Выборгское техническое авиационное училище гражданской авиации
Содержание:
- Традиции
- Экзамены
- Лысые романтики, воздушные бродяги…
- Пролетариату нужна авиация
- Воспитательная работа
- Перечень документов, предоставляемых абитуриентами для поступления:
- Дай бог им лучше нашего летать!
- Как поступить в ВАТУГА
- История ВАТУГА
- А ведь хорошая была у нас жизнь!
- Ближайшие колледжи
- Об этом напишется книга
- Под винтом вертолета
- Против лома…
- Ты помнишь, товарищ?…
- Дядя Петя
- Условия для обучения в ВАТУГА
- Перспективы для выпускников Выборгского авиационного училища
Традиции
В училище была традиция – в каждом увольнении натирать сукном отдельные элементы бронзовой скульптуры «Лось» и статуи «Лесной юноша». Милиция, зная об этом увлечении, в дни увольнений курсантов, дежурила в парке поближе к этим бронзовым памятникам
Курсанты массово толкались у скульптуры «Лося», отвлекая внимание правоохранителей, в то время, как «Лесному юноше» в отдельных местах уже придавали желанный блеск
На втором этаже в училище стоял памятник Н.Е. Жуковскому — отцу российской авиации. Некоторые из курсантов, сдав очередной экзамен, заскакивали к нему на колени и горячо обнимая скульптуру за шею, кричали: «Дедушка Жуковский, я сдал этот проклятый экзамен, сдал!».
После сдачи государственных экзаменов курсантам раздавали пригласительные билеты, в которых было указано начало мероприятия и номер столика. На столике стояла бутылка шампанского, бутылка водки «Столичная» и закуска. Употребление спиртных напитков вместе с командованием ВАТУГА до 1969 г. было традицией, в 1970 г. — окончательно запрещено.
Некоторые преподаватели жили в специально отведенных комнатах при училище. Преподаватель В.Белик был женат, а его обаятельная супруга работала в городе. Каждое утро, во время развода на занятия, она шла на работу по плацу в направлении КПП. Как раз в это время, по команде «смирно» на плацу стояли 8 учебных рот курсантов. В полнейшей тишине, цокая каблуками, она грациозно проходит перед застывшим строем курсантов, которые преданно сопровождали ее проход одновременным поворотом головы. В числе прочих был и дирижер училищного оркестра, застывший с поднятыми руками в ожидании команды играть марш. Жена Белика минует музыкантов и оркестр взрывается маршем, курсанты благополучно расходятся на занятия. Утреннее появление супруги Белика перед курсантами тоже превратилось в своего рода традицию.
Экзамены
Опытные преподаватели не только давали глубокие знания курсантам, но и спрашивали. Строго принимал предмет «материаловедение» Сергей Иванович Журавлев — по прозвищу «Ледебурит», некоторые курсанты ходили к нему на пересдачу по несколько раз. На шпаргалки у Сергея Ивановича был особый «нюх», бывало, чтобы не попасться, студентам приходилось съедать свои шпаргалки. Сергей Иванович подходил к жующему курсанту и пожелав приятного аппетита говорил: «Ты прямо, как партизан – съел секретное донесение, чтобы врагу не досталось!». Но курсанту Володе Сайгакову однажды все-таки удалось списать. Он старательно нацарапал формулы на ногтях булавкой. Сергей Иванович чувствовал неладное, но так и не смог рассекретить «талантливого» курсанта с большими ногтями.
Лысые романтики, воздушные бродяги…
На эту встречу смогли приехать около 30 человек из 600 выпускников 1978 года. Сергей Карманов рассказывает, что план нынешней встречи формировался долго:
Тем временем, бывшие курсанты по одному подходили к зданию училища,с трудом узнавая друг друга: столько лет прошло! А потом, приглядевшись, кидались вобъятья. Посмотришь со стороны:немало повидавшие на своем веку убеленные сединами, а то и вовсе лысые мужчины. А как собрались вместе -мальчишки! Воспоминания, похлопывания по плечу, радостные возгласы…Направить собрание в рамки заранее намеченного планапомогла только строгая команда: «Курсанты!» И все притихли и дружно направились к автобусу, который предоставило им училище на этот день. Сопровождал всех заместитель директора училища по работе с личным составом, безопасности и чрезвычайным ситуациям Игорь ПАНКРАТОВ.
А ваш корреспондент не упустил возможность пообщаться с выпускниками.
Сергей БЕЛЯЕВ родом из Красноярского края, а сейчас живет в Питере, служил на Чукотке, в Мурманской области был начальником группы аварийного покидания самолета, обслуживал катапультное кресло:
А вот ещё одна история:
В поселке Советском живет Владимир СЕРГЕЕВ:
Пролетариату нужна авиация
Отцом русской авиации принято считать Н.Е. Жуковского, однако появление на свет советской авиации — заслуга Владимира Ильича Ленина, именно он стоял у ее колыбели. В 1911 году находясь в эмиграции в местечке Лонжюмо под Парижем, он организовал русскую партийную школу социал-демократов, где вместе с Крупской не только готовил и воспитывал партийные кадры для революционной борьбы, но и любовался маневрами аэропланов. Всякий раз, как только выдавалось свободное время Ильич вместе с Надеждой Константиновной садились на велосипеды и отправлялись на аэродром, находившийся в 15 км от школы, где зачастую были единственными зрителями. Ленин думал о том, что когда-то и у пролетариата появится своя авиация, и рабочий класс сделается полноправным хозяином не только на земле, но и в воздухе.
Мечты стали реальностью, уже на второй день после революции Ленин говорит о необходимости и целесообразности развития авиации, а в декабре 1917 года по его указанию создается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики. Гражданская авиации в условиях социалистического строительства получает бурное и стремительное развитие.
В годы Великой Отечественной Войны личный состав гражданского флота, как и весь советский народ, встал на защиту нашей родины. Летчики гражданского воздушного флота (ГВФ) под обстрелом вражеской артиллерии совершали отчаянные полеты за линию фронта, доставляли в осажденные города боеприпасы, продовольствие и медикаменты, вывозили в тыл раненых, стариков, женщин и детей.
После войны ГВФ благополучно продолжил свою работу, быстро восстановив прерванное воздушное сообщение, а объем перевозок не только достиг довоенного уровня, но и существенно его превысил. Значительно возросла роль авиации в различных областях народного хозяйства, без самолетов и вертолетов многие задачи просто не имеют своего решения, профессия авиатора стала востребованной и в некотором роде даже массовой.
Воспитательная работа
Процесс обучения неразрывно связан с воспитанием будущих выпускников любого возраста
Его важность заключается в формировании верного представления о специальности, усвоении принципов профессиональной этики. Курсанты должны понимать, насколько важной и ответственной будет их работа, любить свою профессию и стремиться самосовершенствоваться и обучаться всю жизнь
Чтобы вышеперечисленные пункты не оставались всего лишь словами, преподаватели и работники училища в Выборге осуществляют комплекс мероприятий по воспитательной работе с учащимися. В первую очередь, они контактируют с родителями курсантов, что дает положительные результаты в учебе и поведении. Воспитание учащихся включает в себя поощрительные меры и в определенных случаях наказание.
Особое внимание уделяется воспитанию патриотизма и командного духа курсантов. Для этого организовываются встречи с ветеранами
Регулярно проводятся олимпиады, экскурсии, конкурсы, встречи с учащимися других учебных заведений. Это позволяет выпустить из стен училища не только грамотных работников, но и всесторонне развитую дисциплинированную личность в лице каждого из них.
Вручение дипломов
Перечень документов, предоставляемых абитуриентами для поступления:
1. Заявление о приёме (только оригинал).
2. Оригинал или копия документа, удостоверяющего личность поступающего.
3. Оригинал или копия документа государственного образца о среднем общем (основном общем) образовании.
4. 4 фотографии 3х4 см.
5. Медицинская справка по форме 086/у с заключением о годности к обучению, заверенная главным врачом, штампом и печатью лечебного учреждения, с указанием даты выдачи (срок годности – 4 месяца). Прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) поступающими не предусмотрено.
В целях организации обучения в Выборгском филиале поступающие по желанию могут дополнительно представить следующие документы:
1. Копия сертификата о прививках;
2. Копия страхового медицинского полиса;
3. Копия свидетельства государственного пенсионного страхования.
Вступительные испытания при приёме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не проводятся , соответственно, апелляции по результатам вступительных испытаний также не проводятся .
Согласно пунктам 69-78 раздела 9 Правил приема на 2019/2020 учебный год зачисление на обучение производится по рейтингу аттестатов. Высчитывается средний балл набора 4 предметов: математики, физики, русского языка, иностранного языка.
Согласно пункту 46 раздела 4 Правил приема на 2019/2020 учебный год, прием заявлений и других необходимых документов, предусмотренных данными Правилами, в электронной форме не производится .
Согласно пункту 78 раздела 9 Правил приема на 2019/2020 учебный год, порядок поступления по договорам об оказании платных образовательных услуг аналогичен приёму на бюджетные места.
Прием документов начинается 20.06.2019 и осуществляется до 15.08.2019 (включительно) .
Для зачисления на обучение поступающий представляет оригинал документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации в приемную комиссию не позднее 15:00 местного времени 15.08.2019 .
Дай бог им лучше нашего летать!
Выпускник 1971 года — чемпион мира по высшему пилотажу и акробатике Юргис КАЙРИС работал летчиком-испытателем в Опытно-конструкторском бюро имени П.О.Сухого, Когда после развала Союза решил вернутьсяв Литву, то ОКБ Сухого подарило ему два самолета.
Родился Юргисв Красноярском крае в мае 1952 года.Когда семья вернуласьна родину, то возле их нового дома мальчикмог наблюдать за самолётами, приземлявшимисяна взлетно-посадочную полосу. Это, по-видимому, и послужило толчком для поступления в Выборгское училище авиационных техников-механиков, определив главное дело его жизни.Позже, начав летать на самолетах в Каунасском авиаспортивном клубес 1973 года, он на республиканских соревнованиях завоевываетсвою первую медаль. С 1976 годаКайрис входит в сборную Литовской ССР, а с 1977 по 1989 годы выступает в соревнованияхпо высшему пилотажуза сборную команду СССР.
Его инженерные навыки и навыки пилотирования были признаны, и последовало приглашение в ОКБ Сухого, где ЮргисКайрис помогал разрабатыватьсемейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ завоевала на чемпионатах мира и Европы330 медалей, из них156 золотых.Для полной картины заслуг этого пилота, признанного одной из ярких звезд мировой элиты, добавим список его побед: чемпион мира (1982, 1990, 1994) и Европы (1981, 1989) в отдельных видах программы; в составе сборной команды СССР чемпион мира (1982) и Европы (1981,1983, 1985, 1987, 1989); чемпион Южно- Африканской Республики 1992 года;призер кубка мира Брайтлинг 1992-1995 годов; победитель Гран-При ФАИ (серии 1990-2000, 2004-2005), призер Гран-При ФАИ (серия 2002); абсолютный чемпион Литвы 1994 года;победитель кубка С.Дарюса и С.Гирэнаса 1994 и 1996 (кубок разыгрывался как открытый чемпионат Литвы);бронзовый призер чемпионата мира 2011года по высшему пилотажу в программе фристайл.
На спортивных самолетах пилот демонстрировал показательные программы в разных уголках мира. На Су-26М 4 июля 1996 года пролетел под пешеходным мостом в Каунасе, а через три года промчался за 25 минут,под десятью мостами подряд над рекой Нерис в Вильнюсе (Лаздинайским, Зелёным,Жверинским, с высотой пролёта всего 6 м), едва не касаясь колесами воды, завершив программу пилотажа «мертвой петлей».
Через год после этого в Каунасе былполет под пешеходным мостом (вверх шасси), а еще через десять лет на празднике Риги — под вантовым. Что это, лихачество? Вовсе нет! Он испытывал все возможности машины. И придумывал новые: изобрел несколько пилотажных маневров, в том числе «Кайрисколесо», «Маленькая лупа», и был первым, кто успешно выполнил маневр по навешиванию самолета с пропеллером, как вертолета. Интересно, вспоминает ли пилот свое училище, однокашников, педагогов?..
Как поступить в ВАТУГА
Для поступления в училище абитуриент должен явиться в указанные сроки в приемную комиссию и иметь при себе стандартные документы:
- Заявление о приеме в оригинале.
- Паспорт претендента (возможна подача как копии, так и оригинала).
- Оригинал или копия аттестата из школы.
- Фотографии 3*4 см в количестве 4 экземпляров.
- Справку из медучреждения нужной формы, подтверждающая пригодность абитуриента к обучению по выбранному направлению.
Так как училище не связано с пилотированием, медицинская комиссия ВЛЭК не требуется. При желании можно предоставить копии справки о прививках, медицинского полиса и удостоверения пенсионного страхования. Они могут пригодиться в дальнейшем обучении. В заявлении абитуриент указывает реквизиты паспорта, выбранную специальность и информацию о своем образовании. Также уточняется желание поступать на платную форму обучения при необходимости и потребность в общежитии.
Отбор претендентов осуществляется по среднему баллу по математике, физике, информатике и английскому языку. Если один из предметов отсутствует в табеле успеваемости, его балл засчитывается как нулевой. Не зачисленные на бюджет абитуриенты могут попробовать поступить на платной основе. В случае недобора попасть в училище можно до 1 декабря текущего года. В ВАТУГА могут обучаться лица с ограниченными возможностями и инвалиды при условии, что их состояние здоровья позволяет учиться в данном колледже. Поступить сюда могут и иностранные граждане.
История ВАТУГА
Как и многие современные авиационные училища, авиационный технический колледж гражданской авиации в Выборге изначально базировался в другом городе, а именно в Калининградской области. Там в 1949 году формируется школа механиков авиатехники, которая спустя три года трансформируется в авиационное училище. Здесь производится подготовка курсантов к работе с истребителями МиГ. В 1956 году образовательное учреждение меняет адрес на город Выборг, где оно и находится на сегодняшний день.
Новое здание училища было в неблагоприятном состоянии, поэтому курсанты и работники колледжа активно взялись за его восстановление. Через восемь лет реконструкция закончилась, а также был построен клуб для учащихся. В тот же период строится аэродром для обучения курсантов, расширяется модельный ряд изучаемой техники.
Выборгский авиационно-технический колледж гражданской авиации
В 1957 году училище переходит под непосредственный контроль ВВС СССР. В список изучаемых судов попадает вертолет Ми-4 — на тот период качественно новый образец авиатехники. 1960 год становится ключевым для направленности училища. Теперь оно переходит к подготовке техников гражданской авиации. Список эксплуатируемых машин включает в себя самолеты серии Ми и вертолет Ка-26. Последующие два десятилетия ознаменовываются обновлением училища: оно получает нынешнее название, а на территории аэродрома появляются ангары, вертолетные стоянки и собственная авиатехническая база. Строится новый учебный корпус, где расположены аудитории, лаборатории, библиотека и спортзалы — все, что требуется для качественной подготовки будущих специалистов.
Расширяется и парк техники училища, число которой достигает 30 единиц. Курсанты и преподаватели колледжа активно участвуют в жизни учебного заведения: они конструируют стенды, тренажеры и собственными силами собирают легендарный вертолет АНТ-4. Старания учащихся и их наставников находят отражение в многочисленных Всесоюзных выставках и соревнованиях, где работы ВАТУГА многократно получают награды.
В 1970-е годы активно развивается нефтедобывающая отрасль СССР в Западной Сибири, из-за чего страна остро нуждается в большом количестве специалистов в отрасли авиатехники. ВАТУГА в связи с этим увеличивает набор курсантов и осуществляет переподготовку кадров. 1990-е годы становятся испытанием для всей страны, и эта участь постигает и гражданскую авиацию. Тем не менее, училище остается на плаву, расширяя специфику изучаемых специализаций: теперь здесь обучаются будущие техники-электроники, бухгалтеры и техники по обслуживанию автотранспорта.
При отсутствии финансов со стороны государства коллектив колледжа самостоятельно изучает вертолет Ми-8МТВ и выпускает пособие по его эксплуатации. С приходом в 2006 году нового директора училища производится обновление условий для проживания курсантов, а также учебно-лабораторного комплекса, расширяется список изучаемой техники. В следующем году колледж входит в состав СПбГУГА в качестве филиала.
А ведь хорошая была у нас жизнь!
Живет в Выборге Владимир Васильков, которого все звали Василек, веселый балагур, главный танцор 5-й роты, всегдапервое место в художественной самодеятельности занимал:
Олег ГОРЯЧЕВ из 5-й роты 51-го взвода, служил на родине, в Магадане, сейчас живет в Гатчине. Андрей ПРОСЕКОВ распределился в Дагестан, в Махачкалинский ОАО. Акрам КАЗЫМОВ из Тобольска более 6 лет работал по специальности, сейчас водит большой автобус.
Андрей ПРОШКИНАС приехал из Якутска, Александр МАЗУН — из Новороссийска, а работал в Нальчике, был лучшим музыкантом училища, играл на гитаре, подбирал мелодию на слух.
Выборжец Владимир ПУПЛИКОВ вернулся в родной город лет двадцать назад из Сахалина:
Гражданский бортинженер-испытатель Игорь МОИСЕЕВ учился в 4-й роте 44-го учебного взвода, а на встречу приехал с женой Ириной, с которой прожили 38 лет, причем она в календаре отмечала все дни, когда мужа дома не было. Получилось чистых 9,5 совместных лет!
Моисеев оправданно считает, что если хочешь чего-то добиться вавиации, то её любить надо, а не только видетьвысокуюзарплату и красивую форму:
Преподаватель Юрий Глазков вел у них авиационное радиоэлектронное оборудование, был классным руководителем 5-й роты. Он принес старый дневник классного руководителя, который сразу пустили по кругу.
Пришел и Борис ПЕВЦОВ, который помимо преподавательской работы руководил агитбригадой:
Все встали, поднимая тост за Выборгское авиационное техническое училище гражданской авиации имени маршала Жаворонкова и за тех, кого любили, и кого уже нет на земле: Алексея Давыдовича Богданова, Михаила Григорьевича Русского, Александра Николаевича Юдина, Юрия Михайловича Васильева…
Историю пишут люди. Своими делами, поступками, воспоминаниями… Старожилы города помнят этих подтянутых, собранных парней в летной форме. Многие выборгские девчонки мечтали познакомиться с курсантами… Многие стали их женами, и уехали с ними на «севера», что считалось самым престижным. А уж тех, кому северов не хватило, раскидало, разбросало по всему необъятному Советскому Союзу, нашей тогдашней Родине…
Ближайшие колледжи
Выборгский медицинский колледж 188800, Ленинградская область, Выборгский район, Выборг, шоссе Ленинградское, 26А
Одним из основных направлений в Ленинградской области является закрепление в отрасли выпускников высших и средних медицинских учреждений и повышение престижа медицинских профессий.
После вступления в силу Областного закона «Об охране здоровья населения Ленинградской области» Правительством Ленинградской области принято решение установить единовременное пособие для средних медицинских работников, трудоустроившихся на работу в поликлиники и на Фельдшерско- акушерские пункты в размере 50 тыс. рублей.
756 м
«Выборгский политехнический колледж «Александровский» РФ, 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Крепостная, д. 25/27
Добро пожаловать!
1.25 км
Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса 188800, Ленинградская область, Выборгский район, Выборг, улица Промышленная, 1
—
3.57 км
Политехнический колледж города Светогорска 188992, Ленинградская область, Выборгский район, Светогорск, улица Красноармейская, 3
—
43.95 км
Больше? Ещё 20 ближайших колледжей
Об этом напишется книга
Весомый вклад в работу Аэрофлота внесло и Выборгское авиационное училище гражданской авиации, которое подготовило не одну тысячу специалистов, работающих по всей стране, особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в тех самых местах где в основном эксплуатируются вертолеты. В 1974 году, на момент празднования 25-летия, в училище работало 87 ветеранов войны и труда, 59 из которых были участники Великой Отечественной и Советско-финляндской войны. Даже если коротко описать боевые и трудовые заслуги работников ВАТУГА, понадобится ни один десяток страниц — это тема отдельной книги, которая когда-нибудь будет написана.
Некоторые из бывших учеников, после окончания высших учебных заведений возвращались и работали в училище. Назначенный директором училища в 1990 году М.Г. Русский, был одним из его выпускников. В эти трудные, как для страны, так и для училища годы, он смог не только продолжить начатое, но и осуществить переход от однопрофильного учебного заведения к многопрофильному. Училище стало готовить не только техников-механиков, но и техников-электроников, бухгалтеров-экономистов и техников по обслуживанию автомобильного транспорта. При фактическом отсутствии финансирования и помощи со стороны государства был освоен новый вертолет Ми-8МТВ с двигателем ТВЗ-117ВМ, вышли подготовленные авторским коллективом училища методические пособия по данному вертолету и двигателю. За весь период работы училища под редакцией таких авторов как А.Д. Богданов, В.А. Данилов, И.И. Железняк, В.В. Мордик, В.Н. Романчук, Д.А. Рыжинский, В.В. Красильников, Ю.А. Степанов, И.Л. Крученок, было выпущено 14 учебников и методических пособий по эксплуатации и ремонту вертолетов и авиационных двигателей, которые нашли применение не только в учебном процессе самого училища, но и в аэрофлоте.
За 60 летний период своей работы училище выпустило около 2 000 военных техников-механиков и более 15 000 специалистов для гражданской авиации. При штатной численности преподавательского и учебно-вспомогательного состава 309 человек, число курсантов достигало 2 160 человек, а ежегодный выпуск составлял от 670 до 690 человек. В 1970 году на учебном аэродроме было построено учебное здание авиационно-технической базы, смонтированы ангары, оборудованы стоянки для вертолетов, на которых со временем стала появляться и новая авиационная техника — вертолеты Ми-8, Ми-2, Ка-26, Ми-24, Ми-26. В 1973 году начал свою работу новый просторный учебно-лабораторный корпус с 28 аудиториями, двумя спортивными классами, библиотекой и тиром-манежем.
Несколько лет подряд училище принимало участие в ВДНХ, в результате было получено четыре серебряных и восемь бронзовых медалей, два человека участвовали в международной выставке в Италии и Вьетнаме.
Каждый пятый курсант училища участвовал в рационализаторской деятельности. Были разработаны и изготовлены сотни действующих макетов, стендов, тренажеров и моделей. В 1957 году старшему технику — лейтенанту Б.П. Гневашову было выдано удостоверение на техническое усовершенствование, к использованию был принят действующий объемный макет работы форсажного насоса.
Каждый третий курсант участвовал в художественной самодеятельности. На смотре художественной самодеятельности Аэрофлота училище завоевало почетное второе место, танцевальный и хоровой коллектив стали лауреатами этого смотра. Агитбригада «Орбита» неоднократный победитель смотров агитбригад Ленинградской области.
Каждый курсант был спортсменом и комсомольцем. В 1977 году на 21 спартакиаде учебных заведений МГА, спортивный коллектив училища занял третье место, а двумя годами ранее в училище был подготовлен первый мастер спорта СССР по тяжелой атлетике — курсант В. Петлин. Комсомольская организация училища была самой многочисленной среди организаций нашего города и за успешную работу была занесена в Книгу трудовой славы ЦК ВЛКСМ, была награждена переходящим вымпелом, дипломами и наградами.
Курсантские строительные отряды были частыми гостями на стройках Комсомольска-на-Амуре, Нарьян-Мара, Сыктывкара и даже на родине В.И. Ленина — Ульяновске. За годы 10-й пятилетки освоено 1 млн. 180 тыс. рублей капитальных вложений.
Под винтом вертолета
Приехали на учебную базу, которая, как и прежде, находится на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе в 14 километрах от Выборга. Сфотографировались перед учебным корпусом аэродрома, и пошли к вертолетам. Нас сопровождали три добрейших крупных пса, видимо, аэродромная охрана.
Редко кому удается проникнуть сюда, где курсанты проходили практику: учились ремонтировать двигатели, несущую и гидросистемы… Увертолетовкаждая лопасть по 11 метров, вместе со втулкой -22 метра, этодиаметр несущей системы. Расхождение между лопастями в момент вращенияне должно превышать 10 мм. Большой транспортный вертолет МИ-26 мог перевезти 72 пассажира, раньше туда заезжали бронетранспортеры, КРАЗы, асейчас, говорят, это запрещено.
Бывшие курсанты вспоминали, рассказывали забавные случаи, приводили интересные факты, понятные, впрочем, только специалистам. Кто-то засмеялся: родственники присылали курсантам посылки с салом, и те по очереди их брали с собой на аэродром, и всем взводом ели там сало и лук.
Александр НАДЕЕНСКИЙ сейчас живет в Выборге:
Сергей Ишимцев приехал на встречу из Тюмени, а Сергей ЛОПАЙТИС из Вильнюса (сам родом из Калининградской области):
Кстати, по трубе лазил не одинЛопайтис: Александр Надеенский тоже отважился на такой подвиг, когда его отстранили от танцевального вечера. Многие читатели (а особенно читательницы) старшего поколения помнят, что на танцы в училище билетов было не достать, многие девочки туда стремились.
Евгений ШУТОВ прилетелиз Екатеринбурга, но довелось поработать на Чукотке, видел полярное сияние, белых медведей, общался с местным населением:
Сергей Карманов вздыхает, глядя на вертолеты:
Заметив два «кукурузника» (самолет АН-2) без крыльев, Сергей раскинул руки:
Против лома…
Дело было зимой, курсант Юра Вонсул, возвращался из увольнения. Проходя по железнодорожному мосту, он увидел, что на его противоположной стороне трое парней пристают к девушке. Юра, галантно предложив даме помощь, вступил в неравный бой. Хулиганы были повержены, девушка исчезла, а Юра благополучно потопал в казарму. Ребята в роте заметили на его шинели разрез, пострадала не только верхняя одежда, но и суконный китель, свитер, нейлоновая и нательная рубашки, при этом на коже не было ни царапины. Все, кто был в роте немедленно отправились в город искать обидчиков, к ним не замедлили присоединиться и курсанты других рот. Дежурный по училищу, не в первый раз видя подобную картину, позвонил замполиту училища Я.В. Васильеву, который встретил организованную группу курсантов на подходе к Красной площади и строем вернул всех обратно.
В понедельник руководство училища приняло решение отчислить курсанта Вонсула, как зачинщика беспорядков. В ротах поднялся настоящий бунт, возглавляемый командирами взводов и отделений. Курсанты отказались идти на обед и самоподготовку. После долгих переговоров руководство училища приняло решение: «Вонсул прощен, но месяц будет без увольнения». Курсанты дружно промаршировали в столовую и на учебу.
На следующий день на занятиях курсанты обсуждали произошедшее с преподавателями. Самое «результативное» обсуждение было на лекции по конструкции двигателей у Юрия Степанова, который в прошлом тоже был выпускником ВАТУГА. Во время дискуссии он сказал: «Вы же технические специалисты, зачем вам нож? Вот взяли отъемный проводник коллектора зажигания и прошлись им вдоль спины и по рукам, чтобы впредь не было привычки за нож хвататься!». Внутри отъемного проводника находится провод высокого напряжения, сверху медная оплетка, а снаружи резиновое покрытие. Длина проводника около 40 см, получается компактное, гибкое и увесистое орудие ближнего боя, помещающееся в карман пальто или куртки. В аудиториях было много двигателей от Ан-2, Ми-4, Ми-1 на которых были коллекторы зажигания. Через пару дней с двигателей исчезли все проводники.
Ты помнишь, товарищ?…
День выдался хоть и солнечный, но холодный (почти на севере живем). Организаторы все предусмотрели, и нас уже ждали в кафе с горячим то ли обедом, то ли ужином. В камине весело потрескивали дрова, и впереди был целый вечер для общения.
Открыл вечернее торжество командир 1 роты Вениамин ВИНОГРАДОВ:
Николай САВИНОВ (ехал из Якутска сутки):
По — разному сложились судьбы выпускников.
Петр КУЗНЕЦОВ отлетал на МИ-8 свыше 30 лет в Тюменской области, Салехард не близко, но не приехать не смог — мужская дружба! Ветеран Афганистана Валерий МЕЛЬНИКОВ прибыл из Дзержинска Московской области, работал в гражданской авиации, в армии служил, сейчас в ЧОПе работает. Многие прошли через Афганистан…
Житель Санкт-ПетербургаВладимир ДЕРМУГИН после школы поступил в институт, но через полгода его потянуло в авиацию:
Дядя Петя
С особой «любовью» относились курсанты к заместителю начальника училища по военной подготовке Петру Довгалюку, ласково называя его между собой «дядя Петя». Иногда в училище объявляли сбор по тревоге с последующим марш броском на 10 км. Время за полночь, на плацу училища стоит восемь рот, хлесткий февральский ветер со снегом обжигает тысячу курсантских лиц. Комбат Фалеев и полковник Довгалюк вместе с командирами рот проверяют готовность курсантов к марш броску. По правилам курсанты должны быть одеты в соответствии с погодными условиями и иметь при себе необходимые документы. В результате осмотра курсантов первого курса было выявлено, что далеко не каждый имеет шнурки в ботинках, носки на ногах, перчатки на руках и шарф на шее, у многих отсутствовали документы. Курсанты вышли налегке, в полной уверенности, что сразу после переклички вернутся обратно в теплую казарму. Довгалюк провел профилактическую беседу с курсантами и подержав часок на морозе, отпустил.
В 23 взводе был курсант Иосиф Ханукаев (Ёська) из Азербайджана, он имел уникальную способность пародировать чужие голоса. В самый неподходящий момент в роте раздавался голос полковника Довгалюка. Дневальный, стоящий «на тумбочке», вытягивался по стойке «смирно», курсанты вскакивали с кроватей, а в роте наступала гробовая тишина. Любил Ёська голосом любимого начальника и по телефону с другими ротами поговорить, сея страх и панику на другом конце провода.
В июне 1968 года, после окончания второго курса, четыре роты курсантов уезжали на сборы в Прибылово. В училище была традиция — накануне отъезда выбрасывать из окон на плац старое х/б и ботинки, поливать друг друга из пожарных шлангов. Курсанты, изловив где-то собаку, написали на боку синей краской «ДОВГАЛЮК» и выпустили погулять на плац. Под курсантские крики и свист, доносившийся из открытых окон, дежурные по КПП во главе с дежурным по училищу по прозвище Валера Коленвал, до ночи ловили бедного пса. Утром все разъехались, собаку как следует отмыли и накормили.
В 70-х годах в Тюменском управлении ГА выпускник ВАТУГА А. Петкевич организовал комсомольско-молодежную бригаду коммунистического труда по ремонту авиационной техники из восьми человек, шесть из которых были выпускниками ВАТУГА. Бригада, носившая имя Алексея Стаханова, взяла на себя обязательства выполнить пятилетний план за три с половиной года, за каждую смену давать полторы нормы и более. Многие из выпускников ВАТУГА служили примером для подражания не только в Тюменском управлении, но и в Аэрофлоте в целом. Газеты разных городов страны пестрили хвалебными статьями, а командиры и преподаватели ВАТУГА гордились своими вчерашними подчиненными и учениками.
Условия для обучения в ВАТУГА
На сегодняшний день Выборгское техническое авиационное училище гражданской авиации может похвастаться более 15000 выпускников и 1500 кадров, прошедших переподготовку в его стенах за период с 1960 года. Обучение курсантов строится на сочетании в образовательной программе теоретического и практического блоков. Для освоения теории существует учебный отдел, где размещены специализированные отделения по каждой из специальностей училища.
В механическом отделении изучаются особенности эксплуатации авиатехники и двигателей. Здесь учащиеся проходят подготовку по общим гуманитарным дисциплинам, экономическим и социальным наукам, углубленно изучают технические специальности и занимаются физической культурой. Для преподавания и контроля усвоения материала в училище созданы цикловые комиссии — аналоги кафедр.
Отделение, посвященное изучению авиа- и радиоэлектронного оборудования, создано в 1993 году. Здесь курсанты изучают тот же блок общих дисциплин и узкопрофильные предметы. Курсанты, обучающиеся за счет средств бюджета, находятся на полном довольствии колледжа: им выдается форма, питание и место в общежитии, а также стипендии. Технико-экономическое подразделение ВАТУГА обучает будущих техников автотранспорта и бухгалтеров-экономистов. Здесь можно выбрать и заочную форму обучения, однако набор производится не каждый год.
Практические занятия происходят в мастерских и на авиационно-технической базе.
Курсанты учатся ремонту вертолетов, их осмотру, установке и демонтажу оборудования и т. д. Студенты также изучают особенности эксплуатации техники и ее техобслуживанию. В колледже имеются тренажеры для отработки нужных навыков; здесь также имеются лаборатории, стенды и образцы техники. Как упоминалось ранее, немалая часть накопленных объектов — результаты стараний предыдущих поколений учащихся и преподавателей.
Учебная база
Перспективы для выпускников Выборгского авиационного училища
Последние 4 месяца обучения курсантов посвящены стажировке на специализированных предприятиях.
После сдачи итоговых экзаменов они получают диплом о получении среднего специального образования по выбранной специальности. Достигшие высоких показателей в учебе курсанты могут попасть на инженерный или командный факультет СПбГУГА. Кроме этого, можно приступить к профессиональной деятельности. Авиапредприятия ежегодно присылают заявки в училище, где указывают число вакантных мест по нужным категориям. Выпускники могут устроиться на работу только на добровольной основе.