Как стать гражданским пилотом?
Содержание:
- Как получить профессию
- Конвейерное обучение в академиях США
- Виды и специализации пилотов
- Перспективы после выпуска
- Лицензии пилота
- Где поступить на летчика?
- Обучение
- Летное образование в летных школах Европы
- Обучение в вузе
- Гражданская авиация
- Специальности Военной Академии
- Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
- Получение летного свидетельства
Как получить профессию
Для получения рассматриваемой профессии потребуется потратить немало лет на обучение. Существует несколько профильных отечественных университетов, выпускники которых становятся профессиональными пилотами. Поступить в такое учреждение можно лишь при условии крепкого физического и психологического здоровья. Ниже мы предлагаем обсудить вопрос о том, как стать пилотом самолета, более подробно.
Что необходимо для обучения
Поступить в авиационное училище могут лишь те граждане, которые имеют идеальное здоровье. Юноши, отслужившие в армии, должны иметь военный билет категории «А». Здесь следует отметить, что руководство летной школы может отчислить ученика в случае ухудшения его здоровья.
Действующее законодательство разрешает пилотировать гражданские лайнеры лицам в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет. Это означает, что возраст летчика имеет второстепенное значение. Значительно больше внимания уделяется профессиональным навыкам и личным качествам претендентов на данную должность. Все кандидаты, подающие заявки в авиационные школы, должны быть увлечены своей будущей профессией. Знание иностранных языков является преимуществом для будущего пилота, так как такие летчики допускаются к международным рейсам.
Учителя летных училищ могут обучить основам пилотирования, однако они не в силах привить личностные качества, необходимые для реализации в этой профессии. Человек, работающий в этой сфере, должен обладать повышенной устойчивостью к стрессу и высоким уровнем ответственности. Пунктуальность, терпение, внимательность, склонность к лидерству и постоянному самоанализу являются ключевыми требованиями к представителям этой профессии. Работа летчика включает в себя составление летных программ и других документов. Это означает, что кандидаты на должность пилотов должны уметь работать с различными бумагами.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, сколько стоит обучение на пилота. Стоимость летных курсов составляет около сорока пяти тысяч рублей. Сюда входит лишь теоретическая подготовка. За каждое практическое занятие ученики таких школ платят не менее десяти тысяч рублей.
Работа пилота в действительности гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд
Где в России можно отучиться на пилота гражданской авиации
На территории России расположено всего три высших учебных заведения, где можно получить рассматриваемую профессию. Люди, заинтересованные в покорении небес, могут отправить свои документы в авиационный институт, который находится в Москве или Санкт-Петербургский Университет гражданской авиации. Отдельного внимания заслуживает Ульяновское летное училище, так как выпускники этого учреждения высоко ценятся во многих авиакомпаниях. На территории РФ есть и другие образовательные заведения, являющиеся филиалами вышеперечисленных вузов.
Как долго длится обучение
Обучение на пилота гражданской авиации в России занимает от трех до пяти лет, в зависимости от выбранного учебного заведения. Освоить эту профессию можно и на специальных курсах, которые длятся всего три месяца. Выпускники летных школ, на базе которых проводятся курсы, получают статус пилотов-любителей. Для получения возможности работать в сфере авиации потребуется потратить значительно больше времени на освоение специальности.
Может ли девушка получить такую профессию
Стать летчиком способна далеко не каждая девушка. Это объясняется тем, что многие институты и училища отказываются принимать документы у представительниц прекрасного пола. В качестве альтернативного варианта можно рассматривать обучение в летной школе
Важно отметить, что большинство образовательных учреждений уделяют внимание не половой принадлежности будущего ученика, а его личным качествам и теоретическим знаниям. Следует помнить о том, что в штате «Аэрофлота» есть много женщин, которые занимают рассматриваемую должность
Конвейерное обучение в академиях США
«Мной было посещено 15 региональных аэродромов и 18 летных школ в штатах в поисках подходящего места для обучения на коммерческого пилота», — такими словами начал свою заметку автор «Выбор летной школы в США» Игорь Артемьев. Автор потратил несколько недель на тщательный осмотр места предстоящей учебы исходя из своих лучших побуждений в поисках места учебы.
В отличие от России, где летные училища можно с легкостью пересчитать по пальцам, в США летных школ множество. Одно из основных отличий американских летных заведений в том, что здесь может реализовать свои потребности любой клиент. Хотите скорость обучения, пожалуйста, более углубленное изучение теории, тоже есть варианты. Летные академии США с воздушным флотом в 90 судов несомненно произведут впечатление на любого клиента. Процесс обучения в такой школе отработан до мельчайших подробностей. Для того чтобы сделать выбор летного учреждения из существующих летных учреждений, можно проанализировать заведения по следующим критериям:
- программа;
- срок обучения;
- стоимость.
Виды и специализации пилотов
По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, куда пойти учиться после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:
- Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
- Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
- Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
- Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
- Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
- Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
- Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.
Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:
- Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
- Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
- Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.
Перспективы после выпуска
После окончания учебного заведения выдаётся свидетельство пилота. Оно может быть разных категорий. Выпускники вузов гражданской авиации имеют право летать в качестве вторых пилотов. Это связано с небольшим количеством часов.
Чтобы стать ведущим пилотом воздушного судна, требуется не менее 1500 налётанных часов. Таковы официальные требования Аэрофлота и других компаний. Зарубежные правила в этом смысле немного мягче.
В последние годы ситуация начала постепенно меняться. Опытные пилоты уходят на пенсию. Выпускники современных авиационных училищ не имеют возможности налетать достаточное количество часов. В связи с этим многие авиакомпании снижают свои требования к линейным пилотам. Кроме того, работодатели напрямую заинтересованы в приёме на работу хорошо себя зарекомендовавших молодых пилотов. Выпускники могут учесть, сколько часов им не хватает, и набрать дополнительное количество в учебных центрах авиационных компаний.
Тем, кто не планирует становиться профессиональным пилотом, достаточно пройти обучение на курсах в аэроклубе или вертолётном клубе. Это даст возможность получить удостоверение пилота-любителя и летать на частном самолёте для своего удовольствия.
Лицензии пилота
Ок, предположим, полет вам зашел и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Сложно ли провернуть такое? Ответ зависит от того, какую именно лицензию вы хотите. Есть три основных вида лицензий.
PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота)
Возможности:
- Некоммерческие полеты на самолетах. Иными словами — вы не имеете права на этом зарабатывать
- Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами (да-да, вы можете брать на борт пассажиров)
- Летать можно на огромном спектре самолетов, начиная от поршневых и заканчивая некоторыми реактивными
- Нельзя летать на самолетах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus)
- Можно арендовать самолеты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется)
- Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — вы можете летать только на самолетах, зарегистрированных в стране, выдавшей вам лицензию (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолете)
- Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда). Называется такой процесс валидацией
- Можно пересекать международные границы
Требования:
- Медицинская справка о годности к полетам. Достаточно лояльные требования, в том числе по зрению
- Пройденный курс теории, самый простой. Подробнее чуть ниже
- Наличие небольшого количества налета (42 часа в России / 45 в Европе / 40 в Штатах)
- Сданный экзамен по практике
Лахта-Центр, Санкт-Петербург
Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:
- Night Rating — полеты ночью
- Instrument Rating — полеты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам
- Multi-Engine Rating — полеты на самолетах с двумя и более двигателями
- Type Rating — полеты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing
- И еще куча других, на ваш вкус и фантазию
Здесь и далее мы будем рассматривать особенности обучения на PPL — за неимением у автора всего остального 🙂
Заход на посадку в Лондоне
Где поступить на летчика?
Поступить в летное училище для приобретения профессии летчика гражданской авиации намного проще, это можно сделать в одном из пяти действующих в Российской Федерации училищ:
- Летное училище имени Ермакова (г. Бугуруслан в Оренбургской области).
- Летное училище в г. Красный Кут Саратовской области.
- Высшее авиационное училище в г. Ульяновске.
- Летное училище имени Г.А. Тарана г. Сасово Рязанской области.
- Авиационное летно-техническое училище в г. Калуге.
Все они обеспечивают бесплатное обучение, высокий образовательный уровень и получение специальности летчика. Некоторые училища, предоставляют возможность получить заветную профессию «Летная эксплуатация воздушных судов» на коммерческой основе. При выборе училища основным определяющим фактором является территориальная принадлежность – абитуриенты традиционно выбирают то, что ближе к дому.
Обучение
Студенты летчики живут насыщенной интересной жизнью. В их обязательное обучение входит знакомство с самыми разными видами летных устройств на первых порах. Непременно изучение навигации, или другими словами – профессионального языка пилотов. Много часов теории и практики в управлении летными устройствами, уроки приложения воздушных маршрутов, ориентирование. А также: основы первой медицинской помощи и навыки спасания, прыжки с парашютом, метеорология, аэродинамика, конструирование, начиная от двигателей и заканчивая самолетами. Объемы информации необычайно велики и сложны.
Наряду с изучением теории, студенты в обязательном порядке проходят практику сначала на специальных тренажерах, располагающихся непосредственно в самих учебных заведениях. В последующем, пилот должен налетать определенное количество часов для подтверждения аттестации на свою профпригодность.
Вузы или курсы пилота
Наша страна имеет всего три ВУЗа, где можно получить профессию гражданского летчика:
Московский государственный университет гражданской авиации
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации
Ульяновский институт гражданской авиации им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Прочие среднетехнические авиационные учреждения разрознены по стране, и, фактически являются малыми филиалами вышеуказанных ВУЗов.
Как правило, они коммерческой направленности со своей ступенчатой учебной системой.
- Ступень первая (начальная). Выдает сертификат пилота любительского уровня без права устройства на работу. Летать можете в свое удовольствие, но без пассажиров.
- 2-ая ступень (коммерческая). Пройдя обучение на первой ступени, пилот может повысить свою квалификацию и устроиться работать на небольшие коммерческие рейсы. Разрешается водить легкие самолеты с одним двигателем и летать на близкие расстояния.
- 3-ья ступень линейного пилота. Самая востребованная и высокооплачиваемая категория на рынке работодателей. Получить ее можно только, пройдя предыдущие две, либо, имея диплом об окончании специального учебного заведения.
Линейные пилоты имеют больше всех летных часов и имеют приоритет во время приема на работу относительно других категорий.
Лицензия (сертификат)
Как вы уже поняли из описанного выше, в нашей стране существует 3 категории летчиков гражданской авиации:
- Частный пилот;
- Коммерческий пилот;
- Линейный пилот.
Хотите летать – тогда получите удостоверение пилота, которое подтвердит ваше право об окончании курсов, или института.
Далее следует принять во внимание и выполнить следующие обязательные условия. Для выдачи лицензии или сертификата пилота необходимо:
Для выдачи лицензии или сертификата пилота необходимо:
- Возраст: для пилота-любителя – 18 лет минимум, линейного пилота – 21 год;
- Медицинское освидетельствование. Сроки действия: 3 года, если пилоту до 40 лет, 2 года — после 40 лет.
- Сертифицирование на предмет о теоретической подготовки: конструкции летательных аппаратов, практическая эксплуатация самолетов, самолетовождение, медицина авиационная.
- Практика нахождение лично за штурвалом не менее 42 часов. Полеты под руководством инструктора, имеющего право на обучение и подготовка на земле.
С каждым повышением категории ужесточаются медицинский осмотр, и увеличивается количество летных часов.
Летное образование в летных школах Европы
Однако европейская лицензия ценится все-таки выше. И связано это с более глубокой подготовкой, особенно в теоретической части. Американская система подготовки пилотов ориентирована на практику в первую очередь, тогда как европейская отличается большим количеством теории.
Причем преподавание могут осуществлять только инструктора, сертифицированные в Европе. Летная же подготовка проводится на тех же самых самолетах, в той же местности. Разница только в том, что у вас будет инструктор-европеец и обойдется это для вашего кошелька более заметными расходами — придется заплатить раза в полтора раза дороже.
Но нужно помнить, что европейский рейтинг IR вы сможете получить только в Старом Свете, летая в реальном воздушном пространстве. Пройдя обучение в США, даже по программе EASA? Вы получите IR американский, а не европейский. Отдельные школы включают в стоимость обучения летную подготовку в небе Европы, а другие предпочитают вообще умолчать об этом нюансе.
Душевное летное образование в Чехии
В Европе можно по праву сказать самое уютное и комфортное обучение полетам. В Чехии, например, вы не сразу поймете, что сдаете основной экзамен по пилотированию: так на одном из форумов курсант, прошедший обучение в Чехии рассказывал, что после одного из рядовых маршрутных полетов инструктор предложил курсанту совершить посадку на одном из аэродромов на пути маршрута. После того, как курсант совершил посадку, события приняли интересный поворот: в кабину вместо инструктора сел неизвестный человек и предложил сдать экзамен. Экзамен был сдан неожиданно и на «отлично»!
А еще там же, вблизи столицы, Праги, в некоторых школах практикуется интересная методика обучения: с тобой по очереди летают 4 инструктора, каждый раз ты учишься сажать самолет на разные аэродромы и принимать решения в нестандартных летных ситуациях, только без крайностей. Через 6-8 часов полетов с инструктором курсант начинает привыкать к узлам управления, а полеты становятся приятным и комфортным занятием. Когда инструктор же приходит время для самостоятельных посадок с минимальным вмешательством инструктора, конфуза не случается, вместо него появляется радость победы и счастье нового полученного опыта.
Разговаривают в чешских летных школах на английском и чешском языках, а в некоторых школах еще и по-русски. Если ваша задача – корочки как можно быстрее, то можно попробовать обратиться в летную школу www.Aviatickyklub.cz, если вам нужно делать ставку на качество обучения, то www.Flyingacademy.ru. Что касается стоимости обучения, то за курс коммерческого пилота с вас попросят от 33000€.
Англия
Получение лицензии коммерческого пилота CPL в Англии несколько отличается от получения подобного документа в штатах.
Во-первых, аэроклубы в Англии в большинстве случаев являются частными, в отличие от штатов, где аэроклубы входят в состав ассоциаций. Большая доля прибыли у этих аэроклубов идет от продажи дополнительных аксессуаров: руководства по обучению, карты, наушники и т.п. Кроме того, во многих аэроклубах необходимо платить членские взносы.
Обучение в вузе
Как стать пилотом самолёта? Пройти обучение в лётном училище или вузе. Этот процесс является самым долгим и трудоёмким, в среднем он составляет пять лет. В России существуют два лётных государственных училища, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновке, остальные учреждения – филиалы.
Для поступления в такие заведения у потенциального пилота должно быть исключительное здоровье и выдержка, поэтому первым шагом на пути к обучению является сдача спортивных нормативов: бег на время (100 м и 1000 м), подтягивания на турнике. Если комиссию удовлетворяют результаты студента, то он поступает
Важно отметить, что при ухудшении состояния здоровья в процессе обучения потенциального лётчика могут отчислить из университета
Преимущественно в училищах изучают теорию, которая преподаётся по различным направлениям: конструкция самолёта, руководство по лётной эксплуатации, самолётовождение, авиационная медицина и другое. По завершении курса пилоту выдаётся диплом.
Получив необходимые знания, человек приступает к практике. Чтобы устроиться на работу лётчиком, выпускнику нужно налетать на самолёте около двухсот часов.
Гражданская авиация
Получить профессию лётчика гражданской авиации можно в одном из российских училищ. В число гражданских авиационных училищ входят:
- Лётное училище им. Ермакова. Расположено в городе Бугуруслан Оренбургской области. Проводится очное обучение пилотов коммерческой авиации. Ежегодно набирается 320 абитуриентов. В колледже есть обширный парк самолётов, тренажёры и другое оборудование.
- Лётное училище гражданской авиации в городе Красный Кут Саратовской области. Набор абитуриентов проводится на базе 11-летнего образования. Длительность обучения составляет 2 года 11 месяцев. Всего обучается 300 курсантов. Есть возможность платного и бесплатного обучения.
- Лётное учебное заведение им. Тарана в Сасово Рязанской области. Здесь готовят пилотов гражданской авиации и техников, работающих с оборудованием.
- Лётно-технический колледж Омска. Сюда можно поступать после 9 или 11 класса. Обучение на лётчика здесь проходит в течение 3 лет 10 месяцев. Выпускники могут получить специальности пилота самолёта и вертолёта, авиамеханика, бортмеханика, а также инженера по работе с оборудованием. Всего в колледже постоянно обучается около 1 тыс. человек. Имеются очное и заочное отделения. Для успешного обучения на территории училища имеется необходимое оборудование и помещения.
- В Москве есть 9 авиационных училищ и колледжей. Среди них есть заведения, где можно учиться вечером.
Учебные заведения в Омске, Красном Куте и Сасово являются филиалами Ульяновского института гражданской авиации. Училище в Бугуруслане — филиал института гражданской авиации города Санкт-Петербурга. Выпускники имеют возможность получать высшее образование в университете на сокращённой основе или трудоустроиться в российские авиакомпании.
Высшее лётное училище (институт) гражданской авиации обучает на пилотов, диспетчеров, спасателей. Здесь готовятся бакалавры по специальностям «обеспечение авиационной безопасности», «авиатопливное обеспечение», производственный менеджмент. Имеется также аспирантура, выпускающая педагогов для специальных учебных заведений.
Специальности Военной Академии
Гораздо ниже проходной балл в ВА РБ. Для поступления на дневную форму нужно предоставить данные о среднем балле аттестата и сертификаты ЦТ по математике, физике и русскому или белорусскому языкам. На выбор представлено шесть направлений.
Поступающим на специальность «Эксплуатация воздушного транспорта, управление воздушным движением» необходимо набрать 174 балла (не менее 44 в аттестате и сертификатах ЦТ). Это единственное направление, окончив которое, ты сразу получишь квалификацию лётчика. На остальных, как мы уже говорили, придётся обучаться дополнительно.
Для «Управления воздушным движением, боевого управления авиацией» достаточно порядка 133 баллов (от 34 по результатам каждого ЦТ и балла аттестата). По направлению «Техническая эксплуатация электросистем и пилотажно-навигационных комплексов ЛА, техническая эксплуатация пилотируемых ЛА и их силовых установок, авиационные радиоэлектронные системы» придётся набрать немного больше — проходной балл прошлых лет держался на уровне 136. Самый низкий показатель на специальности «Техническая эксплуатация электросистем и пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов». Всего 111 баллов, это порядка 28 баллов по каждому ЦТ и аттестату.
Также рассмотри специальности «Технической эксплуатации электросистем и пилотажно-навигационных комплексов ЛА, авиационных радиоэлектронных систем» и «Технической эксплуатации пилотируемых летательных аппаратов и их силовых установок». Советуем уточнять всю необходимую информацию в приёмной комиссии академии.
Если ты уверен, что хочешь связать свою жизнь с полётами, не забудь о подготовке к ЦТ. Ты можешь учиться самостоятельно или записаться на курсы, где опытные преподаватели помогут тебе подготовиться к тестированию, чтобы поступить на выбранную специальность.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:
- Красный Кут;
- Омск;
- Бугуруслан;
- Сасово.
Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.
В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.
Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.
Омский летно-технический колледж
В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.
Получение летного свидетельства
Обучение в профильном ВУЗе или училище не является гарантией того, что выпускник непременно станет летчиком. Ведь на протяжении обучения к курсантам предъявляются самые высокие требования, они подвергаются различным проверкам и экзаменам
В том числе уделяется значительное внимание физическому и психическому здоровью. Если студенту все же удалось успешно пройти обучение, он становится кандидатом на получение летного свидетельства
Теоретический экзамен
Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов. Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование.
По результатам экзамена составляется протокол, в который вносятся основные сведения о кандидате, полученная оценка, тип свидетельства, на которое претендует экзаменуемый, а также дата, место и время проведения оценки. Документ заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Оригинал протокола передается кандидату, а копия отправляется в орган по выдаче свидетельства в течение 24 часов по электронным каналам связи.
Проверка практических навыков
После сдачи теоретического экзамена, кандидат должен пройти проверку практических навыков. Она осуществляется специалистом, имеющим право на проведение подобных проверок, на воздушном судне той модификации, которая соответствует требуемому типу свидетельства. По результатам практического оценивания, кандидату выдается справка, в которой содержатся сведения о кандидате, экзаменаторе, тренажере или самолете, на котором осуществлялась проверка, дата, время и место оценивания, тип свидетельства. Этот документ в течение 24 часов отправляется в орган по выдаче свидетельства по электронным каналам связи.
Медицинское заключение для пилота гражданской авиации имеет срок годности 12 месяцев.