Как подготовиться к огэ по истории в 2021: план и материалы для подготовки

Как сдать

Структура ОГЭ по истории в 2020 году претерпела существенные изменения: общее количество заданий уменьшилось с 35 до 21, вопросов по событиям после 1914 года нет, зато добавились задачи по истории других стран. При этом время на выполнение работы осталось прежним – 3 часа (180 минут), что дало возможность ученикам более тщательно обдумывать ответы.

Экзамен состоит из двух частей. В первой содержится 14 заданий, предполагающих краткий ответ, который вписывается в бланк ответов №1. Каждая буква или цифра пишется в отдельной клеточке без пробелов, запятых и иных символов

Здесь важно обратить внимание, что числа, следующие за тронными именами монархов, пишутся только прописью – например «АлександрТретий» (тоже без пробела)

Во второй части – 7 задач с развернутыми ответами, которые разборчиво и четко излагаются на бланке №2. По характеру контролируемых умений учащегося они распределены так:

  • №15–27 – проверка умения анализировать исторический источник;
  • №18 – нахождение причинно-следственных связей;
  • №19 – изучение текста, поиск в нем ошибок и их исправление;
  • №20 – сравнение исторических явлений и событий;
  • №21 – анализ ситуации, связанной с деятельностью определенной исторической личности.

На испытании не допускается использование каких-либо вспомогательных материалов, за исключением черновика и ручки. Ученик вынужден опираться исключительно на собственные знания, что довольно сложно и ответственно. С другой стороны, успешно сдав экзамен, он получит бесценный опыт для подготовки к ЕГЭ по истории.

Какие задания будут на ОГЭ по истории 2021-2022?

Кроме понятных заданий на соотнесение событий и дат, выбор соответствующего эпохе исторического термина, расположения процессов в хронологической последовательности есть задания, требующие особенного внимания при подготовке. О них сейчас и пойдет речь:

Культура

Каждый девятиклассник должен знать историю культуры России. Эти знания проверяют в заданиях 11, 13 и 14. В них приведены иллюстрации: живопись, архитектура, скульптура, монеты, купюры и открытки. Если вы видите монеты и открытки, обычно нужно разобрать, к какой эпохе они относятся и что в это время происходило.

Часто в ОГЭ по истории 2021-2022 бывают задания, где перемешаны предметы искусства и названия литературных произведения. Нужно выбрать предметы и названия, которые относятся к одной эпохе или одному автору. Что это значит для сдающих? Придется изучить, как выглядит древнерусская архитектура — ее спрашивают чаще всего. Складывайте в одну папку изображения церквей, скульптур и картин и время от времени проверяйте себя.

Задания по картам

В заданиях 8-10 вас ждет карта, которая иллюстрирует какой-то процесса или событие из истории России. С такими заданиями справляются не все: нужно разобраться с перемещением армий, путешественников, иногда — целых народов

Чтобы ориентироваться по картам, важно считывать слова и цифры, которые специально оставили в качестве подсказки

Обращайте внимание на карты в учебниках, а не пролистывайте их — это пригодится

Используйте карты, чтобы лучше запоминать события: закрепляйте текст визуальным изображением. Информация лучше откладывается, когда задействованы разные способы восприятия: чтение, зрение и слух. Удобно готовиться по картам в бесплатном приложении Атлас+ и интерактивной карте истории России.

Исторические источники

В 10, 17 и 18-20 заданиях вы найдете фрагменты исторических документов. Где-то нужно понять, что пропущено в источнике, где-то — определить, о каком событии идет речь. В 20-22 заданиях понадобится ответить на вопрос, разобраться с датировкой источника. Также придется убедить экспертов, что вы понимаете о чем идет речь и можете дополнительно рассказать об этом.

Сложность в том, что некоторые документы написаны не современным русским языком, а старославянским. Научиться читать их — дело привычки. Вспомните, как вы начинали «Повесть о полку Игореве»: сначала было трудно, но потом стало легче. Подчеркивайте все имена, цифры, места — это поможет ответить на вопросы.

Аналитические задания

В ОГЭ по истории 2021-2022 есть несколько заданий на умение сопоставлять факты и данные. Например, задание 7 проверяет, сможете ли вы по таблице с данными определить, что она показывает. В задании 6 нужно разделить четыре предложения на факты и тезисы — никаких дополнительных знаний от вас не требуется.

Чтобы как следует подготовиться, тренируйтесь на типовых вариантах. Прорешайте демоверсии и пробники прошлых лет — этого достаточно, чтобы уверенно справляться с такими заданиями.

Задание на внимательность

Задание 22 отличается от всех других — его аналога вы не встретите в ЕГЭ. Нужно найти в заданном тексте две фактические ошибки и исправить их. Хотя это задание и находится во второй части, оно не очень сложное. В тексте не будет противоречивых оценок, только факты: неверные даты, неправильные названия и имена. Если знать историю на среднем уровне, найти ошибки легко.

Поиск исторических связей и аналогий

В задании 23 вам придется решить историческую задачу. Вы увидите нетипичную историческую ситуацию или условие — например, бунты Разина и Пугачева, которые почти никак не связаны, а разница между ними — сто лет. Вам нужно самостоятельно провести адекватные параллели, отличия, аргументировать причины или следствия — по сути, показать, насколько вы умеете грамотно пользоваться имеющимися знаниями, уместно интерпретировать факты и превращать их в убедительные аргументы.

Как видите, у каждого задания есть свои особенности решения. Так что если не тренироваться их решать, то шансы потерять баллы высоки. Чтобы этого не случилось, я рассказываю своим ученикам обо всех хитростях ОГЭ. Мы учимся решать задания быстро и правильно, используя лайфхаки и хитрости. А чтобы проверить, все ли усвоено, я провожу срезы знаний и организую пробный экзамен. Все условия на нем в точности совпадают с реальностью, так что все понимают, как пройдет настоящий ОГЭ. После я с каждым разбираю ошибки и подсказываю, какие темы стоит дополнительно повторить.После такой подготовки мои ученики уже ничего не боятся и решают экзамен без проблем. Могу научить этому и вас: записывайтесь на мои курсы подготовки к ОГЭ!

Оценивание результатов

На ОГЭ можно получить максимум 34 первичных балла. Сложность включенных в КИМ вопросов указана в таблице.

Уровень сложности Число вопросов Максимальный первичный балл Процент от общего количества первичных баллов
Базовый 11 16 47
Повышенный 7 11 32,4
Высокий 3 7 20,6
Итого 21 34 100

Как видим, относительно простых вопросов на экзамене не так уж и много, но и на базовом уровне можно достичь положительного результата. Система оценивания работ такова:

  • вопросы №2, 3, 5, 6, 8–12, 14 оцениваются в 1 балл (правильно – неправильно);
  • задачи №1, 4, 7, 13 могут принести по 2 балла при выполнении без ошибок, 1 балл при одной ошибке или же 0;
  • задания №15–18 и 20 с развернутым ответом дают от 0 до 2 пунктов;
  • упражнения №19 и 21 – от 0 до 3 баллов.

Ответы на вопросы первой части проверяются автоматически. Задания второй части оцениваются экзаменаторами по утвержденным критериям. Учитывается наличие всех необходимых элементов ответа, его полнота и логичность изложения. При этом элемент засчитывается, если, помимо верной версии, не указана неверная. Если после проверки работы двумя экспертами у них возникнут значительные расхождения в оценках (2 или больше первичных баллов), окончательным признается вывод третьего экзаменатора. Он проверяет только те задачи, по которым возникли расхождения.

После окончательного утверждения первичные баллы переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале с использованием такой схемы:

Количество первичных баллов

Итоговая отметка

0–9 2
10–19 3
20–27 4
28–34 5

Троечники могут получить приемлемую оценку на одних задачах первой части, а те, кто стремится к более высокому результату, должны хорошо поработать над заданиями с развернутым ответом. В профильные классы рекомендуют зачислять школьников, которые на экзамене набрали не меньше 24 первичных баллов.

На сегодняшний день ОГЭ по истории – далеко не самый популярный экзамен среди школьников. Его практически не выбирают ученики, которые мечтают получить хотя бы минимальный балл и выпуститься из школы. Обычно на это испытание записываются девятиклассники, которые серьезно увлекаются исторической наукой или же связывают свое будущее с такими направлениями, как юриспруденция, искусствоведение, археология, политология, международные отношения.

1 Древность и Средневековье

1.1.1*

1.1.2* Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество (, , )

1.2.1*

1.2.2*

1.2.3* Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах (, , )

1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

1.3.1 Политическая раздробленность Руси (, , )

1.3.2* Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский (, , )

1.3.3* Начало объединения русских земель. Иван Калита (, )

1.3.4* Дмитрий Донской. Куликовская битва (, )

1.3.5 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский (…)

1.4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.

1.4.1* Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель (, )

1.4.2 Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. (, )

1.4.3 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина (, , )

1.4.4* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) (, , )

1.4.5* Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский (, , )

1.4.6 Россия при первых Романовых (, )

1.4.7 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права (, )

1.4.8

1.4.9

1.4.10* Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России (, )

1.5 Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.

1.5.1*

1.5.2* Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров (, , )

3 Всеобщая история

3.1 История Древнего мира

3.1.1 Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения (, )

3.1.2 Древний Восток. Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока (, , )

3.1.3 Древняя Греция. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции (, )

3.1.4 Древний Рим. Патриции и плебеи. Республика. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима (, )

3.2 История Средних веков

3.2.1

3.2.2 Империя Карла Великого. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии (раз, …)

3.2.3

3.2.4 Византийская империя (…)

3.2.5 Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Османская империя (, )

3.2.6 Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья (…)

3.3 История Нового времени

3.3.1 Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений (, )

3.3.2 Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. Утверждение абсолютизма (, )

3.3.3 Нидерландская и английская буржуазные революции

3.3.4 Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения

3.3.5 Война за независимость и образование США

3.3.6 Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт

3.3.7 Священный союз. Европейские революции XIX в. (, )

3.3.8

3.3.9 Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма

3.3.10 Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк

3.3.11 Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3.3.12 Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества

3.3.13 Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. Начало модернизации в Японии

3.3.14 Международные отношения в Новое время

3.3.15 Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв. Культурное наследие Нового времени

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Как подготовиться к ОГЭ по истории самостоятельно

Приведем несколько советов по успешной подготовке к экзамену.

Изучите ФИПИ

Чтобы понять, как подготовиться к ОГЭ по истории, нужно подробно ознакомиться с составляющими экзамена и внимательно изучить нормативные документы. Найти их можно на сайте ФИПИ

Обратите внимание на три важнейших документа: демоверсию, спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году

Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. А кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется на ОГЭ.

Составьте расписание

Это особенно важно для тех, кто планирует самостоятельную подготовку с нуля. Возьмите кодификатор и распишите все темы, которые в нём указаны, по неделям и месяцам

Распределите материал так, чтобы пройти всё до мая. Тогда месяц до экзаменов сможете потратить на повторение. 

<<Форма демодоступа>>

Забудьте про ненужное

Вовсе не требуется учить всю историю от сотворения мира до наших дней! На помощь опять же придёт кодификатор. Из него следует, что проверять будут знания по истории с древнейших времён до 1914 года. Поэтому не включайте в подготовку к ОГЭ по истории с нуля отработку знаний по периодам ХХ и ХХI веков. Это программа 10 и 11 класса. Не тратьте время на то, что вам не понадобится.

Отрабатывайте трудности

Задания в ОГЭ делятся по нарастающему уровню сложности. В начале — лёгкие, потом чуть сложнее и самые сложные.


Деление на уровни сложности в ОГЭ по истории‍

Иногда школьники допускают ошибку — «забивают» на задания низкой сложности и «налегают» на финальную часть. Но так вы рискуете потерять баллы на элементарных вопросах. А это гораздо обидней! Старайтесь готовиться ко всему тесту по истории равномерно.

Чтобы выявить пробелы, регулярно решайте полноценные экзаменационные версии. Соглашайтесь на все пробники в школе. Чем больше тестов напишите — тем круче набьёте руку. Отмечайте ошибки, записывайте проблемные темы и возвращайтесь к ним для повторного изучения. 

Используйте мнемотехнику

Если вы не уверены в начальном уровне знаний по истории, сразу подойдите к процессу творчески. Ориентироваться в материале и запоминать нужную информацию помогут мнемотехнические приёмы. Это совокупность методов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Суть в том, чтобы визуализировать учебный материал. Вот несколько крутых способов, которые пригодятся при подготовке к ОГЭ по истории с нуля: 

  • Создавайте «ленты времени». Это поможет выстроить хронологическую последовательность в голове. Можно работать с двумя лентами параллельно — например, внешняя и внутренняя политика правителя. 
  • Придумывайте ассоциации. Чтобы в голове сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Например, можно запомнить какой-то яркий и нелепый факт, который вряд ли пригодится на самом экзамене, но вокруг него выстроить всю остальную информацию. 
  • Составляйте короткие рассказы с новыми терминами, которые представляют трудность при запоминании. Например, придумайте анекдот про вассала — феодала, который зависел от своего сеньора и нёс определённые повинности. 
  • Делайте досье. Почувствуйте себя следователем или шпионом! Соберите материалы на ключевых фигур истории. В досье указывайте имя и фамилию, род деятельности, этапы, взгляды, друзей и врагов, оценку историков. Это поможет структурировать знания. И если на экзамене что-то забудется — представьте нужное досье, и информация всплывёт в голове.

Необязательно следовать всему списку. Можно использовать любые творческие приёмы, которые нравятся. Это облегчит самостоятельную подготовку к ОГЭ. Главное, чтобы было в кайф.

Работайте с картами

Это важный навык, который проверяют на экзамене. У школьников нередко возникают сложности с географическими перемещениями исторических фигур и народов. Чтобы не облажаться, потребуется доскональное знание карт и умение ориентироваться по ним. Причём нужно не просто отмечать, к какому веку относится карта, а объяснять, что за событие на ней изображено. Поэтому отрабатывайте картографические навыки и зрительную память при подготовке к ОГЭ. Используйте интерактивные методы — например, пригодится бесплатное приложение «Атлас+». 

<<Форма аттестации>>

2 Новое время

2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.

2.1.1 Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм (, )

2.1.2*

2.1.3 Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства (, , )

2.1.4*

2.1.5

2.1.6* Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков (, , )

2.1.7 Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский (, )

2.1.8* Отечественная война 1812 г. (, , )

2.1.9 Движение декабристов (, )

2.1.10* Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы (, , )

2.1.11*

2.1.12* Присоединение Кавказа. Крымская война (, , )

2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

2.2.1 Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права (, , )

2.2.2* Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества (,

2.2.3*

2.2.4* Россия в военно-политических блоках (, )

2.2.5*

2.2.6* Русско-японская война (, )

2.2.7 Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума (, , , )

2.2.8 П.А. Столыпин. Аграрная реформа (, )

2.3 Российская культура в XVIII – начале ХХ в.

2.3.1* Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры (, , )

2.3.2* Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев (, )

2.3.3* Литература и искусство (, , , )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector