Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков
Содержание:
Катастрофы
- 1955 год. В 626 увп во время ночных полётов на вертолёте Ми-4, из-за отказа авиационной техники, погиб техник ВЭ по радиооборудованию старший лейтенант Степан Терсенко.
- 1956 год. В 626 увп в полёте по маршруту, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан И. П. Пелевин и курсант Кобанов.
- 9 августа 1968 года. В 626 увп, из-за отказа поперечного управления на вертолёте Ми-4, погибли слушатель ВВА майор А. В. Носов, лётчик-инструктор лейтенант Л. Г. Зайцев, курсант Д. М. Незамиев, бортовой техник лейтенант Н. Н. Романов.
- 6 мая 1970 года. В 851 увп, из-за отказа рулевого управления на вертолёте Ми-1, погибли командир увэ подполковник Н. А. Борисов. курсант А. П. Хнычёв.
- 24 августа 1979 года. В 851 увп на вертолёте Ми-2 погибли лётчик-инструктор лейтенант А. Ф. Лукьянов, курсант Р. И. Сабитов, бортовой техник прапорщик С. И. Ревин.
- 30 августа 1980 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погибли курсант И. В. Соломатин, сержант С. Е. Попков, бортовой техник прапорщик В. М. Егоров.
- 20 июня 1984 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погиб лётчик-инструктор старший лейтенант А. Н. Буйлов.
- 20 января 1985 года. В 484 увп, из-за попадания в условия, в которых экипаж не был подготовлен, на вертолёте Ми-2, погибли майор В. А. Лоскутов и бортовой техник прапорщик В. Г. Рябов.
- 10 декабря 1987 года. В 626 увп, из-за столкновения с землёй, при попадании в зону тумана, в катастрофе Ми-24 погибли старший лётчик- инструктор майор В. Г. Козель, лётчик-оператор старший лейтенант А. С. Мицкевич и бортовой техник старший лейтенант С. В. Перминов.
- 6 мая 1988 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ка-27, погибли лётчик-инструктор капитан С. И. Чекунин и курсант В. В. Тагин.
- 7 июня 1988 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб младший сержант Р. В. Шемет.
- 29 июня 1988 года. В 484 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-8т, погибли командир увэ подполковник В. В. Селин, правый лётчик капитан С. А. Прокофьев и бортовой техник лейтенант И. В. Кирихин.
- 9 июня 1989 года. В 484 увп, из-за разрушения в полёте главного редуктора на вертолёте Ка-27, погиб курсант Р. М. Муллагильдин.
- 20 сентября 1989 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб лётчик-оператор лейтенант А. В. Турукин.
- 1 августа 1997 года. В 484 увп, из-за отказа управления в полёте на вертолёте Ми-24, погибли заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник В. Я. Никишин, курсант Е. А. Никифоров и бортовой техник старший лейтенант А. Ю. Суханов.
- 24 июля 2003 года. В 109 увп р. п. Безенчук, в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-8т, погибли лётчик-инструктор лейтенант Ю. П. Неверов, курсант С. В. Кирюшин и бортовой техник прапорщик И. В. Иванов.
- 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 км от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-24, погибли старший лётчик-инструктор капитан С. В. Сафонов, лётчик-инструктор лейтенант И. А. Карташов и бортовой техник старший лейтенант Р. Р. Хубеев.
- 28 мая 2013 года вертолет Ми-8Т уаг 339 уаб 2 разряда п. Соколовый, потерпел катастрофу в 5 км от села Ивановское во время тренировочного полета. На 14-й минуте полета возникли сильные вибрации, летчик-инструктор подал команду на покидание вертолета, первым покинул вертолет курсант К. А. Нефедов, вторым — летчик-инструктор лейтенант С. С. Голиков; бортовой техник З. Марданов погиб.
Условия поступления
Отбор в училище проходит летом, с первого по тридцатое июля. Он включает в себя несколько этапов, первый из которых предполагает осмотр медицинской комиссией. Каждый кандидат в курсанты должен пройти определенных докторов, которые заключают, годен ли этот человек по состоянию здоровья к службе подобного рода. В общем, все как в военкомате после получения повестки.
Если медкомиссия допускает абитуриента до следующего этапа отбора, он должен пройти осмотр психиатром — и также получить заключение о своей профпригодности (или отсутствии таковой). Только после этого можно переходить к третьему этапу — вступительным экзаменам. Они сдаются в школьном потоке в форме ЕГЭ — математика (является основной для поступления), русский язык и физика. Раньше было возможно сдать ЕГЭ в институтской волне, в июле, однако по новым требованиям это более невозможно. Допускается лишь досрочное прохождение испытаний — в апреле. В июле же в училище приносят результаты ЕГЭ, а в рамках поступления сдают исключительно физкультуру: стометровка, кросс на три километра и подтягивание на перекладине. Таким образом, каждый кандидат «в депутаты» должен быть здоровым, сильным и физически выносливым — это неотъемлемая характеристика любого летчика.
Особенности учреждения
Самой главной особенностью военного института Сызрани является уже многократно упомянутая выше подготовка военных вертолетчиков — единственная в стране
Но это не все – ведь, помимо основной деятельности, огромное внимание в образовательном учреждении уделяется и… вертолетному спорту (да-да, имеется в нашей стране и такой — аж с 1959 года)
Это увлечение поддерживается руководством училища сразу в нескольких целях: во-первых, оно подогревает у курсантов интерес к вертолету, во-вторых, повышает личное мастерство каждого тренирующегося, что позволяет на выходе получить из вчерашнего «зеленого» студента настоящего профи.
Интересно, что при обучении на самолете существует некая градация авиации – она делится на штурмовую, транспортную, бомбардировщиков и так далее. Вертолетчики же – люди универсальные: они способны летать на вертолетах совершенно любого типа, и в этом состоит еще одна особенность данного заведения.
Интересные факты
- Это единственное учреждение в нашей стране, которое занимается подготовкой военных летчиков-вертолетчиков.
- В данном военном институте единовременно обучается более полутора тысяч человек — они-то и составляют будущее российской авиации.
- В сызранском училище занимаются не только российские курсанты, но и приехавшие из разных государств — например, Армении, Китая, Анголы, Монголии, Шри-Ланки и так далее.
- Благодаря сызранскому училищу в Советском Союзе имелось более двухсот мастеров по вертолетному спорту, двое из которых стали чемпионами мира.
- Обучение в данном образовательном заведении ведется на вертолетах Ми-8 и Ми-24.
Такова информация о единственном вертолетном училище – высшем военном училище города Сызрань.
Летчик вертолета
Подготовка летчиков в стенах сызранского филиала воронежского образовательного заведения длится пять лет, по истечении которых вчерашний курсант становится специалистом и получает офицерское звание лейтенанта. Первые два года курсанты обучаются «на земле», летать же начинают с третьего года, весной – для этого ездят на саратовский аэродром. Первые полеты проходят на вертолетах «Ансат-У» и Ка-26, выпуск осуществляется на Ми-8 и Ми-24. С третьего же курса ребята начинают и прыгать с парашютом.
Курсанты получают стипендию, как и любые другие студенты. На первом году обучения она невелика, но со второго года достигает порядка двадцати тысяч рублей – все дело в том, что именно на втором курсе учащиеся подписывают контракт.
Биография
Родился 28 марта 1965 года в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области. Татарин.
Окончив местную среднюю школу, решил стать лётчиком. Отправился поступать в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. В лётчики не прошел по здоровью и решил поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, однако и туда не прошёл по конкурсу.
Осенью был призван в Советскую армию и направлен в Центральную группу войск в чехословацкий город Зволен в 30-ю гвардейскую мотострелковую Иркутско-Пинскую дивизию. Службу проходил рядовым в 1983—1984 годах в разведроте зенитно-ракетного полка. Спустя полтора года службы Хабибуллин подал рапорт с просьбой направить в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков, и вскоре его просьба была удовлетворена.
Окончив в 1988 году училище, в звании лейтенанта Ряфагать Хабибуллин был направлен для прохождения службы в 55-й Севастопольский вертолётный полк, который в мае 1992 года стал базироваться на аэродроме вблизи города Кореновска Краснодарского края.
Осенью 1992 года Хабибуллин участвовал в осетино-ингушском конфликте. В 1993—1994 годах был командирован на боевые действия в зоне грузино-абхазского конфликта.
В 1994 году принимал участие в первой чеченской кампании, где получил тяжёлое ранение. В течение восьми месяцев находился в госпиталях, после врачебно-лётной комиссии капитан Хабибуллин вернулся в строй. Выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики до конца 1996 года, затем принимал участие в поддержании мира в зоне грузино-абхазского конфликта.
В 1999 году стал участником второй чеченской кампании, получил звание майора.
В 2005 году закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.
После завершения Чеченской войны, до лета 2008 года Ряфагать Хабибуллин продолжил службу в Российской армии, исполнял обязанности командира отдельного вертолётного полка на аэродроме Ханкала в Чеченской Республике.
В августе 2008 года принимал участие в грузино-южноосетинском вооружённом конфликте, стал подполковником. В августе 2009 года, когда на базе отдельного вертолётного полка и штурмового авиационного полка была создана Будённовская авиационная база 1-й категории, полковник Ряфагать Махмутович Хабибуллин стал заместителем командира по лётной подготовке авиационной базы.
В 2012 году командир 393-й Севастопольской авиационной базы армейской авиации полковник Хабибуллин Ряфагать Махмутович из рук президента получил высокую государственную награду – орден Кутузова «За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом личным составом базы мужество и героизм». Командир 55-го отдельного вертолетного полка Южного военного округа полковник Хабибуллин погиб 8 июля 2016 года во время военной операции России в Сирии. Летчик-инструктор Евгений Долгин и командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин погибли над городом Пальмира, совершая облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс. Экипаж атаковал отряд боевиков террористической группировки «Исламское государство», прорвавших оборону сирийских войск, наступление террористов было сорвано. На обратном курсе огнём с земли вертолёт был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии.
На момент своей героической гибели летчик-инструктор полковник Хабибуллин лично подготовил 28 лётчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3.000 метров. Имел налёт более 3.300 часов, из них на выполнение боевых задач — более 2.800 часов. Выполнил более 2.000 боевых вылетов. Прошел две чеченских кампании, осетино-ингушский конфликт, войну в Грузии (2008). Он владел всеми типами и модификациями вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-28Н и был опытнейшим летчиком российских ВВС.
Церемония прощания с командиром полка состоялась в Кореновске,после чего его тело было доставлено на родину. Похороны Хабибуллина прошли 12 июля в его родном селе Вязовый Гай Ульяновской области.Его именем названы улица и школа на родине летчика — в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области. В селе также обсуждается вопрос установки памятника погибшему летчику.
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами, Два ордена Мужества. Первый орден получил за то, что время первой чеченской в 1994 году его Ми-24 был обстрелян, бак дал течь, а в правом бедре зияло пулевое ранение. Осколки ранили левую ногу и лицо. Превозмогая боль, он смог удержать машину в воздухе и дотянуть до позиций одного из подразделений Внутренних войск МВД РФ. Здесь на вспаханном поле и совершил вынужденную посадку. Второй орден Р.Хабибуллин получил в августе 2008 года. 10 августа 2008 года он получил боевую задачу на ведение воздушной разведки и высадку разведывательной группы отряда специального назначения юго-западнее населенного пункта Гори. Ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолетов Ми-24 (ведущий группы прикрытия подполковник А. Глянцев) начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори. При подходе в район высадки задача осложнилась тем, что господствующие высоты имели очень крутые склоны, были покрыты густым лесом и находились в непосредственной близости от противника. Подполковник Хабибуллин, с воздуха подобрав площадку, произвел посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолета. Посадка осуществлялась на левое колесо под огневым воздействием противника. Высадив группу штурмовым способом, Хабибуллин произвел взлет с площадки и огнем бортового оружия, подавляя огневые точки противника, обеспечил прикрытие разведывательной группы. Ведущий основной группы выдал целеуказание паре вертолетов Ми-24 и дал команду на подавление огневых точек противника.Благодаря хладнокровным и грамотным действиям, несмотря на огневое воздействие противника, разведывательная группа отряда специального назначения заняла господствующую высоту.По возращении на площадку Джава в вертолете Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В тот день в общей сложности Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.
Орден «За военные заслуги», 20 ведомственных и юбилейных наград, Орден «За проявленное мужество» (Ульяновская область).
Указом Президента РФ № 382 от 28 июля 2016 года Р. М. Хабибуллину присвоено звание «Герой России».
Новости раздела
-
Жительницу Самары будут судить за попытку зарезать супруга в ходе пьяной ссоры
20 октября 2021 12:30
-
Тольяттинец, купивший в интернете щенка и смартфон по поддельным чекам, предстанет перед судом
20 октября 2021 12:26
-
Приговор Вере Рабинович устоял в Шестом кассационном суде
20 октября 2021 08:33
-
Пытавшийся сбыть наркотики самарец приговорен к восьми годам колонии
20 октября 2021 08:32
-
В Самаре вынесли приговор сбытчикам фальшивых купюр
20 октября 2021 08:05
-
За гибель рабочего на стройке будут судить главу самарской компании
20 октября 2021 07:52
-
Житель Самары осужден на полтора года за обман иностранной гражданки
19 октября 2021 16:02
-
Суд вновь продлил срок ареста замначальника УВД Самары
19 октября 2021 13:45
-
Размещение призывов к террористической деятельности в Интернете привело самарца на скамью подсудимых
18 октября 2021 12:14
-
Житель Самарской области получил более 10 лет колонии за попытку сбыть героин
15 октября 2021 18:37
-
Самарец пытался перебросить наркотики в колонию, но в итоге попал туда сам
14 октября 2021 18:49
-
В Самарский областной суд поступили жалобы на приговор по делу полицейских-тыловиков
14 октября 2021 18:44
-
Жительница Самары получила более семи лет колонии за убийство сестры
14 октября 2021 18:35
-
Облсуд не может начать процесс по делу об убийствах сирот из-за квартир
14 октября 2021 09:03
-
Верховный Суд РФ назначил дату рассмотрения жалоб по делу Дмитрия Сазонова
13 октября 2021 12:41
-
Мужчина, убивший самарца в кафе, после суда вышел на свободу
13 октября 2021 11:57
-
В Самаре бабушка спасла новорожденного внука
12 октября 2021 18:29
-
Автозаводский районный суд Тольятти продлил арест квартир дома на ул. Свердлова, 9и
12 октября 2021 11:28
-
Военному из Сызрани, незаконно получившему офицерское звание, вынесли приговор
11 октября 2021 19:06
-
Начинающего водителя трижды поймали пьяным за рулем в Самарской области
10 октября 2021 11:09
-
Двух тольяттинцев осудили за переделку и сбыт оружия
08 октября 2021 15:33
-
Защита Елены Чернеги предоставила суду 67 благодарственных писем и грамот
08 октября 2021 13:45
-
Житель Самарской области решил оговорить знакомого и сам получил срок
06 октября 2021 20:39
-
Самарский облсуд почти вполовину снизил сроки бывшим сотрудникам администрации Железнодорожного района
06 октября 2021 20:05
-
В Самаре начинается новый процесс по делу о покушении на Владимира Сафронова
06 октября 2021 12:39
-
05 октября 2021 19:50
-
Суд рассмотрит просьбу Реналя Мязитова об УДО 25 октября
05 октября 2021 17:02
-
Профессионализм «управляющего» ТОМЕТ поставили под вопрос
05 октября 2021 14:34
-
04 октября 2021 18:28
-
Осужденный за взятку замначальника УФСИН Самарской области Денис Шматов сохранил звание полковника
04 октября 2021 17:57
-
Обвиняемый в вербовке боевиков для террористической организации отправится в колонию на 11 лет
04 октября 2021 14:05
-
В Тольятти иностранца осудили за покушение на сбыт наркотиков
01 октября 2021 18:17
Все новости
Начальники
- Уткин, Яков Васильевич, майор (1940—1942)
- Одинцов Михаил Семёнович, подполковник (1942—1946)
- Ситкин, Михаил Александрович, полковник (1947—1953)
- Макаров Дмитрий Кузьмич, генерал-майор авиации (1953—1958)
- Куличев Иван Андреевич, полковник (июнь 1958 — апрель 1961)
- Кисель Фёдор Герасимович, генерал-майор авиации (1961—1969)
- Алексенцев Валентин Васильевич, генерал-майор авиации (1970—1977)
- Дидык Алексей Архипович, генерал-майор авиации (1977—1986)
- Базаров Алексей Фёдорович, генерал-майор (1986—1999)
- Пишенин Алексей Николаевич, генерал-майор (1999—2004)
- Уколов Виктор Григорьевич, генерал-майор (2004—2009)
- Ярцев Николай Николаевич, полковник (2009—2013)
- Асанов Александр Александрович, генерал-майор (2013 — настоящее время)
Каковы условия поступления?
Зачисление в ряды курсантов ВВАУЛ производится по результатам вступительных экзаменов. Срок их проведения – с 1 по 30 июля каждого года.
Необходимые документы
Абитуриенту необходимо подать рапорт с прошением о зачислении на имя руководителя. Образец его можно получить у представителей училища. Кроме того, в приемную комиссию необходимо сдать следующие документы:
- копию паспорта гражданина РФ;
- копию документа об образовании (с приложением). Учащиеся школ или колледжей предоставляют табель об успеваемости за последние четверти (семестры);
- копию свидетельства о рождении;
- автобиографию, составленную абитуриентом;
- характеристику с предыдущего места службы, работы или учебы;
- служебную карточку (при наличии);
- три фотографии размером 4,5х6 см, на которых абитуриент запечатлен без головного убора;
- справку о состоянии здоровья, заверенную военно-летной комиссией;
- карту психологического отбора;
- копию ИНН;
- копию СНИЛС;
- справку из УВД об отсутствии судимостей, нахождением под следствием или приводов в отделения полиции.
Полный пакет документов необходимо предоставить не позднее 1 мая года, выбранного для поступления.
Какие нужно сдавать экзамены?
Вступительные экзамены состоят из двух этапов:
-
- Оценка результатов ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления:
- русский язык;
- физика;
- математика – основная дисциплина, к которой предъявляются особые требования.
- Оценка уровня физической подготовки. В нормативы ОФП входит:
- подтягивания;
- бег на короткую дистанцию – 100 метров;
- бег на длинную дистанцию – 3 км.
- Оценка результатов ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления:
При поступлении учитываются результаты ЕГЭ, полученные не позднее четырех лет назад.
Кто может рассчитывать на поступление?
Стать курсантом Сызранского летного авиационного училища могут абитуриенты:
- являющиеся гражданами РФ, исключительно мужского пола;
- в возрасте от 16 до 22 лет – для не служивших в ВС, до 24 лет – прошедшие срочную службу и до 27 лет – прошедшие службу контракту. Возраст определяется по количеству полных лет на 1 августа года приема;
- имеющие полное среднее: школа или суворовское (кадетское училище) или профессиональное образование (колледж);
- удовлетворяющие ограничениям по росту: от 160 до 195 см;
- удовлетворяющие ограничениям по весу: не более 80 кг;
- обладающие отличным зрением (1,0 для каждого глаза) без использования очков или линз.
Кому и в каком случае может быть отказано в поступлении?
Не рассматриваются в качестве кандидатов для поступления в ВВАУЛ следующие категории граждан:
- Имеющие приводы в отделения полиции или состоящие на учете у инспектора по делам несовершеннолетних.
- Имеющие судимость (в том числе, погашенную).
- В отношении которых ведутся следственные, розыскные или иные уголовные мероприятия.
- Другие категории, оговоренные законодательством Российской Федерации.
Для подтверждения отсутствия вышеперечисленных оснований для отказа, абитуриенту необходимо предоставить справку из УВД по месту регистрации.
Сызранское высшее военное авиационное училище – уникальное образовательное учреждение в России. Только в нем готовятся кадры для вертолетной авиации. Все абитуриенты проходят строгий отбор, состоящий из сдачи экзаменов по общеобразовательной программе и выполнения нормативов общей физической подготовки.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |