Как правильно вести конспекты

Суть конспекта

Конспектом («conspectus» — обзор) называется систематическая, имеющая логически взаимосвязанную структуру, краткая запись фактических данных, не предназначенная для публикации. Между записанными частями должна прослеживаться внутренняя логика повествования. Это свернутая модель информационного первоисточника, которую можно легко развернуть и восстановить данные. Длинным словесным связкам в конспекте не место, приветствуется строгая и наглядная форма изложения.

Основные атрибуты правильного конспекта: ясность, лаконичность, убедительность. Такой текст должен быть понятен даже через несколько лет, так как он универсален. Готовый конспект должен понимать не только сам автор, но и любой другой читатель.

Высокая эффективность конспектирования объясняется тем, что его составление задействует сразу три вида памяти. Механизм записывания включает в работу зрительную и моторную память, проговаривание вслух подключает слуховое запоминание. Искусству написания правильного конспекта можно научиться, если понять его особенности

Это творческий процесс, так как студенту нужно анализировать прочитанное, выделять самое важное, продумывать сжатую форму изложения на бумаге

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-pisat-konspekt.html

Обозримость плана речи и удержание внимания

При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно

Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты

Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо

Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей

Смысловая насыщенность речи в разных частях выступления не должна быть одинаковой, для чего важно делать смысловые передышки

Нужно менять манеру речи, то насыщая ее информацией, то позволяя слушателям расслабить внимание на менее насыщенных отрезках выступления. Ни в коем случае нельзя нагружать каждое предложение.

Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи (кульминации)

Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы

Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи

Что такое тезисный план

Текст – не только понятие лингвистики, но и философии. В повседневности мы имеем дело с текстами лингвистическими, иными словами, цепочками из символов, которые связаны смысловым значением, выбранными формами и задачами.

В этом виде текст является ресурсом, содержащим информацию. Впервые мы слышим тексты еще до того как сами учимся их создавать.

Тогда мы не думаем над тем, как они создаются, какова их система. Лишь учась в школе, мы получаем базовые знания, учимся читать и воспринимать тексты, делать их запись и проводить анализ.

Внутренние процессы текста

Текст – сложная и имеющая порой не одну, а много задач система, потому процессов и действий, лежащих в его основе, и тесно с ним взаимодействующих, много.

Человек сталкивается с ними в школе, а их изучение входит в знания и навыки, предусмотренные при освоении уроков русского языка. Это касается и рубрикации текстов.

Среди навыков, связанных с рубрикацией текста и способность организовывать процесс мышления. Потому, как школьникам, так и взрослым, необходимо уметь создавать тезисные планы.

Правильная структура

Тезисным планом называют разновидность структурирования текстов. В его основе лежит построение текста по плану, все части которого будут связаны логически.

Для всей частей текста характерно, что они дополняют текст в целом, и выражают одну или несколько тесно связанных мыслей. То есть основной текст по смыслу условно делится на части.

Такая смысловая канва текста и является фундаментом для тезисного плана, состоящего из фраз-тезисов, сжато передающих главную мысль разделов текста.

Обратите внимание

Обычно, в произведении уже есть подсказки для читателей. Правильно сконструированный абзац имеет в составе положение, которому соответствует тезис. Иначе говоря, поняв смысл отрывка текста, можно составить для него тезис.

Но что делать, если структурирование не определенное? Когда одну идею автор использует в различных кусочках текста, либо формулировка расплывчата? Тогда стоит применить иные типы планирования текста, например: вопросный, цитатный, назывной.

Однако эти виды планов не способны столь же качественно закрепить в памяти все особенности текста. Потому, если вы готовитесь к выступлению, и нужно запомнить информацию детально, следует составить именно тезисный план.

Правила составления тезисного плана текста

Тезисы могут быть разнообразны по значению и форме. Среди них выделяют оригинальные и вторичные. В основе любого текста для выступления, лежат именно оригинальные тезисы, позволяющие вытащить из памяти логическую цепочку текста и его идеи.

Потому вторичные тезисы в данном случае могут быть опущены. Чтобы получить наилучший исход, создавая тезисный план необходимо придерживаться таких советов:

  1. Внимательно прочтите текст. Вероятно, следует сделать это неоднократно, чтобы понять все стороны его содержания и оформления.
  2. Найдите ответ на вопрос «Какую главную мысль пытался донести автор?». Очертите её для себя, выделив все ступеньки по которым вел к ней читателя автор.
  3. Сопоставьте выделенные автором мысли и идеи со структурой текста. В черновом или электронном варианте текста отметьте их.
  4. Выделенные мысли являются базой для тезиса. Проверьте их на повторы и на то, чтобы по смыслу они отличались.
  5. Отложите текст и попытайтесь передать каждую мысль или идею своими словами. Вы должны опустить детализацию, не передающую смысл текста. Стоит обрезать придающие художественную образность элементы, сохранив основные, необходимые, чтобы главная мысль не была утрачена.
  6. В случае, когда полученные тезисы можно сократить, проделайте это. Но когда тезисы содержат лишь суть, начинайте составлять план.
  7. Тезисный план отличается от прочих тем, что не нуждается в заголовках для отдельных пунктов. Не нарушайте порядок, предусмотренный автором текста, фиксируйте тезисы в нужной последовательности.
  8. Иногда можно изменить схему расположения тезисов, но только если это предполагается сюжетом (при наличии нескольких линий развития событий), или позволит найти ориентиры в базовом тексте.
  9. Составив план, уберите текст и займитесь чем-нибудь другим, сделайте длительную паузу. Потом снова ознакомьтесь с планом и попробуйте с его помощью воспроизвести исходный текст.
  10. Если вы можете легко воссоздать идею автора и содержание текста – вы все правильно сделали.

Проще работать над тезисным планом текста, разбитого на абзацы, ведь небольшие абзацы содержат обычно одну идею. Вам нужно всего лишь их вычленить.

Если нужно, для лучшего восприятия текста стоит выделить в тезисах подтезисы. Но обычно для ученических работ этого не требуется.

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело

Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная

Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Логика речи

Логика речи – это основа убеждающей функции любого выступления.

Логике написания текстов посвящено множество теорий и правил в риторике и филологии, здесь будет сказано лишь о некоторых, наиболее действенных из них.

Например, чтобы добиться логичности структуры выступления можно использовать декомпозицию поставленной цели, а также учитывать актуальное членение предложений и абзацев.

Декомпозиция

Декомпозиция – это метод, позволяющий заменить достижение одной общей цели решением серии меньших взаимосвязанных задач.

Например, если ваша речь имеет целью показать пользу изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно эту общую цель разделить на несколько вспомогательных задач: показать важность знания навыков риторики для каждого отдельного человека, рассказать о преимуществе дистанционных технологий обучения и т.д. Так декомпозиция позволяет добиться логичности структуры ораторской речи, упрощения ее понимания слушателями

Однако не стоит злоупотреблять декомпозицией и искать слишком много второстепенных задач. Лишние поставленные проблемы могут навредить логике изложения или, по меньшей мере, восприятию слушателями этой логики. Здесь можно ориентироваться на правило 7 ± 2 («кошелёк Миллера»), которое утверждает, что во внимании нельзя держать одновременно больше 7 объектов с погрешностью ± 2. Поэтому старайтесь делить речь не более чем на 7 частей, а лучше не более чем на 5, чтобы понять смогли все слушатели.

Актуальное членение

В русском языке (в отличие, например, от английского) не фиксированный порядок слов в речи(то есть не субъект-предикат-объект), расположение слов в русской фразе зависит от смысла предложения, от контекста. Актуальное членение позволяет независимо от грамматического порядка слов проследить логику изложения: так сначала говорится о том, что уже известно или может быть легко понято – тема (старая, известная информация), а потом о чем-то новом – рема (новая, ранее неизвестная информация). Тема и рема помогают добиться последовательности и логики изложения, они вычленяются не только на уровне предложений, но и на уровне больших смысловых единиц – абзацев.

Например, если мы продолжаем говорить о пользе изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно обратить внимание, что риторику (тема) преподают далеко не в каждом городе (рема). Но зато в каждом городе (тема) есть интернет (рема)

А доступ к интернету (тема) позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain.ru (рема). И так далее.

Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев (тема-рема), а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения.

Конспекты по предмету «Обществознание»

Изучение Обществознания шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

Кодификатор ОГЭ
  ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
  Кодификатор ЕГЭ

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

  1. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9—11 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера».
  2. ОГЭ: Общeствознание универсальный справочник. / О.В. Кишенкова — М.: Эксмо.
  3. Обществoзнание в схемах и таблицах: 8-11 классы. ФГОС / Р.Н. Лебедева — М.: Издательство Экзамен.
  4. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина — М.: Эксмо.
  5. Наглядный школьный курс по обществознанию (удобно и понятно) / С.М.Гришкевич — М.: Эксмо.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). 

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Методы ведения конспектов

Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность

Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять

Корнелла

Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века

Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков

Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:

  • Сверху запишите название и дату.
  • Проведите вертикальную линию: левую колонку сделайте узкой, там будут основные тезисы и вопросы. Правую часть сделайте в два раза шире — туда запишете подробные объяснения понятий из левой колонки. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, чтобы дописать что-то, если понадобится.
  • Нижний блок (5–6 строчек) отделите горизонтальной линией, там в течение 24 часов после лекции запишите своими словами краткие выводы или самую важную мысль из колонок выше.

Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.

Ментальные карты

Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).

В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.

У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.

Метод предложений

Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).

Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.

Метод течения

Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.

Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.

Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.

Метод отступов

Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:

Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.

Метод боксов

Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».

Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.

Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий

В общем, много чего.

Елена Головкова, организатор лекций по ландшафтному дизайну, ландшафный архитектор

«Идея возникла после того, как я, поездив по Европе, задалась вопросом: почему европейцы стараются вокруг себя создать красивое, зеленое пространство, украсить его не только вещами интерьера, но и растительными компонентами, а у нас практически никто этим не занимается?

В России, по большому счету, отсутствует культура сада, культура озеленения, потому как люди еще не осознают, что для этого нужно делать, не понимают, что это важная деталь гармонии их повседневной жизни. Сначала к осознанию этого пришла я, потом моя коллега-единомышленница Анна Жидкова. Вместе мы решили поделиться своими навыками с другими — как собственным опытом, так и академическими знаниями. Я до сих пор дружу со своим научным руководителем, получаю от него много полезных советов. Именно поэтому считаю, что институт — важная ступень в развитии. Некоторые знания с опытом не приобретаются, какая-то база все же должна быть.

При привлечении аудитории сработало «сарафанное радио». Потому как рекламой мы практически не занимались, использовали только социальные сети. Между тем бывает, что к нам приходят 40 человек, и мы начинаем задумываться, где их всех размещать. Площадку тоже нашли случайно. Выбор пал на библиотеки, потому что там работают люди, знающие цену знаний. Они готовы идти навстречу тем, кто хочет их распространять.

Сейчас у нас есть возможность привлечь больше специалистов: фитодизайнеров, экспертов по комнатным растениям, по органомике, но многие из них не понимают, зачем что-то делать бесплатно. На добровольных инициативах редко кто готов работать и тратить свое личное время.

Отличие от стенографирования

В чем отличие настоящего конспекта от обычной записи в тетради? Когда студент переписывает дословно большие части научных статей, то речь идет о стенографировании, но никак не о конспектировании. Недостатки стенографирования:

  1. Машинальное записывание каждого слова преподавателя не требует особой концентрации внимания и приводит к тому, что лекция не запоминается. Без анализа, структурирования и осмысления информации запись не поможет в подготовке к экзамену.
  2. Пять лекций в день быстро расходуют запас работоспособности студента. Почерк неизменно ухудшается, внимательность падает из-за усталости. В такой записи неспособен разобраться даже сам автор.
  3. В стремлении успеть зафиксировать каждое слово лектора приходится использовать слишком много сокращений и аббревиатур, что делает запись нечитабельной.

Конспект — это продукт мысленной переработки и фиксации на бумаге краткого изложения текста. Ориентировочно размер конспекта не превышает 1/8 от оригинала, но в этом объеме сконцентрирована самая суть. Благодаря осмыслению материала в процессе конспектирования, происходит его запоминание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector