Пищевые и кулинарные вузы россии 2021
Содержание:
- Воспитательная работа
- Отдел подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
- New England Culinary Institute (NECI)
- Обучение на технолога-разработчика пищевых добавок
- Факультеты, направления, специальности
- История кафедры
- Куда поступать на технолога: вузы Беларуси
- Технолог общественного питания
- Профессиональные обязанности
- Научная работа
Воспитательная работа
В настоящее время все больше уделяется внимание развитию личности обучающихся. Сегодня перед высшей школой стоит задача — формирование гармонично развитой, творческой и высоконравственной личности будущего специалиста, способного успешно действовать в условиях конкурентной среды, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью за принимаемые решения
Преподаватели кафедры стараются воспитать выпускника, который не только владеет профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и готов к постоянной работе над собой и повышению собственной культуры. В связи с этим студенты могут найти себя в искусстве и науке, спорте и общественной деятельности.
Отдел подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
Банникова Ольга Анатольевна
Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификацииbannikovaoa@mgupp.ru
Контактная информация
+7 (499) 750-01-11 доб. 6015aspirantura@mgupp.ru
Адрес: 125080, г. Москва, Корпус «А»
Волоколамское ш., д. 11, 2 этаж, в Центре науки и технологий.
Часы приема
понедельник-четверг с 09:00 до 17:00
пятница до 16:00
обед с 12:30 до 13:30
Аспирантура — первый шаг в научную деятельность на пути к всемирному признанию.
Аспирантура Московского государственного университета пищевых производств (в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ — это отличный способ продолжить свою научную деятельность и одновременно начать работать по специальности. Аспирантура предлагает много возможностей для тех, кто решает продолжить свое образование по пути конкретной специализации.
В наши дни современная образовательная программа включает в себя несколько ступеней обучения для получения высшего образования.
Первая ступень – бакалавриат (или специалитет), вторая – магистратура, и далее аспирантура.
Эта ступень обучения имеет множество плюсов: дает возможность для продвижения по карьерной лестнице в качестве научного работника, преподавателя, а также позволяет заниматься исследованиями и наукой в целом. К тому же, аспирантура дает возможность получить качественное образование у лучших специалистов, совмещать трудовую деятельность и обучение. Поступить учиться в аспирантуру могут люди, уже имеющие диплом о законченном высшем образовании магистра или специалиста.
По окончании аспирантуры выдается диплом государственного образца. Срок обучения 3-5 лет, форма обучения может быть как очной, так и заочной. Такая форма обучения идеально подойдет для тех, кто хочет продолжать развиваться в научном направлении по своей специализации.
Аспиранты, обучающиеся на очной бюджетной форме, имеют право на получение государственной стипендии.
Основные задачи отдела подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
- Разработка нормативных документов по организации и управлению подготовки научных и научно — педагогических кадров высшей квалификации в МГУПП.
- Организация учебной работы аспирантов в соответствии с федеральными образовательными стандартами обязательными при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.
- Координация исследовательской деятельности докторантов, аспирантов и соискателей, контроль за ее осуществлением в соответствии с утвержденными индивидуальными учебными планами работы.
- Взаимодействие с аспирантурами и докторантурами других вузов, с диссертационными, учеными советами по вопросам подготовки научно- педагогических и научных кадров высшей квалификации.
- Организация приема в аспирантуру и докторантуру (конкурсные мероприятия с привлечением структур университета и СМИ), прикрепление соискателей ученой степени кандидата.
- Формирование экзаменационных комиссий и организация приема вступительных и кандидатских экзаменов.
- Прикрепление соискателей ученой степени кандидата наук для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов и для подготовки кандидатской диссертаций.
- Согласование с отделами Министерства науки и высшего образования РФ вопросов, связанных с реализацией программ подготовки научно- педагогических кадров и отчетами по деятельности аспирантуры и докторантуры.
New England Culinary Institute (NECI)
Эта небольшая школа, расположенная в штате Вермонт (США), прославилась на весь мир отчасти благодаря своему методу преподавания.
Ее студенты начинают с того, что проходят небольшой курс кулинарной теории. И сразу после этого «с корабля на бал» отправляются в подмастерья к лучшим из лучших шеф-поваров мира, попасть на мастер-класс которых безумно сложно в обычной жизни.
Обучение проходит в естественных для повара условиях — не на учебной площадке, а на самой настоящей кухне одного из успешных ресторанов, где студенты под руководством педагогов и шеф-повара готовят для реальных клиентов заведения.
Основатели школы больше чем уверены: таким образом кулинарная наука постигается быстрее и качественнее всего, а около 500 выпускников школы ежегодно подтверждают эту теорию на практике.
Условия поступления
Для того чтобы попасть на основной курс, понадобится сначала получить сертификат об окончании подготовительной 15-недельной школы при институте.
Поступить в эту школу можно предварительно пройдя собеседование с одним из преподавателей школы, предоставив также эссе, рекомендательные письма и резюме, подтверждающее ваш практический опыт.
Стоимость обучения: Стоимость обучения в школе для получения сертификата составляет 12 340 долларов, включая проживание в студенческом кампусе и дополнительные расходы. Диплом бакалавра по кулинарному искусству обойдется вам в 36 140 долларов, также включая проживание в кампусе (цены уточняйте на сайте). Подробнее об обучении на сайте института.
Обучение на технолога-разработчика пищевых добавок
Специальность напрямую связана с химией, поэтому абитуриент, решивший посвятить свою жизнь созданию высококачественных пищевых добавок, доложен при поступлении сдавать следующие экзамены:
- химия и русский язык;
- математика.
Необходимо подавать документы в вузы, которые специализируются на подготовке химиков-технологов для пищевых предприятий. Конкурс на рассматриваемые специальности не слишком высокий, бюджетных мест очень много, а вакансий еще больше. Перед поступлением необходимо хорошо подготовится, начав посещать курсы по химии после окончания 8-9 класса.
Курсы Технолога-разработчика пищевых добавок
Курсы при институте химии СПбГУ
На обучение приглашаются ребята, которые желают подготовиться к поступлению в профильный вуз. Длительность обучения составляет 8 месяцев (110 ак. ч.), будущие абитуриенты смогут познакомиться не только с учебными дисциплинами, но и со спецификой профессии, вузом, работая с профессиональными педагогами.
Факультеты, направления, специальности
Узкопрофильных институтов пищевой промышленности России немного, но немало вузов предлагает относительно широкий диапазон направлений подготовки, более или менее связанных с поварским искусством. Его можно освоить в одном из структурных подразделений вузов, которые носят разные наименования:
- факультет пищевых производств (например, в СГТУ);
- Институт естествознания и стандартизации (как в МГТУ им. Носова);
- Институт спорта, туризма и дизайна, Высшая медико-биологическая школа (ЮУрГУ);
- Технологический институт пищевой промышленности (обычно в составе университетов, к примеру, в Нижегородском инженерно-экономическом – НГИЭУ);
- Институт инновационных технологий и биоиндустрии продуктов питания (МГУПП);
- Институт биотехнологии и высокотехнологичных пищевых производств (тоже МГУПП) и в других структурных подразделениях многопрофильных вузов.
Направления и профили обучения также могут называться по-разному:
- технология продукции и организация общественного питания;
- продукты питания из растительного сырья;
- продукты питания животного происхождения;
- современные технологии организации и производства продуктов общественного питания;
- технология и организация ресторанного дела;
- хлебопекарное и кондитерское производство;
- технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
По завершении выбранной программы присваиваются соответствующие квалификации:
- технолог общественного питания;
- специалист в области продуктов питания, изготовленных из растительного сырья (или животного происхождения);
- ресторатор;
- шеф-повар;
- техник-технолог хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
Из-за нехватки профессионалов в этой области и отсутствия достаточного количества профильных кулинарных вузов выпускники смежных направлений, как правило, при трудоустройстве не дифференцируются. Например, при наличии вакансии технолога на хлебозаводе туда спокойно может оформиться специалист в области растительных продуктов питания.
Чтобы повысить свои шансы на трудоустройство в индустрии гостеприимства, параллельно с учебой по бакалаврским или магистерским программам можно окончить курсы профмастерства по особо востребованным специальностям. Например, Московский университет пищевых производств предлагает сразу несколько перспективных и интересных 36–72-часовых модульных программ по спецпитанию, искусству сомелье, кавистике. Кстати, вуз предоставляет своим студентам скидки на обучение на курсах дополнительного профобразования.
Кулинарные вузы и пищевые университеты проводят обучение в различных форматах: очное, очно-заочное, заочное и даже дистанционное. После его завершения (через 4 года или 5 лет) присваивается степень бакалавра. При желании можно продолжить познавать секреты кулинарии и пищевых производств промышленных масштабов еще 2 года и получить магистерскую степень.
История кафедры
Кафедра химии создана в сентябре 2017 г. в результате объединения трех кафедр: «Общей химии», «Неорганической химии» и «Физической, коллоидной химии и управления качеством».
Кафедра общей химии создана в 1974 г. Первый заведующий — профессор Е.К. Акопов, ведущий специалист в области фазовых равновесий в многокомпонентных системах.
Большой вклад в развитие кафедры внесла доктор химических наук, профессор
Л.А. Бадовская — заслуженный деятель науки РФ, почетный работник ВПО РФ, ведущий ученый в области химии гетероциклических соединений и биологически активных веществ (БАВ) (возглавляла кафедру с 1985 по 2005 г.).Под ее руководством создано новое научное направление, связанное с изучением реакций фурановых соединений с пероксидом водорода и получением на их основе новых гетероциклических и полифункциональных соединений, обладающих комплексом полезных свойств и перспективных для использования в сельском хозяйстве, медицине и других отраслях.
С 2005 по 2013 год в должности зав. кафедрой работал д. х. н., проф. В. В. Посконин — один из ведущих специалистов в области химии гетероциклических соединений и БАВ. Под его руководством получили успешное развитие научные исследования реакций фурановых соединений с пероксидом водорода в присутствии соединений ванадия, на их основе создана методология синтеза функционально замещенных гидрофурановых и алифатических веществ.
Большой вклад в развитие кафедры в разные периоды внесли доценты В. К. Юношев,
Т. Л. Парфентьева, Л. А. Паниева, Л. М. Войтко, С. Г. Рудакова, С. П. Гаврилова, Ю. В. Найденов, С. А. Пестунова, Л. А. Солоненко, З. И. Тюхтенева, а также ныне работающие доценты Л. В. Поварова, Л. Н. Сороцкая, М. А. Тлехусеж.
Кафедра неорганической химии создана в 1963 г. доцентом С.И. Смышляевым, основавшим научное направление: «Физико-химическое исследование гидроксидов металлов и их систем». Большой вклад в ее развитие внесла доцент Т.Л. Парфентьева, которая руководила кафедрой с 1982 по 1986 г.
С 1987 по 1997 год кафедру возглавляла д.х.н., профессор В. Л. Погребная. Под ее руководством в соответствии с координационным планом АН СССР выполнялись научные исследования по теме: «Синтез, разработка и внедрение катализаторов жидкофазного окисления оксидов азота и диоксида серы». Результаты научных разработок были внедрены в промышленность.
С 1998 по 2013 год коллективом кафедры руководила д. т. н., проф. Т. Н. Боковикова. Она возглавила проведение научных исследований в области разработки высокоэффективных сорбентов, современных методов очистки сточных вод и переработки нефтешламов.
Большой вклад в развитие кафедры внесли доценты Л.А. Марченко, Н.М. Привалова,
М.В. Двадненко и В.А. Бурцев.
Кафедра физической и коллоидной химии была образована в 1931 году в составе Всесоюзного института маслобойно-маргариновой промышленности и работала в составе химико-технологического факультета при всех преобразованиях вуза. В 1936 году кафедру возглавил профессор, доктор наук П.Э. Стребейко. С 1950 по 1955 год ею руководил профессор, доктор наук А.С. Вечер. С 1958 по 1968 кафедрой заведовал доцент, к.х.н. О.Б. Краянский. В 1968-1988 годах кафедру возглавлял профессор, д.т.н. И.Т. Срывалин. С 1988 года кафедрой заведовал профессор, д.х.н. В.Н. Данилин, заслуженный изобретатель РФ, почетный работник ВПО РФ. С 2009 г. кафедрой заведовала доцент, к.т.н. Шабалина С.Г., а с 2014 г. кафедру возглавлял д.т.н. Новиков В.В.
Профессором Данилиным В.Н. была создана научная школа «Физико-химические и технические проблемы аккумулирования тепла и холода», которая внесла большой вклад в современное развитие теории создания теплоаккумулирующих составов широкого спектра действия и многоцелевого назначения — от оборонной промышленности и космической техники до пищевых и строительных технологий. Огромный вклад в развитие этого направления внесли последователи и ученики Данилина В.Н: д.х.н. Доценко С.П., доценты кафедры Шурай П.Е., Шабалина С.Г., Боровская Л.В., Долесов А.Г.
В разное время на кафедре плодотворно работали: профессор Погребная В.Л., профессора Бурылев Б.П., Акопов Е.К. доценты Омельченко Ф.С., Горохов Г.И., Улитин О.А., Н.А. Кудряшов, ассистенты Марцинковский А.В, Гнеушев М.Ю., Заика И.Т.
В 2002 г. Данилин В.Н. с учениками открыл новое направление подготовки специалистов «Управление качеством». Кафедра была переименована в Кафедру физической, коллоидной химии и управления качеством.
Куда поступать на технолога: вузы Беларуси
Если ты выбрал профессию технолога, то в список вузов для поступления войдут эти 10 учреждений.
БГТУ, как профильный вуз, предлагает 10 специальностей дневной формы и 8 программ заочного отделения. Здесь готовят инженеров-технологов для лесоинженерного дела, деревообрабатывающего производства, химической промышленности (органические и неорганические вещества), полиграфии и издательского дела. Чтобы изучить программы обучения подробнее, заходи на страничку университета.
В ГГАУ есть целый инженерно-технологический факультет с девятью различными специализациями: технология хранения и переработки зерна; технология хлебопекарного, макаронного, кондитерского производства и пищеконцентратов; технология хранения и переработки мяса и мясных продуктов; технология хранения и переработки молока и молочных продуктов. Есть дневная, заочная и заочная сокращённая формы обучения.
Серьёзной подготовкой кадров для производства занимается МГУП. В первую очередь, это задача технологического и химико-технологического факультетов. Перечень специализаций удивляет своим разнообразием: технология хранения и переработки зерна; технология хлебопекарного, макаронного, кондитерского производства и пищеконцентратов; технология консервирования, бродильных производств и виноделия; технология химических волокон; технология мяса и мясных продуктов; технология молока и молочных продуктов; технология консервирования; технология продукции и организация общественного питания. Образование можно получить на дневной, заочной и заочной сокращённой формах.
В БНТУ можно освоить специализации «Технология материалов и компонентов электронной техники» (приборостроительный факультет) и «Производство строительных изделий и конструкций» (строительный факультет).
ГрГУ имени Янки Купалы готовит технологов только для пищевой промышленности и на заочной сокращённой форме. Специальность называется «Производство продукции и организация общественного питания». При поступлении сдают два устных экзамена, а учиться нужно 4,5 года.
БГСХА и ПолесГУ специализируются в подготовке технологов для промышленного рыбоводства. Получать эту профессию можно двумя на дневном отделении и заочно.
БрГТУ отвечает за обучение инженеров-строителей-технологов, которые будут проверять качество производства сборочных и монолитных железобетонных конструкций.
ВГТУ предлагает необычную для технологов специализацию, которой нет в других вузах, — «Технология и менеджмент». То есть, в вузе учатся будущие инженеры-технологи-менеджеры для текстильного производства. На дневной или заочной форме.
В ПГУ есть одна специальность на механико-технологическом факультете — «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». После её освоения выпускник получает квалификацию «инженер-химик-технолог». Учиться можно на дневном или заочном отделении.
Технолог общественного питания
Технолог общественного питания — это специалист по разработке, производству и контролю за качеством кулинарной и кондитерской продукции на предприятиях общественного питания. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Работа технолога общественного питания является первичной в процессе приготовления пищи и определяет качество еды в общепите, ее безопасность и вкусовые качества.
Технолог, зная технологию производства продуктов питания, рецептуру блюд, закладку продуктов, технику безопасности приготовления пищи, содействует тому, что сырье превращается в высококлассный продукт.
От его добросовестности в определении качества исходных продуктов, соблюдения полноценной нормы их закладки зависит качество приготовленной еды, и, соответственно, престиж ресторана или столовой.
Специфика профессии
Работа технолога общественного питания заключается не только в работе с продуктами. Деятельность технолога гораздо шире и ответственнее.
Технолог:
- организует производство (размещает оборудование, обучает правилам пользования);
- составляет меню;
- распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу;
- проверяет нормы выхода блюд продукции;
- внедряет прогрессивные технологии в производство продукции;
- отвечает за исправность кухонного оборудования и качество готовой пищи;
- разрабатывает новые рецептуры, оформляя соответствующие нормативные документы;
- изучает новые тенденции на рынке общепита и координирует работу в соответствии с ними;
- предлагает новый ассортимент блюд с целью повышения спроса;
- контролирует соблюдение санитарных норм;
- составляет технологические карты новых блюд (расчет количества продуктов, калорийности и т.д.);
- осуществляет своевременное снабжение производства сырьем, инструментами, инвентарем и т.д.;
- принимает участие в переподготовке и повышении квалификации производственных кадров с учетом требований современности.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Постоянная востребованность на рынке труда, относительно высокий уровень зарплаты, авторитетная должность в общепите.
Минусы:
Высокая ответственность за результаты работ других людей (поваров, кондитеров); ответственность за результаты проверок надзорных органов: СЭС, Ветнадзора, органов сертификации, Госторгинспекции в части технологии и др.
Место работы
- рестораны
- кафе, кафетерии
- столовые
- бары
- мясоперерабатывающие комбинаты
- рыбоперерабатывающие заводы (консервные)
- молочные комбинаты
- пекарни
- кондитерские
- заготовочные фабрики.
Оплата труда
Зарплата технолога общественного питания зависит от места работы: уровень бюджетной столовой не сравнить с элитным рестораном. В среднем зарплата технолога в Москве составляет 50 тыс.рублей, в регионах примерно 30 тыс. рублей.
Личные качества
- высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов
- правильное цветоразличение
- хороший объемный и линейный глазомер
- тактильная чувствительность
- хорошая память (кратковременная, долговременная, зрительная)
- высокий уровень распределения и переключения внимания
- чистоплотность
- эмоциональная устойчивость
- творческие способности
- эстетический вкус
- аккуратность
- требовательность
- коммуникабельность
- организаторские способности
- ответственность
- физическая выносливость
- честность, порядочность
Карьера
Карьерные возможности технолога общественного питания невелики. При достаточном опыте работы возможен карьерный рост до руководителя группы технологов. Для получения должности заведующего производством или управляющего пунктом общественного питания необходимо профильное высшее образование.
История профессии
Первыми технологами по контролю за качеством приготовленной пищи можно считать людей, которые дегустировали королевскую еду. Им короли доверяли безоговорочно. В настоящее время профессия технолога общественного питания востребована как никогда ранее в связи с развитием и расширением сети предприятий общественного питания.
В России так называемые предприятия общественного питания в виде трактиров, корчм возникли в конце XVIII века наряду с возникновением кулинарии как науки. Контролировать качество пищи, приготовленной нанятыми людьми, приходилось хозяевам заведений. Таким образом возникла профессия технолога общественного питания.
Профессиональные обязанности
На своем рабочем месте технолог пищевого производства выполняет такие функции:
- контролирует: качество поступающего сырья, производства продукции на каждом этапе и готового продукта,
- соблюдение утвержденной технологии изготовления товаров, оптимизируя ее, если понадобится,
- правильность условий хранения, упаковки и маркировки продукции,
- соблюдение санитарных норм и правил на предприятии;
- отслеживает правильность использования специального оборудования;
анализирует возникающие проблемы, вносит предложения относительно их устранения;
разрабатывает технологическую документацию и рецептуру изготовления новой продукции; производит расчет ее себестоимости, временных затрат, норм расхода сырья;
составляет заказы на оборудование и сырье;
проводит подготовку документов на сертификацию продукта.
Научная работа
Научно-исследовательская работа кафедры направлена на разработку продуктов функционального питания, обеспечивающих рациональную структуру потребления и защиту нутрициологического статуса человека. Основные направления НИР кафедры:
- Конструирование новых продуктов питания с применением пищевых нутриентов, оказывающих влияние на экспрессию генов;
- Изучение влияния пищевых нутриентов, применяемых при разработке новых продуктов питания, на метаболические процессы,;
- Корректировка состава пищевых продуктов на основе установления закономерности влияния полиморфизма генов на нормы усвоения тех или иных пищевых нутриентов;
- Конструирование «заменителей еды» — персонализированных пищевых смесей для людей, имеющих предрасположенность к тому или иному заболеванию;
- Изучение влияния пищевых продуктов, полученных с помощью аддитивных технологий (3D-печать), на физиологические процессы ассимиляции и усвоения организмом человека;
- Разработка полифункциональных продуктов и индивидуальных рационов с применением различных видов ценного нетрадиционного сырья для людей, имеющих генетические предрасположенности к различным алиментарно-зависимым заболеваниям;
- Моделирование структуры пищевых продуктов нового поколения и др.
Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется в творческом содружестве со множеством партнерских организаций, среди которых:
- Первый МГМУ имени И.М. Сеченова (Первый мед);
- Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино);
- Физический институт имени П.Н. Лебедева РАН;
- Институт общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН;
- ФГБНУ ФНЦ Пищевых систем им. В.М. Горбатова;
- НИИ и музей антропологии им. Д.Н. Анучина ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»;
- ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» филиал НИИ ДП
- Национальная Ассоциация Квалифицированных Производителей;
- АНО «Российская система качества» (Роскачество);
- АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ);
- ООО «МаревенФудСэнтрал» (бренд «Роллтон»);
- ООО «Капитан» (компьютерное агентство по разработке программ для составления рационов);
- ГК «Черкизово»;
- ООО «Лебедянь Молоко»;
- ООО «Русская трапеза»;
- ООО «АГРОМАШ»;
- ФГАНУ ВНИМИ;
- ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат»;
- ЭкоНива-АПК Холдинг;
- ООО «Карат»;
- ООО «Вим-Биль-Данн».