Профессия регент

Профессиограмма «Дирижер хора»

Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий. Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.

Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.

Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.

Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.

Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хоря. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.

Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.

Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.

Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.

Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки

Характеристики

Виды труда: Образование / Творчество. Проф. направленность: человек — художественный образ. Сферы деятельности: Культура. Сферы труда: Человек / Искусство.

Должен знать Обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.

Александра Малярова

Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва

Фото Владимира Ештокина

Мое первое музыкальное учебное заведение — это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.

Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.

Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.

Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.

Фото Владимира Ештокина

Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.

Регентом может стать и абсолютно светский человек, не церковный, но люди сразу будут это ощущать. Бывают регенты, которые воспринимают это как служение.

Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.

Фото Владимира Ештокина

Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.

Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины

Это очень важно для любого человека

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Предыдущий

Следующий

А что тогда означает слово «клир»?

Кто такой кандидат наук и как им стать

Клир составляют вообще все служители веры. То есть:

  • священники (батюшки по-народному),
  • диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока не могут самостоятельно править службы),
  • иподиаконы (помощники диаконов),
  • чтецы (то есть, клирики),
  • пономари (официально это привратники, а также звонари — еще они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
  • старшие певчие (регенты, то есть руководители хоров),
  • казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.

У слова «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».

В старину в числе клира считались и певчие, но сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены на это.

Но что же такое клирос? В православных церквях это место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, на которой ангелы воспевают славу Божью.

А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, но очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это проповедь, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Тишина! Идёт запись!

За 30 лет Архиерейский хор по благословению митрополита Иоанна и при содействии настоятеля Преображенского собора отца Олега успел записать семь музыкальных дисков. Все они очень разные по составу, звучанию и уровню: от духовных песнопений, колыбельных и колядок до светских песен на украинском и белорусском языках.

В процессе записи возникали и другие проблемы: то скрипел пол, то из‑за специфики акустики плыл звук и становились непонятными слова. Но со всеми трудностями справились. Сейчас в планах у Архиерейского хора – запись живого богослужения. С такой просьбой к настоятелю собора уже не раз обращались прихожане. Особенно актуальным это стало в период пандемии, когда посещение собора ограничили.

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал». А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей. В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Начисление зарплаты

Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».

Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.

По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.

Профессиональные обязанности

На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми

Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.

Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.

Камешки в мешке

Валерия Мельникова окончила Межъепархиальное женское училище в прошлом году и сейчас регентует в храме во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Юбилейный. За профессией регента она приехала в Саратов из Базарного Карабулака.

«В церковь я стала ходить лет с десяти, — рассказывает Валерия, — вместе с бабушкой мы посещали храм Рождества Христова в Старой Жуковке. Мне нравилось, как там поют, я подпевала потихоньку. Потом, когда у меня уже появилось послушание на клиросе, настоятель — отец Евгений Сазыкин — рассказал мне про духовное училище, и я стала планировать поступать туда после 11 класса. Музыкального образования у меня не было, осваивать нотную грамоту мне помогала матушка Валерия Викторовна, и я надеялась, что к моменту поступления мы успеем подготовиться должным образом».

Но планы изменились. Родители Леры хотели, чтобы дочь стала учителем, и после 9 класса она поступила в педагогический колледж.

«Проучилась там два месяца и поняла, что это не мое, — говорит девушка. — Я стала очень скучать по храму, по нашей приходской общине. А в какой­то момент охватило такое уныние, что я позвонила отцу Евгению и сказала, что не хочу здесь учиться, а хочу на регента. Батюшка пообещал все уладить, и меня пригласили на прослушивание. Никогда не забуду этот день. Когда мне позвонили и сказали, что Владыка благословил и можно приезжать учиться, радовалась этому как ребенок. Родители с моим выбором не сразу, но смирились.

С первых же дней я столкнулась с тем, что мне нужно было многое наверстать в учебе. К тому же не могу сказать, что я была воцерковленным человеком. Мой путь воцерковления проходил как раз в стенах училища. И я рада, что период моего взросления прошел именно здесь. В этот непростой переходный возраст, когда можно наделать много глупостей, нас от всего оберегали. Для нашего благополучия делали абсолютно всё, я не преувеличиваю. Отец Сергий с матушкой, если возникали какие-то проблемы, вопросы, могли приехать и в десять вечера, и в шесть утра. Но, если честно, мы не всегда это ценили. И далеко не всегда слушали советы старших, а им каждый раз было больно и обидно за нас, как за своих детей.

В то же время это была хорошая школа жизни. Не думаю, что в каких-то еще учебных заведениях девочек помимо профессии могут столь же многому научить в житейском плане. Готовить, поддерживать чистоту, целенаправленно организовывать себя и свой день, мирно преодолевать трения с теми, с кем живешь под одним кровом. В нас на уровне навыков впиталось столько всего… Например, такая бытовая мелочь: раньше я не обращала внимания на срок годности продуктов, просто брала с полки, что под руку попадало.

Девочки все разные по характеру, но мы быстро поняли: мы здесь соприкасаемся очень тесно — как камешки в мешке. И либо мы прорвем этот мешок, либо притремся друг к другу. Помню, на первом курсе в свободный вечер собирались все вместе и акафист пели. Одна вышла порегентовала, вторая — сами, по своей инициативе. Навык-то должен нарабатываться…

Сомнения, что регентство — это не мое, у меня были. Но всё смущение улетучилось на третьем курсе, после того как я стала регентовать в Петропавловском храме Аткарска. Ездила туда каждые выходные около пяти месяцев. Это стало неисчерпаемым источником эмоций — светлых, чистых. Вот тогда я и поняла, что хочу связать с клиросом всю свою жизнь.

Можно сказать, что моя жизнь разделилась на “до училища” и “после”. Сейчас придешь вечером домой, пока приготовишь ужин, пока позанимаешься — уже глубокая ночь, и думаешь: вот бы вернуться в училище — там я ни о чем не беспокоилась. На последнем курсе нам даже бытовых послушаний давали по минимуму. А сейчас, конечно, все неурядицы нужно решать самой.

Когда мы уже получили дипломы, батюшка сказал, что они с матушкой всегда нас ждут. Прощаться было больно, я как будто снова из дома уезжала. Для тех, кто приехал сюда в пятнадцать лет, выпуск из училища — это квантовый скачок: ты становишься другим человеком, взрослым».

Сейчас Валерия помимо регентства в храме во имя преподобного Сергия Радонежского ведет кружок клиросного пения в Свято-Покровской гимназии и учится на факультете среднего профессиоального образования Саратовской консерватории. Несколько месяцев назад она заняла первое место на Всероссийском конкурсе молодых дирижеров академических хоров, который проводился в Белгороде.

Как стать регентом церковного хора?

Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.

В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.

Церковное послушание

Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.

Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.

Обязанности регента:

  • подготовка к богослужениям,
  • выбор репертуара,
  • проведение спевок (1-3 раза в неделю),
  • составление нотного архива,
  • определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
  • распределение партий,
  • дирижирование во время богослужения,
  • подготовка к концертным выступлениям и т.д.

Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.

Как стать регентом?

В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:

  • выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
  • учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
  • солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.

Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.

Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.

Требования при поступлении

  • Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
  • Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
  • Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
  • Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
  • Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
  • Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
  • Умение грамотно написать изложение.
  • При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.

Обучение

Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.

Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):

  • церковное пение,
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
  • история русской духовной музыки,
  • литургика,
  • катехизис,
  • богослужебный устав,
  • сравнительное богословие,
  • основы церковнославянской грамоты,
  • основы православного вероучения,
  • Библейская история,
  • Ветхий и Новый завет,
  • сольфеджио,
  • гармония,
  • дирижирование,
  • теория музыки,
  • чтение хоровых партитур,
  • хороведение,
  • фортепьяно,
  • аранжировка.

Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…». Вот это стихотворение:

— А затем Вы оказались в храме святителя Николая у Соломенной сторожки?

— Да, наконец, Господь привел меня в храм святителя Николая к нашему батюшке Михаилу. В этом храме я регентовала на будничных службах и вместе с приходом разделяла восторг и ликование от постепенного преображения и строительства храма. Вместе радовались тому, каким храм стал сияющим, наполненным благолепием, как засиял новый иконостас. Помню, мне всем хотелось рассказывать, какой у нас стал необыкновенно красивый храм.— Что Вам особенно дорого из воспоминаний о первых службах в храме святителя Иннокентия?

— Во-первых, я была необыкновенно счастлива, когда настоятель о. Михаил благословил, доверил мне послушание вести праздничный хор в храме святителя Иннокентия. Я не ожидала такой великой милости от Бога. В первую очередь вспоминается сильная сплоченность всех.

Вспоминается, с какой радостью все ждали завершения строительства, ждали, что храм заживет полноценной жизнью, будет Божественная литургия, Причастие, что будет всегда многолюдно, и будут возноситься благодарственные молитвы Богу.

В храме святителя Иннокентия мы все переживали холодные зимы, так как не было отопления. Нас тогда, всех вместе, со священством, называли «челюскинцами». Сейчас же в храме также прекрасно, как и в храме святителя Николая. Эти два храма мне очень дороги.

{От Дмитрия Сиверс. Я ходил в Москве достаточно часто в храм святителя Иннокентия. Храм из одного предела, но удивительно благодатный, полный святой тишины. Очень хороший храм.}

О дисциплине в церкви

Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.

В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.

Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.

А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.

Российский институт регентства и его традиции

Были в русской истории и другие случаи регентства. Например, в годы детства и раннего юношества Дмитрия (позже получившего титул «Донской») страной правил Алексий, митрополит. Пока не подрос Василий Васильевич, его монаршие обязанности исполняла родная мать — Софья. Иван Грозный тоже не обошелся в детстве без временной заместительницы, также своей родительницы. Позже он создал регентский совет, возглавляемый Борисом Годуновым. За этот пост боролись, порой беспощадно, проявляя коварство, ведь регент — это фактический правитель, и его должность сулит огромные возможности утоления страсти властолюбия и обогащения.

Дирижёр хора.

Регент знал Гамилькара, Гамилькар знал регента — оба обучались в Кембридже, но регент на старшем курсе.

Где-нибудь в горячечной толпе было ее никем не занятое место, но скудный пучок вербы к Неделе ваий уже стоял дома, и участь выпала, не уклонишься, и вот они шли втроем: гость налегке, припадая на ногу и развеселясь, что дождались его, и все спрашивая у регента, который тянул его вещи, знаком ли тот с игуменьей Маргаритой из какой-то пустыни, а ставший хмурым регент головою кивал, но не отвечал, а отец Агапий, напротив, становился словоохотливее и, шагая быстро, забегал под серьезные очи регента и только на остановке автобуса присмирел.

Женщина, видневшаяся в полумраке из передней, слезливо посматривала на регента и покусилась было даже упасть ему в ноги, прося не оставить сына, но регент удержал ее, говоря, что он не бог.

«Женщина… слезливо посматривала на регента и покусилась было даже упасть ему в ноги, прося не оставить сына, но регент удержал ее, говоря, что он не Бог».

Однако в городском замке не верят слухам: супруга регента, герцогиня Мария Августа, медленно сгорает от неразделенной любви, регент занят охотой, граф Хаусбург — герцогиней.

О скандальных ужинах в Люксембургском саду, устраиваемых дочерью регента, герцогиней Беррийской, знал весь Париж: к концу трапезы участники их, в числе которых бывал и сам регент, полностью обнажались и устраивали настоящие оргии.

… , всегда первого, и при оных быть регентом до возраста их семнадцати же … о ненадежном наследстве, тогда должен он, регент, заблаговременно с кабинет-министрами, и Сенатом, и генералами-фельдмаршалами, и прочим …

Но он знал, что ответит регент: он объяснит Гамилькару, что лиульта Люси не дождалась жениха с войны, потому что оказалась легкомысленной офранцуженной сучкой, которой лишь бы развлекаться с бананами и шоколадными конфектами и давать нюхать себя шустрым придворным кобелям, а не думать о свободе и независимости Африки, и что ему, опекуну и регенту, пришлось с головной болью отстранять Люську от власти, устраивать дворцовый переворот и прочую ерунду.

Федор Петрович – страстный скрипач-виртуоз, дирижер и выдающийся церковный регент, кончил дирижерский класс Придворной певческой капеллы в Петербурге, где готовили дирижеров, хормейстеров и регентов высокого класса. Натура артиста, окруженного поклонницами, тяготилась скромным укладом семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector