммуникации. Очень часто можно видеть лектора в искажённой позе: плечи его повёрнуты к аудитории, глаза устремлены на слайды, в одной руке лазерная указка, а в другой — переключатель слайдов. Это — «оборонительный» язык жестов, который ухудшает контакт со зрителями и увеличивает напряжение самого лектора. Сделайте короткую видеозапись своего доклада, и вы увидите то, о чём сейчас идёт речь. Со временем большинство людей находят свой «открытый» язык жестов, и это помогает чувствовать себя во время доклада более раскованно. И чем раньше вы отработаете свой стиль, тем плодотворнее пройдут ваши будущие презентации.

Кроме того, не забывайте, что именно вы ответственны за то, чтобы аудитория поняла суть ваших работ. Не используйте вопросы типа: «Вы понимаете? Вам всё ясно?»; спрашивайте «Я понятно объяснил?..», — так вы возложите ответственность за ясность изложения непосредственно на себя и освободите слегка рассеянных или уставших слушателей от груза подспудных упрёков.

Оформление полученных результатов

Теперь поговорим о том, как делать заключение в исследовательской работе. Результаты проведенных расчетов должны быть оформлены в виде таблиц, к каждой из них прилагается вывод. В заключении школьник отмечает соответствие полученных в ходе работы итогов с гипотезой, поставленной им в начале своей деятельности. Юный исследователь должен показать в итоге свою позицию относительно тех результатов, которые ним были получены.

Например, заключение может иметь следующий вид:

«Гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась полностью. При проведении экспериментальной части работы удалось методом йодометрии вычислить количественное содержание аскорбиновой кислоты в исследуемых образцах чая. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Иван-чай по праву можно считать «кладовой» витамина С».

Полезные советы по написанию научной статьи

Чтобы точно знать, как написать статью в научный журнал, чтобы ее не отклонили, можно следовать нехитрым советам, которые помогут аспиранту справиться с непростой задачей. 

  • Консультируйтесь только с тем человеком, который является специалистом в выбранной вами области исследований. 
  • Текст должен быть написан грамотным языком, с присутствием терминологии. 
  • В работе должны присутствовать ссылки на источники. 
  • В своем анализе критикуйте творения других авторов, чтобы доказать актуальность своих исследований. 
  • Не «лейте воду». 
  • Оформляйте статью по правилам. 
  • Укажите научную новизну полученных результатов исследований. 
  • В заключительной части представьте экономический эффект от применения вашей разработки. 
  • Перечитывайте готовую работу, чтобы исправить неточности и ошибки. 
  • Сравнивайте свою разработку с аналогами, выделяя ваши преимущества. 
  • Прислушивайтесь к замечаниям и комментариям рецензента. 
  • Не срывайте сроки подачи статьи в редколлегию. 
  • Проверьте работу на плагиат перед подачей на публикацию. 

Места публикации

На выбор печатного издания влияет уровень квалификации автора и качество выполненной работы. Если студенту-старшекурснику уместно опубликовать дебютную статью в «Вестнике» своего вуза, то аспиранту необходимо, чтобы материал приняли в одном из журналов, рецензируемых ВАК (Высшей аттестационной комиссией). Обладатели ученых званий, работающие в исследовательских институтах, публикуют труды в сборниках конференций (в т. ч. международных), а также периодических изданиях, которые индексируются в специальных базах.

Материал должны принять в одном из журналов, рецензируемых ВАК.

Совет 7 — как писать заключение

Ну вот, практически всё, осталось написать заключение. В заключении нужно повторить самые главные моменты из вашей статьи —  так сказать, выжимку, концентрат информации, которую вы дали.  Для того, чтобы человек, прочитав статью, смог освежить в памяти самое главное, что эта статья ему даёт.

Кроме того, надо ещё помнить, что многие посетители проматывает статью, особенно большую, до самого конца, читают 1- 2 абзаца в конце статьи, и только после этого  переходят к чтению статьи целиком.

Поэтому ваше заключение должно выполняет также роль введения. Только здесь всё должно быть в прошедшем времени, как будто человек уже получил решение проблемы, о которой вы говорили во введении.

А также нужно дать какой-то стимул человеку, чтобы он эту информацию начал применять, чтобы он не просто прочитал и забыл, чтобы он получил от неё реальную практическую пользу.

Очень хорошо также пожелать ему всяческих удач, успехов и призывать читателя поделиться этой статьей со своими друзьями, знакомыми с помощью кнопок социальных сетей, которые обычно находятся внизу каждой страницы.

Это значит, что посещаемость вашего сайта будет расти, будет расти и количество ваших потенциальных клиентов. Используйте эти рекомендации каждый раз, когда будете писать статью, не зависимо от её размера.

Видео: Как правильно писать статьи для сайта

Если советы по написанию статей для публикации оказались полезными — поделитесь ими с друзьями, нажмите социальные кнопки внизу:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector