Что такое кафедра, факультет и деканат в университете

Базовое и военное отделения

В современных высших учебных заведениях активно формируется базовая кафедра. Её специфика заключается в ориентированности на потребности и интересы бизнеса, производства. На должность преподавателя привлекаются педагоги, студенты-практиканты. Принцип работы базовой кафедры — вовлечение студентов в специальность, повышение качества образования, открытие возможностей для карьерного роста.

Подготовка специалистов ведётся по просьбе конкретного бизнеса. После защиты дипломной работы студенты начинают работать на данном предприятии. Выпускники прикладной информатики политехнического университета привлекаются на работу в следующие компании:

  1. Acronis;
  2. Virtuozzo.

Компании, которые предоставляют учебную базу, заинтересованы в сотрудничестве с квалифицированными специалистами. В университетах формируется военная кафедра, на которой готовят офицеров, рядовых и сержантов запаса. Выпускники получают не только диплом о высшем образовании, но и военный билет. В нём ставится отметка о прохождении срочной службы. Студентам предоставляется возможность в период учёбы заключить контракт с Министерством обороны. Таким способом они обязуются отслужить 3 года после получения диплома.

Сравнение

Можно сказать, что факультет это «голова», а кафедра – руки, которые подчиняются командам «сверху». Так, например, декан может установит сроки защиты дипломных работ и обозначить особенности организации научных мероприятий. 

Кафедра в университете возглавляется профессором или доцентом, являющимся членом преподавательского состава. Он, по сути, руководит своими коллегами, стараясь решить поставленные перед кафедрой задачи и правильно организовать научно-исследовательскую деятельность. Слово начальника является важным, однако руководство факультета имеет куда больше власти, если речь заходит об особенностях реализации учебного процесса.

Базовые кафедры РЭУ

Базовая кафедра компании «1С»

Специализация: кафедра готовит IT-специалистов. Основные направления:

  • Разработка и внедрение программного обеспечения корпоративных информационных систем 
  • Бизнес-анализ и консалтинг 
  • Прикладное программирование 
  • Системное программирование

Большинство занятий проводится в офисах компании «1С».

Год основания: 1991 год.

Результаты: большинству выпускников предлагается рабочий оффер в компанию 1С.

Особенности поступления: приём по заявкам.

Базовая кафедра Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала»

Специальность: кафедра считается одной из самых старейших с России и готовит как бакалавров, так и магистров по следующим направлениям:

  • Экономика и управление человеческим капиталом,
  • Кадровый консалтинг и аудит,
  • Стратегическое управление персоналом организации.

Стажировки студентов проходя в Торгово-промышленной палате. 

Год основания: 1945 год.

Результаты: высокий процент трудоустройства в Торгово-промышленную палату.

Особенности поступления: внутренние вступительные экзамены. 

Виды факультетов в вузах России и университетах мира

Корпус журналистики в МГУ

Прежде всего, стоит отметить, что во всех государственных вузах России обучение может проводиться как бесплатное, так и платное. Бесплатное образование может получить каждый гражданин страны на основе успешно сданных вступительных экзаменов, но только в том случае, если оно первое. Каждый вуз может предоставлять разное количество бюджетных мест для поступающих. Для каждого факультета это количество, как правило, варьируется. Некоторые негосударственные учебные заведения также постепенно вводят бесплатные места.

Внебюджетные факультеты чаще всего существуют в негосударственных вузах, обучение на них студент должен оплачивать сам. Государственные вузы имеют хотя бы несколько бюджетных мест.

Количество факультетов в российских университетах зависит от размера учебного заведения и его направленности. Если это узконаправленный вуз, который работает над подготовкой студентов в определенном профильном направлении, то их количество составляет примерно от пяти до десяти. В крупных классических вузах их может быть гораздо больше. Лидером среди российских вузов является МГУ им. М.В. Ломоносова, который насчитывает 43 факультета. Каждій из них ежегодно может принять в среднем от 80 до 200 человек. Все зависит от масштабности учебного заведения и актуальности конкретного направления.

В вузах России существует большое количество различных направлений и факультетов, самыми популярными из них являются:

  • Психология
  • Педагогика
  • Юриспруденция
  • Экономика
  • Журналистика
  • Медицина.

Мировые университеты, как правило, имеют узкую специализацию, которая выпускает студентов определенной направленности. Американские вузы имеют большое количество факультетов, они отличаются от прочих университетов с мировым именем качеством обучения, а также его стоимостью. Обучение в США обойдется в копеечку, наука и образование в этой стране являются весьма дорогим удовольствием. Самыми популярными направлениями являются технические специальности и журналистика.

Выбирая из множества вузов и специальностей, стоит помнить о том, что выбор этот очень важен. Фактически, он является судьбоносным. Абитуриенты часто подают документы сразу на несколько факультетов, надеясь, что куда-нибудь да поступят. А если результаты высокие и одновременно открывается много дверей, то сложность выбора стоит еще острее, чем в начале. От этого решения будет зависеть и дальнейшая жизнь, и карьера.

Чтобы немного упростить эту сложную задачу, посмотрите видео о том, какие профессии самые востребованные в современном мире.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Какие еще изменения предстоят

Все эти преобразования совпадают с переходом университета на обновленные образовательные стандарты (ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право разрабатывать оригинальные стандарты, отличные от ФГОС), предусматривающие значительное сокращение аудиторной нагрузки. Так принято в ведущих университетах мира, где минимум в полтора раза меньше контактных часов, но гораздо больше консультаций, самостоятельной работы и ответственности студентов. Чтобы реализовать обновленные стандарты, будет увеличено число учебных ассистентов, которые помогают преподавателям (консультируют студентов, проверяют письменные работы); к руководству студентами, научным практикам, проведению научно-учебных семинаров будут активнее привлекаться сотрудники научно-исследовательских структур ВШЭ.

В течение ближайших двух-трех лет нам предстоит серьезная работа по развитию кадрового состава ВШЭ. Коллега ценен для университета и как исследователь, и как преподаватель. Он вносит вклад в репутацию университета, если он ведет исследования и публикуется и (или) если он любим студентами, что подтверждается результатами студенческих голосований. Понятно, что преподаватели, популярные у студентов, будут в наибольшей степени востребованы руководителями образовательных программ. Сегодня академические надбавки получают 40% наших коллег, надбавки лучшим преподавателям — еще 40% (частично эти множества пересекаются).

Те же, кто не соответствует высоким профессиональным требованиям, должны повышать свой уровень — или покидать университет

При этом исключительно важно, по мнению ректора, чтобы ВШЭ не потеряла тех коллег, которые просто нуждаются в помощи, но готовы справляться с задачей своего профессионального роста. Поэтому один из ключевых элементов программы развития Вышки — это повышение квалификации преподавателей, поддержка «научного письма» на иностранных языках и включение привычных для них научных журналов в международные базы знаний

Что такое кафедра и факультет

Факультет – это структурная единица высшего учебного заведения, его административное и учебно-научное подразделение, осуществляющее организацию учебного процесса при подготовке студентов и аспирантов по определенной специальности. В область ответственности факультета входит также руководство кафедрами, выполняющими научно-исследовательскую работу по определенным направлениям и ведущим преподавание соответствующих учебных дисциплин.

Кафедра – структурное подразделение факультета, которое несет ответственность за преподавание учебных дисциплин, организацию воспитательной работы, проведение производственных практик, подготовку и повышение квалификации кадров. Кроме того, кафедра – научно-исследовательское звено факультета и одна из его методических подструктур.

Виды деятельности

Далеко не каждый знает, кем может работать филолог. Из-за этого люди часто игнорируют эту профессию, стараясь найти для себя более популярные варианты. Осведомлённые личности намеренно выбирают филологические факультеты, так как это даёт возможность применить полученные знания в различных областях.

Обладатель диплома филолога может занимать следующие должности:

Учитель. Литература и русский язык являются обязательными предметами во всех образовательных заведениях страны. Поэтому найти работу дипломированному специалисту будет довольно просто. Если нет желания работать в школе, то можно организовать специальные курсы и применять дистанционное обучение.
Репетитор. Филолог может стать прекрасным помощником абитуриента, который готовится к поступлению в вуз. Кроме этого, у обладателя этой профессии есть возможность консультировать студентов филологических факультетов и помогать им выполнять курсовые или дипломные работы.
Переводчик. Люди с филологическим образованием и доскональным знанием русского языка востребованы в странах Европы и Америки. Там они выполняют роль переводчика на различных деловых встречах. Кроме этого, они могут переводить документы или помогать иностранцам осваивать русский язык.
Писатель или редактор. Грамотно изложить свои мысли может далеко не каждый. Однако филологи без труда справляются с этой задачей. Представители этой профессии часто становятся популярными писателями или редакторами чьих-либо произведений.
Учёный. Филологи, занятые в научной сфере, занимаются вопросами возникновения и развития языка. Они перечитывают десятки древних книг, стараясь составить полную картину становления родной речи.
Журналист. Специалистов в области филологии всегда рады видеть у себя различные СМИ (газеты, телеканалы, интернет-ресурсы). Филолог может выполнять работу редактора, составителя текстов или специалиста по работе с аудиторией.
Помощник предпринимателя. В обязанности такого сотрудника может входить составление речи для своего начальника, проверка бумаг на грамотность или обучение определённых лиц азам ораторского искусства.

Университет и государство

С первых лет своего существования университеты пользовались привилегиями, полученными от римских пап, германских императоров и прочих правителей. Привилегии эти нередко охраняли ученое сословие от произвола на местах. Грустная ирония состоит в том, что как только в Европе сложилось современное государство, университеты быстро попали в его цепкие лапы, утратив былую свободу.

Взять хотя бы деньги. С одной стороны, власть нередко выступала и продолжает выступать щедрым спонсором науки, за что ей большое спасибо, с другой — не слишком ли высокую цену платит университет, когда принимает средства у сильных мира сего?

В России эта проблема постоянно напоминала о себе и в царские времена, и в советские, и в постсоветские: государственное финансирование использовалось как средство давления на науку и образование — без денег не будет ни того, ни другого. Уйти от этой проблемы, перестав дружить с государством, российские университеты не могли.

В период правления Романовых учредителями университетов всегда были монархи и их фавориты, для которых высшее образование — это просто овладение знаниями и навыками, необходимыми идеальному подданному империи, чтобы она могла поддерживать свою жизнеспособность и воевать с недругами.

По мере того как хватка властей становилась крепче, университеты утрачивали былые привилегии, превращаясь из свободных корпораций в государственные ведомства. В течение XIX века университетская автономия ограничивалась повсеместно — в Испании, Италии, Румынии, Великобритании, немецкоязычных странах.

Разумеется, это не значит, что ученое сословие безучастно наблюдало за укреплением абсолютизма

Можно назвать немало случаев, когда профессора отважно бросали вызов власти, правда, и получали они за это по полной программе

Известный пример — демарш «Гёттингенской семерки» в 1830-е годы, когда семеро профессоров Гёттингенского университета, среди которых были и знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, выступили против короля Ганновера, объявившего себя выше закона. Все семеро были уволены из университета и изгнаны из страны.

Власть государства над университетами сильнее всего ощущалась в тоталитарных режимах ХХ века. Профессора и студенты немало пострадали в годы советских и нацистских репрессий. «Большой террор», Холокост, борьба с «безродным космополитизмом» — бесследно эти события для университетов не прошли. Участие в репрессиях принимали и студенты, и профессора. В Третьем рейхе к нацистской партии в начале 1930-х годов примкнули философы Мартин Хайдеггер и Карл Шмитт, теолог Герхард Киттель и многие другие. Истории первых трех проанализировала Клаудия Кунц в своей книге «Совесть нацистов».

Даже сегодня университеты регулярно подвергаются нападениям. За последние несколько лет Европейский университет в Санкт-Петербурге лишили лицензии, а московскую «Шанинку» — аккредитации, Центрально-европейский университет в Будапеште с трудом сдерживает натиск правительства Виктора Орбана и уже хочет переехать в Австрию, а в Польше антропологию хотят лишить статуса научной дисциплины.

* * *

Как и многие другие направления исторической науки, история университетов — это перекресток, где сходятся сотни сюжетов из разных областей знания. Прошлое университета — это научные достижения и провалы, образование и разрушение рабочих коллективов, обретение и утрата академических свобод, словом, очень многообразный и динамичный мир, изучение которого не просто помогает понять, как устроены высшее образование и наука в наши дни, но и, самое главное, в какую сторону им надо двигаться, чтобы стать лучше.

Базовые кафедры НИУ ВШЭ

В создании базовых кафедр Вышка тоже отличилась и создала их достаточно много, самые интересные и привлекательные ниже:

Кафедра KPMG

Специализация: направление обучения — аудиторские, налоговые и консалтинговые услуги. Представители компании проводят больше занятий тренингового формата, а также воркшопы и мастер-классы.

Год основания: 2009 год.

Результаты: высокий уровень трудоустройства в компанию KPMG.

Особенности поступления: поступление происходит через процесс отбора заявок.

Кафедра Яндекса

Специализация: кафедра создана на базе Департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ и готовит IT-специалистов. 

Основные направления обучения:

  • алгоритмы и большие данные;
  • компьютерное зрение;
  • дискретная математика и теория оптимизации;
  • natural language processing;
  • математические методы в рекламных технологиях.

Год основания: 2011 год.

Результаты: кафедра действительно выдающаяся, отличается огромным количеством реализованных проектов и высоким уровнем трудоустройства. В 2020 году была открыта научно-учебная лаборатория Яндекс, которая совместно с Yandex Research ведет исследования в области computer science и искусственного интеллекта.

Особенности поступления: отбор на кафедру происходит через процесс подачи заявки, конкурс каждый год бьет все рекорды. 

Кафедра Ernst & Young (EY)

Специализация: направление кафедры — аудиторско-консалтинговое, так как это основная сфера деятельности компании. В задачи кафедры входит:

  • внедрение тренингов, мастер-классов, семинаров, дисциплин по выбору, разработанных и читаемых практиками из разных направлений деятельности компании;
  • содействие практике студентов факультета экономических наук;
  • подготовка студентов к профессиональной деятельности.

Год основания: 2008 год.

Результаты: высокий уровень трудоустройства в компанию EY.

Особенности поступления: поступление происходит через процесс отбора заявок. В поступлении приоритет отдается студентам 2-3 курсов.

Кафедра PricewaterhouseCoopers

Специализация: кафедра создана совместно с факультетом экономических наук и направлена на развитие навыков студентов в области аудита, налогового и бизнес-консультирования.

Год основания: 2011 год.

Результаты: высокий уровень трудоустройства в компанию PwC.

Особенности поступления: поступление происходит через процесс отбора заявок.

Кафедра SAS

Специализация: кафедра создана совместно с факультетом компьютерных наук и готовит специалистов в сфере анализа и прогнозирования рисков, клиентской аналитики, организации хранения и управления данными.

Год основания: 2018 год.

Результаты: высокий уровень трудоустройства в компанию SaS.

Особенности поступления: поступление происходит через процесс отбора заявок.

Кафедра ВУЗа

Как уже было сказано ранее, понятие кафедра гораздо уже понятия факультета.

Разберем на конкретном примере.

В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.

Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.

Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.

Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.

К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.

Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией

Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.

Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.

Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.

Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.

Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.

Что главнее: кафедра или факультет

Не каждый абитуриент, при поступлении, знает об особенностях этих структурных единиц. Зачисление производится на факультет, это указывается во всех документах, в том числе в студенческом билете. Непосредственно при обучении на факультете все студенты прикрепляются к различным кафедрам. Чаще всего это делают не на первом курсе, а на втором, а иногда даже только на третьем. Это происходит потому, что студент не может определиться с выбором направления сразу, ему нужно на это какое-то время.

После окончания вуза, в дипломе выпускника, в большинстве случаев, прописывается только факультет, без указания специализации. Но может быть по-разному. Подпись в дипломе также ставится только деканом факультета. Поэтому на вопрос о том, что же главнее, можно смело отвечать – факультет. Кафедра – это структурное подразделение с более узкой специализацией. Руководители кафедр подчиняются непосредственно декану.

Военная кафедра в вузах России

При некоторых университетах до сих пор существует такое понятие как военная кафедра (военный факультет). Часто считается, что это отличный способ одновременно получить высшее образование и откосить от армии. Военная кафедра не привязана к определенному факультету, она единая для всего учебного заведения, на ней проходит подготовка бойцов запаса.

Поступление на военную кафедру является достаточно сложным. Обладать отменным здоровьем и прекрасной физической подготовкой недостаточно. Необходимы еще и очень высокие баллы по ЕГЭ.

Занятия на военной кафедре проходят по тому же принципу, что и на других – это лекции, практические занятия, зачеты и экзамены. Обязательно также прохождение полевой практики сроком в 1 месяц. После успешного прохождения всех этих этапов студенту присваивается звание «лейтенант запаса».

Новая система

До принятия нового закона система военной подготовки велась в нескольких формах: существовали военные кафедры при вузах, военные учебные центры и факультеты военного обучения. Поступая в институт с военной кафедрой, студент проходил военную подготовку без отрыва от обучения и после окончания вуза становился рядовым или офицером запаса. Служить в действующей армии после этого не требовалось. Наличие или отсутствие военной кафедры остаётся важным критерием для мальчиков при выборе вуза.

С принятием нового закона военные кафедры упраздняются и появляются военные учебные центры. Обучение в них будет проходить по трём основным программам: для офицеров запаса, для кадровых офицеров, для рядовых и сержантов запаса.

Как выглядит новая система для учебных заведений и абитуриентов

  1. Государственный вуз заключает договор с военным учебным центром.
  2. Студенты этого вуза, подлежащие призыву на военную службу, получают возможность поступить в военный учебный центр (ВУЦ). Такая возможность есть только у студентов-очников.
  3. Студент выбирает программу военной подготовки и заключает персональный договор с ВУЦ, в котором прописаны все условия его обучения. Для каждой программы предусмотрено своё расписание и свой объём дисциплин, которые необходимо освоить. Чтобы поступить в ВУЦ, понадобится пройти медкомиссию и собеседование (как при призыве на срочную службу).
  4. Новая система позволит повысить уровень военной подготовки студентов: военные учебные центры тесно связаны с действующими армейскими структурами, у них хорошая материально-техническая база и опытный преподавательский состав.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector