Отличные упражнения из позитивной психологии

Содержание:

Для чего нужны тренинги по психологии

Психология позволяет понять поведенческие стереотипы человека. Полезно оценить не только свою психологию, но и узнать чуть больше о собеседнике. Обладая знаниями об особенностях характера, инстинктах и непроизвольных реакциях, любой лидер может грамотно выбрать стиль руководства и построить продуктивные отношения в коллективе.

Тренинги по психологии затрагивают широкий спектр тем, благодаря чему каждый может подобрать для себя подходящее направление. Элементарная боязнь публичных выступлений для начинающего учителя может стоить карьеры, групповые тренинги на повышение самооценки и укрепление уверенности в себе позволяют избавиться от волнения перед школьниками.

Далеко не каждый может индивидуально, без привлечения специалистов, разобраться в своих внутренних конфликтах

Для этого нужно потратить немало времени и сил на самоанализ, после которого важно сделать правильные выводы

Внимание! Групповые занятия позволят понять, на что человек реагирует неправильно, что становится причиной такой реакции, и как скорректировать свое поведение

Групповой обмен опытом

Какие бывают тренинги в психологии

Психологическая тренировка – это своего рода прорабатывание наиболее рациональных реакций-ответов на всевозможные внешние воздействия-раздражители. Темы, на которые опираются занятия, затрагивают самые разные сферы повседневной жизни.

Тренинг жизненных умений

Казалось бы, что может быть проще для человека, чем понимать, чего он хочет добиться в жизни, и что ему для этого требуется. Однако далеко не для всех это посильная задача. Когда взрослые спрашивают ребенка о том, кем он хочет стать, когда вырастет, ответ они слышат чаще всего заученный или наиболее популярный. Редко даже выпускники школ до конца осознают, какую профессию они действительно хотят освоить. Психологические упражнения на специализированных тренингах помогают человеку любого возраста:

  • разобраться в себе;
  • оценить свои способности и пристрастия;
  • правильно расставить приоритеты и жизненные цели;
  • шире смотреть на открытые перед каждым возможности.

Важно! В подростковом периоде особенно сложно ребятам понять свои истинные желания в выборе профессии, тем более разобраться с выбором курса, по которому следует двигаться в жизни. Своевременное знакомство с интересными тренингами поможет не упустить драгоценное время, получая образование по нелюбимой специальности

Вовсе необязательно ехать в Москву за дипломом, немало будущих специалистов становится успешными профессионалами в родном городе, быстро набирая популярность.

Популярные профессии

Тренинг социальных перцепций

Психологические упражнения для таких тренингов направлены на раскрытие секретов понимания вербальных и невербальных способов общения. С их помощью человеку становится легче понять, как его воспринимает общество, на что можно рассчитывать в общении с тем или иным собеседником, что нужно в себе изменить, чтобы расположить к себе нужную личность. Подводя итог занятий, каждый сможет оценить, насколько совпадает с реальностью его самовосприятие.

Интерактивный тренинг

Будущие тренеры, посещая тренинги для ведущих психологов, осваивают в первую очередь навык интерактивности. Это означает, что тренинг – это не заученное выступление перед группой лиц, а активное общение, непрерывное взаимодействие психолога и группы. Такие занятия не могут проходить по четкому сценарию, допускается лишь план, которого тренер может придерживаться, но общение на занятии с людьми всегда непредсказуемо.

Семейный тренинг

Это не тренинги по психологии для женщин, а именно семейные тренинги, где участвуют оба супруга, потому что важно обоим научиться слышать и слушать друг друга. Построение семьи – тяжелейший труд, который оказывается не каждому под силу

В то время как основная причина распада союзов – неумение строить. Никто не учит, как правильно создавать семейные отношения. В то время как это одно из самых нужных и важных учений.

Внимание! Все молодожены уже имеют заложенную модель поведения в семье, которая формируется из детства, но не является идеальной и правильной. Родительские отношения должны стать не более, чем опытом для каждого ребенка

В современном обществе ответственные пары прежде, чем подумать о регистрации брака, должны понять разницу между мужской и женской психологией и научиться уважать интересы друг друга.

Тренинг артпсихологии

Тренинги, развивающие оба полушария мозга, носят название «арт-терапия». На таких занятиях происходит избавление от фантазийной скованности, что становится отличной мотивацией для развития нестандартного мышления. Как правило, настроение у всех участников улучшается, когда тренер просит позаниматься визуализацией своих целей, при этом в качестве примера обязательно приводится работа психолога. Отождествление себя со своими мечтами – важный шаг к эмоциональному раскрепощению и расширению горизонтов мышления.

Групповой или индивидуальный тренинг

Заниматься в группе или индивидуально – зависит от того, какого рода проблема волнует людей. Когда человек не может чувствовать себя раскрепощенно в обществе, предпочитая пребывать в одиночестве, ему лучше посещать именно групповые встречи, на которых грамотный тренер ловко организует сплочение как младшего, так и пожилого поколения, обеспечит активное общение всех участников группы, что вскоре снимет у всех внутреннее напряжение. Индивидуальные занятия, как правило, подходят парам, желающим разобраться в личных семейных трудностях.

Упражнения для Тренинга по психологии

Развитие ответственности. Ролевые и деловые игры. Самоменеджмент и управление временем. Управление агрессией. Поведение на переговорах. Управление психическим состояниемСнятие эмоционального напряжения. Работа с негативными состояниями. Управление тревогой. Снятие «зажимов» и релаксация. Регуляция дыхания. Управление тонусом. Упражнения взаимопомощиУпражнения, в которых участники помогают друг другу в решении личностных проблем, выходе из сложной жизненной ситуации, налаживании контактов. Роль психолога-ведущего в таких упражнениях минимальна. Упражнения личностного ростаРазвитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнения на развитие интеллектуальных способностейРазвитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Упражнения разминкиСамопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий. RSS     azps@azps.ru 

Психологические упражнения для личностных тренингов

Чем больше, тем лучше. Это приятная игра для обоих. Здесь нет проигравших. Один больше напишет, другой – получит больше комплиментов. По желанию игру можно модифицировать.

Другой вариант игры на сближение. На листике необходимо написать 10 зверей, пресмыкающихся, насекомых или птиц (в столбик, с нумерацией). Это делают оба партнёра. Ничего друг другу не показывают.

Затем ведущий (в данном случае третий не лишний ) просит пару посмотреть на лист. Далее, рассматриваются представители фауны, выбранные, например, женой. Ведущий говорит: «Муж ласковый, как …; общительный, как…; сильный, как…; независимый, как…; красивый, как…; смелый, как…» и так далее до 10 вариантов. Вместо трёх точек подставляются варианты жены.

После называются представители, выбранные супругом. Итак, жена «с родственниками как…; в магазине как…; с коллегами как…; в ресторане как…; в постели как…; дома как…» и так до последнего.

Эта шуточная игра для двоих влюблённых прекрасно поднимает настроение. Также с её помощью можно подобрать новые ласковые слова, которыми Вы будете называть друг дружку

Упражнение № 6 «Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)

Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения

Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали

Шаг 1. Концентрируемся на своем физическом теле:

Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то, как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.; Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.; Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению. Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело». Шаг 2

Концентрируемся на своих чувствах:

Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:

  • Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;
  • Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.
  • Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».

Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:

Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас; Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим. Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».. Шаг 4

Концентрируемся на своих мыслях:

Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:

Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать; Если мыслей много, то понаблюдайте, как одна мысль сменяет другую

Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них. Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».

Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.

Когда необходим тренинг?

Упражнения по психологии — отдельные или комплексные тренировки, применяемые для воздействия на психическое и эмоциональное состояние человека, достижения определенных целей.

Тренинг можно назвать своеобразным инструментом, позволяющим личности выйти за границы зоны комфорта.

Чтобы психологические упражнения были эффективными, безопасными, при их проведении участники и ведущие (психологи) должны соблюдать несколько правил:

  1. Грамотная критика. Запрещено обсуждать самого человека. Критике должны подвергаться только его действия, которые выходят за рамки принятых социальных правил, личностных запретов, принципов. Люди должны уметь понимать свои переживания, эмоции, уметь контактировать друг с другом.
  2. Высокая активность. Если человек решился на проведение психологических тренингов, он должен участвовать в каждой игре, конкурсе, выполнять упражнения.
  3. Полная конфиденциальность. Все что проводится, разыгрывается, обсуждается между участниками, с психологом при проведении упражнений, не должно выноситься на общее обозрение.
  4. Здесь и сейчас. Участники тренинга должны выполнять предложенные действия, поскольку они необходимы в определенный момент.

Тренинги нужны, когда человек запутался в себе, у него не получается развиваться дальше. Это может касаться личных достижений, развития навыков, карьерного роста, отношений с супругой (-ом), детьми. Чтобы наладить ту или иную сферу жизни, измениться, проводятся психологические тренировки.

Ход игры

«Матрешка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.

Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника, каким меня видят окружающие.

Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях.

А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Материал: окружающие предметы, спички.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Упражнение выполняется в виде игры и имеет несколько вариантов.

А) Дети садятся полукругом. Один из участников становится водящим (в этой роли должны побывать все участники). Остальным участникам игры предлагается занять определенные позы по их желанию и запомнить, как они сидят. Водящий должен постараться запомнить позу каждого участника. После чего водящий отворачивается, участники меняют что-либо в своей позе, – и водящий должен восстановить первоначальные позы каждого из участников. Ошибки водящего участники исправляют после того, как он закончит «восстановление» поз всех участников. Установив истину и указав водящему его промахи, участники меняются ролями.

Б) При успешном выполнении варианта А можно к изменению поз добавить какие-либо изменения в одежде участников

Следует обратить внимание детей на то,что изменения в одежде должны быть незначительными: развязанный – завязанный бантик, расстегнутая — застегнутая верхняя пуговичка рубашки или кофточки, – тогда их труднее заметить и интереснее играть

В) Используются небольшие предметы – от 5 до 9, разложенные определенным образом на столе. Водящий должен запомнить, как расположены предметы, после чего он отворачивается, а взрослый производит 2-3 изменения. Водящий должен восстановить первоначальное расположение предметов. Остальные участники следят за правильностью действий водящего. Подсказки и помощь с их стороны разрешены только после того, как водящий закончит свою работу. Взрослый организует игру по правилам.

Г) Вместо предметов можно использовать спички, из которых строится какая-либо несложная фигура. Количество используемых спичек также от 5 до 9. Сложность конфигурации определяется возможностями участников, то есть экспериментально, определяется психологом во время проведения игры. Целесообразно постепенно увеличивать сложность построений из спичек. Процедура проведения игры аналогична варианту В.

Упражнение № 7 «Кто я?» (по Т.Йоуменс)

Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения – помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».

Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе.

Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом, удастся сделать.

Необходимо чтобы во время выполнения этого упражнения Вас не отвлекали.

Шаг 1. В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы по Вашему мнению?».

Шаг 2. Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

Шаг 3. Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.

Психологические упражнения для личностных тренингов

Чем больше, тем лучше. Это приятная игра для обоих. Здесь нет проигравших. Один больше напишет, другой – получит больше комплиментов. По желанию игру можно модифицировать.

Другой вариант игры на сближение. На листике необходимо написать 10 зверей, пресмыкающихся, насекомых или птиц (в столбик, с нумерацией). Это делают оба партнёра. Ничего друг другу не показывают.

Затем ведущий (в данном случае третий не лишний ) просит пару посмотреть на лист. Далее, рассматриваются представители фауны, выбранные, например, женой. Ведущий говорит: «Муж ласковый, как …; общительный, как…; сильный, как…; независимый, как…; красивый, как…; смелый, как…» и так далее до 10 вариантов. Вместо трёх точек подставляются варианты жены.

После называются представители, выбранные супругом. Итак, жена «с родственниками как…; в магазине как…; с коллегами как…; в ресторане как…; в постели как…; дома как…» и так до последнего.

Эта шуточная игра для двоих влюблённых прекрасно поднимает настроение. Также с её помощью можно подобрать новые ласковые слова, которыми Вы будете называть друг дружку

Другие виды упражнений

Существуют и другие эффективные психологические тренинги. Их можно разделить на две большие группы — индивидуальные и групповые.

Групповые

Психологические упражнения для группы людей:

  1. Подарок. Ведущий разбивает участников на две группы. Одни будут делать подарки другим. Они должны быть упакованы в непрозрачную упаковку, а их передача происходить молча. Когда подарки будут вручены, участники, которые их получили, должны попробовать догадаться что внутри. Люди, вручавшие подарки, должны сообщить критерии, по которым готовили сюрприз.
  2. Без оценок. Методика, помогающая общаться безоценочно. Участники делятся на две группы. Одна команда должна рассказывать второй о своих знакомых, родственниках, друзьях без оценок. Люди, которым рассказывают, должны пытаться подмечать оценки, сообщать о них.
  3. Спутанные цепочки. Упражнение для обучения коммуникации, работе в команде. Участники должны встать в один круг, закрыть глаза. После этого протянуть правую руку вперед и двигаться до тех пор, пока не найдут пару. Повторить процедуру с левой рукой. Ведущий должен помогать участникам, чтобы они держали за руки двух человек, а не одного. Люди открывают глаза. Они должны распутаться, чтобы вернуться к изначальному кругу.

Индивидуальные

Популярные индивидуальные тренинги:

  1. Мои недостатки. На листе бумаги нужно записать личные черты, которые заставляют не любить себя. После этого необходимо подумать, какие из описанных качеств могут быть плюсом для других людей. Это позволит понять, что можно изменить в своей жизни.
  2. Вижу цель, не наблюдаю препятствий. Эффективная методика для преодоления проблем, невзгод на пути к поставленной цели. Человек должен придумать жизненную задачу и подобрать способы достижения цели.

Упражнение № 5 «Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)

Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:

  • В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;
  • В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.

Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.

Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется, и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.

Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

-Нет такого человека, чтобы век без греха

-Всякая неправда – грех

-От судьбы не уйдешь

-Риск – благородное дело

-Денег наживешь – без нужды проживешь

-Когда деньги говорят – правда молчит

-И с умом воровать – беды не избежать

-Раз украл — навек вором стал

-Кто сильнее – тот и прав

-С кем поведешься — от того и наберешься

-Умная ложь лучше глупой правды

-Убежал – прав, а попался — виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Упражнение № 8 «Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)

Главная цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.

Шаг 1. Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.

Шаг 2. Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.

Шаг 3. Суть следующего шага заключается в следующем: Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановят Ваше самоуважение и достоинство.

Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели. Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.

Шаг 4. Переключитесь на свои физические ощущения. Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.

При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физический эмоциональный дискомфорт – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.

В заключении хочется отметить, что подобных психотерапевтических упражнений в практике у психологов великое множество. Объединяет их одна цель – это самопомощь.

«Просто о сложном» Рубрика для родителей

Роль семьи в развитии творческих способностей ребенка

Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, какой вид деятельности выбрать. Один малыш будет упорно катать машинку, перевозить на ней грузы, а другой – будет строить высокую башню из любых подручных материалов, а третий – изрисует фломастерами все новые обои на стене. Задача взрослого – дать ребёнку как можно больше возможностей и материалов для организации различных видов деятельности.
Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: рисовать, лепить и т.д.
В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант

Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому — то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.
Однако, ребенок в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности

Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в ребенке? Подробнее

Одарённый ребёнок – какой он?

Одаренность — это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 
Существуют две крайние точки зрения на феномен детской одарённости: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий

Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Ответ на этот вопрос отчасти зависит от того, что вкладывается в понятие детской одарённости

Подробнее

еще о детской одаренности:                 виды одаренности 

Психологическая игра для детей«МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку

Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом

Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя

Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться

Психологическая игра для детей«БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Другие виды упражнений

Существуют и другие эффективные психологические тренинги. Их можно разделить на две большие группы — индивидуальные и групповые.

Групповые

Психологические упражнения для группы людей:

  1. Подарок. Ведущий разбивает участников на две группы. Одни будут делать подарки другим. Они должны быть упакованы в непрозрачную упаковку, а их передача происходить молча. Когда подарки будут вручены, участники, которые их получили, должны попробовать догадаться что внутри. Люди, вручавшие подарки, должны сообщить критерии, по которым готовили сюрприз.
  2. Без оценок. Методика, помогающая общаться безоценочно. Участники делятся на две группы. Одна команда должна рассказывать второй о своих знакомых, родственниках, друзьях без оценок. Люди, которым рассказывают, должны пытаться подмечать оценки, сообщать о них.
  3. Спутанные цепочки. Упражнение для обучения коммуникации, работе в команде. Участники должны встать в один круг, закрыть глаза. После этого протянуть правую руку вперед и двигаться до тех пор, пока не найдут пару. Повторить процедуру с левой рукой. Ведущий должен помогать участникам, чтобы они держали за руки двух человек, а не одного. Люди открывают глаза. Они должны распутаться, чтобы вернуться к изначальному кругу.

Индивидуальные

Популярные индивидуальные тренинги:

  1. Мои недостатки. На листе бумаги нужно записать личные черты, которые заставляют не любить себя. После этого необходимо подумать, какие из описанных качеств могут быть плюсом для других людей. Это позволит понять, что можно изменить в своей жизни.
  2. Вижу цель, не наблюдаю препятствий. Эффективная методика для преодоления проблем, невзгод на пути к поставленной цели. Человек должен придумать жизненную задачу и подобрать способы достижения цели.

Какой партнер по жизни мне подходит?

Та же ситуация и с выбором пары. Даже если вы, к примеру, можете сказать, что партнер по жизни вам нужен более спокойный, потому что вы сами — ураган страстей, этого слишком мало для выбора

Плюс все эти расхожие суждения о том, что противоположности притягиваются, но в то же время что важно иметь общее мышление, общие ценности и так далее. Так-то оно так, да что-то не сходится

А как быть с пугающими историями, «что вот когда выходила замуж, он был такой хороший, а потом…» или «она казалась такой хорошей, а потом разбила мне сердце». Есть ли где-то ответ, как не попасть в такую ситуацию? Почему вообще такое случается? Если вы уже один раз обожглись, как с этим справиться? Как осознанно и безошибочно подобрать себе партнера?

Вам нужен «целеустремленный, уверенный в себе, заботливый, верный мужчина»? Или «любящая, ласковая, понимающая, надежная жена»? Отлично! А где их искать?

Можно, конечно, найти какие-нибудь мужские или женские тренинги. Вдруг там откроют «все секреты» и дадут «все ключи» к «счастливым отношениям»? На практике это редко случается. Одно дело чувствовать себя желанными, сильными, уверенными, другое — называться, быть ими только на словах. Знание «секретов» не дает внутреннего ощущения, что это факт. Даже если с помощью различных психотехник мы научимся на время испытывать эти состояния, они все равно не становятся нашими. Это останется красивым рецептом без ингредиентов для приготовления.

Примеры игр для пары

«Зеркало»

Эта игра помогает построить правильные взаимоотношения, сосредоточиться друг на друге и научиться думать о партнёре.

Суть игры: супруги находятся лицом к лицу и поочерёдно «зеркалят», то есть повторяют жесты и мимику своего партнёра. Это и весело, и гармония сохраняется в паре.

«Доверься мне»

Эта игра учит доверять друг другу и прислушиваться. Суть заключается в том, что необходимо спиной упасть на руки своей второй половинки. Другой вариант – одному участнику завязывают глаза, второй должен провести его через препятствия, направляя голосом. Затем партнёры меняются ролями. Главное, не перепутать лево и право

«Телепатия»

Это ещё одна психологическая игра для пары, которая учит понимать друг друга.

Пара садится лицом к лицу. Партнёр пытается передать мысленный образ другому. Всё происходит без слов. Второй должен внимательно следить за глазами, а также выражением лица своей половинки и стремиться «прочитать» его мысли. По завершению игры показания сверяются. Согласно практике, часто угадывается не сам объект, а эмоциональный фон, связанный с ним.

«Сближение»

Цель игры – за 7 минут (возможен вариант без ограничения времени) необходимо написать максимально возможное количество предложений, которые начинаются словами: «Я люблю тебя, потому что ты …», либо написать положительные качества партнёра.

Упражнение № 1«Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)

Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:

  • «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;
  • «Я испытываю тревогу ,потому что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;
  • «Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

Шаг 2. После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Шаг 3

Концентрируем внимание на окружающем:

Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е

прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета; На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то, что почувствовали

Шаг 4

Концентрируем внимание на внутреннем мире:

  • Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;
  • Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.
  • После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения

Упражнение № 4 «Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)

Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.

Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряжены от ожидания.

Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».

Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».

Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступит колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратится в пустую.

Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».

Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.

Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.

Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».

Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector