Психолог в школе
Содержание:
- Школьный психолог: особенности работы
- Оплата труда
- Карьера
- Известные психологи
- Компетентный школьный психолог
- Обязанности школьного психолога
- Нормативные документы
- Программа педагога-психолога в школе
- Когда к психологу стоит обращаться родителям?
- Профессиональные требования к работнику
- Специальные
- Что наша жизнь? Игра!
- Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
- Верните в школы человечность
- Лучший подростковый психолог: как выбрать
- Важные качества
- Недостатки профессии педагог-психолог
- Инклюзия и коррекция
Школьный психолог: особенности работы
Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?
Что-то идет не так? Нужно звать психолога!
Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.
Ненормированный рабочий день может стать нормой
И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.
Ответственность за детей в школе и вне школы
Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.
Важность супервизии
И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации
Оплата труда
Карьера
Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.
Профессиональные знания:
- умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
- знание истории и современных задач науки «психология»;
- осознание основных методов профессии;
- специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
- владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
- знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
- иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.
Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.
Известные психологи
Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.
Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.
Компетентный школьный психолог
Работа школьного психолога с детьми предполагает точное понимание всех законов психики. В школе ребенок не только учится, но и взаимодействует с другими детьми. Именно в школе развиваются навыки социализации в коллективе.
К сожалению, многие школьные психологи рассматривают ребенка дискретно, как «отдельно взятую единицу», без взаимодействия его с коллективом. Но в любом коллективе есть свои внутренние силы и напряжения. Любой коллектив — это как маленькая галактика со своим солнцем, луной, своей системной планет.
Без знания этих законов взаимодействия детского коллектива и всех причинно-следственных связей взаимоотношений между людьми деятельность школьного психолога становится формальной и не приносит результатов ни ребенку, ни родителям. Более того, сам школьный психолог ощущает бесполезность своей работы.
Ошибки школьного психолога. Психологи бывают разные — компетентные и не очень
Иногда родители сталкиваются с ситуациями, когда школьный психолог не только унижает детей, но и врет.
Что делать, если школьный психолог врет?
Прежде всего разобраться досконально в ситуации. Вполне возможно, что это не намеренно. Просто психолог пытается привести всех к одному ему понятному общему знаменателю. В таком случае он неправильно понимает психику ребенка. В этих условиях без знаний тренинга «Системно-векторная психология» трудно разобраться.
Но если вам намеренно дали ложную информацию или оскорбили вашего ребенка, то реакция обязательно должна быть. Опять же, вы как родитель должны встать на сторону ребенка. А для этого нужно разбираться в вопросе.
Обязанности школьного психолога
Школьные психологи проводят тренинги для учащихся, направленные на овладение ими методик эмоционального самоконтроля и личностного роста. Эти занятия помогают школьникам справляться с трудностями, показывать лучшие результаты в школьной и внешкольной жизни.
Профессиональный психолог оставляет втайне все разговоры с учениками, поэтому школьники могут быть уверены в анонимности.
Также школьные психологи проводят курсы, которые могут помочь самостоятельно разобраться ученикам в возникшей проблеме. Специалисты проводят тестирования, которые помогают определить индивидуальные способности каждого учащегося
Особенно это важно перед выпускными экзаменами, когда школьникам необходимо определиться с будущей профессией
Психолог требуется первоклассникам: специалист помогает детям быстрее адаптироваться к учебе в школе и работает с трудными учащимися. Специалист должен следить за психологическим здоровьем школьников, выявлять лиц, которым требуется профессиональная помощь.
Источник фото prostooleh/freepik
Нормативные документы
— это документы, определяющие стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
Сюда входит большое количество федеральных, региональных и локальных актов. Основные нормативные документы вы легко можете найти в сети. Однако иметь распечатанными все документы сложно, так как их очень много. На мой взгляд, в отдельной папке вы должны иметь как минимум следующие документы:
- Положение о психологической службе
- Должностная инструкция педагога-психолога
- Письмо Министерства Образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога»
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Программа педагога-психолога в школе
Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог — это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых:
- психологическая диагностика,
- групповая работа с учащимися разных классов,
- индивидуальное консультирование в кабинете,
- просветительская работа с родителями,
- работа с методической литературой и консультирование педагогов,
- работа с документацией.
В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т. д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат.
Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами: педагог-психолог начальной школы, педагог-психолог средней школы и педагог-психолог старшей школы. В этом случае рабочее время и ставка педагога-психолога, естественно, сокращаются.
Когда к психологу стоит обращаться родителям?
Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.
Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.
В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?
Екатерина Сафонова
Профессиональные требования к работнику
- наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
- умение проводить психологические исследования;
- знание детской и взрослой психологии;
- знание последних методик и достижений в области психологии;
- владение методами психотерапии;
- знание психодиагностики;
- умение проводить психологические консультации;
- умение определять психическое состояние человека.
Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.
5 вузов для обучения на школьного психолога:
- Московский гуманитарный университет, МосГУ.
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
- Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
- Российский новый университет.
Специальные
Это документы для служебного пользования. Сюда входят: психологическое заключение, протоколы диагностических обследований, журнал консультаций и т.д. Эти виды документов являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится в сейфе или закрытом шкафу. На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим.
Журнал консультаций
Еще одним важным документом для школьного психолога является журнал консультаций. Это отдельная папка или тетрадь, в которой вы фиксируете все проведенные индивидуальные консультации. Там же должны лежать протоколы всех проведенных консультаций.В данном журнале есть графа «подпись консультируемого». Каждый, с кем вы проводите консультацию, должен там расписаться. Для нас, как для специалистов, это залог безопасности. Бывает так, что родители не признают тот факт, что получили от вас консультацию и рекомендации. Данный журнал — ваше доказательство проделанной работы.
Что наша жизнь? Игра!
Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.
Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».
Кстати, учительницу я тоже попросил принести любимую игрушку. Жаль, что она не играла. Но игрушку принесла.
Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.
И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.
На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.
Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы
Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.
Школа — это место, где учатся не только дети, но и учителя, родители, да и вообще любой человек, туда попадающий.
Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности
Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу
Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно
Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы
Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:
-
владеть знаниями особенностей возрастной психологии;
- обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
- быть доброжелательным и терпеливым;
- иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
- уметь сопереживать и вызывать доверие;
- обладать даром убеждения.
Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости
Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни
Верните в школы человечность
Многие знают, что я работаю и школьным психологом в том числе. Теперь об этом просто в цифрах. В нашей школе — 1200 детей, я — единственный психолог. В обязанности психолога входит:
Групповая работа
- Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья, у нас же инклюзия), дети из категории «группа риска» (социально опасное положение, правонарушения, эмоциональная нестабильность и тому подобное). Это только приоритетные категории.
- А еще есть дети группы «норма», к которым нужно выходить на классные часы, например.
- Еще нужно выходить на родительские собрания.
- Проводить обучения для учителей.
Ииндвидуальное консультирование
Учителя, родители, ученики — они же живые люди и у них бывают какие-то сложности и непонимания. В том числе и личного характера. Лично у меня запись ведется на две недели вперед. Я сама к этому приучила людей.
Все уже привыкли, что я могу помочь. Все уже привыкли, что у меня расписана каждая минута.
Диагностики
Обязательные — психоэмоциональное состояние, адаптация, входящие и исходящие у детей с ОВЗ (у нас же инклюзия!)
Добавленные, теперь уже обязательные, которые проводят в электронном варианте, типа социально-психологического тестирования (СПТ, диагностируют склонность к зависимостям), «Наркотикс», теперь еще и на проверку агрессивности, на определение ситуации буллинга (профилактика насилия).
Никто не отменял индивидуальные диагностики по запросу, например, если ребенка нужно направить на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Я сейчас сознательно умалчиваю, что сами по себе диагностики проблему не решают. Объективно: диагностики являются поводом для дальнейшей индивидуальной или групповой работы. Иначе, в них просто нет смысла. Я уже скромно молчу о том. что все эти диагностики есть в интернете, в свободном доступе. И, при желании, их просто можно научиться «правильно проходить», как это сделал стрелок из универа. Об этом он написал в своем прощальном письме.
Отчеты
По всем вышеперечисленным мероприятиям должны быть отчеты для администрации школы (в печатном и электронном варианте), для департамента образования (в электронном варианте + «Траектория»), для всевозможных проверок — только в печатном варианте. Причем все отчеты нужны одновременно, из серии «вчера и самолетом».
Другие цифры
Есть расчеты нагрузки на школьного психолога, чтобы сделать его работу эффективной. Об этом Роспотребнадзор и Минобр позаботились. Теперь просто сравните все цифры.
- На одного штатного психолога нагрузка должна быть 300 человек (это нормативных детей).
- Детей с ОВЗ — 20 человек (в нашей школе 35 человек, причем это только начальная школа)
- Оклад школьного психолога — 9 тыс. рублей.
- Средняя цена специалиста в школе, при такой дикой нагрузке от 15 тыс. до 25 тыс. рублей (варианты бывают).
Я не знаю, о чем и чем думают чиновники, но мне реально хочется получить ответы всего лишь на три вопроса:
1. В какое время суток психолог должен успевать справляться с этим объемом работ? А если еще учесть тот факт, что психологи тоже люди, то есть у них могут быть семьи, плюс они умеют уставать…
2. Много ли желающих пойдет работать в школу на такую зарплату при таком объеме работы? При этом, многие считают, что психолог ничем не занят, что его можно и нужно использовать в куче другой работы, например, сопровождать детей куда-то и тому подобное.
Когда в один день совпадает проведение СПТ и у меня запись на индивидуальные консультации родителей, что выбрать? Выберу — «сидеть на СПТ» — прилетят жалобы от родителей, ведь они записались две недели назад, специально подогнали свое рабочее время под мое рабочее время. Выберу — «консультировать родителей» — прилетят жалобы за то, что СПТ задержали. Или жалобы от коллег-учителей, которых попросили меня на это время заменить, чтобы посидели там.
3. А что выбрали бы господа чиновники? Реальная помощь людям? Или сведение статистики для отчета? Просто интересно.
Когда администрация школы ставит СПТ (на которое чиновники дают три дня), а у меня на этот день записаны родители и дети на индивидуальные консультации, я выбираю людей, о чем сообщаю руководству. Они идут мне навстречу. Спасибо им за понимание.
Забыла уточнить: три дня дается на весь Пермский край, то есть все заходят в систему одновременно, и она просто вылетает…
Я всегда выбираю людей. Вот только не знаю: что делать с остальным?
Лучший подростковый психолог: как выбрать
Подростку подходит не любой психолог
Важно, чтобы у специалиста была соответствующая подготовка и опыт работы именно с подростками. В целом, терапия будет отличаться и от взрослой, и от детской:
Взрослый человек сам принимает решение пойти на терапию и сам формулирует запрос. За детей это решение принимают взрослые. Подросток же способен сам осознать, что ему нужна помощь, но не всегда может это сформулировать и принять ее. Поэтому первый этап, на котором уточняется запрос, на подростковой терапии может сильно растягиваться.
Подросток может не доверять взрослым и бояться их
Психологу важно показать, что он всегда на стороне клиента, все их разговоры конфиденциальны, на терапии никто не будет навязывать мнения и решения.
Клиент подросткового психолога — несовершеннолетний. А значит, в роли заказчика выступает его родитель или опекун
Здесь может возникнуть конфликт интересов: например, родитель хочет сделать своего ребенка более «послушным», а сам подросток в этом явно не заинтересован. Возможно, в этом случае больше подойдет семейная психотерапия, потому что в первую очередь нужно выстроить контакт в семье. Либо подростковый психолог проведет несколько бесед с заказчиком, чтобы объяснить, что он будет на стороне клиента, но постарается привести запросы к общему знаменателю.
В Alter есть специалисты, которые умеют работать с подростками. Записаться к ним можно за 4 шага (мы рекомендуем делать это вместе с ребенком, чтобы он мог сам выбрать себе специалиста):
- Заполните анкету на нашем сайте. Укажите, что проходить психотерапию будет ребенок.
- Получите подборку подходящих психологов.
- Вместе выберите психолога из подборки.
- Запишитесь на первую консультацию с помощью онлайн-календаря и оплатите ее.
Подбор бесплатный и анонимный. При отмене консультации за 24 часа на вашу карту автоматически вернется оплата.
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя
Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Недостатки профессии педагог-психолог
Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику – особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.
Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.
Инклюзия и коррекция
Скоро у нас все школы будут инклюзивными. Логика эксклюзии обречена, хотя бы потому, что сейчас по статистике 1,5% детей рождаются с различными расстройствами аутичного спектра. Это огромная цифра. Мы имеем дело уже не с эпидемией, а с пандемией. Это значит, что в каждом классе будет такой ребенок.
Коррекционная же система ничего не корректирует. Она может подучить каким-то бытовым навыкам, но и только.
Мы слишком увлеклись специализацией, начали плодить «виды детей», разделили их на восемь типов специализированных школ. Но аутисты не вписываются ни в один из них.
Создавать очередной, девятый вид — абсолютно тупиковый путь. Коррекционные школы для них не подходят. Аутичные дети и так испытывают огромные сложности с общением. Заперев их в социальном вакууме семья/спецшкола, мы лишь усугубим ситуацию — вырастим тысячи людей, не способных жить без поддержки окружающих.
Это может быть интересно
Как выйти из педагогического паралича
Ужас в том, что вся наша коррекционная педагогика считает себя наследницей Выготского, делая его основателем современной дефектологии. С помощью некоего набора приёмов и диагностических инструментов дефектологи измеряют, чем ребенок плох. Считается заслугой изучать сложную структуру дефекта, но на самом деле природа происходящих в человеческом мозге процессов во многом неясна.
Неврологи утверждают, что современная гиперактивность, например, связана с различными проблемами иммунитета, с экологией, с врождёнными патологиями, которые долго невозможно распознать. Всё, что касается мозга, остаётся тайной за семью печатями. Но признать это и остановиться никто не хочет.
Если у ребенка поведенческие проблемы, его рано или поздно отправляют к психиатру. Дальше всё обычно происходит по стандартному сценарию. Ребенку выписывают препараты. Они не помогают, тогда психиатр увеличивает дозу. Когда и это не даёт результатов, препарат заменяют. Такой курс терапий может продолжаться до бесконечности. Родителям же просто страшно, и они уже не замечают, что фактически на их ребенке проводится эксперимент.