Гид по формам обучения в россии: что подойдёт вашему ребёнку

Основные проблемы российского общего образования

Источник фото: pressfoto/freepik

Все этапы общего обучения в РФ официально бесплатные, поскольку право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. Но, как показывает, практика оно скорее «условно бесплатное» с перечнем коммерческих опций, за которые приходится платить родителям. Наиболее типичный пример — услуги репетиторов, к которыми прибегают, чтобы подготовиться к какому-либо предмету или сдать ЕГЭ, поскольку в рамках нынешней образовательной программы освоить его должным образом не получается.

Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.

Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:

  • средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;

  • учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.

Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.

На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.

Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.

Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.

Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.

На страницах образовательного маркетплейса Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие учреждения общего образования, подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. В каталоге Kedu.ru – наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, гимназий, лицеев, а также детских садов в стране.

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

Образование Уровни/виды
общее
  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.
профессиональное
  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат);
  • высшее (специалитет и магистратура);
  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
дополнительное
  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Специфика образования

Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.

В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.

В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.

О системе среднего образования в РФ

Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:

  • Начальный длится четыре года. Основная цель — дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
  • Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.

Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.

Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.

Среднее (полное) общее образование

12345678910Следующая ⇒

Общее образование

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития учащихся: детство, отрочество, юность.

Обучающиеся на ступенях начального и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей или заменяющих их лиц оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего года возлагается на их родителей или лиц, их заменяющих.

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предшествующего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Дошкольное образование.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой их коррекции в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (детский сад — ясли, прогимназия, развивающий центр и др.).

Начальное общее образование

Осуществляется в начальных школах (1-4 классы), которые призваны обеспечить целостное развитие личности ребенка, формирование у школьника умения и желания учиться. Учебные предметы в начальной школе носят интегрированный характер и должны сформировать у младших школьников первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде.

Основное образование

Осуществляется в основной школе (5-9 классы), которая должна заложить прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования и его полноценного включения в жизнь общества. Помимо обязательных вводятся предметы по выбору, факультативные курсы, система внеклассных занятий. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжать образование в средней школе или в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля, а также в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Среднее (полное) общее образование

Осуществляется в старших классах (10-11 классы) общеобразовательной школы или в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Оно ведется на основе широкой и глубокой дифференциации. С этой целью в учебный план этой ступени включаются наряду с обязательными предметы по выбору самих учащихся, вводятся профили обучения (гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический, технико-технологический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Общеобразовательные учреждения по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии соответствующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензия). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени.

Дошкольное образование

В России достаточно давно уже используется расширенная система обеспечения знаниями детей дошкольного возраста

На данный момент управление образовательными системами уделяет ей достаточно большое внимание, поэтому она по-прежнему играет огромную роль в процессе решения различных вопросов раннего воспитания и образования детей. Сегодня система построена таким образом, чтобы полностью соответствовать запросам детей в возрасте 3-7 лет, при этом ясли могут посещаться малышами возрастом от 1 до 3 лет, а в редких случаях допускается даже уход за детьми в возрасте от двух месяцев до года

В преимущественном большинстве детские сады финансируются государством, а также муниципальными или ведомственными органами.

Основное общее образование

Это неспециальное и непрофессиональное образование, которое является второй ступенью школьного.

Оно продолжается 5 лет и включается в себя 5-9 классы школы, гимназии или лицея. В процессе обучения школьник получает основные (базовые) знания по всем предметам.

Перед ним идут:

    1. Дошкольное образование: сюда входят ясли и детский сад. В них дети развивают мелкую моторику, дают базовые знания: алфавит, цифры, времена года и т.д.

Стоит отметить: в некоторых случаях обучение может происходить в специализированных центрах с более обширной программой.

  1. Начальное образование: первые 4 класса школы. В этом возрасте дети получают базовые знания, которые пригодятся им в дальнейшем усвоении материала: они учатся писать, читать, считать, усваивают правила поведения в коллективе, привыкают к длительности занятий.

После окончания 9 класса школьники сдают экзамены (ОГЭ или ГИА), получают диплом об окончании общего образования и имеют право продолжить его в этой же школе, сменить учебное заведение или поступить в колледж или техникум.

Последние варианты предлагают получение более специализированных знаний – это поможет после поступить в ВУЗ.

Обратите внимание на информацию о сроке действия результатов ЕГЭ.

Какое образование считается средним

Среднее образование делится на начальное, неполное и полное. Начальная школа длится 4 года, неполное среднее образование – 9 лет, после чего школьник имеет право забрать документы и поступить в колледж по какому-либо направлению деятельности, наиболее полно отвечающему его наклонностям или талантам. Полное среднее – 11 лет.

Для сравнения, какое образование считается средним за границей: срок обучения больше, чем в российских школах, но за границей выпускники после окончания учебы в школе получают диплом, который позволяет им официально трудоустроиться и получать деньги за работу. К профессиональному отбору там относятся серьезнее.

Со старшеклассниками работают специалисты, которые определяют степень заинтересованности каждого в профессиональной деятельности. В результате такого отбора многие абитуриенты делают правильный выбор специальности и впоследствии получают удовольствие от работы.

К сожалению, в российских школах уделяется мало внимания будущей профессиональной деятельности, поэтому некоторые студенты меняют специальность после бакалавриата, или вовсе оставляют учебу, предпочитая выполнять более простую физическую работу, не требующую умственных усилий. 

В России мало иностранных студентов

Для России характерен сравнительно невысокий процент зарубежных студентов. И на высоких уровнях образования их доля перед пандемией была особенно удручающе невелика. Причём тут надо учесть, что из обучающихся в России зарубежных студентов почти половина (49%), по оценке ОЭСР, прибывали в Россию из соседних государств, то есть в основном из стран бывшего СССР.

Российское образование по данным ОЭСР: интернационализация

4,2% иностранных студентов на всех уровнях высшего образования

6,8% в среднем по ОЭСР *

5,6% иностранных бакалавров

4,8% в среднем по ОЭСР

5,6% иностранных магистрантов

14% в среднем по ОЭСР

8,6% иностранных аспирантов

22,1% в среднем по ОЭСР

8,8% иностранных студентов приехали из стран с низким доходом **

2,9% в среднем по ОЭСР

* Данные 2019 года для всех стран.

** ОЭСР использует классификацию Всемирного банка. К странам с низкими доходами относят те, где на душу населения приходится ВВП менее 1046 долларов США.

При этом для большинства стран в статистике ОЭСР аспирантура — самый интернациональный уровень высшего образования.

Общее среднее образование

Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.

Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.

За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.

Как получить полное среднее образование

Чтобы получить полное среднее образование, необходимо учиться в школе 11 лет, сдать тесты ЕГЭ и получить аттестат. После этого полное среднее образование можно считать оконченным, а выпускник может выбирать, что ему дальше делать – работать или поступать в учебные заведения для продолжения обучения.

Как получить полное среднее образование:

  • Очным способом, посещая уроки вместе со всеми.
  • Экстерном, сдавая экзамены, но не посещая уроки. В последнее время такая форма обучения получила распространение в больших городах. При этом только 15% детей сдают экзамены и итоговую аттестацию по медицинским или социальным показателям. Остальные предпочитают по-своему распределять время, посещать другие учебные заведения и отдыхать, сколько позволяет занятость.

Экстерном можно сдавать программу нескольких лет обучения за один год. Главное, чтобы учащийся успевал изучать и «переваривать» информацию так, чтобы она откладывалась в долгосрочной памяти.

Оформить экстернат, по закону, может любой школьник с согласия родителей. Иногда эта форма бывает вынужденной из-за частых командировок родителей или проживания за границей.

Одна из разновидностей экстерната – дистанционное обучение в общеобразовательной школе. Оформить ребенка можно с первого класса, но при этом на родителей ложится ответственность за учебу детей. Если оба родителя заняты, они не смогут контролировать, что школьник выучил, а что –  нет

Здесь важно взаимодоверие

К дистанционной форме или экстернату прибегают родители одаренных детей. Такие обычно не пользуются популярностью среди одноклассников и получают психологическую травму, когда вынуждены выслушивать насмешки и терпеть издевательства от сверстников. Или же одаренному ребенку неинтересно учиться в общем потоке – он лучше запоминает материал и движется в разы быстрее одноклассников. Поэтому требует индивидуальной программы обучения.

Плюс современного образования для обычных (не одаренных) детей в том, что оно значительно расширило возможности в плане учебы и психологического комфорта, когда ребенок изначально ориентируется на свои способности и не испытывает унижения, когда кто-то выполняет задание лучше или быстрее. Это позволяет поддерживать самооценку и постепенно развивать способности, не вызывая негативного отношения к учебному процессу.

Школьники не остаются на второй год

Сроки обучения в школах в разных странах разные, как и продолжительность каникул в течение года.

Российское образование по данным ОЭСР: школа

2393 обязательных учебных часа в начальных классах

4589,7 часа в среднем по ОЭСР

4016 обязательных учебных часов в средних классах

3048,6 часа в среднем по ОЭСР

13,2 недели каникул между учебными годами

Самые длинные летние каникулы в мире. Аналогичные — в Латвии и Чили, длиннее нет нигде

36% обязательных уроков в начальной школе — по чтению и письму

25% в среднем по ОЭСР

9,8% учебных часов посвящено иностранным языкам в средних классах

14,4% в среднем по ОЭСР

0,3% учеников остаются на второй год в средней школе

1,9% в среднем по ОЭСР

0,1% учеников остаются на второй год в старшей школе

2,9% в среднем по ОЭСР

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая — 4 года начального образования;
  • вторая — 5 лет основного обучения;
  • третья — 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов. Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в . Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти «не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству» — это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании. 

Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать — такая поправка содержится в всё той же 66 статьи ФЗ об образовании. 

Как осуществляется мониторинг

Контролирование системы образования регламентируется обновленным законом об образовании. В документе указано, что этот процесс являет собой стандартизированное и систематическое наблюдение за ходом образования и динамической составляющей его результатов.

Ведется мониторинг не только учебных, но и внешкольных достижений, контингента участников образования и условий, в которых учебная деятельность осуществляется. Также исследуются профессиональные достижения выпускников в проекции на образовательную организацию, состояние сети учреждений, ведущих учебную деятельность.

Ни одну составляющую системы образования невозможно назвать главной, поскольку все они взаимосвязаны и работают в одном направлении — воспитании настоящего человека и гражданина.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Право на среднее образование

Школьницы в школьной форме в Дели, 2016 год.

Организация Объединенных Наций была тверда в своей приверженности образованию для всех, но столкнулась с языковыми трудностями при определении этого права.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) провозгласила, что начальное и фундаментальное образование является правом, которым могут пользоваться все, но опять же не могла дать определения ни начальному, ни фундаментальному образованию.

Предполагалось, что начальное образование — это базовое образование , право на детей — и фундаментальное образование было правом работающего человека, но для юриста это определение не является ни качественным (излагающим, что означает образование), ни количественным выражением, когда оно начинается и когда оно начинается. завершено. Термин вторичный не определен и не упоминается. В совокупности это позволило странам прекратить бесплатное обязательное базовое образование в 11 лет или продолжить обучение только после 11 лет для мальчиков.

В статье 28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) говорится, что начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в то время как различные формы среднего образования, включая общее и профессиональное образование, должны быть доступны и доступны каждому ребенку. В случае необходимости следует предоставлять бесплатное образование и предлагать финансовую помощь. В 1990 году на Джомтьене снова попытались определить содержание базового образования и способы его предоставления. «Базовое образование» определяется как «действия, направленные на удовлетворение« базовых образовательных потребностей ». «начальное образование» рассматривается как «основная система предоставления базового образования». В Принципах действий объясняется, что:

Делается предположение, что обучение молодежи базовым знаниям и жизненным навыкам является функцией среднего образования. Это было кодифицировано документами МСКО . Цель 2 Дакарских рамок действий 2010 года гласит: Обеспечение того, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки, дети, находящиеся в трудных условиях, и дети, принадлежащие к этническим меньшинствам, имели доступ к бесплатному и обязательному (начальному в смысле базового) качественного образования и получали его. . Цель 5 Дакарских рамок действий 2010 года гласит: Устранение гендерного неравенства в начальном и среднем образовании к 2005 году и достижение гендерного равенства в образовании к 2015 году с упором на обеспечение полного и равного доступа девочек к базовому образованию хорошего качества и их успеваемости. .

Малала Юсафзай , лауреат Нобелевской премии мира, сказала в интервью 2017 года, что:

Сравнительно небольшая учебная нагрузка учителей

Если взглянуть на данные о нагрузке российских учителей, то, на первый взгляд, им грех жаловаться — в других странах она выше. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что тут речь лишь об учебной нагрузке.

Российское образование по данным ОЭСР: нагрузка учителей

23 ребёнка на одного учителя в начальной школе *

14 детей в среднем по ОЭСР

561 час в год работает учитель в классе в начальной школе

791 час в среднем по ОЭСР

483 часа в год — в средних и старших классах

723 и 685 часов соответственно в среднем по ОЭСР

* По России данные 2017 года, по другим странам — в основном 2020-го.

Время в классе (teaching time) в нагрузке российских учителей меньше, чем в других странах, как отмечает директор центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского ВШЭ Сергей Косарецкий, из-за длинных летних каникул. В более продолжительный учебный год в других странах входит больше учебных часов.

Определение

Международная стандартная классификация образования 1997 года (МСКО) описывает семь уровней, которые можно использовать для сравнения образования на международном уровне. Внутри страны они могут быть реализованы по-разному, с разными возрастными категориями и местными конфессиями. Семь уровней:

  • Уровень 0 — Дошкольное образование
  • Уровень 1 — Начальное образование или первая ступень базового образования
  • Уровень 2 — Первый этап среднего или вторая ступень базового образования
  • Уровень 3 — (Высшее) среднее образование
  • Уровень 4 — Послесреднее нетретичное образование
  • Уровень 5 — Первый этап высшего образования
  • Уровень 6 — Вторая ступень высшего образования

В рамках этой системы уровни 1 и 2, то есть начальное образование и неполное среднее образование, вместе образуют базовое образование . Кроме того, национальные правительства могут присвоить звание среднего образования уровням со 2 по 4 вместе, уровням 2 и 3 вместе или только уровням 2. Эти определения уровней были составлены для статистических целей и позволяют собирать сравнительные данные на национальном и международном уровнях. Они были одобрены Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 29-й сессии в ноябре 1997 года. Хотя они могут быть устаревшими, они содержат универсальный набор определений и остаются неизменными в обновленной версии 2011 года.

Начало неполного среднего образования характеризуется переходом от одноклассного учителя, который доставляет весь контент группе учеников, к тому, где контент предоставляется рядом специалистов-предметников. Его образовательная цель — завершить предоставление базового образования (тем самым завершив получение базовых навыков) и заложить основы для обучения на протяжении всей жизни.

Первый этап среднего образования, скорее всего, будет соответствовать этим критериям:

  • поступление после 6 лет начального образования
  • потребность в более высококвалифицированных учителях, преподающих только по своей специальности
  • выход на курсы Уровня 3, профессиональное образование или трудоустройство после 9 или более лет обучения.

Окончание неполного среднего образования часто совпадает с окончанием обязательного образования в странах, где оно существует.

(Полное) среднее образование начинается по завершении основного образования, которое также определяется как завершение неполного среднего образования. Образовательная направленность варьируется в зависимости от интересов студента и его будущего направления. Обучение на этом уровне обычно является добровольным.

(Высшее) среднее образование, вероятно, будет соответствовать этим критериям:

  • поступление после 9 лет базового образования
  • типичный возраст при поступлении от 14 до 16 лет
  • все учителя имеют квалификацию 5 уровня по предмету, который они преподают
  • выход на курсы уровня 4 или 5 или на прямую работу.

Могут быть отброшены другие предметы, и возрастет специализация. Завершение (старшего) среднего образования предусматривает вступительные требования для получения высшего образования уровня 5, требования для поступления в техническое или профессиональное образование (уровень 4, нетретичный курс) или непосредственный выход на рабочее место.

В 2012 году МСКО опубликовал дополнительную работу по уровням образования, в которой систематизировал конкретные пути и переопределил уровни высшего образования. Нижнее среднее образование и (полное) среднее образование могут длиться от 2 до 5 лет, и переход между двумя часто происходит тогда, когда учащимся разрешается выбор определенного предмета.

Терминология для средних школ различается в зависимости от страны, и точное значение каждого из них варьируется. Средние школы также могут называться академиями , колледжами , гимназиями , старшими школами , лицеями , средними школами , подготовительными школами , шестиклассными колледжами , старшими школами или профессионально-техническими школами , среди других названий. Дополнительную информацию о номенклатуре см. В .

Выводы

Мы разобрались в основных отличиях ПТУ от колледжей и техникумов. Многие интересуются, сколько времени занимает обучение. В каждом заведении по-разному. В одних нужно потратить четыре года, чтобы освоить специальность. В других же или курс более интенсивный, или специальность легче. Поэтому освоить специальность можно за два года.

Но обычно средний вариант — это три года. Также не следует поступать в средние заведения, если хотите не идти в армию. Учеба в колледжах и техникумах не освобождает от воинского долга. Вам нужно подумать о том, стоит ли идти получать среднее техническое образование. Специальности аналогичного типа можно получить и в университетах. Но решать только вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector