Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков

Катастрофы

  • 1955 год. В 626 увп во время ночных полётов на вертолёте Ми-4, из-за отказа авиационной техники, погиб техник ВЭ по радиооборудованию старший лейтенант Степан Терсенко.
  • 1956 год. В 626 увп в полёте по маршруту, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан И. П. Пелевин и курсант Кобанов.
  • 9 августа 1968 года. В 626 увп, из-за отказа поперечного управления на вертолёте Ми-4, погибли слушатель ВВА майор А. В. Носов, лётчик-инструктор лейтенант Л. Г. Зайцев, курсант Д. М. Незамиев, бортовой техник лейтенант Н. Н. Романов.
  • 6 мая 1970 года. В 851 увп, из-за отказа рулевого управления на вертолёте Ми-1, погибли командир увэ подполковник Н. А. Борисов. курсант А. П. Хнычёв.
  • 24 августа 1979 года. В 851 увп на вертолёте Ми-2 погибли лётчик-инструктор лейтенант А. Ф. Лукьянов, курсант Р. И. Сабитов, бортовой техник прапорщик С. И. Ревин.
  • 30 августа 1980 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погибли курсант И. В. Соломатин, сержант С. Е. Попков, бортовой техник прапорщик В. М. Егоров.
  • 20 июня 1984 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погиб лётчик-инструктор старший лейтенант А. Н. Буйлов.
  • 20 января 1985 года. В 484 увп, из-за попадания в условия, в которых экипаж не был подготовлен, на вертолёте Ми-2, погибли майор В. А. Лоскутов и бортовой техник прапорщик В. Г. Рябов.
  • 10 декабря 1987 года. В 626 увп, из-за столкновения с землёй, при попадании в зону тумана, в катастрофе Ми-24 погибли старший лётчик- инструктор майор В. Г. Козель, лётчик-оператор старший лейтенант А. С. Мицкевич и бортовой техник старший лейтенант С. В. Перминов.
  • 6 мая 1988 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ка-27, погибли лётчик-инструктор капитан С. И. Чекунин и курсант В. В. Тагин.
  • 7 июня 1988 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб младший сержант Р. В. Шемет.
  • 29 июня 1988 года. В 484 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-8т, погибли командир увэ подполковник В. В. Селин, правый лётчик капитан С. А. Прокофьев и бортовой техник лейтенант И. В. Кирихин.
  • 9 июня 1989 года. В 484 увп, из-за разрушения в полёте главного редуктора на вертолёте Ка-27, погиб курсант Р. М. Муллагильдин.
  • 20 сентября 1989 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб лётчик-оператор лейтенант А. В. Турукин.
  • 1 августа 1997 года. В 484 увп, из-за отказа управления в полёте на вертолёте Ми-24, погибли заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник В. Я. Никишин, курсант Е. А. Никифоров и бортовой техник старший лейтенант А. Ю. Суханов.
  • 24 июля 2003 года. В 109 увп р. п. Безенчук, в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-8т, погибли лётчик-инструктор лейтенант Ю. П. Неверов, курсант С. В. Кирюшин и бортовой техник прапорщик И. В. Иванов.
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 в 18 км от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-24, погибли старший лётчик-инструктор капитан С. В. Сафонов, лётчик-инструктор лейтенант И. А. Карташов и бортовой техник старший лейтенант Р. Р. Хубеев.
  • 28 мая 2013 года вертолет Ми-8Т уаг 339 уаб 2 разряда п. Соколовый, потерпел катастрофу в 5 км от села Ивановское во время тренировочного полета. На 14-й минуте полета возникли сильные вибрации, летчик-инструктор подал команду на покидание вертолета, первым покинул вертолет курсант К. А. Нефедов, вторым — летчик-инструктор лейтенант С. С. Голиков; бортовой техник З. Марданов погиб.

Условия поступления

Отбор в училище проходит летом, с первого по тридцатое июля. Он включает в себя несколько этапов, первый из которых предполагает осмотр медицинской комиссией. Каждый кандидат в курсанты должен пройти определенных докторов, которые заключают, годен ли этот человек по состоянию здоровья к службе подобного рода. В общем, все как в военкомате после получения повестки.

Если медкомиссия допускает абитуриента до следующего этапа отбора, он должен пройти осмотр психиатром — и также получить заключение о своей профпригодности (или отсутствии таковой). Только после этого можно переходить к третьему этапу — вступительным экзаменам. Они сдаются в школьном потоке в форме ЕГЭ — математика (является основной для поступления), русский язык и физика. Раньше было возможно сдать ЕГЭ в институтской волне, в июле, однако по новым требованиям это более невозможно. Допускается лишь досрочное прохождение испытаний — в апреле. В июле же в училище приносят результаты ЕГЭ, а в рамках поступления сдают исключительно физкультуру: стометровка, кросс на три километра и подтягивание на перекладине. Таким образом, каждый кандидат «в депутаты» должен быть здоровым, сильным и физически выносливым — это неотъемлемая характеристика любого летчика.

Особенности учреждения

Самой главной особенностью военного института Сызрани является уже многократно упомянутая выше подготовка военных вертолетчиков — единственная в стране

Но это не все – ведь, помимо основной деятельности, огромное внимание в образовательном учреждении уделяется и… вертолетному спорту (да-да, имеется в нашей стране и такой — аж с 1959 года)

Это увлечение поддерживается руководством училища сразу в нескольких целях: во-первых, оно подогревает у курсантов интерес к вертолету, во-вторых, повышает личное мастерство каждого тренирующегося, что позволяет на выходе получить из вчерашнего «зеленого» студента настоящего профи.

Интересно, что при обучении на самолете существует некая градация авиации – она делится на штурмовую, транспортную, бомбардировщиков и так далее. Вертолетчики же – люди универсальные: они способны летать на вертолетах совершенно любого типа, и в этом состоит еще одна особенность данного заведения.

Интересные факты

  1. Это единственное учреждение в нашей стране, которое занимается подготовкой военных летчиков-вертолетчиков.
  2. В данном военном институте единовременно обучается более полутора тысяч человек — они-то и составляют будущее российской авиации.
  3. В сызранском училище занимаются не только российские курсанты, но и приехавшие из разных государств — например, Армении, Китая, Анголы, Монголии, Шри-Ланки и так далее.
  4. Благодаря сызранскому училищу в Советском Союзе имелось более двухсот мастеров по вертолетному спорту, двое из которых стали чемпионами мира.
  5. Обучение в данном образовательном заведении ведется на вертолетах Ми-8 и Ми-24.

Такова информация о единственном вертолетном училище – высшем военном училище города Сызрань.

Летчик вертолета

Подготовка летчиков в стенах сызранского филиала воронежского образовательного заведения длится пять лет, по истечении которых вчерашний курсант становится специалистом и получает офицерское звание лейтенанта. Первые два года курсанты обучаются «на земле», летать же начинают с третьего года, весной – для этого ездят на саратовский аэродром. Первые полеты проходят на вертолетах «Ансат-У» и Ка-26, выпуск осуществляется на Ми-8 и Ми-24. С третьего же курса ребята начинают и прыгать с парашютом.

Курсанты получают стипендию, как и любые другие студенты. На первом году обучения она невелика, но со второго года достигает порядка двадцати тысяч рублей – все дело в том, что именно на втором курсе учащиеся подписывают контракт.

Биография

Родился 28 марта 1965 года в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области. Татарин.

Окончив местную среднюю школу, решил стать лётчиком. Отправился поступать в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. В лётчики не прошел по здоровью и решил поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, однако и туда не прошёл по конкурсу.

Осенью был призван в Советскую армию и направлен в Центральную группу войск в чехословацкий город Зволен в 30-ю гвардейскую мотострелковую Иркутско-Пинскую дивизию. Службу проходил рядовым в 1983—1984 годах в разведроте зенитно-ракетного полка. Спустя полтора года службы Хабибуллин подал рапорт с просьбой направить в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков, и вскоре его просьба была удовлетворена.

Окончив в 1988 году училище, в звании лейтенанта Ряфагать Хабибуллин был направлен для прохождения службы в 55-й Севастопольский вертолётный полк, который в мае 1992 года стал базироваться на аэродроме вблизи города Кореновска Краснодарского края.

Осенью 1992 года Хабибуллин участвовал в осетино-ингушском конфликте. В 1993—1994 годах был командирован на боевые действия в зоне грузино-абхазского конфликта.

В 1994 году принимал участие в первой чеченской кампании, где получил тяжёлое ранение. В течение восьми месяцев находился в госпиталях, после врачебно-лётной комиссии капитан Хабибуллин вернулся в строй. Выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики до конца 1996 года, затем принимал участие в поддержании мира в зоне грузино-абхазского конфликта.

В 1999 году стал участником второй чеченской кампании, получил звание майора.

В 2005 году закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

После завершения Чеченской войны, до лета 2008 года Ряфагать Хабибуллин продолжил службу в Российской армии, исполнял обязанности командира отдельного вертолётного полка на аэродроме Ханкала в Чеченской Республике.

В августе 2008 года принимал участие в грузино-южноосетинском вооружённом конфликте, стал подполковником. В августе 2009 года, когда на базе отдельного вертолётного полка и штурмового авиационного полка была создана Будённовская авиационная база 1-й категории, полковник Ряфагать Махмутович Хабибуллин стал заместителем командира по лётной подготовке авиационной базы.

В 2012 году командир 393-й Севастопольской авиационной базы армейской авиации полковник Хабибуллин Ряфагать Махмутович из рук президента получил высокую государственную награду – орден Кутузова «За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом личным составом базы мужество и героизм». Командир 55-го отдельного вертолетного полка Южного военного округа полковник Хабибуллин погиб 8 июля 2016 года во время военной операции России в Сирии. Летчик-инструктор Евгений Долгин и командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин погибли над городом Пальмира, совершая облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс. Экипаж атаковал отряд боевиков террористической группировки «Исламское государство», прорвавших оборону сирийских войск, наступление террористов было сорвано. На обратном курсе огнём с земли вертолёт был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии.

На момент своей героической гибели летчик-инструктор полковник Хабибуллин лично подготовил 28 лётчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3.000 метров. Имел налёт более 3.300 часов, из них на выполнение боевых задач — более 2.800 часов. Выполнил более 2.000 боевых вылетов. Прошел две чеченских кампании, осетино-ингушский конфликт, войну в Грузии (2008). Он владел всеми типами и модификациями вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-28Н и был опытнейшим летчиком российских ВВС.

Церемония прощания с командиром полка состоялась в Кореновске,после чего его тело было доставлено на родину. Похороны Хабибуллина прошли 12 июля в его родном селе Вязовый Гай Ульяновской области.Его именем названы улица и школа на родине летчика — в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области. В селе также обсуждается вопрос установки памятника погибшему летчику.

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами, Два ордена Мужества. Первый орден получил за то, что время первой чеченской в 1994 году его Ми-24 был обстрелян, бак дал течь, а в правом бедре зияло пулевое ранение. Осколки ранили левую ногу и лицо. Превозмогая боль, он смог удержать машину в воздухе и дотянуть до позиций одного из подразделений Внутренних войск МВД РФ. Здесь на вспаханном поле и совершил вынужденную посадку. Второй орден Р.Хабибуллин получил в августе 2008 года. 10 августа 2008 года он получил боевую задачу на ведение воздушной разведки и высадку разведывательной группы отряда специального назначения юго-западнее населенного пункта Гори. Ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолетов Ми-24 (ведущий группы прикрытия подполковник А. Глянцев) начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори. При подходе в район высадки задача осложнилась тем, что господствующие высоты имели очень крутые склоны, были покрыты густым лесом и находились в непосредственной близости от противника. Подполковник Хабибуллин, с воздуха подобрав площадку, произвел посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолета. Посадка осуществлялась на левое колесо под огневым воздействием противника. Высадив группу штурмовым способом, Хабибуллин произвел взлет с площадки и огнем бортового оружия, подавляя огневые точки противника, обеспечил прикрытие разведывательной группы. Ведущий основной группы выдал целеуказание паре вертолетов Ми-24 и дал команду на подавление огневых точек противника.Благодаря хладнокровным и грамотным действиям, несмотря на огневое воздействие противника, разведывательная группа отряда специального назначения заняла господствующую высоту.По возращении на площадку Джава в вертолете Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В тот день в общей сложности Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.

Орден «За военные заслуги», 20 ведомственных и юбилейных наград, Орден «За проявленное мужество» (Ульяновская область).

Указом Президента РФ № 382 от 28 июля 2016 года Р. М. Хабибуллину присвоено звание «Герой России».

Новости раздела

  • Жительницу Самары будут судить за попытку зарезать супруга в ходе пьяной ссоры

    20 октября 2021 12:30

  • Тольяттинец, купивший в интернете щенка и смартфон по поддельным чекам, предстанет перед судом

    20 октября 2021 12:26

  • Приговор Вере Рабинович устоял в Шестом кассационном суде

    20 октября 2021 08:33

  • Пытавшийся сбыть наркотики самарец приговорен к восьми годам колонии

    20 октября 2021 08:32

  • В Самаре вынесли приговор сбытчикам фальшивых купюр

    20 октября 2021 08:05

  • За гибель рабочего на стройке будут судить главу самарской компании

    20 октября 2021 07:52

  • Житель Самары осужден на полтора года за обман иностранной гражданки

    19 октября 2021 16:02

  • Суд вновь продлил срок ареста замначальника УВД Самары

    19 октября 2021 13:45

  • Размещение призывов к террористической деятельности в Интернете привело самарца на скамью подсудимых

    18 октября 2021 12:14

  • Житель Самарской области получил более 10 лет колонии за попытку сбыть героин

    15 октября 2021 18:37

  • Самарец пытался перебросить наркотики в колонию, но в итоге попал туда сам

    14 октября 2021 18:49

  • В Самарский областной суд поступили жалобы на приговор по делу полицейских-тыловиков

    14 октября 2021 18:44

  • Жительница Самары получила более семи лет колонии за убийство сестры

    14 октября 2021 18:35

  • Облсуд не может начать процесс по делу об убийствах сирот из-за квартир

    14 октября 2021 09:03

  • Верховный Суд РФ назначил дату рассмотрения жалоб по делу Дмитрия Сазонова

    13 октября 2021 12:41

  • Мужчина, убивший самарца в кафе, после суда вышел на свободу

    13 октября 2021 11:57

  • В Самаре бабушка спасла новорожденного внука

    12 октября 2021 18:29

  • Автозаводский районный суд Тольятти продлил арест квартир дома на ул. Свердлова, 9и

    12 октября 2021 11:28

  • Военному из Сызрани, незаконно получившему офицерское звание, вынесли приговор

    11 октября 2021 19:06

  • Начинающего водителя трижды поймали пьяным за рулем в Самарской области

    10 октября 2021 11:09

  • Двух тольяттинцев осудили за переделку и сбыт оружия

    08 октября 2021 15:33

  • Защита Елены Чернеги предоставила суду 67 благодарственных писем и грамот

    08 октября 2021 13:45

  • Житель Самарской области решил оговорить знакомого и сам получил срок

    06 октября 2021 20:39

  • Самарский облсуд почти вполовину снизил сроки бывшим сотрудникам администрации Железнодорожного района

    06 октября 2021 20:05

  • В Самаре начинается новый процесс по делу о покушении на Владимира Сафронова

    06 октября 2021 12:39

  • 05 октября 2021 19:50

  • Суд рассмотрит просьбу Реналя Мязитова об УДО 25 октября

    05 октября 2021 17:02

  • Профессионализм «управляющего» ТОМЕТ поставили под вопрос

    05 октября 2021 14:34

  • 04 октября 2021 18:28

  • Осужденный за взятку замначальника УФСИН Самарской области Денис Шматов сохранил звание полковника

    04 октября 2021 17:57

  • Обвиняемый в вербовке боевиков для террористической организации отправится в колонию на 11 лет

    04 октября 2021 14:05

  • В Тольятти иностранца осудили за покушение на сбыт наркотиков

    01 октября 2021 18:17

Все новости

Начальники

  • Уткин, Яков Васильевич, майор (1940—1942)
  • Одинцов Михаил Семёнович, подполковник (1942—1946)
  • Ситкин, Михаил Александрович, полковник (1947—1953)
  • Макаров Дмитрий Кузьмич, генерал-майор авиации (1953—1958)
  • Куличев Иван Андреевич, полковник (июнь 1958 — апрель 1961)
  • Кисель Фёдор Герасимович, генерал-майор авиации (1961—1969)
  • Алексенцев Валентин Васильевич, генерал-майор авиации (1970—1977)
  • Дидык Алексей Архипович, генерал-майор авиации (1977—1986)
  • Базаров Алексей Фёдорович, генерал-майор (1986—1999)
  • Пишенин Алексей Николаевич, генерал-майор (1999—2004)
  • Уколов Виктор Григорьевич, генерал-майор (2004—2009)
  • Ярцев Николай Николаевич, полковник (2009—2013)
  • Асанов Александр Александрович, генерал-майор (2013 — настоящее время)

Каковы условия поступления?

Зачисление в ряды курсантов ВВАУЛ производится по результатам вступительных экзаменов. Срок их проведения – с 1 по 30 июля каждого года.

Необходимые документы

Абитуриенту необходимо подать рапорт с прошением о зачислении на имя руководителя. Образец его можно получить у представителей училища. Кроме того, в приемную комиссию необходимо сдать следующие документы:

  • копию паспорта гражданина РФ;
  • копию документа об образовании (с приложением). Учащиеся школ или колледжей предоставляют табель об успеваемости за последние четверти (семестры);
  • копию свидетельства о рождении;
  • автобиографию, составленную абитуриентом;
  • характеристику с предыдущего места службы, работы или учебы;
  • служебную карточку (при наличии);
  • три фотографии размером 4,5х6 см, на которых абитуриент запечатлен без головного убора;
  • справку о состоянии здоровья, заверенную военно-летной комиссией;
  • карту психологического отбора;
  • копию ИНН;
  • копию СНИЛС;
  • справку из УВД об отсутствии судимостей, нахождением под следствием или приводов в отделения полиции.

Полный пакет документов необходимо предоставить не позднее 1 мая года, выбранного для поступления.

Какие нужно сдавать экзамены?

Вступительные экзамены состоят из двух этапов:

    1. Оценка результатов ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления:
      • русский язык;
      • физика;
      • математика – основная дисциплина, к которой предъявляются особые требования.
    2. Оценка уровня физической подготовки. В нормативы ОФП входит:
      • подтягивания;
      • бег на короткую дистанцию – 100 метров;
      • бег на длинную дистанцию – 3 км.

При поступлении учитываются результаты ЕГЭ, полученные не позднее четырех лет назад.

Кто может рассчитывать на поступление?

Стать курсантом Сызранского летного авиационного училища могут абитуриенты:

  • являющиеся гражданами РФ, исключительно мужского пола;
  • в возрасте от 16 до 22 лет – для не служивших в ВС, до 24 лет – прошедшие срочную службу и до 27 лет – прошедшие службу контракту. Возраст определяется по количеству полных лет на 1 августа года приема;
  • имеющие полное среднее: школа или суворовское (кадетское училище) или профессиональное образование (колледж);
  • удовлетворяющие ограничениям по росту: от 160 до 195 см;
  • удовлетворяющие ограничениям по весу: не более 80 кг;
  • обладающие отличным зрением (1,0 для каждого глаза) без использования очков или линз.

Кому и в каком случае может быть отказано в поступлении?

Не рассматриваются в качестве кандидатов для поступления в ВВАУЛ следующие категории граждан:

  1. Имеющие приводы в отделения полиции или состоящие на учете у инспектора по делам несовершеннолетних.
  2. Имеющие судимость (в том числе, погашенную).
  3. В отношении которых ведутся следственные, розыскные или иные уголовные мероприятия.
  4. Другие категории, оговоренные законодательством Российской Федерации.

Для подтверждения отсутствия вышеперечисленных оснований для отказа, абитуриенту необходимо предоставить справку из УВД по месту регистрации.

Сызранское высшее военное авиационное училище – уникальное образовательное учреждение в России. Только в нем готовятся кадры для вертолетной авиации. Все абитуриенты проходят строгий отбор, состоящий из сдачи экзаменов по общеобразовательной программе и выполнения нормативов общей физической подготовки.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector