Как работают наукограды в россии
Содержание:
- НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по теме: «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ»
- Что такое НИИ
- Уральский филиал Академии Наук
- АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ «НАУКА»
- Муниципалитет со статусом
- Открытость
- Больше полномочий — больше отдачи
- Этичность
- Электронная среда
- Современная значимость науки
- Современные технологии
- ФГУП «НИИСУ» приглашает Вас на практический семинар «Экономическая безопасность на предприятиях ОПК» (19-20 ноября 2018 г.).
- Заключение
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по теме: «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ»
вторник, 17 июля, 2018
ФГУП «НИИСУ» проводит
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
по теме:
«СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ»
Даты проведения конференции – 4-7 сентября 2018 года
Место проведения – г. Ялта, Республика Крым
Конференция проводится с целью обучения, обмена мнениями, а также выявления
проблем и перспектив развития стандартизации оборонной продукции при выполнении
работ по государственному оборонному заказу и выработки научно-обоснованных
рекомендаций по повышению эффективности выполнения работ, направленных на
обеспечение качества оборонной продукции.
В связи с необходимостью совместного решения ряда важнейших практических
вопросов в конференции планируется участие представителей Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и
Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Конференция ориентирована на руководителей организаций и специалистов
в области стандартизации и управления качеством оборонной продукции.
Что такое НИИ
Научно-исследовательский институт – это учреждение, созданное для проведения фундаментальных теоретических или прикладных экспериментальных исследований в определенных областях науки (информационных или пищевых технологиях, химии, математике, агрономии и растениеводстве, экономике, экологии, социологии и т. д.). В некоторых НИИ постоянно может работать небольшой коллектив из 20–40 экспертов, а для решения конкретных задач в рамках масштабных комплексных исследований по контрактам привлекаются узкие специалисты.
Со временем растущая сложность разработок потребовала кооперации знаний ученых из разных стран, и к середине XX века стали открываться международные научно-исследовательские институты. Самые известные примеры: в России – ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, по-английски Joint Institute for Nuclear Research, JINR), с которым сотрудничают 800 университетов и научных центров из 18 стран, или в Швейцарии – ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований, его русское сокращенное название – это транслитерация французской аббревиатуры CERN – Centre Europeen pour la Recherche Nucleare). С женевским центром (а по сути, научно-исследовательским институтом) сотрудничают ученые более 500 университетов из 23 стран.
За рубежом НИИ обычно называются бюро, лабораториями, центрами, институтами, научно-исследовательскими университетами (Research University).
В России самым распространенным названием организаций, занимающихся практико-теоретическими или фундаментальными академическими разработками, остается «научно-исследовательский институт». Возможных вариантов немного, но они все-таки есть:
- конструкторское бюро;
- исследовательский центр;
- научно-исследовательский полигон;
- научный центр/станция;
- институт экспериментальной медицины/психологии/ветеринарии и т. д.;
- институт проблем безопасности/управления/транспорта/нефти и газа/морских технологий и т. д.;
- научно-инженерный центр;
- центр/институт исследований.
Как правило, к официальным наименованиям этих разновидностей НИИ, которые различаются масштабами и характером исследований, добавляется уточнение «бюджетное учреждение науки». Но бывают и исключения: фундаментальной или экспериментально-прикладной наукой занимаются не только институты РАН или структурные подразделения государственных вузов. Например, «Байкальский исследовательский центр», изучающий проблемы экологии самого глубокого в мире пресного озера, – это автономная некоммерческая организация (АНО), которую создала небольшая группа молодых ученых-энтузиастов. ИНИР – Институт нового индустриального развития имени С. Ю. Витте – это некоммерческое партнерство содействия проведению научных исследований. В него входят ученые и практики промышленной сферы, которые разрабатывают проекты стратегического развития высокотехнологических обрабатывающих производств и индустриальной политики регионов.
Частных НИИ в России и в мире (за исключением США и Японии) меньше, чем государственных, но независимо от формы финансирования к середине XX столетия научно-исследовательские институты во всех странах стали устойчивой формой организации совместной научной деятельности, так как давали возможность:
- углубить специализацию штатных сотрудников;
- привлечь к сотрудничеству независимых исследователей, занимающихся различными сторонами одного научного направления;
- комплексно решать глобальные теоретические и актуальные практические задачи.
В России прообразы НИИ начали работать в начале XX века
Позже, с первых лет Советской власти развитию науки уделялось пристальное внимание. В самые тяжелые годы разрухи и гражданской войны были созданы первые научно-исследовательские институты, и с каждым годом их количество увеличивалось
К середине 50-х НИИ стали основой организационной структуры советской науки. Они создавались при Академии наук, министерствах, крупных университетах.
Сеть научных учреждений охватывала практически всю территорию страны. Их работа отличалась планомерностью и тесно увязывалась с проблемами развития народного хозяйства. Ответственность за организацию исследований по главным направлениям естественных и общественных наук была возложена на Академию наук СССР. Центральные и отраслевые НИИ занимались разработкой долгосрочных программ, обеспечивающих развитие:
- минерально-сырьевой и энергетической базы;
- ведущих отраслей промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- новых технологических процессов.
Уральский филиал Академии Наук
Какова география научного комплекса России? Ответ на этот вопрос может быть очень обширным, ведь крупные научные и исследовательские центры находятся по всей стране. Практически в каждом регионе имеется значимая лаборатория, важный НИИ или отделение Академии Наук. Кроме того, в региональных центрах работают многочисленные члены-корреспонденты Академии Наук, вокруг которых формируются сообщества, специализирующиеся на той или иной области знания.
Уральское отделение Академии включает в себя представительства, лаборатории научные станции в таких регионах, как Свердловская область и Екатеринбург, Республика Коми, Пермский край и Удмуртская Республика
Также важное место в структуре научного комплекса России занимает Южно-Уральский научный центр
Сегодня Правительство России вкладывает значительные средства и ресурсы в развитие новых отраслей науки как на базе уже имеющихся научных организаций, так и на основе новых институтов и исследовательских центров. Создаются Федеральные университеты, в рамках которых интегрируются различные ВУЗы, что дает значительные преимущества в исследованиях междисциплинарной направленности.
Кроме того, в Подмосковье создан научный центр Сколково, в котором создаются необходимые условия для развития таких отраслей знания, как нанотехнологии и программирование. В центре также действует университет, где ведут обучение по программам МБА.
АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ «НАУКА»
Ассоциация государственных научных центров «НАУКА» создана в 1995 году научными организациями, которым Правительством Российской Федерации присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации (ГНЦ РФ) с целью координации их деятельности, защиты прав и представления общих интересов ее участников. Ассоциация «НАУКА» является некоммерческой структурой способствует консолидации деятельности. Сегодня она объединяет 45 научных организаций России (ГНЦ РФ), расположенных в 7 субъектах нашей страны.
В задачи Ассоциации «НАУКА» входит осуществление взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, защита прав и законных интересов ГНЦ РФ, содействие в продвижении технологий, поиске партнеров, инвесторов как внутри страны, так и за рубежом, организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок, профессиональной учебы специалистов ГНЦ РФ. Кроме того, Ассоциация принимает активное участие в работе по законодательному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности, подготовке методических и аналитических материалов по вопросам совершенствования научно-технической сферы.
Важнейшими направлениями научно-технической деятельности ГНЦ РФ, обеспечивающими решение экономических и социальных задач, включая вопросы национальной безопасности страны, являются: ядерная физика, атомная наука и техника, химия и новые материалы, опто- и фотоэлетроника, информатика и приборостроение, биотехнологии, вирусология и медико-биологические проблемы, робототехника и машиностроение, транспорт, космос и авиация, судостроение, навигация и акустика, водоснабжение и гидрогеология, электротехника, металлургия, метеорология, селекция растений.
Большинство ГНЦ РФ имеют мощную исследовательскую базу, а также научно-технологические комплексы и выполняют полный цикл работ от фундаментальных и поисковых исследований до создания и освоения промышленных технологий.
Напомним, что статус ГНЦ РФ установлен в 1993 году Указом Президента Российской Федерации в целях создания благоприятных условий для сохранения в нашей стране ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. Статус может присваиваться расположенным на территории России предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. ГНЦ РФ выполняют исследования и разработки по широкому спектру научно-технических направлений, имеют различные организационно-правовые формы и ведомственную принадлежность.
Система ГНЦ – важнейший элемент национальной инновационной системы в области генерации знаний, перевода этих знаний в наукоемкий товар, а также подготовки научных и инженерных кадров.
Основные задачи Ассоциации
- взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти по всем вопросам деятельности ГНЦ;
- защита прав и законных интересов ГНЦ;
- содействие ГНЦ в поиске партнеров, инвесторов как внутри России, так и за рубежом;
- организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок;
- организация и содействие в проведении профессиональной учебы специалистов ГНЦ.
Органы управления Ассоциации Государственных научных центров
Высшим органом Ассоциации является Общее собрание членов Ассоциации, которое избирает Совет Ассоциации и его председателя – Президента Ассоциации.
Общее собрание членов Ассоциации избирает Генерального директора, осуществляющего оперативное руководство деятельностью Ассоциации.
Президент Ассоциации – Каблов Евгений Николаевич, генеральный директор ВИАМ, академик РАН.
Учредительные документы
Отчетность
2017 год (,)
2018 год (,)
Муниципалитет со статусом
Сам термин «наукоград» был введен в обиход в 1991 году, а соответствующий федеральный закон («О статусе наукограда Российской Федерации») принят в 1999-м. Согласно ему, наукоград — это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.
Иными словами, наукоград Российской Федерации — это статус, который присваивается муниципальной территории в соответствии с определенными критериями: это численность исследователей, объем производства научной и наукоемкой продукции и т.д. На данный момент к таким центрам в России относят порядка 70 населенных пунктов. Главным образом они сконцентрированы в Московской области и Центральной части России. Но стоит заметить, что из них формально статусом наукограда обладают только 14 городов, девять из которых располагаются в Подмосковье.
Большинство наукоградов являются комплексными, т.е. работают с широким спектром более-менее связанных научных исследований и разработок. С точки зрения отраслей промышленности самыми распространенными специализациями являются авиация, космос, ядерные исследования, автоматизация и приборостроение.
Несмотря на то что сам термин «наукоград» появился уже в постсоветской России, сама идея строительства подобных городов была реализована еще в СССР. Правда, в советские годы в наукоградах, главным образом, наука состыковалась с промышленностью, а сегодня акцент в большей степени сделан на синхронизации науки и бизнеса.
Дубна — город атомщиков и один из 14 наукоградов России
(Фото: Shutterstock)
Принципиальное же сходство советских и постсоветских наукоградов заключается в том, что они и тогда и сейчас нацелены на то, чтобы создать как можно более комфортную среду для развития ученого. Причем не только с точки зрения его конкретных компетенций, но и с точки зрения умения скрещивать разные дисциплинарные подходы, раскрывая в нем новые способности и навыки.
Открытость
Наука должна быть прозрачна, исследования — открыты всем уровням заинтересованного сообщества, вне зависимости от ученой степени. Это необходимо для свободного обмена наработками между различными научными школами и странами. Открытые ресурсы, источники и научные журналы способствуют тщательному рецензированию статей и дают опору новым исследованиям. Чтобы «оживить» науку и избежать стагнации, нужна постоянная дискуссия и обмен мнениями — представить такую картину без доступности и открытости научных ресурсов невозможно.
Еще одна задача — способствовать мобильности ученых, которая сегодня однонаправлена. Часто у нас работает схема «отучился в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре — пошел работать в вузовскую лабораторию». Но для налаживания связей и диалога научных школ, привлечения зарубежных кадров такой выход из зоны комфорта обязателен. В случае продуктивного и постоянного взаимодействия с внешним миром, обмена сотрудниками, научные исследования получат правильную «подзарядку».
Экономика образования
Зачем поступать в аспирантуру российских и зарубежных вузов
Больше полномочий — больше отдачи
Эксперты уверены, что дальнейшее развитие наукоградов более чем оправдано. Но для этого, нужно, как минимум, снять три главных препятствия, сковывающих их качественный рост:
- Отсутствие достаточной самостоятельности наукоградов;
- Низкий уровень полномочий, обеспеченности ресурсами, местного самоуправления;
- Отсутствие внятной жилищной политики.
Во-первых, как считает Николай Красников, необходимо предоставить наукоградам больше возможностей, чтобы они могли в полной мере поддерживать исследовательские разработки. «То, что делаем сейчас мы на уровне власти муниципалитета, — на грани закона. Скажем, те деньги, которые есть в муниципальном бюджете наукограда, по закону мы можем направлять только на разные городские проблемы, но на поддержку молодым ученым, строго говоря, потратить их напрямую не можем», — добавляет он.
Соглашается с этим и Михаил Кузнецов: «Мы постоянно говорим, что нужно дать наукоградам более широкие полномочия. У Сколково и инновационных научно-технологических центров они есть. Их предоставили и федеральной территории «Сириус». Но если дать такие же полномочия наукоградам, то они, уверяю вас, только увеличат налоговые поступления и будут давать больше отдачи».
Экономика образования
Как вузам России выйти на мировой уровень в НИОКР: пять факторов успеха
Во-вторых, как считает Александр Рац, «уязвимое место наукоградов — постоянная потребность в притоке молодежи, склонной к научному или инженерному творчеству. По-другому невозможно в следующих поколениях воспроизвести высокий уровень компетенций в науке и технологиях».
По его словам, по инициативе Минобрнауки с участием «Дом.РФ» сейчас уже ведутся проработки, формирующие программный подход к привлечению в наукограды и другие города с высоким научно-техническим потенциалом талантливой молодежи, включая вопросы целевого строительства жилья. «От того, удастся ли найти решения, зависит и судьба наукоградов, и, в значительной степени, завтрашний уровень конкурентоспособности высокотехнологичного сектора российской экономики», — уверен он.
Этичность
Сейчас в стране низкая правовая культура — считается, что нет ничего предосудительного в том, чтобы, например, скачать фильм с торрента или установить нелегальное ПО на компьютер. Примерно такая же ситуация с разными форматами научных работ. К примеру, по наблюдениям главного редактора «Юрайта» по контенту Александра Сафонова, около 70% всех публикаций, поступающих в электронное издательство, — плагиат.
«Со студенческой скамьи предполагается, что плагиат — это нормально, и потом сложно объяснить молодому ученому, что в науке надо действовать иначе», — считает Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, PhD, Университет Калифорнии в Беркли.
Воспитание академической этики и неприятия плагиата, фальсификации, так называемого литературного рабства — то, с чего сегодня надо начинать готовить будущих специалистов любой области, в особенности же ученых. В мировом ученом сообществе и на законодательном уровне плагиат фактически приравнивается к интеллектуальному воровству, но в российских вузах все еще встречаются случаи покупки статей и других научных работ, публикаций в журналах для повышения публикационной активности.
Электронная среда
Развитие электронной вузовской среды — приоритетная задача образовательных организаций. EdTech сегодня предлагает широкие возможности для дистанта и, как показывает практика, лучше адаптироваться к удаленному обучению в период пандемии смогли те университеты, которые уже давно начали внедрять цифровые технологии. А тем, кто приступил к этому в марте, пришлось наверстывать упущенное в условиях коронавирусного цейтнота на фоне недовольства преподавателей, учащихся и их родителей.
Экономика образования
Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике
Так, Массачусетский технологический институт (MIT) разработал собственный МООК (массовый открытый онлайн-курс) MITx с готовыми бесплатными онлайн-курсами от своих преподавателей по самым разным предметам, доступный во всем мире, а также открытый открытый ресурс с учебными материалами 2,4 тыс. учебных программ. Благодаря этим платформам учащиеся смогли безболезненно перейти на дистант, а преподаватели — почерпнуть новые форматы и идеи для онлайн-обучения, причем не только в самом MIT. Подобные платформы сегодня появляются и у нас — это, например, «Открытое образование», правда, они пока не настолько масштабны.
Экономика образования
Бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других университетов Лиги плюща
Отсутствие электронной среды или недостаточный ее уровень сегодня фактически ведут к профанации науки и студенческой практики. Но даже если многие исследования трудно реализовать в дистанте, это не значит, что на время пандемии их надо приостановить. Есть варианты, доказавшие свою эффективность в последние полгода, — в частности, это проведение удаленных исследований с помощью специального оборудования, как в уже упоминавшейся Бауманке.
В будущем, когда все эти вызовы станут средством, отечественные вузы смогут занять высокие позиции в мировых рейтингах по образовательной и научной составляющей, а престиж науки среди молодежи повысится.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Современная значимость науки
В настоящее время принципы научной организации имеют особое значение. Сложно представить себе полноценное развитие экономики государства без детального и систематического научного развития.
Существует и обратная связь – страна со слабо развитой экономикой растет существенно медленнее, происходит деградация ее населения.
Опыт последних десятилетий показал, что в тупике оказалась социалистическая система хозяйствования, связанная с методами директивного планирования, централизованного перераспределения материальных и социальных ресурсов.
В результате экономического кризиса настоящий обвал произошел в науке и образовании.
Реформы второй половины двадцатого века не удержали подобного падения, и основным источником существования советской экономики был демпинг газа и нефти. Сходная ситуация наблюдалась и в отечественной науке.
Основные симптомы кризиса в оборонной науке стали проявляться в период «застоя», а в остальных сферах – во второй половине прошлого века.
Наука начала подвергаться существенным преобразованиям. Она вынужденно переключалась на разработки и исследования, которые пользовались спросом. Таким образом, она удовлетворяла потребности общества, терял связь с государством.
Современные технологии
Чтобы научная деятельность была осмысленной и адекватной, нужно реализовать ее посредством новейших технологий. И речь не столько об обновлении материально-технической базы, сколько о налаживании взаимодействия между студентами и преподавателями, связей между наукой и образованием. Это задача методистов, организаторов образовательного процесса. Нужно также учить преподавателей актуальным академическим навыкам, например, навыку академического письма и азам цифровой грамотности.
На данный момент на международном уровне котируются единицы отечественных ученых, а большинство наших исследований уже не актуальны. Согласно рейтингу стран мира по уровню научно-исследовательской активности Science and Engineering Indicators 2019, Россия занимает 7-е место, но у нас практически нет «зеленых» исследований, а также инновационных технологических стартапов, на которые сегодня ориентируется мировое научное сообщество.
Налаживание сетевого взаимодействия вузов и коллективного использования сложного оборудования, которое значительно снизило бы расходы университетов, — еще один вызов. Об этом в последнее время говорят и в Минобрнауки, нацеливая Программу стратегического академического лидерства именно на формирование новых связей и кооперацию университетов между собой и другими образовательными организациями. Зачем «изобретать велосипед», если можно попросить у коллег? Например, в МГТУ им. Баумана используется радиотелескоп, на котором студенты и ученые не только Бауманки, но и других учебных заведений выполняют лабораторные работы. К его аппаратуре введен удаленный доступ, что активно использовалось весной в разгар пандемии коронавируса.
Экономика образования
Университет вещей: как вузам стать технологическими центрами компетенций
ФГУП «НИИСУ» приглашает Вас на практический семинар «Экономическая безопасность на предприятиях ОПК» (19-20 ноября 2018 г.).
вторник, 2 октября, 2018
В рамках семинара будут рассмотрены политика экономической безопасности
на предприятии, определение экономических рисков и построение корпоративной
защиты на предприятии, проведение отдельных мероприятий, направленных на управление
экономическими рисками, способы управления рисками, признаки опасности при
определении надежности контрагентов, система внутренних проверок и финансовых расследований.
Семинар проводит Панкратьев В.В. – специалист в области корпоративной
безопасности и управлению рисками, преподаватель — консультант, автор и
ведущий обучающих программ по проблемам защиты бизнеса в Российской
академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Московской бизнес-школе и других учебных заведениях.
Место проведения: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, 37/10.
Дата проведения семинара: 19 — 20 ноября 2018 г.
По окончании семинара будет выдан Сертификат установленного образца.
Заключение
Исследовательские организации, функционирующие на территории РФ в настоящее время, в основном являются структурными единицами Академии наук, либо ее ведомственных подразделений. На базе многих учебных заведений высшего звена разработаны программы, предполагающие проведение серьезной научно-исследовательской работы студентами.
Понимая важность и значимость вовлечения молодого поколения в проектную и исследовательскую деятельность, министерством образования и науки РФ были разработаны и внедрены новые образовательные стандарты в детские сады и школы. Их требования подразумевают проведение исследований и разработку проектов в школах как обязательный элемент образовательной и воспитательной работы государственных образовательных учреждений
Такая политика государства позволяет вовлекать ребят в фундаментальные исследования еще вовремя из обучения в школах, гимназиях, лицеях. Некоторые учебные заведения высшего звена сотрудничают с общеобразовательными организациями, привлекая старшеклассников к проведению экспериментов в специализированных учебных заведениях.
Ребята, которые сотрудничают с профессиональными лаборантами, квалифицированными академиками, получают не только дополнительные теоретические знания, но и навыки коммуникативного общения, формируют основу ведения научной дискуссии.