Морской государственный университет им
Содержание:
- Краткая биография
- Семья
- Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского: «Морские профессии востребованы даже в кризис» (ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА)
- Решение об экспедиции на Амур принималось в самых высоких инстанциях
- Филиалы учебного заведения
- Авторы Гайдпарка
- Описание
- Сомнения в судоходности Амура
- Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
- Также в этот день
- Основные заслуги Невельского
- Краткая биография
Краткая биография
Геннадий Иванович Невельской родился в 1813 г. в Костромской губернии. Оба родителя принадлежали к старинным дворянским рода́м. Отец потомственный морской офицер. Мать – помещица Полозова – как печально известная СалтычихаРусская помещица, внучка одного из самых богатых дворян А. И. Иванова. При Екатерине II была осуждена к пожизненному заключению за издевательства и убийства собственных крепостных крестьян. Суд над маньячкой был первым публичным судебным процессом в истории России и имел в большей степени показушное значение, подвергалась юридической ответственности за жестокое обращение с дворовыми людьми.
С 1829 г. Гена обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Начальником военно-морского учебного заведения в то время был знаменитый и авторитетный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн, совершивший первую русскую кругосветную экспедицию. Поэтому в программу преподавания входило не только военное дело, но и география.
Будучи кадетом, Геннадий обнаружил большие способности и сделался первым учеником в своем классе. Не по годам серьезный и усидчивый, он имел особую склонность к математике, за что товарищи прозвали его АрхимедомДревнегреческий математик и инженер. Прославился открытиями в области геометрии, механики, гидростатики, оптики и астрономии, на много веков опередившими свое время.
Преподаватели морского корпуса – старшие офицеры – смогли привить Невельскому и многим его одноклассникам тягу к исследованиям и географическим открытиям.
Семья
Жена: Екатерина Ивановна Невельская, в девичестве Ельчанинова (15 октября 1831 — 8 марта 1879), племянница В. Н. Зарина.
Дочери:
- старшая дочь Екатерина Невельская (1 июня 1853 года — 12 мая 1854)
- Ольга Геннадьевна Сорохтина (2 апреля 1854 года — 13 октября 1933, Ницца, Франция) (муж — офицер Л. В. Сорохтин) — автор первой биографии Г. И. Невельского (1894). Детей не имела.
- Мария Геннадьевна Кукель (8 августа 1855 — примерно 1919—1920) (муж — Андрей Болеславович Кукель)
- Александра Геннадьевна Охотникова (8 апреля 1858 − 1929, Париж) (муж Платон Михайлович Охотников, офицер, позже помещик)
Сын: Николай Геннадьевич Невельской (14 сентября 1861 — примерно 1919). Женат не был.
Внуки:
- Сергей Андреевич Кукель (Кукель-Краевский) — морской офицер
- Владимир Андреевич Кукель (Кукель-Краевский) — морской офицер
Три дочери и два сына были у А. Г. Охотниковой. Их потомки живут во Франции, Бразилии, США и России.
Все даты — по старому стилю.
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского: «Морские профессии востребованы даже в кризис» (ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА)
На протяжении четырех дней, с 11 по 14 июля, представители руководства Морского университета отвечали на вопросы, связанные с поступлением, обучением, кадровым спросом и другие.
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского — крупнейшее ведомственное государственное учебное заведение водного транспорта 125 лет готовящее специалистов для морской инфраструктуры и выполняющее государственный заказ по подготовке кадров по всем направлениям морского транспорта.
На рынке труда существует высокая потребность в специалистах для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов.
На морские специальности существует внушительный госзаказ, благодаря которому в МГУ им. адм. Г.И. Невельского увеличено число бюджетных мест: бесплатное образование могут получить 690 человек. Кроме того, Морской университет регулярно получает заказы на специалистов со стороны зарубежных компаний и его выпускники работают в крупнейших российских и мировых компаниях. Спрос так велик, что морским специалистам не страшен никакой кризис.
Учиться морскому делу трудно, но курсанты, которые все выдержали и освоили морскую профессию, завтра встанут за штурвалы самых современных судов и смогут зарабатывать, в зависимости от должности, от 5 до 25 тысяч долларов.
Поэтому морская профессия — это одна из лучших профессий на Дальнем Востоке России: суровая, но надёжная для жизни. Наряду с морскими специальностями в университете идет подготовка по экономическим, экологическим, гуманитарным и юридическим специальностям.
В соответствии с лицензией Министерства образования Российской Федерации университет ведет подготовку по программам начального и среднего профессионального образования, высшего образования, а также по программам дополнительного и послевузовского образования.
Ниже вы можете видеть вопросы и ответы, полученные в ходе онлайн-конференции. На вопросы отвечали:
Сергей Алексеевич Огай, ректор МГУ им. адм. Г. И. Невельского.
Владимир Викторович Клоков, проректор по учебной работе.
Решение об экспедиции на Амур принималось в самых высоких инстанциях
В 1846 г. Невельской получает чин капитан-лейтенанта. В том же году он делает первый шаг к исполнению своей заветной мечты – подает прошение о назначении командиром на двухмачтовое парусное судно «Байкал». Транспорт отправлялся из Санкт-Петербурга на Камчатку с партией казенного груза для Петропавловского гарнизона.
Сиденснер в книге 1913 года «Адмирал Геннадий Иванович Невельской» пишет:
Двухмачтовое судно «Байкал» Сибирской военной флотилии. Геннадий Иванович Невельской в 1849-м пересек на нем два океана и исследовал Амурский лиман
Примерно в это же время Невельской познакомился с другим энтузиастом Амурского дела генерал-майором Н. Н. Муравьевым, только что назначенным генерал-губернатором Восточной Сибири
В личной беседе Невельской поделился своими мыслями о том, как важно для России приобрести устье Амура. Капитан просил генерал-губернатора после сдачи груза в Петропавловске разрешить ему плыть в Амурский лиманСеверная часть Татарского пролива между проливом Невельского и Охотским морем, куда впадают воды Амура
Устье Амура представляет собой классический однорукавный эстуарий и опресняет Амурский лиман, исследовать берега и промерить глубины. Муравьев нашел в Невельском единомышленника, однако не спешил покровительствовать капитану, ибо в то время российские власти, не желая портить отношения с соседним Китаем, придерживались в отношении Амура консервативных позиций. Начальник Главного Морского Штаба князь Меншиков так отвечал на просьбу Невельского:
Невельской очень постарался, чтобы строящийся в ГельсингфорсеШведское название Хельсинки, которое официально употреблялось в России до 1926 года морское судно было завершено как можно скорее. В итоге вместо намеченного в смете конца августа новенький корабль сошел со стапелей 10 июля. Князь Меншиков остался доволен быстрой постройкой судна, и Невельской вновь просил разрешения провести опись юго-восточного побережья Охотского моря с заходом в устье Амура, куда «транспорт могло занести ветрами и течениями».
Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, министра внутренних дел Перовского и генерал-адмирала Константина Николаевича Романова, Невельской получил указание от непосредственного начальника – князя Меншикова – «осмотреть юго-восточный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями». Несмотря на все старания, Невельской так и не добился разрешения произвести опись Амурского лимана.
С сентября 1848 по май 1849 капитан-лейтенант Невельской плывет на паруснике «Байкал» из Кронштадта через Атлантику мимо южноамериканского мыса Горн, затем пересекает Тихий океан, заходит на Сандвичевы островаТак в XIX веке называли Гавайи. 12 мая 1849 года «Байкал» достиг Петропавловского портаНыне Петропавловск-Камчатский. В общей сложности переход на Дальний Восток парусного судна через половину земного шара занимал тогда 9 месяцев.
Во время плавания из Петербурга на Дальний Восток «Байкал» вставал на якорь в Копенгагене, Рио-Жанейро, Вальпараисо, Гонолулу
В Петропавловске неутомимый исследователь получил частное письмо от генерал-губернатора Муравьева «с копией проекта инструкции, представленной на Высочайшее воззрение, но не получившей еще утверждения». Обращаясь к Государю Императору, Муравьев предлагал поручить капитану Невельскому:
- обследовать северную часть Амурского лимана и устье реки Амур;
- войти в саму реку, где она течет в определенных своих берегах;
- выяснить, есть ли при устье или близ него в самой реке места, где бы можно было защитить вход в нее;
- описать берег реки Амур и ее лимана в географическом и статистическом отношениях;
- определить является ли Сахалин островом и если да, то исследовать пролив, отделяющий Сахалин от материка.
Таким образом, у Невельского не было на руках ничего, кроме предложения Муравьева, которое тот отправил Императору и которое могло быть и не одобрено. Тем не менее морской офицер, рискуя званием и карьерой, вне Высочайших повелений по сдаче груза вышел из Петропавловска на «Байкале» к устью Амура для описи берегов, признававшихся китайскими.
Перед выходом в море Геннадий Иванович собрал в каюте всех офицеров и разъяснил им сущность амурского вопроса и его непреходящее значение для России.
Филиалы учебного заведения
Задать вопрос
Ваш вопрос будет опубликован на сайте
Из обращения в Госдуму РФ
Призываем партии и депутатов Государственной Думы РФ отнестись с уважением к правам человека и гражданам Российской Федерации: убеждаем снизить зарплату депутатам с 400 тысяч рублей до 150 тысяч рублей в месяц и в дальнейшем иметь совесть, т.к. граждане страны голодают. В противном случае, это будет восприниматься, как хищение, с соответствующим возмещением без срока давности.
Просим учесть, согласно совершаемым преступлениям руководства России за последнее время, отсутствия законных выборов и угнетения народов, может быть рассмотрено обвинение в преступлениях против человечности…
Авторы Гайдпарка
Наталья Челышева
О террористической дерзости в адрес повышения тарифов ЖКХ
Читать полностью
Блондинка за углом
Помогите разобраться!
Читать полностью
Александр Рохмистров
За ношением масок, станут следить с помощью камер
Читать полностью
Петр Новыш
Воспоминание о талантливейшем ученом и благородном научном наставнике
Читать полностью
Юлий Цесарский
Надо ли привлечь Сергея Лаврова к ответственности за контакты с террористической организацией?
Читать полностью
Александр Рохмистров
Дерипаска матом обложил ФБР из-за обысков в доме родственников в Вашингтоне
Теперь и дом отберут!
Читать полностью
Василий Иванов
Является ли сегодня Нобелевская премия мира инструментом политики?
Читать полностью
Мiкалай Паддубiцкi
Так купит Эрдоган СУ-35 и СУ-57 у Путина или не купит?
Читать полностью
Мiкалай Паддубiцкi
Пригодились
Читать полностью
Вадим Соколов
У Роскосмоса больше дел нет, как фильмы снимать
Читать полностью
наталья гончарова
Ну хорошо, объяснение британскому кризису перевозок они придумали
Читать полностью
Сергей Якунин
Кто такой Рогозин, кто Сергей Константинович Крикалев, и почему это важно
Читать полностью
Описание
Ежегодно в стенах Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, основанного в 1890 году, высшее образование по самым разным направлениям подготовки получает порядка 3977 студентов. В зависимости от выбранной студентом специализации, стоимость обучения составляет от 79 000 рублей в год. Обучение в ВУЗе осуществляется как на коммерческой основе, так и по государственному заказу: в прошлом учебном году было доступно 715 бюджетных мест. Средний проходной балл ЕГЭ, необходимый для поступления — 52.4.
Во время обучения иногородним студентам предоставляется общежитие.
Осуществлять деятельность на рынке образовательных услуг ВУЗу позволяют лицензия от 07 апреля 2016 г. 2067 Действует/Получена заявителем и аккредитация от 02 сентября 2016 г. рег. № 2223 действует до 07 августа 2020.
Согласно статистическим данным, средний возраст выпускников ВУЗа — 26 лет. Полученная специальность позволяет быстро трудоустроиться 64% выпускников, и получать в среднем 37 тыс. рублей.
Сомнения в судоходности Амура
В первой половине XIX века существовало ошибочное убеждение, будто устье Амура недоступно для крупных морских судов и в него могут входить только лодки.
Откуда возникло такое заблуждение? Из доклада председателя Главного правления Российско-Американской торговой компании барона Фердинанда Петровича Врангеля министру иностранных дел графу Карлу Васильевичу Нессельроде:
Введенный в заблуждение Николай I собственноручно поставил на докладе резолюцию:
Сейчас трудно утверждать появилось ли это заблуждение случайно или же было запущено американскими партнерами по торговой компании с умыслом не допустить российское государство в крайние восточные земли, чтобы использовать их в корыстных интересах.
Официальная карта северо-западной части Восточного (Тихого) океана, составленная И. Ф. Крузенштерном в 1806 г., на которой Сахалин представлен полуостровом, а русло Амура теряется в песках
В 1832 г. Геннадий, как звали его учителя и однокашники, окончил кронштадтский Морской кадетский корпус в звании мичмана. Затем поступил в Офицерский класс Военно-морской академии, куда направляли выпускников Морского корпуса «для усовершенствования из числа отличнейших к морской службе потребных».
Во время обучения в летние месяцы Геннадий ходил на судах Балтийского флота. Амурский вопрос занимал будущего мореплавателя уже в офицерских классах. Он не верил, что «такая большая река, как Амур, могла теряться где-то в неведомых песках, не найдя для себя выхода в море». Он мечтал отправиться на Дальний Восток, войти в Амурский лиман и доказать, что дальневосточная река судоходна и «орошаемый ею край необходимо должно быть присоединен к России».
В 1836 г. Геннадий окончил Офицерские курсы с присвоением чина лейтенант. На протяжении 10 лет с 1836 по 1846 гг. Невельской получал богатую мореходную практику, служил на различных морских судах в должности помощника старшего офицера у Великого князя Константина Николаевича, сына Николая I, за что пользовался лояльностью императора. Таким образом, в течение 19 лет с 1829 по 1847 гг. Невельской ни одного лета не провел на берегу и во время трудных парусных плаваний в совершенстве изучил морское дело. Это был успешный образованный офицер, ратовавший за гуманное отношение к матросам и техническое усовершенствование Российского флота.
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
Полное наименование: Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» |
Вид вуза: университет
Организационно-правовая форма: государственный
Телефон: (423) 230-12-50
Факс: (4232) 51-76-39
Информация обновляется представителем учебного заведения. Последнее изменение: 27.02.2015
Ректор: Огай Сергей Алексеевич
Наличие военной кафедры: Есть
Наличие общежития: Есть
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского обучает по образовательным программам, указанных в таблице.Всего образовательных программ: 29 .
ФГОС-2013 | Код ОКСО | Наименование | Уровень образования | Квалификация |
032101.65 | Физическая культура и спорт | высшее профессиональное | Специалист по физической культуре и спорту | |
190701.65 | Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | высшее профессиональное | Инженер по организации и управлению на транспорте; | |
080502.65 | Экономика и управление на предприятии (по отраслям) | высшее профессиональное | Экономист-менеджер | |
080507.65 | Менеджмент организации | высшее профессиональное | Менеджер | |
38.03.01 | 080100.62 | Экономика | высшее профессиональное | Бакалавр |
180406.51 | Морское судовождение | среднее профессиональное | Техник-судоводитель | |
190502.51 | Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта) | среднее профессиональное | Техник-судомеханик | |
26.05.05 | 180403.65 | Судовождение | высшее профессиональное | Специалист |
180402.65 | Судовождение | высшее профессиональное | Инженер | |
23.02.01 | 190701.51 | Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | среднее профессиональное | Техник |
050711.65 | Социальная педагогика | высшее профессиональное | Социальный педагог | |
230102.65 | Автоматизированные системы обработки информации и управления | высшее профессиональное | Инженер | |
190500.62 | Эксплуатация транспортных средств | высшее профессиональное | Бакалавр техники и технологии | |
11.03.01 | 210400.62 | Радиотехника | высшее профессиональное | Бакалавр |
080111.65 | Маркетинг | высшее профессиональное | Маркетолог | |
210300.62 | Радиотехника | высшее профессиональное | Бакалавр техники и технологии | |
37.03.01 | 030300.62 | Психология | высшее профессиональное | Бакалавр |
160905.65 | Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования | высшее профессиональное | Инженер | |
180404.65 | Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | высшее профессиональное | Инженер | |
190602.65 | Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов | высшее профессиональное | Инженер | |
032001.65 | Документоведение и документационное обеспечение управления | высшее профессиональное | Документовед | |
100105.51 | Гостиничный сервис | среднее профессиональное | Менеджер | |
280101.65 | Безопасность жизнедеятельности в техносфере | высшее профессиональное | Инженер | |
010801.65 | Радиофизика и электроника | высшее профессиональное | Радиофизик | |
150205.65 | Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов | высшее профессиональное | Инженер | |
37.04.01 | 030300.68 | Психология | высшее профессиональное | Магистр |
210402.65 | Средства связи с подвижными объектами | высшее профессиональное | Инженер | |
180104.65 | Судовое оборудование | высшее профессиональное | Морской инженер | |
220203.65 | Автономные информационные и управляющие системы | высшее профессиональное | Инженер |
Также в этот день
В 1910 году на Сахалине образовалась Таможенная служба. Поражение России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. привело к прекращению единоличного русского владения островом Сахалин. По условиям Портсмутского мирного договора (1905 год), Россия уступила Японии южную часть острова. В новых условиях изменились приоритеты правительственной политики на Дальнем Востоке. Отечественные промышленники теперь рассматривали дальневосточные окраины как стабильный рынок сбыта своих товаров. Закон 16 (29) января 1909 году, которым отменялось порто-франко в Приамурском крае, сохранил беспошлинный ввоз товаров в местности севернее устья Амура, на Камчатку и Сахалин. 1 (14) июня 1910 года одобренный Государственной думой и Государственным советом закон об отпуске из Государственного казначейства средств на установление в портах Петропавловск и Александровск таможенного надзора был подписан императором.
Исторической датой образования Сахалинской таможни считается 3 (16) августа 1910 года, когда Правительствующим сенатом было опубликовано распоряжение Министерства финансов «Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав». В 1912 году на берегу залива Чайво была образована погранично-таможенная застава, контролировавшая отправку грузов на материк и в иностранные государства. 16 мая 1925 года в Александровске-Сахалинском была образована портовая таможня. Следующее упоминание о таможенной службе на Сахалине встречается в приказе Народного комиссариата внешней торговли СССР №60 от 5 февраля 1938 года, согласно которому было ликвидировано дальневосточное отделение Главного таможенного управления, а руководство таможенными учреждениями и постами было возложено на Владивостокскую таможню, в состав которой вошли таможни и таможенные посты, в числе которых упомянуты Александровская на Сахалине с постами в Агнево, Владимировке, Дуэ, Пильво и Охинская на Сахалине с постами в Даги, Катангли, Конги-Монги, Ныйво, Пильтун, Чайво. На юге Сахалина первым таможенным органом стала Корсаковская таможня. Она была образована приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 17 декабря 1945 г. № 339.
В последующие годы система таможенных органов на Сахалине развивалась и совершенствовалась. В настоящее время Сахалинская таможня — это крупнейшая таможня Дальнего Востока, созданная в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета России от 22.04.1998 года № 245 «О создании Сахалинской таможни» в результате реорганизации и слияния Южно-Сахалинской, Корсаковской, Холмской, Невельской таможен.
__________________________
См.: Невельской Г. И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России, 1849–1855 / Г. И. Невельской. — Хабаровск, 1969. — С. 106–107; Земля, на которой живём. — Южно-Сахалинск, 2007. — С. 37: ил.; Маркин В. Исторические портреты / В. Маркин. — М., 2006. — С. 336. — (Русские путешественники).
https://www.prlib.ru/
См.: Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2018год / М-во культуры и арх. дела Сахалин, обл., Сахалин, обл. универе, науч. б-ка; сост. Е. С. Пухова; ред. Г. М. Нефёдова. — Южно-Сахалинск: Сахалин, обл. тип., 2017. — С. 43: ил; Становление таможенной службы на Сахалине. 1910—1925// Сахалинская таможня. — Владивосток: ВФ РТА, 2005. — С. 5—13.
Основные заслуги Невельского
Александр Карлович Сиденснер в монографии, посвященной столетию рождения Невельского называл его
Невельской был из тех редких и благородных натур, которые «славу и выгоды своего отечества ставят выше личных выгод и собственного спокойствия». Деятельность Невельского непосредственно способствовала присоединению к Российской Империи огромных территорий в нижнем течении Амура и правого бассейна Уссури.
В ходе возглавляемых им Амурских экспедиций Невельской сделал следующие открытия:
- устье Амура судоходно, т.е. доступно для прохода морских судов;
- к югу от Амурского лимана имеется много удобных бухт для стоянки судов (Де-Кастри, Императорская гавань);
- Сахалин является островом и отделен от материка судоходным проливом;
- богатые залежи каменного угля на о. Сахалин.
Другие результаты Амурских экспедиций:
- Включение в состав России Приамурья, Сахалина и Уссурийского края от устья Амура до корейской границы;
- Гуманное обращение с местными племенами обеспечило их симпатии к русским. Присоединения к Российской Империи дальневосточных земель проходило в мирной атмосфере без вооруженных столкновений и жертв с обоих сторон.
Помимо этого, Г.И. Невельской заложил в 1850 году Николаевский военный пост – будущий Николаевск-на-Амуре. До 1880 г. город был административным центром Приморской области в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.
Краткая биография
Генна́дий Ива́нович Невельско́й (5 декабря 1813 года, Дракино, Костромской губернии — 29 апреля 1876 года, Санкт-Петербург) — российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.
Геннадий Иванович Невельской родился в усадьбе Дракино(58°53′27″ с. ш. 42°21′42″ в. д., близ Солигалича. Отец: Иван Алексеевич Невельской (1774—1823) — потомственный морской офицер, из старинного костромского дворянского рода. Мать: Феодосья Тимофеевна (1787—1854) — принадлежала к старинному дворянскому роду Полозовых; известна тем, что подвергалась судебному преследованию за негуманное отношение к крепостным крестьянам.
В Морском корпусе
8 апреля 1829 года Геннадий Невельской поступил в Морской кадетский корпус. Начальником Морского корпуса был в то время знаменитый мореплаватель адмирал И. Ф. Крузенштерн, с именем которого связано первое российское кругосветное плавание. Среди кадетов тех времён особенной популярностью пользовалось не столько военное, сколько исследовательское, географическое направление обучения. Кадеты и гардемарины были воодушевлены знаменитыми морскими походами русских моряков. У всех на устах было открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, походы Ф. П. Врангеля, М. Н. Станюковича, Ф. П. Литке и других. Не случайно поэтому многие одноклассники Невельского впоследствии стали знаменитыми мореплавателями, исследователями, географами.
Ещё в Морском корпусе Невельской увлёкся географией Дальнего Востока. Не вполне однозначные сведения, приводимые в книгах и на картах, Геннадий Невельской подвергал сомнению. Им овладела жажда собственных географических исследований. 7 января 1831 года произведён в гардемарины.
В 1832 году Невельской в числе лучших окончил Морской кадетский корпус. 21 декабря 1832 года получил чин мичмана и в числе избранных стал слушателем только что созданного Офицерского класса (прообраз будущей Военно-морской академии). В 1836 году мичман Невельской успешно сдал экзамены за курс офицерского класса и 28 марта ему был присвоен чин лейтенанта флота.
Первые годы службы на флоте
По окончании Офицерского класса лейтенант Невельской был назначен в эскадру адмирала Федора Петровича Литке офицером на корабль «Беллона» под командованием опытного морского офицера Самуила Ивановича Мофета. Затем служил на кораблях «Князь Варшавский» («Константин»), «Аврора» и «Ингерманланд». В эти годы он, как отлично подготовленный морской офицер, состоял вахтенным офицером при Его Высочестве Великом князе Константине Николаевиче. Цесаревич Константин, сын императора Николая I, в возрасте 9 лет был назначен генерал-адмиралом и определён под попечительство адмирала Литке. Фактическим попечителем юного Великого князя на многие годы стал Геннадий Невельской. Впоследствии это обстоятельство, возможно, послужило тому, что самовольства Невельского при освоении Амура были не только прощены, но одобрены императором Николаем I. Историк А. И. Алексеев предполагает, что Невельской в какой-то момент спас жизнь цесаревичу.
В годы службы Невельского в эскадре Литке, эта эскадра в дальних плаваниях участия не принимала, в основном плавала в пределах Европы. 15 июля 1846 года Невельской получил чин капитан-лейтенанта. Годом спустя он напросился на должность командира строившегося транспортного судна «Байкал», которое должно было отправиться на Камчатку с грузом.
Амурская экспедиция (1849—1855)
Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана, и что Сахалин — остров.
Заручившись поддержкой губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва и начальника главного морского штаба князя Меншикова, Невельской, без Высочайшего разрешения, летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин.Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. 6 декабря 1849 года ему был присвоен чин капитана 2 ранга, а уже 8 февраля 1850 года — капитана 1 ранга. В 1850 году Невельской был вновь направлен на Дальний Восток, однако с предписанием «не касаться устья Амура». Но, заботясь уже не столько о географических открытиях, сколько об интересах Российского государства, Невельской, вопреки предписанию, основал в устье Амура т. н. Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями.