Как написать рецензию на статью, пособие, монографию

Содержание:

Виды рецензий

В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.

По объекту

Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:

  • Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
  • Театральные – рецензии на спектакли;
  • Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
  • Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
  • Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
  • Товарные – обзор на какой-то продукт;
  • Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.

Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.

По субъекту

Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:

  • Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
  • Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
  • Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
  • Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.

По количественному критерию

В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:

  • Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.

По стилю речи

По стилю речи рецензии делятся на:

  • Научные. Они пишутся профессионалами.
  • Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.

Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:

  • Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
  • Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
  • Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.

Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.

По объёму текста

В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:

  • Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
  • Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.

Какие требования выдвигают ГОСТ и ВАК

Требования к рецензии:

  • редакция принимает файлы Microsoft Word (DOCX);
  • текст нужно отправить по электронной почте или доставить в распечатанном виде.

В заголовке должна быть указана информация о рецензенте:

  • Ф. И. О. (на русском и английском языках);
  • название, регистрационный номер специальности;
  • ученая степень, звание (на русском и английском языках);
  • должность, место работы (на русском и английском языках);
  • каналы связи (телефон, e-mail).

Правила оформления рецензии:

  • поля — 2 см (по периметру);
  • шрифт — входящий в список общепринятых (рекомендуется Times New Roman);
  • кегль — 12;
  • интервал между строк — 1,5;
  • отступ абзаца — 1,25;
  • ориентация — книжная, без проставления страниц, без переносов (сноски нежелательны);
  • формулы редактируются (используется пакет Microsoft Office);
  • графические объекты, иллюстрации — черно-белые (возможна штриховка);
  • наличие кода УДК (универсальной десятичной классификации);
  • заголовок — по центру, без отступа, прописными буквами;
  • масса текста — выравнивается по ширине.

Для группировки произведений по тематическим разделам используется код УДК. По этому коду можно без прочтения материалов определить тип литературы.

Первая цифра индекса обозначает категорию:

  • 0 — общий раздел;
  • 1 — философия, психология;
  • 2 — религия, богословие;
  • 3 — общественные науки;
  • 5 — математика, естественные науки;
  • 6 — прикладные науки, медицина, технология;
  • 7 — искусство, развлечения, спорт;
  • 8 — языкознание, литература, лингвистика;
  • 9 — география, история.

Следующие цифры в номере указывают подкатегорию. Например, 7.097 — телевизионные передачи.

Дополнительные требования ВАКа (высшей аттестационной комиссии):

  • название, аннотация — до 1000 знаков, ключевые слова (на русском и английском языках);
  • личные данные автора;
  • список литературы по ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».

Нумерация постраничных сносок должна быть сплошной (шрифт Arial, кегль 8) с одинарным интервалом между строк.

Требования к оформлению библиографического списка по ГОСТу 2008 (государственному общесоюзному стандарту):

  1. Перечень литературы размещается в алфавитном порядке после статьи, без нумерации, через Enter.
  2. Курсивом пишутся имена авторов, названия работ.
  3. Ссылки оформляются на языке оригинала.
  4. Сначала указываются источники, написанные кириллицей, затем — латиницей.
  5. Работы одного автора оформляются списком от первой к последней (труды, выпущенные в тот же год, помечаются буквой: 2019a, 2019b, 2019c и т.д.). Отсылки в тексте оформляются так же.
  6. Тире, знаки №, & не используются.
  7. Номер обозначается как N.
  8. Крупный документ (при ссылках на его фрагмент) разграничивается знаком // (отделенным по краям пробелами).

Данные об авторе используемых материалов указывают в таком порядке:

  1. Книги: Ф. И. О., название, место, издательство, год.
  2. Монографии, сборники: к пункту 1 добавляется редактор.
  3. Переводы: язык, переводчик.
  4. Статьи: Ф. И. О., название // источник, том, страницы (разделяются тире).

При оформлении рецензии необходимо соблюдать указанные требования.

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться –  это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

Техническое оформление:

  • Размер шрифта – 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman; 
  • Формат бумаги – А4. 
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей. 

Структура рецензии на произведение

В трех частях, из которых состоит критический отзыв, последовательно излагается информация о книге, писателе, сюжетных, стилистических, композиционных, жанровых особенностях текста. Каждый блок нужен, чтобы решить определенные задачи.

Начало рецензии

Во вступлении рецензент знакомит читателей с произведением и его автором

Критик стремится заинтересовать целевую аудиторию (ЦА), привлечь внимание случайных посетителей, заставить их продолжить чтение

Так пользователи знакомятся с темой, а потом открывают ссылку на полную версию статьи.

Как начать повествование, решает автор отзыва.

Возможны следующие варианты:

Пример введения для рецензии.

  • указать выходные данные книги (название, фамилию, имя, отчество писателя, год издания, место публикации);
  • вкратце рассказать об авторе произведения (годы жизни и творческой активности, предыдущие работы, жанровая принадлежность, яркие факты из биографии, награды);
  • процитировать другой отзыв, фрагмент рецензируемой книги или текста на близкую тему;
  • дать емкое определение жанру, в котором написано произведение;
  • обозначить один из вопросов, поднятых писателем, упомянуть об их актуальности в реальном мире;
  • пересказать завязку или яркий поворот сюжета без раскрытия главной интриги;
  • в нескольких словах описать одного или нескольких персонажей.

Изложение основной идеи

После вводной части критик знакомит читателей с главной идеей книги.

Для этого необходимо сформулировать:

  • проблемы, которые рассматриваются в произведении;
  • вопросы, на которые писатель ищет ответы;
  • центральную мысль текста.

Рецензент оценивает, удалось ли автору создать реалистичные образы героев, описать их взаимоотношения, чтобы раскрыть основную тему. Уровень писательского мастерства зависит от умения донести до читателей смысл. Литераторы по-разному используют образы и стилистические приемы, поэтому задача критика — определить, смог ли писатель добиться задуманного эффекта с помощью задействованных в тексте средств выразительности.

Автор рецензии в непринуждённом стиле оценивает рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь».

Анализ определенных моментов

Далее в основной части рецензент рассматривает отдельные компоненты, которые влияют на представление читателя о книге.

Среди них стоит выделить:

  • заглавие произведения и его частей;
  • период и место действия;
  • развитие образов по ходу сюжета;
  • характеристики главных и второстепенных действующих лиц;
  • диалоги между героями.

Критик оценивает, как перечисленные элементы способствуют раскрытию главной идеи. Чередование некоторых приемов и особенности их передачи на письме влияют на скорость, с которой развивается действие, поэтому в рецензиях часто упоминают о динамике сюжета. Также отмечают, насколько достоверными выглядят поступки и размышления героев, хорошо ли проработаны детали описаний и биографий. Можно упомянуть о сопереживании персонажам или его отсутствии.

Автор рецензии в ироничном ключе анализирует диалог главных героев.

Вывод на основе вышеизложенного

В этой части автор подводит итоги анализа текста. Уместно отметить слабые и удачные находки писателя, сопоставить новинку с его предыдущими работами, подчеркнуть значимость книги, оригинальность идеи или нестандартность ее подачи. Полезно указать, каким категориям читателей произведение понравится больше.

Автор рецензии подводит итог по прочитанному им произведению.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Кто должен писать рецензию на курсовую работу?

Если раньше рецензии составлялись только специалистами для оценки книг, научных статей, кинофильмов, сегодня такой отклик может быть написан на эссе ученика, на контрольную самостоятельную работу, на реферат, курсовую или дипломную работу, а также на проект студента.

Рецензию на курсовую работу должен писать тот специалист, кто компетентен в предмете и исследуемой теме, а также имеет полномочия выставления оценки. Соответственно, рецензию на курсовик составляет научный руководитель студента, то есть преподаватель. Но на практике все происходит несколько иначе в силу занятости преподавателей. Чаще всего рецензию составляет сам студент, а куратор только ставит подпись.

Правила составления

Существуют негласные правила написания рецензии, которых нужно придерживаться, чтобы работа получилась действительно стоящей:

  • Внимательно прочитать книгу, по возможности несколько раз. Грамотный разбор произведения невозможен без его полного понимания. Иногда первого знакомства с книгой для этого недостаточно. В таком случае стоит вернуться к началу и попытаться найти то, что не было увидено ранее. А затем некоторое время поразмышлять и проанализировать прочитанное.
  • Прежде чем писать отзыв, нужно определиться, какой оценки по мнению рецензента заслуживает текст. Конечно, далеко не всегда можно выразить однозначное мнение по поводу прочитанного, да это и не нужно. Наоборот, хорошо, когда в рецензии отмечаются и сильные, и слабые моменты текста. Однако в итоге должен получиться какой-то вывод, в котором автор выразит итог своих размышлений и рекомендации потенциальным читателям.
  • Утверждения о произведении следует подкреплять цитатами из текста. Например, если какой-то персонаж характеризуется как исключительно отрицательный, это должно быть продемонстрировано его словами или поступками, имеющими место в сюжете.
  • Помнить, что речь чаще всего идёт о монографии, то есть разборе конкретной книги, а не обзоре всей библиографии автора. Можно сравнить анализируемое произведение с другими работами писателя, отметив их сходства и отличия, но оценку нужно давать только тому тексту, которому посвящена рецензия. Кроме того, неэтично переходить на личности, то есть переносить негативные впечатления от произведения на его создателя.
  • Полезно указывать целевую аудиторию. Часто люди читают рецензии, чтобы выяснить для себя, будет ли книга им потенциально интересна.
  • Писать грамотно. Всё впечатление от интересной рецензии будет испорчено, если она написана с грамматическими или фактическими ошибками, поэтому стоит тщательно проверить текст прежде, чем отдавать его на суд читателей.

Пример рецензии на выпускную квалификационную работу «Управление человеческими ресурсами как стратегия эффективного развития ОАО «308 АРЗ»

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу (дипломный проект)

«Управление человеческими ресурсами как стратегия эффективного развития ОАО «308 АРЗ»

выполненную студенткой

VI курса ЗФО «Института бизнеса, информационных технологий и финансов»

Шафровой Татьяной Олеговной

представленную к защите по специальности

080507.65 «Менеджмент организации»

Дипломный проект освещает вопрос, актуальный для российских предприятий, работающих в современных условиях – это управление персоналом, направленное на улучшение деятельности предприятия, рациональное использование его ресурсов,  с целью увеличения прибыльности и повышения стабильности работы предприятия. Особенно это актуально для предприятий Ивановского региона.

Дипломный проект состоит из следующих разделов: введение, основная часть работы, состоящая из четырех глав, заключение, список литературы и приложения.

В теоретической главе работы рассмотрены методические аспекты  управления персоналом организации: понятие и структура персонала, сущность и значение планирования и управления персоналом организации. Следует сказать, что Татьяна Олеговна ознакомилась с работами различных российских ученых, занимающихся вопросами управления персоналом организации.

Во второй главе дипломного проекта проведен анализ деятельности предприятия ОАО «308 АРЗ». Рассмотрены состав и структура персонала, организация оплаты труда и системы мотивации персонала, выполнен анализ трудового потенциала предприятия.

Третья глава дипломного проекта посвящена выявлению проблем, связанных с повышением эффективности управления человеческими ресурсами предприятия,  разработке мероприятий, направленных на совершенствование системы мотивации персонала с целью повышения устойчивости бизнес-процессов.

Оптимизация функций кадровой службы предприятия, разработка общей концепции управления персоналом дают предприятию возможность улучшить свои результаты. Таким образом, появится возможность повысить  его конкурентоспособность.

В четвертой главе выполнен анализ безопасности и экологичности проекта.

К недостаткам данной работы следует отнести то, что не был рассмотрен вопрос, касающийся анализа влияния повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия на его финансовые показатели. Поскольку проблемы, связанные с повышением эффективности использования трудового потенциала предприятия непосредственно связаны с управлением предприятием, то желательно было бы рассмотреть данный вопрос. Указанный недостаток не снижает общей ценности дипломного проекта.

Шафрова Татьяна Олеговна в ходе выполнения дипломного проекта  показала владение теорией и практикой по организации и планированию  персонала предприятия, а также умение применять полученные знания.

Считаю, что дипломный проект выполнен грамотно, на высоком профессиональном уровне, имеет практическую ценность для руководителей предприятия.

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, которые предъявляются к выпускным работам, и заслуживает оценку «отлично», а Шафрова Татьяна Олеговна присвоения ей квалификации «менеджер» по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Рецензент

«___» __________________201_г.

Действие первое: составляется черновик, где анализируются основные характеристики фильма

Чтобы составить рецензию на спектакль или кинофильм, для начала нужно набросать черновой вариант, чтобы потом не редактировать опубликованный отклик в интернете. Чтобы быть компетентным в теме, автору будущей рецензии нужно выполнить следующие действия:

  • нужно знать предмет обсуждения, поэтому для начала просмотрите фильм, а лучше пару раз;
  • после первого просмотра тезисно отмечайте впечатления от фильма, ведь только свежее впечатление формирует характер отзыва;
  • далее просмотрите подробную информацию о фильме, кто режиссер, сценарист, какие актеры были задействованы, какими актерскими регалиями они обладают;
  • перед написанием рецензии можно просмотреть уже имеющиеся отзывы и критику о фильме, чтобы вдохновиться, но при этом не повторяться;
  • отдельным списком нужно отметить для себя, какая музыка и саундтреки сопровождали фильм.

После того, как была проведена такая подготовка к написанию чернового варианта рецензии, можно приступать к ее непосредственному составлению. Для этого рассматриваются поэтапно несколько важных пунктов, описываемых в положительном или негативно ключе.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Сценарий картины

Половина успеха фильма или 100% провала – это сценарий к нему. В ходе написания и проработки сценария работает обычно сразу несколько специалистов

Автору в рецензии нужно уделить внимание нескольким пунктам:

  • последовательность событий и их логика;
  • насколько были завершены сцены;
  • присутствует ли кульминация и насколько она яркая;
  • какие характеры у героев киноленты, как развиваются характеры каждого из них по мере развития событий;
  • насколько интересны и грамотно составленные диалоги в фильме.

Писать отзывы касательно сценария и указанных пунктов можно сразу после просмотра фильма, а в ходе просмотра делать пометки в черновом варианте. Профессиональные критики советуют «переспать» с впечатлениями и эмоциями, а на свежую голову писать отклик.

Режиссура

Всем процессом съемок руководит режиссер, он также может корректировать сценарий и подбирать актеров. Поэтому в рецензии обязательно нужно указать, насколько режиссеру удалось реализовать сценарий фильма. А чтобы оценить его, как специалиста в своем деле, лучше заранее ознакомиться с предыдущими его работами, какие фильмы стали успешными, а какие неудачными.

Благодаря знакомству с деятельностью режиссера в прошлом, можно глубже оценить его способности и режиссуру в принципе. Чтобы действительно оценить режиссуру отдельно от сценария и других элементов, фильм нужно посмотреть минимум дважды. Некоторые профессиональные критики для оценки новой киноленты просматривают ее несколько раз подряд.

Игра актеров

Перед просмотром фильма, на который в дальнейшем будет написана рецензия, важно ознакомиться с актерским составом, кто какую роль будет играть. А о самых главных актерах нужно составить краткую биографию, то есть, в каких успешных фильмах и ролях они засветились, а может, сыграли провальные роли

Знакомясь с актерами и их деятельность в прошлом, можно примерно понимать, насколько успешно и гармонично им удалось влиться в новые роли. В черновом варианте рецензии нужно отметить амплуа актеров, подчеркнуть актерские регалии, оценить, насколько зритель может верить их игре и т. п.

Работа оператора

Работа режиссера и работа оператора – это два отельных творческих процесса. Режиссер управляет, командует и ставит задачи перед оператором, а его функция заключается в воплощении всего этого

Чтобы оценить работу оператора обратить внимание можно на несколько моментов:

  • гармоничность и красота планов;
  • впечатление от визуального ряда в киноленте;
  • манера съемки оператора в этой картине и других известных фильмах.

Музыка

Всегда успешные нашумевшие киноленты обращают много внимание вокруг своего музыкального сопровождения. А некоторые саундтреки становятся настоящими гимнами кинолент

Каждый режиссер знает, что музыкальное сопровождение картин и сюжетов составляет 50% впечатления от происходящего на экране.

Автору рецензии нужно будет оценить, насколько музыка подходит под характер событий и жанра фильма, насколько треки передают настроение, которое посылает зрителю режиссер и актеры. В рецензии хорошо будет, если треки будут указаны точно с указанием исполнителя и дорожек, чтобы читатели смогли получить максимум полезной информации.

Спецэффекты

При составлении рецензии на кино проще всего оценивать спецэффекты, грим и костюмы. Но что интересно, большинство рецензентов допускают ошибки как раз на моменте спецэффектов и костюмов, не понимая задумки режиссера

При оценке спецэффектов важно сопоставлять возможности и желания создателей киноленты

Критерии анализа

Разобравшись с примерной моделью статьи, можно приступать к написанию.

Чтобы оценка была убедительной, важно подружить авторское «я» с беспристрастным анализом. Доказать, почему вы считаете так, а не иначе

Давайте посмотрим, из каких кирпичиков можно строится оценочная часть — что должно быть отражено в рецензии. 

В аналитический фокус рецензента обычно попадают такие моменты:

Общее впечатление от произведения — личные мысли, чувства, ощущения.

Сюжет — главная тема, линии, логика, динамика, композиционное решение, последовательность, предсказуемость, соответствие жанру произведения.

Проблематика — идеи и внутренний смысл произведения.

Достоверность — соответствие концепции и деталей описанному времени.

Герои — главные, второстепенные, положительные, отрицательные.

Психология отношений — характеристика, мотивация, поступки персонажей, последствия, взаимодействие психологической и фактологической линии в произведении.

Стилистика и воплощение — авторские (режиссерские, актерские, операторские, музыкальные) находки, просчеты, ошибки, ляпы. 

Отображение — оригинальность, полнота раскрытия, завершенность авторского замысла, художественное своеобразие текста.

Актуальность — общественная значимость, востребованность для современного читателя, зрителя, слушателя.

Дополнительное значение — внежанровые достоинства, ценность иной полезной информации (исторической, географической, культурологической, просветительской). 

Нет надобности включать в аналитический пласт рецензии все перечисленные разделы. За основу берутся наиболее важные, подходящие в конкретном случае критерии и при необходимости добавляются дополнительные. 

Разумеется, для качественного анализа рецензенту необходимы элементарные теоретические знания в тех сферах искусства и культуры, с которыми он имеет дело. 

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Следим за правильностью написания рецензии

Во время написания рецензии нельзя забывать о некоторых негласных правилах:

Очень важно «не размазывать» начало рецензии, касающееся актуальности и ключевой проблемы статьи. Главное – заинтересовать читателя, остальное он найдет сам.
Выбирайте только ключевые тезисы работы, второстепенные для рецензии не важны.
Пересказывать содержание не нужно, ваше задание – сделать акценты на самом главном и новом.
Указания на недостатки должны иметь прочную аргументацию (для этого используют научные факты, теории, гипотезы).. Также желательно отметить, в чем заключается оригинальность работы

Также желательно отметить, в чем заключается оригинальность работы.

Как написать рецензию на фильм: подготовительный этап

Написание рецензии — это, безусловно, творческий процесс, но про аналитический подход к созданию убедительного и качественного текста забывать не стоит. К работе следует отнестись ответственно, что мы с вами и сделаем.

Чтобы написать профессиональную рецензию на фильм, вам для начала необходимо пройти следующие подготовительные этапы:

1. Конечно, первым шагом будет поиск подходящего фильма, если таковой ранее не был выбран руководителем/заказчиком/боссом. Больше шансов написать хорошую рецензию будет в том случае, если фильм понравился, как кинокритикам, так и лично вам.

2. Посмотрите фильм не менее двух-трех раз. При первом просмотре у вас сложится общее впечатление от картины, постарайтесь полностью погрузиться в атмосферу фильма

При следующем просмотре обратите внимание на детали: звук, актерская игра, монтаж, сюжет. Если возникли трудности с понимаем затрагиваемых в фильме событий (например, исторических), обязательно найдите дополнительную информацию и изучите тему

3. Если после двух просмотров у вас все еще не сформировалась окончательная оценка кинокартины в виде краткого тезиса, пересмотрите фильм еще раз. Можете посмотреть другие работы режиссера, работавшего над этим фильмом, это поможет вам определить его характерный стиль. Еще, как вариант, можно посмотреть на игру актеров в других кинофильмах (для сравнения).

4. При просмотре фильма делайте заметки: ключевые сцены, интересные повороты в сюжете, несостыковки, детали, цитаты. Потом на их основании сможете построить текст рецензии, а хорошая цитата может стать отличным эпиграфом.

5. Найдите информацию о проведении съемок: место, продолжительность, время года, подробности о съемочном процессе, трудности, с которыми столкнулась производственная группа, актерские пробы и т. д. Такая информация сделает рецензию более привлекательной для читателей.

6. Если фильм претендует на награды и премии, включите эту информацию в рецензию. Для потенциального зрителя такая оценка фильма станет весомым аргументов в сторону -> обязательного просмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector