Почему методисту полезно быть «чайником»: разговор о модной профессии

Кто такой методист: историческое ревью и работа в современных реалиях

Методист — специалист, объединяющий образовательные модели и методики в единый образовательный процесс. 

Роль методиста появилась с зарождением самого обучения — еще в Древнем мире и античности. В те времена они назывались наставниками. Долгое время методистом был преподаватель, поскольку он был единственным носителем знания, однако база профессии методиста зародилась с появлением учебной литературы, в том числе религиозной. 

Уже тогда выбирали, как подавать информацию, как преподавать. Продолжается эта тенденция и в период появления первых классических университетов в эпоху Просвещения. 

Волна интереса к тому, как обучается взрослый, появилась во время Второй мировой войны. Это было обусловлено потребностью в короткие сроки подготовить военных и рабочих предприятий. 

Именно тогда всерьез стал рассматриваться вопрос о переосмыслении процесса обучения и его эффективности. Существует гипотеза, что эти исторические события стали толчком к появлению понятия instructional design — направления, изучающего образовательный процесс. 

Чуть позже это направление развивалось благодаря появлению в образовательной сфере новых технологий — радио, кинопроекторов, фотографии. Привычные способы преподавания устарели и стали менее эффективными, в обществе появились новые запросы, что потребовало пересмотра подхода к образовательному процессу. В 1960-е годы появилась андрагогика — обучение взрослых.

Сегодня методист — это тот, кто осознанно выбирает проектировать образовательную среду, а не преподавать. Не играющий тренер, а тренер «на скамейке». Деятельность методиста ближе к исследователю, чем к открывателю. Порог входа в профессию сегодня заметно снижается во многом из-за популярности, разнообразия форматов этой профессии. Давайте разберемся в терминах.

Training and development — обучение и развитие персонала. Как это работает?

Где учиться

Образовательных программ, готовящих отдельно методологов, нет. Методология изучается применительно к каждой отдельной науке в любой программе высшего профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура).

Методологию можно осваивать, повышая квалификацию на базе высшего профессионального образования и пройдя подготовку по программе «Методист образовательной организации».

Есть авторские онлайн-курсы и программы онлайн-университетов, благодаря которым можно освоить профессии методиста и педдизайнера, например:

  • онлайн-курс «Профессия Методист с нуля до PRO», Skillbox;
  • онлайн-курс «Проектирование обучающих онлайн-курсов», онлайн-университет «Первое сентября»;
  • онлайн-курс «Профессиональный онлайн-методист. Методология и лучшие практики разработки сценариев электронных курсов» — онлайн-магазин «Ракурс»;
  • онлайн-курс «Методист образовательных программ» — Новый бизнес-университет;
  • методическая мастерская Ксении Злотниковой.

Также есть авторские онлайн-курсы, посвященные конкретно методологии. Это «Курс на миллион» Александры Горевой-Куртышевой и буткемп по методологии Михаила Дашкиева.

Сколько получают методисты?

Зарплата новичка составляет около 30 тыс. рублей в месяц. Специалист с опытом может получать от 40-50 тыс. и до 80-100 тыс. рублей. В сфере онлайн-образования встречаются вакансии, где предлагают заработок на уровне 150 тыс. рублей в месяц.

На фрилансе доход зависит от количества и сложности проектов. Например, стоимость услуг методиста при запуске нового курса может составлять 20-30 тысяч рублей. Начинающие берут за час работы порядка 300 рублей, фрилансеры с опытом – 1000-1500 рублей за час.

Самые высокие зарплаты предлагают учреждения дополнительного образования и онлайн-курсы.

Образец должностной инструкции воспитателя детского сада

1. Общий раздел

  1. Лицо, претендующее на работу воспитателя детского сада, должно удовлетворять следующим правилам по квалификации:
    • средне-специальное или высшее образование по профилю «Образование и педагогика»;
    • документы, удостоверяющие успешно пройденный медицинский осмотр;
    • соответствующий опыт работы от 1 года.
  2. Воспитатель детского сада подчиняется заведующему учреждением.
  3. Воспитатель детского сада принимается на работу и увольняется с неё соответствующим указанием руководителя учреждения.
  4. Во время отсутствия воспитателя её функции выполняет другая работница детского сада, назначенная его заведующим.
  5. Воспитатель детского сада должна владеть комплексом умений в следующих областях:
    • законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют сферу её деятельности;
    • приемы оказания немедленной медицинской помощи;
    • основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися, с учетом возрастной специфики;
    • стандарты общения с детьми;
    • возрастные особенности учащихся;
    • приемы мониторинга деятельности учащихся;
    • теоретические основы дошкольного педагогического воспитания;
    • методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
    • основные современные техники обучения детей;
    • методы общения с детьми и их родителями;
    • этические нормы, применяемые в учреждениях детского образования;
    • нормы ведения соответствующей документации;
    • структура, основной кадровый состав, правила детского сада;
    • правила обращения с соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением в области создания презентаций, проведения мультимедийных занятий и других мероприятий;
    • нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
  6. Воспитатель детского сада руководствуется:
    • действующим законодательством, отраслевыми нормами и правилами;
    • соответствующей документацией учреждения;
    • положениями этой инструкции.

2. Обязанности

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

3. Ответственность

Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
  2. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
  3. Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
  4. Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.

4. Права

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Методолог, методист, Training&Development-менеджер и дизайнер образовательного опыта: в чем разница и имеет ли это значение?

На рынке часто путают термины: в вузах используют термин «методист», в EdTech — «методолог». Этот термин хорошо прижился в инфобизнесе: авторы ссылаются на «уникальную методологию», термин «методолог» популяризирован.

Исторически методология в России связана со школой советского методолога и политического технолога П.Г. Щедровицкого и Московским кружком методологии. Для них методолог — тот, кто создает организационно-деятельностный опыт (часто в форме игры) а также среду, стимулирующую практически- и деятельностно-ориентированное мышление.

Новая должность в образовательной среде — Training&Development-менеджер — менеджер по развитию персонала. Он   выявляет потребности в обучении сотрудников, формирует предложение, кадровый резерв, проводит аудит результатов и эффективности обучения. О типологии T&D-менеджеров мы рассказывали в этой статье.

Рассмотрим термин «методист». Методист — одна из функций Training&Development-менеджера. Деятельность методиста включает изучение форматов обучения, исследования и эксперименты внутри организации, тестирование новых инструментов и гипотез и исследование запроса аудитории. Должностная инструкция методиста также включает оценку результатов обучения. 

Термин «дизайнер образовательного опыта» чаще всего используют прогрессивные образовательные учреждения вроде Universal University и организации, которые делают упор на дополнительном профессиональном образовании, обучении взрослых, повышении квалификации. 

Из-за того, что эти организации существуют в условиях конкурентного рынка, им важно оценивать не только качество образования, но и опыт ученика, ведь помимо знаний они должны предоставлять сервис. Дизайнер образовательного опыта — специалист, который разбирается не только в методологии, но и в том, как человеку комфортно учиться, он создает среду для эффективного обучения

Какие качества в работе нужны методисту

  • Неумолимая страсть к обучению;
  • Стремление не только узнавать новые темы, но и техническую сторону построения процесса обучения: в какой программе создать презентацию, как применить дизайнерское оформление, какие вспомогательные элементы добавить;
  • Системность: от хаоса к порядку. Одна из основных задач методиста — умение раскладывать по полочкам разрозненную информацию. Выстроить стройную подачу мысли, преподнести ее максимально понятно даже для зрителя далекого от темы;
  • Эмпатия. Хорошую обучающую программу намного проще выстроить, если уметь вставать на сторону ученика. С какими знаниями он пришел? Какие у него могут возникнуть вопросы? Понимая это, методист закрывает все вопросы учебным материалом последовательно;
  • Работа в команде. Методист — важная деталь большого механизма. Он всегда является частью команды и должен уметь коммуницировать и договариваться;
  • Умение отстоять свою точку зрения. С продюсером и экспертом нужно согласовывать программу обучения и для этого нужно уметь объяснить, почему вы выбрали именно такой подход в обучении, выстроили такую последовательность раскрытия тем, а не иную.

Умения, которые всегда нужно развивать методисту, чтобы стать экспертом:

  1. Умение упрощать, систематизировать, структурировать, визуализировать контент.
  2. Выбирать подходы, которые мотивируют учеников продолжать учиться и помогают доносить информацию онлайн максимально понятно.
  3. Подбирать решения для успешной реализации технических задач.
  4. Анализировать эффективность обучения.
  5. Уметь применять результаты анализа и дорабатывать учебные материалы.

Сколько может зарабатывать методист онлайн-школы?

Методист в проекте – это, чаще всего, наемный сотрудник, который оформлен в штате по гражданско-правовому договору. По крайней мере, такими должны быть взаимоотношения с работодателем. Этот специалист не является партнером руководителя, он получает просто хорошую и стабильную заработную плату. Не нужно думать, что он зарабатывает сотни тысяч рублей в месяц.

Эта работа подходит целеустремленным людям, которые ходят получать доход, работая дома на компьютере. Как показывает анализ сайтов по поиску вакансий, такой специалист получает от 30 000 руб. в месяц. Все будет зависеть от количества задач, сложности целей и щедрости заказчика. При этом сами заказчики в первую очередь смотрят на опыт соискателя и его кейсы. Из дополнительных требований часто заказчики смотрят на навыки копирайтинга, умение продать продукт компании.

Вряд ли получится совмещать несколько проектов, методолог всегда загружен максимально. Через год работы уже можно будет претендовать на доход от 50 000 — 60 000 руб. и выше. Некоторые заказчики платят еще и процент от продаж. Поэтому трудно назвать точную цифру, которую может получать методолог. Вполне возможно зарабатывать и 100 000 руб. в месяц.

I. Общие положения

  1. Методист учебного отдела относится к категории специалистов.
  2. Методист учебного отдела должен знать:
    1. 2.1. Конституцию Российской Федерации.
    2. 2.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
    3. 2.3. Требования государственных образовательных стандартов.
    4. 2.4. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.
    5. 2.5. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.
    6. 2.6. Современные формы и методы обучения и воспитания студентов.
    7. 2.7. Основы делопроизводства.
    8. 2.8. Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.
    9. 2.9. Постановления, распоряжения, инструкции, приказы по учебной работе.
    10. 2.10. Основы трудового законодательства.

Методист в детском саду это кто

  • Чем занимается методист в детском саду
  • Что входит в обязанности психолога детского сада
  • Как оформить методический кабинет

Первый помощник

Методист в детском саду курирует воспитательную работу. В его обязанности входит контроль над работой воспитателей и других педагогических работников (музыкального руководителя, логопеда, психолога), проверка планов воспитательной работы, составление расписания занятий, необходимых и обязательных. Подготовка проведения занятий. Также посещение этих занятий, их анализ.

В круг полномочий методиста детсада входит работа с молодыми специалистами, прибывшими в дошкольное учреждение. Методист обязан оказать помощь на начальном этапе работы молодому педагогу, помочь в организации работы с детьми.

Хотя стоит сказать, что главной функцией современного методиста детсада является отнюдь не контролирующая, а прежде всего направляющая.

Методист обязан доводить до сведения педагогов дошкольного учреждения все нововведения в сфере образования в целом, и в частности дошкольного, разъяснять непонятные моменты, проводить индивидуальную работу с воспитателями.

Как найти методиста?

  • Если вам нужен сотрудник на удаленную работу или фрилансер для выполнения разового проекта, добавьте вакансию на сайт Kadrof.ru. Это бесплатный сервис для работодателей.
  • Чтобы найти сотрудника в офис, можно разместить вакансию на сайте HH.ru или Яндекс.Работа.

Рекомендуем

Профессия оптимизатор сайтов

Оптимизатор веб-сайтов часто воспринимается как технический специалист, но желательно, чтобы он мог творчески подходить к оптимизации сайта, …

Профессия PHP-программист

Если вы хотите заниматься разработкой сайтов, эта профессия – для вас. Язык PHP – самый востребованный в сфере веб-разработки. Его основы можно …

Лучшие вузы для обучения

В профессиональных кругах широко известны несколько столичных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Выпускник этого вуза умеет решать различные проблемы, возникающие в учебных заведениях, он способен профессионально развиваться, чтобы соответствовать новым тенденциям в педагогике.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) – один из самых авторитетных вузов в стране. Здесь можно получить педагогическое и психолого-педагогическое образование по бакалаврским и магистерским программам.
  • Государственный гуманитарно-технологический университет (Московская область, г. Орехово-Зуево). Кроме учителей-предметников в вузе готовят специалистов по профилям «Психология и социальная педагогика» и «Психология образования».
  • Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) в Институте психологии им. Л. С. Выготского обучает специалистов по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образования». Выпускники вуза после получения необходимой практики в школе или дошкольных учреждениях могут работать методистами разного уровня.
  • Московский городской педагогический университет предлагает максимально приближенную к профессии методиста специальность «проектирование образовательных систем».

Есть и региональные вузы, дающие хорошее образование, например:

  • Челябинский государственный университет (программа бакалавриата «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования». Специалисты, выходящие из стен этого вуза, могут оказывать поддержку не только ученикам, их родителям, но и другим учителям.
  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск). Студенты структурного подразделения вуза – Института педагогики, психологии и социологии – получают квалификацию, достаточную для того, чтобы работать методистами в школе и детском саду.
  • Мурманский арктический государственный университет (Психолого-педагогический институт, направление «Психология образования»).

Многие учителя начинают свою трудовую деятельность в школах и детсадах после окончания педколледжей, обучаясь тонкостям профессии в вузах на заочном отделении. В таком случае лучше поступать в ссуз, который входит в структуру классического или педагогического университета, чтобы позже получить шанс на льготное зачисление и обучение по сокращенной программе.

Где может работать методист

Как говорилось ранее, такие специалисты нужны в образовательных учреждениях. Это детские сады, школы, колледжи, университеты, дома культуры. Везде, где есть преподаватели и ученики.

Специального обучения на методиста не бывает. Им может стать любой человек, который прошёл от самых низов, понимает специфику работы и должностные обязанности.

Часто администрация не видит полной занятости сотрудника и старается загрузить его ещё больше. Например, организовать мероприятие, пообщаться с родителями и т. д. На каждом месте у методиста свои обязанности, которые обговариваются при приёме на работу. Лучше всего заключить договор, чтобы в будущем администрация не добавила дополнительный объём труда при такой же заработной плате.

Права

Методист учебного отдела ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

3.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.4. Выносить на рассмотрение руководства вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.6. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.7. .

Что такое методология

Человечество активно развивается и стремится понять, по каким причинам достигается тот или иной результат. В этом помогает методология (от греч. metodos — «путь», «исследование», «прослеживание»). Любая попытка объективно проанализировать объект, событие, ситуацию, процесс — уже методология (в той или иной степени). В каждой науке есть своя методология, и она напрямую зависит от системы, в которой применяется. И везде должна быть обоснованной — в этом задача методологов, которые создают и / или совершенствуют системы, организующие какую-либо деятельность.

Есть методологи технологического проектирования, методологи химических процесов, продуктовые методологи — этот список легко продолжить относительно любой профессии, сферы, ниши. И сейчас, когда появляется все больше новых профессий и учебных программ, особенно нужны методологи образования.

Основные задачи, навыки и умения методолога

Специалист по разработке онлайн-курса выполняет много задач, но самое главное, что он должен уметь делать – это выстроить логику обучающего процесса, прояснить цели с заказчиком и придать структуру материалам проекта.

Методолог непосредственно должен разговаривать с заказчиком, чтобы понять, каких целей тот хочет достичь, так как у каждого курса – цели могут быть разные. Очень часто заказчики сами не понимают, что они хотят получить, какой конечный продукт видится им в итоге. Задача формулируется туманно: «нам нужно разработать курс и побыстрее, горят сроки». А когда методолог начинает узнавать подробнее, задавая конкретные вопросы, то выясняется, что заказчику вовсе не нужен сценарий курса, вместо этого задачу можно решить с помощью буклета или брошюры.

Грамотные методологи просят заказчиков заполнить бриф – это список вопросов, которые помогают сформулировать цель и составить четкое техническое задание. В 2-3 предложениях цель и задачи курса объяснить не получится, поэтому заказчики письменно должны заполнить этот опросник. И чем больше будет правильных вопросов, тем качественнее сможет выполнить свою работу методолог и удовлетворить потребности своего клиента.

После заполнения брифа стороны могут обсудить детали при личной встрече или созвониться по видеосвязи.

Чтобы создать работающий сценарий онлайн-школы, нужно выяснить у заказчика, чему должны научиться ученики, и от его ответа будут зависеть стратегии, которые применит методолог. На основе цели из брифа может быть разработано тестирование по онлайн-курсу.

Какие еще задачи выполняет методолог:

  • методическое управление проектами по онлайн-обучению;
  • разработка офлайн-, онлайн- и смешанных программ обучения;
  • создание программ офлайн- и онлайн-мероприятий;
  • запуск и развитие профессиональных сообществ.

На стадии проектирования онлайн-школы можно выделить несколько этапов. Отметкой «+» я обозначил функционал методиста:

  1. + Подготовка концепции курса. На этом этапе происходит анализ всей информации, которая получена от заказчика (цели, задачи, запросы аудитории и т.д.)
  2. + Поиск и подготовка экспертов для курса.  Может выполнять методист, но может и продюсер или руководитель проекта.
  3. + Детализация концепции курса. 
  4. Набор учащихся на курс.
  5. + Проработка программы. 
  6. + Подготовка к старту.  Проверка эксперта, платформы, материалов. На этом этапе к методисту подключаются эксперт и продюсер.
  7. Проведение обучения на курсе.
  8. + Оценка результатов обучения и качества продукта. 
  9. Соблюдение договоренностей (оплаты и прочее).
  10. + Анализ обратной связи и итогов запуска курса. 

Перейдем к навыкам и умениям, которыми должен обладать методист:

  • применение методик онлайн-обучения;
  • распределение ролей для создания курса;
  • ранжирование этапов разработки;
  • выбор форматов и подходов к обучению;
  • умение упрощать, структурировать, систематизировать и визуализировать контент;
  • выбор технических решений для реализации учебных задач;
  • оценка эффективности обучения;
  • применение способов мотивации обучения учащихся;
  • умение выступать онлайн

II. Должностные обязанности

Методист учебного отдела:

  1. Ведет учет движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления.
  2. Регистрирует входящую и исходящую переписку.
  3. Готовит расписания экзаменов и зачетов.
  4. Составляет документацию, необходимую для организации сессий (списки студентов, информационные карты экзаменов, списки преподавателей, перечни предметов в соответствии с учебным планом, др.).
  5. Контролирует проведение ежемесячных аттестаций студентов по текущей успеваемости и посещаемости.
  6. Ведет книгу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии.
  7. Контролирует оформление учебной документации (аттестационных, экзаменационных и зачетных ведомостей (листов)) и заполнение журналов групп преподавателями.
  8. Проводит сверку записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах).
  9. Осуществляет сбор информации для учебных карточек студентов.
  10. Оформляет:
    1. 10.1. Учебные карточки студентов.
    2. 10.2. Переводные дела студентов.
  11. Готовит проекты приказов факультета по студенческому контингенту для отдела кадров.
  12. Осуществляет подготовку документации по организации учебного процесса для декана, учебного отдела.
  13. Заверяет копии приказов и распоряжений по деканату.
  14. Обеспечивает выделение аудиторий для проведения учебных занятий.
  15. Координирует необходимое перемещение студентов и преподавателей.
  16. Координирует работу старост учебных групп, осуществляет контроль за ведением журналов учебных групп.
  17. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий (его изменению) и по вопросам учебного процесса.
  18. Осуществляет контроль за выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий экзаменов и зачетов.
  19. Подготавливает доклады начальнику учебного отдела о соблюдении профессорско-преподавательским составом учебной и трудовой дисциплины.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector