Задание 1. определение главной информации текста

Содержание:

Подготовка к экзамену

А готовиться к экзамену можно также любыми способами: консультации в школе, онлайн-тренажеры, репетиторы, самостоятельная подготовка по КИМам (их можно купить в любом книжном магазине или ларьке). На нашем сайте вы также найдете много полезной информации для подготовки к ЕГЭ. Главное — не ждать конца учебного года, не откладывать подготовку в долгий ящик, а начать заниматься с сентября. ЕГЭ по русскому языку охватывает все разделы лингвистики, и выучить все за неделю просто невозможно. А если работать последовательно и основательно над каждым заданием, можно добиться хорошего результата.

↑ Теория. Правописание приставок

Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ-: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерныйПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый 

Приставки на З, С

Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .

Приставки ПРЕ и ПРИ 

Написание зависит от значения.

При— имеет значения: 

1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить) 

2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 

3. пространственная близость (приморский, пришкольный) 

4. Доведение действия до конца (придумать, приучить) 

5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь) 

Пре— имеет значения: 

1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) 

Премилый, презабавный 

2. То же, что и приставка пере- 

Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)

Исключения и сложности 

Сложности при написании приставок, оканчивающихся на -З, -С

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно (в этих словах з- входит в состав корня).

Правописание С/СС перед корнями ЧЁТ-ЧИТ

2) Обратите внимание на слова:

Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)

Исключение: бессчётный

Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)

3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

Правописание приставок РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-). Написание приставок РАЗ-(рас-) и РОЗ-(рос-) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.

Исключение: розыскной.

5) Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.

Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные подряд в русском языке не пишутся.

6) Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения

Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения

прибывать (приезжать) — пребывать (находиться)призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь)притворить (закрыть) — претворить (воплотить)приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)придать (добавить) — предать (предаться, выдать)приходящий (являющийся) —  преходящий (временный)притерпеться (привыкнуть) —  претерпеть (пережить)приемник (радио) — преемник (ученик)приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть)привратник (сторож) — превратности (неприятности)приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый)придел (пристройка в церкви) — предел (граница)Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами. 

7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).

Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить

ПРИ-: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить 

ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

Структура ЕГЭ по русскому

ЕГЭ по русскому языку традиционно состоит из двух частей.

  1. Первые 26 заданий с кратким ответом, которые рассматривают все области школьной программы: орфография, пунктуация, языковые нормы, работа с текстом базового и повышенного уровня сложности. Заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 3.
  2. Вторая часть — это сочинение-рассуждение, оно показывает умение ученика делать выводы на основе исходного текста.

Более детально специфика заданий ЕГЭ по русскому языку обозначена в таблице баллов:

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Б 1
Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Б 1
Задание 3. Лексическое значение слова Б 1
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) Б 1
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) Б 1
Задание 6. Лексические нормы Б 1
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) Б 1
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления Б 5
Задание 9. Правописание корней Б 1
Задание 10. Правописание приставок Б 1
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Б 1
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Б 1
Задание 13. Правописание НЕ и НИ Б 1
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов Б 1
Задание 15. Правописание -Н- и -ННв различных частях речи Б 1
Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Б 2
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Б 1
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Б 1
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Б 1
Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Б 1
Задание 21. Пунктуационный анализ Б 1
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Б 1
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи Б 1
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Б 1
Задание 25. Средства связи предложений в тексте П 1
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности П 4
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации П 25

Подробный разбор каждого задания с примером выполнения Вы найдете здесь.

Апелляция

Большинство учеников после ЕГЭ по русскому языку смогут спокойно заняться поступлением в вузы. Прошло тяжелое время подготовки. Забыты все дополнительные уроки, беспокойство о предстоящем всероссийском экзамене. Осталось дождаться итогов ЕГЭ и подать документы в подходящий вуз. Но есть и те выпускники, которые не в восторге от балов за ЕГЭ. Ребята считают, что результат должен быть выше, а оценка членов комиссии не передает реальное качество их знаний.

Подать апелляцию выпускник может в течение двух рабочих дней после официального получения результата экзамена. Лучше самостоятельно проверить результаты на официальном портале ЕГЭ, а не ждать, пока их сообщит школа. Рассмотреть Вашу жалобу должны в течение 4 дней.
Апелляцию нельзя подать, в следующих случаях:

  1. Если написан краткий ответ на задание.
  2. Если Вы нарушили правила проведения ЕГЭ.
  3. Если у Вас неверное оформление работы.

Черновики рассмотрению не подлежат.

Претензию нужно подавать в школу, в которой Вы проходили обучение. Или другое образовательное учреждение. При подаче апелляции заявление нужно написать в двух экземплярах. Один для Вас, другой предназначен для конфликтной комиссии. Далее комиссия устанавливает дату и время проведения апелляции. Прийти можно с родителями или опекунами.
На рассмотрение Вашего вопроса будет предоставлено 20 минут. Поэтому подготовиться нужно заранее, продумать аргументы в свою защиту.

Комиссией может быть вынесено два решения:

  • Отказать в изменении выставленных балов. Другими словами, проверяющие отклоняют поданную апелляцию.
  • Внести изменение в поставленные ранее баллы. Однако в этом случае может быть и обратная сторона справедливости: баллы могут не только поднять, но и отнять, и таких случаев немало.

Поэтому готовиться к апелляции нужно серьезно — основательно изучить все критерии оценки работы.

Маленький совет напоследок от Многомудрого Литрекона: Даже если Вы думаете, что на русском языке собаку съели, все равно готовьтесь к экзамену. Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку зависит не столько от приложенных усилий в течение всего учебного года, сколько от знания клише и шаблонов, необходимых для правильного оформления знаний. Смотреть работу будут по диагонали, и форма в ней едва ли не важнее, чем содержание.

↑ Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)

Точка с запятой ставится

  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. 
  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари 

Как сдать?

Здесь Многомудрый Литрекон приводит несколько советов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Теперь Вы поняли, что подготовка должна быть всесторонней и длительной. Так что же нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому 2022 100 баллов?

Многомудрый Литрекон подвел для Вас итоги и кратко описал самые эффективные лайфхаки:

  1. Выучить правила. Для этого можно сделать домашние стен-газеты и развесить их в самых обитаемых местах. Так Вы автоматически запомните все, что нужно, и без усилий.
  2. Научиться их применять. Попробуйте общаться в соц.сетях грамотно и просите друзей и родственников поправлять ошибки. Создайте челлендж: пишите большие посты на странице и просите людей, чтобы они подмечали ошибки и недочеты. Это будет отличной мотивацией для саморазвития. В наше время принципиально безграмотно пишут только те, кто в иные времена мог бы рассчитывать лишь на статус крепостного крестьянина. Так что грамотность необходима для приобретения авторитетности в обществе.
  3. Тренироваться на практических заданиях. Этого добра очень много в интернете и бесплатно, поэтому тратиться на особые сборники не нужно.
  4. Регулярно писать сочинения. Пишите по штуке в день, они совсем не большие. Используйте нашу краткую инструкцию и шаблоны-клише.
  5. Заглядывать в гости к Литрекону, если что-то непонятно.

Изменения в ЕГЭ по русскому 2022

По сути, серьезные изменения коснулись только одного задания — первого.

Раньше необходимо было провести анализ содержания короткого текста. Теперь нужно провести стилистический анализ текста. Это было в перспективной модели, мы это предполагали.

Стоит обратить внимание на сам текст. Теперь он не такой маленький

В демоверсии текст на три абзаца, по размеру — как изложение ОГЭ. В демоверсии представлен публицистический текст. Предполагаю, что теперь там могут быть совершенно разные стили и жанры.

Задания 2 и 3 в этом блоке остались такими же: нужно верно подобрать и записать средство связи в представленном тексте (задание 2) и поработать со словарной статьей (задание 3).

Немного изменилось задание 19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Теперь это задание намного сложнее. Оно проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами. Раньше задание проверяло в 99% случаев запятые в сложноподчиненных с придаточными определительными, только одна ловушка. Теперь — это весь объем и масса красоты и хитросплетения придаточных.

Стоит обратить внимание, что за задание 16 на сложносочиненное теперь можно получить только 1 балл, как за все задания на пунктуацию. За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно

За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно.

Что нового в сочинении?

Волновавший многих вопрос по сочинению — все осталось на своих местах. Оценивание К8 (пунктуация), как и обещали, сделали чуть строже. Раньше можно было получить 2 балла за три пунктуационные ошибки. Теперь за это количество ошибок — 1 балл. Теперь схема оценивания такая:

  • нет или 1 негрубая ошибка = 3 балла (максимальный результат)
  • 1-2 ошибки = 2 балла
  • 3-4 ошибки = 1 балл
  • более 5 = 0 баллов

Таким образом, изменения ЕГЭ по русскому 2022 года не стали шоком, как это было в прошлые года

Но некоторые мелочи все же поменялись, и на них обязательно стоит обратить внимание. Представьте: вы пропустили всего одну запятую — и потеряли целый балл! А на экзамене каждый балл на вес золота.В MAXIMUM Education всегда актуальные материалы для подготовки к ЕГЭ

За это отвечает Департамент исследований и разработок: там ежегодно анализируют каждую новую формулировку от ФИПИ и обновляют наши учебники. А затем по ним с учениками работаю я. Мы тренируем пунктуацию и учимся писать сочинения так, чтобы эксперты ЕГЭ ставили за них только высший балл Хотите так же? Добро пожаловать на мои занятия!

↑ Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Тип ошибки

Примеры
Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). 
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). 
Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). 
Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов:Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС

Нарушение лексической сочетаемости 

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости:

Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: 

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

задание 5 ЕГЭ

Ожидание результатов

Результаты экзамена станут доступны в установленные сроки на специальном ресурсе, посвященном ЕГЭ. Посмотреть их выпускник может самостоятельно. Если вы отслеживали свои результаты итогового декабрьского сочинения, то вы знакомы с системой получения результатов. Следует лишь в специальные поля на сайте ввести свои фамилию, имя и отчество, указать номер паспорта и выбрать свой регион из выпадающего списка. При правильности указанных данных происходит перенаправление на страницу выпускника. Там вы увидите все доступные результаты по сдаваемым предметам, включая результаты сочинения. 

В строке, посвященной русскому языку, вы сможете найти не только общее количество баллов, но и отсканированный бланк сочинения. Это позволит оценить выставленные за него баллы и в случае несогласия подать апелляцию.

Также результаты экзаменов можно узнать в своей школе у завуча или учителя-предметника (в нашем случае это учитель русского языка). Там же вам помогут и с апелляцией, если в ней есть необходимость.

Примерно так все и пройдет в день проведения экзаменов. Надеемся,  вы помните, что русский язык в расписании находится в числе первых. А если вы не выбирали ничего кроме обязательных экзаменов, то именно с русского языка и начнется ваша экзаменационная компания. Тогда вам точно не помешают знания процедуры проведения ЕГЭ. Мы работаем, чтобы вам было спокойнее на этом волнительном испытании. Пусть вас сопровождает успех на всех экзаменах!

Исключения в окончаниях

Правописание окончаний проверяется в задании №12, то есть задании на спряжения. Ко второму спряжению, в основном, относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить, к первому — все остальные. Исключения из этого правила хорошо рифмуются, поэтому для их запоминания используются различные стихотворения. Однако сложности на этом не заканчиваются.

Существуют также слова-исключения в русском языке, которые спрягаются совсем не по правилу. Это в первую очередь разноспрягаемые глаголы, личные окончания которых соответствуют сразу двум спряжениям:

  • бежать,
  • хотеть,
  • брезжать.

А во вторую очередь — глаголы с ударным окончанием или приставкой вы-. Чтобы определить их спряжение, такие глаголы спрягают: при ударном личном окончании спряжение определяется по нему, при безударном — по окончанию инфинитива.

Отдельно стоит обратить внимание на глаголы с окончанием на -ять, в которых часто ошибаются: лелеять, сеять, кашлять и др. А вот глагол «клеить» пишется через -и-!

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы.

Виды сложных предложений:

  1. Союзные
  2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
  3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую
  1. между простыми предложениями, входящими в состав сложного
  2. при использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них.
  3. между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения.
Не ставим запятую
  1. между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так.
  2. если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не.
  3. если придаточную часть составляет одно союзное слово.
  4. перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно.
  5. перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях

Запятую ставим

между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что: Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Выводы:

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ

Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире? Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»? Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи. Сочинительные союзы: и, а, но, да

Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую. Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой. Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие. Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

  • Решай задание 20 по русскому языку с ответами.
  • и задания по русскому языку. 

Смотри также:

Знаки препинания:

  • в сложноподчиненном предложении
  • в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
  • при обособленных определениях и обстоятельствах
  • в предложениях с вводными словами
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector