социальный педагог: суть профессии и обязанности

Содержание:

Кто такой педагог-психолог?

Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

Где можно применить преимущества профессии педагог-психолог

Работа преподавателя в России не относится к высокооплачиваемым. При этом у педагога-психолога имеется ряд выигрышных моментов в профессии.

Творческая самореализация педагог-психолог часто оказывается вовлечён в творческие процессы. При подготовке внеклассных мероприятий, праздничных концертов или весёлых стартов с детьми проще наладить доверительные отношения, показать заинтересованность в коммуникации, раскрыться, как человек близкий и сопереживающий.

Социальная значимость деятельности. Этот аспект во многом определяет желание человека стать социальным педагогом. Благородная профессия даёт возможность «творить» будущее, путём формирования нового поколения.

Профессиональная мобильность. Педагог-психолог может реализовать себя не только в образовательной среде и работе с детьми, но и в коммерческих компаниях. Прогрессивные компании активно принимают в штат собственного психолога. Уровень оплаты труда здесь выше, чем в бюджетной организации.

Зарплата психолога

Уровень доходов таких специалистов зависит от того, где они работают, а также от уровня их квалификации. Консультирующие психологи обычно начинают с невысоких расценок, и повышают их по мере опыта.

Карьерный рост

В организациях и учреждениях психолог теоретически может занять руководящие должности. Практикующий специалист может повышать стоимость своих консультаций, проводить обучение, открывать собственную организацию, делать упор на работу с другими психологами, и т.п.

Профессиональные знания

  1. Общая психология.
  2. Психология развития и дифференциальная психология.
  3. Психология личности.
  4. Психодиагностика.
  5. Патопсихология.
  6. Социальная и семейная психология.
  7. Психологическое консультирование.
  8. Проведение групповых тренингов.

Известные психологи

  1. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, чьи работы оказали огромное влияние на развитие психологии в целом.
  2. И.П. Павлов, автор многочисленных исследований условных и безусловных рефлексов.

Психологические особенности педагогического коллектива

А.С. Макаренко писал: «… я не представлял и не представляю, можно ли воспитать… детский коллектив, если не будет коллектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе. Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая — общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая — сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.

Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей — членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

  • Способность сохранять спокойствие в любых обстоятельствах, доброжелательность. Ребенок должен доверять педагогу-психологу — добиться этого криком и угрозами невозможно.
  • Ответственность, умение тщательно взвешивать свои решения и отстаивать их. Иногда приходится действовать жестко — например, добиваться лишения родительских прав, если в семье процветает насилие, и ребенку грозит серьезная опасность. Но при этом нельзя злоупотреблять значимостью и силой профессии педагога-психолога, иначе специалист рискует разрушить семью, которую можно было спасти.
  • Умение убеждать, харизма и владение ораторским искусством.
  • Педагогический оптимизм. Хороший специалист не поставит крест на ребенке и его будущем, если занятия и беседы не дают нужного результата — он будет пробовать снова и снова, меняя методики и подходы.

Бизнес

Нередко специалисты становятся организационными психологами и находят работу в престижных компаниях

Обычно такие фирмы большое внимание уделяют подбору персонала (HR-менеджер), поэтому передают кадровые вопросы психологам. Профессионал собеседует кандидата и смотрит, насколько человек готов к работе на определённой должности с психологической точки зрения и подходит ли он

Опытные и предприимчивые психологи открывают собственный бизнес и проводят индивидуальное, семейное или групповое консультирование. Они помогают человеку справляться с проблемами, организуют коучинги и образовательные курсы, пишут книги. Зная, в чём ты силён, можешь пробовать себя в личном бизнесе.

Специальность «Психология предпринимательской деятельности» смотри в БГПУ имени Максима Танка и БГЭУ, специальность «Психология в бизнесе» есть в магистратуре БГУ.

Мы расписали тебе восемь сфер, где может работать психолог. Если ты пока не определился, каким специалистом хочешь стать, не переживай. Психолог общей практики способен проявить себя в разных отраслях. Чтобы ты убедился в правильности своего выбора, советуем пройти тесты на предмет деятельности и профессиональный тип личности. Удачи в поисках себя!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

История становления педагогической психологии

Выделение и развитие этой отрасли, как отдельного направления происходило не сразу. Можно отметить основные этапы становления педагогической психологии:

  1. Первый общедидактический этап . Началось все с произведения «Великая дидактика», написанная Я.А. Коменским в 1632 г. Им была предложено сделать отдельную систему школ, где можно было бы получить хорошее образование. Он помог сформировать ряд принципов воспитания, разработать концепцию классно-урочного образования.
  2. Второй этап продолжался с конца 19 и длился до 20 ст. Во время этого происходит становление педагогической психологии, как отдельной отрасли. Среди самых важных ученых для этого этапа можно выделить Выготского и Каптерева.
  3. Третий этап приходится на время образования большого количества приемов обучения. На это повлияли такие ученые: Оконь, Ланда и другие.

Требования к соискателям

Хотя психология относится к педагогическим, а не медицинским специальностям, без высшего образования специалист не имеет права работать с пациентами. Помимо наличия диплома, соискатель должен:

  • обладать практическими навыками проведения диагностики и тренингов;
  • уметь заполнять документацию, вести дневники наблюдений;
  • быть уверенным пользователем ПК;
  • знать и использовать в своей практике новейшие методики;
  • знать английский язык на высоком уровне.

В зависимости от места работы, психолог обязан знать специфические особенности психики клиентов: врачей, педагогов и детей школьного возраста, сотрудников спецслужб, людей с посттравматическим синдромом и многих других.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя

Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Социальный педагог в школе

Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.

Проведение консультаций

В своей работе психолог ориентируется на общечеловеческие ценности и гуманистическую направленность.

Психолог — это не медик. В отличие от психиатра, он не ставит диагнозы и не назначает лекарственные препараты.

Консультация психолога делится на следующие этапы:

Начальное установление контакта с клиентом. Психолог должен добиться, чтобы клиент был расположен делиться своими проблемами, а также слушать и слышать консультанта. Для этого необходимо расположить человека к себе, вызвать его уважение и доверие. Поскольку все люди разные, опытный психолог непосредственно во время общения определяет, какие качества ему продемонстрировать — авторитетность, чуткость, теплоту… Поэтому он начинает непринужденную беседу об отвлеченных вещах.
Выяснение клиентского запроса. Человек приходит с проблемой или целым комплексом проблем, но не всегда может сформулировать их. Психолог выясняет, в чем заключается проблема, и чего ожидает клиент от консультации.
Создание концепции. Психолог определяет, с чем необходимо работать.
Разработка плана. Точнее, двух планов. Первый план касается этапов работы с клиентом. Второй план определяет, как, в какой форме и последовательности подавать информацию относительно первого плана. Для успешной эффективной работы нужно, чтобы клиент проникся планом, принял его для себя и захотел работать по предложенной схеме. Задача психолога — добиться этого.
Настроить клиента на работу.
Реализовать свой план. Именно в этот момент и начинается, собственно, психологическая консультация. Она может заключаться в инструктаже или совместном поиске решений, либо выражаться в других формах в соответствии с этическими принципами.
Настройка клиента на самостоятельную работу. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять самостоятельно

Важно, чтобы они вписывались в жизнь человека, его ценности, убеждения, философию и не вызывали внутреннего протеста. Они должны быть посильными и экологичными.
Финальная мотивация

Психолог должен проверить, насколько хорошо клиент его понял, пришли ли они к согласию, достаточно ли полно и ясно сформулированы рекомендации, а также оказать дополнительную поддержку, чтобы мотивировать клиента на работу.

Для проведения консультации психолог должен не только обладать всеми необходимыми личными качествами, но и уверенно владеть навыками, необходимыми для работы с людьми.

Поэтому качественное образование для психолога очень важно. В ситуации, когда психологические факультеты есть в каждом университете, особенно важно получить солидное образование, которое позволит быстро продвинуться в карьере

В ситуации, когда психологические факультеты есть в каждом университете, особенно важно получить солидное образование, которое позволит быстро продвинуться в карьере. Вы не ошибетесь, выбрав немецкий вуз

Вы не ошибетесь, выбрав немецкий вуз.

Высшее образование в Германии бесплатное для всех, а его качество может успешно соперничать с образованием, которое дают эталонные европейские и американские вузы. Большое количество практики — особенно значительный бонус для психолога, поскольку позволяет выйти из стен вуза специалистом с опытом работы.

Немецкий диплом дает право практиковать в Германии.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Как работать по специальности психология на фрилансе

Получение дополнительного заработка. Получив специальность педагог-психолог, можно проводить и личные консультации, тренинги и семинары. Область для деятельности необъятна. Подобные услуги пользуются бешеным спросом среди населения, готового теперь обращаться к специалистам, а не обсуждать проблему с подругой на кухне.

В соответствии с выбранной сферой деятельности (частная или бюджетная сфера), разнится и график работы. Никто не запрещает совмещение разных направлений. Допустим, утро и дневное время занимает работа в школе или детском саду, а свободные вечера можно посвящать дополнительным мероприятиям. Можно проводить тренинги и консультации по выходным. Здесь уже всё зависит от активности конкретного человека, его личных убеждений и желаний.

Получение смежного образования

На базе полученного образования, педагог-психолог может менять сферу деятельности, в зависимости от собственных потребностей. Не всегда даже потребуется переподготовка.

К примеру, педагог работал со школьниками и почувствовал наступление профессионального выгорания. Не стоит впадать в депрессию. У такого специалиста масса возможностей.

Переход на работу с детьми более младшего возраста. Дети разного возраста – параллельные миры. Если устали от проблем школьников, возьмитесь за малышей. Здесь большее пространство для творчества и применения фантазии. А также более высокий авторитет в глазах подопечных.

Частные тренинги и семинары. Всегда можно разработать собственную программу тренинга по психологическим вопросам, которые интересуют конкретно педагога. Например, проведение тренингов по женской психологии или вопросам сохранения семьи. И возможность проявить себя, как креативного человека. Также тренировка ораторского мастерства. Плюс заработок, зависящий только от собственных усилий.

Работа с людьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. Волонтерская деятельность способна полностью перевернуть привычные представления о жизни.

Какие качества нужны для работы психологом

Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.

Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.

Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.

Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит

При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит

Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.

В каких случаях обращаются к психотерапевту

Психотерапевт работает с разными проблемами психического здоровья — эмоциональными перепадами, паническими атаками, фобиями, вспышками агрессии. Появившиеся у человека мании (зависимости) также лечатся врачами-психотерапевтами. Нередко терапия проходит во взаимодействии с другими клиническими специалистами — неврологами, эндокринологами, психиатрами и т.д.

Постоянная апатия

Апатия — угнетенное состояние психики, когда у человека отсутствует или резко снижается стремления и интересы. Эмоции подавлены, присутствует безразличное отношение к событиям. У такого пациента отсутствуют мотивации к каким-либо действиям. Даже выполнение повседневных обязанностей, таких как принятие душа или приём пищи, становится «делом суток» и требует усилий от пациента. Задача психотерапевта — выявить причину постоянной апатии с помощью бесед, наблюдений, психологического тестирования. По результатам анализа ситуации назначается терапевтическое лечение, включающее коррекцию режима, сеансы психотерапии, фармакологические методы.

Навязчивые мысли

Состояние, когда в сознание человека без его воли и бесконтрольно вторгаются образы или побуждения. Пытаясь самостоятельно избавиться от навязчивых мыслей, или обсессии, пациент испытывает страх и дискомфорт. Причиной такого состояния могут быть перенесенные стрессы, затянувшаяся депрессия, и даже шизофрения. Примеры навязчивых мыслей:

  • Страх заражения болезнями, потребность в стерильном окружении.
  • Патологическое желание порядка и симметрии.
  • Бесконтрольный счет.
  • Фатализм — постоянные мысли о конце света, несчастных случаях, угрозах жизни.
  • Навязчивые фантазии — мысли, чуждые привычному мышлению человека, носящие религиозный, агрессивный или сексуальный характер.

Психотерапевт проводит психокоррекцию, применяя различные методики и фармакологические препараты.

Вспышки агрессии

Деструктивное поведение человека может представлять опасность для него самого и окружающих. Внезапные гнев, злость, ярость, ненависть — всё это проявления агрессии. Такие симптомы могут сопровождать более серьёзные заболевания, чем простое нарушение психики. К таким болезням относятся:

  • Эндокринные нарушения — сахарный диабет, изменение уровня половых гормонов, нарушение функции щитовидной железы и другие.
  • Травмы головы.
  • Инсульт.
  • Астенизация нервной системы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Гипертиреоз.

Причём основное заболевание может протекать бессимптомно. В отсутствии физических проблем, причинами деструктивного поведения могут стать психические расстройства, перенесенное моральное насилие, сильное потрясение и другие специфические факторы. Задача врача выявить причину вспышек агрессии, собрать анамнез, назначить лечение.

Резкие перепады эмоций

Быстрые смены настроения характерны для подвижной психики. Перепады эмоционального фона выражаются в резкой перемене реакций на внешние факторы — слезливость, апатия, тревожность, подозрительность сменяются чувством радости, эйфории, импульсивности и дурашливости. Психотерапевт ищет причины такой эмоциональной неустойчивости и назначает лечение.

Появление зависимостей

Мании человека — также компетенция врача-психотерапевта. Многие зависимые люди сами не осознаю опасность своего положения, считают, что их маниакальное увлечение ничем не угрожает. Зависимость носит хронический характер и с трудом поддаётся психокоррекции. Традиционные виды зависимостей связаны с пристрастием к алкоголю, табаку, наркотикам. Но в последнее время этот список пополняется новыми видами зависимостей:

  • Игромания — больше подвержены подростки и мужчины.
  • Шопомания — безудержное желание покупать появляется у женщин, иногда у мужчин.
  • Фудмания — пристрастие к еде в общем или определенному продукту.

Работа с нарушениями психики — всегда имеет комплексный подход, находящийся на стыке медицинских направлений. Психиатр при необходимости задействует инструментальные исследования мозга — КТ, УЗИ, а также традиционные способы диагностики.

Какое образование должно быть у социального педагога в школе? Педагогическое и все?

В соответствии с проф стандартом педагога для работы учителем или воспитателем необходимо иметь:

а) при осуществлении обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в состав которой входят такие трудовые функции как общепедагогическая функция, воспитательная и развивающая деятельность:

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Б) при осуществлении обобщенной трудовой функции « Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ», в состав которой входят такие трудовые функции как педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего образования, основного и среднего общего образования, модуль «Предметное обучение. Математика»; модуль «Предметное обучение. Русский язык»:

высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности),

либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

При этом:

требования к опыту практической работы не предъявляются:

к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Профстандарт педагога обязывает учителей и воспитателей соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

Возможность помогать людям решать их проблемы. Постоянный личностный рост. Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям. Обретение внутреннего спокойствия. Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя. минусы профессии:

Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу. Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи .

Недостатки профессии педагог-психолог

Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику – особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.

Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector