Кто такой машинист поезда ржд

Содержание:

Личностные качества профессии машинист тепловоза

Тепловоз это транспортное средство повышенной опасности

Оно требует повышенного внимания и предельной осторожности не только со стороны водителя, но и со стороны других участников дорожного движения. Таким образом, самыми главными качествами для машиниста тепловоза являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность

Специалист должен быть готов к длительному нахождению за пультом управления, при этом он не должен терять сосредоточенность.

При подобной работе стрессовые ситуации не будут редкостью, поэтому машинист должен уметь сохранять спокойствие, а в случае возникновения нестандартных ситуаций не терять хладнокровия и действовать по инструкции.

Кроме того, машинист работает в паре с помощником, который чаще всего неопытный машинист. Поэтому ему необходимо уметь общаться, объяснять рабочие моменты, принципы устройства того или иного механизма.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.



Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Описание профессии

Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik

Машинист электровоза – это квалифицированный рабочий. Он имеет все необходимые знания и навыки для проведения технического обслуживания, ремонтных работ, а также эксплуатации электровоза. В его обязанности входит весьма процесс подготовки машины к выходу на маршрут. Для того, чтобы убедиться в работоспособности вверенной ему техники, машинист проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы.

Для получения допуска к самостоятельной работе машинисту электровоза необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна выявить отсутствие противопоказаний к работе. Впоследствии осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. У него будут проверять зрение, рефлексы, мелкую моторику. Также будут брать анализ крови, если в нем будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе. Более того, специалиста будут ожидать взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист проходить регулярно, согласно графику. Однако, если возникнет внештатная ситуация или будет приобретено новое оборудование, будут проведены внеплановые инструктажи. По их итогам машинист сдает аттестацию. В случае неудовлетворительных результатов, он не может быть допущен к работе.

В паре с машинистом электровоза работает помощник машиниста. Чаще всего эту функцию исполняет молодой специалист без опыта работы. Таким образом он проходит стажировку, перенимая у более опытного коллеги знания и практические навыки. Обычно стажеров прикрепляют к сотрудникам, которые имеют опыт работы в качестве машиниста более трех лет. А сама стажировка в среднем длится около трех месяцев. Кроме того, неопытные специалисты также отрабатывают свои практические навыки на специальных тренажерах под руководством машиниста-инструктора.

Машинист электровоза может допустить присутствие в кабине только следующих лиц: машиниста-инструктора, помощника машиниста, который перенимает опыт по вождению поезда. Этот же принцип действует и при передаче управления. Доверить управление локомотива можно либо машинисту-инструктору, либо помощнику машиниста.

Машинист электровоза не имеет права во время своей смены покидать локомотив. Если же подобная необходимость возникает, ее следует согласовать с поездным диспетчером или дежурным по станции.

Что нужно для того, чтобы стать машинистом?

Для того, чтобы стать машинистом, высшее образование иметь не нужно, но профессиональная подготовка является обязательной. У тех, кто хочет стать машинистом, есть два варианта – получить начальное профессиональное образование в железнодорожном колледже или среднее образование в этом же учебном заведении, но по другой специальности

Начальное образование означает, что выпускник получает специальность помощника машиниста (но нужно обратить внимание на один нюанс – в эту категорию включаются сразу три специальности – это помощник машиниста локомотива, тепловоза или электровоза, что, соответственно, повлияет и на дальнейшее трудоустройство)

Среднее образование позволяет получить квалификацию техника, но работать обычно все равно начинают с должности помощника машиниста. Кроме того, помимо наличия соответствующего образования, есть и другие требования. В первую очередь это хорошее физическое и ментальное здоровье.

История машиниста

Кандидат на должность машиниста обязательно должен пройти медкомиссию перед приемом на работу, а еще сдать экзамен для подтверждения квалификации. После этого его берут в депо на стажировку, которая длится несколько месяцев. По ее итогам машиниста могут взять на постоянную работу, если его непосредственный руководитель напишет соответствующую рекомендацию.

Профессия машинист локомотива — плюсы и минусы

Положительными сторонами профессии машиниста локомотива являются достойная заработная плата, социальный пакет, наличие льгот, медицинского обслуживания. Ну и как же без романтики, которая заключается в поездках в различные места по территории всей страны.

К минусам стоит отнести то, что работа машиниста является сменной. Смены могут приходиться как на дневное и ночное время, так и на праздники, а иногда и выходные. Кроме того, длительность нахождения в поездке машиниста локомотива строго-настрого ограничена длительностью его смены, поэтому приходится оставаться на ночлег в домах отдыха локомотивных бригад, после чего ожидать возможности возврата на исходную станцию.

Машинист постоянно находится под воздействием вибрации, ускорений и магнитного поля. Например, работая на электровозе переменного тока, а это целых 25 тысяч вольт, тело машиниста постоянно находится под воздействием сильного магнитного поля. Электровозы постоянного тока работают под напряжением 3 тысячи вольт, что тоже негативно сказывается на здоровье машиниста с течением времени.

Также к минусам можно отнести, так называемые явки, которые могут быть назначены в любое время дня и ночи, например, в 2-3 часа ночи, что является очень неудобным.

Сколько зарабатывают машинисты поездов в России

Начинающему специалисту придется обходиться заработком от 20 000 руб. С мастерством и опытом эта цифра будет расти и может преодолеть 100-тысячный барьер. Средняя зарплата водителя локомотива – 58 тыс. руб. Машинисты США зарабатывают 5 000 $, а Украины – 448 $.

Машинист поезда – очень ответственная работа, не требующая корочек об окончании высшего учебного заведения и к тому же высокооплачиваемая.

Так, сколько же зарабатывает машинист поезда? Средняя зарплата специалиста этой профессии в России составляет 58 000 руб. при минимальной в 31 500 руб. и максимальной в 162 500 руб., это на 30% выше средней начисленной заработной платы за май 2018 г. Если произвести несложные расчеты, это:

Таб. 1. Сколько зарабатывает водитель поезда в России в 2018 году

Рублей
В год 696 000
В день 2 900
В час (при 40-часовой рабочей неделе) 364
В минуту 6
В секунду 0,1

Специалистов, которые осуществляют управление машинами промышленного, горнодобывающего, строительного и транспортного назначения, называют машинистами. На железнодорожном транспорте, где существует особо напряженный режим труда, связанный с безопасностью и ответственностью машинистов, у них есть помощники.

Обследование заработной платы отдельных профессиональных групп

Согласно результатам последнего наблюдения Росстата, на октябрь 2017 г. получены следующие данные:

Таб. 2. Средняя начисленная заработная плата водителей локомотивов

Рублей
Всего 51 367
из них:
тарифный заработок 27 312
выплаты по районному регулированию 10 010
другие выплаты 14 045

Справочно: Не меньше машинистов зарабатывают и дальнобойщики.

Личностные качества профессии машинист тепловоза

Тепловоз – это транспортное средство повышенной опасности

Оно требует повышенного внимания и предельной осторожности не только со стороны водителя, но и со стороны других участников дорожного движения. Таким образом, самыми главными качествами для машиниста тепловоза являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность

Специалист должен быть готов к длительному нахождению за пультом управления, при этом он не должен терять сосредоточенность.

При подобной работе стрессовые ситуации не будут редкостью, поэтому машинист должен уметь сохранять спокойствие, а в случае возникновения нестандартных ситуаций не терять хладнокровия и действовать по инструкции.

Кроме того, машинист работает в паре с помощником, который чаще всего неопытный машинист. Поэтому ему необходимо уметь общаться, объяснять рабочие моменты, принципы устройства того или иного механизма.

Особенности профессии

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Работодатель будет отвечать за всех

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / hab.mk.ru

В Свердловской области введена обязательная вакцинация для сотрудников определенных категорий. Не позднее 1 ноября первый компонент вакцины должны поставить свердловчане от 18 лет – работники сферы образования, услуг (предприятий торговли, банков, заведений общепита, транспорта, почты, гостиниц, парикмахерских, прачечных, химчисток, фитнес-центров, театров, кинотеатров, спортивных сооружений), а также государственные и муниципальные служащие. Не позднее 1 декабря эти категории граждан должны поставить второй компонент вакцины.

Ответственность несет работодатель. Если он этого не делает, то подвергается административному наказанию в виде штрафа. Это может быть сделано повторно, в случае если и это не привело к изменениям, могут последовать серьезные санкции, связанные с отстранением от руководящей должности», – рассказал на брифинге Павел Креков.

Следить за выполнением требований будет управление Роспотребнадзора по Свердловской области, там же будут приниматься решения о наказании.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

  1. техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

  2. смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

  3. сцепка и расцепка локомотива;

  4. помощь машинисту в маневровых работах;

  5. наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

  6. подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

  7. работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Какие предусмотрены льготы в 2019 году

Работники железной дороги в 2019 году могут пользоваться такими трудовыми льготами:

  • оплачиваемое высшее образование или курсы повышения квалификации (без отрыва от рабочего процесса);
  • бесплатный проезд в поездах РЖД в оба конца дважды в год;
  • предоставление жилья, согласно договору РЖД;
  • повторное трудоустройство при условии призыва в армию не позднее чем через 3 месяца после увольнения;
  • нельзя увольнять обоих членов семьи, которые работают на железной дороге (за исключением полного закрытия филиала);

РЖД постоянно улучшает условия труда, чтобы увеличить мотивацию своих рабочих.

Чем занимается машинист?

Стоит иметь ввиду, что машинисты имеют разделение на различные технические специализации.

В связи с этим они выполняют соответствующие профессиональные обязанности.

  • Машинист конвейерной линии, занимается управлением элеваторных систем, погрузочных линий. Здесь в круг обязанностей специалиста входит контроль за всеми рабочими узлами и элементами технических систем.
  • Машинист поезда и электропоезда выполняет управлением локомотива, выполнением безопасной транспортировки грузов и людей по железнодорожным путям;

В самом начале профессионального пути машинист начинает с роли помощника. Это необходимо для наработки опыта и квалификации, так как работа является сложной и требует особой подготовки специалистов.

Плюсы и минусы профессии машиниста

Эту профессию не назовешь престижной, но она относится к числу наиболее востребованных на рынке. Спрос на представителей данного направления есть всегда. К числу прочих преимуществ профессии относятся:

  1. достаточно высокий уровень оплаты труда,
  2. официальное оформление и достойный соцпакет,
  3. наличие различных льгот, в том числе и тех, что касаются медобслуживания.

К сожалению, отрицательных сторон у здесь тоже немало. К их числу относятся:

  1. высокая ответственность,
  2. сложный график работы, в том числе приходится работать и в выходные, и праздничные дни, что не всегда дает возможность побыть с семьей,
  3. высокий уровень стресса,
  4. риск развития профессиональных заболеваний из-за постоянного воздействия вибрации и магнитного поля,
  5. риск аварии, что связано не только с административной ответственностью и материальным ущербом, но и с получением травм.

Так что перед тем, как выбрать такую работу, нужно взвесить аргументы “за” и “против”.

Средняя зарплата машиниста поезда

Средний месячный заработок в России оставляет 50–70 тысяч рублей. В разных регионах Российской Федерации заработная плата различается и зависит от места работы. Например, водитель поезда, работающий в Пензе, получает не столько денег, сколько машинист локомотива, работающий в Ямало-Ненецком автономном округе.

Наиболее высокий заработок имеют машинисты локомотивов, работающие на севере, у того же машиниста поезда в Якутии размер заработной платы составляет порядка 95 000 рублей. В Москве и Московской области зарплата у машиниста колеблется от 60 000 до 100 000 рублей, а на Урале заработная плата машиниста равна 40– 55 тысяч рублей.

Какие критерии влияют на заработную плату

Доход, даже в одном регионе, различается между собой и зависит от многих факторов.

  1. В ОАО «РЖД» существуют 3 класса машиниста. Самый низкий класс – третий, присваивается, если машинист локомотива безаварийно работал в течение одного года. Машинисты третьего класса, кроме исключительных случаев, не могут заниматься перевозками пассажиров и привлекаются к работе по транспортировке грузовых вагонов. Второй класс – более высокий, он присваивается по истечении двух лет после присвоения третьего класса, если при этом машинист не допустил аварийных ситуации. Самый высокий – первый класс, для его получения необходимо иметь безаварийный опыт работы в течение двух лет после присвоения второго класса. При наличии специализированного железнодорожного образования (среднего специального или высшего) допускается сокращение стажа работы для получения более высокого класса до одного года. Имея более высокий класс, можно заработать на 30% больше относительно первоначального уровня заработной платы.
  2. Большое влияние на то, сколько зарабатывает машинист поезда, оказывает вид движения, на котором работает машинист тягового подвижного состава. Управляя локомотивом в поезде, перевозящем пассажиров, машинист получит большую заработную плату, чем управляя грузовым поездом. Еще меньший заработок будет у машинистов локомотива, занимающихся маневровой работой, то есть работой по перемещению вагонов на станции. Высокий уровень дохода у машинистов электропоездов, в том числе и скоростных («Сапсан», «Ласточка» и т.д.).
  3. Дополнительный заработок, около 40% от общей заработной платы, приносит работа в ночное время, а также общее отработанное количество часов и имеющиеся переработки.
  4. Более высокий уровень дохода возможен за счет выплаты дополнительных региональных надбавок. В регионах РФ он различается, так, например, в таких городах, как Челябинск, Екатеринбург или Тюмень, набавка к зарплате составляет 15%, а за работу в Чукотском автономном округе можно получить доплату в размере 100%.

Обязательная вакцинация: что изменится для тех кто не будет делать прививку от коронавируса?

В Югре обязательной вакцинации подлежат работники медицинских, образовательных организаций, сотрудники социальных служб и многофункциональных центров, транспорта, сферы услуг, полицейские, коммунальщики, государственные и муниципальные служащие. А также вахтовики, лица в возрасте 60 лет и старше, люди с хроническими заболеваниями, призывники, жители социальных учреждений. Исключение составляют те, кому медики дадут отвод от вакцинации по состоянию здоровья.

Фото: murmansk.mk.ru

Работодателям Югры необходимо подготовить списки подлежащих вакцинации сотрудников. С 1 ноября граждане вышеуказанных категорий, не имеющие ни одной прививки от коронавируса, подлежат отстранению от работы. С 1 декабря данная мера коснется всех, кто не прошёл полный курс вакцинации двумя компонентами.

На Ямале обязательная вакцинация чуть мягче — не заставляют прививаться стариков и «хроников», разрешают непривитым работать дистанционно. Но суть остаётся той же: если не вакцинировался, то придётся искать иные источники доходов.

Профессиональные обязанности

Машинист РЖД выполняет такие функции:

  • управление разными видами поездов (пассажирские, грузовые) на различных маршрутах (пригородные или дальние), а также промышленными и маневровыми локомотивами;
  • маневрирование на станциях и в депо;
  • обеспечение стабильной работы всех узлов и механизмов для наиболее рационального движения поезда;
  • приемку и проверку технического состояния поезда локомотива перед рейсом;
  • мониторинг состояния контактной сети, сигналов светофоров, путей и показаний приборов;
  • постоянную связь с работниками, ответственными за перемещение транспортных средств;
  • соблюдение утвержденного графика движения;
  • контроль над посадкой/высадкой пассажиров;
  • обеспечение безопасной доставки людей и грузов в пункт назначения;
  • устранение неисправностей по ходу движения;
  • руководство локомотивной бригадой.

Это общие обязанности, которые выполняет машинист поезда, хотя в зависимости от места работы (метрополитен, горнодобывающее или промышленное предприятие) они могут несколько отличаться.

Профессиональные обязанности

В перечень обязанностей специалиста, управляющего электричкой, входит:

  • управлять транспортным средством на утвержденном маршруте,
  • корректировать скорость движения в зависимости от погодных условий и профиля путей,
  • совершать плановые остановки и оповещать о них пассажиров,
  • контролировать открытие и закрытие пневматических дверей,
  • контролировать состояние всех систем электропоезда,
  • устранять мелкие неполадки и информировать дежурного о серьезных проблемах,
  • обеспечивать безопасность перевозки,
  • руководить действиями своего помощника.

Задачи машиниста электропоезда могут несколько отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его разряда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector