Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
Содержание:
- Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ
- Изменения в ЕГЭ-2022 по истории
- Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2022 году
- Как я решил проблему обучения написанию сочинений по обществу
- Примерный перевод баллов ЕГЭ в оценки
- 29.3 Социология, социальная психология
- 24.1 Раскрытие темы по существу — 3 балла
- Изменения в обществоведческом эссе 2018
- Критерии оценивания
- К29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла
- План эссе по обществознанию
- Что делать, если не сдал экзамен
Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ
Эссе – это набросок в прозе на выбранную тему, где выражается свое личное мнение. Написание эссе становится трудновыполнимой задачей, если автор не имеет представления, из каких частей обязательно состоит работа, какая структура и план должны быть. Упростить ее можно при помощи имеющихся общих клише, по которым можно быстро и легко составить текст. Чтобы написать эссе, необходимо:
- прочитать предложенные темы, а после выбрать ту, в которой автор будет наиболее хорошо разбираться или что ему будет интересно;
- определить главную мысль и сформулировать ее своими словами;
- набросать на черновике структуру и примерный план работы, ключевые термины, точки зрения специалистов и ученых, теоретические положения;
- высказать личное суждение и отношение к теме, свое понимание смысла высказывания;
- тщательно подойти к подбору аргументов (мнения ученых, исторические факты, жизненные факты и др.);
- изложить все сведения, аргументы и личные мнения в четкой последовательности;
- завершить работу выводом и личными рассуждениями.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Структура
Как и любая другая творческая самостоятельная работа учащегося, эссе всегда предусматривает определенную типовую структуру. Благодаря этому можно грамотно структурировать и выстроить имеющийся объем информации. Если это будет эссе по обществознанию структура следующая:
- Вступительная часть. При помощи введения можно заинтересовать читателя или слушателя в прочтении работы от начала до самого конца. Здесь должны быть следующие пункты:
- формулировка проблемы;
- суть проблемы;
- риторический вопрос;
- цитата и что-то подобное для создания эмоционального настроя читателя.
- Основная часть. Здесь обязательно затрагивается история исследуемого вопроса, разные точки зрения по теме. Внутри основной части также присутствуют подпункты:
- тезис – автор приводит доказываемое суждение;
- обоснование – указываются аргументы, доказывающие этот тезис;
- подвывод – частичный ответ на ранее заявленный вопрос.
Особое внимание уделяется аргументации, автор должен найти такие суждения, при помощи которых возможно убедить читателя в истинности приведенной точки зрения. Это могут быть исторические факты, ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства
Аргументация строится по следующему плану – утверждение, пояснение, наглядный пример, подведение итога, заключение.
- Заключение. Здесь необходимо воссоединить все те выводы, что были сделаны в ходе работы по каждому заявленному тезису. На основании приведенных аргументов читателя должен сделать вывод. Сначала формулируется проблема, а следом указывается ее заключение.
Если вступительная часть направлена на максимальное вовлечение интереса читателя, то заключение добавляет целостности картине, наталкивает на размышления и оставляет впечатление в памяти.
Клише для эссе
Чтобы правильно составить текст эссе по обществознанию клише станут настоящей палочкой-выручалочкой. Определить количество таких клише можно в ходе написания, отталкиваясь от структуры и плана работы. Но, как правило, это несколько пунктов:
- Шаблонные фразы для формулировки понимания высказывания и проблемы внутри темы, их актуальности. Например:
- Шаблонные фразы для выражения собственной позиции касательно темы и поставленного вопроса. Например:
- Примерные образцы, как сформулировать многоаспектность анализа высказывания, например:
- Два уровня аргументации, чтобы максимально убедить читателя в актуальности темы. А именно:
теоретический уровень:
эмпирический уровень:
- Шаблонные фразы, как составить идеальный вывод в пункте с заключениями:
Пример плана написания
Не стоит сразу же перед написанием работы составлять приблизительный шаблон плана. Гораздо легче будет составлять черновой вариант, который будет редактироваться в процессе написания. Основное преимущество эссе – отсутствие рамок и ограничений, пунктами плана могут быть самые основные мысли.
Если предполагается эссе по обществознанию план может быть следующим:
- Цитата.
- Проблема, ее актуальность.
- Перефразирование смысла высказывания.
- Приведение своего мнения.
- Теоретическая аргументация:
- понятия;
- термины;
- тезисы.
- Фактическая аргументация:
- примеры из других областей знания (экономика, социология, политология, история, правоведение и др.);
- проведенный лично социальный опрос;
- реальные случаи из социума.
- Вывод.
Предлагаем в качестве образца примерный шаблон плана эссе по обществознанию:
Изменения в ЕГЭ-2022 по истории
- Исключили задания 6, 10 и 22 на работу с письменным историческим источником, задание 7 на знание фактов, предполагающее множественный выбор, задание-задачу 23.
- Отменили историческое сочинение, то есть задание 25.
- Задания 3 и 4 КИМ-2021 на проверку знания исторических понятий с кратким ответом преобразовали в задание с развёрнутым ответом на проверку знаний исторических терминов и умения их объяснять. Теперь это задание 18.
- Из задания 11 КИМ-2021 на работу с информацией, представленной в форме таблицы, исключили материал по истории зарубежных стран. Теперь это задание 4. Оно нацелено на проверку знания важных событий из истории России и её регионов, а также связанных с ними дат и географических объектов.
- Задание 15 на работу с исторической картой (схемой) преобразовали в задание 10 на проверку умения соотносить историческую карту и текст.
- Задания 18 и 19 с краткими ответами на работу с изображениями преобразовали в задания 14 и 15 с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельный анализ изображения и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания 8 с кратким ответом включено задание 16 с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны.
- Задание 24 на аргументацию усовершенствовали: в него добавили материал по истории зарубежных стран, теперь это задание 19. Количество необходимых аргументов в этом задании сократили с четырёх до двух.
- В экзаменационную работу добавили новое задание 17 на установление причинно-следственных связей.
- Из заданий, предполагающих множественный выбор, исключили указание количества правильных ответов.
- Продолжительность экзамена сократили с 235 до 180 минут.
Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2022 году
Общество — самый популярный экзамен для сдачи среди выпускников. Многие выбирают этот предмет, считая его легким. И, видимо, изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию должны были снять с одиннадцатиклассников розовые очки. Экзамен и раньше был не самым простым, но с этого года уровень сложности вырос в разы. Теперь чтобы получить высокие баллы, нужно действительно разбираться в экономике, политике, праве, социальных отношениях и взаимодействии человека с обществом. И разбираться хорошо.
Более того, изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию коснулись и процедуры проведения экзамена! Теперь на написание варианта дается 180 минут (вместо 235), а максимально возможный первичный балл за него — 57 (вместо 64). Это связано с сокращением количества заданий: их осталось 25.
Как я решил проблему обучения написанию сочинений по обществу
Я предоставил своим ребятам на курсах подготовки три материала:
- Пошаговую методику написания сочинений.
- Готовые планы сочинений.
- Готовые шаблоны сочинений.
Пошаговая методика — это что конкретно надо делать, чтобы написать сочинение по обществу на максимальный балл. В ней рассказано, что такое идея высказывания, как ее выделить, и многое другое. Там же даны примеры сочинений на разные темы.
Ясно и понятно, что сочинение пишется по плану. Поэтому для своих ребят на курсах я приготовил готовые планы сочинений. Вот пример такого плана:
Пример плана
«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
Смысл высказывания: автор поднимает идею социальной сущности человека: человек социальное существо и не может обойтись без другого человеческого существа
Теоретическая аргументация:
- (аспект 1) теория Дарвина: человек стал человеком благодаря биологическому отбору, благодаря тому также, что люди изначально стали объединяться в общины и вести жизнь сообща.
- (аспект 2) трудовая теория Ф. Энгельса: только совместный труд сделал из обезъяны человека: в ходе совместного труда люди выработали нормы поведения, правила общения, да и сам язык
Фактическая аргументация:
- Социальные сети — пример того, что люди не могут жить разобщенно.
- Отшельники воспринимаются как совершенно непонятные люди.
- На ранних этапах истории человечества самым страшным было изгнание из общины (остракизм)
Понятия: человек, личность, деятельность, труд, общество, биосоциальная природа человека.
Вроде бы прозрачный план. Но связный текст все равно трудно написать ученику, который по сути в школе никогда этим не занимался. Ну, писал там свои мысли по литературе на заданную тему на трояк — и норм ему было!
А тут выньте пожалуйста связный текст! Поэтому я создал шаблоны.
Шаблон — это не готовое сочинение, которое по сути бесполезно, ведь текст его не уникален! Шаблон — это именно что «полуфабрикат», который надо дописать! В нем уже определена идея автора, в нем уже выбрана теоретическая аргументация и даже указано, какого рода факты подобрать!
И таких шаблонов я сделал для Вас 10 штук. Со временем я буду дополнять сборник новыми шаблонами. Но и 10 шаблонов хватит чтобы понять структуру сочинения. Моя методика проверена временем: каждый год ребята пишут по ней задания 29 на максимальные 6 первичных баллов!
Пример шаблона
«Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен). (Философия)
В своем высказывании автор поднимает идею многовариантности общественного развития. Современный технический прогресс намного опережает нравственный прогресс человечества, что может привести к катастрофическим последствиям.
Человечество достигло пика своего развития, и вместе с тем достигла своеобразной точки бифуркации: когда прогресс может пойти в абсолютно непредсказуемом направлении. Существует теория модернизации, согласно которой…..
Сегодня общество достигло постиндустриальной стадии, которая может привести к краху нашу цивилизацию, если человечество не откажется от войн и истребления. Ведь общественный прогресс имеет двойственную природу: с одной стороны он дает выгоды — ….., с другой стороны его последствия весьма неоднозначны. Неоднозначность прогресса проявляется в том, что….
Характер направления развития человечества можно предугадать тем, какие сегодня существуют глобальные проблемы человечества. Они так называются, потому что…
Вот некоторые из них.. .(перечисляем конкретные глобальные проблемы, пишем, чем конкретно они опасны и какие международные организации занимаются их решением)
Таким образом, на мой взгляд, человечество может спастись, если сможет скооперироваться, объединиться и заменить свои эгоистичные потребности на общечеловеческие.
Результат оказался потрясающим.
Когда ребята написали 5 сочинений по шаблонам, они стали писать их самостоятельно! Ребята уловили — методику, сформировали навык написания связного текста. Причем в кратчайшие сроки!
Вам я предлагаю поступить также
Примерный перевод баллов ЕГЭ в оценки
В 2019 году установлены следующие минимальные баллы (информация с официального сайта):
Ниже информация по тестовым баллам.Для поступления в вузы:
Русский язык – 36
Математика – 27
Информатика – 40
Биология – 36
История – 32
Химия – 36
Иностранные языки – 22
Китайский язык – 17
Физика – 36
Обществознание – 42
Литература – 32
География – 37Для получения аттестата:
Русский язык – 24
Математика – 27
Математика базовый уровень – 3 (оценка)Соответствие первичных и тестовых баллов, будет полезно выпускникам 2019 года.
Математика. Базовый уровень
› Красной линией обозначен минимальный порог для получения аттестата. Вузы не принимают результаты базовой математики!
Оценка |
Баллы |
2 |
0-6 |
3 |
7-11 |
4 |
12-16 |
5 |
17-20 |
Математика
› Красной линией обозначен минимальный порог для поступления в вузы и получения аттестата.
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
5 |
2 |
9 |
3 |
14 |
4 |
18 |
5 |
23 |
6 |
27 |
7 |
33 |
8 |
39 |
9 |
45 |
10 |
50 |
11 |
56 |
12 |
62 |
13 |
68 |
14 |
70 |
15 |
72 |
16 |
74 |
17 |
76 |
18 |
78 |
19 |
80 |
20 |
82 |
21 |
84 |
22 |
86 |
23 |
88 |
24 |
90 |
25 |
92 |
26 |
94 |
27 |
96 |
28 |
98 |
29 |
99 |
30 |
100 |
31 |
100 |
32 |
100 |
Русский язык
› Красной линией обозначен минимальный порог для поступления в вузы. › Зелёной линией для получения аттестата.
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
8 |
4 |
10 |
5 |
12 |
6 |
15 |
7 |
17 |
8 |
20 |
9 |
22 |
10 |
24 |
11 |
26 |
12 |
28 |
13 |
30 |
14 |
32 |
15 |
34 |
16 |
36 |
17 |
38 |
18 |
39 |
19 |
40 |
20 |
41 |
21 |
43 |
22 |
44 |
23 |
45 |
24 |
46 |
25 |
48 |
26 |
49 |
27 |
50 |
28 |
51 |
29 |
53 |
30 |
54 |
31 |
55 |
32 |
56 |
33 |
57 |
34 |
59 |
35 |
60 |
36 |
61 |
37 |
62 |
38 |
64 |
39 |
65 |
40 |
66 |
41 |
67 |
42 |
69 |
43 |
70 |
44 |
71 |
45 |
72 |
46 |
73 |
47 |
76 |
48 |
78 |
49 |
80 |
50 |
82 |
51 |
85 |
52 |
87 |
53 |
89 |
54 |
91 |
55 |
94 |
56 |
96 |
57 |
98 |
58 |
100 |
Биология
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
7 |
4 |
9 |
5 |
12 |
6 |
14 |
7 |
16 |
8 |
18 |
9 |
21 |
10 |
23 |
11 |
25 |
12 |
27 |
13 |
30 |
14 |
32 |
15 |
34 |
16 |
36 |
17 |
38 |
18 |
39 |
19 |
40 |
20 |
42 |
21 |
43 |
22 |
44 |
23 |
46 |
24 |
47 |
25 |
48 |
26 |
50 |
27 |
51 |
28 |
52 |
29 |
53 |
30 |
55 |
31 |
56 |
32 |
57 |
33 |
59 |
34 |
60 |
35 |
61 |
36 |
63 |
37 |
64 |
38 |
65 |
39 |
66 |
40 |
68 |
41 |
69 |
42 |
70 |
43 |
72 |
44 |
73 |
45 |
74 |
46 |
76 |
47 |
77 |
48 |
78 |
49 |
79 |
50 |
82 |
51 |
84 |
52 |
86 |
53 |
89 |
54 |
91 |
55 |
93 |
56 |
96 |
57 |
98 |
58 |
100 |
История
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
4 |
2 |
8 |
3 |
11 |
4 |
15 |
5 |
18 |
6 |
22 |
7 |
25 |
8 |
29 |
9 |
32 |
10 |
34 |
11 |
35 |
12 |
36 |
13 |
37 |
14 |
38 |
15 |
40 |
16 |
41 |
17 |
42 |
18 |
43 |
19 |
44 |
20 |
45 |
21 |
47 |
22 |
48 |
23 |
49 |
24 |
50 |
25 |
51 |
26 |
52 |
27 |
54 |
28 |
55 |
29 |
56 |
30 |
57 |
31 |
58 |
32 |
60 |
33 |
61 |
34 |
62 |
35 |
63 |
36 |
64 |
37 |
65 |
38 |
67 |
39 |
68 |
40 |
69 |
41 |
70 |
42 |
71 |
43 |
72 |
44 |
75 |
45 |
77 |
46 |
79 |
47 |
82 |
48 |
84 |
49 |
86 |
50 |
89 |
51 |
91 |
52 |
93 |
53 |
96 |
54 |
98 |
55 |
100 |
Информатика
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
7 |
2 |
14 |
3 |
20 |
4 |
27 |
5 |
34 |
6 |
40 |
7 |
42 |
8 |
44 |
9 |
46 |
10 |
48 |
11 |
50 |
12 |
51 |
13 |
53 |
14 |
55 |
15 |
57 |
16 |
59 |
17 |
61 |
18 |
62 |
19 |
64 |
20 |
66 |
21 |
68 |
22 |
70 |
23 |
72 |
24 |
73 |
25 |
75 |
26 |
77 |
27 |
79 |
28 |
81 |
29 |
83 |
30 |
84 |
31 |
88 |
32 |
91 |
33 |
94 |
34 |
97 |
35 |
100 |
Обществознание
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
6 |
4 |
8 |
5 |
10 |
6 |
12 |
7 |
14 |
8 |
16 |
9 |
18 |
10 |
20 |
11 |
21 |
12 |
23 |
13 |
25 |
14 |
27 |
15 |
29 |
16 |
31 |
17 |
33 |
18 |
35 |
19 |
37 |
20 |
39 |
21 |
41 |
22 |
42 |
23 |
44 |
24 |
45 |
25 |
46 |
26 |
47 |
27 |
48 |
28 |
49 |
29 |
51 |
30 |
52 |
31 |
53 |
32 |
54 |
33 |
55 |
34 |
56 |
35 |
57 |
36 |
59 |
37 |
60 |
38 |
61 |
39 |
62 |
40 |
63 |
41 |
64 |
42 |
66 |
43 |
67 |
44 |
68 |
45 |
69 |
46 |
70 |
47 |
71 |
48 |
72 |
49 |
74 |
50 |
76 |
51 |
77 |
52 |
79 |
53 |
81 |
54 |
82 |
55 |
84 |
56 |
86 |
57 |
87 |
58 |
89 |
59 |
91 |
60 |
92 |
61 |
94 |
62 |
96 |
63 |
97 |
64 |
99 |
65 |
100 |
Химия
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
3 |
2 |
6 |
3 |
9 |
4 |
12 |
5 |
14 |
6 |
17 |
7 |
20 |
8 |
23 |
9 |
25 |
10 |
28 |
11 |
31 |
12 |
34 |
13 |
36 |
14 |
38 |
15 |
39 |
16 |
40 |
17 |
41 |
18 |
42 |
19 |
43 |
20 |
44 |
21 |
45 |
22 |
46 |
23 |
47 |
24 |
49 |
25 |
50 |
26 |
51 |
27 |
52 |
28 |
53 |
29 |
54 |
30 |
55 |
31 |
56 |
32 |
57 |
33 |
58 |
34 |
60 |
35 |
61 |
36 |
62 |
37 |
63 |
38 |
64 |
39 |
65 |
40 |
66 |
41 |
67 |
42 |
68 |
43 |
69 |
44 |
71 |
45 |
72 |
46 |
73 |
47 |
74 |
48 |
75 |
49 |
76 |
50 |
77 |
51 |
78 |
52 |
79 |
53 |
80 |
54 |
83 |
55 |
86 |
56 |
89 |
57 |
92 |
58 |
95 |
59 |
98 |
60 |
100 |
Физика
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
4 |
2 |
7 |
3 |
10 |
4 |
14 |
5 |
17 |
6 |
20 |
7 |
23 |
8 |
27 |
9 |
30 |
10 |
33 |
11 |
36 |
12 |
38 |
13 |
39 |
14 |
40 |
15 |
41 |
16 |
42 |
17 |
44 |
18 |
45 |
19 |
46 |
20 |
47 |
21 |
48 |
22 |
49 |
23 |
51 |
24 |
52 |
25 |
53 |
26 |
54 |
27 |
55 |
28 |
57 |
29 |
58 |
30 |
59 |
31 |
60 |
32 |
61 |
33 |
62 |
34 |
64 |
35 |
66 |
36 |
68 |
37 |
70 |
38 |
72 |
39 |
74 |
40 |
76 |
41 |
78 |
42 |
80 |
43 |
82 |
44 |
84 |
45 |
86 |
46 |
88 |
47 |
90 |
48 |
92 |
49 |
94 |
50 |
96 |
51 |
98 |
52 |
100 |
Иностранные языки
1 первичный балл = 1 тестовому. Всего 100 первичных. Порог – 22 балла.
География
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
4 |
2 |
7 |
3 |
11 |
4 |
14 |
5 |
17 |
6 |
21 |
7 |
24 |
8 |
27 |
9 |
31 |
10 |
34 |
11 |
37 |
12 |
39 |
13 |
40 |
14 |
41 |
15 |
42 |
16 |
43 |
17 |
44 |
18 |
45 |
19 |
46 |
20 |
47 |
21 |
49 |
22 |
50 |
23 |
51 |
24 |
52 |
25 |
53 |
26 |
54 |
27 |
55 |
28 |
56 |
29 |
57 |
30 |
58 |
31 |
60 |
32 |
61 |
33 |
62 |
34 |
63 |
35 |
64 |
36 |
65 |
37 |
66 |
38 |
67 |
39 |
68 |
40 |
69 |
41 |
74 |
42 |
78 |
43 |
83 |
44 |
87 |
45 |
92 |
46 |
96 |
47 |
100 |
Литература
Первичный балл |
Тестовый балл |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
7 |
4 |
9 |
5 |
11 |
6 |
13 |
7 |
15 |
8 |
18 |
9 |
20 |
10 |
22 |
11 |
24 |
12 |
26 |
13 |
28 |
14 |
30 |
15 |
32 |
16 |
34 |
17 |
35 |
18 |
36 |
19 |
37 |
20 |
38 |
21 |
40 |
22 |
41 |
23 |
42 |
24 |
43 |
25 |
44 |
26 |
45 |
27 |
47 |
28 |
48 |
29 |
49 |
30 |
50 |
31 |
51 |
32 |
52 |
33 |
54 |
34 |
55 |
35 |
56 |
36 |
57 |
37 |
58 |
38 |
59 |
39 |
61 |
40 |
62 |
41 |
63 |
42 |
64 |
43 |
65 |
44 |
66 |
45 |
68 |
46 |
69 |
47 |
70 |
48 |
71 |
49 |
72 |
50 |
73 |
51 |
77 |
52 |
80 |
53 |
84 |
54 |
87 |
55 |
90 |
56 |
94 |
57 |
97 |
58 |
100 |
(данные таблиц перевода баллов ЕГЭ за 2019 год)
Рекомендуем:
Шкала перевода баллов ОГЭ 2019 в оценки
29.3 Социология, социальная психология
«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.
Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.
В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.
Я абсолютно согласен с автором и считаю, что человек, достигший успеха, используя ум, заслуживает не просто принятие обществом, но и уважение.
Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.
В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.
В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.
Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.
Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!
24.1 Раскрытие темы по существу — 3 балла
3 балла
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2 балла
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
ИЛИ
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
1 балл
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
0 баллов
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
ИЛИ
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
Указания по оцениванию
- Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании;
- 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла
Изменения в обществоведческом эссе 2018
Что нового в демоверсии ЕГЭ 2018?
Итак, опубликована новая демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2018. Мы уже разобрали ее задания, изменений оказалось немного. Но, одним из основных стало новшество в оценке задания 29 (обществоведческое сочинение).
Обратимся к тексту демоверсии.
Вот как задание выглядело в 2017 году.
Требования к эссе 2017 года
Что изменилось в тексте задания?
Требования к эссе в демоверсии ЕГЭ 2018
Давайте разберемся.
- Форма — мини-сочинение, без изменений.
- Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это
принципиально?Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты! - Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
- Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
- Также оценивается два примера из различных источников.
- Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.
То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению
Критерии оценивания
Обществознание считается одним из самых сложных экзаменов. Согласно статистике, лишь около 50% учащихся получают высокий балл по данному предмету. Это обусловлено тем, что в экзамен включены задания из 5 модулей:
- «Человек и общество»;
- «Социология»;
- «Экономика»;
- «Политика»;
- «Право».
Как сообщает ФИПИ, в обществознании, как и в других предметах, произошли изменения. В задании №20 оценка увеличена с 3 до 4 баллов. Также нововведения коснулись задания №29. Оно стало детализированным и теперь оценивается до 6 баллов. Максимальный первичный балл оценки за всю экзаменационную работу составляет 64 балла.
Внесенные изменения, по мнению Министерства образования, прежде всего направлены на повышение объективности оценивания знаний и навыков учащихся. Нововведения помогут выявить количество и качество информации, которой владеют школьники, сдающие обществознание.
К29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла
2 балла
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом
1 балл
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом
ИЛИ
Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом
ИЛИ
Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом
Указания по оцениванию К29.4:
- Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.
- Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется.
- Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.
- Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
План эссе по обществознанию
Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:
- Сделать вступление.
- Написать теоретическую часть.
- Первый аргумент и его пояснение.
- Второй аргумент и его пояснение.
- Вывод.
Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.
Вступление
В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.
Пример:
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).
Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.
Для вступления вы можете использовать следующие клише:
- В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
- Смысл её/ его слов заключается в следующем: …
Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.
НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.
Теоретическая часть
В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.
Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.
Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».
Первый и второй аргументы
С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.
Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:
«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.
В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:
«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.
Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.
Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.
Вывод
Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.
В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:
«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»
Что делать, если не сдал экзамен
Большинство школьников переживают, что не смогут сдать экзамен. Если не удалось пройти порог по баллам, экзамен можно попробовать пересдать через год. Однако юношам в этом плане сложнее: если им не удастся поступить в вуз в возрасте 18 лет, придется идти в армию. У девушек появится свободный год на подготовку.
Также актуален один способ поступления, о котором знают далеко не все школьники. Он работает только в том случае, если иные экзамены сданы успешно, и потенциальный абитуриент готов поступить на платную основу. Итак, некоторые вузы предоставляют возможность пройти вступительные экзамены по конкретному предмету. В данном случае это обществознание.
Узнать все тонкости поступления можно в приемной комиссии вуза. Как правило, вступительные экзамены составляются на базе ЕГЭ, поэтому практически не отличаются от реального экзамена. Но в таком случае не придется заполнять КИМы, брать паспорт и т. д. Экзамен проходит в менее напряженной обстановке. Стоит отметить, что при таких обстоятельствах, скорее всего, удастся поступить только на заочное отделение.
Итоги