Как написать историческое сочинение?
Содержание:
Алгоритм написания исторического сочинения
В первую очередь рекомендуется составить в черновике небольшую таблицу:
Отдельно следует записать исторические термины и понятия, связанные с этим периодом.
Во введении нужно указать, чем вызван выбор начальной и конечной даты. Затем в нескольких предложениях описать этот период, его характерные особенности и главные события.
При написании основной части большую помощь окажет составленная таблица. Каждое событие нужно проанализировать и более подробно описать его причины и последствия, деятельность и роль конкретных личностей.
В заключительной части нужно оценить влияние периода на дальнейшую историю России
Для этого потребуется вспомнить, как дальше развивалась страна, и что по этому поводу писали историки.
Закончив работу в черновике, нужно тщательно проверить сочинение на наличие фактических ошибок (если дата события вызывает сомнения, лучше ее не писать); обратить внимание на связность текста и соответствие основным требованиям (не менее двух событий, личностей и т. д.).
После внесения необходимых исправлений и дополнений сочинение можно переписать на чистовик
История России в литературе
Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин. Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным. Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей. В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров.
Вариант 3
(475 слов) В памяти человечества остаются люди, которые сыграли значительную роль в глобальных исторических событиях. Они могут быть не только положительными, но и отрицательными героями действия, развернувшегося на мировой арене. Каждому из них посвящены многочисленные литературные произведения, некоторые из которых мы рассмотрим в качестве примеров.
Так, личность Емельяна Пугачева, предводителя народного восстания (1773—1775), увековечена в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой имеет тесное знакомство с мятежником, который предстает перед читателями обычным человеком, наделенным как недостатками, так и достоинствами. История запечатлела жестокость и кровожадность этого лидера. На захваченных им территориях плаха никогда не пустовала. А.С. Пушкин, изучив архивные документы, не упускает ни одной ужасной подробности из жизнеописания Пугачева и его методов управления людьми. Тут и грабежи, и насилие, и многочисленные убийства с особой жестокостью. Ради власти герой идет по трупам, но обещанных прав и свобод народ под его руководством не получает. Вседозволенность — да, справедливость — нет. И все же образ Пугачева подкупает читателя своей молодецкой удалью, хитростью и умом. Герой намного мудрее, глубже и сознательнее, чем его сторонники. Не чужды Емельяну и нравственные чувства. Он проникается добротой и милосердием по отношению к Петру и помогает ему вызволить Марью. Швабрина он наказывает мягко, а девушку и вовсе отпускает вместе с женихом. Восстание под его предводительством не увенчалось успехом, но запомнилось людям. История сохранила имя Пугачева, потому что ему удалось возглавить народную стихию и выразить волю сотен тысяч угнетенных людей. Он жил в жестокие времена и подчинялся их законам, но был незаурядным и интересным человеком, достигшим многого в своем разрушительном порыве.
Но история неравнодушна и к тем, кто сыграл в ней положительную роль. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал образ Михаила Кутузова (1745-1813) — знаменитого полководца, под руководством которого русская армия победила войско Наполеона. Автор одобряет деятельность фельдмаршала. Он изучил архивные документы, относящиеся к его работе, и пришел к выводу, что полководец делал все возможное, чтобы выиграть войну с наименьшими потерями. Михаил Илларионович дорожил жизнью каждого солдата и безразлично относился к своей славе и карьере, поэтому упорно сносил осуждение и насмешки придворных. Он осмеливался идти против самого императора, который желал бросить все силы на врага и не считался с потерями. Мудрая стратегия Кутузова, позже названная «скифской войной», обманула и пылкого Александра Первого, и самовлюбленного Наполеона. Она заманила французов вглубь страны и вынудила их отступать по разоренной ими смоленской дороге. Кутузов знал, что враги и так обречены на поражение, поэтому берег армию и срывал наступление, сколько мог. В итоге русские войска победили, и фельдмаршал смог предотвратить полное уничтожение армии. Кутузов остался в исторической памяти, потому что был одним из важнейших участников военного события мирового масштаба и запомнился людям благодаря доброте, мудрости и смелости.
Таким образом, в истории всегда найдется страница для людей, которые ее вершили. Каждой выдающейся личности отведена своя роль в учебниках и летописях, романах и поэмах. Они внесли большой вклад в развитие или разрушение человеческой цивилизации, поэтому удостоились упоминания и даже изучения.
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ
Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду.
Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу:
Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 12.
К1. Указание событий, явлений
2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.
К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.
К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
К5. Использование исторической терминологии
1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.
К6. Наличие фактических ошибок
3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
К7. Форма изложения
1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).
! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !
Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.
Важные моменты
Для кого эти шаблоны:
- Для ребят, которые готовятся сдавать ЕГЭ по истории в 2021 году. Вы можете заполнять шаблоны, учиться писать сочинения.
- Для учителей и преподавателей. Вы можете давать эти шаблоны ученикам для подготовки их к сочинению ЕГЭ 2021 по истории.
Пример шаблона
Тема шаблона сочинения на тему: Движение декабристов
Движение декабристов — это знаменательное историческое явление, которое характеризуется ростом общественно-политического движения в армии и гвардии. Рассмотрим его более подробно.
Сразу после изгнания войск Наполеона из России и окончания заграничного похода русской армии, в России в среде гвардии начинают оформляться полулегальные организации. К ним можно отнести…. Причиной их появления было: …….Следствиями их появления стало……
Далее возникли нелегальные декабристские организации:… Программными документами их были….. Разница между ними была в том, что…..
Свое выступление декабристы запланировали на период междуцарствия. Междуцарствие стало возможно, потому что великий князь Константин Павлович…. Это привело к тому, что….
В ходе декабристского восстания произошли следующие события… Ведущую роль в восстании сыграли……Декабрист Каховский застрелил градоначальника Петербурга, что привело к…Причинами поражения восстания было то, что…..Последствия восстания декабристов заключаются в том, что….
Среди историков нет однозначной оценки как движения декабристов. Историк С. Платонов рассматривал восстание декабристов как попытка гвардии восстановить утраченные позиции — как очередной дворцовый переворот, который не удался. Однако верно также и то, что в лице декабристов монархия лишилась опоры в гвардии — костяке русской армии. Это означало глубокий социально-экономический и политический кризис, выход из которого должен был найти новый монарх или его потомки.
Как грамотно составить план эссе
Эксперты Studently учли требования, описанные выше, и рекомендуют следующий план:
- сделать краткое описание периода, который вы рассматриваете, выделив ключевые моменты;
- полностью раскрыть первый значимый факт, раскрыв его причины и следствия, показать, с какой личностью оно связано и как;
- раскрыть второй значимый факт по описанному выше сценарию;
- раскрыть следующий значимый факт, если в тексте их больше двух;
- оценить период.
Обязательно нужно указывать причины и итоги любого действия. При этом, явлений может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы. Не поленитесь, и поищите подходящий шаблон в сети.
Правила написания исторического эссе
-
Соблюдайте предложенную в задании композицию:
- 2 события;
- 2 личности и их роли в этих событиях;
- 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
- влияние указанных вами событий на историю России.
То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:
- Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
- Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
- Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
- Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
-
Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.
К историческим событиям относятся:
- провозглашение или распад государства;
- революция; восстание;
- война или отдельная битва;
- проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
- принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
- создание политической партии и т. д.
Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.
Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.
Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:
- причинами (чего?) послужили/стали…;
- (что?) было обусловлено следующими причинами…;
- к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
- на развитие событий большое влияние оказали..;
- в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
- итогом проведенных реформ стало…;
- (что?) послужило началом…
Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
- Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
- Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.
Критерии оценивания сочинения по историческому процессу
Если в варианте ЕГЭ в 25 задании нужно написать сочинение по историческому деятелю, то оценивать работу будут по следующим критериям:
К1. Указание событий (явлений, процессов)
При правильном указании двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, можно получить 2 балла. При указании одного события — 1 балл. Если же события указаны неверно или не указаны вовсе, то эксперт ставит 0 баллов.
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)
При правильном указании исторической личности, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, а также правильной характеристике роли каждой из этих личностей (с указанием их конкретных действий и пр.), работа набирает еще 2 балла.
Если выпускник правильно называет историческую личность, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, и характеризует роль лишь одной из личностей, то эксперт ставит 1 балл.
При правильном указании исторической личности, чья деятельность связана с событиями, в которых участвовал выбранный в задании исторический деятель, но отсутствии характеристики роли каждой из личностей (или неправильной характеристике) работа по данному критерию оценивается 0 баллов.
К3. Причинно-следственные связи
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.
Наличие двух правильных причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, описанных в сочинении и происходивших в период жизни исторической(-их) личности(-ей), принесет 2 балла.
Указание одной причинно-следственной связи будет оценено 1 баллом, их отсутствие или неправильные причинно-следственные связи — 0 баллов.
По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3
При правильном указании влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, эксперт ставит 1 балл.
В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля.
Если же влияние не описано или указано неверно, то эксперт по критерию К4 ставит 0 баллов.
К5. Наличие фактических ошибок
По этому критерию можно получить максимум 3 балла, если в работе не будет найдено ни одной фактической ошибки, 2 балла — если эксперт увидит одну фактическую ошибку, 1 балл — если будет допущено две фактические ошибки, и 0 баллов — при трех и более фактических ошибках.
Обратите внимание, что по критерию К5 работа оценивается только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов
К6. Форма изложения
Это еще один критерий, по которому баллы выставляются не всегда, а в случае, если по критериям К1-К4 в сумме уже получено не менее 5 баллов.
Если выпускник излагает свои мысли в виде исторического сочинения, а не набора не связанных друг с другом предложений, то он набирает 1 балл. В противном случае он получит 0 баллов.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География