Как подготовиться к огэ по истории в 2021: план и материалы для подготовки
Содержание:
Как сдать
Структура ОГЭ по истории в 2020 году претерпела существенные изменения: общее количество заданий уменьшилось с 35 до 21, вопросов по событиям после 1914 года нет, зато добавились задачи по истории других стран. При этом время на выполнение работы осталось прежним – 3 часа (180 минут), что дало возможность ученикам более тщательно обдумывать ответы.
Экзамен состоит из двух частей. В первой содержится 14 заданий, предполагающих краткий ответ, который вписывается в бланк ответов №1. Каждая буква или цифра пишется в отдельной клеточке без пробелов, запятых и иных символов
Здесь важно обратить внимание, что числа, следующие за тронными именами монархов, пишутся только прописью – например «АлександрТретий» (тоже без пробела)
Во второй части – 7 задач с развернутыми ответами, которые разборчиво и четко излагаются на бланке №2. По характеру контролируемых умений учащегося они распределены так:
- №15–27 – проверка умения анализировать исторический источник;
- №18 – нахождение причинно-следственных связей;
- №19 – изучение текста, поиск в нем ошибок и их исправление;
- №20 – сравнение исторических явлений и событий;
- №21 – анализ ситуации, связанной с деятельностью определенной исторической личности.
На испытании не допускается использование каких-либо вспомогательных материалов, за исключением черновика и ручки. Ученик вынужден опираться исключительно на собственные знания, что довольно сложно и ответственно. С другой стороны, успешно сдав экзамен, он получит бесценный опыт для подготовки к ЕГЭ по истории.
Какие задания будут на ОГЭ по истории 2021-2022?
Кроме понятных заданий на соотнесение событий и дат, выбор соответствующего эпохе исторического термина, расположения процессов в хронологической последовательности есть задания, требующие особенного внимания при подготовке. О них сейчас и пойдет речь:
Культура
Каждый девятиклассник должен знать историю культуры России. Эти знания проверяют в заданиях 11, 13 и 14. В них приведены иллюстрации: живопись, архитектура, скульптура, монеты, купюры и открытки. Если вы видите монеты и открытки, обычно нужно разобрать, к какой эпохе они относятся и что в это время происходило.
Часто в ОГЭ по истории 2021-2022 бывают задания, где перемешаны предметы искусства и названия литературных произведения. Нужно выбрать предметы и названия, которые относятся к одной эпохе или одному автору. Что это значит для сдающих? Придется изучить, как выглядит древнерусская архитектура — ее спрашивают чаще всего. Складывайте в одну папку изображения церквей, скульптур и картин и время от времени проверяйте себя.
Задания по картам
В заданиях 8-10 вас ждет карта, которая иллюстрирует какой-то процесса или событие из истории России. С такими заданиями справляются не все: нужно разобраться с перемещением армий, путешественников, иногда — целых народов
Чтобы ориентироваться по картам, важно считывать слова и цифры, которые специально оставили в качестве подсказки
Обращайте внимание на карты в учебниках, а не пролистывайте их — это пригодится
Используйте карты, чтобы лучше запоминать события: закрепляйте текст визуальным изображением. Информация лучше откладывается, когда задействованы разные способы восприятия: чтение, зрение и слух. Удобно готовиться по картам в бесплатном приложении Атлас+ и интерактивной карте истории России.
Исторические источники
В 10, 17 и 18-20 заданиях вы найдете фрагменты исторических документов. Где-то нужно понять, что пропущено в источнике, где-то — определить, о каком событии идет речь. В 20-22 заданиях понадобится ответить на вопрос, разобраться с датировкой источника. Также придется убедить экспертов, что вы понимаете о чем идет речь и можете дополнительно рассказать об этом.
Сложность в том, что некоторые документы написаны не современным русским языком, а старославянским. Научиться читать их — дело привычки. Вспомните, как вы начинали «Повесть о полку Игореве»: сначала было трудно, но потом стало легче. Подчеркивайте все имена, цифры, места — это поможет ответить на вопросы.
Аналитические задания
В ОГЭ по истории 2021-2022 есть несколько заданий на умение сопоставлять факты и данные. Например, задание 7 проверяет, сможете ли вы по таблице с данными определить, что она показывает. В задании 6 нужно разделить четыре предложения на факты и тезисы — никаких дополнительных знаний от вас не требуется.
Чтобы как следует подготовиться, тренируйтесь на типовых вариантах. Прорешайте демоверсии и пробники прошлых лет — этого достаточно, чтобы уверенно справляться с такими заданиями.
Задание на внимательность
Задание 22 отличается от всех других — его аналога вы не встретите в ЕГЭ. Нужно найти в заданном тексте две фактические ошибки и исправить их. Хотя это задание и находится во второй части, оно не очень сложное. В тексте не будет противоречивых оценок, только факты: неверные даты, неправильные названия и имена. Если знать историю на среднем уровне, найти ошибки легко.
Поиск исторических связей и аналогий
В задании 23 вам придется решить историческую задачу. Вы увидите нетипичную историческую ситуацию или условие — например, бунты Разина и Пугачева, которые почти никак не связаны, а разница между ними — сто лет. Вам нужно самостоятельно провести адекватные параллели, отличия, аргументировать причины или следствия — по сути, показать, насколько вы умеете грамотно пользоваться имеющимися знаниями, уместно интерпретировать факты и превращать их в убедительные аргументы.
Как видите, у каждого задания есть свои особенности решения. Так что если не тренироваться их решать, то шансы потерять баллы высоки. Чтобы этого не случилось, я рассказываю своим ученикам обо всех хитростях ОГЭ. Мы учимся решать задания быстро и правильно, используя лайфхаки и хитрости. А чтобы проверить, все ли усвоено, я провожу срезы знаний и организую пробный экзамен. Все условия на нем в точности совпадают с реальностью, так что все понимают, как пройдет настоящий ОГЭ. После я с каждым разбираю ошибки и подсказываю, какие темы стоит дополнительно повторить.После такой подготовки мои ученики уже ничего не боятся и решают экзамен без проблем. Могу научить этому и вас: записывайтесь на мои курсы подготовки к ОГЭ!
Оценивание результатов
На ОГЭ можно получить максимум 34 первичных балла. Сложность включенных в КИМ вопросов указана в таблице.
Уровень сложности | Число вопросов | Максимальный первичный балл | Процент от общего количества первичных баллов |
---|---|---|---|
Базовый | 11 | 16 | 47 |
Повышенный | 7 | 11 | 32,4 |
Высокий | 3 | 7 | 20,6 |
Итого | 21 | 34 | 100 |
Как видим, относительно простых вопросов на экзамене не так уж и много, но и на базовом уровне можно достичь положительного результата. Система оценивания работ такова:
- вопросы №2, 3, 5, 6, 8–12, 14 оцениваются в 1 балл (правильно – неправильно);
- задачи №1, 4, 7, 13 могут принести по 2 балла при выполнении без ошибок, 1 балл при одной ошибке или же 0;
- задания №15–18 и 20 с развернутым ответом дают от 0 до 2 пунктов;
- упражнения №19 и 21 – от 0 до 3 баллов.
Ответы на вопросы первой части проверяются автоматически. Задания второй части оцениваются экзаменаторами по утвержденным критериям. Учитывается наличие всех необходимых элементов ответа, его полнота и логичность изложения. При этом элемент засчитывается, если, помимо верной версии, не указана неверная. Если после проверки работы двумя экспертами у них возникнут значительные расхождения в оценках (2 или больше первичных баллов), окончательным признается вывод третьего экзаменатора. Он проверяет только те задачи, по которым возникли расхождения.
После окончательного утверждения первичные баллы переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале с использованием такой схемы:
Количество первичных баллов |
Итоговая отметка |
---|---|
0–9 | 2 |
10–19 | 3 |
20–27 | 4 |
28–34 | 5 |
Троечники могут получить приемлемую оценку на одних задачах первой части, а те, кто стремится к более высокому результату, должны хорошо поработать над заданиями с развернутым ответом. В профильные классы рекомендуют зачислять школьников, которые на экзамене набрали не меньше 24 первичных баллов.
На сегодняшний день ОГЭ по истории – далеко не самый популярный экзамен среди школьников. Его практически не выбирают ученики, которые мечтают получить хотя бы минимальный балл и выпуститься из школы. Обычно на это испытание записываются девятиклассники, которые серьезно увлекаются исторической наукой или же связывают свое будущее с такими направлениями, как юриспруденция, искусствоведение, археология, политология, международные отношения.
1 Древность и Средневековье
1.1.1*
1.1.2* Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество (, , )
1.2.1*
1.2.2*
1.2.3* Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах (, , )
1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1.3.1 Политическая раздробленность Руси (, , )
1.3.2* Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский (, , )
1.3.3* Начало объединения русских земель. Иван Калита (, )
1.3.4* Дмитрий Донской. Куликовская битва (, )
1.3.5 Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский (…)
1.4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.
1.4.1* Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель (, )
1.4.2 Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. (, )
1.4.3 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина (, , )
1.4.4* Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири) (, , )
1.4.5* Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский (, , )
1.4.6 Россия при первых Романовых (, )
1.4.7 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права (, )
1.4.8
1.4.9
1.4.10* Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России (, )
1.5 Культура народов нашей страны с древнейших времён до конца XVII в.
1.5.1*
1.5.2* Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров (, , )
3 Всеобщая история
3.1 История Древнего мира
3.1.1 Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения (, )
3.1.2 Древний Восток. Занятия жителей. Возникновение государств. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока (, , )
3.1.3 Древняя Греция. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции (, )
3.1.4 Древний Рим. Патриции и плебеи. Республика. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима (, )
3.2 История Средних веков
3.2.1
3.2.2 Империя Карла Великого. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии (раз, …)
3.2.3
3.2.4 Византийская империя (…)
3.2.5 Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Османская империя (, )
3.2.6 Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья (…)
3.3 История Нового времени
3.3.1 Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений (, )
3.3.2 Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. Утверждение абсолютизма (, )
3.3.3 Нидерландская и английская буржуазные революции
3.3.4 Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения
3.3.5 Война за независимость и образование США
3.3.6 Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт
3.3.7 Священный союз. Европейские революции XIX в. (, )
3.3.8
3.3.9 Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма
3.3.10 Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк
3.3.11 Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.
3.3.12 Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества
3.3.13 Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. Начало модернизации в Японии
3.3.14 Международные отношения в Новое время
3.3.15 Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв. Культурное наследие Нового времени
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Как подготовиться к ОГЭ по истории самостоятельно
Приведем несколько советов по успешной подготовке к экзамену.
Изучите ФИПИ
Чтобы понять, как подготовиться к ОГЭ по истории, нужно подробно ознакомиться с составляющими экзамена и внимательно изучить нормативные документы. Найти их можно на сайте ФИПИ
Обратите внимание на три важнейших документа: демоверсию, спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году
Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. А кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется на ОГЭ.
Составьте расписание
Это особенно важно для тех, кто планирует самостоятельную подготовку с нуля. Возьмите кодификатор и распишите все темы, которые в нём указаны, по неделям и месяцам
Распределите материал так, чтобы пройти всё до мая. Тогда месяц до экзаменов сможете потратить на повторение.
<<Форма демодоступа>>
Забудьте про ненужное
Вовсе не требуется учить всю историю от сотворения мира до наших дней! На помощь опять же придёт кодификатор. Из него следует, что проверять будут знания по истории с древнейших времён до 1914 года. Поэтому не включайте в подготовку к ОГЭ по истории с нуля отработку знаний по периодам ХХ и ХХI веков. Это программа 10 и 11 класса. Не тратьте время на то, что вам не понадобится.
Отрабатывайте трудности
Задания в ОГЭ делятся по нарастающему уровню сложности. В начале — лёгкие, потом чуть сложнее и самые сложные.
Деление на уровни сложности в ОГЭ по истории
Иногда школьники допускают ошибку — «забивают» на задания низкой сложности и «налегают» на финальную часть. Но так вы рискуете потерять баллы на элементарных вопросах. А это гораздо обидней! Старайтесь готовиться ко всему тесту по истории равномерно.
Чтобы выявить пробелы, регулярно решайте полноценные экзаменационные версии. Соглашайтесь на все пробники в школе. Чем больше тестов напишите — тем круче набьёте руку. Отмечайте ошибки, записывайте проблемные темы и возвращайтесь к ним для повторного изучения.
Используйте мнемотехнику
Если вы не уверены в начальном уровне знаний по истории, сразу подойдите к процессу творчески. Ориентироваться в материале и запоминать нужную информацию помогут мнемотехнические приёмы. Это совокупность методов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. Суть в том, чтобы визуализировать учебный материал. Вот несколько крутых способов, которые пригодятся при подготовке к ОГЭ по истории с нуля:
- Создавайте «ленты времени». Это поможет выстроить хронологическую последовательность в голове. Можно работать с двумя лентами параллельно — например, внешняя и внутренняя политика правителя.
- Придумывайте ассоциации. Чтобы в голове сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Например, можно запомнить какой-то яркий и нелепый факт, который вряд ли пригодится на самом экзамене, но вокруг него выстроить всю остальную информацию.
- Составляйте короткие рассказы с новыми терминами, которые представляют трудность при запоминании. Например, придумайте анекдот про вассала — феодала, который зависел от своего сеньора и нёс определённые повинности.
- Делайте досье. Почувствуйте себя следователем или шпионом! Соберите материалы на ключевых фигур истории. В досье указывайте имя и фамилию, род деятельности, этапы, взгляды, друзей и врагов, оценку историков. Это поможет структурировать знания. И если на экзамене что-то забудется — представьте нужное досье, и информация всплывёт в голове.
Необязательно следовать всему списку. Можно использовать любые творческие приёмы, которые нравятся. Это облегчит самостоятельную подготовку к ОГЭ. Главное, чтобы было в кайф.
Работайте с картами
Это важный навык, который проверяют на экзамене. У школьников нередко возникают сложности с географическими перемещениями исторических фигур и народов. Чтобы не облажаться, потребуется доскональное знание карт и умение ориентироваться по ним. Причём нужно не просто отмечать, к какому веку относится карта, а объяснять, что за событие на ней изображено. Поэтому отрабатывайте картографические навыки и зрительную память при подготовке к ОГЭ. Используйте интерактивные методы — например, пригодится бесплатное приложение «Атлас+».
<<Форма аттестации>>
2 Новое время
2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.
2.1.1 Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм (, )
2.1.2*
2.1.3 Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства (, , )
2.1.4*
2.1.5
2.1.6* Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков (, , )
2.1.7 Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский (, )
2.1.8* Отечественная война 1812 г. (, , )
2.1.9 Движение декабристов (, )
2.1.10* Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы (, , )
2.1.11*
2.1.12* Присоединение Кавказа. Крымская война (, , )
2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.1 Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права (, , )
2.2.2* Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества (,
2.2.3*
2.2.4* Россия в военно-политических блоках (, )
2.2.5*
2.2.6* Русско-японская война (, )
2.2.7 Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума (, , , )
2.2.8 П.А. Столыпин. Аграрная реформа (, )
2.3 Российская культура в XVIII – начале ХХ в.
2.3.1* Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры (, , )
2.3.2* Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев (, )
2.3.3* Литература и искусство (, , , )