Пошаговый гайд для новичков: как управлять радиоуправляемым вертолетом?

Первый полет

Для начала давайте разберемся, как оказаться за штурвалом. Хоть я и учусь в Лондоне, но стараюсь летать в каждой стране, которую посещаю. Во всех странах это делается примерно одним и тем же образом.

Сан-Франциско с высоты 3000 футов, закат

Перво-наперво нужно найти ближайший к нам аэродром. Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет смысл открыть maps.aopa.ru и глянуть аэродромы там. В Европе/США аэропорты можно просто нагуглить. Нам нужны небольшие (Хитроу не подойдет!) аэродромы как можно ближе к городу. Если поиск ничего не дает, можно установить пробную версию ForeFlight / Garmin Pilot / SkyDemon и посмотреть аэродромы на карте. В конце концов, можно спросить мнение у знакомых пилотов (если таковые имеются) или поискать авиационные чатики в Telegram.

После того, как мы нашли аэродром, нам нужно поискать на его сайте информацию о летных школах. В принципе, можно сразу и летную школу начать гуглить. Если не удалось найти летную школу — ищите какие-нибудь “полеты на самолетах в СПб”. Наша задача сейчас — найти кого-то, готового показать нам мир авиации.

Теперь осталось лишь связаться с тем, кого мы нашли. Звоним, просим возможность покататься на самолете за штурвалом (на английском это trial или gift flight), бронируем удобный для нас день и все. Больше ничего делать не надо.

От реального полета на реальном самолете вас отделяет всего один звонок. Вопреки распространенным мифам и стереотипам, вам не нужно проходить для этого ВЛЭК (летную медкомиссию) или сдавать экзамены по теории. Работает, даже когда вы просто турист. Даже если вы вообще не имеете представления, как управлять самолетом.

Стоить такое удовольствие будет примерно $220 за час. В эту цифру включены: стоимость топлива, взнос на обслуживание самолета по расписанию, зарплата вашего инструктора, а также плата за взлет и посадку аэродрому. Стоимость может немного варьироваться в зависимости от страны (в Англии чуть дороже, в России чуть дешевле). Да, это не самое дешевое удовольствие, но в то же самое время и не космически дорогое. Для аренды частного самолета вовсе необязательно быть миллионером. А еще вам обычно разрешают взять с собой пассажиров, и они тоже могут разделить с вами стоимость полета.

Подчеркну отдельно: прийти в небо очень просто, от вас нужен лишь один звонок. И оно того стоит. Никакие слова, фото или видео не передадут ощущений, открывающихся во время полета. У каждого человека они свои. Это чувство свободы, вдохновения и новых горизонтов. Держать собственную жизнь в своих же руках поначалу немного страшновато, даже с инструктором рядом. Однако уже после первого полета приходит осознание того, что надо еще постараться, чтобы начать рисковать. Летать не сложнее, чем водить машину, просто безопасный полет требует достаточно большого количества знаний. За безопасностью и следит инструктор.

Будьте готовы к тому, что вам не дадут сделать взлет и посадку во время вашего первого полета. Обычно аэродромы для частной авиации не сильно большие и имеют ряд локальных особенностей (деревья у торца полосы, короткая полоса, грунтовая полоса, “горбатая” полоса). Исключений для любителей полетать в симуляторе и пилотов практически никогда не делается. Впрочем, количество новой информации и так будет переваливать через край, так что скучать не придется 🙂

Любопытный водоем около Рима

Где учат

Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Условия полета

Для вертолета существует три основных режима полета: висение, полет вперед и авторотация.

Парение

Некоторые пилоты считают висение самым сложным аспектом полета на вертолете. Это связано с тем, что вертолеты обычно динамически нестабильны, что означает, что отклонения от заданного положения не корректируются без участия пилота. Таким образом, пилот должен часто вносить управляющие сигналы и вносить поправки, чтобы поддерживать вертолет в желаемом месте и на нужной высоте. Пилот использует управляющие сигналы при зависании следующим образом: циклический режим используется для устранения дрейфа в горизонтальной плоскости (например, движение вперед, назад и из стороны в сторону); коллектив используется для поддержания заданной высоты; и педали рулевого винта (или системы противодействия крутящему моменту) используются для управления направлением носа или курсом . Взаимодействие этих элементов управления может затруднить обучение парению, поскольку часто регулировка одного элемента управления требует настройки двух других, что требует от пилота знания сочетания управляющих входов, необходимых для обеспечения плавного полета.

Прямой рейс

В прямом полете органы управления вертолетом больше похожи на органы управления самолетом с неподвижным крылом. Перемещение циклического двигателя вперед снижает тангаж носа, таким образом теряя высоту и увеличивая скорость полета. Перемещение циклической оси назад заставляет нос подниматься вверх, замедляя вертолет и заставляя его набирать высоту. Увеличение коллективной (мощности) при поддержании постоянной воздушной скорости вызывает набор высоты, а уменьшение коллективной (мощности) заставляет вертолет снижаться. Координация этих двух входов, циклический цикл вниз общий плюс задний (задний) или общий вверх плюс циклический вперед, вызывает изменения воздушной скорости при сохранении постоянной высоты. Педали выполняют одну и ту же функцию как в вертолете, так и в самолете, обеспечивая сбалансированный полет. Это делается путем нажатия педали в направлении, необходимом для центрирования шара на индикаторе поворота и крена .

Военный лётчик

Как стать военным пилотом? Необходимо окончить лётно-гражданское училище, а затем – академию ВВС им. Ю. Гагарина.

Важно знать, что работа военным пилотом – это служба в ВВС России, и она подразумевает под собой все государственные льготы и программы. Молодые люди старше 18 лет после полного медицинского освидетельствования могут приступить к военной службе

Помимо медосмотра врачей курсанту придётся пройти неврологическое и психологическое обследование. Если хотя бы по одному из критериев он не пройдёт, его не примут в ряды ВВС

Молодые люди старше 18 лет после полного медицинского освидетельствования могут приступить к военной службе. Помимо медосмотра врачей курсанту придётся пройти неврологическое и психологическое обследование. Если хотя бы по одному из критериев он не пройдёт, его не примут в ряды ВВС.

Любой потенциальный военный лётчик должен обладать такими качествами:

  • храбрость;
  • ответственность;
  • выносливость;
  • высокий интеллект;
  • устойчивая психика.

Несомненно, профессия лётчика престижна и почётна. О том, как стать пилотом и по-настоящему профессионалом своего дела, можно узнать в специализированных учреждениях, обговорив все условия и правила поступления. Самое главное – то, что лётчик должен быть по-настоящему влюблён в небо, постоянно развиваться, совершенствоваться и идти к своей цели наперекор всем возникающим трудностям.

Документы

Пилот-любитель, окончивший обучение в аэроклубе, получает соответствующее свидетельство, которое даёт ему право совершать самостоятельные полёты на лёгких самолётах, но ограничивает в работе по найму.

Выпускник лётной академии получает свидетельство коммерческого пилота, что позволяет ему стать командиром однодвигательного и многодвигательного самолёта.

Линейному пилоту сложнее всего получить лётное удостоверение соответствующего уровня. Общий налёт должен составлять полторы тысячи часов, а требования к состоянию здоровья повышены.

Коммерческие и линейные пилоты подразделяются на классы, из которых третий – низший, второй – средний, первый – высший.

Как пилоту найти работу?

Конечно, каждый выпускник летного училища надеется немедленно сесть за штурвал аэробуса и начать получать как минимум столько же, сколько зарабатывает средний класс в России. Однако в реальности авиакомпании даже при дефиците сотрудников не торопятся приглашать на работу начинающих летчиков. Поэтому задача усложняется:

  • При скромном налете в 200 часов даже лицензия коммерческого пилота не поможет новичку устроиться на хорошее место. Придется нарабатывать стаж в малой авиации, доставляя пассажиров по местным маршрутам или обрабатывая поля химикатами;
  • За границей получить необходимый опыт проще. Можно отправиться в США и найти место инструктора в авиашколе. Также в начинающих пилотах нуждаются компании Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, перевозящие туристов между островами;
  • Налетать 1500 часов на лицензию ATPL возможно за два года. Однако за неё придется заплатить более 50000 долларов, поэтому многие пилоты заключают с авиашколами договоры о погашении долга в рассрочку из будущей зарплаты.

В отличие от других фирм, авиакомпании не публикуют сведения о приеме пилотов в газетах и на сайтах с объявлениями, поэтому у новичка есть лишь только результативный способ поиска вакансий — рассылка резюме всем подходящим работодателям. Если его кандидатуру посчитают достойной, пилота ждет долгое собеседование:

  1. Во время беседы претендента обязательно спросят о произошедших с ним нештатных ситуациях, его действиях для их устранения и критериях принятия решений;
  2. Для проверки знания английского интервьюер может попросить зачитать и перевести несколько абзацев из летных инструкций, рассказать о своем опыте полетов;
  3. Анализ эмоциональной стабильности и профессиональной сознательности проводит штатный психолог авиакомпании. Также проверка включает ряд тестов;
  4. Новичку непременно предложат продемонстрировать свои навыки работы в команде. Причем задачи могут не иметь никакого отношения к полетам;
  5. Тестирование технической подготовки будет включать рассказ о типах самолетов и их двигателей, правилах радиообмена, основах аэродинамики и метеорологии;
  6. Завершается собеседование, как правило, проверкой навыков управления самолетом на тренажере самостоятельно или в команде с другими пилотами.

Критерии отбора

Для обывателей профессия пилота кажется невероятно сложной и требующей длительной подготовки. Отчасти это так, но и стать пилотом выпускнику после 9 класса реально, ведь управление самолетом есть не что иное, как «эксплуатация технического средства», а значит, высшее образование для освоения этой профессии необязательно. Для желающих посвятить свою жизнь полетам есть два варианта обучения — летное училище или школа частных пилотов.

Будущий летчик должен иметь не только качественную теоретическую подготовку, но и отменное физическое здоровье. Учитывая высокий конкурс в летные училища и ВУЗы, ВЛК (врачебно-летная комиссия) среди многих абитуриентов с одинаково высокими баллами поступления отдает предпочтение тем поступающим, чьи показатели здоровья и физической подготовки выше, чем у прочих конкурсантов.

У будущего пилота должны быть идеальные показатели следующих систем организма:

  • сердечно-сосудистой;
  • нервной (в частности, вестибулярного аппарата);
  • респираторной (дыхательной);
  • слуховой;
  • зрительной.

Помимо указанного выше, абитуриент проходит специализированные психологические тесты, чтобы выявить потенциально психически неустойчивых претендентов на место летчика

Это важно, т. к

пилот испытывает перегрузки при каждом полете. Только сильный организм способен выдерживать их регулярно и обладать достаточно быстрой реакцией, чтобы успешно выходить из сложных ситуаций.

Все абитуриенты сдают нормативы физической подготовки (бег, прыжки, подтягивания, отжимания и т. д.). Нормативы различаются в зависимости от возраста и пола кандидата на место. В случае поступления будущий пилот будет проходить через подобные испытания еще не раз — состояние здоровья тестируется регулярно, и в случае его ухудшения возможно даже отчисление студента.

Такие высокие требования к здоровью обусловлены изменениями в организме, которые происходят с человеком в полете — человек со слабым сердцем или легкими просто не выдержит такой частой смены высоты.

СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР РОБИНСОН В МОСКВЕ

* при покупке вертолета

лет официальныедилеры Robinson

вертолетов Robinsonпродали в России

каждый третий вертолетв РФ куплен у нас

ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ВЕРТОЛЕТОМ? В вертолетных центрах Robinson Russia мы создали все необходимые условия, для обучения Вас полетам на вертолете! Наш авиационный учебный центр имеет сертификат ФАВТ 182, который позволяет осуществлять образовательную деятельность профессионального и дополнительного профессионального образования.

Обучение пилотов в нашем авиационном учебном центре состоит из двух частей: теоретический курс и практические занятия. Теоретические занятия включают изучение аэродинамики, навигации и метеорологии. Кроме того, Вы изучите конструкцию вертолета и его двигателя, а также освоите летная безопасность и воздушное право. Уроки «»теории»» проходят в комфортабельных аудиториях и составляются исходя из вашего индивидуального расписания. Практические уроки состоят из нескольких курсов: подготовка вертолета и взлет, круговые полеты на вертолете, посадка вертолета, маршрутные вылеты и полеты на дальние площадки вне вертодрома. Таким образом Вы получите возможность усвоить необходимые теоретические знания и отработать со своим индивидуальным инструктором технику пилотирования.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — очная форма обучения (на территории нашего вертолетного центра) — заочная форма обучения (по разработанной нами онлайн-системе дистанционного обучения) — выездное обучение (на территории и вертолете обучаемого при соблюдении стандартов авиационного учебного центра)

Не можете приехать в нашу летную школу? Мы прилетим сами! Закажите инструктора на дом.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКАМ Гражданство: без ограничений. Возраст: теоретический курс без ограничений, самостоятельные полеты с 18 лет

ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ В АУЦ 1) ознакомление курсанта с учебным планом и программой курса 2) ознакомление с техникой безопасности 3) теоретическое обучение, состоящее из 3 этапов, по итогам прохождения каждого из которых сдается зачет 4) практическое обучение, состоящее из 3 этапов, по итогам прохождения каждого из которых сдается экзамен 5) выпускной экзамен в авиационном учебном центре 6) оформление документов об окончании курса обучения 7) компьютерный экзамен в Росавиации 8) получение удостоверения частного пилота в Росавиации

ДОКУМЕНТЫ, ВЫДАВАЕМЫЕ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ — удостоверение об окончании курса — справка о налете — представление документов в квалификационную комиссию ФАВТ для получения лицензии частного пилота

Памятка для иностранных граждан: Перед обучением уточните примет ли Ваша страна документы, которые подтверждают обучение в Российском сертифицированном авиационном учебном центре.

Как это происходит?

Предположим, вы – тот самый счастливчик, которому подарили нашу замечательную коробку с сертификатом на «урок» пилотирования вертолёта.

Открываете коробку, находите там сертификат, схему проезда на аэродром и описание подарка. Не спешите прыгать в машину: сначала надо записаться на программу и сделать это надо минимум за один день до предполагаемого полёта. Желательно раньше, так как не один вы такой счастливчик, может быть мы сами полетать приедем.

Записались, договорились, в назначенный день и час приезжаете на аэродром. Не опаздывайте. Повторяем, не один вы на полёты приедете. Кстати, можете взять друзей, они смогут подождать вас в уютном помещении аэроклуба, а в вертолёте полетят только лётчик-инструктор и «курсант». Задние кресла будут пустыми из соображений безопасности.

Добрались, Вас встретили, проводили в уютное помещение, напоили чаем: пора делом заняться. Инструктор вкратце расскажет о том, как устроен вертолёт, почему летает, про его характеристики и органы управления. Как называются приборы, что показывают, как влияет перемещение ручки на поведение вертолёта, зачем нужна ручка «шаг-газ» и педали.

Слушайте, задавайте вопросы, скоро все это в действии увидите. Все поняли? Готовы к полёту? Тогда еще по кружечке чая и вперед! Занимайте места в вертолёте, надевайте гарнитуру, проверка связи и взлет.

Такие ответственные моменты полёта как взлет и посадка, разумеется, выполняются пилотом-инструктором, а вот полёт по маршруту и, может быть, тренировка висения – это к вам. Лететь по прямой просто, выполнять плавные развороты тоже, а вот висеть очень сложно (даже тем, кто летал на больших моделях вертолётов).

Практическая часть – это 30 минут полёта

Мы слетаем небольшой маршрут, за время которого вы попробуете вести машину по курсу, послушаете радиообмен или потренируете висение. Полетаете на различных высотах и посмотрите на планету глазами птиц… Да много чего успеете сделать: ведь скорость вертолёта – примерно 200 км/ч, многое увидите!

А возможно успеете принять решение о продолжении обучения на этой замечательной машине.

Модели на четыре винта

Устройства на четыре лопасти в основном производятся с кулачковым механизмом. У многих модификаций угол наклона по тангажу не превышает 40 градусов. Проблемы с перекосом контролируются несущими винтами. Если верить экспертам, то модификации со сдвоенными втулками встречаются довольно редко. Вращающиеся кольца устанавливаются различных размеров.

Многие специалисты говорят о том, что подшипники сферического типа хорошо себя зарекомендовали. У многих моделей применяется блокировщик для стойки. Таким образом, наклон по крену у автомата сильно ограничен. Проблемы с перекосом модификации не страшны. Устанавливаются модификации в основном через шарниры.

Что нужно чтобы стать пилотом без образования?

Разумеется, не каждый человек пойдет учиться в ВУЗ, ведь отучившись 6 лет, потом придется еще долгое время наращивать свой опыт. Также этот вопрос интересен для людей, которые уже имеют высшее образование, и хотят летать, даже если им исполнилось далеко за 30 лет. Существуют специальные аэроклубы, которые на коммерческой основе дают лицензию после обучения. Тут есть свои ступени обучения:

  • на первой ступени выдается сертификат летчика-любителя, с ним можно летать, но работать запрещено. Вы можете летать, например, на собственном небольшом самолете с друзьями или родными;
  • после первой ступени доступно звание пилота коммерческой организации. Такая лицензия позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на судне с одним двигателем, вылетать на короткие расстояния;
  • на последней ступени доступно звание линейного пилота со всеми вытекающими последствиями в виде разрешения водить любые самолеты.

Примечательно, что по сравнению с выпускниками ВУЗов подобные специалисты имеют втрое, а то и больше летных часов, поэтому их гораздо чаще берут на работу в большие авиакомпании.

Такое обучение на пилота гражданской авиации России обходится довольно дорого, но оно оправдано, если вы точно хотите сразу устроиться после получения лицензии. Существует настоящая борьба со стороны крупных фирм за подобных специалистов, ведь пока что в стране каждый год на пенсию уходит вдвое больше пилотов, чем устраивается. Это вызывает сильный недостаток кадров. Поэтому пройдя все три ступени, можно быстро окупить стоимость обучения.

Также для молодых людей доступны курсы за рубежом. Там система обучения несколько отличается от отечественной. После получения лицензии коммерческого пилота, специалист может не тратить деньги на оплату следующей ступени, а наоборот – зарабатывать их, дополнительно получая летные часы. В США широко распространяется практика работы инструктором, ведь здесь самолеты пользуются большой популярностью, их можно свободно покупать. Справедливо сказать, что постепенно такая ситуация устанавливается и в России, однако пока что далеко не каждый человек может позволить подобное средство передвижения.

Описание профессии

Сейчас специальность пилота вертолета востребована в военной и гражданской сферах. Но подготовка профессионалов для каждой из них имеет свои особенности, так как летчикам требуются разные знания, умения и навыки.

В составе воинских подразделений используется несколько категорий машин:

  • боевые (ударные, противолодочные);
  • транспортные, не вооружены, применяются для десантирования или перевозки грузов;
  • транспортно-боевые (общего назначения или многоцелевые), несут на борту оружие и могут перевозить людей и грузы;
  • специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики артиллерии, учебные).

Винтокрылые машины могут использоваться также в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т. д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только умение поднять в воздух и посадить «транспорт», но и способность обеспечить выполнение соответствующих боевых задач.

В мирной жизни вертолеты применяются для таких целей:

  • перевозка пассажиров;
  • доставка грузов, в том числе габаритных на внешней подвеске;
  • поисково-спасательные работы;
  • обработка посевов в сельском хозяйстве;
  • туризм.

Большая часть гражданских (так же, как и военных) машин не универсальна, а выполняет специфические функции, поэтому простой лицензии пилота для управления ими недостаточно – необходимо иметь соответствующую квалификацию. Ведь вертолетчику придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и др.), причем нередко в сложных условиях. Такие навыки приобретаются в летных училищах и непосредственно по месту работы или службы.

Обязанности на работе

В должностные обязанности профессионального пилота вертолета входит выполнение таких функций:

  • подготовка машины к вылету;
  • проработка маршрута, изучение орнитологических и метеорологических условий по курсу движения;
  • контроль правильности крепления грузов;
  • размещение пассажиров в салоне и их инструктаж;
  • корректный радиообмен и выполнение команд пункта управления полетами;
  • выполнение полета в соответствии с заданием;
  • ведение летной документации.

В зависимости от места трудоустройства пилот может выполнять аварийно-спасательные или поисковые работы. В таком случае он изучает территорию в определенном для него квадрате, постоянно поддерживая связь с землей.

Особенности

Прототипы винтокрылых летательных аппаратов известны (на уровне чертежей) уже несколько веков. Однако только во второй половине ХХ столетия технический уровень позволил массово строить такие машины. Сегодня профессия вертолетчика распространена довольно широко, ведь им приходится управлять многими тысячами летательных аппаратов. Увидеть в небе вертолет можно в любой точке мира, вне зависимости от сезона. И, несомненно, в обозримом будущем актуальность такого способа перемещения будет только расти.

Но парадоксом при этом будет то, что на самом деле внешне единая специализация «пилот вертолета» распадается на ряд более частных направлений. И дело не только в различии военных и гражданских машин. Даже в ВВС есть своя специализация винтокрылого транспорта:

  • ударные;
  • многоцелевые;
  • транспортные;
  • санитарные машины;
  • воздушные командные пункты;
  • противолодочные;
  • транспортно-боевые;
  • заправочные;
  • корректирующие огонь артиллерии;
  • разведывательные;
  • учебные вертолеты;
  • постановщики помех;
  • постановщики мин (и ряд более экзотических вариантов).

Те, кто хорошо ведут разведку, могут не справиться с обучением других или с доставкой срочного груза. Экипаж, прекрасно наводящий собственные орудия на противника, редко способен нанести ракетный удар по выявленной позиции. Однако не стоит думать, что сугубо мирные вертолетчики более однородны.

Одни из них выполняют перевозки пассажиров. Другие заняты транспортировкой различных грузов, в том числе и на внешней подвеске. Некоторые пилоты заняты поисково-спасательными и аварийно-спасательными работами. Также можно встретить экипажи, обрабатывающие поля, патрулирующие улицы в составе дорожной полиции, катающие туристов. Также вертолетчики могут:

  • работать в егерской службе (охотничий и рыболовный контроль);
  • проводить различные воздушные исследования и наблюдения;
  • тушить лесные пожары;
  • испытывать новые машины и новые типы машин;
  • вести ледовое патрулирование;
  • участвовать в воздушном строительстве;
  • участвовать в съемках различных фильмов;
  • помогать метеорологам, геодезистам;
  • снабжать удаленные населенные пункты и экспедиционные лагеря;
  • выполнять функцию «дальней скорой помощи».

Разумеется, все это требует совершенно особых подходов. Наряду с общей лицензией вертолетчик должен получить и удостоверение об особой подготовке. Ведь все дополнительные работы (например, заправку баков техническими жидкостями и водой, подъем и спуск грузов, спасение людей на море и в других ситуациях) надо знать досконально. Выполнять подобные задачи приходится порой крайне быстро, в сложных и оперативно меняющихся условиях. Специальные навыки не всегда могут получить даже отличники училищной подготовки — придется все время совершенствоваться в профессии и идти вперед.

В целом пилотирование винтокрылых машин отличается востребованностью и неплохо оплачивается. Эта деятельность удовлетворит тех, кто любит путешествовать. Наконец, пилоты рано выходят на заслуженный отдых, что особенно актуально в современных условиях. Однако надо понимать, что полет на вертолете — это всегда риск и напряжение, нервное и физическое, причем опасность ждет вертолетчиков чаще, чем пилотов гражданских самолетов. Особенно этот последний момент характерен для экипажей, вылетающих на различные происшествия, служащих в полиции и армии.

Никакой гарантии успешного прохождения очередной медицинской комиссии нет. Более того, требования медицинского контроля со временем будут только ужесточаться. Вылетать придется регулярно, и эта работа не для домоседов. Часты, даже у пилотов пассажирских регулярных авиалиний, незапланированные полеты — о других специализациях и говорить не приходится.

Кто изобрел первый вертолет. Начало.

Гелиокоптер Леонардо да Винчи

Итак, в глубине веков, в эпоху возрождения в Италии, жил великий мыслитель, художник, естествоиспытатель Леонардо да Винчи (1452 – 1519гг). Фантазии неутомимого Леонардо заводили его так далеко, что многие его изобретения на века опередили время. Только представьте, в IV веке придумать велосипед, танк, махолет, подводную лодку, самоходную тележку, шарикоподшипник и многое другое. Среди рисунков да Винчи есть и диковинная конструкция с большим винтом на крыше – гелиокоптер. Справедливости ради стоит сказать, что это прародитель современного вертолета. Но к великому сожалению, большинство чертежей мыслителя так и остались на бумаге.

Если вы выбрали карьеру

Если вы решили, что авиация – это ваше призвание, и вы решили зарабатывать воздушными перевозками людей и грузов себе на жизнь, то вам нужно получить свидетельство коммерческого пилота.

Есть 2 варианта получения свидетельства коммерческого пилота в России: отучиться бесплатно в училище гражданской авиации, выпускники которого получают сразу коммерческого пилота, либо отучиться в АУЦ ГА, по сути дела это будет продолжение вашей учебы по программе пилота-любителя. Поступить в училище на бюджет можно до достижения 27 лет, если вы старше, то порядок суммы для получения желаемых корочек 57 тыс. $.

Также можно пройти обучение на CPL (commercial pilot license) заграницей. И здесь главное отличие в стоимости: так обучение в США вместе с перелетами, проживанием выйдет в сумму порядка 45 тыс. $.

Людей, которые выбрали для себя путь в авиацию через обучение на коммерческого пилота заграницей и последующую конвертацию лицензии в российские права немало. Основные трудности при трудоустройстве в российскую авиакомпанию в наличии образования, поскольку в России у пилота должно быть высшее образования, со специальностью «Пилот-Инженер». Поэтому, как правило, человека после учебы в штатах без наличия профильного образования отправляют на заочное отделение Питерского ГУ ГА, либо Ульяновское ВАУ ГА. Обычно обладатели соответствующих лицензий приходят к своему потенциальному работодателю и вопрос валидации или конвертации решают уже с ним. Отдельного поста заслуживает прохождение ВЛЭК для коммерческих пилотов: требования, предъявляемые к ним жестче, чем для любителей.

Ходовые устройства

Их можно использовать на вертолетах и конвертопланах. Многие модификации применяются с длинными стойками и широкой тарелкой. Несущие винты, как правило, находятся в верхней части автомата. Наклон по тангажу в данном случае зависит от ширины подвижного кольца. Проблемы с перекосом винтов у модификаций возникают очень редко.

Защитные втулки устанавливаются над переходником. Крепление к ротору происходит только через шарниры. При этом внутренние кольца часто применяются небольшого диаметра. Основная нагрузка у механизмов оказывается именно на стойки. Циклический шаг у лопастей не сильно высокий. Также стоит отметить, что модификации данного типа выделяются качественными блокираторами. Шаровые опоры на автоматах встречаются очень редко.

«Хелипорт Волен»

Инфраструктура одной из старейших вертолетных площадок была значительно модернизирована, полностью переоборудована и усовершенствована авиационно-техническая база нового Хелипорта. Теперь здесь доступны все виды услуг для вертолетчиков с неизменным качеством и высокими стандартами безопасности, принятые во всех Хелипортах России.

В «Хелипорт Волен» проводятся экскурсионные полеты. Удачное местонахождения комплекса располагает к активному отдыху. Вертолетную прогулку можно совместить с катанием на лыжах и другими спортивными развлечениями крупнейшего в Московском регионе горнолыжного парка Волен, который находится всего в нескольких метрах от Хелипорта.

Экскурсии проводятся на вертолетах Robinson.

Стоимость:«Небо для двоих» — 19000 руб.«Подари небо» — 12700 руб.«Подмосковная Швейцария» — 19000 руб.«Жемчужины Подмосковья» — 102000 руб.«Усадьба Абрамцево и Троице-Сергиева Лавра» — 25300 руб.«Вертолетный круиз» — 19000 руб.«Подмосковная Палестина» — 37900 руб.Ознакомительный полет — 12750 руб.Свадебный полет — 12700 руб.

Обучение в аэроклубе

Как стать пилотом? Любой специалист должен постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. Тут на помощь приходят различные курсы, организованные в аэроклубах, где опытные преподаватели расскажут о новинках в области авиации и проконтролируют пробные полёты.

Если человек намерен стать пилотом-любителем, то ему достаточно пройти полный курс в аэроклубе без начального обучения в Академии гражданской авиации. Однако Росавиация требует большой объём практических и теоретических знаний от пилотов аэроклуба.

На первом же занятии новичку предложат совершить пробный полёт вместе с инструктором и расскажут о работе основных приборов на панели управления самолёта.

Теоретическую подготовку пилот должен будет освоить самостоятельно, так как обучение в аэроклубах в большей степени направлено на практику и налёт часов.

По окончании курса новоиспечённый пилот проходит медицинскую комиссию ВЛЭК ГА (врачебно-лётная экспертная комиссия) на профпригодность.

Важно знать, что только аэроклубам, имеющим все необходимые сертификаты и лицензии, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности в рамках действующего закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector