Требования к оформлению научной работы в 2021 году

Содержание:

Введение к научно-исследовательской работе (НИР)

Вступительная часть по объему значительно меньше основной, но занимает крайне важное место в структуре всей работы. Именно введение наглядно демонстрирует, насколько хорошо студент умеет ставить задачи, определять цель, формулировать актуальность, применять научные методы

Также во введении показывают практические навыки и умения обучаемого.

Во введении прописывают:

  • цель работы;
  • задачи;
  • актуальность;
  • объект и предмет исследовательской научной работы;
  • место, на базе которого проводится практика;
  • описание проблематики;
  • сроки проведения студенческой практики.

Правильное введение является отправной точкой для написания остальной работы. Поэтому каждый пункт необходимо тщательно прорабатывать и анализировать.

Выбор темы

Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.

Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.

Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.

Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.

Критерии выбора темы научной работы:

  1. Актуальность.
  2. Новизна.
  3. Значимость (прикладная или методологическая).

Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.

Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.

И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.

Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа

В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Что такое научно-исследовательская работа

Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.

Виды

Научно-исследовательские работы делятся на три категории:

  • прикладные;
  • поисковые;
  • фундаментальные.

Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.

Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.

Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.

Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.

Общие принципы написания и оформления НИР

НИР начинается с выбора темы, которая студента волнует. Список тем для научной работы предлагают на кафедре, однако исследователь в праве опереться на собственные интересы и выбрать тему самостоятельно. Научный руководитель поможет подобрать правильную формулировку.

Общая организация НИР такая: 

  • формулировка проблемы по теме, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, поиск метода исследования, построение гипотезы. Все взаимосвязано и требует конкретных формулировок — от этого зависит эффективность дальнейшей работы;
  • поиск и анализ научной литературы по теме, объяснение понятий и терминов, наполнение НИР теоретическими данными. Автор вникает в тему и изучает, что еще по ней написано;
  • эксперимент, практическая часть. Исследование может быть и умозрительным — зависит от цели НИР. В любом случае, создается ситуация, в которой гипотеза автора подтверждается или опровергается;
  • обобщение и оценка результатов, формулировка предложений, перспектив, прогнозов.

Тезисы НИР после этого могут быть представлены на конференции или оформлены в статью для публикации. 

Научно-исследовательская работа оформляется строго по правилам. Обычно в вузе студент получает четкие методические указания, в которых учитывается все — от формата страниц до шрифта и размера межстрочного интервала. Методички пишутся с опорой на ГОСТ. Согласно ГОСТ 7.32-2017, структура отчета по НИР следующая: 

  • титульный лист;
  • список исполнителей — всех, кто участвовал в НИР, с перечислением должностей и научных званий. Если исполнитель один, список не оформляют, достаточно титульного листа;
  • реферат — описание приложений, перечень ключевых слов, объект и цель, методы. Здесь же рекомендации по внедрению, эффективность и значимость НИР, прогнозы для дальнейшего изучения;
  • термины и определения;
  • перечень сокращений и обозначений;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников — книг, печатных изданий, интернет-ресурсов;
  • приложения — промежуточные расчеты, таблицы, протоколы испытаний, иллюстрации и другие дополнительные материалы к отчету.

Защита научно-исследовательской работы (НИР)

Проведение защиты может осуществляться двумя способами:

  • работа оценивается научным руководителем;
  • НИР публично защищается во время проведения открытого заседания комиссии.

Первый вариант подразумевает завершение проверки работы оценкой, поставленной научным руководителем. Второй же означает проведение защиты на открытом заседании специальной комиссии.

Устная защита научно-исследовательской работы (НИР) заключается в изложении студентом основных результатов проделанной работы. Такое сообщение должно быть продолжительностью 5-7 минут. За это время обучающемуся надлежит продемонстрировать актуальность избранной им темы, задачи и цели проведённого исследования, а также представить собственные выводы.

Для устного доклада составляются тезисы для аргументации актуальности, описывается суть работы, приводятся основные термины и выводы. Для оформления доклада потребуется 2-3 отдельных листа. В день защиты доклад сдаётся председателю комиссии.

Речь должна быть продумана и строго выстроена. В выступлении обязательно должны прозвучать: тема, задачи и цель исследовательской работы, основные положения и выводы, к которым обучающийся пришёл в процессе научного изыскания. Особенно следует выделить те исследования, которые были проведены лично исполнителем. Если рассматриваемая проблема отличается новизной и у нее есть существенное практическое значение, то работа будет оценена по достоинству.

Как написать научную статью студенту

Писать научную статью студент должен с правильной мотивацией.

Для чего

Поводом для написания могут быть следующие обстоятельства:

  • желание оформить результаты проведенных исследований;
  • возможность потренироваться в грамотном и качественном изложении своих мыслей, умении сформулировать свою мысль;
  • желание самореализоваться;
  • сделать первый шаг к научной карьере;
  • заработать бонусы для поступления в аспирантуру, магистратуру;
  • начать работу по завоеванию профильных грантов.

Выбор темы

Выбранная тема должна отвечать современным условиям жизни, быть актуальной. Определиться с такой характеристикой можно, введя выбранную тему в поисковик браузера. По количеству предлагаемых сайтов можно сделать вывод, насколько тема популярна.

Чтобы работа спорилась и в ней присутствовало легкое творчество, тема должна быть автору интересна. А, главное, он должен понимать: для чего нужно ею заниматься.

Согласование с преподавателем

Выбранную тему необходимо согласовать с преподавателем, заручившись его положительным мнением и получив необходимые консультации. С ним можно составить план будущей работы, обсудить предполагаемый объем работ и возможное соавторство. Консультация преподавателя необходима также по вопросу выбора издания для предстоящей публикации.

Где искать информацию

Получив задание написать научную статью, перед будущим автором ставится важная и ответственная задача: выбрать литературу. Успешно справиться с ней можно, если:

  • в качестве основного источника взять классические научные работы, а не публикации учебного характера;
  • опираться на труды именитых ученых;
  • ознакомиться и использовать выводы из работ, опубликованных за последние 5 лет;
  • в качестве основных взять источники информации, полученные из государственных структур;
  • если в работе предстоит сделать временной анализ, лучше взять как можно больший временной интервал, поскольку именно так полученные сведения выявят закономерности;
  • при статистической обработке материала используемые методы должны быть хорошо понятными и прозрачными – возможно, на докладе придется ответить на вопросы по сути математических расчетов.

Первоначальный отбор материалов осуществляется в Интернете. Если опубликованных там работ недостаточно, автору будущей статьи следует посетить вузовские, областные, научные библиотеки, а также архивы задействованных учреждений. Не исключено письменное оформление запросов в эти организации, чтобы получить официальные данные.

Формы научно-исследовательских работ

Кроме индивидуальной, практикуются и массовые формы научной работы. Вот некоторые из них.

Работа в секциях

В вузах часто работают кружки — добровольные объединения студентов, занятых исследованиями. В секциях собираются люди с общими интересами, они обмениваются опытом и информацией, помогают друг другу продвинуться в работе. Участники собирают обсуждения или выставки, делают доклады, ставят опыты, готовят публикации для научных журналов, пишут заявки на исследовательские гранты. Обсуждают научно-популярные или научно-фантастические фильмы и книги. В зависимости от целей, секции делятся на проблемные и научные.

Студенческие конференции

Конференция — собрание для обсуждения проблемных вопросов, часто теоретических. Участие студентов в конференциях поощряется, но не считается обязательным. Желающий готовит доклад по мотивам своей НИР. Это опыт публичных выступлений, возможность завести полезные знакомства и получить толковый комментарий к работе.

Публикации

Подготовкой статей для публикации в научных журналах студент занимается в соавторстве с научным руководителем или под его руководством. Для учащихся вузов это необязательно. Но в аспирантуре публикации — одно из условий получения степени. В идеале, публикация аспиранта — показатель качества научной работы.

Результаты анкетирования

Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся третьих и шестых классов. В анкетировании приняло участие 47 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли Вы газированные напитки, сухарики, чипсы?
2. Часто ли Вы употребляете газированные напитки, сухарики, чипсы?
3. Используете ли Вы и ваши близкие для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре, лапшу, котлеты и т.д.)?

Анализ анкетирования показал, что все опрошенные учащиеся 95% употребляют те или иные продукты в своём пищевом рационе, 90% обучающихся ответили, что очень любят газированные напитки, сухарики, чипсы. Из них 30% употребляют газированную воду и 15% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день).

10% отметили, что в приготовлении домашней пищи они и родители используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша, картофель и т.д.).

Оформление приложений проектной работы

В приложениях к проектной работе размещается дополнительный материал. Приложения размещаются в конце работы после списка использованных источников.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, при этом не используются следующие буквы: Ё, З, О, Ъ, Ы, Ь (данные буквы необходимо пропустить).

Каждое приложение должно иметь информативный заголовок, который помещается под обозначением приложения через одну пустую строку, записывается по центру, полужирным шрифтом, строчными буквами с первой прописной.

Текст приложения может быть набран меньшим шрифтом, чем основной текст: 12 pt, одинарный интервал.

На каждое приложение в тексте проектной работы должна быть ссылка, ссылка может быть оформлена как в круглых скобках (Приложение А), так и дана в тексте, например, … в Приложении А представлен …

Более подробно правила и примеры оформления приложений проекта представлены на странице «Оформление приложений проектной работы».

Прохождение научно-исследовательской практики

В первую очередь проводят планирование практической работы. На этом этапе утверждают график (план) проведения практики, определяют цель и задачи, методику исследования

Особое внимание уделяют составлению и оформлению библиографии, подготовке базы на основе ранее опубликованных научно-исследовательских работ

Практика НИР может проходить в структурных подразделениях вуза:

  • на кафедре;
  • в читальном зале;
  • научных фондах;
  • на сайте (дистанционно).

Также местом прохождения практики могут быть сторонние организации:

  • архивы;
  • музейные фонды и выставочные залы;
  • научные лаборатории;
  • коммерческие организации;
  • административные учреждения;
  • производственные предприятия.

Проведение практики для студентов магистратуры осуществляется на основе документальных договоренностей с университетом. Деятельность принимающей организации должна соответствовать компетенциям, которые изучаются на профиле, где получает образование практикант.

Виды НИР

Различают:

  1. Фундаментальные научно-исследовательские работы — в этом случае школьник или студент изучает теоретический материал, анализирует источники, находит закономерности в выбранной теме.
  2. Поисковые НИР — здесь автор самостоятельно приходит к собственным выводам и делает прогнозы на основе изученной информации из научной литературы.
  3. Прикладные исследования — в результате выполнения работы этого вида получается практическое решение какого-нибудь вопроса в деятельности конкретного предприятия и организации. Например, это может быть разработка новых методик или алгоритмов обработки маркетинговых данных на заводе, с которым сотрудничает факультет.

Особенности научного стиля

Научный стиль – стиль литературного языка, особенностями которого являются предварительное обдумывание высказывания, нормированная речь монологического характера, строгий отбор средств языка.

Цель научного стиля – наиболее точно отразить причинно-следственные связи в рамках исследуемого явления. Чтобы у Вас получилась статья в научном стиле, нужно придерживаться нехитрых установок:

  1. Писать в безличной форме и по возможности без лишних слов.

Пример. Вместо «я всегда хотел и наконец-то провел исследование влияния работы мозга на учебу» напишите: «Было проведено исследование влияния работы мозга на учебу».

  1. Соблюдать структуру и логическую цельность текста.

Это значит, что статья должна быть разбита на логически связанные между собой блоки. Не перескакивайте с одной мысли на другую – адресат, читающий статью, должен понимать ход излагаемых мыслей и их связь.

  1. Употреблять слова так, чтобы обеспечить однозначность понимания. Не употреблять жаргонных слов.

Такая мера помогает сделать статью разгруженной от лишней информацией и донесет до адресата именно то, что вы хотели сказать. Пусть это будет невесело, зато структурировано и ясно.

Подведем итог. Отличительные особенности научного стиля: логичность, однозначность, доказательность.

Научный стиль

Оформление научной статьи

Правила к оформлению статьи зависят от требований печатного издания. Несмотря на то, что существуют общепринятые установки, конкретные нюансы могут отличаться. Если особых указаний нет, то руководствоваться следует такими ориентирами:

  • работа печатается на листе А4 с книжной ориентацией;
  • выбирается шрифт Times New Roman 14 кегля;
  • в документе выставляются поля 2,5 см и 1,5 интервал между строками;
  • списки оформляются согласно разделу «Библиографическая ссылка» ГОСТа Р 7.0.5-2008;
  • для сносок с литературными источниками используются квадратные скобки;
  • каждый абзац начинается с красной строки;
  • страницы нумеруются снизу по центру;
  • присутствующие в работе таблицы, рисунки, графики, диаграммы нумеруются по порядку изложения и обязательно подписываются.

В других научных изданиях титульный лист обязателен.

9 советов, как писать научно-исследовательскую работу

Если перед вами стоит такая нелегкая задача, не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

Грамотно сформулируйте тему исследования. Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.

Обсудите объем работы. Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.

Изучите проведенные ранее исследования по этой теме. Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.

В самом начале сформулируйте цель работы и задачи. Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.

Определите актуальность. Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем выбрали именно эту тему.

Проработайте основную часть. Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делают предварительные выводы.

Проследите логичность работы. После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.

Проработайте заключение

Важно грамотно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.

Составьте библиографический список. Сделать список литературы можно так же, как и в других научных работах.

А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

  • титульник,
  • список исполнителей,
  • реферат,
  • определения,
  • сокращения и обозначения,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список использованных источников, приложения.

Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

Подготовка презентации

Традиционно выступление автора сопровождается показом различного иллюстративного материала. Для этого с помощью специального программного обеспечения (например, Microsoft Power Point) готовится компьютерная презентация, содержащая отдельные слайды с ключевыми тезисами работы, графиками, таблицами и диаграммами. Затем подготовленный файл демонстрируется присутствующим (аттестационной комиссии, участникам конференции и др.) на экране с помощью проектора или на мониторе компьютера.

В большинстве случаев, презентация — это желательная, но не обязательная составляющая доклада к научно-исследовательской работе студента или школьника. Можно выступить и без презентации, но без иллюстраций будет сложнее донести до аудитории ключевые мысли исследования и, при прочих равных, из-за отсутствия наглядности в подаче материала, оценка может быть ниже.

Как оформить научную статью?

Оформление научной статьи – отдельная тема. Разные журналы предъявляют к нему свои, отличные друг от друга требования. Поэтому прежде чем приниматься за работу, нелишним будет ознакомиться с требованиями к оформлению научной статьи в том издании, где Вы собираетесь публиковаться.

Средиобщих рекомендаций можно выделить следующие:

  • Аннотация, список использованных источников, ключевые слова и тема должны быть представлены на двух языках: русском и английском;
  • Объем аннотации – 150-300 слов;
  • Количество ключевых слов – минимум 10;
  • Объем статьи – 10000-60000 знаков с пробелами;
  • Оформление ссылок в научной статье обязательно;
  • Нумерованный и составленный в алфавитном порядке библиографический список  приводится в конце статьи. Иностранные источники идут после русскоязычных;
  • Заголовки выделяются жирным шрифтом и располагаются посередине, точка в конце заголовка не ставится.

Правила оформления статьи в научный журнал отличаются в зависимости от издания

Предлагаем пример оформления научной статьи для студентов. Кстати, о стандартах оформления магистерской диссертации или про оформление диплома вы также можете почитать в нашем материале.

Научная статья – большой и серьезный труд несмотря на небольшой объем. Если Вам нужна помощь в написании и оформлении научной статьи или Вы не знаете, как написать аннотацию к научной статье, обращайтесь к нам за помощью и консультацией. Опыт наших авторов – всегда к Вашим услугам. Мы поможем написать статью в научный журнал лучше других, потому что знаем, как это делать!

Структура исследовательской работы: что это такое и зачем это нужно

Четкая структура НИР упрощает и написание ее, и проверку

Структура исследовательской работы не так сложна, как может показаться.

Но очень важно выстроить правильную последовательность разделов так, чтобы они друг друга дополняли и образовывали единое целое. С одной стороны, общепринятая структура научно-исследовательской работы призвана унифицировать поток курсовых, дипломов и диссертаций, чтобы упростить их проверку

С одной стороны, общепринятая структура научно-исследовательской работы призвана унифицировать поток курсовых, дипломов и диссертаций, чтобы упростить их проверку.

С другой — четкая структурная организация научной работы помогает самому исследователю, позволяет выстроить логику повествования, сделать работу удобной для восприятия, а значит и убедительной.

Общие требования ГОСТа

В 2021 году Государственные стандарты РФ в отношении написания и оформления научных работ не изменились. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 7.32-2017. Это основной документ, который распространяется на все труды научно-исследовательской направленности.

К общим требованиям относятся:

  1. печать текста: бумага формата А4 с одной стороны, ориентация книжная, интервал – 1,5, шрифт – чёрного цвета, 12-14 кегль, тип — Times New Roman (необязательно), поля – справа – 10 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм;

  2. нумерация страниц сквозная арабскими цифрами по центру снизу начинается со второго листа. Титульный не нумеруют, но учитывают;

  3. общие сведения: ФИО автора и руководителя, названия ОО, имена собственные пишут на языке оригинала (допускается перевод);

  4. титульную страницу оформляют по единому образцу с указанием информации об ОО, структурного подразделения, статуса и темы работы, данных об авторе и руководителе. Внизу обозначают место и год написания.

  5. единицы измерения обозначают согласно системе СИ;

  6. сокращения и аббревиатуры расшифровывают в самом тексте или в сносках при их первом употреблении.

Основные разновидности

Существуют разные виды научно-исследовательских работ, которые используются в профессиональных учебных заведениях. Каждый имеет характерные черты, особенности написания и оформления.

Эссе

Это малый жанр НИР, напоминающий сочинение на заданную тему. Специфика её заключается в свободном изложении собственных мыслей, взглядов, видения той или иной проблемы. Эссе обычно пишут студенты, обучающиеся на историко-правовых, гуманитарных факультетах.

Структура работы простая. Основу её составляют краткие тезисы, сопровождающиеся аргументами. Доказательства носят научный, представляют собой рассуждение на основе личного опыта пишущего. Преподавателям она показывает умение студента мыслить, строить высказывание, выражать собственную позицию.

Реферат

Данная НИР предназначена для представления теоретических знаний по теме, предмету. К реферату не предъявляют строгих требований. Но он должен показать, насколько студент владеет теорией, ориентируется в понятийном аппарате, терминологии, мнениях и опыте учёных. Эта работа не предполагает творческого подхода. Здесь важны глубина анализа и степень погружения в тему и предмет исследования.

Курсовая работа

Это НИР, которую пишут студенты 2,3,4-х курсов под патронажем преподавателя, который осуществляет научное руководство по её созданию. Она может иметь научно-исследовательскую или прикладную направленность.

Содержание курсовой – это сочетание теории и практики. По структуре она состоит из 3-х частей. Основная — делится на 2-3 главы. При её написании студент показывает уровень знаний по определённой дисциплине, демонстрирует практические навыки и умения отбирать и систематизировать материал, проводить анализ информации, видеть практическую значимость исследования. Объём курсовой – 20-30 печатных страниц А4.

Выпускная квалификационная работа

ВКР – это работа, выполнение которой является основанием для получения документа о профессиональном обучении. Её выполняют студенты колледжей, бакалавры, магистранты, диссертанты на выпускном курсе.

Специфика ВКР определяется уровнем образования, которое получает соискатель. Она направлена на проверку отраслевых знаний и практических профессиональных навыков, которыми должен обладать выпускник колледжа или ВУЗа.

Диссертация

Самой крупной по объёму и содержанию НИР является диссертация. Она бывает кандидатской (на соискание учёной степени) и магистерской (на получение квалификации магистра). В ней претендент проводит глубокое исследование проблемы с привлечением большого пласта теоретических знаний и проведением практических исследований.

Защита её проходит публично. Перед ней соискатель сдаёт кандидатский минимум (экзамены по предметам, утверждённым программой обучения). В случае успешного прохождения этого этапа магистрант, аспирант получает право на профессиональную преподавательскую деятельность.

Работа в секциях

Данная форма научной работы предполагает более глубокое погружение в профессию. С помощью преподавателей обучающиеся изучают тонкости дисциплины, разбирают узкие темы.

Секции имеют тематическую направленность. Студент сам выбирает, что ему интересно. Он учится работать в группе, заниматься коллективным исследованием, выполнять проекты, решать нестандартные задачи.

Студенческие конференции

Симпозиумы, конференции – коллективные мероприятия, к которым студенты готовят публичные доклады. В них представляют материалы различных исследований, статей. После выступления проводят обсуждение интересных или спорных моментов. На таких мероприятиях широко применяют метод дискуссии.

Научные статьи

За время обучения студенты пишут научные статьи. Удачные работы публикуют в вузовских сборниках, печатных изданиях. Этим занимаются выпускники. Обычно тема статьи перекликается с проблемой дипломной работы. При написании статей студенты кратко излагают суть большого исследования.

Публикации дают им возможность прославиться. Если работа вызывает отклик, её читают, рецензируют, принимают или не принимают точку зрения автора, это оказывает хорошее действие на дальнейшую судьбу автора.

Направления научно-исследовательской работы студентов

Самостоятельное исследование может закончится получением объективно новых для науки знаний

Новизна может быть и субъективной — важной развития личности будущего специалиста. Соответственно, направленность НИР зависит от того, в каком смысле значим полученный результат

Различают: 

  • учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), которая ведется с образовательной целью; 
  • научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), особенность которой — получения нового научного знания. Здесь нужна оговорка: не каждый студент в вузе способен действительно что-то открыть, поэтому и у НИРС цель образовательная и развивающая, но с большим углублением в науку.

Научная работа: что это такое

Научными исследованиями занимаются не только ученые, но и студенты

Для начала ответим на вопрос, что же такое научно-исследовательская работа, зачем она нужна и кто этим занимается.

Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность, направленная на сбор, анализ, интерпретацию и систематизацию определенной информации.

Но самая главная характеристика НИР — она подразумевает научный поиск.

Иными словами, в рамках научной работы исследуется та или иная проблема, которая актуальна для конкретной области научного знания.

НИР подразумевает использование специализированных научных методик, обращение к широкому пласту научной литературы. Она ориентирована на получение результата, который представляет исследовательскую ценность.

Это может быть курсовая или дипломная работа, монография, диссертация или научная статья. Помимо научной ценности НИР иллюстрирует уровень усвоения учебной программы у учащихся, степень их владения научным аппаратом.

Написание и защита НИР определенного уровня — обязательная предпосылка для получения исследователем того или иного научного звания, ученой степени. Научные работы пишутся студентами, магистрантами, аспирантами, доцентами, докторами наук.

Правила оформления научно-исследовательской работы

Рассмотрим правила оформления научно-исследовательской работы. Чтобы оформить библиографический список, включаемый в отчёт, необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 7.0.5- 2008.

Пример оформления списка литературы:

Текст набирается на компьютере и распечатывается с одной стороны на листах А4. Междустрочный интервал текста – 1,5.

Следует использовать шрифт TimesNewRoman, для основного текста должен использоваться размер 14 пт, а для таблиц, сносок и приложений – 12 пт. Текст необходимо выровнять по ширине, без отступов.

Для абзаца используется показатель 1,25 см. Переносы расставляются автоматически.

Нумерация всех страниц отчёта выполняется арабскими цифрами. Проставлять порядковый номер страницы нужно в середине нижнего поля.

Стандартная структура текста подразумевает наличие таких элементов, как разделы и подразделы, пункты и подпункты.

Если в тексте НИР допускаются орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки, то оценка будет снижена.

Данный этап является одним из самых важных моментов в оформлении научно-исследовательской работы.

Как заполнить титульный лист к научно-исследовательской работе

В общую нумерацию страниц отчёта входит и титульный лист, но номер страницы на нём не проставляется. Титульник считается первой страницей отчёта, на нём должна быть информация об исполнителе работы и проверяющем.

Кроме того, здесь указываются следующие данные:

  • название образовательного учреждения;
  • название и жанр работы, при этом заголовок располагается посередине строки. Он должен быть напечатан прописными буквами, без подчёркиваний;
  • информация об авторе: фамилия, имя и отчество; информация о научном руководителе: ФИО, учёная степень и звание, место работы и должность;
  • место и год написания работы пишется без разделения запятой, при этом буква “г” и слово “год” не указываются.

Пример титульного листа:

Как заполнить титульный лист к научно-исследовательской работе правильно? В перечне авторов должна содержаться полная информация о них – фамилии, инициалы, должности, учёные степени и звания руководителей НИР, исполнителей, а также соисполнителей, внесших творческий вклад в выполнение работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector