Примеры сочинений на егэ по литературе (задание 17) 2021 года
Содержание:
Шаблон сочинения ЕГЭ
1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.
Клише для вступления:
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.
Клише для формулировки проблемы:
Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)
3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.
Клише для комментариев:
Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.
Клише для отображения авторской позиции:
- Автору удалось убедить читателя в том, что…
- В произведении доказана мысль о…
- Позиция автора такова…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.
Клише для выражения собственного мнения:
Твое отношение к позиции автора |
|
Обоснование собственной позиции |
|
6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.
Клише для вывода:
После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..
Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
Смотри также:
- План
- Критерии оценивания от ФИПИ
- Речевые клише
- Цитаты
- Требования к оформлению
- 10 важных советов при написании сочинения
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению
Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
- Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
- Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
- И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
- М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
- М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
- М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
- А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
- А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
- А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
- М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.
Сочинение 9
Во многих произведениях русских классиков отображен конфликт между представителями разных поколений.
Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров, как и Катерина, один противостоит старшему поколению. Евгений отличается от «отцов» — он горд и независим так же, как и Катерина. Но в отличие от героини пьесы Островского, главный герой романа отрицает проявление чувств, духовную культуру. Девушка же является очень верующей, кроме того, она восхищается природой.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» также изображен конфликт «отцов» и «детей». Чацкого, как и Катерину, не понимают и даже осуждают. Герой комедии так же, как и героиня драмы, одинок, его никто не поддерживает. Однако Александр отличается от Катерины тем, что он готов отстаивать свою точку зрения до конца, он упрям и уверен в себе. Героиня же, не сумев справиться с осуждением общественности, покончила жизнь самоубийством.
Таким образом, многие писатели изображали конфликт разных поколений, но каждый раскрывал его по-своему.
9 и 16
9 и 16 задания – мини-сочинения с поиском соответствий между упомянутыми в задании предметами. Чтобы их сделать, нужно владеть навыками, которые обозначили создатели профильного ЕГЭ. Нужно уметь практически все, что мы описывали в предыдущих разделах, а также сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Кроме того, нужно самостоятельно определять эти критерии и аргументировать позиции сопоставления. Как научиться этому самостоятельно и с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:
- Сделайте тематические, жанровые, событийные подборки стихотворных и прозаических произведений. Они должны быть похожи по выбранному Вами критерию.
- Сформулируйте это сходство письменно. Так, Вы обглодаете собаку в этом деле до последней косточки.
Подготовка ясна, поэтому разбор каждого задания из ЕГЭ по литературе продолжает анализ самих заданий и методов их выполнения. Вот примеры из демоверсии:
Как с этим справиться? Необходим план для сочинений 9 и 16 и, конечно, нужно помнить хотя бы два схожих произведения. Вот пример:
Вступление – это клише + формулировка вопроса: Многие писатели (поэты) отображали конфликт между представителями разных поколений в своих произведениях.
Основная часть – два коротких примера сопоставления и анализа. Сначала описываем сходство книг, а затем отличия: Так, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» тоже поднимает тему взаимоотношений отцов и детей. Патриархальный застой пожилых обитателей Калинова противопоставляется бунтарскому стремлению молодежи к свободе. Но в этой драме автор делает акцент на противоборстве идей и эпох, а не на столкновении разных поколений. Эту же тему затрагивает и А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Он противопоставляет молодежь в образе Чацкого пожилым людям в лице Фамусова
Однако конфликт отцов и детей занимает не самое важное место в книге, где на первый план выходит противостояние будущего и прошлого.
Заключение – ответ на поставленный вопрос: Таким образом, конфликт между представителями разных поколений в своих драматических произведениях отображали такие классики, как А. С
Грибоедов и А. Н. Островский. Авторы обеих книг повествуют о столкновении двух разных поколений, однако это не основной конфликт этих произведений.
Сочинения оцениваются по 4 критериям
Нужно правильно сопоставить одно произведение (2 балла) и второе (2 балла), при этом важно соблюдать речевые нормы (2 балла). Но самый «дорогой» критерий – привлечение текста произведения для аргументации (4 балла)
Таким образом, имея четкий план сочинения и минимальные знания о схожих книгах, можно без особого труда получить свои 20 первичных баллов.
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
<<Перелинковка>>
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.
Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.
С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.
<<Форма аттестации>>
Как и когда проходит?
Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:
- 1 декабря — основная дата;
- 2 февраля — запасная дата;
- 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);
Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…
- Не явился по уважительной причине;
- Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
- Не получил зачет.
warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.
В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.
За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.
Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.
Порядок написания
Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:
- Участников сажают в порядке шахматных клеток;
- Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
- Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
- Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
- Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
- Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
- За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
- Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.
Правила
Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…
- Форсить инфу в интернете;
- Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
- Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
- Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
- Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.
Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…
10-14
10-14 задания – это краткие ответы на вопросы (слово, словосочетание, последовательность цифр), но относящиеся к лирике. Чтобы их сделать, нужно владеть тем же арсеналом умений, который Многомудрый Литрекон уже описал в первом параграфе для заданий 1-7. Но вот специфические советы по подготовке конкретно для этой группы вопросов:
- Сделайте шпаргалки тропов, жанров, течений и размеров стихотворений. Анализируйте произведения русских поэтов, используя эти памятки. Со временем Вы все запомните.
- Время от времени полезно почитать анализы известных стихотворений, и в этом плане Вам поможет Многомудрый Литрекон, так как он еженедельно выпускает новые работы, посвященные разбору стихов.
Самое время встретить по одежке сами задания, вот примеры из демоверсии:
Таким образом, чтобы быстро и качественно выполнять эти задания из ЕГЭ по литературе, нужно освоить термины из кодификатора и получить в ходе практических занятий навыки анализа лирических текстов.
Шаблоны и клише
Часть структуры текста | Шаблон или клише |
Вступление | 1. Эта тема давно волнует человечество;
2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением; 3. (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»; 4. Эта тема интересует многих писателей. |
Обозначение проблемы | 1. (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …;
2. (Название проблемы) актуальна и по сей день; 3. Данную проблему автор затрагивает в своём произведении. |
Комментарий проблемы | 1. Эта/данная проблема означает…
2. Автор хочет донести до нас…; 3. Суть проблемы состоит в том, что… |
Авторская мысль | 1. Авторская позиция заключается в том, что…;
2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора; 3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…; 4. Автор убеждает нас в том, что… |
Собственное мнение | 1. Я полностью разделяю точку зрения автора;
2. Позиция автора близка и мне; 3. Нельзя не согласиться с (имя автора); 4. Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения. |
Литературная аргументация | 1. Основная мысль чётко выражена в произведении (название);
2. Данная тема отображена в (название произведения); 3. Эта проблема/тема волновала многих писателей; 4. Эта тема встречается во многих произведениях. |
Заключение | 1. Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность;
2. Сложно не согласиться с авторским мнением; 3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…; 4. Подводя итог, можно сказать, что….; 5. Как мы видим… |
Как писать аргументы в сочинении?
Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.
Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.
Выпускники часто интересуются: «можно ли написать сочинение без аргументов?». Можно, но тогда вы потеряете до 6 баллов, которые могут стать решающими при поступлении.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Критерии оценивания
Эти требования придуманы неслучайно. Без их соблюдения сочинение потеряет целостность и логичность рассуждений. После написания работы всегда проверяйте, соответствует ли текст следующим критериям:
Глубокое раскрытие темы и убедительность аргументов. Чтобы текст получил хорошую оценку, сформулируйте свою позицию и докажите ее.
Владение литературными понятиями. Продемонстрируйте знание теоретико-литературных понятий и умение правильно ими оперировать.
Обоснованность привлечения текста литературного произведения. Выберите правильное произведение для своей темы и избегайте ошибок в пересказе или приведении цитат.
Соблюдение целостной композиции текста и логичность изложения
Обращайте внимание на правильность структуры сочинения и на то, насколько гармонично оформлены переходы от одной части к другой.
Следование нормам речи и грамотность. Избегайте речевых, стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Русская литература:
- Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
- Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
- Бабель И. — «Конармия»
- Бианки В. — «Рассказы о животных»
- Блок А. — «Двенадцать»
- Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
- Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
- Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
- Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
- Воробьев К. — «Немец в валенках»
- Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
- Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
- Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
- Гончаров И.А. — «Обломов»
- Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
- Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
- Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
- Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
- Дудинцев В. — «Белые одежды»
- Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
- Железняков А. — «Чучело»
- Жигулин А. — «Черные камни»
- Закруткин В. — «Матерь человеческая»
- Замятин М. — «Мы»
- Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
- Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
- Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
- Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
- Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
- Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
- Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
- Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
- Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
- Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
- Никитин А. — «Хождение за три моря»
- Носов Е. — «Трудный хлеб»
- Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
- Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
- Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
- Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
- Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
- Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
- Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
- Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
- Пришвин М. — «Кладовая солнца»
- Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
- Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
- Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
- Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
- Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
- Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
- Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
- Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
- Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
- Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
- Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
- Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
- Успенский Г.И. — «Выпрямила»
- Фадеев А. — «Молодая гвардия»
- Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
- Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
- Чернышевский Н. — «Что делать?»
- Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
- Чуковская Л. — «Софья Петровна»
- Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
- Шаламов В. — «Колымские рассказы»
- Шварц Е. — «Дракон»
- Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»
Начало и заключение
Это самые важные части работы, они должны быть небольшими по объему, но четко отражать ваши мысли. Начать эссе можно с краткой характеристики автора цитаты, текста или общего рассуждения об особенностях современного мира, связанных с темой цитаты.
Например, если высказывание затрагивает тему войны, отметьте, что война — страшный урок для всего человечества, который однако общество усвоило недостаточно хорошо: даже сегодня многие страны ведут военные действия, в которых гибнут тысячи людей.
В заключении подводится итог работы, поэтому нужно еще раз указать вашу позицию по проблеме (согласны ли вы с цитатой, ваше мнение по поднятой теме).
Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:
I. Вступление – формулировка темы. Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.III. Заключение – обобщение ваших мыслей. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению. Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.
Часть сочинения Клише Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, …. Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы. Основная часть Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) … Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ..
Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) … Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) … Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения)
Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….
Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.
Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»Для начала следует написать план сочинения.I. Вступление.Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например: Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.II. Основная часть.Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так: А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина. Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина. В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.III. Заключение.В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам: «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер) «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.