Общежитие
Содержание:
- Правила пребывания в институте
- «Отнюдь не делать из наук предметов скуки»
- Интерьер собора
- Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.
- Смольный институт после Екатерины II
- Вы здесь
- Структура Смольного института Российской академии образования
- Архитекторы и стиль
- Ближайшие вузы
- История и миссия института
- Интересные факты, легенды и мифы
- История
Правила пребывания в институте
Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».
Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»
В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.
Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.
Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю
Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.
Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.
«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души»
Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности». Зинаида Мордвинова, автор исторического очерка «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Интерьер собора
Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.
Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»
Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.
Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.
Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II .
При оказанной помощи Ивана Ивановича Бецкого (03.02.1704 — 31.08.1795), был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения. Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5-6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.
Смольный институт в Санкт-Петербурге. Выпускницы «Смольного института благородных девиц» 1907 г.
Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж и став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения.
В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок.
В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.
Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.
Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность. Помещение, построенное при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).
Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Джакомо Кваренги, решили начать строительство нового здания.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817), являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Бартоломео Франческо Растрелли — Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Джакомо Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.
Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже
Уделявший внимание каждой незначительной детали, Джакомо Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей
Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.
Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины II. В данное время в здании бывшего «Смольного института благородных девиц» работает государственный историко-мемориальный музей «Смольный«.
Смольный институт после Екатерины II
После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.
С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.
Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.
Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Вы здесь
Главная » Об Институте
Структура Смольного института Российской академии образования
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ
РУКОВОДСТВО, СОВЕТЫ И КОМИССИИ
Ректорат:
Ректор: Иманов Гейдар Мамедрза-оглы
Полюстровский пр, дом 59
Ученый совет:
Председатель Ученого Совета: Советов Борис Яковлевич
Полюстровский пр, дом 59, каб. 115
УПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методическое управление:
Начальник управления: Золотова Ирина Евгеньевна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204
Управление по работе со студентами:
Начальник управления: Колтасова Светлана Николаевна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2311
Управление по международным связям:
Начальник управления: Данилкина Анна Михайловна
Полюстровский пр, дом 59
Управление по непрерывному образованию:
Начальник управления: Синицына Мария Сергеевна
Полюстровский пр, дом 59
ОТДЕЛЫ
Общий отдел:
Начальник отдела: Гурбаналиева Нурай Ильязовна
Полюстровский пр, дом 59, каб. 301
Отдел платных образовательных услуг и дополнительного образования:
Начальник отдела: Бакараева Наталья Викторовна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2313
Учебно-организационный отдел:
Начальник отдела: Табунщикова Татьяна Николаевна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2312
Учебный отдел:
Начальник отдела: Беляева Екатерина Романовна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204
Управление по научной работе:
Начальник управления: Резункова Ольга Петровна
Полюстровский пр, дом 59, каб. 308
Отдел организации научно-исследовательских работ:
Начальник отдела: Резунков Андрей Геннадьевич
Полюстровский пр, дом 59
Планово-экономический отдел:
Экономист: Маричева Наталья Владимировна
Полюстровский пр, дом 59, каб. 304
Центр информационных образовательных ресурсов и дистанционных технологий:
Системный администратор: Резунков Димитрий Андреевич
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2203б
Бухгалтерия:
Проректор по экономике и финансам — Главный бухгалтер: Бучерова Елена Геннадиевна
Полюстровский пр, дом 59, каб. 304
Отдел кадров:
Начальник отдела: Александров Валерий Алексеевич
Полюстровский пр, дом 59
Отдел управления качеством:
Начальник отдела: Мартынов Владимир Юрьевич
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2204
Отдел маркетинга:
Начальник отдела: Алиев Илтимас Агаярович
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2211
Центр доступа информационных образовательных ресурсов:
Директор: Черкасов Сергей Андреевич
Полюстровский пр, дом 59
Центр «Культура здоровья»:
Директор: Магеро Сергей Николаевич
Полюстровский пр, дом 59
Юридический отдел:
Юрисконсульт: Александров Валерий Алексеевич
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2102
Хозяйственный отдел:
Начальник отдела: Смирнова Людмила Николаевна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2203а
Приемная комиссия:
Ответственный секретарь: Синицына Мария Сергеевна
Полюстровский пр, дом 59, каб. 115
Библиотека:
Библиотекарь: Рагимова Гюльнара Тельмановна
Учебно-лабораторный корпус, каб. 2301а
ФАКУЛЬТЕТЫ
Гуманитарно-художественный факультет
Декан: Григорьева Ольга Александровна
Факультет информационных технологий:
Декан: Барабаш Павел Александрович
Учебно-лабораторный корпус, 2 этаж
Экономический факультет:
Декан: Большаков Роман Владимирович
Учебно-лабораторный корпус, 3 этаж
Факультет искусств:
Декан: Солодкова Татьяна Львовна
Учебно-лабораторный корпус, 4 этаж
Факультет сервиса:
Декан: Хлюпин Владимир Алексеевич
Учебно-лабораторный корпус, 1 этаж
КАФЕДРЫ
— Кафедра мультимедиа технологий
— Кафедра технологии транспортных процессов
— Кафедра гуманитарно-художественного образования
Прикрепленные документы или файлы:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура управления СУРАО 2016.pdf | 733.68 КБ |
Архитекторы и стиль
Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.
Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.
Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.
В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.
Ближайшие вузы
Санкт-Петербургский медико-социальный институт 195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72, литера А
Институт занимается подготовкой врачей высокой квалификации для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона по специальностям «лечебное дело» и «стоматология», а также дополнительным образованием по специальностям здравоохранения. Тщательный подбор преподавателей позволил сформировать высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в числе которого 42% докторов наук и 57% кандидатов наук. Некоторые программы дополнительного профессионального образования являются уникальными – например, программа «Эрготерапия в социальной реабилитации». разработана и реализуется только в Санкт-Петербургском медико-социальном институте и пользуется повышенным спросом среди слушателей.
1.85 км
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, литер Б
УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ! БУДУЩИЕ АБИТУРИЕНТЫ!
У Вас наступает самый ответственный период в жизни, когда нужно сделать выбор!
Перед Вами открывается множество путей для реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни.
Этот успех во многом зависит от того, насколько обдуманным будет Ваш выбор профессии и учебного заведения, в котором Вы её обретёте.
Предлагаю весь путь по освоению новой интересной профессии пройти вместе с нами!
Ректор Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искаков
2.11 км
Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский просп., д. 63
2.30 км
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2
Университет основан 07 января 1925 года, как Институт охраны материнства и младенчества. На протяжении многих десятилетий вуз является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончило несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран с 4 континентов. В настоящее время двери Университета распахнуты для обучающихся из более чем 50 стран мира. В ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России может быть принято лицо любого пола, нации и расы, вне зависимости от политических и религиозных убеждений из любого государства, имеющего дипломатические отношения с Российской Федерацией.
2.40 км
Михайловская военная артиллерийская академия 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22
Ответы на много вопросы можно получить в группе http://vk.com/club_mvaa
2.50 км
Больше? Ещё 20 ближайших вузов
История и миссия института
Прорыв в области женского образования в России совершила Екатерина II. Императрица считала, что девушкам необходимо получать образование и развиваться культурно и нравственно. Совместно с президентом Академии художеств Иваном Бецким она задумала учреждение, в котором готовили бы образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества.
Екатерине II хотелось, чтобы выпускницы института стали примером для всех женщин России. Она принимала активное участие в жизни заведения: интересовалась успехами и трудностями, вкладывала большие деньги в развитие, беседовала с классными дамами и воспитанницами.
В Смольном воспитанницы учились вплоть до революции 1917 года, затем институту пришлось переехать в Новочеркасск, где он просуществовал ещё несколько лет.
Интересные факты, легенды и мифы
- Цифра 87 стала мистической для Смольного собора. 87 лет он строился, 87 лет там проводились службы до закрытия, 87 лет, до 2009 года, он не использовался по назначению.
- В 1972 году иконостас и всё имущество собора было передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда.
- В 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный комплекс, который проработал до 2015 года.
- Только в 2016 году собор отошел к Русской православной церкви.
- На сегодняшний день в здании Смольного института находится резиденция губернатора Петербурга и размещается городская администрация.
- Долгое время ходили самые разнообразные слухи и легенды о подземных ходах под Смольным. И действительно, как утверждают журналисты, в Смольном существуют прочно замурованные двери, которые ведут «неизвестно куда». Правда оказалась прозаичнее – оказывается, под зданием Смольного монастыря находится бомбоубежище, оборудованное по всем нормам противоатомной защиты. А во время блокады Ленинграда в годы войны в этом убежище работал Андрей Александрович Жданов – первый секретарь обкома партии.
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.