Морские специальности
Содержание:
- Курсы повышения квалификации
- Зарплата матросов
- Величина среднего уровня дохода
- История профессии
- Как найти работу после вуза?
- Преимущества и недостатки работы в море
- Преимущества профессии судоводитель
- Со знанием английского языка
- Направление: Авиационные и морские профессии
- Актуальность морских профессий
- Обучение на моряка дальнего плавания
- Преимущества и недостатки работы в море
- Карьерный рост на флоте
- Татуировка как оберег
- Трудоустройство
- Где учат
- Профессиональные знания
Курсы повышения квалификации
Существуют курсы морской квалификации для капитанов, судоводителей и механиков, желающих получить повышение квалификации, а также курсы для частных моряков. К рядовым относятся сторожевики и часовые. Кандидаты с полным средним образованием и медицинской справкой могут записаться на курсы для моряков и моторных лодок.
Курс обычно длится три месяца и стоит от 15 000 до 40 000 рублей. Помимо курсов, вы также должны пройти двухмесячную практику под парусом, которую часто приходится искать и даже оплачивать самостоятельно. Список всех аккредитованных учебных центров можно найти на сайте Росморречфлота, здесь мы перечислим лишь некоторые из них:
- Учебный центр дополнительного образования «МАРСТАР» (Санкт-Петербург);
- Учебный центр GALS (Ростов-на-Дону);
- Морской учебный центр СКФ «Новошип Тренинг» (Новороссийск).
Зарплата матросов
Средняя заработная плата матроса при официальном трудоустройстве 25-50 тысяч рублей. При таком предложении опыт работы требуется минимальный (1 год) или вообще без опыта. Обязательное требование – наличие морских документов. Переезд к месту швартовки судна (в том числе – в случае авиаперелётов) нередко оплачивает компания-работодатель. Максимальное предложение на рынке труда по вакансии превышает 120 тысяч рублей.
При заключении контракта военнослужащего уровень зарплат ниже – 18-24 тысячи рублей, но к этому прилагается большой социальный пакет с лечением и бесплатным переездами, включая поездку в отпуск.
Величина среднего уровня дохода
Прежде всего следует разделить мореходцев на несколько категорий. К ним относится самое востребованное место трудоустройства — промысел, связанный с добычей рыбы. Вариантом можно рассматривать транспортный флот, в этом случае уровень заработной платы будет ниже. Ещё одно направление — это служба в рядах Вооружённых сил РФ.
Рынок труда для специалистов в сфере ” Морской и речной транспорт”
Доходы в данных сферах могут быть следующими:
- Промысел. Трудоустройство на должность матроса в развитую компанию позволит соискателю получить стабильный доход не менее 50 000 рублей. Даже в самом крайнем случае средняя величина дохода «морских охотников» и обслуживающего персонала, что выходит с ними в море, составляет не менее 40 000 рублей. В случае трудоустройства на суда, называющиеся «иномарки», оклад матроса может возрасти до 80 000 рублей.
- Вне зависимости от уровня компании работодателя величина дохода матроса транспортного флота не ниже 40 000 рублей. Однако при попадании в рейсы дальнего плавания эта сумма может возрасти в два, а в некоторых случаях и в три раза. Моряки также несут периодические вахты, устраиваются во второстепенный, вспомогательный флот. При этом зарплата не менее 50 000 рублей.
Если сравнивать уровень дохода гражданского и военного моряка, разница будет существенной. Причина здесь скрывается в политике руководства страны, направленной на стимулирование вооружённых сил и увеличение социальных гарантий и уровня зарплаты военнослужащих.
Однако на очередном обсуждении вопроса, касающегося данных тем, предложение об очередном увеличении окладов было отклонено.
Таблица: заработная плата моряков
Должность | Оклад в долларах США |
Матрос | 1000-1200 |
Кок | 1300-1800 |
Сварщик | 1000-1500 |
Токарь | 1000-1500 |
Механик – наладчик | 1200-1800 |
Третий штурман | 3000-4000 |
Второй штурман | 3500-4500 |
Старпом | 5500-7000 |
Капитан | 9000 |
Моторист | 1000-1500 |
Четвертый механик | 1500-2500 |
Третий механик | 3000-3500 |
Второй механик | 5000-7000 |
Старший механик | 8000-10000 |
Электромеханик | 4500-5000 |
История профессии
Профессия матрос появилась в глубокой древности. Рыбаки, выходя в море за уловом, кооперировали усилия при управлении крупными лодками, а деятельность участников похода функционально была близка той работе, которую на современных судах выполняет матрос. При этом, более зажиточные рыбаки за часть улова или за вознаграждение нанимали в помощники тех, кто своей лодки не имел – матросов. Хотя само слово «матрос» – «mattarius» – появилось гораздо позднее, в Древнем Риме, и означало оно «человек, спящий на грубой подстилке».
Дальнейшее развитие флота было связано с увеличением размера кораблей, что предполагало создание управленческой иерархии на судне. В этой иерархии матросы занимали низшую ступень.
Российский флот во времена своего правления создавал Пётр I, который сразу после постройки первого корабля поставил командовать им нидерландского моряка Муса, а сам пошёл на это судно простым матросом, чтобы пройти морскую школу ступенька за ступенькой. При этом царь не брезговал выполнять все требования капитана, даже пиво ему наливал.
Вплоть до 1917 года звание низших чинов на флоте имело два уровня градации. После принятия присяги новобранцу присваивали чин матроса 2-й статьи, а спустя год – 1-й статьи
После установления Советской власти прежние воинские звания были отменены. Взамен были введены служебные категории и должности. В 1935 году, когда звания вернулись, представитель рядового состава советского военного флота Красной Армии стал называться краснофлотцем. Такая система просуществовала до 1946 года, после чего, с преобразованием Красной Армии в Советскую Армию, были пересмотрены и наименования званий: краснофлотец и старший краснофлотец снова стали матросом и старшим матросом.
Как найти работу после вуза?
После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.
Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.
Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.
Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.
Преимущества и недостатки работы в море
Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.
Сначала поговорим о плюсах:
- Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
- Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
- Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход
Теперь о минусах работы в море:
- Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
- Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
- Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.
Преимущества профессии судоводитель
Пребывая в рейсе, судоводитель посещает самые отдаленные уголки планеты и знакомиться культурой народов мира, что расширяет кругозор.
Помимо романтики судоводитель обеспечен и с материальной точки зрения: он получает около 60-300 тысяч рублей, в зависимости от вида судна, отрасли, специфических условий и опыта работы. Поскольку зарплата выплачивается преимущественно в долларовом эквиваленте, его доход не зависит от колебаний валюты, а при увеличении ее стоимости, автоматически растет и заработная плата.
Высокая оплата труда позволяет быстро накопить на покупку недвижимости или отложить средства на будущее. Кроме того, судоводитель, как и вся команда, обеспечен в рейсе медицинской страховкой, жильем и питанием, что позволяет еще больше сэкономить.
Должность судоводителя – не предел развития карьеры. Прилагая усилия и демонстрируя свои лучшие стороны, можно дорасти до капитана. В зрелом возрасте, накопив опыт, можно перейти на работу в офис или готовить молодых моряков к рейсам.
Со знанием английского языка
Большинство профессий, которые предполагают туризм, требуют обязательного знания иностранного языка. В определенных сферах общение с людьми – главная составляющая. Ниже представлены профессии, связанные с туризмом и путешествиями, с обязательным знанием английского языка:
- Работник хостела, отеля. Все сотрудники гостиничных центров (горничные, водители, администраторы) должны свободно владеть английским языком как универсальным средством общения с клиентами. Профессия предполагает как длительную работу, так и сезонное сотрудничество.
- Гид/экскурсовод. Представители этой профессии много путешествуют по миру, изучают страны, где работают. Должны свободно общаться на английском с туристами, знакомить их с особенностями местности. Многие гиды владеют сразу несколькими языками, что расширяет возможности построения карьеры.
- Event–менеджер. Это специалисты по организации отдыха для агентств, разных мероприятий, чаще всего – корпоративных. Профессия позволяет без труда совмещать командировки с туризмом, требуется отличное знание английского.
- Стюардесса, бортпроводник. Люди этой профессии путешествуют по всему миру и получают дополнительные привилегии: выгодные предложения от гостиничных комплексов, большие скидки на билеты. При этом специальное образование не требуется, достаточно свободное владение хотя бы одним языком.
- Аниматор, ведущий, организатор торжеств. Работая в сфере проведения праздничных мероприятий, можно посетить разные интересные места за рубежом. Для полноценного общения с участниками мероприятий нужно знать английский и быть харизматичной, коммуникабельной личностью.
- Специалист по тестированию продуктов турфирмы. В крупных туристических агентствах формируется штат сотрудников, следящих за качеством предлагаемого продукта. Обязанности работников – проживать в определенных отелях, проверять уровень оказываемых услуг, составлять отчеты о соответствии сервиса заявленным показателям. Профессия предполагает знание языков и большое количество временных затрат на переезды.
- Международный гуманитарный работник. Проявить себя можно в сфере образования, здравоохранения, в сельскохозяйственной отрасли. Многие социальные работники отправляются не только в живописные уголки планеты, но и в бедные страны, а также районы, которые пострадали от стихийных бедствий, для оказания помощи населению.
Знание иностранных языков, частые переезды в разные точки мира – особенности работы людей, занимающихся переводами. Переводчик является востребованной профессией, подразумевающей путешествие по всему свету. Большинство компаний, заботящихся о своей конфиденциальности, нанимают надежного специалиста, который может досконально разобраться со всеми необходимыми лексическими тонкостями. Переводчики, работающие длительное время на организацию, постоянно посещают разные места, сопровождая представителя фирмы.
Вам будет интересно прочитать
Профессия переводчика: с чего начать и как комфортно работать
Направление: Авиационные и морские профессии
Работой капитана судна является управление судном и людьми, а также обеспечение сохранности имущества на судне.
Капитаны судов управляют торговыми, пассажирскими, буксирными, экскурсионными и другими судами, которые ходят как во внутренних, так и во внешних водах. В своей каждодневной работе они соприкасаются с различными странами, пассажирами и грузами. Капитан судна управляет судном – его задачей является организация работы на судне, он руководит всей судовой командой и обслуживающим персоналом подразделений. Капитан судна должен следить за погодными условиями, за их изменениями, и в соответствии с этим принимать решения, связанные с управлением судном и его безопасностью (как команды, пассажиров, судна, так и окружающей среды). Он определяет курс и скорость судна, маневрирует с целью избежания опасностей, постоянно следит за позицией судна с помощью карт и навигационного оборудования. Он направляет и проверяет членов команды, которые держат судно на правильном курсе, обеспечивает работу моторов, имеет обзор маршрутов судна и общается с капитанами других судов.Капитан судна заботится о том, чтобы на судне соблюдались требования безопасности. Он знает какой груз и какие пассажиры находятся на судне, знает о погрузочно-разгрузочных работах и следит, чтобы уровень загрязнения судном не превышал действующие нормы.
Условия работы: капитан судна работает на судне вместе с судовой командой. Условия на разных судах могут очень существенно отличаться, часть судов оснащена всеми возможными удобствами, а часть – нет. Капитану судна часто приходиться находиться и вне помещений. Рабочая среда местами может быть шумной и с повышенной вибрацией. В штормовую погоду добавляется и качка судна. Рабочее время капитана судна отрегулировано законом о Морской службе. Рабочее время руководителей судна, в общем случае, составляет от 8 до 14 часов в сутки, в зависимости от судна и линии, а также от договоренности с работодателем. Рабочая одежда капитан судна – это чаще всего представительский костюм. В своей работе ему приходится находиться в довольно-таки сложной технической среде.
Места работы: компании, занимающиеся рыбным промыслом, пассажирскими и грузовыми перевозками.
Капитан корабля принимает окончательное решение по всем вопросам, будь то выбор курса, внеплановый ремонт, внештатная ситуация на борту.
Он руководит действиями команды, решает проблемы с закупкой продовольствия, погрузки товара, согласует время прибытия в порты, обеспечивает своевременную дозаправку судна горючим и т.д. Капитан разбирается во всем, начиная от устройства корабля и его технического оснащения и заканчивая юридическими тонкостями оформления документов.
Актуальность морских профессий
Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.
Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.
Моряк – это не профессия, это призвание
Обучение на моряка дальнего плавания
Командный (офицерский) состав судна должен иметь высшее образование, члены судовой команды – среднее профессиональное образование. В ссузах РФ открыты следующие направления подготовки:
- «Эксплуатация судовых энергетических установок»,
- «Судовождение»,
- «Матрос»,
- «Повар судовой»,
- «Электрик судовой» и другие.
Если вы желаете изучать морское дело в вузе, то стоит рассмотреть направления подготовки «Судовождение» (код: 26.05.05), «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» (код: 26.03.01) и другие. Для работы необходимо хорошее знание английского языка. Потребуются дополнительные международные сертификаты, например, Marlins, ECDIS, STCW, HUET и другие (зависит от должности, типа судна, требований нанимающей компании и других факторов).
Вузы
Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова
Судовождение (Факультет судовождения)
Преимущества и недостатки работы в море
Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.
Сначала поговорим о плюсах:
- Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
- Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
- Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход
Теперь о минусах работы в море:
- Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
- Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
- Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.
Карьерный рост на флоте
Рост рядового на судне ограничен. Перечислю основные варианты.
Дельта тест для квалифицированного матроса
После восемнадцати месяцев работы матрос может сдать Дельта тест на получение звания «квалифицированный матрос». Квалификационное свидетельство матроса откроет список более оплачиваемых вакансий в некоторых компаниях, которые берут на работу только квалифицированных матросов (например, работа на офшорных буксирах, обслуживающих нефтяные вышки в красном море, там зарплата матроса сопоставима с зарплатой офицера на прибрежном флоте России).
Боцман и смежные специальности
После этого матрос может сдать экзамены на боцмана (читай «старший матрос»), чья работа оплачивается выше, но по сути не отличается. Хорошую службу может сослужить получение квалификационных свидетельств сварщика, токаря, пампмэна, ойлера и других морских рабочих специальностей, расширяющих возможности найти матросу более высокооплачиваемую работу.
Татуировка как оберег
Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo»*, но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.
Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.
«Гибель капитана Кука». Картина. Автор — Шон Лайнхэн. Фото: Commons.wikimedia.org
Трудоустройство
Подбором кадров для судовладельца и оформлением документов для следования моряка на судно чаще всего занимаются крюинговые компании – посредники между судовладельцем и моряком, расположенные по всему миру. Связь с ними поддерживается по телефону и электронной почте.
Как устроиться на судно, работающее под иностранным флагом? Моряку необязательно являться на собеседование в другую страну: всё делается по телефону. А вот чтобы получить лицензию страны флага на право работы, кандидатам на место на судне иногда приходится лететь и сдавать экзамен на английском языке в страну, выдающую документ.
Поначалу, когда нет достаточного опыта работы, крюинговые компании предлагают контракты продолжительностью до 9–10 месяцев. Иногда судовладелец заключает с моряком постоянный контракт. В иностранных компаниях моряки работают чаще всего по временным контрактам.
Более высокую зарплату опытным морякам предлагают европейские и американские компании. Зарплата русского старшего механика, к примеру, может составлять 500 долларов в день при продолжительности контракта 6 недель. На этом же судне зарплата помощника повара из Непала – всего 200 долларов в месяц при продолжительности контракта 2 года. Кстати, полноценное питание на борту также предоставляется моряку за счет судовладельца.
В некотором смысле, моряк не выбирает, где ему работать, ведь один и тот же пароход может перевозить грузы как между несколькими определенными портами по заранее составленному расписанию (это называется линейным судоходством или работой на линии), так и между разными портами, меняющимися при каждом новом грузе (это называется трамповым судоходством, от английского слова tramp – бродяга).
Где учат
Среди морских вузов и колледжей есть выдающиеся представители, которые обеспечивают качественную профессиональную подготовку студентов со всей России. По возможности стоит поступить в колледж после 9 класса, а также пойти в высшее учебное заведение. Всё обучение на капитана корабля проходит в разной форме. Каждая академия использует специальный методологический комплекс и современную научную программу.
Среди высших учебных заведений выделяются столичные университеты и другие государственные учреждения:
- Волжская государственная академия водного транспорта;
- Санкт-Петербургский государственный морской технический колледж;
- Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова;
- Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова;
- Московская государственная академия водного транспорта;
- Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского.
Поступление в академию после 11 класса позволит оперативно начать изучение узконаправленных наук. Как правило, для поступления в учебные заведения необходимо сдать математику, информатику, физику, химию и иностранный язык. Получить высшее образование и диплом недостаточно, поскольку непрофессиональные выпускники сразу уходят с работы.
Вузы
Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Судовождение (Факультет судовождения)
Профессиональные знания
- Классификация, виды морских судов.
- Правила поведения на судне.
- Основы морской навигации.
- Охрана труда на судах морского и речного флота.
Источники
- https://www.profguide.io/professions/moryak-dalnego-plavaniya.html
- https://reconomica.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BA/
- https://VisaSam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-moryaka.html
- https://VisaSam.ru/emigration/rabota/rabota-na-korable-dalnego-plavaniya.html
- https://propostuplenie.ru/article/rabota-v-more-kem-mozhno-stat-i-gde-uchitsya/
- https://crewservices.ru/articles/rabota_matrosom.html