Как написать сочинение на егэ по литературе на «отлично»?

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой  , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Список изменений

С 2022 года выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, должны будут продемонстрировать свои знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника.

Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.

  1. В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19-20 веков. Помимо этого, разработчики обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. Вот полный список книг на ЕГЭ по литературе 2022 года.
  2. Произведения зарубежной лирики могут использоваться в качестве базового текста в целях формулирования заданий различных типов как с краткими, так и с развернутыми ответами. В некоторых случаях при выполнении 6 и 11 заданий допускается выбор примера для контекстного сопоставления из отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей в некоторых формулировках тем сочинений второй части.
  3. В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. В связи с этим подверглась значительным изменениям нумерация заданий.
  4. Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связаннаяс «диалогом искусств». Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года существенно осложняют подготовку. Зато талантливые и читающие выпускники раскроют весь свой потенциал.
  5. Разработчики контрольно-измерительных материалов поменяли требования к решению номера 6 (ранее – 9) и 11 (ранее –16). Теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее), чтобы сопоставить с предоставленным отрывком. Также разработчики уточнили систему оценивания этих заданий.
  6. В КИМ ЕГЭ 2022 повысили запросы к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Вот примеры сочинений по этим критериям.
  7. В соответствии с критерием номер3 «Опора на теоретико-литературные понятия» был увеличен максимальный балл оценки сочинения (12.1 – 12.5) с 2 до 3 баллов.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
  9. Изменениям был подвержен максимальный первичный балл за всю работу выпускника. В 2021 году он составлял 58 баллов, а в 2022 году составит – 55.

Таким образом, мы рассмотрели полный список изменений в ЕГЭ по литературе в 2022 году. Данный перечень опубликован на официальном портале ФИПИ.

Чтобы подготовиться к экзамену, не стоит бежать к репетиторам и тратить десятки тысяч сейчас, чтобы не платить их за обучение в вузе потом. Больше преимуществ имеет самостоятельная подготовка по плану

Обратите внимание на разбор заданий на ЕГЭ по литературе, кодификатор и решайте новые варианты каждый день. Это гораздо эффективнее, ведь в попытках разобраться во всем самостоятельно Вы получите много полезных навыков, которые пригодятся и в вузе, и на работе

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему

Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения

С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Пример сочинения

Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.

Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.

Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Даты и правила написания

В 2022 году экзамен претерпел серьезные изменения, вот список. В частности, очень сильно расширился список литературы для подготовки. Теперь выпускникам нужно читать много зарубежной классики. Однако экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.

Даты проведения пока остаются невыясненными. Эта информация обычно появляется зимой, будем держать Вас в курсе.

Даты проведения ЕГЭ состоят из основного и резервного периода. В основной этап пока планируется провести экзамен 24 мая 2022 года. В резервный период экзамен сдают те, кто не смог сдать экзамен в основной по уважительной причине. В резервный этап ЕГЭ по литературе планируется провести 26 июня 2022 года. Однако не исключены изменения по датам вследствие пандемии или других причин.

Уважаемые выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.

По великому обыкновению проводится всё следующим образом:

  1. В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу ЕГЭ.
  2. Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
  3. Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
  4. Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
  5. В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
  6. Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
  7. Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
  8. Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
  9. Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
  10. Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
  11. За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
  12. Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
  13. Сдаёте работу и покидаете ППЭ.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).

Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).

Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.

↑ Клише для проблемы

ВОПРОС можнопоставить, поднять, выдвинуть, затронуть, рассмотреть, обсудить, осветить, изучить, исследовать, анализировать; Можно уделить внимание, придавать значение какому-либо вопросу. Можно интересоваться, заниматься каким-либо вопросом

ПРОБЛЕМА (сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения, исследования) какая? Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, коренная, актуальная, злободневная, животрепещущая, острая, спорная проблема. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, разработать, изложить, обсудить, изучить, исследовать, анализировать, решить, разрешить какую-л. проблему

Уделить внимание какой-либо проблеме. Интересоваться, заниматься какой-либо проблемой

Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.Этот вопрос волнует/беспокоит/интересует автора предложенного для анализа текстаК этой проблеме обращается ФИО в представленном тексте.Это главная проблема предложенного для анализа текста.Эту проблему ставит автор в тексте.Этот вопрос требует самого внимательного изучения, потому автор пытается найти ответ на него.Над этим вопросом задумывается/размышляет автор…На этом вопросе сосредоточился ФИОПоиском ответа на этот вопрос занимается ФИО….Этот вопрос заслуживает нашего внимания, поэтому автор поднимает его в тексте.На эту проблему обращает наше внимание автор.Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.На этот вопрос отвечает ФИО в данном тексте.Об этом размышляет в своем тексте ФИО, поднимая проблему … (Р.п.)Именно этот вопрос составляет проблематику текста ФИО.В данном тексте ФИО ставит проблему ..

(Р.п.)ФИО заставил меня задуматься над проблемой Р.п.Этой проблеме посвящен текст ФИО.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 


‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

<<Форма аттестации>>

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.


‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector