Кодификатор по литературе егэ 2022 с сайта фипи
Содержание:
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Романтизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | конец XVIII — первая половина XIX века. Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
|
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Сентиментализм
Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.
Сентиментализм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | Вторая половина XVIII века. |
Представители в русской литературе | Н. М. Карамзин; А .Н. Радищев. |
Представители в зарубежной литературе | Лоренс Стерн; Ричардсон; Жан-Жак Руссо. |
Особенности |
|
Жанры | Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь. |
17
17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:
Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:
- Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
- Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.
Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:
Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:
- Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
- Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
- И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
- Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.
Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.
Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.
Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)
1-7
Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.
Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:
Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:
- Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
- Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
- Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
- Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)
Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.
Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:
Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.
4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.
5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.
Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.
Поэтика (теория литературы, основные понятия)
Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.
Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.
Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения
Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.
Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.
Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.
«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)
Как оцениваются задания
Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ по литературе, нужно знать критерии оценивания заданий. Они прописаны для номеров 8,9,15,16 и 17 с развернутым ответом. Сейчас разберёмся в самых важных из них, но для начала запомните: «Необходимо всегда указывать название произведения и его автора!»
В первую очередь экзаменатор обращает внимание на соответствие ответа вопросу. Если сочинение не соотносится с заявленной темой, его результат обнуляется.
Также требуется использовать текст произведений для аргументации, т.е
анализировать образы героев или конкретные фрагменты, подтверждающие выдвинутый тезис. Например, мысль о том, что Базаров – нигилист, необходимо доказать цитатами или анализом определенных сцен романа.
Баллы могут снизить за фактические, логические и речевые ошибки. Под фактическими ошибками подразумевается искажение сюжета, фактов и т.д. К логическим ошибкам относятся смысловые неточности. Речевые ошибки предполагают нарушение языковых норм. Обязательно более подробно изучите типы ошибок, когда будете готовиться к ЕГЭ по литературе. Так, вы всегда самостоятельно сможете проверить работу.
Тексты
Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе – в разделах со второго по восьмой.
Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. п. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше.
Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.
Даты и правила написания
В 2022 году экзамен претерпел серьезные изменения, вот список. В частности, очень сильно расширился список литературы для подготовки. Теперь выпускникам нужно читать много зарубежной классики. Однако экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.
Даты проведения пока остаются невыясненными. Эта информация обычно появляется зимой, будем держать Вас в курсе.
Даты проведения ЕГЭ состоят из основного и резервного периода. В основной этап пока планируется провести экзамен 24 мая 2022 года. В резервный период экзамен сдают те, кто не смог сдать экзамен в основной по уважительной причине. В резервный этап ЕГЭ по литературе планируется провести 26 июня 2022 года. Однако не исключены изменения по датам вследствие пандемии или других причин.
Уважаемые выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.
По великому обыкновению проводится всё следующим образом:
- В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу ЕГЭ.
- Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
- Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
- Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
- В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
- Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
- Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
- Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
- Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
- Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
- За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
- Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
- Сдаёте работу и покидаете ППЭ.
Модернизм
К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.
Модернизм | |
---|---|
Авангардизм | Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре. |
Символизм | Посвящена отдельная страница |
Акмеизм | Посвящена отдельная страница |
Футуризм | Посвящена отдельная страница |
Импрессионизм Возник в 1860 г. Активно развивался в 1870 — 1920 гг. |
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности. |
Экспрессионизм Возник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. |
Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность. |
Кубизм Возник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. |
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов. |
Имажинизм Возник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 — 1920 гг. |
Посвящена отдельная страница |
Сюрреализм Возник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. |
Хаотичное отображение действительности, алогизм. |
Сочинение на все 100
Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.
Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:
- Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
- Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
- Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.
Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.
Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении
Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.
По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.
Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.
Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.
Реализм
Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.
Реализм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XIX век. Зародился в европейских странах. |
Представители в русской литературе | А. С. Пушкин; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов. |
Представители в зарубежной литературе | О. де Бальзак; Ч. Диккенс; Э. Золя |
Особенности |
|
Жанры | роман, роман-эпопея, рассказ, повесть. |
Типы реализма
Типы реализма | ||||
---|---|---|---|---|
Название | Черты | Период | Примеры из русской литературы | Примеры из зарубежной литературы |
Просветительский реализм | Вера в разум человека, развитие творческих черт. | XVII — XVIII век. | А. Н. Радищев; Д. И. Фонвизин; Г. Р. Державин; |
Д. Дефо; Дж. Свифт; Вольтер. |
Критический реализм | произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. | 1840 — 1890 -е гг. | В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов; А. П. Чехов |
Оноре де Бальзак; Джордж Элиот |
Социалистический реализм | изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. | 1920-1980 — е гг. | Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского |
А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе; И.-Р. Бехер; В. Бредель. |