Как проходит аттестация медработников для получения квалификационной категории

Профессиональные квалификационные группы

Также на основании ст. 144 Трудового кодекса РФ, касающейся систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, действует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (далее — Приказ № 526).

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. В соответствии с ними Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы для работников.

Требования к специалистам

Медработник, претендующий на получение категории, должен соответствовать требованиям, определенным п. 8-10 Приказа 240 н.

Направление требований

Уровень категории

II категория

I категория

Высшая

Теоретическая и практическая подготовка

Наличие теоретической или практической подготовки в сфере профдеятельности.

Наличие теоретической или практической подготовки:

  • в сфере профдеятельности;
  • в смежных сферах.

Наличие:

  • теоретической или практической подготовки высокого уровня в сфере профдеятельности;
  • знаний по смежным направлениям.

Применение актуальных методов

Применение актуальных методов по направлениям:

  • диагностика;
  • профилактика;
  • лечение;
  • реабилитация;
  • лечебно-диагностическая техника.

Информирование, анализ, систематизация

Наличие навыка:

  • ориентирования в информации научно-технического характера;
  • проведения анализа цифровых, качественных показателей деятельности;
  • формирования отчетов.

Наличие навыка:

  • проведения анализа показателей профдеятельности;
  • ориентирования в информации научно-технического характера.

Участие в решении вопросов организации профдеятельности тактического характера.

Наличие навыка:

  • свободного ориентирования в информации научно-технического характера;
  • применения информации в решении профессиональных проблем;
  • оценки данных с применением спецметодов исследований.

Стаж специальности или по должности

От 3 лет.

От 5 лет.

От 7 лет.

Квалификационные требования как лицензионные требования

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н

В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Какой пакет документов медработник должен предоставить при аттестации

Все работники, желающие сдать экзамен на повышение категории медработников или ее подтверждение, предоставляют пакет документов в аттестационную комиссию.

Аттестационная комиссия медработников рассматривает предоставленные документы и проводит квалификационный экзамен.

Перевод документов, оформленных на иностранном языке, должен быть заверен у нотариуса.

Порядок аттестации средних медработников предусматривает составление отчета за последний год работы. Для специалистов с высшим специальным образованием в отчет включаются итоги работы за последние три года.

Также может потребоваться предоставить ходатайство на категорию медработникам от главного врача, характеристика на специалиста и другие. Поэтому окончательный список документов уточняйте на сайте организаций, имеющих право на осуществление данной деятельности.

Уважаемые специалисты!

В ГБПОУ ДЗМ «Медицинском колледже № 7» проводится I этап процедуры присвоения квалификационной категории медицинским и фармацевтическим работникам – аттестационное тестирование специалистов.

Процедура аттестационного тестирования проводится по предварительной записи по адресу: г. Москва, ул. Николоямская, дом 33 стр. 1

Результаты аттестационного тестирования

Тестовый контроль признается пройденным специалистом при условии успешного выполнения не менее 70% общего объема тестовых заданий.

Критерии оценки результатов тестового контроля знаний аттестуемых специалистов на получение квалификационной категории:

  • Высшая – 90 % и выше
  • Первая – 80-89 %
  • Вторая – 70-79 %

Результаты тестового контроля знаний аттестуемых специалистов выдаются на бланке установленного образца.

ВНИМАНИЕ!!!
Специалисты, прошедшие тестовый контроль и набравшие менее 70% от общего объема тестовых заданий, допускаются к повторному тестированию не ранее, чем через 6 месяцев со дня прохождения тестирования (письмо Департамента здравоохранения города Москвы от 01.06.2015 г. № 90-18-296).
Предоставление отчета о профессиональной деятельности специалиста в экспертную группу Аттестационной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы в ГБПОУ ДЗМ «МК № 7» не осуществляется

Информацию уточняйте в разделе «Аттестация» официального сайта Департамента здравоохранения города Москвы.

Важно!Запись на аттестационное тестирование специалистов с высшей квалификационной категорией осуществляется не ранее, чем за 6 месяцев до окончания категории.Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории (досрочная переаттестация) не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении категории (для II и I квалификационной категории)

Сколько полагается и от чего зависит надбавка

Размер надбавки за квалификационную категорию напрямую зависит от должности медицинского служащего и исчисляется от установленного оклада. Влияет на размер выплат и объем выделенного учреждению финансирования на отчетный период.

Каждая медицинская организация имеет возможность самостоятельно определять процентные ставки и размер выплат за категорию, придерживаясь рекомендаций вышестоящих министерств и ведомств. Все компенсационные и стимулирующие надбавки медработников, их величина, порядок начисления и выплаты прописываются в локальных нормативах каждой здравоохранительной организации — коллективном договоре и положениях об оплате труда. Эту же информацию по каждому работнику закрепляют в трудовых соглашениях или эффективных контрактах.

В таблице представлены рекомендованные значения надбавок.

Категория Процентные ставки медработникам за категории
Высшая 30 %
Первая 20 %
Вторая 15 %

Общая характеристика

В качестве НИИ МОНИКИ работает с 1943 года, хотя история учреждения началась гораздо раньше, еще в XVIII веке. Сейчас это уникальный исследовательский, учебный и клинический комплекс, где открыт факультет усовершенствования врачей с 24 кафедрами, на которых каждый год около 400 медработников проходят профпереподготовку и еще 3500 – курсы повышения квалификации. Среди официальных партнеров института — инновационный центр «Сколково», биофармкластер «Северный», университетские клиники из Германии (Гамбург, Баден-Баден) и Нидерландов (Гронинген). МОНИКИ проводит курсы ДО для следующих категорий слушателей:

  • менеджеров сферы здравоохранения;
  • врачей;
  • медицинских сестер;
  • лаборантов и других специалистов.

Институт имеет отличную материально-техническую базу для обучения. На каждой кафедре есть аудитории, оборудованные всем необходимым для проведения лекционных и практических занятий. Слушатели получают доступ к медицинским библиотекам МОНИКИ и Сеченовского университета, а также к электронным ресурсам Scopus, Moodle и «Российское образование». Выпускники отделения ДО получают официальные документы: дипломы о профпереподготовке и удостоверения о повышении квалификации установленного образца, которые имеют степени защиты и признаются во всех регионах России.

Соответствие требованиям к медицинской специальности

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н. То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности

Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы

То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности

Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы

Квалификация, присваиваемая при получении образования

С точки зрения законодательства об образовании, квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То есть, с точки зрения законодательства об образовании, квалификация – это готовность к профессиональной деятельности.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки (ч.7 ст.60 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.11 Закона об образовании Министерство просвещения РФ (ранее — Министерство образования и науки РФ) утверждает перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 N 1199.

При получении среднего медицинского образования документам об образовании и о квалификации является дипломом о среднем профессиональном образовании. Указанный документ подтверждают присвоение квалификации по специальности, указанной в приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

На основании ч.8 ст.60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

То есть общему правилу документ об образовании и квалификации подтверждает права осуществлять профессиональную деятельности. Гражданин, завершив образовательные отношения, имеет правовую возможность, вступить в трудовые отношения с работодателем. Однако это справедливо, если федеральным законом не установлено иное.

Какие есть требования при аттестации медработников для получения квалификационной категории

Соискатель на квалификацию должен:

  • иметь теоретические и практические знания по своей специальности;
  • владеть современными методами, процедурами и операциями для постановки диагноза, последующего лечения и профилактики заболеваний по своему профилю;
  • анализировать свои основные показатели и предлагать методы по усовершенствованию своей деятельности;
  • ориентироваться в последних достижениях медицины.

Для второй категории достаточно того, что перечислено. Для более высоких категорий существуют дополнительные специфические требования.

Для получения первой категории требуются теоретические знания и практические навыки в смежных профессиональных дисциплинах. Также нужно участвовать в решении тактических вопросов в организации работы своего подразделения.

Для высшей нужно уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза. А также использовать современные научно-технические достижения для решения стратегических вопросов профессиональной деятельности.

Аттестация средних медработников на категорию проводится, если есть опыт работы по специальности:

  • на вторую категорию — не менее 3 лет;
  • на первую — не менее 5 лет;
  • на высшую — не менее 8 лет.

Требования к стажу распространяются и на лиц с высшим образованием.

Как проходит аттестация

Медработник может получить категорию по итогам сдачи экзамена, к которому относятся процессы:

  • экспертной оценки отчета по профдеятельности медработника;
  • тестирования;
  • собеседования.

В процессе аттестации комиссия проведет оценку знаний и навыков, которые нужны в профдеятельности. Она правомочна принимать решение при наличии на заседании не меньше ½ от ее состава.

  • председателя;
  • секретаря;
  • членов комиссии.

Аттестация состоит из нескольких этапов:

№ этапа

Наименование процесса

Кто осуществляет

Срок

1

Рассмотрение полученных от специалиста бумаг.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

2

Разработка и утверждение заключения по отчету о профдеятельности специалиста.

Руководитель медработника.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

3

Определение даты и места тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

4

Информирование специалиста о дате и месте тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Можно разместить инфо на стенде или сайте.

Если необходимо, форма проведения может быть дистанционной или выездной.

5

Тестирование.

Успешное прохождение — это выполнение не меньше 70 % объема задач.

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

6

Собеседование (проводится только по результатам успешных итогов теста).

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

7

Вынесение решения (присвоить или отказать).

Комиссия может отказать:

  • при наличии отрицательного заключения на отчет медработника о профдеятельности;
  • если тестирование выполнено неудовлетворительно;
  • при пропуске медработником тестирования, собеседования.

Комиссия.

По итогам аттестации.

8

Оформление решения в протоколе и аттестационном листе.

Члены комиссии, не поддерживающие принятое решение, могут изложить мнение в письменном виде и приложить его к протоколу.

Комиссия.

По итогам аттестации.

9

Оформление результатов аттестации распорядительным документом по учреждению или органу власти, при котором функционирует комиссия.

Секретарь.

10

Информирование медработника.

Секретарь.

Направить медработнику выписку из приказа о присвоении не позднее 120 календарных дней с даты регистрации документов с регистрацией факта направления бумаги в журнале.

ВАЖНО!

Решение выносится в процессе открытого голосования. Принимается простым большинством от числа участвующих в заседании. Если голоса разделились поровну, решение — за председателем.

Типы и направления программ

Специалисты МОНИКИ разрабатывают и проводят программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации – как «классические», так и в рамках непрерывного медицинского образования (НМО). Курсы посвящены актуальным темам, важным для медицинских работников различного профиля.

Профессиональная переподготовка

Пройдя курсы профпереподготовки, медик получает новую специальность. В ходе длительных программ трудоемкостью от 252 до 576 академических часов слушатель изучает лекционный материал, а затем закрепляет полученные знания на практических занятиях. Почти все кафедры института проводят курсы профпереподготовки по своей тематике, поэтому выбор программ обширен. Приведем лишь несколько примеров:

  • Клиническая лабораторная диагностика;
  • Акушерство и гинекология;
  • Терапевтическая стоматология;
  • Судебно-медицинская экспертиза;
  • Травматология и ортопедия.

В процессе обучения постоянно проводятся контрольные срезы знаний: тесты, проверочные работы, зачеты. Итоговая аттестация проходит в виде междисциплинарного экзамена по всем изученным модулям, аттестационные комиссии формируются из числа наиболее опытных сотрудников института.

Повышение квалификации

Повышение квалификации для медиков не право, а обязанность. Сейчас, в процессе реформы, работники сферы здравоохранения могут проходить такие курсы двумя разными способами:

  • по «классическим» 144-часовым программам или по системе НМО, если последняя сертификация у специалиста была до 2016 года;
  • только по системе НМО, если последняя сертификация была в 2016 году или позже.

Стандартные курсы повышения квалификации в МОНИКИ рассчитаны на 72, 144 и реже – на 216 часов. Темы довольно широкие: «Пульмонология», «Мануальная терапия», «Токсикология», «Хирургия», «Эндокринология» и т. д. Форма итоговой аттестации – экзамен или зачет.

Основной недостаток уходящей в прошлое системы повышения квалификации в том, что обучение врачи проходят лишь один раз в 5 лет, но этого недостаточно, учитывая быстрое развитие медицины. Поэтому и появилась система непрерывного медицинского образования, в рамках которой каждый медработник должен учиться не меньше 50 академических часов ежегодно. Соответственно, стали появляться и новые программы – более короткие и направленные на изучение узких тем:

  • «Синдром обструктивного апноэ сна и нарушение метаболизма»;
  • «Техника выполнения лапароскопических операций у детей»;
  • «Лазерная хирургия переднего и заднего отрезка глаза»;
  • «Актуальные вопросы диагностики и профилактики рака молочной железы»;
  • «Поражение нервной системы при эндокринных заболеваниях»;
  • «Современные возможности ультразвуковой диагностики в ангиологии» и др.

Чтобы заниматься по системе НМО, необходимо выполнить ряд действий: выбрать программу, согласовать ее с работодателем и заключить договор с МОНИКИ. Сведения о каждом пройденном курсе нужно заносить в личный отчет на сайте edu.rosminzdrav.ru, созданный Минздравом России.

Виды аттестации медработников

Существуют следующие виды проверки:

  1. Изучение отчета соискателя. В заключении по отчету комиссия резюмирует успешность владения знаниями и навыками, освоение современными методиками работы по своей специальности, участие специалиста в научных работах и научных публикациях.
  2. Тестирование — тесты по аттестации медработников на категорию узкоспециальные. Количество ошибок не должно превышать 30 % от общего числа заданий. Подготовиться к испытанию можно, пройдя пробное тестирование в интернете. Достаточно набрать в поисковой строке «сайт здравоохранения, аттестация средних медработников» или «медработники, общая практика для самопроверки», чтобы получить ссылки на пробные тесты.
  3. Собеседование. К нему допускаются только соискатели, успешно прошедшие тестирование.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector