Выдающиеся ученые мира и их открытия

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Где учиться

Профессия подходит людям, которые в школе увлекались математикой, физикой, химией, информатикой. Если вы сильны в этих дисциплинах и уверены, что сможете их успешно сдать или уже сдали, можно смело выбирать вуз для дальнейшего обучения.

Без высшего образования надеяться на успешную карьеру и должность в хорошей компании не стоит. Поэтому будьте готовы посвятить обучению до 10 лет своей жизни. Получать научные степени, которые дадут вам право проводить собственные исследования или преподавать, можно во время работы.

Вузов, где готовят физиков, в России немало, многие из них – это флагманы отечественного высшего образования, известные во всем мире. Несколько примеров:

  • Московский физико-технический институт;
  • Московский инженерно-физический институт;
  • Московский государственный университет М. В. Ломоносова;
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
  • Уральский федеральный университет;
  • Тюменский индустриальный университет;
  • Магнитогорский государственный университет.

Майкл Фарадей (1791 — 1867 гг.)

Майкл Фарадей— физик-экспериментатор английского происхождения. Родился в семье кузнеца, зарабатывал на жизнь, работая разносчиком газет. 

Фарадей учился самостоятельно, читая о физике и химии. Мальчик закончил лишь начальную школу, но посещал собрания Городского философского общества, чтобы восполнить недостаток знаний. Юноша участвовал в обсуждениях, высказывал свою точку зрения, постигал азы химии и астрономии. Ученые заметили его талант — один из посетителей подарил ему билет на цикл лекций Королевского института. 

Физик Х. Дэви дал начинающему ученому шанс, сделав его ассистентом, а потом и лаборантом. Удача улыбнулась юному исследователю. 

Фарадей занимался популяризацией науки, читал лекции, объяснял материал ученикам. Одна из его лучших научно-популярных книг — «История свечи».

Что открыл Фарадей: 

  • магнитное вращение — создал первую модель электродвигателя;
  • доказал, что все известные на тот момент виды электричества едины по происхождению;
  • впервые употребил выражение «магнитное поле» и описал его свойства;
  • изобрел трансформатор;
  • произвел химический анализ известняка;
  • ввел термины «электролиз», «катод», «электрод» и многие другие.

3D-печать

Во время пандемии COVID-19 аддитивные технологии стали выгодной альтернативой традиционному производству, требующему огромных инвестиций и ресурсов. Еще одно весомое преимущество — значительно меньший уровень отходов.

По данным Grand View Research, объем мирового рынка 3D-печати в 2019 году оценивался в $11,58 млрд, а с 2020 по 2027 год его среднегодовой прирост составит более 14%. К 2027 году в мире будет 8 млн 3D-принтеров — почти в шесть раз больше, чем в 2018-м. 77% из них приходится на промышленные принтеры. С помощью 3D-печати уже создают одежду и обувь, предметы интерьера, механические детали и даже протезы. На 3D-принтерах печатают многие детали для двигателей Rutherford, устанавливаемых на ракете-носителе Electron.

Индустрия 4.0

Безопасно ли печатать двигатели самолетов на 3D-принтере

В медицине и здравоохранении на 3D-принтерах печатают кабели и другие детали для медицинского оборудования. Еще один удивительный эксперимент — 3D-печать фрагментов человеческих костей прямо в организме, вместо поврежденных или утраченных. Для этого используют специальные биосовместимые чернила.

Аддитивные технологии применяются в архитектуре: из отпечатанных деталей возводят целые каркасные дома, что делает их намного дешевле обычных аналогов. Как пишет The Guardian, в калифорнийской Коачелла Вэлли такими застроили целый микрорайон. Компания-застройщик Mighty Buildings утверждает, что это позволило сэкономить 95% рабочего времени строителей.

Выпуск YouTube-канала «Индустрии 4.0», посвященный строительству домов с помощью 3D-печати

Сейчас мы в шаге от того, чтобы использовать 3D-печать для создания необходимых объектов на поверхности Луны, используя для этого лунную пыль. Это позволит значительно упростить колонизацию спутника: не придется доставлять туда тяжелые грузы и технику.

Какими личностными качествами должен обладать ученый?

Так как научная деятельность предполагает обработку большого потока информации и адекватную оценку проводимых опытов ученому очень важно иметь хорошую память и аналитический склад ума. Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем

Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам

Поскольку научное сообщество перестало быть замкнутой привилегированной социальной группой, оно должно участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Это означает, что ученый должен уметь выступать перед публикой и владеть грамотной речью. Ораторские способности также помогают сотрудникам высших учебных заведений, которым нужно внятно излагать свои мысли студентам.

Ученому нередко приходиться заниматься организационными вопросами или руководить группой коллег, поэтому он должен иметь лидерские качества. Для проведения исследований требуется особая внимательность и аккуратность. Научным сотрудникам нужно уметь адекватно воспринимать критику, которая является основной составляющей оценки труда со стороны коллег

При этом очень важно не бояться отстаивать свою точку зрения

Профессия подходит для целеустремленных и терпеливых людей, которые готовы годами заниматься начатым делом в ожидании положительных результатов. Очень много времени занимает бумажная работа, поэтому ученый должен быть готов к рутинному и сидячему образу жизни.

Чем занимаются физики

Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики — это по большей мере теоретики, а инженеры — это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.

Где нужны физики. Смартфон — понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это — физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.

Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика — это всё, что мы видим вокруг себя», — эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.

«Зеленый» водород

«Зеленый» водород сегодня является частью глобальной мировой стратегии по снижению углеродного следа и переходу на возобновляемые источники энергии. Вместе с электрокарами водородные двигатели призваны стать главной альтернативой транспорту на дизельном топливе.

«Зеленый» водород получают экологически чистым способом без применения атомной энергии и природного газа. Самый безвредный метод — электролиз, когда через воду пропускают электрический ток. Это позволит избавиться от 830 млн т вредных выбросов углекислого газа в год — последствия неэкологичного производства водорода.

Сейчас, когда стоимость солнечной и ветровой энергии стремительно падает, появился шанс на массовое внедрение еще и водородной энергетики. В связи с этим Европа начала создавать необходимую инфраструктуру и производство на базе электролиза.

Зеленая экономика

Водородная энергетика России и Европы: перспективы рынка на $700 млрд

IEA (Международное энергетическое агентство) рекордный рост электролиза для производства зеленого водорода. Оно прогнозирует, что к 2030 году цена на водородное топливо упадет, как минимум, на 30%, что сделает его таким же доступным, как и другие виды топлива.

Еще до COVID-19 ускорились продажи автомобилей с водородным двигателем, однако сейчас многие производственные мощности замедлились или вовсе остановлены. После пандемии именно водородные технологии могут помочь восстановлению экономики.

По данным Allied Market Research, рынок транспортных средств на водородных топливных элементах достигнет $42 млрд к 2026 году, при среднегодовом темпе роста 66,9%. Его подстегнут растущие экологические проблемы и международные инициативы по их решению, а также — потенциал технологии наряду с электрокарами.

Автомобили на водородном двигателе уже выпускают Toyota, Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan, Daimler. В Калифорнии построят 100 водородных заправочных станций, а к 2025 году здесь планируют довести количество автомобилей с нулевым уровнем выбросов до 1,5 млн.

Airbus объявила о планах ускорить разработку коммерческих реактивных самолетов с водородным двигателем и полностью отказаться от использования гибридных двигателей. Это значит, что к 2035 году появятся первые самолеты с нулевым уровнем выбросов.

Луи Пастер (1822 — 1895 гг.)

Луи Пастер — французский биолог и химик. Сын кожевенника отлично учился в школе. Посещая колледж, он ходил на открытые лекции в Сорбонне — одном из лучших университетов Франции. 

Закончив Высшую нормальную школу, ученый полностью погрузился в естественные науки. Его интересовала природа некоторых химических процессов. 

Труд Пастера постоянно приносил обществу пользу. Исследователь спас французских виноделов от разорения: ему удалось выяснить, почему вино портится со временем и как это предотвратить. Шелководство тоже было спасено Пастером: он долго изучал болезни тутового шелкопряда. 

Также Луи Пастер увлекался иммунологией, мечтая победить холеру, горячку, бешенство и другие болезни. Сам ученый довольно рано пережил инсульт и был вынужден работать с помощью только одной руки и ноги.

Когда Пастеру исполнилось 70 лет, французские власти подарили ему медаль с надписью «Благодетель человечества» в знак благодарности за заслуги ученого. В Париже построили Пастеровский институт.  

Достижения Луи Пастера: 

  • открыл биологическую природу брожения;
  • впервые предложил хранить продукты, подвергая их термической обработке — этот способ назвали пастеризацией в его честь;
  • разработал прививки от сибирской язвы и бешенства. 

Николай Кошляков. Математика на куске фанеры

Математика Николая Кошлякова арестовали в конце 1941 года в блокадном Ленинграде по делу «Союза старой русской интеллигенции», также известному как «дело №555». Ученых брали буквально по списку: всех, кого так или иначе упоминали на допросах их репрессированные в 1936-37 годах коллеги. Всего за решеткой оказалось 127 человек, в том числе профессора Андрей Журавский, Николай Розе и другие. Фабула обвинения сводилась к тому, что «реакционно настроенные» ученые и инженеры ждали прихода немецких оккупантов, чтобы восстановить в стране капитализм.

Кошлякова приговорили к расстрелу, но заменили высшую меру наказания десятью годами лагерей и отправили по этапу на Урал, в лагерь вблизи Соликамска. Тем временем его семья эвакуировалась в Новосибирскую область, и сын, уезжая, забрал с собой некоторые работы отца, а также второй том «Курса современного анализа» Уиттекера и Ватсона, и при первой же возможности отправил все это в лагерь (в 1943 году Кошлякову разрешили переписку).

Позже со ссылкой на собственные воспоминания и рассказы математика его коллеги писали, что вместо бумаги, которой в лагере не хватало, Кошляков использовал фанеру, соскребая ранее написанное куском стекла. Расчеты он делал в бараке для доходяг: ученого не посылали на общие работы, так как он был истощен и страдал пеллагрой. В 1943-44 годах Кошляков написал две важных работы: «Исследование некоторых вопросов аналитической теории рационального и квадратичного поля» и «Исследование одного класса трансцендентных функций, определяемых обобщенным уравнением Римана». Последнюю работу ему, находясь в ГУЛАГе, удалось опубликовать.

Закончив труд, ученый показал его лагерной администрации и объяснил, что записи представляют ценность для науки. Начальство переслало исследование на Лубянку, оттуда оно попало на экспертизу в Математический институт имени Стеклова Академии наук СССР и легло на стол академику Ивану Виноградову. Тот дал прочитать его академику Сергею Бернштейну, и ученые поспешили отправить в НКВД положительный ответ. Бернштейн написал и самому Кошлякову в Соликамск: «Надеюсь, что здоровье и силы помогут Вам продолжить Ваши прекрасные исследования». Прочитав открытку от академика, лагерное руководство выдало заключенному Кошлякову бумагу и увеличило паек. В конце 1944 года математика этапировали в Москву: он стал работать в так называемой шараге — теоретическом отделе конструкторского бюро СБ-1 (впоследствии из этой шарашки выросло НПО «Алмаз» имени Расплетина).

Исследование ученого увидело свет в 1949 году, когда он еще отбывал срок. Разрешение на публикацию органы НКВД дали, но запретили упоминать фамилию математика-заключенного, поэтому работу издали под псевдонимом Н.С. Сергеев.

Освободился Николай Кошляков в 1951 году, в 1953 году ему дали Госпремию СССР, орден Ленина и квартиру в Москве, а в 1955 году математик и другие ленинградские ученые, арестованные по «делу №555», были реабилитированы. Многие — посмертно.

Стивен Хокинг

Стивен Хокинг был британским ученым-космологом, физиком-теоретиком, автором научных работ, а также директором Центра теоретической космологии в университете Кембриджа. Он по праву считается вторым по величине учёным XX века после Альберта Эйнштейна. За свою жизнь Хокинг опубликовал немало научных работ, самой известной является «Краткая история времени». И также учёный известен теорией большого взрыва и теорией чёрных дыр. Бо́льшую часть жизни Стивен провёл в инвалидной коляске, страдая от болезни Лу Герига, постепенно парализующей всё тело. Даже потеря дара речи не заставила учёного прекратить научную практику. Он был удостоен множества званий и наград, среди которых Медаль Копли, Премия Эйнштейна и Премия Вольфа. Являлся Командором Ордена Британской империи.

8

Кому подходит

Данная профессия подходит к внимательным, аккуратным и склонным к рутинной сидячей работе людям. Они всегда стремятся выполнить начатое до конца. Ученый всегда находится в поиске. Ведь найти тематику для исследования довольно сложно. Также данные специалисты обладают практически феноменальной памятью и аналитическим складом ума.

Ораторское искусство – вот еще одно необходимое качество ученого, ведь в большинстве своем они работают в качестве преподавателей в вузах

Важно уметь донести всю глубину своей мысли до аудитории

Востребованность

Учитывая широкий спектр применения знаний и выбора специализаций, данная профессия может быть как очень востребованной, так и довольно редкой и угасающей.

В большинстве своем ученые редко остаются без трудоустройства, ведь диплом магистра и кандидатская работа – гарантия успеха при конкурсе на замещение вакансии.

Мария Кюри (1867 — 1934 гг.)

Мария Склодовская-Кюри — физик, химик. Она родилась в Польше, в Варшаве. Родители девочки были учителями.

В юности девушка переехала во Францию и поступила в Сорбонну, чтобы заниматься физикой, естественными науками. В университете Мария изучала радиоактивность и стала первой женщиной в Сорбонне, которая получила возможность преподавать там. Правда, стать членом Французской академии наук Кюри не смогла: женщины никогда не вступали туда, и общество встретило эту новость с возмущением.

В течение жизни Склодовская-Кюри получила две Нобелевские премии: по физике (совместно с мужем, Пьером Кюри) и химии (за исследования, которые Мария проводила единолично после его смерти).

Из-за работы с радиоактивными веществами здоровье Кюри очень ослабло: появилась анемия, судороги. Тело исследовательницы по сей день находится в свинцовом гробу, а к ее личным вещам нельзя прикасаться — настолько высок уровень радиации.

В конце жизни Мария почти потеряла зрение, но продолжала исследования. Она скончалась в Париже.

Главные достижения Марии Склодовской-Кюри:

  • открытие элементов радия и полония;
  • исследования радиоактивности;
  • описание влияния радиации на живых существ.

Соискательство без аспирантуры

Многих интересует можно ли стать кандидатом наук без аспирантуры? Такое обучение не является обязательным условием, при этом убираются возрастные ограничения для соискателя. Претенденты сдают кандидатский минимум, после чего допускается к научным исследованиям, могут работать консультантами, руководителями и дальше по возрастанию.

Требования к такому претенденту:

  • диплом специалиста, выданный в вузе;
  • наличие публикаций в определенных изданиях;
  • прикрепление к научному учреждению, готовящему аспирантов на соответствующей кафедре.

Для прикрепления подаются документы, список которых можно узнать в секретариате. Ученый совет утверждает тематику будущей работы и руководителя проекта. Подготовка к защите проводится претендентом самостоятельно. Срок прикрепления оговаривается дополнительно, уточняются условия продления, при этом минимальное время составляет полгода, а максимальное период подготовки соответствует 3 годам.

Соискатель не ограничивается жесткими временными рамками, он сам определяет дату сдачи экзаменов, чаще всего такие проверки проводятся совместно с аспирантами. Иногда претендент имеет диплом не по той специальности, которую выбрал для диссертации. В таком случае назначается дополнительное испытание для проверки знаний.

Характерные отличия

Соискатель может заниматься подготовкой к защите не 4 года, а 5 лет. Стоимость обучения в таком статусе значительно ниже по сравнению с учебой в аспирантуре. У соискателя нет права на отсрочку от армейской службы, но после получения ученой степени он может не призываться.

Такой формат подготовки к защите диссертации подходит особам женского пола, которые имели в прошлом серьезную практику и решили всерьез заняться научными изысканиями. Соискательство без аспирантуры выбирают молодые теоретики, которые не смогли окончательно выбрать профиль предполагаемой работы. Работники научно-исследовательских институтов с накопленным багажом практических знаний также выбирают эту форму обучения, если готовы подниматься на новый уровень.

Защита диссертации

Руководителя следует выбирать тщательно, т. к. его авторитет и мнение влияет на процесс защиты. Он должен обладать знаниями по выбранной специальности и иметь ученую степень кандидата или доктора наук. Соискатель должен выступить на семинаре или диссертационном совете, при этом инстанция выбирается еще до готовности работы. Лучше всего озвучить доклад в подразделении, где функционирует выбранный совет, чтобы исправить замечания до начала заседания.

Работа должна пройти экспертизу и получить заключение организации, которое дается в течение двух месяцев после представления комиссии. Это главное условие приема труда для рассмотрения на диссертационном собрании. Экспертиза утверждается ректором и подтверждает компетенцию претендента. Совет принимает работу или дает письменный отказ в течение двух месяцев.

Комиссия проверяет:

  • соответствие содержания специальности и названию;
  • совпадение темы реферата с темой диссертации;
  • публикацию результатов работы.

О защите объявляется не позднее, чем за 1 месяц. Печатный текст объявления вывешивается на стенде и представляется в электронном виде на сайте совета, одновременно приводится текст реферата. Работа направляется двум оппонентам, которые оценивают актуальность темы, обоснованность выводов, соответствие работы заданным критериям. Организация пишет отзыв, который утверждается руководителем.

Защита диссертации проходит в виде открытой дискуссии, автор делает доклад, затем поступают вопросы. Выступает научный руководитель, слово дается оппонентам. В работе участвуют члены диссертационного совета, председатель подводит итоги. После тайного голосования объявляется решение, положительным оно считается, если «за» проголосовало более 2/3 заседателей.

Кто такой ученый?

Ученый – собирательное название специалистов из разных областей знаний, применяющих в своей работе научный метод исследований. Только те, кто внес вклад в развитие науки и получил признание научного сообщества, могут считаться учеными.

Первыми носителями знаний в древности были религиозные деятели, а сама наука носила сакральный характер. Наука начала отделяться от религии в Древней Греции и Риме, когда заинтересованность в ней начали проявлять философы. Наиболее известными учеными периода античности стали Архимед, Евклид, Пифагор, Гиппократ, Геродот и другие мыслители, внесшие большой вклад в научную деятельность.

В эпоху Средневековья в Европе появились первые университеты и разделения по системе научных степеней. В университетах можно было получить не только юридическое, но и медицинское образование. Большое влияние на средневековую систему образования оказывала церковь, которая контролировала научную деятельность.

На рубеже XVIII-XIX веков произошло полное отделение науки от философии, началось создание сложной системы научных дисциплин и направлений. Известными российскими учеными этого периода являются М. Ломоносов, Д. Менделеев и др.

В это же время выделяется отдельная профессия – ученый, которого в СССР относили к социальной прослойке интеллигенции. Начиная с 19 столетия и по сегодняшний день, стремительное развитие науки не останавливается.

Сфера исследовательской деятельности определяет особенности работы ученого. Существует большое количество научных областей, в которых он может быть занят:

  • исторические науки: исследования в области значимых исторических событий, дат, людей;
  • изобретения и механические науки: различные системы, оборудования, техника, такие как канализации, автомобили и т.д.;
  • естественные науки: медицина, биология и все, что может относиться к живым организмам и жизненным циклам;
  • информационные технологии: развитие интернета и других передовых технологий.

Сфера деятельности определяет и задачи, которыми должен заниматься научный работник. Несмотря на существующие различия, деятельность ученого можно разделить на этапы:

  • Подготовительный этап предполагает планирование исследования, включающее поиск темы и продумывание способов проверки. В него также входит сбор данных, поиск оборудования и образцов.
  • Исследовательский этап – проведение самого исследования для проверки имеющихся данных и выявления полезных свойств. На этом этапе ставятся различные опыты, результаты которых фиксируются.
  • Аналитический этап подразумевает анализ полученных данных, подведение итогов и составление отчетов.

Значимой частью работы ученого является преподавательская деятельность (кстати, возможность преподавания в ВУЗе во многом означает признание работы научного сотрудника).

Кому подходит

Научная работа подходит внимательным и усидчивым людям с острым и пытливым умом, склонных к долгому и скрупулезному изучению, анализу. Высокий интеллект, интерес к познанию – вот главные качества для исследователя. Тем, кто параллельно будет заниматься преподаванием, не помешают и ораторские навыки. Педагоги вуза ответственны за воспитание молодых специалистов и должны уметь заинтересовать их предметом, объяснить сложное понятным языком. Таким талантом обладают далеко не все преподаватели вузовских кафедр, поэтому тех, кто умеет работать с аудиторией, студенты просто обожают.

Сэр Исаак Ньютон

Деятельность Исаака Ньютона в области физики и математики позволяет назвать его величайшим учёным в истории человечества. Всем нам со школьной скамьи известны 3 закона движения, сформулированных Ньютоном. Ему принадлежит изобретение концепции гравитации, закона движения Кеплера и постройка первого отражающего телескопа. Британский учёный разработал теорию цвета (видимого спектра). Упоминание всех его заслуг перед человечеством займёт слишком много места, но выделить некоторые из них мы просто обязаны:

  • Полностью избавил людей от сомнений по поводу гелиоцентрической модели космоса;
  • Разработал эмпирический закон охлаждения;
  • Нашёл скорость звука;
  • Изобрёл метод для аппроксимации корней функции;
  • Разработал биноминальную теорему и степенные ряды.

5

Экзометеорология

Юпитер

Наряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, происходящих на других планетах. Теперь, когда благодаря мощным телескопам стало возможно изучать внутренние процессы на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут следить за их атмосферными и погодными условиями. Юпитер и Сатурн со своими невероятными масштабами погодных явлений — первые кандидаты для исследований, так же как и Марс с регулярными пылевыми бурями.

Экзометеорологи изучают даже планеты за пределами нашей Солнечной системы. И что интересно, именно они могут в итоге найти признаки внеземной жизни на экзопланетах путём обнаружения в атмосфере органических следов или повышенного уровня углекислого газа — признака индустриальной цивилизации.

Описание

Ученый – обобщенное понятие, объединяющее высококвалифицированных исследователей из различных областей знаний. Приведем несколько примеров:

  • Специалист в сфере естественных наук. Биолог, медик, химик – словом, тот, кто занимается изучением физического мира. Вклад таких людей в развитие цивилизации наиболее заметен.
  • Историк. Только правильно поняв прошлое, можно избежать фатальных ошибок в будущем. Впрочем, это лишь красивые слова: опыт предков не учит потомков, но работа специалистов по истории от этого не становится менее значимой.
  • IT-специалист. Мы живем в эпоху компьютерных технологий: без ПК, гаджетов и интернета мир людей в его современном виде попросту немыслим, а появился он благодаря исследователям, которые посвятили жизнь математике, физике, электронике и нанотехнологиям.
  • Философ. Работа ученого не всегда имеет прикладное значение. Философия – одна из немногих дисциплин, существующих ради самой себя. Тем не менее это наука, помогающая человеку познать себя и требующая не только развитого интеллекта, но и глубоких гуманитарных знаний.

Существует еще великое множество сфер, в которых работают ученые. Их столько же, сколько и отраслей научных знаний. Ученый – это обладатель тонкого и пытливого ума, который постоянно пребывает в поиске, для которого сам путь и есть награда.

2. Учитесь научному поиску

2.1.
Не бойтесь спрашивать у преподавателей

Многие
стесняются спрашивать, думая, что преподаватель подумает, что они глупы. Но
поверьте, гораздо глупее выглядит человек, которому «все понятно». А вот если
вы спрашиваете, значит, вы уже действительно кое-что поняли и теперь уточняете.
Не говоря уже о том, что вы интересуетесь, что преподавателю всегда приятно. Ну
и плюс: конкретный вопрос предполагает конкретный ответ, который иногда может
дать больше, чем целая «общая» лекция.

2.2.
Ознакомьтесь с базами научных статей

Сегодня,
как и раньше, все еще нужно рыться в библиотеке, но теперь эта библиотека – в
вашем компьютере. Существуют базы научных статей и диссертаций, в которых можно
быстро найти нужные публикации. Некоторые из них бесплатные, некоторые – с
платной подпиской. Баз этих множество, в том числе и по отраслям знаний,
назовем только некоторые из них:

Академия Гугл

,

КиберЛенинка

,

Библиотека eLibrary

,

,

Scopus

.
Даже если вы в первое время не будете активно работать над научной статьей, то,
ознакомившись с этими базами, будете иметь представление, где можно взять
нужную информацию.

2.3.
Сайт «Молодой ученый»

На

сайте «Молодой ученый»

также есть поиск по статьям – в верхней части страницы. А еще журнал публикует
научные статьи, в том числе начинающих ученых, студентов.

Как понять, стоит ли поступать на лингвистический факультет

Чаще всего на факультет теоретической лингвистики поступают те, кого в школе интересовало устройство своего родного языка, например уроки русского. Чтобы разобраться получше в этой области знания, стоит почитать научно-популярные книги о лингвистике: например, «Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна или энциклопедию для детей «Языкознание. Русский язык» издательства «Аванта+», а также научно-популярные ресурсы в интернете. Узнав, как сами учёные объясняют функции и принципы лингвистики, вы сможете понять, привлекает ли вас подход к языку как к системе, — именно это ждёт студентов-лингвистов.

Есть и другой способ для старшеклассника разобраться, что же такое лингвистическая наука, — решение лингвистических задач и участие в специализированных олимпиадах. Лингвистическая задача — это особый жанр, где читателю предоставляется информация о неизвестном ему языке и, руководствуясь лишь этими данными и логическими размышлениями, нужно выполнить задание. Оно может заключаться в том, чтобы перевести предложение или распознать какие-то грамматические категории в незнакомом языке.

Школьникам, которых интересует, что такое профессия лингвиста, доступны Московская традиционная олимпиада по лингвистике и математике, олимпиада «Высшая проба» и Всероссийская олимпиада по русскому. Такие задачи — это модель деятельности учёного-лингвиста. Если задачи удаётся успешно решать, процесс работы вызывает интерес и азарт, значит, у вас есть основания полагать, что вам понравится заниматься лингвистикой.

Синтетическая биология — продвинутая генная инженерия

Предшественник синтетической биологии — генная инженерия, которой уже около 40 лет. За это время ученые получили прямой доступ к генетическому коду, научились модифицировать ДНК, разрезать ее на фрагменты и воссоздавать в лаборатории. Но несмотря на огромный объем информации о геноме, способность генной инженерии быстро и надежно создавать биосистемы оставалась ограниченной.

Эта задача оказалась по плечу новому научному направлению — синтетической биологии. Она объединяет молекулярных биологов, инженеров и программистов, которые формируют биологические системы с заданными функциями и свойствами, редактируют гены и программируют клетки так, как нужно человеку.

Галилео Галилей

Выдающийся итальянский учёный Галилео Галилей — отец современной науки и современной физики. Наибольшую известность ему принесли изобретение телескопа, наблюдение и анализ пятен на солнце. Галилей также изобрёл усовершенствованный военный компас и сопутствующие навигации инструменты. Провёл немало экспериментов и исследований, позволивших опровергнуть неверные умозаключения древних философов и учёных (к примеру, Аристотеля). Как сторонник гелиоцентрической системы мира (учение о нахождение Солнца в центре системы с вращением вокруг него других планет, включая Землю) постоянно подвергался критике и гонениям со стороны католической церкви, утверждавшей вращение солнца вокруг Земли. В результате конфликта, Галилео был заключён под стражу и подвергнут суду, на котором вынужден был прилюдно отказаться от своих взглядов. Фраза «И всё-таки она вертится», приписываемая Галилею, конечно же, является мифом, в противном случае его бы казнили.

7

Гульельмо Маркони

Маркони был известнейшим учёным, достигшим беспрецедентного успеха в области радиопередачи на дальние расстояния. Он изобрёл радиотелеграф и является основоположником закона о соотношении максимального расстояния передачи радиоволн с длиной антенны, который был назван его именем. С раннего возраста Маркони стал проявлять интерес к науке и электронике, что было достаточно странно, так как благодаря богатству своего отца он мог вести праздный образ жизни. За свою жизнь учёный удостаивался множества наград, главная из которых Нобелевская премия 1909 года, полученная в области физики. Маркони основал беспроводной телеграф и сигнальную компанию. Из тёмных сторон его личности стоит назвать поддержку режима Муссолини, и вступление Гульельмо в Фашистскую партию Италии.

14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector