Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
Содержание:
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Преподаватель-лектор
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Экономика образования
Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения
Преподаватель-ученый
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Преподаватель-методист
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Преподаватель-администратор
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Подготовка
Школьную олимпиаду Учитель школы будущего организовывают преподаватели Московского городского педагогического университета. В перечне олимпиад, который утверждает Министерство образования и науки РФ, данное мероприятие имеет второй уровень. Это дает определенные преимущества для призеров. Они имеют право поступления в МГПУ выбрав любую специальность, минуя конкурс, до начала первой волны вступительных экзаменов.
Правда, существует одно обязательное условие для получения такого преимущества – необходимо набрать не менее 75 баллов при сдаче ЕГЭ по иностранному языку. У организаторов есть партнер, который для первых девяти обладателей дипломов первой, второй и третьей степени, при предоставлении оригинала аттестата, дает сертификат. Обладание сертификатом позволит пройти курсы иностранных языков на Мальте или Великобритании. Если победители или призеры данной олимпиады поступают в другое учебное заведение, то льготы могут существенно отличаться.
Олимпиада проводится в два этапа: заочный тур и очный тур, и осуществляется по заданиям, которые составлены на основании общеобразовательной программы. Рабочий язык проведения олимпиады – русский. Участие в отборочном – заочном туре, не предполагает личного присутствия участника в институте организатора, а вот заключительный этап проходит в университете Москвы.
Олимпиада школьников Учитель школы будущего 2019-2020 состоит из трех отдельных конкурсов, в первом из которых могут принимать участие ученики со второго по четвертый класс, изучающие английский, французский, а также немецкий языки. Участники второго конкурса являются учащимися с пятого по седьмой класс и изучают английский, немецкий, китайский и французский языки. Третий конкурс представляют учащиеся старших классов, с восьмого по одиннадцатый, которые изучают английский, немецкий, французский, китайский и японский языки.
Участие и регистрация
Все участники отборочного этапа должны в обязательном порядке зарегистрироваться на сайте организатора. Более подробно механизм прохождения регистрации рассмотрим ниже.
Три следующих раздела, «Дополнительная информация об имени», «Интересы», «Необязательное», заполняются по желанию, т.е. они не являются обязательными к заполнению.
Следующий раздел является наиболее важным для участника. Он так и называется «Участник олимпиады». Здесь следует каждое поле этого раздела. Название региона/субъекта РФ следует выбрать из открывающегося списка, а наименование и номер учебного заведения можно заполнить как в сокращённом виде, используя аббревиатуру, так и полное наименование. Поле «Класс» следует так же, как и регион, выбирать из открывающегося списка. После согласия на обработку персональных данных, которую следует отметить галочкой, следует нажать на клавишу «Обновить профиль», после чего система перенаправляет на страницу, где отражены персональные данные участника.
Следующим этапом регистрации является запись на школьников по иностранным языкам «Учитель школы будущего».
Для этого в левой верхней части экрана следует нажать клавишу «В начало» и на открывшейся странице находится и выбирается нужный курс. Нажатием кнопкой мыши на этот курс, участник попадает на следующую страничку, на которой подтверждаем выбранный курс. Нажатием клавиши «записаться на курс» завершает регистрацию.
После успешно завершенной регистрации, участнику становится доступна все информация о предстоящей олимпиаде, он может изучить регламент проведения мероприятия, положение об олимпиаде, узнать последние новости и изменения. В качестве проверки своего уровня знаний существует возможность порешать задания прошлых олимпиад,
Также через интернет выполняются задания заочного отборочного тура олимпиады. Существует только одна возможность выполнения задания отборочного тура, второго шанса выполнить задания не предоставляется. Самые младшие участники олимпиады должны выполнить все задания не более, чем за 40 минут. Учащимся 5-х – 7-х классов, ввиду более сложного задания, дается 90 минут на выполнение заданий, а старшеклассникам, которые выполняют задание на английском, французском или немецком языке, выделено 1 час 45 минут. При выполнении старшеклассниками заданий на китайском или японском языке, выделяется 120 минут.
Для прохождения на второй, очный участник должен набрать определенное количество баллов. Проходной балл устанавливает только Организационный комитет олимпиады. Обычно, на заключительный этап олимпиады пробиваются не более половины всех участников. Победителей и призеров олимпиады определяет жюри олимпиады.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
Цифровая грамотность
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Аналитические способности
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
Умение учиться
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Экономика образования
Глава Coursera Джефф Маджионкальда: «Учиться придется всю жизнь»
Эмоциональный интеллект
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста
Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов
Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Организационные навыки и проектное мышление
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков
Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!