Виды лекций — определение, особенности, формы и функции

Содержание:

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.

Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. 

К базовым принципам учебной игры относятся:

  1. Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

  2. Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

  3. Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

  • комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;

  • использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;

  • перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;

  • сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя. 

Лекция-конференция

Эта разновидность лекции проводится как занятие научно-практического плана. Причем проблема и система докладов оговариваются заранее. Каждое выступление длится порядка 5-10 минут. Оно представляет собой законченный в логическом плане текст, который подготовили в рамках программы, предложенной преподавателем, заранее. Совокупность зачитанных текстов позволяет всесторонним образом осветить проблему. Как правило, в конце лектор оглашает результаты самостоятельной деятельности, выступлений студентов. Он дополняет или уточняет предложенные сведения, формулирует ключевые выводы.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

  • установочная;
  • информативная;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • лекция-концерт;
  • лекция-презентация;
  • лекция-дискуссия;
  • в форме консультации;
  • обзорная (без детализации);
  • проблемная;
  • с визуализацей информации;
  • бинарная.

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
  • Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.

Роль функции особенности и преимущества лекции

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных особенностей, в частности:

  • дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины:
  • вооружает студентов методологией конкретной науки;
  • он лучше и качественнее других форм компенсирует устарелость или отсутствие современных учебников и пособий, быстро знакомит учащихся с последними открытиями науки;
  • органично сочетает в себе воспитание и обучение;
  • Направляет учащихся на самостоятельную работу и определяет ее основные направления.
    Лекционная форма преподавания имеет ряд преимуществ:

Это самый быстрый способ передачи научной информации, самый экономичный способ обучения, так как лекция работает с большим объемом материала и рассчитана на большое количество людей, способных одновременно воспринимать и обрабатывать учебный материал. Это также делает его очень эффективным способом обучения по степени усвоения материала, поскольку лектор имеет возможность непосредственно выстраивать логику изложения материала, способствовать превращению информации в прочно усвоенные знания в рациональной манере, освещать на месте вопросы, возникающие у аудитории.

Умение варьировать способ изложения лекционного материала, от чисто информативного до проблемно-ориентированной структуры лекции, что способствует формированию когнитивной культуры мышления студентов.

Личное взаимодействие студентов с настоящими учеными, которое не может заменить ни один учебник и часто невозможно ни в какой другой форме. Конечно, не все лекторы такие, но вероятность такого личного общения, способного увлечь аудиторию и вызвать неподдельный интерес, очень высока.

У преподавателя также есть возможность показать студентам способы самостоятельного изучения материала курса.

Лекция в образовательном процессе выполняет следующие функции:

  • Информационные (передача новой информации, материала курса, научных знаний);
  • Ориентационный (введение в науку и будущую профессию, знакомство с предметом, определение научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки);
  • методологический (дает представление о методологии науки, методах и приемах исследования);
  • мотивационный (побуждает к самостоятельному изучению предмета, исследовательской работе, самообразованию и профессиональному развитию);
  • воспитательные (понимание и принятие ценностей; формирование взглядов, установок через содержание изучаемого материала, общение с лектором-преподавателем);
  • развивающие (развитие мышления, языка, памяти, специальных навыков и т.д.).

Анализ функций, присущих лекции, показывает ее ведущую роль среди других форм и методов обучения, так как она дает студентам первые научные знания.

Ведущее положение лекции в учебном процессе определяется тем, что:

1) курс лекций по предмету раскрывает основное содержание;

2) это лекции, которые определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую концептуальную и профессиональную направленность всего учебного процесса;

3) от лекции зависит направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса.

Это подкрепляется тем, что лекции составляют не менее 50% времени каждой изучаемой дисциплины.

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС. 

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке. 

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений

Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.

Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению. 

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. 

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

  • применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

  • использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

  • видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. 

К примерам реализации вовлечения относятся:

  • тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

  • игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Пресс-конференция

В заключение рассмотрим такой формат лекции, как пресс-конференция. Огласив тему, преподаватель предлагает студентам задать ему интересующие их вопросы письменно. На протяжении нескольких минут слушатели формируют списки и передают их преподавателю, который в течение некоторого времени сортирует вопросы в соответствии с их содержанием и начинает лекцию. Материал излагается не в качестве ответов на вопросы, а как логичный, связный текст. Однако именно в процессе прочтения лекции формулируются ответы, интересующие студентов. В конце преподаватель осуществляет анализ материала как отражение знаний и интересов учащихся. Необходимо заметить, что данный формат достаточно широко применяется на территории России как в высших учебных заведениях, так и в колледжах.

Каждый из перечисленных вариантов представления материала имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому любой преподаватель находит наиболее удобный подход для себя и слушателей

Он выбирает то, что будет интересно студентам, ведь так важно, чтобы лекция была полезной

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов

Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Требования к вузовской лекции

Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими учебными положениями, практикой повседневной жизни.

Учитывая эти требования, любая лекция в университетах должна:

  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых тем (концептуальная линия лекции);
  • Иметь прочное теоретическое и методологическое ядро и важный вопрос;
  • Имеют полное освещение определенной темы (проблемы) и тесную связь с предыдущим материалом;
  • быть доказательным и хорошо обоснованным, содержать достаточное количество наглядных и убедительных примеров, фактов и аргументов, а также иметь четкую связь с практикой;
  • быть проблематичными, представить противоречия и предложить пути их разрешения, поставить перед студентом вопросы для размышления;
  • обладают силой логической аргументации и вызывают интерес у студента, дают направление для самостоятельной работы;
  • соответствуют современному состоянию науки и техники, содержат прогноз их развития на ближайшие годы;
  • отражают методическую обработку материала (выделение основных идей и положений, подчеркивание выводов, повторение в разных формулировках);
  • быть описательным, предпочтительно в сочетании с демонстрацией аудиовизуальных материалов, моделей и образцов;
  • быть изложены ясным и кратким языком, с объяснением всех новых терминов и понятий.
  • Быть понятным для данной целевой аудитории.

Лекция необходима, когда:

Учебники для новых курсов отсутствуют или материал нового курса не включен в существующие учебники;
некоторые разделы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения студентами;
существуют противоречивые представления об основных проблемах курса;
Психологическое и эмоциональное воздействие преподавателя на студентов очень важно для развития их мотивации к обучению и познавательной активности; формирования их мировоззрения и профессионального мышления.

Академическая лекция в высшем учебном заведении должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция обычно состоит из трех частей: Введение (Introduction), Резюме (Summary) и Заключение (Conclusion).

Во введении определяются тема, план и цель лекции. Она должна вызвать интерес и настроить аудиторию, обосновать, что является темой лекции и ее актуальность, основную идею (проблему, центральный вопрос), связь с предыдущей и последующей лекциями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение содержания — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, по всем основным ключевым вопросам приводится целая система доказательств, используются наиболее подходящие методические приемы. Во время презентации используются все формы и методы оценки, рассуждения и доказательства. Каждое теоретическое утверждение должно быть обосновано и доказано, формулировки и определения должны быть четкими и содержательными. Все доказательства и объяснения должны быть направлены на достижение поставленной цели и должны раскрывать основную идею, содержание и научные выводы. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, которые логически подводят курсантов и слушателей к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции обычно составляет от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, чтобы облегчить изложение и понимание материала. Слишком маленькое деление двухчасовой лекции или, наоборот, слишком маленькое деление на части нежелательно с логической и психо-дидактической точки зрения. Объем частей должен соответствовать научной значимости представленных проблем.

Заключение резюмирует в коротких фразах основные идеи лекции и логически завершает ее в целом. Он может дать рекомендации по дальнейшему изучению основных тем лекции независимо от приведенной литературы. Все это подлежит осмыслению при разработке лекции. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, повторные, ознакомительные) имеют свои особенности в содержании и структуре, которые необходимо учитывать при разработке плана лекции.

Функции категории

Прежде чем рассмотреть каждый из видов лекций в отдельности, целесообразно привести их общий функционал. В учебном процессе актуален целый ряд ситуаций, в соответствии с которыми лекционный вариант обучения не может быть заменен никаким другим. Отчасти это происходит из-за того, что все виды лекций выполняют такие функции, как:

  • Информационная (предоставляет необходимую информацию).
  • Стимулирующая (пробуждает интерес к той или иной теме).
  • Воспитывающая.
  • Развивающая (оценивает явления, а также развивает мышление слушающих).
  • Ориентирующая (в литературе, в проблеме).
  • Разъясняющая, которая прежде всего направлена на формирование ключевых научных понятий.
  • Убеждающая (акцент делается на комплекс доказательств).

Классификация лекций по месту в учебном курсе

В университетской практике широко используется классификация лекции в зависимости от ее места в курсе: вводная, ознакомительная, тематическая, обзорная, итоговая, ориентировочная и заключительная.

Вводная лекция — это введение в курс, в котором излагаются основные цели курса, кратко описывается содержание, указывается современное состояние развития данной науки и ее будущее, предлагается основная и дополнительная литература.

Вводная лекция читается в основном для заочников, чтобы помочь им самостоятельно освоить тот или иной предмет. В лекции обычно освещается тема, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д.

Тематические или тематические лекции по основным и специальным курсам, в них систематически и подробно рассматриваются отдельные темы научных дисциплин; вопросы, рассматриваемые в темах, часто соответствуют зачетным и экзаменационным вопросам.

Обзорная лекция обычно читается после последнего года изучения предмета, перед государственными экзаменами; ее цель — систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал, углубить некоторые методологические проблемы, рассмотреть темы курса, которые не были освещены на тематических лекциях.

Конспект лекций завершает изучение определенного раздела (темы) предмета, обобщая и систематизируя ранее рассмотренный материал на более высоком научно-теоретическом уровне и интегрируя его со знаниями, полученными студентами в ходе самостоятельной работы.

Последняя (заключительная) лекция подводит итог изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает полученные к настоящему времени знания, логически систематизирует весь предмет, показывает его профессиональную направленность.

По роли в учебном процессе лекции делятся на педагогически-программные, проблемные и конструктивные.

Академические лекции предполагают систематическое, целостное и полное изложение научного материала в соответствии с требованиями учебного курса, изложение основных вопросов науки. Они составляют основу для изучения научного материала.

В проблемной лекции значительно возрастает роль логико-методологической функции, под которой понимается рассмотрение актуальных проблем, еще не решенных в науке, или рассмотрение проблем, уже решенных, воспроизводя логику их постановки, рассмотрения и решения в науке. Поэтому на проблемно-ориентированной лекции студенты находятся в постоянном процессе «мышления вместе» с лектором и становятся соавторами в решении проблем. Все это приводит к хорошим результатам, потому что:

  • Усвоенные таким образом знания являются достоянием обучающихся, то есть, в некотором смысле, представлениями о знаниях;
  • активно усваиваются, они более глубоко запоминаются и легко обновляются (эффект обучения), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления);
  • решение проблем выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (эффект развития);
  • такой вид лекции повышает интерес к изучаемому содержанию и улучшает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности).

Вводная лекция служит введением в программу обучения и дает студентам представление о сути предмета, его предмете, содержании, структуре обучения и основных целях обучения, а также дидактическое и методическое обеспечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector